87228

Мониторинг использования образовательных ресурсов как составная часть аутентификации обучающегося

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Поэтому в системах сетевого дистанционного обучения ДО активно применяются методы распознавания пользователей с использованием дополнительного программного обеспечения. Но использование одних только методов аутентификации пользователя является недостаточным поскольку они дают неполную картину процесса обучения. Функции мониторинга процесса обучения конкретного обучающегося реализуются при помощи специализированных сервисов которые позволяют определить степень и класс используемого им ресурса накапливать информацию о процессе обучения и...

Русский

2015-04-17

40.66 KB

0 чел.

УДК 004.6+004.4]:378.147.333

Мониторинг использования образовательных ресурсов как составная часть аутентификации обучающегося

Аспирант Кизимова Н. А.,

д.т.н., профессор Константинов И. С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, тел. 8+0862-76-19-10, e-mail: kizimova@front.ru

The basic standards and specifications of organization of network educational process are considered. The analysis of the means of educational resources granting is carried out at realization of remote education. The perspective directions of the decision of the problem of the provision quality of received network education are considered, for which the nюew approach of an indirect estimation of preparation is offered on the basis of monitoring systems and account of use of educational resources.

Высокие темпы роста объёма профессиональных знаний и динамичность развития информационных отраслей оказывают значительное влияние на состав, структуру и технологии предоставления образовательных услуг.

Общемировой тенденцией является стремительное развитие информационных технологий в сфере образования. Она вызвана необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, то есть реализацией принципов открытого образования [1]. Одним из значительных элементов этого направления являются образовательные информационные технологии, построенные на основе сети Интернет. Они выступают связующим звеном между обучающимся и преподавателем, удаленными друг от друга на значительное расстояние.

При широком внедрении информационно-коммуникационных технологий в сферу российского образования возникает ряд сложных взаимосвязанных проблем по структурированию единого информационного образовательного пространства России, обеспечению эффективного сетевого доступа к нему обучающихся и педагогов [2]. Остро встает проблема корректной аутентификации пользователя при проведении дистанционного сетевого контроля знаний.

Одним из направлений решения этой проблемы является применение биометрических устройств. В качестве измеряемых свойств могут выступать уникальные особенности человека: отпечаток пальца, рисунок радужной оболочки глаза, черты лица [3]. В настоящее время наиболее актуальным является метод, использующий отпечаток пальца для аутентификации обучающегося. Его преимущества заключаются в простоте использования, удобстве, надежности и невысокой стоимости по сравнению с остальными устройствами аутентификации. Сканер отпечатка пальца может быть вмонтирован в клавиатуру, мышь или поставляться как отдельное устройство.

Использование дополнительного аппаратного обеспечения является более надежным, но влечет за собой увеличение платы за обучение на стоимость этого оборудования. Поэтому в системах сетевого дистанционного обучения (ДО) активно применяются методы распознавания пользователей с использованием дополнительного программного обеспечения. В основу применяемых алгоритмов положены принципы классификации психофизических параметров и круга информационных интересов пользователя с динамикой их изменения [3].

С позиции применения данных методов, практический интерес представляет аутентификация пользователя по подписи мышью с динамической верификацией. Этот метод имеет довольно сложный математический аппарат и позволяет в реальном времени фиксировать такие параметры процесса подписи мышью, как скорость движения руки на разных участках и длительность различных этапов подписи. Так гарантируется, что подпись мышью не может быть подделана даже опытным графологом, поскольку никто не в состоянии в точности скопировать поведение руки владельца подписи [3].

Но, использование одних только методов аутентификации пользователя является недостаточным, поскольку они дают неполную картину процесса обучения. Эффект от получения сетевого образования немало зависит и от того, насколько интенсивно и регулярно занимается обучаемый. Это объясняется тем, что невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке. Поэтому, важным средством достижения качества получаемого дистанционного сетевого образования является создание системы комплексного мониторинга. Ядро этой системы состоит из хранилища данных, подсистемы мониторинга информационных образовательных ресурсов (ИОР), подсистемы мониторинга использования ИОР, средств доступа к ИОР [4].

Функции мониторинга процесса обучения конкретного обучающегося реализуются при помощи специализированных сервисов, которые позволяют определить степень и класс используемого им ресурса, накапливать информацию о процессе обучения и, в целом, повысить эффективность контроля подготовленности обучаемых. Во время сеанса работы обучающегося можно собирать следующую статистическую информацию: детализированный перечень посещенных образовательных информационных ресурсов; время использования онлайновых образовательных ресурсов; перечень информационных источников, скопированных с учебных серверов для оффлайновой работы и другие характеристики процесса обучения. Собранные в процессе мониторинга сведения служат для оценки степени подготовки каждого обучающегося дистанционно. По ним можно восстановить любой сценарий сеанса работы конкретного обучаемого и проанализировать соответствие результатов удаленного контроля потребленным в процессе обучения образовательным ресурсам.

Современные системы дистанционного обучения (СДО) основаны на клиент-серверной архитектуре и предоставляют доступ пользователям по технологии “тонкий клиент”. Данный подход является общепринятым и наиболее эффективным для СДО. Это обусловлено требованием по предоставлению доступа к системе с различных удаленных узлов.

Такая система представляет собой программную оболочку, которую размещают на сервере внутренней компьютерной сети образовательного центра или на сервере провайдера. Через нее осуществляется доступ к образовательным ресурсам с рабочего места зарегистрированного обучающегося.

Важным требованием при разработке СДО является соответствие спецификациям, разработанным образовательными международными консорциумами. Основными спецификациями, которые рассматриваются для принятия в качестве стандартов являются: SCORM (Shareable Content Object Reference Model) и AICC (Aviation Industry Computer-based training Committee).

Анализ международного опыта в применении стандартов для образовательных технологических систем, проведенный Российским государственным институтом открытого образования, показал, что стандартами де-факто в США, Германии, Великобритании и Австралии стали спецификации IMS Global Learning Consortium. С позиции открытости стандартов, практической реализуемости и дальнейшей расширяемости спецификации IMS являются наиболее приемлемыми для систем открытого и дистанционного обучения [3].

Существует большое количество программных сред, позволяющих поддерживать процесс дистанционного сетевого обучения. Среди них можно выделить распределенную образовательную среду Lotus Learning Space фирмы Lotus. При разработке этого продукта были учтены результаты научных исследований и преподавательской практики с возможностями Lotus Domino (Интернет-сервера) и Lotus Notes (программы поддержки общекорпоративной электронной почты) [5]. Причем удаленный доступ студентов в образовательную среду Learning Space может осуществляться как посредством Lotus Notes, так и через Интернет-браузеры [5]. Lotus Learning Space поддерживает как синхронное, так и асинхронное ДО, содержит развитые средства управления учебным процессом и средствами Lotus организует защиту виртуальной учебной среды.

Практическое применение также имеют пакеты ToolBook II Instructor (представляет собой средство для создания обучающих приложений), ToolBook II Assistant (включает богатый выбор средств Интернет-сервиса) и программа Ingenium (необходима для управления образовательным процессом) фирмы Click2learn, которые в совокупности составляют образовательную среду, в основном ориентированную на сетевое обучение в Интернете.

Однако, следует отметить, что указанные программные средства не предназначены и в полной мере не решают задачи учета потребления информационных ресурсов обучаемыми.

Таким образом, одной из актуальных задач при реализации сетевого ДО является создание средств текущего учета и контроля за ходом обучения каждого обучающегося как составной части общей системы управления качеством образования, обеспечивающей соответствие национальным образовательным стандартам.

Литература

  1.  Концепция Российского портала открытого образования. [Электронный ресурс] – Электронные данные (1 файл: 225 Кб) // Федеральный портал «Открытое образование», 2002. - Режим доступа: http://www.openet.ru/University.nsf/Index.htm! Open&Menu=VUOpenEducation-Environment-AllTopics.
  2.  Береговой В. И. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов / В.И. Береговой, А.Д. Иванников, А.Н. Тихонов // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. Вып. 1 / Редкол.: А Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика».М.: Просвещение, 2003. — С. 19-63.
  3.  Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Под ред. В.И. Солдаткина. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.
  4.  Константинов И.С. Организационное и кадровое обеспечение системы ресурсных центров / И.С. Константинов, А.В. Коськин, А.В. Чижов, А.Н. Дерли // Труды Всемирной научно-методической конференции Телематика’2003. – СПб.: Изд-во СПбГИТМО, 2003. – С. 112-114.
  5.  Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28836. Гуманистическая психология 47.5 KB
  Гуманистическая психология как альтернатива психоанализу и бихевиоризму: представления о природе человека экзистенциальная философия предмет и методы исследований Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии: а человек целостен и должен изучаться в его целостности; б каждый человек уникален поэтому анализ отдельных случаев case study лучше чем статистические обобщения; в человек открыт миру переживание человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность; г человеческая жизнь должна...
28837. Когнитивная психология 54 KB
  психологии порождено скорее общим направлением и логикой развития психологии чем открытиями конкретных ученых тем не менее деятельность двух психологов в наибольшей степени способствовала её возникновению. Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов восприятия памяти мышления речи и проводили анализ их генезиса. Положительное в метафоре компьютера то что интеллект не рассматривается как набор последовательных малосвязанных этапов переработки информации...
28838. Естественно-научная парадигма в русской психологии 74 KB
  Роль психологии вооружить общество знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души направить развитие нравственности морального поведения человека. Когда рефлекс обрывается не перейдя в движение не получив внешнего выражения завершающая часть рефлекса а она несет в качестве движения познавательную нагрузку уходит вовнутрь превращается в мысль хотя и незримую но продолжающую служить организатором поведения. Поэтому в механизме поведения реализуемом по типу рефлекса действует рефлекторное кольцо. Павлова: предмет и...
28839. Русская философская психология 74 KB
  Предмет психологии это наука о явлениях духа а не о его сущности сущность человек понять не может давалось обоснование исследовательского метода интроспективный анализ и индуктивное из частного общее обобщение описывались основные психологические законы законы ассоциаций по сходству смежности и причинности предлагалась классификация разделов психологии и давался очерк истории психологии. В лекциях Троицкого по психологии обнаруживается сочетание разнообразных подходов к психическому: вопреки эмпирической установке которая в...
28840. Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России 73.69 KB
  Развитие экспериментальной психологии в дореволюционной России. Формирование современной объективной психологии было основной целью которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал Психология без всякой метафизики 1917 подчеркивая этим и необходимость и возможность построения объективной психологии. Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии соединяя воедино европейскую и российскую традиции в понимании задач и предмета психологии а также различных способов...
28841. Развитие отечественной психологии в 20-40-е годы ХХ века 51.5 KB
  Развитие отечественной психологии в 2040е годы ХХ века Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом и психологии в частности. С другой стороны молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке создаются институты с исследовательскими лабораториями Двадцатые годы стали временем рождения советской психологии.задачи психологии: 1. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм психика продукт деятельности...
28842. Педология в Советской России: основные направления работы достижения 44.5 KB
  Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды которая оказывает влияние не только на психику но часто и на антропоморфические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической но и практической Общие моменты развития педологии В россии начала распространяться в нач 20 в. Разница между этими подходами была не только во взглядах на роль наследственности и среды но и насколько биологические механизмы лежащие в основе психического...
28843. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского 48 KB
  Филосовская основа Марксизм: Считалось что Человек природное существо но его природа социальна и поэтому человека его психику новообразования нужно рассматривались как продукт общественноисторического развития. Только в процессе общественной жизни человека возникли сложились и развились его новые потребности а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития изменились. С точки зрения динамики развития он разделил детство на критические и литические периоды дав качественную характеристику кризисов....
28844. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности 44 KB
  Психологическая теория деятельности. Виды деятельности. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля как субъекта деятельности ввёл в психологических обиход сам термин деятельность. Анализируя психологическое содержание поведенческого акта деятельности; действия он предпочитает рассматривать его с позиций известной бихевиористической схемы S R.