87222

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества управление знаниями knowledge mngement. Метауровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий IT. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного...

Русский

2015-04-17

37.66 KB

2 чел.

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

канд. ист. наук Кочергин Игорь Геннадьевич, (80862)419962

Informational technologies in the context of a ne.w educational paradigm

На рубеже XX и XXI веков человечество вступило в информационную эпоху. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

От определения термина информатизация существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации".

К сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. В наибольшей степени это касается образования. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Центральной является проблема создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями, предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности.

Глобальные тенденции в этой сфере характеризуются следующим образом.

1. Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества.

2. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества – управление знаниями (knowledge management). Так, компании США вложили в эту отрасль за первые три года XXI века в более 5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 60-70%.

3. Мета-уровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий (IT). Сложные когнитивные процессы объективируются в IT. Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения, трансляции, обработки, логистики разнообразных следов деятельности: образов объектов, образов операций, способов действия, форм организации сознания.

4. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного управления. С технологизацией на мета-уровне, методологизированные формы организации сознания и деятельности в Западной Европе и США становятся массовыми и можно говорить о процессе формирования информационного общества как управляемом.

В современных условиях управление знаниями  рассматривается как междисциплинарная сфера, соединившая в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности. Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.  

В рамках этой среды находятся:

  1.  аудит имеющихся знаний;
  2.  определение интеллектуальных процессов;
  3.  разработка нормативов и техник измерения знаний;
  4.  IT сетевое планирование;
  5.  измерение и учет квалификаций;
  6.  коммерческие стратегии в области знания;
  7.  IT-средства групповой работы;
  8.  телеконференции и системы дистанционного обучения;
  9.  хранилища данных и знаний;
  10.  "добыча данных", содержащихся в неявной форме в открытых источниках, в том числе и в Интернете;
  11.  системы поддержки принятия решений;

Таким образом, управление знаниями   является формой общественной связи между гуманитарными технологами (методологами) и управленцами.  IT обеспечивают некое новое бытие этой связи в языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний. Содержанием  управления знаниями   является общественная практика работы с методами.  Предметом управления знаниями  являются процессы мобилизации, интеграции квалификаций.

Представляется, что перспективы IT управления знаниями в современной России определяются следующими обстоятельствами.

  1.  Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация. (То есть использование в полной мере не только потенциала в области фундаментальных естественнонаучных и технических исследований, но достижений гуманитарных наук в XX веке).
  2.  Имеющиеся культурные и практические предпосылки. Главная из них на наш взгляд - традиции отечественного школьного и высшего образования.
  3.  Наличие объективной общественной потребности в поддержке управленческой деятельности методологическими формами организации мышления, то есть технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

При этом важно помнить, что IT управления знаниями является языковой средой и встает проблема ее защиты (что, к примеру, активно делает правительство Франции).

Видимо, в настоящее время наиболее важными являются следующие программные направления разработок:

  1.  Трансляция гуманитарно-методологических знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной языковой среды IT управления знаниями
  2.  IT управления знаниями как технология сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок
  3.  IT управления знаниями, как средство технологического освоения и капитализации прорывных отечественных практик в области образования, управления, наукоемких производств
  4.  Отечественные IT управления знаниями, как лидирующие продукты на мировом рынке

УДК 004.722.45


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72430. Microsoft Word 2003 546.5 KB
  Элементами окна Word являются: стpока заголовка Microsoft Word; кнопка вызова системного меню и выхода из pедактоpа; стpока меню; пиктогpафическое меню; pазмеpные кнопки Restore Down и Minimize ; линейки пpокpутки; статусная стpока; pабочая область окна для ввода текста; область задач.
72431. История России с древнейших времен до конца ХХ века 4.16 MB
  Смирнова История России с древнейших времен до конца ХХ века Пособие для поступающих в вузы Р. Смирнова Пособие для поступающих в вузы История России с древнейших времен до конца ХХ века Под ред. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.
72432. Истории философии права 1013.5 KB
  От нового времени мы имеем наибольшее количество политических учений, представляющих самые разнообразные направления. Более чем в какую-либо другую эпоху мысль идет здесь различными ходами, то, стараясь предвосхитить будущее, то, обращаясь к прошлому.
72434. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ: КУРС ЛЕКЦИЙ 2.22 MB
  Однако представители этих двух школ не дошли до теоретического обобщения практики учетно-статистических работ, до создания теории статистики. Эта задача была решена позднее, в XIX веке бельгийским ученым Адольфом Кетле, который дал определение предмета статистики, раскрыл суть ее методов.
72436. Образование государства украинского, название «Украина». Национальности, населяющие Украину на современном этапе 551 KB
  Так люди слепленные апостолом Петром расселились по Украине. Вертеп появился в Украине в 17 в. Хотя в Украине под влиянием Литвы и Польши контролировали большую часть Украины празднование нового года 1 января существовала с 14 в.
72438. Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей 427.5 KB
  Природа задатков скрыта во врожденных конструктивных и функциональных особенностях головного мозга человека. Стараясь объяснить отличие между высшей нервной деятельностью человека и животного Павлов подчеркивал что в психике человека имеет место чрезвычайное приложение речь.