87222

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества – управление знаниями knowledge mngement. Метауровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий IT. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного...

Русский

2015-04-17

37.66 KB

1 чел.

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

канд. ист. наук Кочергин Игорь Геннадьевич, (80862)419962

Informational technologies in the context of a ne.w educational paradigm

На рубеже XX и XXI веков человечество вступило в информационную эпоху. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

От определения термина информатизация существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации".

К сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. В наибольшей степени это касается образования. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Центральной является проблема создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями, предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности.

Глобальные тенденции в этой сфере характеризуются следующим образом.

1. Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества.

2. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества – управление знаниями (knowledge management). Так, компании США вложили в эту отрасль за первые три года XXI века в более 5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 60-70%.

3. Мета-уровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий (IT). Сложные когнитивные процессы объективируются в IT. Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения, трансляции, обработки, логистики разнообразных следов деятельности: образов объектов, образов операций, способов действия, форм организации сознания.

4. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного управления. С технологизацией на мета-уровне, методологизированные формы организации сознания и деятельности в Западной Европе и США становятся массовыми и можно говорить о процессе формирования информационного общества как управляемом.

В современных условиях управление знаниями  рассматривается как междисциплинарная сфера, соединившая в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности. Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.  

В рамках этой среды находятся:

  1.  аудит имеющихся знаний;
  2.  определение интеллектуальных процессов;
  3.  разработка нормативов и техник измерения знаний;
  4.  IT сетевое планирование;
  5.  измерение и учет квалификаций;
  6.  коммерческие стратегии в области знания;
  7.  IT-средства групповой работы;
  8.  телеконференции и системы дистанционного обучения;
  9.  хранилища данных и знаний;
  10.  "добыча данных", содержащихся в неявной форме в открытых источниках, в том числе и в Интернете;
  11.  системы поддержки принятия решений;

Таким образом, управление знаниями   является формой общественной связи между гуманитарными технологами (методологами) и управленцами.  IT обеспечивают некое новое бытие этой связи в языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний. Содержанием  управления знаниями   является общественная практика работы с методами.  Предметом управления знаниями  являются процессы мобилизации, интеграции квалификаций.

Представляется, что перспективы IT управления знаниями в современной России определяются следующими обстоятельствами.

  1.  Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация. (То есть использование в полной мере не только потенциала в области фундаментальных естественнонаучных и технических исследований, но достижений гуманитарных наук в XX веке).
  2.  Имеющиеся культурные и практические предпосылки. Главная из них на наш взгляд - традиции отечественного школьного и высшего образования.
  3.  Наличие объективной общественной потребности в поддержке управленческой деятельности методологическими формами организации мышления, то есть технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

При этом важно помнить, что IT управления знаниями является языковой средой и встает проблема ее защиты (что, к примеру, активно делает правительство Франции).

Видимо, в настоящее время наиболее важными являются следующие программные направления разработок:

  1.  Трансляция гуманитарно-методологических знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной языковой среды IT управления знаниями
  2.  IT управления знаниями как технология сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок
  3.  IT управления знаниями, как средство технологического освоения и капитализации прорывных отечественных практик в области образования, управления, наукоемких производств
  4.  Отечественные IT управления знаниями, как лидирующие продукты на мировом рынке

УДК 004.722.45


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14594. Проведение простейших расчетов с использованием формул. Создание электронной таблицы 102.5 KB
  Практическая работа № 13 Тема: Проведение простейших расчетов с использованием формул. Создание электронной таблицы Знать: правила ввода формул в ячейку электронной таблицы понятие абсолютной и относительной адресации ячеек основные встроенные функции MS Excel. У...
14595. Построение и редактирование графиков и диаграмм в электронных таблицах 72 KB
  Практическая работа № 14 Тема: Построение и редактирование графиков и диаграмм в электронных таблицах. Знать: основные виды диаграмм и их элементов основные приемы форматирования диаграмм. Уметь: строить диаграммы и графики на основе табличных данных; Ход работ
14596. Комплексное использование возможностей электронных таблиц для создания документов 62 KB
  Практическая работа № 15 Тема: Комплексное использование возможностей электронных таблиц для создания документов Знать: элементы электронных таблиц типы данных правила ввода и редактирования данных форматирования таблиц понятие фильтрации и сортировки данных...
14597. Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных Microsoft Access 186 KB
  Практическая работа № 16 Тема: Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных Microsoft Access Цели работы: познакомиться с основными понятиями базы данных; научиться создавать таблицу базы данных в режиме Конструктор; освоить переход из режима Конструк...
14598. Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов 154 KB
  Практическая работа № 17 Тема: Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов Цели работы: закрепить навыки по созданию таблиц; продолжить знакомство с основными видами запросов; научиться создавать запросы: на обновление на добавле
14599. Работа с данными и создание отчетов 182.5 KB
  Практическая работа № 18 Тема: Работа с данными и создание отчетов Цель работы: научиться создавать отчеты. Ход работы Задание 1. Откройте учебную базу данных созданную на прошлом занятии. Порядок работы: Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкн...
14600. Порядок высвобождения и реализации движимого имущества в системе МЧС 82 KB
  Предметом внутриведомственного финансового контроля является финансовая и хозяйственная деятельность территориальных органов, воинских частей войск гражданской обороны и организаций МЧС России (далее – организации МЧС России).
14601. Сложные запросы с использованием логических выражений 154.5 KB
  Практическая работа № 20 Тема: Сложные запросы с использованием логических выражений. Цели работы: закрепить навыки по редактированию таблиц; познакомиться с основными видами запросов; научиться создавать запросы на выборку различными способами. Х
14602. Разработка многотабличных баз данных 211.5 KB
  Практическая работа № 21 Тема: Разработка многотабличных баз данных Цели работы: научиться создавать таблицу базы данных с помощью Мастера таблиц; закрепить навыки по добавлению и удалению записей; закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц б...