87220

Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением» (АРМ директор) – основа для формирования единого информационного пространства школы

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Современный информационный рынок предлагает относительно небольшой список программных продуктов разработанных разными фирмами производителями позволяющими создать на их основе единое информационное пространство управления, как в отдельном учебном заведении, так и в территориальной системе образования в целом. Наибольшую известность получили следующие программные продукты...

Русский

2015-04-17

337.33 KB

6 чел.


Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением» (АРМ директор) – основа для формирования единого информационного пространства школы.

Заичко В.А .- заместитель генерального директора

ООО «ФинПромМаркет-ХХ1» (ИВЦ Аверс)

Лозицкий И.Г. .- генеральный директор

ООО «ФинПромМаркет-ХХ1» (ИВЦ Аверс)

Одной из приоритетных задач реформы системы образования России, как следует из Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды», является повышение эффективности и качества управления на основе внедрения современных информационных технологий, что позволит:

  1.  повысить эффективность процесса управления за счет оперативности в получении более достоверной информации о состоянии объектов управления и сокращения времени реакции управления (принятия решения, постановки задач, контроля исполнения);
  2.  освободить органы управления всех уровней от малопродуктивного рутинного труда по сбору информации и составлении всевозможных отчетов, создав условия для творческого труда;
  3.  резко сократить бумажные потоки документооборота и перейти на безбумажное делопроизводство;
  4.  стандартизировать делопроизводство;
  5.  использовать внешними пользователями (учреждениями МВД, здравоохранения, военными комиссариатами, налоговой инспекцией, всевозможными фондами и др.) информационный ресурс управления образования, для решения региональных социально-значимых задач.

Современный информационный рынок предлагает относительно небольшой список программных продуктов разработанных разными фирмами производителями позволяющими создать на их основе единое информационное пространство управления, как в отдельном учебном заведении, так и в территориальной системе образования в целом. Наибольшую известность получили следующие программные продукты:

- автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) «Управление образовательным учреждением» (АРМ Директор) информационно-внедренческого центра «АВЕРС», г.Москва;

- «Параграф: Учебное заведение XXI» Общества с ограниченной ответственностью «ИНИС-СОФТ», Белоруссия;

- система управления школой - АСУ «Школа» фирмы «Системы-Программы-Сервис», г.Москва;

- «Net ШКОЛА» общества с ограниченной ответственностью «РООС», г.Самара.

Наиболее востребованным программным продуктом на территории России и ряда стран СНГ является АИАС АРМ Директор. Это специализированная информационная система, работающая с базами данных личных дел сотрудников, учащихся школы и их успеваемости, помогающая администрации школы организовывать учебный процесс.

Для полноценной работы с АИАС АРМ Директор формируются рабочие места: директора школы, завуча, секретаря, педагогов, администратора сети, которые пользуются различными правами доступа к базам данных.

Возможности АИАС АРМДиректор:

Условно программу можно разбить на несколько функциональных подсистем, с которыми работают различные пользователи:

Подсистема делопроизводства позволяет:

  1.  вести личные дела сотрудников учреждения и школьников;
  2.  формировать адресную и алфавитную книги;
  3.  создавать любые формы отчетов, используя системы: поиска, динамического отчета и дизайнера отчетов ;
  4.  формировать стандартные отчеты ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, паспорт школы, наполняемости классов, о составе учащихся по полу и по годам ;
  5.  выводить на печать карточку учащегося и личное дело сотрудника (Форма Т-2);
  6.  используя подсистема «приказы»: создавать проекты приказов по учебному заведению из предложенных шаблонов; формировать циклограмму приказов учебного заведения; вести электронные книги приказов по учащимся и персоналу школы и движения учащихся; осуществлять выборки приказов по назначенным реквизитам или участникам.

Подсистема планирования:

  1.  рассчитывает базисный, учебный планы и сетку часов на основе сформированной структуры школы, списков классов, базового и школьного компонентов ;
  2.  позволяет распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей;
  3.  предоставляет данные для формирования расписания занятий при совместной работе с программами составления расписаний наиболее известных и востребованных фирм.

Подсистема успеваемости учитывает успеваемость учащихся:

  1.  в виде: оценок, по принятой в учреждении шкале ;
  2.  в виде обобщенных показателей рассчитываемых программой на основе показателей заданных пользователем ;

Подсистема аналитики позволяет проводить анализ состояния учебного процесса по критериям:

  1.  степени обученности ;
  2.  качества знаний;
  3.  проценту успеваемости учащихся;
  4.  среднему баллу.

Используя полученные данные можно оценить работу преподавателя как по любому предмету в любом классе, где он его ведет или за школу в целом, так и по всем предметам. Этот анализ можно вывести в графической или табличной форме и использовать при аттестации преподавателей и определения состояния учебного процесса в школе.

Подсистема «Тарификации» позволяет проводить тарификационные расчеты за педагогическую деятельность.

Подсистема «Приказы» позволяет формировать и издавать приказы по образовательному учреждению в автоматизированном режиме с использованием циклограммы приказов, осуществлять ведение книг приказов по сотрудникам и учащимся школы, книги движения учащихся, а также контроль за исполнением требований приказов.

АИАС АРМ Директор постоянно модернизируется, добавляются новые функции, упрощается интерфейс пользователя.

Внедрение в работу образовательных учреждений программного комплекса позволит получить следующий эффект

  1.  органы администрации всех уровней освободятся от малопродуктивного рутинного труда по сбору информации о состоянии образовательного(ых) учреждения(ий);
  2.  существенно сократится время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения);
  3.  повысится эффективность процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии самих учреждений образования, состоянии их финансово-хозяйственной деятельности и учебно-воспитательного процесса;

Кроме этого, по мере организации доступа к образовательным ресурсам в сети Интернет государственные учреждения (МВД, здравоохранения, военные комиссариаты, налоговая инспекция, социальные фонды и т.д.) получат доступ к базам данных:

  1.  сотрудников образовательных учреждений,
  2.  учащегося контингента,
  3.  успеваемости, и другим ресурсам

для использования их в интересах решения региональных социально-значимых задач.

Программный комплекс АИАС АРМ директор является открытой системой и способна функционировать совместно с другими программами автоматизации образовательных учреждений. В настоящее время АРМ Директор интегрирован с различными программами составления расписаний занятий, АИАС Школьная библиотека, бухгалтерским комплексом. К новому учебному году проведена интеграция нашего продукта с программой формирования статистической отчетности на уровне региональных органов управления образованием «МО РФ», разработки ГИВЦ России.

Таким образом, информационно-аналитическая система АРМ Директор, предназначенная для автоматизации управленческой и административной деятельности образовательных учреждений различного уровня, автоматизированного сбора и обработки всего многообразия информации, циркулирующей в системе образования, может быть рассмотрена как базовое программное средство для формирования единого информационного пространства не только отдельных учебных заведений, но и территориальной образовательной системы в целом.

New

Автоматизированная система контроля и

оценки знаний "АСКОЗ"

Лазарев Сергей Александрович, к.э.н.,

Савин Леонид Алексеевич, д.т.н., профессор,

Савина Ольга Александровна, д.э.н., профессор,

Коськин Александр Васильевич, к.т.н., доцент,

Орловский государственный технический университет

302000, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 29,

тел. (0862) 40-96-13, e-mail: lsa_2002@mail.ru

Программа "АСКОЗ" является мощным инструментом комплексной оценки знаний учащихся по различным дисциплинам в форме тестирования. Основу системы составляет программная оболочка и база данных с вопросами, объединенными в разделы по соответствующим дисциплинам.

Отличительной особенностью программы является ее универсальность применительно к различным областям знаний. Это достигается благодаря четкой иерархической структуризации дисциплин, разделов, вопросов и системы условных обозначений, а также развитому графическому интерфейсу. Модель информационной базы представлена на рисунке 1.

В программе создается список зарегистрированных пользователей, которые имеют доступ к определенным дисциплинам. Правами на создание данного списка и разграничение доступа обладает только администратор системы. После запуска программы "Аскоз" необходимо ввести имя пользователя, которое будет идентифицировать Вас в отчете о результатах тестирования. Если Вы являетесь зарегистрированным пользователем, то можете выбрать свое имя из списка, а система попросит ввести пароль для авторизации доступа.

Вторым уровнем защиты системы от несанкционированного доступа является система паролей базы данных вопросов. Тестируемые могут открыть ее только для чтения с помощью известного пароля. Для редактирования базы вопросов требуется получить пароль полного доступа у Администратора системы.

Обычные пользователи имеют доступ только к режиму тестирования. Зарегистрированные пользователи имеют доступ как к режиму тестирования, так и режиму администрирования.

В режиме администрирования зарегистрированным пользователям доступным все пункты за исключением пункта "Пользователи системы", который доступен только администратору системы.

Параметры функционирования системы разделены на три группы:

1. Параметры, определяющие особенности работы системы в процессе формирования тестов и непосредственного тестирования. Данный раздел доступен только зарегистрированным пользователями администратору системы;

2. Параметры формирования тестов для выбранной бальной системы тестирования. Данный раздел также доступен только зарегистрированным пользователями администратору системы при условии выбора способа подсчета баллов - "по уровню сложности вопросов";

3. Параметры тестирования, определяющие способ тестирования: по всему курсу выбранной дисциплины или по определенному разделу данной дисциплины.

Рисунок 1 – Инфологическая модель информационной базы системы "АСКОЗ"

К первой группе относятся следующие параметры (Рисунок 2):

– Время тестирования в минутах по курсу и по разделу;

– Количество вопросов в тесте по курсу и по разделу. Учитывается только если выбран способ подсчета баллов "по количеству правильных ответов";

– Способ подсчета баллов: по уровню сложности вопросов, по количеству правильных ответов;

– Для правильных ответов (в процентах) в общей массе вопросов определенного теста.

Ко второй группе параметров относятся следующие:

– Уровень сложности вопросов, включаемых в тест. При установке переключателя в положение "Случайный" программа включает в тест вопросы любой сложности случайным образом. В положении "Специальный", становиться доступна шкала ограничения максимального уровня сложности вопросов. С ее помощью можно задать предельный уровень сложности вопросов, которые будет добавляться в тест.

– Количество баллов в тесте по курсу и по определенному разделу. данный параметр определяет максимальную сумму баллов всех вопросов, включенных в тест.

Диалоговые окна ввода двух групп параметров, описанных выше, доступны только в режиме администрирования и могут быть изменены только зарегистрированными пользователями и администратором системы. Они содержат две управляющие кнопки. Нажатие кнопки "Принять" сохраняет изменения, внесенные в параметры, и закрывает диалоговое окно. Для отмены внесенных изменений следует нажать кнопку "Отмена", что также повлечет за собой закрытие диалогового окна

Третья группа параметров включает в себя следующее (Рисунок 3):

– Курс (дисциплина) в рамках которого осуществляется тестирование. Представляет собой раскрывающийся список с печеньем доступным дисциплин.

– Переключатель "Тестирование" определяет, будет ли тестирование осуществляться по всему курсу или по определенному разделу.

При тестировании по определенному разделу доступен список разделов данной дисциплины в котором следует выбрать нужный раздел

Рисунок 2 – Основные параметры работы программы "АСКОЗ"

Для начала тестирования необходимо выбрать в меню "Тестирование" пункт "Тест". Система попросит Вас подтвердить выбор дисциплины или раздела для тестирования. В диалоговом окне тестирования выводится информация о названии раздела, которому относится текущий вопрос, его порядковый номер, текстовая формулировка вопроса и графический комментарий к нему (Рисунок 4). Варианты ответов на данный вопрос представлены в виде селективного меню с текстовой или графической формулировкой. В строке состояния выводиться информация о количестве вопросов в тесте, количестве полученных ответов и времени, оставшемся до конца тестирования.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо пометить правильный вариант ответа и нажать кнопку "Ответить". Если Вы затрудняетесь с ответом на данный вопрос, можно перейти к следующему вопросу, нажав кнопку "Пропустить", и вернутся к нему позднее. Нажав кнопку "Обозначения" можно просмотреть перечень условных обозначений для текущего раздела. Для прерывания процесса тестирования нужно нажать кнопку "Остановить".

Процесс тестирования завершается при получении ответов на все поставленные вопросы либо по истечении отведенного времени. По окончании тестировании на экран выводятся его результаты и сохраняются в базе данных.

По результатам тестирования можно получить подробный печатный отчет с указанием результатов ответов на каждый вопрос.

Временное ограничение относится ко всему тесту, что позволяет пользователю пропускать некоторые вопросы и возвращаться к ним позднее.

Рисунок 3 – Параметры тестирования

Рисунок 4 - Диалоговое окно тестирования

Процесс тестирования завершается при получении ответов на все поставленные вопросы либо по истечении отведенного времени. По окончании тестировании на экран выводятся его результаты и сохраняются в базе данных.

По результатам тестирования можно получить подробный печатный отчет с указанием результатов ответов на каждый вопрос.

Начальным этапом администрирования системы является создание списка дисциплин и сопоставление им списка пользователей системы. Данную операцию может выполнить только администратор системы.

Для создания списков разделов необходимо выбрать закладку "Разделы" и соответствующей дисциплины ввести список разделов по данной дисциплине, включающий номер и наименование раздела.

Открыв закладку "Условные обозначения" можно создать перечень условных обозначений по заданному разделу. Сами обозначения являются графическими фрагментами. В программе предусмотрена возможность вставки из буфера обмена растрового рисунка в поле обозначение. С этой целью необходимо предварительно скопировать в буфер обмена требуемое обозначение из редактора формул Microsoft Word или другой программы.

Далее для непосредственного создания списка вопросов предназначен соответствующий раздел "Вопросы и ответы". В данном диалоговом окне для выбранной дисциплины и соответствующего раздела вводятся вопросы, которые имеют номер, формулировку и уровень сложности. Программы поддерживаются три уровня сложности вопросов: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - высокий. Каждый вопрос можно дополнить графическим фрагментом. Для этого необходимо нарисовать рисунок в любой программе и поместить его буфер обмена, а затем, используя возможности программы "Вставить рисунок" в соответствующее поле вопроса.

После создания списка вопросов следует открыть закладку "Ответы" для ввода вариантов ответов на них (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Диалоговое окно редактирования вариантов ответов

Программа позволяет вводить как текстовую формулировку варианта ответа, так и графическую. Если используются в графические фрагменты, то текстовое поле должно оставаться пустым. Тип вариантов ответов (текстовый или графический) на определенный вопрос должен быть одинаковым. Для вставки или удаления графических фрагментов предназначены соответствующие кнопки "Вставить рисунок" и "Удалит рисунок", предварительно поместив рисунок в буфер обмена.

Для выбора правильного варианта ответа пометьте его курсором и нажмите кнопку "Выбрать правильным". В правом верхнем отобразиться номер правильного варианта ответа.

Созданную базу данных вопросов можно распечатать на принтере для удобства проверки и анализа введенной информации.

Функция мониторинга тестирования пользователей позволяет преподавателю или администратору в реальном времени следить за ходом данного процесса. В диалоговом окно состояния процесса тестирования выводится вся необходимая информация, необходимая от оценки процесса тестирования. Обновление данной информации осуществляется автоматически с интервалом одна минута, или же вручную, нажатием кнопки "Обновить". В данный диалог попадает только информация о завершенных процессах тестирования. В диалоговом окне можно сделать отбор записей на определенную дату, включив соответствующий параметр и задав значение даты отбора. Также можно получить печатный отчет о результатах тестирования, в котором информация группируется по дисциплинам тестирования и рассчитывается ряд итоговых показателей.

В программе предусмотрена возможность формирования специальных тестовых заданий для индивидуального удаленного тестирования с использованием упрощенной версии программы. В качестве средства взаимодействия может быть использована электронная почта или WEB-сервер. После получения ответов на тестовые задания система проводить их проверку и формирует протокол с результатами тестирования.

Можно выделить следующие основными сферами применения автоматизированной системы контроля и оценки знаний "АСКОЗ":

– в учебном процессе для оценки знаний студентов и школьников по различным дисциплинам.

– для оценки профессиональных знаний преподавателей при приеме на работу и аттестации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11103. ПМП при отравлениях. ПМП при отморожении тепловом и солнечных ударах, при поражении электрическим током и при ожогах 41.25 KB
  ПМП при отравлениях. ПМП при отморожении тепловом и солнечных ударах при поражении электрическим током и при ожогах ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ. Отравление это патологическое состояние которое возникает при воздействии ядов и токсинов на организм. Среди причин о...
11104. ПМП при ушибах и переломах. ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. ПМП при массовых поражениях 114.11 KB
  ПМП при ушибах и переломах. ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. ПМП при массовых поражениях Первая помощь при ушибах растяжениях и переломах. Ушиб – закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Обычно возникает в ре...
11105. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС), ее основные задачи и структура 91.65 KB
  Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС РС ЧС ее основные задачи и структура. 1.ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ РСЧС ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России так и за рубежом была...
11106. Гражданская оборона, история создания, ее задачи, структура 25.18 KB
  Гражданская оборона история создания ее задачи структура Предназначение и задачи ГО РФ Структура ГО РФ Руководство ГО РФ Органы управления ГО РФ Организация задачи ГО в общеобразовательном учреждении Содержание плана ГО общеобразовательного уч
11107. Повышение устойчивости работы объектов на ЧС 42.56 KB
  Повышение устойчивости работы объектов на ЧС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Введение Как гласит Федеральный закон О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техног...
11108. Локализация и ликвидация последствий ЧС 22.07 KB
  Локализация и ликвидация последствий ЧС Ликвидация последствий ЧС. Ликвидация ЧС ситуации осуществляется силами и средствами предприятий учреждений и организаций независимо от их организационно – правовой формы органов местного самоуправления органов исполнител...
11109. Дознание в уголовном процессе 44.5 KB
  РЕФЕРАТ по уголовному процессу на тему: Дознание в уголовном процессе Дознание – один из видов предварительного расследования о...
11110. Представительство. Доверенность 158 KB
  Курсовая работа по гражданскому праву На тему: Представительство. Доверенность Оглавление [1] Глава 1 понятие значение института представительства...
11111. Рентные договоры: понятие, правовая природа, виды 176 KB
  История, правовая природа и понятие рентных договоров. Правовая природа рентных договоров. Понятие, предмет и форма заключения договора ренты. Противоречивость конструкции договора ренты. Исполнение обязанности по передаче имущества