87216

Синтез субъективно нового знания как условие воспитания информационно-технологической культуры будущего экономиста

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

В настоящее время требования общества к образованию специалиста порождают необходимость в повышении качества его профессиональной подготовки. Это относится и к подготовке профессионалов в области экономических наук. Именно развитие экономического знания и его применение на практике в значительной мере способствует процветанию общества и стабильности страны в целом.

Русский

2015-04-17

43.64 KB

0 чел.


УДК 33:372.8

Синтез субъективно нового знания как условие

воспитания информационно-технологической

культуры будущего экономиста

Кандидат педагогических наук Воробьёв С.В.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Россия, г. Елец, тел. (07467)4-72-13, e-mail: ra3gl@gw-el.lipetsk.su

This article touches upon the problem of perfection professional training of future specialists of economic profile in the sphere of using neюw informative technologies. As one of the ways of improving quality of economist’s education, we understand the training of their informative and technological culture. And the main condition is the process of synthesis of subjective nюew knowledge.

В настоящее время требования общества к образованию специалиста порождают необходимость в повышении качества его профессиональной подготовки. Это относится и к подготовке профессионалов в области экономических наук. Именно развитие экономического знания и его применение на практике в значительной мере способствует процветанию общества и стабильности страны в целом.

Экономика как наука имеет связи со многими научными дисциплинами, в том числе, с информационными технологиями. Сегодня профессиональная деятельность специалиста экономического профиля не обходится без использования компьютерной техники, которая во многом упрощает и ускоряет обработку информационных потоков, повышает её качество. Для удовлетворения растущих потребностей будущих специалистов в знаниях необходимо уделять внимание не только изучению базовых экономических дисциплин, но и таких, например, как «Экономическая информатика», «Информационные системы в экономике», «Автоматизация решения учетных и аналитических задач» и других. Такие учебные предметы появляются в результате интеграции знания нескольких научных отраслей. В их содержании происходит синтез нового знания на основе исходного знания. Проблеме синтеза субъективно нового знания в педагогической науке уделяется еще недостаточно внимания. Более подробно эти попытки в историческом плане описаны в монографиях В.Е. Медведева и В.М. Александрова [1, 2]. Учитывая результаты, полученные другими авторами, мы пытаемся разрабатывать основные положения авторской концепции синтеза субъективно нового «информационно-технологического» знания. Мы рассматриваем процесс синтеза субъективно нового знания как условия воспитания информационно-технологической культуры будущего специалиста экономического профиля.

Под информационно-технологической культурой будущего экономиста мы будем понимать его личностное образованием, включающее: во-первых, фундаментальные информационно-технологические знания, являющиеся теоретической и методологической базой образования личности; во-вторых, умения специалиста, которые делают его пригодным к осуществлению профессионально-экономической деятельности; в-третьих, эмоционально-ценностное отношение к информационно-технологической деятельности; в-четвертых, личный опыт информационно-технологической деятельности; в-пятых, взаимодействие субъектов деятельности как носителей информационно-технологической культуры.

В предметной системе обучения, которая реализована в настоящее время в вузах, подготовка специалиста происходит «по частям», в соответствии с задачами и содержанием отдельных дисциплин, однако их общей целью является образование (воспитание) целостной личности. В этом, на наш взгляд, заключается основное противоречие современной системы профессионального образования – противоречие между целями и методами их достижения. Внутри предмета учебный материал делится до тех пор, пока его единица не станет доступной для усвоения, при этом, зачастую, может утеряться её смысл. Затем мы стремимся, используя другие методы, сформировать в сознании студента научную картину единого мира. В обучении постоянно взаимодействуют процессы дифференциации и интеграции, анализа и синтеза. Это может происходить спонтанно, однако более результативными будут управляемые процессы.

Основой для формирования содержания образования является наука. Поэтому совершенствование содержания образования можно связать с поиском дидактических эквивалентов интеграционных процессов в науке. Они могут быть получены сравнением структуры научной интеграции с моделью учебной деятельности, нахождением в ней аналогичных компонентов и инвариантов. Учебные дисциплины отличаются от научных объемом, глубиной изложения и формой представления, но не содержанием. При изучении учебной дисциплины ставится цель формирования в сознании студента субъективно нового знания. Под «субъективно новым знанием» мы, вслед за В.Е. Медведевым, понимаем «знание уже полученное в науке, но являющееся новым для конкретного студента – субъекта учебно-практической деятельности и познания» [1]. Интеграцию, в этом случае, можно определить как форму связи между дисциплинами.

При интеграции учебных предметов, по нашему мнению, нужно сделать упор на технологическую составляющую, а именно, разработать соответствующие педагогические технологии синтеза субъективно нового научного знания. Синтез субъективно нового знания, по нашему мнению, будет являться условием успешности интеграции и её основной целью. Кроме того, условием интеграции учебных дисциплин может выступать наличие общего предмета изучения, целей и средств обучения. Например, одним из условий интеграции дисциплин предметной подготовки экономиста и соответствующего компьютерного практикума можно назвать общие средства. Поясним это положение. Информационно-технологическая составляющая содержания образования будущего экономиста включает в себя как один из компонентов изучение компьютерной программы, автоматизирующей управление предприятием. Здесь не обойтись без использования средств информационных технологий, а именно – компьютера. С другой стороны, компьютер как средство и как предмет изучения рассматривается в информатике. В результате появляется связь двух дисциплин через использование общего средства и методику обучения.

Процесс синтеза субъективно нового знания выступает одним из основных механизмов воспитания информационно-технологической культуры студентов. В педагогической практике имели место ситуации, когда объединение учебного материала разных дисциплин в одном курсе не давало желаемых результатов. Причиной этому могло послужить то обстоятельство, что произошло механическое соединение частей, но не произошло синтеза знаний. Чтобы осуществить процесс межпредметного синтеза субъективно нового научного знания преподаватель должен создать для этого необходимые условия. Технологически данную процедуру можно осуществить в процессе переноса знания из одного учебного предмета в другой. Однако не каждый перенос знания приводит к синтезу субъективно нового знания. Должна быть создана проблемная ситуация, которая может быть разрешена только на основе получения нового для студента знания. Это служит мотивом для начала такой деятельности. Кроме того, должны быть сформированы исходные знания, которые являются основой для синтеза субъективно нового знания. Поясним это положение на следующем примере: рассмотрим процесс синтеза субъективно нового знания при изучении дисциплины «Информационные системы в экономике». Согласно с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки экономиста, ему необходимо знать и уметь работать как минимум с одной бухгалтерской (учетной) программой. В качестве такой программы возьмем широко распространенную в России автоматизированную систему ведения бухгалтерского учета «1С:Бухгалтерия», которая входит в комплекс программ управления предприятием «1С:Предприятие». Занятия по дисциплине «Информационные системы в экономике» проводятся после изучения студентами курсов «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет» и «Информатика». В каждом из этих курсов формируются определенные знания и умения: одни из которых относятся к бухгалтерскому учету, другие – к информатике.

Изучить систему автоматизации бухгалтерского учета – значит получить субъективно новое знание, которого нет ни в содержании курса «Бухгалтерский учет», ни в содержании курса «Информатика». Такое субъективно новое знание возникает в сознании студента на основе ранее сформированного в других дисциплинах знания. Следовательно, при определенных условиях должен происходить синтез нового для студента знания.

Курсы «Теория бухгалтерского учета» и «Информатика» можно рассматривать как пропедевтические по отношению к курсу «Информационные системы в экономике». При изучении пропедевтических курсов необходимо сформировать знания по осуществлению бухгалтерской деятельности, законодательной и нормативной базы, документального оформления хозяйственных операций, принципов формирования показателей бухгалтерской отчетности, методов оценки финансово-экономической деятельности предприятия; умения использовать систему знаний о принципах бухгалтерского учета для разработки и обоснования учетной политики предприятия, применять в конкретных ситуациях вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера, в том числе составлять проводки, начислять заработную плату, проводить учет товаров, материалов, начислять амортизацию основных средств и нематериальных активов и многое другое. В курсе информатики необходимо сформировать знания и умения использовать основные технические и программные средства реализации информационных процессов; общие принципы сбора, передачи, обработки и накопления информации; файловую структуру хранения информации; свободно владеть графическим интерфейсом операционной системы и основных программных продуктов; иметь понятие о базе данных; уметь работать с локальной и глобальной сетями; знать основные методы защиты информации и многие другие.

В процессе синтеза мы стремимся получить субъективно новое знание на основе приобретенного ранее. Для этого знания и умения, сформированные в учебных дисциплинах «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет» и «Информатика», актуализируются и переносятся на предмет изучения дисциплины «Информационные системы в экономике». В этот момент в сознании студента и должен произойти синтез субъективно нового знания. Если этого не произошло, то процесс оказался безрезультатен, его следует повторить, возможно, в новых педагогических и психологических условиях. Например, если студент после изучения «пропедевтических дисциплин» знает, что нужно делать для того, чтобы начислить заработную плату сотрудникам и как работать с интерфейсом пользователя программных продуктов, то при создании преподавателем определенных условий, он научится рассчитывать заработную плату в автоматизированном режиме.

Специфика подготовки будущих специалистов экономического профиля такова, что при этом используется помимо узкопрофессионального содержание множества других областей науки, например, математики, информатики, географии и других. Но, как уже отмечалось, знание по своей сути системно, отдельные не связанные определения не образуют системы знаний, которая так необходима современному специалисту. Знание не станет системным до тех пор, пока его компоненты изучаются невзаимосвязано. Поэтому мы считаем, что необходимо кооперировать усилия преподавателей, которые дают студентам специальные экономические знания с преподавателями других направлений, работающими со студентами данной специальности. Такое взаимодействие нескольких преподавателей дает высокое качество знаний студентов, так как в процессе системного обучения вырабатываются ассоциативные связи, которые характеризуют качество знаний.

Обычно преподаватели учебного заведения хорошо подготовлены только по своему предмету, они не нарушают свою автономию и мало интересуются проблемами хотя бы смежной кафедры. Уровень концептуальной подготовки таких педагогов может привести к серьезным издержкам в подготовке специалиста. В этом случае, при разделении комплексной системы знаний на отдельные части, происходит разрыв ценнейших связей, в результате чего во многом обесцениваются и сами эти части. Такие связи никогда не смогут появиться, если преподаватели общенаучных дисциплин не будут знать хотя бы на концептуальном уровне содержание той специальности, к которой готовят студента. Они просто не смогут объяснить студентам то, как в их специальности будет использоваться тот или иной предлагаемый материал. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, также мало обращаются к смежному материалу, так как он, по их мнению, не имеет прямого отношения к специальности. Следовательно, в сознании студента в большинстве случаев необходимого синтеза знаний не происходит. Этот вывод подтверждается так же психологами, которые утверждают, что без мысленного объединения содержательных компонентов учебного материала в некоторые комплексы, например, связанные с данной специальностью, вероятность возникновения межпредметных ассоциаций практически равна нулю.

В процессе формирования субъективно нового знания, так или иначе, задействовано мышление студентов. Если студент выполняет задание по какому-то определенному предмету: экономике, математике, физике, то его мышление формируется как предметное (экономическое, математическое, физическое), а не целостное. При использовании в учебной деятельности средств информационных технологий, помимо предметного мышления подключается «информационное». В сознании студента образуется система связей предметного содержания и информационного. На основе этого системного мышления, межпредметных обобщений происходит синтез субъективно нового знания. В организационном плане такому процессу будет способствовать решение студентами учебно-исследовательских экономических задач с применением средств новых информационных технологий. Учебно-исследовательская работа студентов предполагает организацию преподавателем поисковой, познавательной деятельности, постановку таких экономических задач, требующих самостоятельного и творческого решения с помощью компьютера.

Литература

  1.  Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки учителя (на примере естественнонаучных и технических дисциплин): монография. М.: МПУ, 1998. – 168 с.
  2.  Медведев В.Е., Александров В.М. Педагогические условия оптимизации процесса воспитания политехнической культуры будущего инженера: монография. – Елец: ЕГУ, 2003. – 251 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34763. Диалектика случайности и необходимости, содержания и формы, единичного и общего, возможности и действительности 52.5 KB
  вещь явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних устойчивых повторяющихся всеобщих отношений действительности основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта когда вскрываются его сущность закон; способ превращения возможности в действительность при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность превращающаяся в действительность. отражение в основном внешних несущественных неустойчивых единичных связей...
34764. Причинные связи. Категории причины и следствия. Проблема причинности в медицине 47.5 KB
  Категории причины и следствия. в схеме показано что причинноследственная связь направлена от причины к порожденному ею следствию. Имеется в виду что причины вызывают не любые а определенные соответствующие им следствия. Графическая модель такого соотношения выглядит следующим образом: Некоторые причины вызывают многочисленные долго развивающиеся следствия например катастрофические стихийные бедствия такие как ураганы землетрясения или взрыв атомной бомбы над Хиросимой в 1945 году.
34765. Теория познания, ее предмет и основные принципы. Критика агностицизма 37.5 KB
  Критика агностицизма Теория познания есть общая теория уясняющая саму природу познавательной деятельности человека в какой бы области науки искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Агностицизм от греческого ágnōstos недоступный познанию философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Позиция Агностицизм разделялась в истории философии представителями идеализма в особенности субъективного а в...
34766. Знание как гносеологический таксон. Условие адекватности, обоснованности, убежденности. Мнение. Вера знание 24 KB
  Условие адекватности обоснованности убежденности. Стандартная трактовка того что ктото знает чтото включает в себя следующие три условия: условие истинности адекватности условие убежденности условие обоснованности. Условие убежденности веры приемлемости если S знает Р то S убежден верит в Р Когда я говорю например что знаю что в России есть президент то я верю что он действительно существует. Условие обоснованности S знает Р когда может обосновать свое убеждение в Р Это условие позволяет отграничить знание от...
34767. Научное познание и его специфические признаки. Методы научного познания 46 KB
  Методы научного познания. Так в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные эмпирические и теоретические методы исследования и изложения и т. Выделяют также качественные и количественные методы методы непосредственного и опосредованного познания оригинальные и производные и т. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп: Философские методы среди которых наиболее древними являются диалектический и...
34768. Здоровье как ценность, философия здоровья человека 28.5 KB
  В большинстве стран был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому контролю за деятельностью промышленных и других предприятий по охране окружающей среды и здоровья человека. сформировался культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и престижного способа существования. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей в основном энтузиастов.
34769. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии. Право на смерть 67.5 KB
  Философия о смысле жизни смерти и бессмертии. В чем смысл жизни Постановка проблемы В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.
34770. Понятие истины. Объективность истины. Принципы: корреспонденции, когеренции и прагматизма. Гносеологическая, логическая и онтологическая формы истины 42.5 KB
  Объективность истины. Гносеологическая логическая и онтологическая формы истины. Абсолютные истины складываются на основе относительных.
34771. Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины 39.5 KB
  Диалектика абсолютной и относительной истины. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание или его логические основания результатом конвенции соглашения. Разброс мнений достаточно велик однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции соответствию знания объекту. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектикоматериалистической философии о том...