87211

Проблемы оценки степени подготовленности учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Проблемы оценки степени подготовленности учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. В государственных стандартах педагогических вузов существуют учебные дисциплины где предполагается обучение студентов будущих учителей навыкам использования информационных технологий прикладных программных средств для создания обучающих курсов тестов слайд-фильмов по их предметам. Именно в силу этой необходимости возникла проблема проверки готовности учителей и особенно учителей преподающих в...

Русский

2015-04-17

40.27 KB

0 чел.


УДК 004(07)+371.3

Проблемы оценки степени подготовленности учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности2

Д-р физ-.мат. наук, профессор Хеннер Е.К.,

канд. экон. наук, доцент Аликина Е.Б.,

канд. физ.-мат. наук Катанова Т.Н.,

канд. пед. наук, доцент Шестаков А.П.,

Тохтуева Н.А.

Пермский государственный университет, Пермский государственный педагогический университет

Россия, г. Пермь, тел. 8-3422-12-74-76;

e-mail: shestako@pspu.ac.ru, alikina_kate@mail.ru

The paper consecrates problems of learning and applications of informatics’ technology in teacher’s professional activities. It contains the description of control materials which were created. These control materials are intended for high school teacher’s examination. Using these tests and practice tasks one should be able to define a teacher’s level on the modern informatics technologies.

В настоящее время, когда повсеместное использование информационных технологий является настоятельной необходимостью, и основы информационной культуры должны закладываться в общеобразовательной школе, учителя-предметники должны не просто уметь выполнять на компьютере простейшие операции, но и использовать информационно-коммуникационные технологии на своих уроках. Современные программные средства позволяют учителям более доступно и наглядно излагать сложный материал современных учебных курсов.

В государственных стандартах педагогических вузов существуют учебные дисциплины, где предполагается обучение студентов – будущих учителей навыкам использования информационных технологий, прикладных программных средств для создания обучающих курсов, тестов, слайд-фильмов по их предметам. Кроме того, многие современные прикладные программы имеют достаточно удобный и простой интерфейс, ориентированный на обыкновенного пользователя, а не на программиста. Это позволяет учителям любых направлений овладеть этим инструментарием и использовать его в своей повседневной деятельности. К числу таких доступных средств, наверное, стоит отнести в первую очередь пакет создания компьютерных презентаций Microsoft Power Point, который позволяет существенно повысить элемент наглядности при изложении нового материала. Очень полезно также использования возможностей глобальных компьютерных сетей для развития познавательной и творческой деятельности учеников, например, использование в практике обучения метода телекоммуникационных проектов.

Таким образом, современный учитель имеет возможность применять современные информационные технологии на своих уроках, а необходимость этого диктует сама жизнь. Именно в силу этой необходимости возникла проблема проверки готовности учителей, и особенно учителей, преподающих в профильной (старшей) школе, к применению современных информационных технологий.

Авторы считают, что современные школьные учителя должны не только свободно ориентироваться и иметь наработанные навыки работы с информационными технологиями, но и знать основные вопросы теории информации, понимать архитектуру современных компьютеров, уметь ориентироваться в огромном количестве современного программного обеспечения и тому подобное.

Творческим коллективом под руководством профессора Хеннера Е.К. была разработана система подготовки контрольно-измерительных материалов для проверки учителей и сам контрольно-измерительный комплекс. В систему вошли: структура и набор диагностируемых требований, включающий тесты, практические задания и контрольные вопросы по следующим направлениям:

  1.  физико-математическое;
  2.  естественнонаучное;
  3.  социально-экономическое;
  4.  гуманитарное;
  5.  технологическое (поскольку в Концепции [1] по технологическому профилю представлен только раздел информационных технологий, то именно на него и ориентирована соответствующая часть настоящей работы).

Эти направления определялись современной ориентацией профильных классов общеобразовательной школы. Авторами были выполнены следующие работы.

  1.  Разработаны принципы формирования диагностируемых требований к общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  2.  Сформулированы диагностируемые требования для определения общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  3.  Создана система тестов для измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  4.  Разработана система вопросов для получения ответов в свободной форме для дополнительного измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  5.  Адаптирована сетевая программа для тестирования уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.

Принципы формирования диагностируемых требований и разработки контрольно-измерительных материалов согласно [2] опираются на разделение учебного плана школы на две части: базисный учебный план и профильные курсы для старшей школы. Учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные курсы, элективные курсы.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки — в филологическом профиле; право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.

Отметим еще две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.

Согласно обозначенной программе в настоящей работе разработаны материалы для проверки информационно-коммуникационной компетентности учителей, обеспечивающих проведение профильных общеобразовательных курсов. Предполагается, что такие курсы будут активно поддержаны информационными технологиями, в них там, где в этом есть необходимость, будут использованы возможности существующего программного обеспечения. А для этого учителя должны владеть как базовыми, так и некоторыми специфическими знаниями и навыками работы с компьютером и программным обеспечениям.

Поскольку предполагается, что компетентность в области информационно-коммуникационных технологий носит в большей степени практическую, нежели теоретическую направленность, то диагностируемые требования и контрольно-измерительные материалы в значительной мере ориентированы на практику.

В силу вышесказанного выделены следующие разделы информационно-коммуникационных технологий, подлежащие оцениванию:

  1.  устройство и архитектура ЭВМ;
  2.  системное и прикладное программное обеспечение ЭВМ;
  3.  мультимедиа технологии;
  4.  информационные системы;
  5.  компьютерные сети и телекоммуникации;
  6.  информационно-коммуникационные технологии в профильном блоке.

Для каждого из профилей (естественнонаучного, физико-математического, социально-экономического, гуманитарного, технологического) по выделенным разделам информационно-коммуникационных технологий были представлены следующие материалы.

  1.  Описание принципов формирования диагностируемых требований к общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  2.  Диагностируемые требования для определения общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  3.  Вопросы для проверки информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  4.  Тесты закрытого типа (с выбором правильного ответа) для измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.

Литература

  1.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования — утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002
  2.  А.А.Кузнецов. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. — http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=42

2 Описываемая в статье работа выполнена по заказу Департамента образования и науки Администрации Пермской области


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6343. Екологічні фактори 132.5 KB
  Екологічні фактори Поняття про екологічні фактори, їх види Абіотичні фактори. Біотичні фактори. Антропогенні фактори. Дія екологічних факторів. I. ПОНЯТТЯ ПРО ЕКОЛОГІЧНІ ФАКТОРИ, ЇХ ВИДИ. В процесі еволюційного ро...
6344. Інтернет у системі джерел банківської, фінансової і підприємницької інформації 38.53 KB
  Інтернет у системі джерел банківської, фінансової і підприємницької інформації 1. Світовий ринок інформаційних технологій у фінансовій сфері. Розглянемо результати і перспективи розвитку ринку інформаційних технологій та нові тенденції. Слід відміти...
6345. Основні законодавчі акти, норми та правила, що регулюють умови праці та її охорону в Україні 130 KB
  Основні законодавчі акти, норми та правила, що регулюють умови праці та її охорону в Україні Конституція України - основа всього законодавства країни, прийнята 28 червня 1996 року. Вона містить ряд статей, які стосуються питань охорони праці, з...
6346. Юрист, як представник фізичних і юридичних осіб в сфері кримінального судочинства 145.5 KB
  Зміст 1. Право особи на отримання кваліфікованої юридичної допомоги: конституційно та міжнародно-правові аспекти. 2. Правові підстави участі представника у кримінальному судочинстві. 3. Правові підстави участі захисника у кримінальному судочин...
6347. Міжнародний спортивний рух. Фізкультурно-спортивний рух в Україні 162 KB
  Міжнародний спортивний рух. Фізкультурно-спортивний рух в Україні Метою лекції є вивчення особливостей становлення та розвитку міжнародного спортивного руху та фізкультурно-спортивного руху в Україні. Завдання лекції: Виявити закономірності ст...
6348. Інформаційна система та її структура 129.5 KB
  Інформаційна система та її структура Мета: Дати поняття інформаційної системи, апаратної та програмної складової ІС Розглянути функціональну схему комп'ютера (принцип фон Неймана) Розглянути магістрально-модульний принцип будо...
6349. Оздоблення напівфабрикати в кондитерському виробництві, фаршів та начинки 87.5 KB
  Оздоблюючи напівфабрикати в кондитерському виробництві, фаршів та начинки Технологія приготування кремів: масляних, білкових, заварних. Оздоблення виробів кремом за допомогою гребінця, паперових корнетиків, кондитерських мішків з набором...
6350. Аналіз майна підприємства 180.5 KB
  Аналіз майна підприємства 1. Завдання, основні напрямки та інформаційне забезпечення аналізу майна підприємства 2. Аналіз структури, стану майна та динаміки джерел його формування 3. Основні етапи управління операційними необоротними активами...