87229

Мониторинг состояния и развития единой образовательной информационной среды

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Основными целями внедрения системы мониторинга ЕОИС являются: реализация централизованного управления информационными образовательными ресурсами ИОР; повышение эффективности использования существующих ИОР; оптимизация затрат на внедрение новых ИОР; минимизация затрат времени доступа пользователей к ИОР. В соответствии с указанными целями должны быть решены такие задачи как: инвентаризация существующих ИОР анализ состояния степени информатизации образовательных учреждений региона по областям районам муниципальным образованиям и...

Русский

2015-04-17

40.04 KB

0 чел.


УДК 01.51/.53:[004:37

Мониторинг состояния и развития единой образовательной информационной среды

Канд. техн. наук, доцент Коськин А.В., д-р техн. наук, проф. Константинов И.С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29; тел. (0862) 416733; e-mail: vzido@ostu.ru

The article determines the goals and tasks of the united informational educational enviroment’s monitoring system, it gives informational educational resourses (IER) classification. Different methods of collecting data, analysis, IER management, the peculiarities of system’s stuff provision are studied.

Интенсивное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в настоящее время требует качественно новых подходов к образованию, перехода к новым его формам, выработки новых методик и инструментов обучения. Одним из таких инструментов является сеть Интернет, обеспечивающая свободный и оперативный доступ к информации. Это обусловливает необходимость исследования перспектив и направлений развития и интеграции информационных образовательных ресурсов, взаимного обмена данными между образовательными учреждениями различных уровней. При этом большое значение приобретает задача мониторинга и управления информационными образовательными ресурсами. Множество федеральных целевых программ, реализуемых сегодня в сфере образования, содействуют активизации процесса информатизации и имеют конечной целью создание единой образовательной информационной среды (ЕОИС).

Основными целями внедрения системы мониторинга ЕОИС являются:

– реализация централизованного управления информационными образовательными ресурсами (ИОР);

– повышение эффективности использования существующих ИОР;

– оптимизация затрат на внедрение новых ИОР;

– минимизация затрат времени доступа пользователей к ИОР.

В соответствии с указанными целями должны быть решены такие задачи, как:

– инвентаризация существующих ИОР, анализ состояния, степени информатизации образовательных учреждений региона по областям, районам, муниципальным образованиям и населенным пунктам (включая телекоммуникации, техническое, информационное, программное, методическое и нормативное обеспечение);

– обеспечение учреждений системы образования требуемой аналитической информацией;

– систематизация и классификация ИОР и другой информации;

– создание системы слежения за состоянием ИОР;

– обеспечение работы пользователей с ИОР при использовании персонифицированных Web-интерфейсов;

– каталогизация ИОР для удобства навигации;

– публикация и распространение информации.

ИОР можно подразделить на две основные категории: ресурсы, поддерживающие учебный процесс и ресурсы, используемые непосредственно в учебном процессе. Каждая категория имеет свою внутреннюю классификацию. Наличие единого классификатора позволит разработать систему показателей по каждому виду ИОР для инвентаризации уже опубликованных в сети Интернет ресурсов, а также для мониторинга их разработки, сертификации и использования.

Создание системы мониторинга требует разработки комплекса системных решений, который зависит от структуры системы образования региона, от уровня развития телекоммуникаций региона, топологии каналов связи и их пропускной способности, уровня развития образовательной коммуникационной сети, от структуры и состава ее телекоммуникационных узлов. На каждом уровне иерархии системы образования для различных категорий пользователей используются вполне конкретные виды ИОР, для создания которых применяется определенная технология, система показателей мониторинга разработки, сертификации и использования, программно-аппаратная платформа, система доступа.

Для нижнего уровня иерархии следует определить структуру и состав баз данных ИОР, технологию их формирования, средства и методы доступа к ним, методы и средства слежения за разработкой, сертификацией и использованием ИОР, правила работы с конкретным видом ИОР, а также выполнять классификацию и регистрацию при публикации каждого нового информационного ресурса.

По мере продвижения по уровням иерархии осуществляется обобщение ИОР путем создания каталогов и интеграции баз данных в Хранилище данных. Следовательно, используя функциональный подход при выделении основных компонентов ядра системы мониторинга и управления ИОР можно предположить, что ядро этой системы состоит из Хранилища данных, подсистемы мониторинга образовательных ресурсов, подсистемы мониторинга их использования, а также средств доступа к образовательным ресурсам. В дальнейшем должно быть организовано взаимодействие опорных центров поддержки и развития региональных систем мониторинга ИОР непосредственно с ядром, что позволит реализовать работоспособность ядра.

Система мониторинга и управления ИОР должна поддерживать выполнение таких функций, как:

– классификация и регистрация ИОР в базах данных системы;

– мониторинг ИОР (выполнять систематическое слежение за процессом разработки и сертификации ИОР; анализировать полученные данные; координировать деятельность по приобретению и разработке различных видов ИОР в регионе с целью охвата их необходимых видов и исключения дублирования работ);

– мониторинг использования ИОР в учебном процессе с выводом отчетных таблиц с целью получения новых рекомендаций по жизненному циклу существующих ИОР.

Управление информацией внутри центра должно строиться на основе Интранет технологий, которые включают системы документооборота, управления информацией, поддержки принятия решений и т. д.

Использование таких технологий позволяет быстро получить единое решение, которое дает единый способ обмена информацией и доступа к материалам, единое представление документов, единое пространство для хранения и единую среду работы. Кроме этого, компания, внедрившая Интранет-технологии, получает новые возможности для организации своего бизнеса, а также возможность быстрой реакции на непредвиденные события.

Интранет ресурсного центра можно построить на основе программного обеспечения фирмы Microsoft (Microsoft Office, Office Server Extensions, Microsoft Exchange Server, Microsoft SQL Server, Internet Information Services).

Альтернативным вариантом может служить использование LotusNotes Domino, также обладающего всеми необходимыми возможностями.

Сервера коллективного доступа (Web, FTP, и др.) целесообразно эксплуатировать под управлением ОС UNIX (Linux и др.), которые обладают высокой надежностью и обеспечивают необходимый уровень безопасности.

Программное обеспечение ресурсного центра должно быть обязательно лицензионным или свободно распространяемым.

Классы

коллективного

доступа

Отделы

и службы

РЦ

Высокоскоростное приемо-передающее оборудование для доступа в Интернет

Коммутирующее оборудование

Структуры,

интегрированные в РЦ

WEB,

FTP,SQL

и другие

сервера

Интранет

Глобальная сеть

Рисунок 1 – Схема глобальной сети

Кадровое обеспечение структурных составляющих ресурсных центров, в том числе и системы мониторинга ИОР может осуществляться за счет привлечения профессорско-преподавательского состава ВУЗов, специалистов центров новых информационных технологий, а также других структур, работающих в данной области, расположенных на конкретной территории.

Кроме глубоких профессиональных знаний от специалистов требуются навыки управления большими проектами и умение координировать коллективные работы. Привлечение преподавателей ВУЗов особенно целесообразно при решении задач обучения и переподготовки кадров, научно-методической поддержки образовательных сред, методического обеспечения новых форм обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36389. тема или АИС это совокупность различных программноаппаратных средств которые предназначены для автомат. 28.78 KB
  Учет снабжения Финансовый учет Информация опоставке информация об оплате Бухгалтерский учет Требования на отпускинформация о поступлении груза цены на ресурсы данные о качестве Учет производства и контроль качества Учет вспомогательно прва Управление и анализ Отчетность по снабжению указания и планы Подсистема Учет снабжения предназначена для ввода и обработки информации по обеспечению оборудованием и материалами предоставляемой отделами и службами предприятия. Данная подсистема осуществляет интенсивный обмен информацией с подсистемой...
36390. Перестроение импульсной характеристики в кривую разгона 887.85 KB
  На участке 1 переходная характеристика совпадает с импульсной. На последующем участке переходная характеристика получается путем суммирования ординат импульсной характеристики на этом участке с соответствующими значениями ординат на предыдущем участке.
36391. Приведите и поясните постановки задач синтеза линейных САУ 42.84 KB
  При синтезе задается множество М систем на котором производится выбор сист по заданному критерию оптимальности. Задача не тривиальна когда множество М содержит более 1го элемента т. 1 Параметрический синтез Элты мнва М различаются параметрами при этом мнва М2 второго ранга неопределенности представляет собой множество полностью определенных сист М3 и с допустимым диапазоном изменения параметров Q M2={ M3 Q} Пр: М2: Wpp=K1K21 p M3: K1 K2 G т. 2 Структурный синтез Элементы исходного множества отличаются...
36392. Сравнительный анализ АСУТП и АСУП 45.5 KB
  Сравнительный анализ АСУТП и АСУП У произвом и ТП имеет ряд отличий: 1 Произвом упрют люди в процессе У они воздействуют на людей. Технол процессом также упрют люди но они воздют на вещи срва произва и предметы труда. Сром труда в современном произве явлся машина человек получает данные о работе машины ее состоянии о наличии и качве сырья материалов и готовой продукции сравет их с планми и норматми данными принимает решение и передает его машине изменяя режим ее работы. 2 Продукт труда в У ТП продукт произва или...
36393. Средства измерения давления газа, жидкости и пара 61.52 KB
  Средства измерения давления газа жидкости и пара. Для прямого измерения давления жидкой или газообразной среды с отображением его значения непосредственно на первичном измерительном приборе на его отсчетном устройстве шкале табло или индикаторе применяются манометры. Если отображение значения давления на самом первичном приборе отсутствует т. прибор является бесшкальным но он позволяет получать и дистанционно передавать измерительный сигнал параметра такой прибор называют измерительным преобразователем давления ИПД или датчиком...
36394. Позиционные и следящие САУ электропривода. Регуляторы положения 24.81 KB
  Класс систем подчиненного регулирования 4 контура управления: контур напряжения контур тока контур скорости 4 регулятора контур положения Регуляторы положения: линейные нелинейные лучше минимум времени Следящие частный случай позиционной на входе задание меняется произвольным способом.
36395. Приведите классификацию и примеры методов синтеза закона управления линейных САУ 43.77 KB
  Методы аналитического синтеза. Эти методы позволяют решить задачу синтеза и провести полное исследование полученного решения. Корневые методы синтеза модальное управление 2.
36396. Средства определения химических составов чугуна, стали 46.71 KB
  Для экспрессанализа содержания углерода в металле применяются устройства основанные на зависимости термоэлектродвижущей силы возникающей в цепи из двух разнородных металлов или сплавов от их природы и свойства. С целью повышения точности определения содержания углерода пробу стали отбираемую по ходу плавки подвергают закалке при этом основной структурной составляющей пробы является мартенсит т. твердый раствор углерода в альфажелезе. В таких бинарных растворах между содержанием углерода и ТЭДС существует линейная зависимость.
36397. Режимы работы АСУТП, информационные потоки в ИАСУ 115.6 KB
  Режим ручного управления РУ когда оперативный персонал ОП непосредственно воздействует на регулирующие органы РО управляя процессом. Режим дистанционного управления. Эта разновидность АСУТП включает в себя локальные системы автоматического контроля регулирования объединенные центральным пультом управления на котором работает оператор. Режим совета кроме выполнения информационных функции УВК сам решает задачу управления т.