87211

Проблемы оценки степени подготовленности учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Проблемы оценки степени подготовленности учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. В государственных стандартах педагогических вузов существуют учебные дисциплины где предполагается обучение студентов будущих учителей навыкам использования информационных технологий прикладных программных средств для создания обучающих курсов тестов слайд-фильмов по их предметам. Именно в силу этой необходимости возникла проблема проверки готовности учителей и особенно учителей преподающих в...

Русский

2015-04-17

40.27 KB

0 чел.


УДК 004(07)+371.3

Проблемы оценки степени подготовленности учителей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности2

Д-р физ-.мат. наук, профессор Хеннер Е.К.,

канд. экон. наук, доцент Аликина Е.Б.,

канд. физ.-мат. наук Катанова Т.Н.,

канд. пед. наук, доцент Шестаков А.П.,

Тохтуева Н.А.

Пермский государственный университет, Пермский государственный педагогический университет

Россия, г. Пермь, тел. 8-3422-12-74-76;

e-mail: shestako@pspu.ac.ru, alikina_kate@mail.ru

The paper consecrates problems of learning and applications of informatics’ technology in teacher’s professional activities. It contains the description of control materials which were created. These control materials are intended for high school teacher’s examination. Using these tests and practice tasks one should be able to define a teacher’s level on the modern informatics technologies.

В настоящее время, когда повсеместное использование информационных технологий является настоятельной необходимостью, и основы информационной культуры должны закладываться в общеобразовательной школе, учителя-предметники должны не просто уметь выполнять на компьютере простейшие операции, но и использовать информационно-коммуникационные технологии на своих уроках. Современные программные средства позволяют учителям более доступно и наглядно излагать сложный материал современных учебных курсов.

В государственных стандартах педагогических вузов существуют учебные дисциплины, где предполагается обучение студентов – будущих учителей навыкам использования информационных технологий, прикладных программных средств для создания обучающих курсов, тестов, слайд-фильмов по их предметам. Кроме того, многие современные прикладные программы имеют достаточно удобный и простой интерфейс, ориентированный на обыкновенного пользователя, а не на программиста. Это позволяет учителям любых направлений овладеть этим инструментарием и использовать его в своей повседневной деятельности. К числу таких доступных средств, наверное, стоит отнести в первую очередь пакет создания компьютерных презентаций Microsoft Power Point, который позволяет существенно повысить элемент наглядности при изложении нового материала. Очень полезно также использования возможностей глобальных компьютерных сетей для развития познавательной и творческой деятельности учеников, например, использование в практике обучения метода телекоммуникационных проектов.

Таким образом, современный учитель имеет возможность применять современные информационные технологии на своих уроках, а необходимость этого диктует сама жизнь. Именно в силу этой необходимости возникла проблема проверки готовности учителей, и особенно учителей, преподающих в профильной (старшей) школе, к применению современных информационных технологий.

Авторы считают, что современные школьные учителя должны не только свободно ориентироваться и иметь наработанные навыки работы с информационными технологиями, но и знать основные вопросы теории информации, понимать архитектуру современных компьютеров, уметь ориентироваться в огромном количестве современного программного обеспечения и тому подобное.

Творческим коллективом под руководством профессора Хеннера Е.К. была разработана система подготовки контрольно-измерительных материалов для проверки учителей и сам контрольно-измерительный комплекс. В систему вошли: структура и набор диагностируемых требований, включающий тесты, практические задания и контрольные вопросы по следующим направлениям:

  1.  физико-математическое;
  2.  естественнонаучное;
  3.  социально-экономическое;
  4.  гуманитарное;
  5.  технологическое (поскольку в Концепции [1] по технологическому профилю представлен только раздел информационных технологий, то именно на него и ориентирована соответствующая часть настоящей работы).

Эти направления определялись современной ориентацией профильных классов общеобразовательной школы. Авторами были выполнены следующие работы.

  1.  Разработаны принципы формирования диагностируемых требований к общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  2.  Сформулированы диагностируемые требования для определения общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  3.  Создана система тестов для измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  4.  Разработана система вопросов для получения ответов в свободной форме для дополнительного измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  5.  Адаптирована сетевая программа для тестирования уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.

Принципы формирования диагностируемых требований и разработки контрольно-измерительных материалов согласно [2] опираются на разделение учебного плана школы на две части: базисный учебный план и профильные курсы для старшей школы. Учебный план старшей ступени школы должен предусматривать возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные курсы, элективные курсы.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки — в филологическом профиле; право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т.д.

Отметим еще две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.

Согласно обозначенной программе в настоящей работе разработаны материалы для проверки информационно-коммуникационной компетентности учителей, обеспечивающих проведение профильных общеобразовательных курсов. Предполагается, что такие курсы будут активно поддержаны информационными технологиями, в них там, где в этом есть необходимость, будут использованы возможности существующего программного обеспечения. А для этого учителя должны владеть как базовыми, так и некоторыми специфическими знаниями и навыками работы с компьютером и программным обеспечениям.

Поскольку предполагается, что компетентность в области информационно-коммуникационных технологий носит в большей степени практическую, нежели теоретическую направленность, то диагностируемые требования и контрольно-измерительные материалы в значительной мере ориентированы на практику.

В силу вышесказанного выделены следующие разделы информационно-коммуникационных технологий, подлежащие оцениванию:

  1.  устройство и архитектура ЭВМ;
  2.  системное и прикладное программное обеспечение ЭВМ;
  3.  мультимедиа технологии;
  4.  информационные системы;
  5.  компьютерные сети и телекоммуникации;
  6.  информационно-коммуникационные технологии в профильном блоке.

Для каждого из профилей (естественнонаучного, физико-математического, социально-экономического, гуманитарного, технологического) по выделенным разделам информационно-коммуникационных технологий были представлены следующие материалы.

  1.  Описание принципов формирования диагностируемых требований к общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  2.  Диагностируемые требования для определения общей информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  3.  Вопросы для проверки информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.
  4.  Тесты закрытого типа (с выбором правильного ответа) для измерения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей профильных классов общеобразовательной школы.

Литература

  1.  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования — утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002
  2.  А.А.Кузнецов. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. — http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=42

2 Описываемая в статье работа выполнена по заказу Департамента образования и науки Администрации Пермской области


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45468. Эффективное управление технологических процессов с использованием методов теории автоматического управления (ТАУ) 105.5 KB
  Однако различие методов идентификации этим не исчерпывается. Методы идентификации технологических процессов различаются кроме того в зависимости от наличия той или иной априорной информации о процессе а также делятся на активные и пассивные. Активные методы идентификации основаны на проведении специальных заранее спланированных экспериментов позволяющих проводить целенаправленное изучение исследуемых свойств процесса. Как показывает опыт пассивные методы идентификации технологических процессов на действующих производствах с экономической...
45470. Информационно-измерительные системы и АСУТП 238 KB
  Помехи в системах связи ИВС. Помехи в системах связи ИВС Материал из Пермский Студенческий Портал. Перейти к: навигация поиск Помехи в системах связи ИВС.3 По соотношению ширины спектра сигнала и помехи 1.
45471. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 47 KB
  Для любой технологии могут быть выделены цель предмет и средства. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости. Методология любой технологии включает в себя: декомпозицию производственного процесса на отдельные взаимосвязанные и подчиненные составляющие стадии этапы фазы операции; реализацию определенной последовательности выполнения операций фаз этапов и стадий производственного процесса в соответствии с целью технологии;...
45472. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 75.5 KB
  При разработке и использовании сетей для обеспечения совместимости используется ряд стандартов объединенных в семиуровневую модель открытых систем принятую во всем мире и определяющую правила взаимодействия компонентов сети на данном уровне протокол уровня и правила взаимодействия компонентов различных уровней межуровневый интерфейс Международные стандарты в области сетевого информационного обмена нашли отражение в эталонной семиуровневой модели известной как модель OSI Open System Intercongtction связь открытых систем...
45473. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ 62 KB
  Широкая альтернатива принимаемых решений приводит к необходимости использования разнообразных математических моделей Создание документов сводок отчетов заключается в преобразовании информации в формы пригодные для чтения как человеком так и компьютером. Принятие решений в условиях определенности. Поэтому между выбранной стратегией использования ресурсов и конечным результатом существует однозначная связь откуда следует что в условиях определенности достаточно использовать решающее правило для оценки полезности вариантов решений...
45474. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 1.07 MB
  В настоящее время определяющим направлением реализации этой операции является концепция базы данных склада хранилища данных. База данных может быть определена как совокупность взаимосвязанных данных используемых несколькими пользователями и хранящихся с регулируемой избыточностью. Банк данных система представляющая определенные услуги по хранению и поиску данных определенной группе пользователей по определенной тематике. Система баз данных совокупность управляющей системы прикладного программного обеспечения базы данных...
45475. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 52.5 KB
  Важным признаком который необходимо учитывать при разработке и внедрении информационных технологий является отношение человека к информации. Основной задачей операции представления информации пользователю является создание эффективного интерфейса в системе человек компьютер. При этом осуществляется преобразование информации в форму удобную для восприятия пользователя.
45476. Базовые информационные технологии МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ 30 KB
  Достигнутый технологический базис основан на использовании нового стандарта оптического носителя DVD Digitl Verslite Video Disk Использование DVD позволило реализовать концепцию однородности цифровой информации. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации. Такие значительные объемы при реализации аудио и видеорядов определяют высокие требования к носителю информации видеопамяти и скорости передачи информации.