87228

Мониторинг использования образовательных ресурсов как составная часть аутентификации обучающегося

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Поэтому в системах сетевого дистанционного обучения ДО активно применяются методы распознавания пользователей с использованием дополнительного программного обеспечения. Но использование одних только методов аутентификации пользователя является недостаточным поскольку они дают неполную картину процесса обучения. Функции мониторинга процесса обучения конкретного обучающегося реализуются при помощи специализированных сервисов которые позволяют определить степень и класс используемого им ресурса накапливать информацию о процессе обучения и...

Русский

2015-04-17

40.66 KB

0 чел.

УДК 004.6+004.4]:378.147.333

Мониторинг использования образовательных ресурсов как составная часть аутентификации обучающегося

Аспирант Кизимова Н. А.,

д.т.н., профессор Константинов И. С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, тел. 8+0862-76-19-10, e-mail: kizimova@front.ru

The basic standards and specifications of organization of network educational process are considered. The analysis of the means of educational resources granting is carried out at realization of remote education. The perspective directions of the decision of the problem of the provision quality of received network education are considered, for which the nюew approach of an indirect estimation of preparation is offered on the basis of monitoring systems and account of use of educational resources.

Высокие темпы роста объёма профессиональных знаний и динамичность развития информационных отраслей оказывают значительное влияние на состав, структуру и технологии предоставления образовательных услуг.

Общемировой тенденцией является стремительное развитие информационных технологий в сфере образования. Она вызвана необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, то есть реализацией принципов открытого образования [1]. Одним из значительных элементов этого направления являются образовательные информационные технологии, построенные на основе сети Интернет. Они выступают связующим звеном между обучающимся и преподавателем, удаленными друг от друга на значительное расстояние.

При широком внедрении информационно-коммуникационных технологий в сферу российского образования возникает ряд сложных взаимосвязанных проблем по структурированию единого информационного образовательного пространства России, обеспечению эффективного сетевого доступа к нему обучающихся и педагогов [2]. Остро встает проблема корректной аутентификации пользователя при проведении дистанционного сетевого контроля знаний.

Одним из направлений решения этой проблемы является применение биометрических устройств. В качестве измеряемых свойств могут выступать уникальные особенности человека: отпечаток пальца, рисунок радужной оболочки глаза, черты лица [3]. В настоящее время наиболее актуальным является метод, использующий отпечаток пальца для аутентификации обучающегося. Его преимущества заключаются в простоте использования, удобстве, надежности и невысокой стоимости по сравнению с остальными устройствами аутентификации. Сканер отпечатка пальца может быть вмонтирован в клавиатуру, мышь или поставляться как отдельное устройство.

Использование дополнительного аппаратного обеспечения является более надежным, но влечет за собой увеличение платы за обучение на стоимость этого оборудования. Поэтому в системах сетевого дистанционного обучения (ДО) активно применяются методы распознавания пользователей с использованием дополнительного программного обеспечения. В основу применяемых алгоритмов положены принципы классификации психофизических параметров и круга информационных интересов пользователя с динамикой их изменения [3].

С позиции применения данных методов, практический интерес представляет аутентификация пользователя по подписи мышью с динамической верификацией. Этот метод имеет довольно сложный математический аппарат и позволяет в реальном времени фиксировать такие параметры процесса подписи мышью, как скорость движения руки на разных участках и длительность различных этапов подписи. Так гарантируется, что подпись мышью не может быть подделана даже опытным графологом, поскольку никто не в состоянии в точности скопировать поведение руки владельца подписи [3].

Но, использование одних только методов аутентификации пользователя является недостаточным, поскольку они дают неполную картину процесса обучения. Эффект от получения сетевого образования немало зависит и от того, насколько интенсивно и регулярно занимается обучаемый. Это объясняется тем, что невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке. Поэтому, важным средством достижения качества получаемого дистанционного сетевого образования является создание системы комплексного мониторинга. Ядро этой системы состоит из хранилища данных, подсистемы мониторинга информационных образовательных ресурсов (ИОР), подсистемы мониторинга использования ИОР, средств доступа к ИОР [4].

Функции мониторинга процесса обучения конкретного обучающегося реализуются при помощи специализированных сервисов, которые позволяют определить степень и класс используемого им ресурса, накапливать информацию о процессе обучения и, в целом, повысить эффективность контроля подготовленности обучаемых. Во время сеанса работы обучающегося можно собирать следующую статистическую информацию: детализированный перечень посещенных образовательных информационных ресурсов; время использования онлайновых образовательных ресурсов; перечень информационных источников, скопированных с учебных серверов для оффлайновой работы и другие характеристики процесса обучения. Собранные в процессе мониторинга сведения служат для оценки степени подготовки каждого обучающегося дистанционно. По ним можно восстановить любой сценарий сеанса работы конкретного обучаемого и проанализировать соответствие результатов удаленного контроля потребленным в процессе обучения образовательным ресурсам.

Современные системы дистанционного обучения (СДО) основаны на клиент-серверной архитектуре и предоставляют доступ пользователям по технологии “тонкий клиент”. Данный подход является общепринятым и наиболее эффективным для СДО. Это обусловлено требованием по предоставлению доступа к системе с различных удаленных узлов.

Такая система представляет собой программную оболочку, которую размещают на сервере внутренней компьютерной сети образовательного центра или на сервере провайдера. Через нее осуществляется доступ к образовательным ресурсам с рабочего места зарегистрированного обучающегося.

Важным требованием при разработке СДО является соответствие спецификациям, разработанным образовательными международными консорциумами. Основными спецификациями, которые рассматриваются для принятия в качестве стандартов являются: SCORM (Shareable Content Object Reference Model) и AICC (Aviation Industry Computer-based training Committee).

Анализ международного опыта в применении стандартов для образовательных технологических систем, проведенный Российским государственным институтом открытого образования, показал, что стандартами де-факто в США, Германии, Великобритании и Австралии стали спецификации IMS Global Learning Consortium. С позиции открытости стандартов, практической реализуемости и дальнейшей расширяемости спецификации IMS являются наиболее приемлемыми для систем открытого и дистанционного обучения [3].

Существует большое количество программных сред, позволяющих поддерживать процесс дистанционного сетевого обучения. Среди них можно выделить распределенную образовательную среду Lotus Learning Space фирмы Lotus. При разработке этого продукта были учтены результаты научных исследований и преподавательской практики с возможностями Lotus Domino (Интернет-сервера) и Lotus Notes (программы поддержки общекорпоративной электронной почты) [5]. Причем удаленный доступ студентов в образовательную среду Learning Space может осуществляться как посредством Lotus Notes, так и через Интернет-браузеры [5]. Lotus Learning Space поддерживает как синхронное, так и асинхронное ДО, содержит развитые средства управления учебным процессом и средствами Lotus организует защиту виртуальной учебной среды.

Практическое применение также имеют пакеты ToolBook II Instructor (представляет собой средство для создания обучающих приложений), ToolBook II Assistant (включает богатый выбор средств Интернет-сервиса) и программа Ingenium (необходима для управления образовательным процессом) фирмы Click2learn, которые в совокупности составляют образовательную среду, в основном ориентированную на сетевое обучение в Интернете.

Однако, следует отметить, что указанные программные средства не предназначены и в полной мере не решают задачи учета потребления информационных ресурсов обучаемыми.

Таким образом, одной из актуальных задач при реализации сетевого ДО является создание средств текущего учета и контроля за ходом обучения каждого обучающегося как составной части общей системы управления качеством образования, обеспечивающей соответствие национальным образовательным стандартам.

Литература

  1.  Концепция Российского портала открытого образования. [Электронный ресурс] – Электронные данные (1 файл: 225 Кб) // Федеральный портал «Открытое образование», 2002. - Режим доступа: http://www.openet.ru/University.nsf/Index.htm! Open&Menu=VUOpenEducation-Environment-AllTopics.
  2.  Береговой В. И. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов / В.И. Береговой, А.Д. Иванников, А.Н. Тихонов // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. Вып. 1 / Редкол.: А Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика».М.: Просвещение, 2003. — С. 19-63.
  3.  Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Под ред. В.И. Солдаткина. – М.: МГИУ, 2003. – 508 с.
  4.  Константинов И.С. Организационное и кадровое обеспечение системы ресурсных центров / И.С. Константинов, А.В. Коськин, А.В. Чижов, А.Н. Дерли // Труды Всемирной научно-методической конференции Телематика’2003. – СПб.: Изд-во СПбГИТМО, 2003. – С. 112-114.
  5.  Романов А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53668. Shopping for clothes 55.5 KB
  Boys usually wear shorts, shirts, jeans, trousers, trainers, sweaters, coats, scarves, caps and boots. Girls usually wear dresses, shoes, jeans, trainers, coats, scarves, sweaters, mittens, hats, boots.
53669. Baby Elephant and his new clothes 56.5 KB
  All children like to play games. Now I want you to divide into two teams. Each team will have the cards with the words. You must put the words in the logical order to make a chain.
53671. Consolidation. Generalization 50 KB
  Now we are going to revise some rules about quantifiers. You know that quantity can be expressed not only by numbers – one, two, three or the first, the second etc; but also with special words. And we should remember these words.
53672. Конспект урока по баскетболу 53.5 KB
  Совершенствовать остановку прыжком Развивающие: развивать координационные способности с помощью эстафет Воспитательные: командный дух с помощью эстафет Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная Организованно начать урок Построение 2мин Следить за дисциплиной Следить за слаженностью выполнения строевых упражнений за осанкой...
53673. Конспект урока по баскетболу в 7 классе 47 KB
  Ноги не сгибать Задняя нога прямая Равняйсь Смирно Вольно На носках марш На пятках марш На внешней стороне стопы марш На внутренней стороне стопы марш Бегом марш Бег с высоким поднимание колена марш Бег спиной вперед марш Противоходом марш Змейкой марш Шагом марш На месте шагом марш Стой раз два Фронтальная Основная 2025мин Совершенствование скорости реакции посредством игры в баскетбол Разделить на 2 команды. Однако тот не может начать эстафету пока предыдущий игрок не пересечет стартовую...
53675. Конспект урока по баскетболу в 8 классе 45.5 KB
  Части урока Частные задачи Средства Дозировка Методические указания Команды Форма проведения Подготовительная 1015мин Организованно начать урок Подготовить организм к предстоящей нагрузке Построение приветствие постановка задач Упражнения в ходьбе: на носках руки перед грудью кисти скрепить в замок круговые вращения в кистях; на пятках руки вперед на внешней стороне стопы на внутренней...
53676. Изготовление открытки к 23 февраля 72 KB
  Задачи: Образовательные: Познакомить с историческими сведениями о празднике День защитника отечества; Расширить практические навыки по изготовлению открыток; Воспитательные: Воспитание дисциплинированности активности уважения друг к другу; Воспитание культуры учащихся внимательности. 2 Создание эмоционального настроя Праздник всех солдатов наших Вот что значит этот день День защитников отважных Да и просто всех парней Ведь любой из них мечтает Защитить детей семью Покорить хоть чтото в мире И найти свою судьбу Слушают...