87222

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества управление знаниями knowledge mngement. Метауровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий IT. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного...

Русский

2015-04-17

37.66 KB

2 чел.

Актуальные проблемы информационных технологий в свете современной философии образования

канд. ист. наук Кочергин Игорь Геннадьевич, (80862)419962

Informational technologies in the context of a ne.w educational paradigm

На рубеже XX и XXI веков человечество вступило в информационную эпоху. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

От определения термина информатизация существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как "системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации".

К сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. В наибольшей степени это касается образования. Информатизация должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

Центральной является проблема создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

В настоящее время становится все более актуальной проблема разработки информационных технологий управления знаниями, предстающих как стратегический ресурс устойчивого развития и важный фактор национальной безопасности.

Глобальные тенденции в этой сфере характеризуются следующим образом.

1. Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества.

2. В настоящее время появляется новое стратегическое направление в экономике информационного общества – управление знаниями (knowledge management). Так, компании США вложили в эту отрасль за первые три года XXI века в более 5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 60-70%.

3. Мета-уровень управление знаниями обусловлен развитием информационных технологий (IT). Сложные когнитивные процессы объективируются в IT. Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения, трансляции, обработки, логистики разнообразных следов деятельности: образов объектов, образов операций, способов действия, форм организации сознания.

4. Информационные технологии управления знаниями обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного управления. С технологизацией на мета-уровне, методологизированные формы организации сознания и деятельности в Западной Европе и США становятся массовыми и можно говорить о процессе формирования информационного общества как управляемом.

В современных условиях управление знаниями  рассматривается как междисциплинарная сфера, соединившая в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности. Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.  

В рамках этой среды находятся:

  1.  аудит имеющихся знаний;
  2.  определение интеллектуальных процессов;
  3.  разработка нормативов и техник измерения знаний;
  4.  IT сетевое планирование;
  5.  измерение и учет квалификаций;
  6.  коммерческие стратегии в области знания;
  7.  IT-средства групповой работы;
  8.  телеконференции и системы дистанционного обучения;
  9.  хранилища данных и знаний;
  10.  "добыча данных", содержащихся в неявной форме в открытых источниках, в том числе и в Интернете;
  11.  системы поддержки принятия решений;

Таким образом, управление знаниями   является формой общественной связи между гуманитарными технологами (методологами) и управленцами.  IT обеспечивают некое новое бытие этой связи в языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний. Содержанием  управления знаниями   является общественная практика работы с методами.  Предметом управления знаниями  являются процессы мобилизации, интеграции квалификаций.

Представляется, что перспективы IT управления знаниями в современной России определяются следующими обстоятельствами.

  1.  Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация. (То есть использование в полной мере не только потенциала в области фундаментальных естественнонаучных и технических исследований, но достижений гуманитарных наук в XX веке).
  2.  Имеющиеся культурные и практические предпосылки. Главная из них на наш взгляд - традиции отечественного школьного и высшего образования.
  3.  Наличие объективной общественной потребности в поддержке управленческой деятельности методологическими формами организации мышления, то есть технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

При этом важно помнить, что IT управления знаниями является языковой средой и встает проблема ее защиты (что, к примеру, активно делает правительство Франции).

Видимо, в настоящее время наиболее важными являются следующие программные направления разработок:

  1.  Трансляция гуманитарно-методологических знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной языковой среды IT управления знаниями
  2.  IT управления знаниями как технология сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок
  3.  IT управления знаниями, как средство технологического освоения и капитализации прорывных отечественных практик в области образования, управления, наукоемких производств
  4.  Отечественные IT управления знаниями, как лидирующие продукты на мировом рынке

УДК 004.722.45


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17289. КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ Короткий конспект лекцій 3.51 MB
  Курс вищої математики. Частина 1.€ КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ Короткий конспект лекцій ЧАСТИНА 1 2005 Комплексні числа. Визначення. Комплексним числом z називається вираз де a і b дійсні числа i уявна одиниця що визначається співвідношенням...
17290. КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ. Диференціальне числення функції однієї змінної 2.83 MB
  Курс вищої математики. Частина 2.€ КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ ЧАСТИНА 2 2005 Диференціальне числення функції однієї змінної. Похідна функції її геометричний і фізичний зміст. Визначення. Похідної функції fx у точці х = х0 називається границя ...
17291. Основні поняття інформаційної безпеки 60.5 KB
  Лекція 1. Основні поняття інформаційної безпеки Під інформаційною безпекою розуміють стан захищеності оброблюваних даних та даних що зберігаються та передаються від незаконного ознайомлення перетворення і знищення а також стан захищеності інформаційних ресурсів
17292. Ідентифікація та автентифікація 136.5 KB
  Лекція 2. Ідентифікація та автентифікація Основні поняття і класифікація Застосування при міжмережевій взаємодії відкритих каналів передачі даних створює потенційну загрозу проникнення зловмисників порушників. Якщо пасивний порушник має нагоду тільки проглядати
17293. Моделі загроз та порушників безпеки 127.5 KB
  Лекція 3. Моделі загроз та порушників безпеки Поняття загрози інформації Безпечна або захищена система це система із засобами захисту які успішно і ефективно протистоять визначеним загрозам безпеки. Виходячи із цього першим кроком в побудові захищеної системи є ід
17294. Політика безпеки 103.5 KB
  Лекція 4. Політика безпеки Поняття політики безпеки Фундаментальним поняттям захисту інформації є політика безпеки ПБ або політика захисту. Важливість цього поняття важко переоцінити існують ситуації коли правильно сформульована політика є чи не єдиним механізм
17295. Вступ до криптології 111 KB
  Лекція 5. Вступ до криптології Виключно важливим механізмом захисту інформації є криптографія. Оскільки цей складний і широкий розділ математики вимагає окремого детального вивчення тут подамо лише основні відомості з криптології. Проблема захисту інформації шляхом...
17296. Віруси. Загальні відомості 92.5 KB
  Лекція 6. Віруси. Загальні відомості Створенням будьякої комп'ютерної програми її автор переслідує певну мету. Іноді їм можуть бути допущені помилки і написана програма буде робити не зовсім те що спочатку задумувалося або навіть зовсім не те. Однак кожна програма обов'...
17297. Методи та засоби антивірусного захисту 111 KB
  Лекція 7. Методи та засоби антивірусного захисту Загальні відомості Усі знають що для захисту від шкідливих програм потрібно використовувати антивіруси. Але в той же час нерідко можна почути про випадки проникнення вірусів на захищені антивірусом комп'ютери. У кожном...