87225

Анализ системы формирования учебных планов ВУЗов

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

3 Анализ системы формирования учебных планов ВУЗов Н.ru Аннотация На основе анализа учебных планов университета разработана и программно реализована математическая модель распределения трудоемкостей циклов дисциплин по семестрам обучения. Нижний уровень вуз обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов системе основных требований заложенных в директивных документах: моделях личности специалистов типовых учебных планах и программах. В типовых учебных планах утверждаемых высшими государственными органами народного образования...

Русский

2015-04-17

50.45 KB

3 чел.


УДК 378.14.681.3   

Анализ системы формирования учебных планов ВУЗ’ов

Н.Н. Клеванский, зам.зав. кафедрой «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», кандидат технических наук, доцент. С.В.Наумова, аспирант кафедры «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Саратовский государственный технический университет

Россия, г.Саратов,т.(8452)56-32-23,89053699199, Е-mail:nsv1978@list.ru

Аннотация

На основе анализа учебных планов университета, разработана и программно реализована математическая модель распределения трудоемкостей циклов дисциплин по семестрам обучения. и предложен подход, основанный на анализе вклада каждой дисциплины в формирование профессиональных навыков и на анализе логичности изложения материала не только с помощью факта существования логической связи между учебными дисциплинами, но также с учетом тесноты этой связи.

Abstract

Basing upon the analysis of University curriculums a mathematical model to distribute the intensity of subjects sets by semesters is worked out and computer realized also the n.ew approach based on the analysis of the contribution of each discipline in formation of professional skills and on the analysis of sequence of a statement of a material not only with the help of the fact of existence of logic communication between subject matters is offered, but also in view of narrowness of this communication.

Высшая школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему. Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Он определяет содержание образования, разрабатывает модели личностей специалистов разных профилей, типовые учебные планы и программы по специальностям и т.д.

Нижний уровень - вуз - обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов системе основных требований, заложенных в директивных документах: моделях личности специалистов, типовых учебных планах и программах.

В типовых учебных планах, утверждаемых высшими государственными органами народного образования, обозначаются:

-обязательные виды учебной деятельности (теоретическая и практическая подготовка, учебное проектирование и научно-исследовательская работа студентов и т.д.) и распределение времени между ними;

-обязательные гуманитарные и социально-экономические общетехнические и специальные дисциплины с указанием времени, отводимого на их обучение;

-виды практик и их примерный удельный вес;

-время, отводимое на дисциплины специального цикла;

-общее время, отводимое на обязательные занятия по выбору и на факультативные занятия;

-время для самостоятельной работы;

-контрольные мероприятия;

-виды квалификационных выпускных работ;

-процент времени, находящегося в ведении Совета учебного заведения.

На основе типовых составляются рабочие планы учебных заведений. В них, с учетом специфики заведения, детализируются все виды учебного процесса, в частности определяются:

-распределение дисциплин и практик по годам обучения и семестрам с указанием отводимого времени;

-набор предлагаемых занятий по выбору учащихся с указанием отводимого времени;

-факультативные занятия;

-график учебного процесса по годам обучения, в котором указываются все виды учебной деятельности, а также время каникул.

Рабочие учебные планы составляются ежегодно и вузам предоставляется возможность корректировать в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин, содержание и структуру образования. Таким образом, вузам предоставляется достаточная свобода для улучшения качества подготовки специалистов не только путем уточнения дисциплин, изучаемых в вузе, но и путем их оптимального расположения во времени.

Все дисциплины учебного плана связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах используется информация из ранее изученных без ее конкретизации, то есть предполагается, что обучаемый знает, какой смысл вкладывается в то или иное определение или понятие.

Для более подробного рассмотрения структуры учебного материала дисциплины дробятся на более мелкие по объему единицы, называемыми в дальнейшем модулями. Модуль, информационная база которого используется для последующего изучения других модулей, будем называть предком по отношению к этим модулям. Модуль, который использует информационную базу ранее изученных модулей, будем называть потомком по отношению к этим модулям.

Назовем графическое представление модулей со связями между ними графом связанности учебного материала. Каждой дуге, отражающей связь модулей, можно поставить в соответствие некоторое число - тесноту связи.

Рис.1. Фрагмент графа связанности учебного материала.

Но если содержание обучения является связанным, то на качество его усвоения влияет его расположение во времени. Течение времени будем отслеживать понедельно, начиная с 0, т.е. начало первого семестра – 0.

Для прочного усвоения материала необходимо соблюдение логичности его изложения, т.е. модуль-предок должен изучаться раньше, чем модуль-потомок, чтобы введенные в нем понятия к моменту начала изучения модуля-потомка были известны обучаемому. На процесс осмысленного запоминания влияют такие факторы, как структура материала, образование ассоциативных связей между понятиями, частота использования понятий. Особенностью человеческой памяти является забывание информации, если она не повторяется в течение длительного промежутка времени. Поэтому чем меньше будет промежуток времени между информационно связанными модулями, тем лучше будет усвоен материал.

На этих соображениях основан выбор критерия минимизации суммарной величины временных разрывов между информационно связанными между собой модулями учебного плана с учетом тесноты связи.

 

где         

  1.  начало r-го модуля j-й дисциплины (модуля-потомка);
  2.  конец l-го модуля i-й дисциплины (модуля-предка);

  1.  теснота связи между модулем – предком и модулем – потомком;

Коэффициент f определяется из соотношения

Для возможности отбора наиболее важных для специальности модулей в план каждому модулю ставится в соответствие коэффициент значимости модуля для профессиональной подготовки. Необходимо также вычисление коэффициента обобщенной значимости модуля, который включает в себя коэффициент значимости модуля для профессиональной подготовки и степень связанности данного модуля с другими учебными модулями.

Некоторые данные, необходимые для расчета, должны быть получены методом экспертных оценок. К ним относятся:

  1.  коэффициенты значимости каждого учебного модуля для профессиональной подготовки;
  2.  коэффициенты тесноты связи между модулями

Учет взаимосвязанности отдельных модулей и дисциплин учебного плана осуществлен с помощью специально разработанного шаблона проектирования для реляционных баз данных.

Анализ учебных планов 46 специальностей, разработанных по образовательным стандартам 2000 г., позволил выявить неравномерность распределения их трудоемкости по семестрам обучения и наличие геометрического подобия этого распределения для отдельных циклов дисциплин [2]. Первый факт связан с недостаточно корректным распределением трудоемкостей дисциплин учебного плана и, как следствие, с неравномерной загруженностью студентов.

Второй факт позволил на основе статистической обработки учебных планов и ряда допущений разработать математическую модель распределения трудоемкостей циклов дисциплин по семестрам обучения в зависимости от трудоемкостей этих циклов по образовательным стандартам, представляющую собой систему линейных уравнений.

В результате на основе учета взаимосвязанности дисциплин и распределения их трудоемкостей была разработана модель проектирования. Модель включена в редактор учебных планов ВУЗ’а и проверена для учебных планов технических специальностей, имеющих трудоемкость цикла специальных дисциплин по образовательному стандарту не менее 1500 часов.

Литература

  1.  Клеванский Н.Н., Наумова С.В.Математическое моделирование учебных планов ВУЗ’а// XII Международная конференция «Информационные технологии в образовании». Часть IV. - М.: МИФИ, 2002. – С.193 -194.
  2.  Клеванский Н.Н., Наумова С.В., Костин С.А. Моделирование проектной деятельности при разработке учебных планов ВУЗ’а// XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании». Часть V. - М.: МИФИ, 2003. – С.202 – 203.
  3.  Клеванский Н.Н., Наумова С.В., Костин С.А. Использование геометрических критериев при моделировании и разработке учебных планов ВУЗ’а // Прикладные проблемы образовательной деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. Воронеж: ВГПУ, 2003. – С.74-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50302. Оптика. Атомная и ядерная физика: Учебное пособие 547.5 KB
  Точечный источник света расположен в воде на глубине 1 м. Показатель преломления воды равен 1,33. Каков радиус круга на поверхности воды, в пределах которого возможен выход лучей в воздух?
50303. Построение плоских фигур 428 KB
  Рассмотрим достаточно подробно алгоритм построения графика функциональной зависимости в заданном интервале изменения аргумента функции. Первый этап выполнения такого задания должен заключаться в исследовании данной функции в результате которого следует выяснить: 1 имеет ли функция в заданном интервале особенности не обращается ли она в бесконечнось при всех ли значения аргумента она определена; 2 пределы изменения область что необходимо для оценки коэффициентов преобразований. После этого можно приступать непосредственно к...
50304. Практическое занятие «Разработка Html-документа в редакторе Word» 278 KB
  Для этого: Выделите весь текст командой Правка Выделить все Используя меню Правка Заменить вызовите диалоговое окно Найти и заменить Установите курсор в поле Найти С помощью кнопки Специальный выберите Мягкий перенос см. Для этого: Используя меню Правка Заменить вызовите диалоговое окно Найти и заменить Установите курсор в поле Найти С помощью кнопки Специальный выберите Разрыв строки В поле Найти появится изображение символов разрыва строки Нажмите кнопку Заменить все Окончание процесса замены символов подтвердите...
50305. Визначення характеру та місця пошкодження електричних кіл кабелів зв’язку за допомогою вимірювань приладом TDR 3300 830.5 KB
  Зробити аналіз рефлекторам визначити стан лінії знайти пошкодження на ній визначити їх характер місце пошкодження привязка місця пошкодження до елементів кабельної лінії муфти кабельні оглядові прилади те що Порядок виконання роботи Вивчити принцип дії технічні параметри приладу призначення елементів на передній панелі приладу див Додаток 1 2 3. Після підтвердження вибору зявиться інформаційне вікно в якому буде показана процедура встановлення телефонного звязку з протилежним боком лінії буде послідовно подані...
50306. Інтелектуальні системи підтримки прийняття рішень. Методичні вказівки 568.5 KB
  Проблема принятия решений или проблема выбора вариантов является одной из наиболее распространенных задач которые возникают практически во всех сферах деятельности: технической экономической социальной и т. Одной из наиболее важных особенностей прикладных задач принятия решений является неопределенный нечеткий характер критериев выбора альтернатив их параметров и ограничений. Для поддержки процесса решения задач принятия решений Магистры специальности 8.080401...
50307. Электричество и магнетизм: Учебное пособие 291.5 KB
  Математический маятник длиной 1,2 м колеблется в среде с малым сопротивлением. Считая, что сопротивление среды не влияет на период колебания маятника, найти коэффициент затухания и логарифмический декремент затухания, если за 8 мин амплитуда колебаний маятника уменьшилась в три раза.