87226

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования Канд. Для решения ряда задач связанных с прогнозированием общественного развития необходимо построение системы математических моделей позволяющих анализировать альтернативные стратегии развития образования и его предлагаемые реформы. Макромодель развития описывающая воздействие системы высшего образования проводимых научноисследовательских и опытноконструкторских работ на экономический потенциал страны. Модель дает качественные представления о направлении...

Русский

2015-04-17

36.81 KB

0 чел.


УДК 01.51/.53

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования

Канд. техн. наук, доцент Коськин А.В., д-р техн. наук, проф. Константинов И.С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29; тел. (0862) 416733; e-mail: vzido@ostu.ru

The article gives a classification of mathematical models for alternative educational strategies and suggested reforms analysis. The definition of macromodels, micromodels, models of average level are given, the basic characteristics of these models are studied.

Для решения ряда задач, связанных с прогнозированием общественного развития, необходимо построение системы математических моделей, позволяющих анализировать альтернативные стратегии развития образования и его предлагаемые реформы.

Макромодель развития, описывающая воздействие системы высшего образования, проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на экономический потенциал страны. В рамках макромодели интеллектуальный и психологический потенциалы общества рассматриваются как важнейшая часть ресурсов, в которые входят также природные ресурсы, созданные или освоенные технологии, значительная часть экономического потенциала.

Модель дает качественные представления о направлении развития экономики, использовании ресурсов обществом во взаимосвязи с развитием системы высшего образования и научных исследований на временных интервалах 3  20 лет.

В рамках микромодели образования анализируется процесс становления специалиста. В ней на предельно упрощенном уровне делается попытка оценить как, на какое время и в результате каких усилий студент-первокурсник в ходе обучения и практической работы превращается в специалиста.

Существует несколько альтернативных подходов к вопросу, чему и как учить студентов. Различные подходы к построению системы высшего образования реализованы в разных странах. Одни и те же новшества в одних случаях дают эффект, в других  нет. Модель дает методическую основу для анализа этих вопросов.

Модели среднего уровня имеют значение для понимания внутреннего развития высшей школы, как сложной иерархической организационной системы. Можно выделить следующие модели этого уровня:

А) Модель возникновения неформальных коллективов в высшей школе. В истории российских университетов и институтов известен феномен формирования кружков, научных школ, с которыми связано распространение передовых общественных или научных идей. Известно и явление возникновения мертвых зон  сообществ, отторгающих незаурядных людей, прогрессивные нововведения.

Модели позволяет анализировать такие процессы на уровне кафедры, факультета или целого ВУЗа, а также сравнивать альтернативные стратегии воздействия на эти коллективы. Анализ таких моделей показывает, что в принципе существует эффективная технология формирования точек роста в высшей школе. Однако это требует значительных интеллектуальных затрат, а также создания возможностей жесткого и точного управления в системе следующего уровня.

Б) Модель развития иерархической организации и зависимость ее динамики от уровня молодых специалистов. Инфляция ВУЗовских и университетских степеней и званий имеет очевидные негативные последствия в кратковременной перспективе. Гораздо менее очевидными являются среднесрочные и долгосрочные перспективы. Модель позволяет их учесть в случае иерархических организационных структур. Оказывается, здесь существует своеобразный фазовый переход. Начиная с определенного уровня образования, длительная успешная работа иерархических структур, жизненно необходимых для любого сообщества, становится попросту невозможной.

В) Модели, позволяющие оценить влияние структурных диспропорций, содержания образования, уровня управления системой на эффективность реформ высшего образования. В предыдущих моделях либо рассматриваются отдельные элементы или подсистемы высшей школы, либо предполагается, что эта система на макроуровне реагирует на изменение ситуации как единое целое. Вместе с тем исключительно важными представляются системные характеристики высшей школы.

Модели, связанные с анализом таких характеристик, позволяют в простейшем случае отвечать, что будет, если в большом количестве готовить специалистов, которые не очень нужны, и не готовить тех, которые необходимы. В некоторых ситуациях удается понять, почему это происходит.

Во многих случаях объединение элементов в систему дает ряд важных преимуществ. У целого появляются свойства, которыми не обладает ни одна из его частей. В теории конечных автоматов и теории самоорганизации существуют средства, чтобы описывать такое появление новых качеств и повышение эффективности функционирования системы.

Эти модели разрушают распространенную иллюзию о том, что из элементов, удачно работавших в одной системе, с легкостью может быть построена другая система, а также то, что повышение статуса элемента в системе может существенно улучшить его работу.

В реформирование таких структур должны быть вложены значительные силы и средства, направленные на сохранение уже существующей и работающей системы. Любые крупные реформы нуждаются в обкатке на опытных полигонах, в привлечении огромного интеллектуального потенциала и на порядок больших вложениях, чем предусматривалось в бюджете России в последние годы. В жизнеспособной системе крупные новшества нельзя ввести декретом. Другие пути развития должны доказывать свою разумность и эффективность.

Основным результатом проведенного анализа является система математических моделей, позволяющая учесть наиболее важные причинно-следственные связи в системе образования. Она показывает, какие вопросы следует задавать, на основе каких экономических, социологических, демографических данных могут быть получены количественные оценки.

Рассматриваемые модели могут стать каркасом для более глубокого описания динамики системы образования и анализа конкретных проектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17944. ДОКУМЕНТ. КЛАСИФІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА РІЗНИМИ ОЗНАКАМИ 49 KB
  7. ДОКУМЕНТ. КЛАСИФІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА РІЗНИМИ ОЗНАКАМИ 7.1. Справочинство і його складові частини7.2. Визначення документу. Роль документу у діловій сфері7.3. Класифікація документів за різними ознаками7.4. Запитання і завдання для самоперевірки 7.1. Справочинство і його ск...
17945. ВИМОГИ ДО УТВОРЕННЯ І МОВИ ДОКУМЕНТІВ 64 KB
  8. ВИМОГИ ДО УТВОРЕННЯ І МОВИ ДОКУМЕНТІВ 8.1. Сучасні вимоги до мови документів8.2. Документи з низьким і високим рівнем стандартизації8.3. Реквізити управлінських документів8.4. Вимоги до мови документів8.5. Запитання і завдання для самоперевірки 8.1. Сучасні вимоги до докуме...
17946. ДОКУМЕНТУВАННЯ В УПРАВЛІНСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ 85 KB
  ДОКУМЕНТУВАННЯ В УПРАВЛІНСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ. Організаційно-розпорядчі документи. Довідковоінформаційні документи. Документування з кадрових питань. Особисті офіційні документи. Запитання і завдання для самоперевірки. Організаційно-розпорядчі документ
17947. СПЕЦІАЛІЗОВАНЕ ДОКУМЕНТУВАННЯ 85 KB
  10. СПЕЦІАЛІЗОВАНЕ ДОКУМЕНТУВАННЯ 10.1. Документи з господарської діяльності10.2. Документи з господарськопретензійної діяльності10.3. Система обліковофінансової документації10.4. Документи в банківській діяльності10.5. Документація в рекламній та видавничої діяльності10.6. З
17948. УСНЕ ДІЛОВЕ МОВЛЕННЯ 121.5 KB
  11. УСНЕ ДІЛОВЕ МОВЛЕННЯ 11.1. Види усного ділового мовлення11.2. Інтонація11.3. Невербальні засоби спілкування 11.4. Техніка мовлення11.5. Дикція11.6. Жанри публічного виступу11.7. Запитання і завдання для самоперевірки 11.1 Види усного ділового мовлення Усне ділове мовлення за хар...
17949. КУЛЬТУРА ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 63 KB
  12. КУЛЬТУРА ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 12.1. Вимоги до мови документів12.2. Основні риси культури мови12.3. Норми сучасної української літературної мови 12.4. Запитання і завдання для самоперевірки 12.1. Вимоги до мови документів Складання документів складний процес і велике значенн...
17950. ОРГАНІЗАЦІЯ ГРОШОВИХ РОЗРАХУНКІВ ПІДПРИЄМСТВ 177 KB
  Тема 2 ОРГАНІЗАЦІЯ ГРОШОВИХ РОЗРАХУНКІВ ПІДПРИЄМСТВ Сутність і значення грошових розрахунків принципи організації розрахунків підприємств. Готівкові і безготівкові розрахунки. Види банківських рахунків та порядок їх відкриття. Форми безготівкових розр...
17951. ФОРМУВАННЯ І РОЗПОДІЛ ПРИБУТКУ 115 KB
  Тема 4 ФОРМУВАННЯ І РОЗПОДІЛ ПРИБУТКУ Економічний зміст прибутку та його склад. Прибуток від реалізації продукції. Розподіл і використання чистого прибутку. Сутність і методи обчислення рентабельності. 4.1. Економічний зміст прибутку та його склад ...
17952. ОПОДАТКУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ 161.5 KB
  Тема 5 ОПОДАТКУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ Система оподаткування підприємств її функції та призначення. Непрямі податки та особливості їх впливу на фінансовогосподарську діяльність суб'єктів господарювання. Акцизний збір. Податок на додану вартість. Податок ...