87228

Мониторинг использования образовательных ресурсов как составная часть аутентификации обучающегося

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Поэтому в системах сетевого дистанционного обучения ДО активно применяются методы распознавания пользователей с использованием дополнительного программного обеспечения. Но использование одних только методов аутентификации пользователя является недостаточным поскольку они дают неполную картину процесса обучения. Функции мониторинга процесса обучения конкретного обучающегося реализуются при помощи специализированных сервисов которые позволяют определить степень и класс используемого им ресурса накапливать информацию о процессе обучения и...

Русский

2015-04-17

40.66 KB

0 чел.

УДК 004.6+004.4]:378.147.333

Мониторинг использования образовательных ресурсов как составная часть аутентификации обучающегося

Аспирант Кизимова Н. А.,

д.т.н., профессор Константинов И. С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, тел. 8+0862-76-19-10, e-mail: kizimova@front.ru

The basic standards and specifications of organization of network educational process are considered. The analysis of the means of educational resources granting is carried out at realization of remote education. The perspective directions of the decision of the problem of the provision quality of received network education are considered, for which the nюew approach of an indirect estimation of preparation is offered on the basis of monitoring systems and account of use of educational resources.

Высокие темпы роста объёма профессиональных знаний и динамичность развития информационных отраслей оказывают значительное влияние на состав, структуру и технологии предоставления образовательных услуг.

Общемировой тенденцией является стремительное развитие информационных технологий в сфере образования. Она вызвана необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, то есть реализацией принципов открытого образования [1]. Одним из значительных элементов этого направления являются образовательные информационные технологии, построенные на основе сети Интернет. Они выступают связующим звеном между обучающимся и преподавателем, удаленными друг от друга на значительное расстояние.

При широком внедрении информационно-коммуникационных технологий в сферу российского образования возникает ряд сложных взаимосвязанных проблем по структурированию единого информационного образовательного пространства России, обеспечению эффективного сетевого доступа к нему обучающихся и педагогов [2]. Остро встает проблема корректной аутентификации пользователя при проведении дистанционного сетевого контроля знаний.

Одним из направлений решения этой проблемы является применение биометрических устройств. В качестве измеряемых свойств могут выступать уникальные особенности человека: отпечаток пальца, рисунок радужной оболочки глаза, черты лица [3]. В настоящее время наиболее актуальным является метод, использующий отпечаток пальца для аутентификации обучающегося. Его преимущества заключаются в простоте использования, удобстве, надежности и невысокой стоимости по сравнению с остальными устройствами аутентификации. Сканер отпечатка пальца может быть вмонтирован в клавиатуру, мышь или поставляться как отдельное устройство.

Использование дополнительного аппаратного обеспечения является более надежным, но влечет за собой увеличение платы за обучение на стоимость этого оборудования. Поэтому в системах сетевого дистанционного обучения (ДО) активно применяются методы распознавания пользователей с использованием дополнительного программного обеспечения. В основу применяемых алгоритмов положены принципы классификации психофизических параметров и круга информационных интересов пользователя с динамикой их изменения [3].

С позиции применения данных методов, практический интерес представляет аутентификация пользователя по подписи мышью с динамической верификацией. Этот метод имеет довольно сложный математический аппарат и позволяет в реальном времени фиксировать такие параметры процесса подписи мышью, как скорость движения руки на разных участках и длительность различных этапов подписи. Так гарантируется, что подпись мышью не может быть подделана даже опытным графологом, поскольку никто не в состоянии в точности скопировать поведение руки владельца подписи [3].

Но, использование одних только методов аутентификации пользователя является недостаточным, поскольку они дают неполную картину процесса обучения. Эффект от получения сетевого образования немало зависит и от того, насколько интенсивно и регулярно занимается обучаемый. Это объясняется тем, что невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке. Поэтому, важным средством достижения качества получаемого дистанционного сетевого образования является создание системы комплексного мониторинга. Ядро этой системы состоит из хранилища данных, подсистемы мониторинга информационных образовательных ресурсов (ИОР), подсистемы мониторинга использования ИОР, средств доступа к ИОР [4].

Функции мониторинга процесса обучения конкретного обучающегося реализуются при помощи специализированных сервисов, которые позволяют определить степень и класс используемого им ресурса, накапливать информацию о процессе обучения и, в целом, повысить эффективность контроля подготовленности обучаемых. Во время сеанса работы обучающегося можно собирать следующую статистическую информацию: детализированный перечень посещенных образовательных информационных ресурсов; время использования онлайновых образовательных ресурсов; перечень информационных источников, скопированных с учебных серверов для оффлайновой работы и другие характеристики процесса обучения. Собранные в процессе мониторинга сведения служат для оценки степени подготовки каждого обучающегося дистанционно. По ним можно восстановить любой сценарий сеанса работы конкретного обучаемого и проанализировать соответствие результатов удаленного контроля потребленным в процессе обучения образовательным ресурсам.

Современные системы дистанционного обучения (СДО) основаны на клиент-серверной архитектуре и предоставляют доступ пользователям по технологии “тонкий клиент”. Данный подход является общепринятым и наиболее эффективным для СДО. Это обусловлено требованием по предоставлению доступа к системе с различных удаленных узлов.

Такая система представляет собой программную оболочку, которую размещают на сервере внутренней компьютерной сети образовательного центра или на сервере провайдера. Через нее осуществляется доступ к образовательным ресурсам с рабочего места зарегистрированного обучающегося.

Важным требованием при разработке СДО является соответствие спецификациям, разработанным образовательными международными консорциумами. Основными спецификациями, которые рассматриваются для принятия в качестве стандартов являются: SCORM (Shareable Content Object Reference Model) и AICC (Aviation Industry Computer-based training Committee).

Анализ международного опыта в применении стандартов для образовательных технологических систем, проведенный Российским государственным институтом открытого образования, показал, что стандартами де-факто в США, Германии, Великобритании и Австралии стали спецификации IMS Global Learning Consortium. С позиции открытости стандартов, практической реализуемости и дальнейшей расширяемости спецификации IMS являются наиболее приемлемыми для систем открытого и дистанционного обучения [3].

Существует большое количество программных сред, позволяющих поддерживать процесс дистанционного сетевого обучения. Среди них можно выделить распределенную образовательную среду Lotus Learning Space фирмы Lotus. При разработке этого продукта были учтены результаты научных исследований и преподавательской практики с возможностями Lotus Domino (Интернет-сервера) и Lotus Notes (программы поддержки общекорпоративной электронной почты) [5]. Причем удаленный доступ студентов в образовательную среду Learning Space может осуществляться как посредством Lotus Notes, так и через Интернет-браузеры [5]. Lotus Learning Space поддерживает как синхронное, так и асинхронное ДО, содержит развитые средства управления учебным процессом и средствами Lotus организует защиту виртуальной учебной среды.

Практическое применение также имеют пакеты ToolBook II Instructor (представляет собой средство для создания обучающих приложений), ToolBook II Assistant (включает богатый выбор средств Интернет-сервиса) и программа Ingenium (необходима для управления образовательным процессом) фирмы Click2learn, которые в совокупности составляют образовательную среду, в основном ориентированную на сетевое обучение в Интернете.

Однако, следует отметить, что указанные программные средства не предназначены и в полной мере не решают задачи учета потребления информационных ресурсов обучаемыми.

Таким образом, одной из актуальных задач при реализации сетевого ДО является создание средств текущего учета и контроля за ходом обучения каждого обучающегося как составной части общей системы управления качеством образования, обеспечивающей соответствие национальным образовательным стандартам.

Литература

  1.  Концепция Российского портала открытого образования. [Электронный ресурс] – Электронные данные (1 файл: 225 Кб) // Федеральный портал «Открытое образование», 2002. - Режим доступа: http://www.openet.ru/University.nsf/Index.htm! Open&Menu=VUOpenEducation-Environment-AllTopics.
  2.  Береговой В. И. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов / В.И. Береговой, А.Д. Иванников, А.Н. Тихонов // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. Вып. 1 / Редкол.: А Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика».М.: Просвещение, 2003. — С. 19-63.
  3.  Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Под ред. В.И. Солдаткина. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.
  4.  Константинов И.С. Организационное и кадровое обеспечение системы ресурсных центров / И.С. Константинов, А.В. Коськин, А.В. Чижов, А.Н. Дерли // Труды Всемирной научно-методической конференции Телематика’2003. – СПб.: Изд-во СПбГИТМО, 2003. – С. 112-114.
  5.  Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7760. Формы организации и средства обучения 149 KB
  Формы организации и средства обучения. 1. Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся Понятие метод обучения, сущность которого р...
7761. Педагогические технологии в образовательном процессе 76 KB
  Педагогические технологии в образовательном процессе. Из истории становления понятия педагогической технологии Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, ремесло, умение и logos - учение, наука) - совокупность методов обра...
7762. Сущность проблемного обучения 72.5 KB
  Сущность проблемного обучения. Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия. Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоят...
7763. Дидактическая система развивающего обучения 63 KB
  Дидактическая система развивающего обучения. Из истории становления развивающего обучения Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет...
7764. Сущность личностно-ориентированного образования школьников 59.76 KB
  Сущность личностно-ориентированного образования школьников. Сущность личностно-ориентированного образования в школе (определение, цель, принципы) Определение. Личностно-ориентированный образовательный процесс представляет собой не аккумуляти...
7765. Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи 135.5 KB
  Теория и практика воспитания детей и учащейся молодежи. Теоретические основы воспитания: закономерности, цели, принципы. В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить...
7766. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира 99.5 KB
  Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира. Сущность концепции культуры мира. Педагогика мира В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографичес...
7767. Гражданское образование школьников 92 KB
  Гражданское образование школьников. Сущность гражданского образования и модели его реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Гражданин - это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отно...
7768. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности 90.5 KB
  Профессиональная педагогическая деятельность: сущность, структура, особенности. Требования к личности учителя и структуре педагогической деятельности В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциаци...