87226

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования Канд. Для решения ряда задач связанных с прогнозированием общественного развития необходимо построение системы математических моделей позволяющих анализировать альтернативные стратегии развития образования и его предлагаемые реформы. Макромодель развития описывающая воздействие системы высшего образования проводимых научноисследовательских и опытноконструкторских работ на экономический потенциал страны. Модель дает качественные представления о направлении...

Русский

2015-04-17

36.81 KB

0 чел.


УДК 01.51/.53

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования

Канд. техн. наук, доцент Коськин А.В., д-р техн. наук, проф. Константинов И.С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29; тел. (0862) 416733; e-mail: vzido@ostu.ru

The article gives a classification of mathematical models for alternative educational strategies and suggested reforms analysis. The definition of macromodels, micromodels, models of average level are given, the basic characteristics of these models are studied.

Для решения ряда задач, связанных с прогнозированием общественного развития, необходимо построение системы математических моделей, позволяющих анализировать альтернативные стратегии развития образования и его предлагаемые реформы.

Макромодель развития, описывающая воздействие системы высшего образования, проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на экономический потенциал страны. В рамках макромодели интеллектуальный и психологический потенциалы общества рассматриваются как важнейшая часть ресурсов, в которые входят также природные ресурсы, созданные или освоенные технологии, значительная часть экономического потенциала.

Модель дает качественные представления о направлении развития экономики, использовании ресурсов обществом во взаимосвязи с развитием системы высшего образования и научных исследований на временных интервалах 3  20 лет.

В рамках микромодели образования анализируется процесс становления специалиста. В ней на предельно упрощенном уровне делается попытка оценить как, на какое время и в результате каких усилий студент-первокурсник в ходе обучения и практической работы превращается в специалиста.

Существует несколько альтернативных подходов к вопросу, чему и как учить студентов. Различные подходы к построению системы высшего образования реализованы в разных странах. Одни и те же новшества в одних случаях дают эффект, в других  нет. Модель дает методическую основу для анализа этих вопросов.

Модели среднего уровня имеют значение для понимания внутреннего развития высшей школы, как сложной иерархической организационной системы. Можно выделить следующие модели этого уровня:

А) Модель возникновения неформальных коллективов в высшей школе. В истории российских университетов и институтов известен феномен формирования кружков, научных школ, с которыми связано распространение передовых общественных или научных идей. Известно и явление возникновения мертвых зон  сообществ, отторгающих незаурядных людей, прогрессивные нововведения.

Модели позволяет анализировать такие процессы на уровне кафедры, факультета или целого ВУЗа, а также сравнивать альтернативные стратегии воздействия на эти коллективы. Анализ таких моделей показывает, что в принципе существует эффективная технология формирования точек роста в высшей школе. Однако это требует значительных интеллектуальных затрат, а также создания возможностей жесткого и точного управления в системе следующего уровня.

Б) Модель развития иерархической организации и зависимость ее динамики от уровня молодых специалистов. Инфляция ВУЗовских и университетских степеней и званий имеет очевидные негативные последствия в кратковременной перспективе. Гораздо менее очевидными являются среднесрочные и долгосрочные перспективы. Модель позволяет их учесть в случае иерархических организационных структур. Оказывается, здесь существует своеобразный фазовый переход. Начиная с определенного уровня образования, длительная успешная работа иерархических структур, жизненно необходимых для любого сообщества, становится попросту невозможной.

В) Модели, позволяющие оценить влияние структурных диспропорций, содержания образования, уровня управления системой на эффективность реформ высшего образования. В предыдущих моделях либо рассматриваются отдельные элементы или подсистемы высшей школы, либо предполагается, что эта система на макроуровне реагирует на изменение ситуации как единое целое. Вместе с тем исключительно важными представляются системные характеристики высшей школы.

Модели, связанные с анализом таких характеристик, позволяют в простейшем случае отвечать, что будет, если в большом количестве готовить специалистов, которые не очень нужны, и не готовить тех, которые необходимы. В некоторых ситуациях удается понять, почему это происходит.

Во многих случаях объединение элементов в систему дает ряд важных преимуществ. У целого появляются свойства, которыми не обладает ни одна из его частей. В теории конечных автоматов и теории самоорганизации существуют средства, чтобы описывать такое появление новых качеств и повышение эффективности функционирования системы.

Эти модели разрушают распространенную иллюзию о том, что из элементов, удачно работавших в одной системе, с легкостью может быть построена другая система, а также то, что повышение статуса элемента в системе может существенно улучшить его работу.

В реформирование таких структур должны быть вложены значительные силы и средства, направленные на сохранение уже существующей и работающей системы. Любые крупные реформы нуждаются в обкатке на опытных полигонах, в привлечении огромного интеллектуального потенциала и на порядок больших вложениях, чем предусматривалось в бюджете России в последние годы. В жизнеспособной системе крупные новшества нельзя ввести декретом. Другие пути развития должны доказывать свою разумность и эффективность.

Основным результатом проведенного анализа является система математических моделей, позволяющая учесть наиболее важные причинно-следственные связи в системе образования. Она показывает, какие вопросы следует задавать, на основе каких экономических, социологических, демографических данных могут быть получены количественные оценки.

Рассматриваемые модели могут стать каркасом для более глубокого описания динамики системы образования и анализа конкретных проектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69105. Графічні процедури й функції 80 KB
  Використання інших кольорових відтінків вимагає доволі складної техніки керування кольоровими палітрами, але її розгляд не належить до кола завдань даного підручника. Синтаксис процедур і функцій, що встановлюють кольори ліній і фону, наведено в табл. 5.1. Зазначимо, що установка кольору впливає...
69106. Побудова графіків функцій. Претворення координат і об’єктів 63 KB
  Для зображення графіка слід перевести логічні координати його точок у їх екранні еквіваленти. 3 урахуванням того що центр логічної системи координат збігається із центром екрана а також того що напрям екранної вісі ординат є зворотним до напряму логічної вісі ординат отримаемо таку формулу...
69107. Анімаційні ефекти 46.5 KB
  Найпростіший спосіб реалізації цього ефекту полягає в тому щоб намалювати зображення певним кольором а потім приховати його шляхом повторного малювання в тих самих графічних координатах кольором фону. Наступного разу зображення відтворюється вже в нових координатах.
69108. Фрактальні зображення 49.5 KB
  Залежно від початкових умов функція що описує таку систему перетворень може наблизитися до нескінченності збігтися до певного скінченного числа числового діапазону або нескінченно варіюватися у певному діапазоні. Множина Мандельброта визначається таким рівнянням...
69109. Теорія і методи структурного програмування 143 KB
  Згодом вона поділяється на підпрограми які декомпонуються на підмодулі наступного рівня. Під час низхідного проектування програми на верхніх рівнях абстракції деталі приховують а на нижніх рівнях вони описуються конкретною мовою програмування.
69110. Використання модулів у Borland Pascal 7.0. Структура модуля 55 KB
  Структура модуля. Структура модуля 3. До складу модуля можна включати оголошення констант типів змінних а також оголошення і реалізацію процедур і функцій. Структура модуля Модуль складається із заголовка інтерфейсної реалізаційної й ініціалізаційної частин.
69111. Основні концепції об’єктно-орієнтованої методології програмування. Базові поняття об’єктна-орієнтованого програмування. Класи і об’єкти в мові Pascal 79.5 KB
  Методологія об’єктно-орієнтованого програмування виникла як результат природної еволюції мов структурного програмування. 3 погляду цієї методології програма є сукупністю об’єктів, кожен об’єкт є екземпляром певного класу, а класи утворюють ієрархію успадкування
69112. Одномірні масиви. Поняття масиву та його властивості. Базові операції обробки одновимірних масивів 214.5 KB
  Характерною ознакою простих типів даних є те, що вони атомарні, тобто не містять як складові елементи дані інших типів. Типи даних, що не эадовольняють зазначеній властивості, називаються структурованими. У мові Раsсаl означено такі структуровані типии: масиви, рядки, множини, записи та файли.
69113. Багатовимірні масиви. Оголошення багатовимірних масивів. Доступ до елементів. Базові операції їх обробки двовимірних масивів. Двовимірні масиви в задачах 96.5 KB
  Як було зазначено вище, одновимірні масиви застосовуються для зберігання послідовностей. Проте для багатьох структур даних зображення у вигляді послідовності є неприйнятним. Наприклад, результати матчів футбольного чемпіонату найзручніше подавати у вигляді квадратної таблиці.