87226

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования Канд. Для решения ряда задач связанных с прогнозированием общественного развития необходимо построение системы математических моделей позволяющих анализировать альтернативные стратегии развития образования и его предлагаемые реформы. Макромодель развития описывающая воздействие системы высшего образования проводимых научноисследовательских и опытноконструкторских работ на экономический потенциал страны. Модель дает качественные представления о направлении...

Русский

2015-04-17

36.81 KB

0 чел.


УДК 01.51/.53

Иерархия информационных математических моделей развития системы образования

Канд. техн. наук, доцент Коськин А.В., д-р техн. наук, проф. Константинов И.С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29; тел. (0862) 416733; e-mail: vzido@ostu.ru

The article gives a classification of mathematical models for alternative educational strategies and suggested reforms analysis. The definition of macromodels, micromodels, models of average level are given, the basic characteristics of these models are studied.

Для решения ряда задач, связанных с прогнозированием общественного развития, необходимо построение системы математических моделей, позволяющих анализировать альтернативные стратегии развития образования и его предлагаемые реформы.

Макромодель развития, описывающая воздействие системы высшего образования, проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на экономический потенциал страны. В рамках макромодели интеллектуальный и психологический потенциалы общества рассматриваются как важнейшая часть ресурсов, в которые входят также природные ресурсы, созданные или освоенные технологии, значительная часть экономического потенциала.

Модель дает качественные представления о направлении развития экономики, использовании ресурсов обществом во взаимосвязи с развитием системы высшего образования и научных исследований на временных интервалах 3  20 лет.

В рамках микромодели образования анализируется процесс становления специалиста. В ней на предельно упрощенном уровне делается попытка оценить как, на какое время и в результате каких усилий студент-первокурсник в ходе обучения и практической работы превращается в специалиста.

Существует несколько альтернативных подходов к вопросу, чему и как учить студентов. Различные подходы к построению системы высшего образования реализованы в разных странах. Одни и те же новшества в одних случаях дают эффект, в других  нет. Модель дает методическую основу для анализа этих вопросов.

Модели среднего уровня имеют значение для понимания внутреннего развития высшей школы, как сложной иерархической организационной системы. Можно выделить следующие модели этого уровня:

А) Модель возникновения неформальных коллективов в высшей школе. В истории российских университетов и институтов известен феномен формирования кружков, научных школ, с которыми связано распространение передовых общественных или научных идей. Известно и явление возникновения мертвых зон  сообществ, отторгающих незаурядных людей, прогрессивные нововведения.

Модели позволяет анализировать такие процессы на уровне кафедры, факультета или целого ВУЗа, а также сравнивать альтернативные стратегии воздействия на эти коллективы. Анализ таких моделей показывает, что в принципе существует эффективная технология формирования точек роста в высшей школе. Однако это требует значительных интеллектуальных затрат, а также создания возможностей жесткого и точного управления в системе следующего уровня.

Б) Модель развития иерархической организации и зависимость ее динамики от уровня молодых специалистов. Инфляция ВУЗовских и университетских степеней и званий имеет очевидные негативные последствия в кратковременной перспективе. Гораздо менее очевидными являются среднесрочные и долгосрочные перспективы. Модель позволяет их учесть в случае иерархических организационных структур. Оказывается, здесь существует своеобразный фазовый переход. Начиная с определенного уровня образования, длительная успешная работа иерархических структур, жизненно необходимых для любого сообщества, становится попросту невозможной.

В) Модели, позволяющие оценить влияние структурных диспропорций, содержания образования, уровня управления системой на эффективность реформ высшего образования. В предыдущих моделях либо рассматриваются отдельные элементы или подсистемы высшей школы, либо предполагается, что эта система на макроуровне реагирует на изменение ситуации как единое целое. Вместе с тем исключительно важными представляются системные характеристики высшей школы.

Модели, связанные с анализом таких характеристик, позволяют в простейшем случае отвечать, что будет, если в большом количестве готовить специалистов, которые не очень нужны, и не готовить тех, которые необходимы. В некоторых ситуациях удается понять, почему это происходит.

Во многих случаях объединение элементов в систему дает ряд важных преимуществ. У целого появляются свойства, которыми не обладает ни одна из его частей. В теории конечных автоматов и теории самоорганизации существуют средства, чтобы описывать такое появление новых качеств и повышение эффективности функционирования системы.

Эти модели разрушают распространенную иллюзию о том, что из элементов, удачно работавших в одной системе, с легкостью может быть построена другая система, а также то, что повышение статуса элемента в системе может существенно улучшить его работу.

В реформирование таких структур должны быть вложены значительные силы и средства, направленные на сохранение уже существующей и работающей системы. Любые крупные реформы нуждаются в обкатке на опытных полигонах, в привлечении огромного интеллектуального потенциала и на порядок больших вложениях, чем предусматривалось в бюджете России в последние годы. В жизнеспособной системе крупные новшества нельзя ввести декретом. Другие пути развития должны доказывать свою разумность и эффективность.

Основным результатом проведенного анализа является система математических моделей, позволяющая учесть наиболее важные причинно-следственные связи в системе образования. Она показывает, какие вопросы следует задавать, на основе каких экономических, социологических, демографических данных могут быть получены количественные оценки.

Рассматриваемые модели могут стать каркасом для более глубокого описания динамики системы образования и анализа конкретных проектов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45257. Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации 28 KB
  Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Реагирование на кризис: выявление сути проблемы идентификация источника выявление ключевых аудиторий расчет издержек информирование публичное заявление для СМИ...
45258. СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы 28 KB
  СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Необходимо работать со СМИ они склонны искать и транслировать сенсации конфликты неоднозначные оценки слухи и т. Для СМИ важно кто первый обнародует сенсационный...
45259. Спонсоринг как разновидность PR-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы 29 KB
  В содержании программы должны быть представлены: Проблема вызывающая необходимость разработки программы. Цели конкретное представление о желаемом результате программы. Бюджет программы с конкретными статьями расходов.
45260. Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия, функции, этапы организации, приоритеты деятельности 30.5 KB
  Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия функции этапы организации приоритеты деятельности. Но существуют некоторые общие функции которые присущи попечительскому совету любой организации: 1. создание положительного образа организации ПР; 3. лоббирование интересов организации на различных уровнях; 4 контроль за финансовой деятельностью организации; 5.
45261. Партнерские отношения как PR-ресурс организации: алгоритм работы со спонсором, содержание спонсорского пакета 29 KB
  Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору так и инициатору проекта. описание проекта и его идеи с акцентом на деталях наиболее важных для спонсора дается оценка значения проекта для города региона и нужных спонсору социальных групп. программу с информацией о месте и времени события сценарий графики перечисление авторов и участников проекта. указание о поддержке проекта государственными структурами авторитетными учреждениями культуры известными и уважаемыми людьми копии официальных решений рекомендательных писем обращений...
45262. Имидж фирмы: структура, этапы формирования и реализации 27 KB
  Имидж фирмы: структура этапы формирования и реализации. Имидж фирмы – целостное восприятие фирмы различными группами общественности формирующееся на основе известной им информации о различных сторонах деятельности фирмы. Структура: структуру имиджа фирмы составляют представления людей относительно фирмы которые условно можно разделить на группы: имидж товара или услуги – представления людей относительно уникальных характеристик которыми он обладает его отличительных свойств. внутренний имидж фирмы – представление сотрудников о фирме...
45263. Имидж ПР-специалиста: профессиональные составляющие и социально-личностные атрибуты 23.5 KB
  Блэку: наличие здравого смыла природное любопытство умение хорошо говорить и излагать вои мысли в письменной форме гибкость выносливость внимание к мелочам хорошее воспитание и образование целеустремленность умение знать и понимать людей чего они хотят. Профессиональная компетентность: психологическая компетентность умение разбираться в людях коммуникативная кть знание факторов эффективного делового общения видов коммуникации психологического воздействия аутопсихологическая кть самоконтроль самоээфективность...
45264. Самопрезентация специалиста как ПР-ресурс: специфика, формы, технологии 25.5 KB
  Самопрезентация специалиста как ПРресурс: специфика формы технологии. Самопрезентация является составной частью сложного процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Самопрезентация может быть как начальным этапом какого-либо делового процесса так и отдельным самостоятельным элементом общения. В общем виде самопрезентация представляет собой управление производимым впечатлением умение представить себя и свое дело.
45265. GSM. Регистрация в сети 64 KB
  Регистрация в сети. При каждом включении телефона после выбора сети начинается процедура регистрации рис. Рассмотрим наиболее общий случай регистрацию не в домашней а в чужой так называемой гостевой сети будем предполагать что услуга роуминга абоненту разрешена. По номеру IMSI VLR гостевой сети определяет домашнюю сеть и запрашивает ее HLR.