87229

Мониторинг состояния и развития единой образовательной информационной среды

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Основными целями внедрения системы мониторинга ЕОИС являются: – реализация централизованного управления информационными образовательными ресурсами ИОР; – повышение эффективности использования существующих ИОР; – оптимизация затрат на внедрение новых ИОР; – минимизация затрат времени доступа пользователей к ИОР. В соответствии с указанными целями должны быть решены такие задачи как: – инвентаризация существующих ИОР анализ состояния степени информатизации образовательных учреждений региона по областям районам муниципальным образованиям и...

Русский

2015-04-17

40.04 KB

0 чел.


УДК 01.51/.53:[004:37

Мониторинг состояния и развития единой образовательной информационной среды

Канд. техн. наук, доцент Коськин А.В., д-р техн. наук, проф. Константинов И.С.

Орловский государственный технический университет

Россия, г. Орел, Наугорское шоссе, 29; тел. (0862) 416733; e-mail: vzido@ostu.ru

The article determines the goals and tasks of the united informational educational enviroment’s monitoring system, it gives informational educational resourses (IER) classification. Different methods of collecting data, analysis, IER management, the peculiarities of system’s stuff provision are studied.

Интенсивное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в настоящее время требует качественно новых подходов к образованию, перехода к новым его формам, выработки новых методик и инструментов обучения. Одним из таких инструментов является сеть Интернет, обеспечивающая свободный и оперативный доступ к информации. Это обусловливает необходимость исследования перспектив и направлений развития и интеграции информационных образовательных ресурсов, взаимного обмена данными между образовательными учреждениями различных уровней. При этом большое значение приобретает задача мониторинга и управления информационными образовательными ресурсами. Множество федеральных целевых программ, реализуемых сегодня в сфере образования, содействуют активизации процесса информатизации и имеют конечной целью создание единой образовательной информационной среды (ЕОИС).

Основными целями внедрения системы мониторинга ЕОИС являются:

– реализация централизованного управления информационными образовательными ресурсами (ИОР);

– повышение эффективности использования существующих ИОР;

– оптимизация затрат на внедрение новых ИОР;

– минимизация затрат времени доступа пользователей к ИОР.

В соответствии с указанными целями должны быть решены такие задачи, как:

– инвентаризация существующих ИОР, анализ состояния, степени информатизации образовательных учреждений региона по областям, районам, муниципальным образованиям и населенным пунктам (включая телекоммуникации, техническое, информационное, программное, методическое и нормативное обеспечение);

– обеспечение учреждений системы образования требуемой аналитической информацией;

– систематизация и классификация ИОР и другой информации;

– создание системы слежения за состоянием ИОР;

– обеспечение работы пользователей с ИОР при использовании персонифицированных Web-интерфейсов;

– каталогизация ИОР для удобства навигации;

– публикация и распространение информации.

ИОР можно подразделить на две основные категории: ресурсы, поддерживающие учебный процесс и ресурсы, используемые непосредственно в учебном процессе. Каждая категория имеет свою внутреннюю классификацию. Наличие единого классификатора позволит разработать систему показателей по каждому виду ИОР для инвентаризации уже опубликованных в сети Интернет ресурсов, а также для мониторинга их разработки, сертификации и использования.

Создание системы мониторинга требует разработки комплекса системных решений, который зависит от структуры системы образования региона, от уровня развития телекоммуникаций региона, топологии каналов связи и их пропускной способности, уровня развития образовательной коммуникационной сети, от структуры и состава ее телекоммуникационных узлов. На каждом уровне иерархии системы образования для различных категорий пользователей используются вполне конкретные виды ИОР, для создания которых применяется определенная технология, система показателей мониторинга разработки, сертификации и использования, программно-аппаратная платформа, система доступа.

Для нижнего уровня иерархии следует определить структуру и состав баз данных ИОР, технологию их формирования, средства и методы доступа к ним, методы и средства слежения за разработкой, сертификацией и использованием ИОР, правила работы с конкретным видом ИОР, а также выполнять классификацию и регистрацию при публикации каждого нового информационного ресурса.

По мере продвижения по уровням иерархии осуществляется обобщение ИОР путем создания каталогов и интеграции баз данных в Хранилище данных. Следовательно, используя функциональный подход при выделении основных компонентов ядра системы мониторинга и управления ИОР можно предположить, что ядро этой системы состоит из Хранилища данных, подсистемы мониторинга образовательных ресурсов, подсистемы мониторинга их использования, а также средств доступа к образовательным ресурсам. В дальнейшем должно быть организовано взаимодействие опорных центров поддержки и развития региональных систем мониторинга ИОР непосредственно с ядром, что позволит реализовать работоспособность ядра.

Система мониторинга и управления ИОР должна поддерживать выполнение таких функций, как:

– классификация и регистрация ИОР в базах данных системы;

– мониторинг ИОР (выполнять систематическое слежение за процессом разработки и сертификации ИОР; анализировать полученные данные; координировать деятельность по приобретению и разработке различных видов ИОР в регионе с целью охвата их необходимых видов и исключения дублирования работ);

– мониторинг использования ИОР в учебном процессе с выводом отчетных таблиц с целью получения новых рекомендаций по жизненному циклу существующих ИОР.

Управление информацией внутри центра должно строиться на основе Интранет технологий, которые включают системы документооборота, управления информацией, поддержки принятия решений и т. д.

Использование таких технологий позволяет быстро получить единое решение, которое дает единый способ обмена информацией и доступа к материалам, единое представление документов, единое пространство для хранения и единую среду работы. Кроме этого, компания, внедрившая Интранет-технологии, получает новые возможности для организации своего бизнеса, а также возможность быстрой реакции на непредвиденные события.

Интранет ресурсного центра можно построить на основе программного обеспечения фирмы Microsoft (Microsoft Office, Office Server Extensions, Microsoft Exchange Server, Microsoft SQL Server, Internet Information Services).

Альтернативным вариантом может служить использование LotusNotes Domino, также обладающего всеми необходимыми возможностями.

Сервера коллективного доступа (Web, FTP, и др.) целесообразно эксплуатировать под управлением ОС UNIX (Linux и др.), которые обладают высокой надежностью и обеспечивают необходимый уровень безопасности.

Программное обеспечение ресурсного центра должно быть обязательно лицензионным или свободно распространяемым.

Классы

коллективного

доступа

Отделы

и службы

РЦ

Высокоскоростное приемо-передающее оборудование для доступа в Интернет

Коммутирующее оборудование

Структуры,

интегрированные в РЦ

WEB,

FTP,SQL

и другие

сервера

Интранет

Глобальная сеть

Рисунок 1 – Схема глобальной сети

Кадровое обеспечение структурных составляющих ресурсных центров, в том числе и системы мониторинга ИОР может осуществляться за счет привлечения профессорско-преподавательского состава ВУЗов, специалистов центров новых информационных технологий, а также других структур, работающих в данной области, расположенных на конкретной территории.

Кроме глубоких профессиональных знаний от специалистов требуются навыки управления большими проектами и умение координировать коллективные работы. Привлечение преподавателей ВУЗов особенно целесообразно при решении задач обучения и переподготовки кадров, научно-методической поддержки образовательных сред, методического обеспечения новых форм обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66890. Программная инженерия в жизненном цикле программных средств 143 KB
  Первый класс составляют относительно небольшие программы создаваемые одиночками или небольшими коллективами 3 –5 специалистов которые: создаются преимущественно для получения конкретных результатов автоматизации научных исследований или для анализа относительно простых...
66891. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА 53 KB
  От 2 млн. лет назад Первые свидетельства протокультурной деятельности на Земле. Обработка камня и кости, использование примитивных орудий - начало каменного века. Полуживотное собирательство и охота. Естественные жилища - норы и пещеры.
66892. Принципы и понятия планирования 73 KB
  Планирование представляет собой особую форму деятельности направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный календарный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.
66894. АСЕПТИКА 240.5 KB
  Знать: нормативные документы методы дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации различных видов хирургических инструментов операционного белья перевязочного материала обработки операционного поля рук хирурга перед операцией. Определение асептики и антисептики понятие о дезинфекции и стерилизации...
66895. Грамматическое значение и грамматическая форма 124.5 KB
  Большинство слов в языке соотносится не с отдельными предметами, а с целым классами предметов, что обязательно предполагает их обобщение и абстрагирование от их индивидуальных признаков. Например, слово дерево соотносится с весьма разнообразными представителями соответствующего класса: тополь, береза, сосна, баобаб и т.д.
66896. Лексическое значение слова и понятие 111.5 KB
  Слово не является знаком каждого отдельного предмета, явления, признака. Трудно представить, как происходило бы общение, если бы каждый отдельный предмет имел собственное название. Человеческое мышление выделяет из множества явлений окружающей действительности...
66897. ОСНОВЫ НЕЙРОННОЙ ТЕОРИИ 90.5 KB
  К одному их них относятся собственно нервные клетки или нейроны а к другому клетки нейроглии или просто глии. обнаружил что мышцы и нервные клетки животных производят электричество. У каждого нейрона есть тело другие названия этой части нейрона: сома перикарион где содержится ядро и цитоплазматические органеллы...