87213

Развитие пользователя персонального компьютера средствами физической культуры

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает ряд проблем дает толчок к развитию новых областей исследования и естественно приобретает особую актуальность. В результате понижается психическая работоспособность что накладывает негативный отпечаток на их успеваемость в учебной деятельности. Соответственно они встречают затруднения при организации своей физкультурноспортивной деятельности в регулировании поведения. В результате ущербности развития у него сужается круг интересов сокращается участие в...

Русский

2015-04-17

46.21 KB

0 чел.


УДК 378.937:796/799

 

Развитие пользователя персонального

компьютера средствами физической культуры

Д-р пед. наук, проф. Макеева В.С.

Орловский государственный технический университет

Россия г. Орел, тел. 086 –41-98-51; e-mail: kfp@ostu.ru

The problems of occurrence at the modern young people of frustration of mentality and physical qualities connected to intrusion into their life of means, reduction of their implement activity and arisen need of correction of condition are considered. In work the problems of formation of physical culture of the student, ways of transition to independent employment(occupations) by physical exercises are opened.

Персональные компьютеры и видеодисплейные терминалы прочно обосновались в офисах, на производстве, в быту, вошли в жизнь наших детей уже в дошкольном возрасте. Во многих детских садах оборудованы компьютерные классы, в программу подготовки детей к школе входит обучение компьютерной грамоте, в средних и высших учебных заведениях информатика является обязательным предметом. Использование компьютера может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которой передаются исполнительные интеллектуальные функции. Компьютеризация общества превратилась в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает ряд проблем, дает толчок к развитию новых областей исследования, и, естественно, приобретает особую актуальность.

Одной из важных педагогических проблем является соотношение объема информации, который может предоставить компьютер пользователю (ученику) и объема сведений, которые он может мысленно охватить, осмыслить и усвоить. Медицинские аспекты определяются неблагоприятным влиянием на здоровье работающих с компьютерной техникой, людей. Биологические аспекты связаны с ограничением природных возможностей человека. Исходя из предпосылок новых образовательных тенденций, система профессиональной подготовки должна представлять собой непрерывное, социально-нравственное, общекультурное и профессиональное развитие личности как целостность. Совокупность выявленных проблем ставит на первый план решение задач нравственного, физического и психологического здоровья личности.

Компьютеризация процесса обучения обеспечивает большой информационный поток, насыщенность информации фактами, что позволяет быстрее проходить этапы систематизации и классификации, подводить фактологию под понятия и переходить к выявлению различных сущностей. Работая с моделирующими программно-педагогическими средствами, пользователь может создавать различные объекты, до беспредельных масштабов расширять пространство психофизиологического экспериментирования, которое в реальной жизни связано с жесткими ограничениями и запретами.

Вместе с тем, процесс увиденного и выполненного за компьютером не обеспечивает появления социального опыта, высока вероятность ошибочных взаимодействий с людьми, что способствует накоплению агрессивности, страхов и тревог, которые могут усугубляться природными особенностями (возбудимостью и силой эмоций) и формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Кроме того, при работе за компьютером, как и при любой другой работе, при которой человек длительно сидит, на его здоровье негативно влияет такой специфический фактор как гиподинамия. Любая поза при длительной ее фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата. Нефизиологическое положение различных частей тела приводит к застою крови во внутренних органах и капиллярах, а длительные монотонные движения вызывают усталость и ведут к физическому повреждению суставов и сухожилий. При этом устают не только участвующие в работе мышечные группы, но и происходит образование устойчивых очагов возбуждения центральной нервной системы с компенсаторным торможением других её участков. В результате воздействия этих факторов, а также вследствие неправильного организованного режима труда, отдыха и питания у молодых людей возникает переутомление, эмоциональное, умственное и физическое перенапряжение, что ведет к истощению психологических ресурсов, дисбалансу гомеостаза и может способствовать серьезным заболеваниям.

Работа с клавиатурой компьютера напоминает игру пианиста и требует значительного напряжения мышц кисти и пальцев. Длительная монотонная работа на клавиатуре способствует снижению чувствительности периферических нервных окончаний на пальцах рук. К тому же вестибулярный аппарат неадекватно реагирует на изменения положения головы и туловища: человеку трудно сохранять равновесие, появляются неприятные ощущения и шум в ушах. Постепенно такие реакции становятся все более выраженными и повторяются все чаще. Затем приходит вялость, начинаются судороги кистей рук, теряется тонкая координация движений пальцев. По результатам исследований ряда специалистов, заболевания, обусловленные травмой повторяющихся нагрузок, представляют собой постепенно накапливающиеся недомогания.

Педагогические наблюдения за студентами и сотрудниками технического университета и анкетный опрос показали, что длительная работа за компьютером вызывает боли и потерю чувствительности в руках (запястье и плечо) а также, в плечевой и шейной области, которые сопровождаются мышечными судорогами, головными болями, бессонницей.

Таким образом, мышечные расстройства являются следствием нарушения нервной регуляции, а возможно - и более глубоких нейродегенеративных процессов. Кроме того, мы предполагаем, что у соматически ослабленных студентов в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, т. е. более позднее или недостаточное, чем у здоровых молодых людей, формирование системы произвольных регуляций и эмоционально-волевой сферы.

По этой причине соматически ослабленные студенты нередко отличаются низким уровнем развития произвольного внимания, устойчивости внимания, снижением объема памяти и затруднением его процессов, повышенной утомляемостью. В результате понижается психическая работоспособность, что накладывает негативный отпечаток на их успеваемость в учебной деятельности. Эта категория студентов отличается недостаточной сформированностью волевых качеств, отсутствием самостоятельности, нерешительностью, упрямством, непоследовательностью действий, неумением преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам.

Наблюдения за подобными студентами свидетельствуют об их пониженной коммуникабельности. Они не умеют строить отношения с окружающими в виду своей эгоцентричности, отсутствия чувства долга, товарищества, замкнутости. Соответственно они встречают затруднения при организации своей физкультурно-спортивной деятельности, в регулировании поведения. Неумение целенаправленно и планомерно организовать свою учебную и трудовую деятельность, сочетать её с активным отдыхом и физической работой, приводит к тому, что у молодого человека не обеспечивается гармоническое развитие психических новообразований возраста и формирование здорового организма. В результате ущербности развития у него сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит отказ от нее.

Прямо или косвенно эффективность трудовой или учебной деятельности обусловлено функциональным состоянием, как интегральной характеристики функций и качеств человека. Исторически сложилось так, что человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель мобилизацией физических резервов. Освоение сфер трудовой и производительной деятельности способствует решению более сложных двигательных задач в их качественном отношении, обеспечивать автономность существования. Филогенетически нервная система формировалась в теснейшей связи с двигательным аппаратом, а все внутренние органы созданы так, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности функций движения.

Деятельность мышечной системы - это возможность человека перемещаться в пространстве, все двигательные действия, необходимые для выполнения рабочих операций, в том числе мануальная (ручная) работа, а также специальные двигательные действия, которые человек придумал для подготовки к труду и организации своего свободного времени (досуг, физическая культура, спорт и др.). Поскольку активная физическая деятельность при выполнении рабочих операций оператора компьютера отсутствует, то вопрос организации специально организованной мышечной деятельности для нормального функционирования организма стоит достаточно остро.

Несмотря на очевидную эффективность использования физической культуры и спорта для оздоровления и коррекции жизненной стратегии, в действительности мало кто из студентов добровольно реализует их в своей жизни. Степень повышенной невротичности и психологического нездоровья не позволяют им правильно сделать выбор в пользу пристального внимания к своему телу и движениям.

Профессиональное саморазвитие студента в физическом воспитании основывается на создании благоприятной «социальной ситуации развития студента». Накапливаемая на занятиях энергия, «чисто физического характера», составляет тот «фундамент», на котором при переключении вида деятельности зарождается интеллектуальное здание решения теоретических и практических задач, окрашиваемое эмоциональными красками его видения. В процессе выполнения физических упражнений обеспечиваются условия для приобретения двигательного опыта и способов действительной, а не мнимой самореализации, управления психофизическим состоянием, преодоления трудностей физической и психической нагрузки. Природные механизмы саморазвития в физическом воспитании (движение и чувствование) ослабляют оппозицию профессиональной подготовки и интеллектуальной культуры к физической культуре, создают условия духовного и интеллектуально-творческого развития.

Оптимальное количество полезной мышечной работы следует рассматривать в основном с двух позиций: интенсивной работы в короткий промежуток времени, либо работы того же объема, но растянутой во времени. Результат в обоих случаях будет примерно одинаков. Мышечная работа с ярко выраженной динамикой — это та наработка резервного количества здоровья, которое можно рассматривать как, «запас биологической прочности» нашего организма (относится ли он к мощности сердечной мышцы, силовой выносливости скелетной мускулатуры или силе мышцы, управляющей, например, положением хрусталика глаза).

Мышечная работа характеризуется еще одним очень важным параметром, — насколько в этой работе выражена динамика (сила в движении). Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий и напряжения, возникающие в мышцах, опосредованно (через сухожилия) передаются на локальные участки костей и, следовательно, на суставные соединения, поверхности которых состоят из хрящевой ткани. Чем выше степень мышечного напряжения, тем больше сказывается его воздействие на структуре связок и суставов. Поэтому просто мышечная работа, без выраженной динамики и не адресованная конкретно определенной цели, имеет низкий полезный физиологический эффект.

В динамике мышечной работы большое значение имеет полнота движений, т. е. амплитуда пространственных перемещений костных рычагов. Полная амплитуда - это естественный диапазон подвижности суставов, позволяющий «проработать» их контактные поверхности. Для мышц — это максимальная амплитуда работы сократительных элементов мышечной ткани, при которой достигается наибольший физиологический коэффициент полезного действия.

Энергетическая стоимость процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого организма осуществляется на всех его уровнях: макробиологическом (сокращение элементов мышечного аппарата) и микробиологическом (биохимия обменных процессов). «Собственный обмен веществ» — это минимальное количество необходимых организму энергоносителей, обеспечивающих работу сердечной мышцы и тонус кровеносных сосудов, дыхательную функцию и тепловой баланс, работу центральной нервной и лимфатической систем и т. д. Наиболее крупным потребителем энергии является мышечная система. Особенность энергетики мышц заключается в том, что от их активности зависит регуляция интенсивности энергообмена: если мышцы расслаблены, то капилляры, по которым доставляются и передаются клеткам энергоносители, не задействованы в работе и обмен, практически отсутствует. Снижение интенсивности обмена веществ и скорости удаления продуктов распада приводят к постепенному накапливанию «шлаков» (продуктов распада) — одного из факторов старения.

Разработка системы мер по реализации мер оздоровления студента средствами физического воспитания и накопления его жизненного потенциала опирается на прочную материальную базу: центр функциональной диагностики, спортивный комплекс, базу отдыха, пищекомбинат. Комплексная активно-оздоровительная подготовка и реабилитация студента проводится непосредственно в учебном процессе либо в спортивно-оздоровительном лагере.

Основные подходы в реализации организационных мероприятий успешно реализуются в проведении занятий физической культурой с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности студента. Обучение методам самопознания способствует раскрытию новых психофизических качеств (настойчивости, целеустремленности и т. п.), оценке их изменений и психофункционального состояния под воздействием физической нагрузки, управлению эмоциональным и функциональным состоянием. В процессе занятий решаются следующие задачи психофизической подготовки:

  1.  защитить психику при стрессовых состояниях;
  2.  снять чувство тревоги и страха,
  3.  снять неуверенность в своих силах;
  4.  развить энергетическую и психическую саморегуляцию организма.

Таким образом, развитая любовь к своему телу и его движениям, умение почувствовать его и подчиниться его воле – прямая дорога к высшему переживанию, постижению бытия, психофизическому оздоровлению, личностному росту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75042. Широкая масленица 93 KB
  Тему для своего исследования мы выбрали не случайно, поскольку решили ставить коллекцию на тему «Масленица». Ведь для того, чтобы наиболее полно и достоверно отобразить народные обычаи в праздновании Масленицы на сцене, их нужно всесторонне изучить.
75043. Солнечная система и ее загадки 41 KB
  Происхождение Солнечной системы Современные методы исследования позволяют узнавать все новые и новые факты о Вселенной. Так до сих пор ведутся споры о происхождении Солнечной системы. Образование Солнечной системы из облака пыли и газа.
75044. Исторические личности периода Отечественной войны 1812 года 26.5 KB
  Задачи: Закрепить представления детей о том кто такие защитники Отечества полководцы. Познакомить детей с подвигами русских полководцев и с Бородинским сражением. Развивать речь детей обогащать словарь. Воспитывать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.
75046. Жизнь зайца в домашних условиях 260 KB
  В июне месяце, окашивая дачу, папа выкосил трех маленьких зайчат, двое из которых шустро убежали в траву, а вот самый маленький стал новым членом нашей семьи, чтобы он не погиб от лап своих врагов решили: маленького зайчонка спасти от гибели и, выкормив его, понаблюдать за процессом его роста в домашних условиях.
75047. Немецкие автомобили 934.5 KB
  Ich heiße Eshow Wlad. Ich lerne in der Klasse 6. Unser Thema heißt „Das Deutsche Auto“. Im Jahre 2011 (zwanzighundertelf) feierte das Auto sein Jubiläum. Es ist 125 (hundertfünfundzwanzig) Jahre alt. Der vorige Sommer von 7 (siebenten) Mai bis zum 10 (zehnten) September hieß „der Autosommer“.
75048. Русская и немецкая школы. Какие они? 984.5 KB
  Ich heiße Antonowa Anna. Ich lerne in der Klasse 6 «А». Ab 2. Klasse lerne ich Deutsch. Das ist mein Lieblingsfach. Besonders gefiel mir das Thema “Deutsche Schülen. Wie sind sie?” Darüber diskutieren wir viel mit unseren Mitschülern.