87221

Актуальные вопросы использования информационных систем для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Актуальные вопросы использования информационных систем для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг Шипунов А. Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции является наиболее актуальной проблемой при обеспечении национальных интересов России. Как свидетельствует опыт развития рыночной экономики успешное решение проблемы повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции определяется эффективностью системы организации и управления производством. Один из критериев...

Русский

2015-04-17

43.44 KB

1 чел.


УДК 658.012.011.56

Актуальные вопросы использования

информационных систем для повышения качества

и конкурентоспособности отечественной

продукции и услуг

Шипунов А.С.

в/ч 32382

Россия, г. Орел, тел.: (7+0862) 41-99-81

E-mail: shipunov2003@mail.ru

The basis of quality increase and competitiveness of the Russian goods and services in the global market is the introduction of effective quality management systems, which depends on a degree of information maintenance of the life-cycle processes. It requires that the enterprises introduce the integrated information systems that were constructed on the basis of CALS-technologies principles. The necessity and principles of information systems introduction at the various enterprises were considered, and also the problem of qualitative software creation for information systems was underlined.

Повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции является наиболее актуальной проблемой при обеспечении национальных интересов России. Как свидетельствует опыт развития рыночной экономики, успешное решение проблемы повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции определяется эффективностью системы организации и управления производством. Один из критериев эффективного производства высококачественной продукции – признаваемая на внешнем рынке сертификация систем менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Данными стандартами определено, что для обеспечения успешного руководства организацией и ее функционированием необходимо, чтобы управление осуществлялось систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон [1]. Для реализации этого положения необходимо чтобы в процедурах (структуре и функциях) системы управления качеством были отражены не только процессы управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла, но и взаимодействие этих процессов на основе связывающих их потоков (материальных, информационных и финансовых) в реальном времени.

Одним из условий эффективности функционирования системы менеджмента качества и информационного взаимодействия участников жизненного цикла является наличие интегрированной информационной системы сбора и анализа информации о качестве продукции.

В настоящее время ситуация на мировом рынке развивается в сторону полного перехода на безбумажную электронную технологию проектирования, изготовления и сбыта продукции, по прогнозам зарубежных специалистов, после 2005 г. невозможно будет продать на внешнем рынке машинотехническую продукцию без соответствующей международным стандартам безбумажной электронной документации. По данным государственного комитета «Рособоронэкспорт» ряд стратегических заказчиков вооружений (Индия, Китай, Южная Корея) выдвинул требования применения CALS-технологий одним из условий на поставку военной техники [2].

CALS (Continuous Acquisition and Life-cycle Supportнепрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции) – это идеоогия создания единой информационной среды на всех стадиях жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных и безбумажного документооборота.

По данным западных аналитиков применение CALS-технологий позволяет в масштабах промышленности США экономить десятки миллиардов долларов в год, сократить сроки проведения всех работ на 15-20 %. В этой связи в промышленно развитых странах в области CALS активно реализуются широкомасштабные программы, направляемые и координируемые государственными структурами. В настоящий момент в мире действуют более 25 национальных организаций (комитетов или Советов по развитию CALS), в том числе в США, Японии, Канаде, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Австралии и других странах, а также в НАТО [3].

Целью применения CALS-технологий как инструмента организации и информационной поддержки всех участников производства и пользования продуктом является повышение эффективности их деятельности за счет ускорения процессов исследования, разработки и проектирования продукции, придания изделию новых свойств, сокращения издержек в названных процессах, повышения уровня сервиса в период ее эксплуатации и технического обслуживания.

CALS-технологии активно применяются при разработке и производстве сложной наукоемкой продукции, создаваемой интегрированными промышленными структурами, объединяющими НИИ, КБ, основных подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков готовой продукции, предприятия технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции [4].

Вместе с тем применение CALS-технологий позволяет эффективно, в едином ключе решать проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции, поскольку электронное описание процессов разработки, производства, монтажа и т.д. полностью соответствует требованиям международных стандартов ИСО 9000.

CALS-технологии обеспечивают реализацию процессного подхода, одного из основных принципов всеобщего управления качеством (TQM). Для этого используются функциональные модели процессов предприятия с точки зрения обеспечения качества. Данные модели разрабатываются в соответствии с требованиями IDEF-методологии, определенной в [5]. Функциональная модель представляет собой структурированное изображение функций производственной системы или среды, информации и объектов, связывающих эти функции. Главная задача такой модели – отражение деятельности всех служб предприятия на всех этапах жизненного цикла продукции.

Таким образом, применение информационных технологий, вообще и CALS-технологий, в частности – является чрезвычайно актуальной задачей при организации деятельности предприятия в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000. При этом применение принципов CALS-технологий определяют основное направление развития информационных систем, нацеленных на повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

Проблемы разработки программного обеспечения в области CALS

В настоящее время рынок программного обеспечения, предназначенного для решения задач управления предприятием, ограничен, с одной стороны, стандартными технологическими средствами информационной поддержки (САПР, АСУТП, АСУП), а с другой — громоздкими зарубежными системами (чаще всего системами класса ERPEnterprise Resource Planning, такими как BAAN, SyteLine, SAP и близкими к ним). Внедрение таких систем предполагает перестройку всей структуры предприятия. Однако это является, во-первых, чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, во-вторых, указанные системы обеспечивают поддержку хотя и важных, но далеко не всех, а лишь некоторых этапов жизненного цикла.

Разработки в данной области активно ведутся российскими организациями. Созданная в Научно-исследовательском центре CALS-технологий система управления данными об изделии PDM STEP SUITE (PSS) полностью реализует модель данных об изделии и процессах, регламентированную серией CALS-стандартов ИСО 10303 STEP [4]. Она позволяет обеспечить решение различных прикладных задач, таких как управление конфигурацией изделия, проведение и отслеживание конструкторских изменений и дает возможность управлять информацией о каждом отдельном экземпляре изделия, что принципиально важно для CALS, так как само понятие жизненного цикла относится не к продукции вообще, а к каждому конкретному экземпляру. Это вызывает интерес к данному программному продукту со стороны производителей сложного наукоемкого машиностроительного оборудования в таких отраслях, где каждый экземпляр по своему уникален, имеет собственную историю проектирования, производства, эксплуатации и утилизации, которую необходимо отслеживать, поддерживать и делать доступной для разнообразных пользователей с помощью вычислительной техники.

Однако, несмотря на свои достоинства, использование PSS для построения информационных систем средних и малых предприятий с серийным производством продукции или оказания услуг не целесообразно, так как слишком дорого для небольших масштабов производства. Следовательно, для данной категории предприятий необходима автоматизированная система, которая, с одной стороны, позволяла бы осуществлять управление процедурами и процессами, предусмотренными требованиями ИСО 9000, а с другой – выполняла бы роль буфера между существующими на предприятии средствами автоматизации и системой менеджмента качества, одновременно обеспечивая внедрение CALS-технологий.

Такой альтернативой является применение программных продуктов TRIM, разработанных научно-производственным предприятием «Спецтек» (г.Санкт-Петербург), основным направлением деятельности которого является разработка и внедрение систем современных информационных технологий в корпоративном управлении [6]. Специально для решения информационных и управленческих проблем предприятий, сертифицированных по ИСО 9000 или же готовящихся к такой сертификации, создана компьютеризированная система менеджмента качества TRIM-QM. Она обеспечивает прозрачность и гораздо более легкий по сравнению с бумажной системой способ доступа к документам и навигации по ним, разграничивает доступ исполнителей к информации, практически реализует распределение ответственности и полномочий сотрудников, устанавливает коммуникации в системе менеджмента качества и организует информационные потоки. TRIM-QM предоставляет возможность руководителям управлять процессами предприятия, проводить углубленный анализ и принимать управленческие решения, опираясь на факты.

Качество информационных систем и программного обеспечения

Возрастающая роль информатизации современного общества приводит к расширению областей и применяемых средств информатизации, повышению ответственности, решаемых с их помощью задач. Это обуславливает в настоящее время резкое ужесточению требований к качеству информационных систем и технологий.

Качество современных информационных систем неразрывно связано с уровнем их программного обеспечения, так как деятельность многих организаций и предприятий напрямую зависит от правильной обработки информации соответствующими компьютерными системами.

Предприятия наиболее уязвимы в период внедрения на них новых информационных систем. Именно в это время ущерб от некачественного программного обеспечения наиболее вероятен. По данным департамента по торговле и промышленности Великобритании при внедрении проектов информационных технологий на предприятиях потери из-за низкого качества программного обеспечения составляют в среднем около 20% от общего объема потерь. По разным оценкам аналогичный показатель для России достигает величины от 30 до 50% [7].

В настоящее время информационные системы, внедряемые на предприятиях должны повышать их общую организационную эффективность, это вызывает ужесточение требований к качеству информационных систем и заставляет, компанию-разработчика создавать у себя систему менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000.

Решение проблемы повышения качества и конкурентоспособности связано с построением на предприятии системы качества в соответствии со стандартами ИСО 9000. Эти стандарты не только определяют требования к системе качества для ее эффективного функционирования и улучшения, но и дает мощный импульс к автоматизации деятельности предприятия, поэтому внедрение информационных систем часто увязывается с построением системы качества.

Для интеграции информационных процессов и создания информационных систем разработана CALS-идеология. Она объединяет систему менеджмента качества предприятия с информационной системой и является основой для разработки полностью автоматизированных систем менеджмента качества. С другой стороны на эффективность системы управления предприятия существенное влияние оказывает качество программного обеспечения и качество информационной системы в целом, что вызывает необходимость проведения их сертификации.

Таким образом, использование, соответствующей международным стандартам, информационной системы, обеспечивающей функционирование системы менеджмента качества, является важным шагом на пути повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Литература

ГОСТ Р ИСО 9000–2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Издательство стандартов, 2001.

Давыдов А. Н., Баранов В. В. CALS-технологии: основные направления развития. // Стандарты и качество. – 2002. – №7. – С. 12–18.

По материалам сайта http://www.cals.ru

Судов Е. В. CALS-технологии: от мифов к реальности. // Век качества. – 2001. – №5. – С. 16–19.

Р 50.1.028–2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. – М.: Издательство стандартов, 2001.

Иорш В. И. Наш подход: стандарты ИСО серий 9000+14000+TRIM // Стандарты и качество. – 2003. – №5. – С. 84–85.

Мареев И.И. Это сладкое слово «качество». – По материалам сайта http://www.osp.ru

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28649. Борьба с Речью Посполитой и воссоединение Украины с Россией. Правовой статус Украины в составе России 12.44 KB
  Борьба с Речью Посполитой и воссоединение Украины с Россией. Правовой статус Украины в составе России. Воссоединение Украины с Россией событие во время котго Запорожское казачье Войско перешло в подданство русского Царя в 1654 г. Взаимоотношения Украины с центральным правительством во многом зависели от гетмана.
28650. Суд и судебный процесс в 15-17 вв. Зарождение и развитие розыскной системы следственного процесса 14.4 KB
  Суд и судебный процесс в 1517 вв. госво сосредоточило в своих руках судебные фции по всем важным делам что было закреплено Судебником 1497 г. Вотчинные и поместные суды постепенно теряют свое значение. Судебник Ивана III провозглет гл.
28651. Соборное Уложение 1649 г. Привилегии феодалов, право дворян на землю. Понятие преступления. Группы и виды преступлений и наказаний по Соборному уложению 14.52 KB
  Группы и виды преступлений: апротив веры богохульство нарушение порядка в церкви бгосударственные против основ государственной власти лично против царя впротив порядка управления подделка печатей фальшивомонетничество в воинские дезертирство побег с поля боя гпротив личности: убийство наиболее тяжкое слугагосподина женамужа нанесение телесных повреждений оскорбление словом делом. димущественные кража грабеж разбой епротив нравственности сводничество нарушение семейных уставов.
28652. Становление и развитие абсолютной монархии в конце XVII-XVIII вв. 13.74 KB
  правля госва при котй власть монарха не ограничена никакими учреждениями и законами. признаки: вся полнота гос. Монарх как глава госва являлся также верховным главнокомандующим вооруженных сил страны главой церкви ему принадлежала высшая законодатя испная и судебная власть. В период AM харно усиление роли госва отразившееся во внеш.
28653. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства 14.93 KB
  Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.
28654. Государственный строй России в начале XVIII в. Образование Российской империи. Реформы центральных органов государственного управления. Сенат. Синод. Коллегии 13.76 KB
  Реформы центральных органов государственного управления. Социальноэкое развитие рост сопротивления крестьянства тяжёлые войны диктовали необхть серьёзных реформ госго аппарат проведение котх привело к созданию централизованной системы органов управления. Претерпела изменения также система местного управления. В губерниях и провинциях было учреждено большое число различных должностных лиц ведавших отдельными вопросами управления.
28655. Реформы Петра I: военная, судебная, губернская и др 15.32 KB
  Император обозначил задачи коте возлагались на полицию: борьба с угой преступтью охрана общго порядка обеспече санитарной и пожарной безопти борьба с нищенством проституцией пьянством азартными играми контроль за соблюдением паспортного выдавались на 3 г режима и ловля беглых и беспаспортных. стало вводиться новое территориальное деление госва: Россия была разделена на 8 губерний по котм расписали все уезды и города. Во главе судебной системы стоял монарх котй решал самые важные госые дела. По его инициативе возникли...
28656. Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе 14.26 KB
  Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. В разви правового положя духва необхо отметить 2 след. было предоставлено право покупать земли. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.
28657. Кризис феодально-крепостнического строя в России и падение крепостнического права в 60-е гг. XIX в. Развитие капитализма в России 13.14 KB
  Посессионная промсть окончательно показала свою экую несостоятельность в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Вотчинная промсть основанная на труде крепостных крестьян также приходила в упадок. В то же время активно развивалась капиталистичя промть купеческая и крестьянская. Рост капиталистой промти в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук.