87222

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества управление знаниями knowledge mngement. Метауровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий IT. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного...

Русский

2015-04-17

37.66 KB

2 чел.

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

канд. ист. наук Кочергин Игорь Геннадьевич, (80862)419962

Informational technologies in the context of a ne.w educational paradigm

На рубеже XX и XXI веков человечество вступило в информационную эпоху. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

От определения термина информатизация существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации".

К сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. В наибольшей степени это касается образования. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Центральной является проблема создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями, предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности.

Глобальные тенденции в этой сфере характеризуются следующим образом.

1. Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества.

2. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества – управление знаниями (knowledge management). Так, компании США вложили в эту отрасль за первые три года XXI века в более 5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 60-70%.

3. Мета-уровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий (IT). Сложные когнитивные процессы объективируются в IT. Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения, трансляции, обработки, логистики разнообразных следов деятельности: образов объектов, образов операций, способов действия, форм организации сознания.

4. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного управления. С технологизацией на мета-уровне, методологизированные формы организации сознания и деятельности в Западной Европе и США становятся массовыми и можно говорить о процессе формирования информационного общества как управляемом.

В современных условиях управление знаниями  рассматривается как междисциплинарная сфера, соединившая в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности. Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.  

В рамках этой среды находятся:

  1.  аудит имеющихся знаний;
  2.  определение интеллектуальных процессов;
  3.  разработка нормативов и техник измерения знаний;
  4.  IT сетевое планирование;
  5.  измерение и учет квалификаций;
  6.  коммерческие стратегии в области знания;
  7.  IT-средства групповой работы;
  8.  телеконференции и системы дистанционного обучения;
  9.  хранилища данных и знаний;
  10.  "добыча данных", содержащихся в неявной форме в открытых источниках, в том числе и в Интернете;
  11.  системы поддержки принятия решений;

Таким образом, управление знаниями   является формой общественной связи между гуманитарными технологами (методологами) и управленцами.  IT обеспечивают некое новое бытие этой связи в языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний. Содержанием  управления знаниями   является общественная практика работы с методами.  Предметом управления знаниями  являются процессы мобилизации, интеграции квалификаций.

Представляется, что перспективы IT управления знаниями в современной России определяются следующими обстоятельствами.

  1.  Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация. (То есть использование в полной мере не только потенциала в области фундаментальных естественнонаучных и технических исследований, но достижений гуманитарных наук в XX веке).
  2.  Имеющиеся культурные и практические предпосылки. Главная из них на наш взгляд - традиции отечественного школьного и высшего образования.
  3.  Наличие объективной общественной потребности в поддержке управленческой деятельности методологическими формами организации мышления, то есть технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

При этом важно помнить, что IT управления знаниями является языковой средой и встает проблема ее защиты (что, к примеру, активно делает правительство Франции).

Видимо, в настоящее время наиболее важными являются следующие программные направления разработок:

  1.  Трансляция гуманитарно-методологических знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной языковой среды IT управления знаниями
  2.  IT управления знаниями как технология сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок
  3.  IT управления знаниями, как средство технологического освоения и капитализации прорывных отечественных практик в области образования, управления, наукоемких производств
  4.  Отечественные IT управления знаниями, как лидирующие продукты на мировом рынке

УДК 004.722.45


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42758. Построение циклов с инструкциями „while” и „repeat” 162.5 KB
  Инструкция whiledo Особенность этой инструкции состоит в том что условие проверяется перед входом в тело цикла поэтому цикл while называют еще циклом с предусловием.1 Синтаксис инструкции whiledo В этом описании условие продолжения это выражение логического типа определяющее условие при котором выполняются инструкции тела цикла . В целом инструкция while выполняется следующим образом: Вычисляется значение выражения условие продолжения . Если значение выражения условие равно flse то есть условие не выполняется выполнение...
42759. Динамический режим средств измерений 88 KB
  Ход работы: Спецификация используемых СИ: Наименование СИ Диапазон измерений Характеристики СИ классы точности Рабочий диапазон частот Параметры входа выхода Милливольтметр GVT417B 300 мкВ 100В 12 пределов Приведённая погрешность 3 20 Гц 200 кГц RBх=1 МОм СBх=50 пФ Вольтметр универсальный цифровой GDH8135 На постоянном токе 200 мВ 2 В 20 В 200 В 1200 В Пределы макс. 40 Гц 1 кГц RBx ≥ 10 МОм Осцилогр. 5 мВ дел 3 3 0 20 мГц Rвх = 1 МОм Определение динамической погрешности: β = 03 f0 = 04 кГц Кр = 1 мс дел Uut 178 178...
42761. Работа с документом в Microsoft Word 346.5 KB
  Работа с документом в Microsoft Word Выполнив эту лабораторную работу Вы сможете: познакомиться со структурой окна редактора MS Word; повторить технологию открытия документа; научиться менять размеры окна документа; освоить технологию исправления ошибок в документе с помощью средств MS Word; узнать технологию изменения режимов просмотра документа; выяснить назначение пунктов меню Файл и Вид. Работа с окном документа Текстовый процессор MS Word 97 сохраняет документы преимущественно в файлах имеющих расширение doc. Договоримся что все файлы...
42763. Перемещение по документу. Строка состояния 336.5 KB
  Строка состояния С помощью этой лабораторной работой Вы сможете: выяснить приемы перемещения по документу с помощью мыши и клавиатуры; потренироваться в работе со встроенной Справкой; выяснить технологию вставки одного документа MS Word в другой; изучить структуру и назначение элементов строки состояния. Перемещение с помощью мыши Перемещение по тексту с помощью мыши осуществляется с помощью вертикальной и горизонтальной полос прокрутки и кнопок расположенных в нижней части вертикальной полосы Рис. Назначение компонент вертикальной полосы...
42765. Основы редактирования текста в MS Word 175 KB
  Основы редактирования текста в MS Word С помощью этой лабораторной работой Вы сможете: научиться работать с фрагментами текста; познакомиться с правилами набора текста в MS Word; повторить технологию оформления символов. Работа с фрагментами в MS Word MS Word1 позволяет копировать перемещать и удалять любые фрагменты2 текста. В качестве такого фрагмента могут быть выступать различные части текста: слово строка абзац рисунок и т. В появившемся списке аналогичным образом откройте пункт Выделение там Выделение текста...