87230

Один из подходов к комплексной автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности региональных образовательных систем

Научная статья

Информатика, кибернетика и программирование

Ближайшей стратегической целью научно-технической и финансовой политики Министерства образования Российской Федерации в области информатизации является создание отраслевой Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием и федеральные органы.

Русский

2015-04-17

43.87 KB

1 чел.

Один из подходов к комплексной автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности региональных образовательных систем

Лозицкий И.Г. .- генеральный директор

ООО «ФинПромМаркет-ХХ1» (ИВЦ Аверс)

Заичко В.А .- заместитель генерального директора

ООО «ФинПромМаркет-ХХ1» (ИВЦ Аверс)

Ближайшей стратегической целью научно-технической и финансовой политики Министерства образования Российской Федерации в области информатизации является создание отраслевой Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием и федеральные органы.

ИАИС образования РФ должна удовлетворять следующим требованиям:

  1.  Возможностью интегрироваться с другими внешними системами.
  2.  Адаптироваться к организационно-производственным циклам различных учреждений.
  3.  Масштабируемостью – возможностью эффективно функционировать как в рамках одной организации, так и в рамках всей федеральной системы образования.
  4.  Качеством. Система должна строиться с учетом международных стандартов в области управления качеством.
  5.  Функциональной отчетностью. Способностью формирования отчетной документации в строгом соответствии с нормативными документами.
  6.  Надежностью. Иметь опыт длительной эксплуатации на предприятиях образовательной сферы (не менее 10 лет), а технология и архитектура построения системы должна обеспечивать срок службы не менее 20 лет.

Создание такой системы возможно только на основе профессиональных решений – программных продуктов проверенных длительным сроком эксплуатации и востребованных в системе образования.

Наша компания в рамках реализуемой концепции комплексной автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности сферы образования предлагает для этих целей следующие программные комплексы:

  1.  автоматизированную информационно-аналитическую систему (АИАС) «Управление образовательным учреждением» (АРМ Директор);
  2.  АИАС бухгалтерского учета и управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения;
  3.  АИАС «Управление образованием»;
  4.  АИАС «Тарификация»;
  5.  АИАС «Школьная библиотека».

Автоматизированное рабочее место руководителя общеобразовательного учреждения «Директор»

Создавалось в целях избавления администрации общеобразовательного учреждения от рутинного малопроизводительного труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса, перевода учреждения на безбумажную технологию и предоставления руководителю общеобразовательного учреждения инструмента с помощью которого он сможет принимать обоснованные, объективные решения по совершенствованию учебного процесса.

При разработке программы коллектив предприятия придерживался следующих принципов:

  1.  адаптируемость программы к изменениям нормативной базы;
  2.  обеспечение категорийности в доступе к информации должностными лицами;
  3.  масштабируемость;
  4.  открытость к наращиванию функциональных возможностей;
  5.  независимость процесса эксплуатации от разработчика;
  6.  интегрируемость с продукцией мировых лидеров в области информационных технологий.
  7.  Какие же задачи помогает решать эта программа?
  8.  Прежде всего это ведение электронных личных дел всех сотрудников учебного заведения, осуществление распределения и контроля нагрузки, а так же проведение тарификации преподавателей.
  9.  Ведение личных дел учащихся, отслеживание движения учащихся в течении года.
  10.  Вести алфавитную книгу учащихся и адресную книгу сотрудников.
  11.  С использованием мощной поисковой системы осуществлять поиск и отбор любых параметров из базы данных.
  12.  Формировать любые формы отчетности на основе отобранных данных или в соответствии с заложенными шаблонами отчетов.
  13.  Определять структуру общеобразовательного учреждения, формировать учебные классы.
  14.  Осуществлять планирование учебного процесса, формируя федеральный, региональный компонент и школьный план.
  15.  Вести учет и контроль успеваемости учащихся за все время учебы в заведении и представлять данные по состоянию и качеству процесса обучения, рассчитанных с использованием различным методик, для проведения анализа в удобной для пользователя табличной или графической форме.
  16.  Автоматически осуществлять мероприятия по переводу учебного заведения на новый учебный год.
  17.  Формировать архивы уволенных сотрудников, выпускников учебного заведения и выбывших в течение учебного года учеников.
  18.  Предоставлять данные руководству учреждения для аттестации преподавателей.
  19.  Формировать отчет по форме ОШ – 1 и паспорт школы.
  20.  Предоставляет существующую базу данных для других прикладных программ с целью создания специализированной интегрированной программной среды.
  21.  Осуществляет информационное взаимодействие с компонентами MS Office 97

Кроме этого, АРМ «Директор» может быть использован в качестве базового элемента для формирования единой информационной среды в звене учреждение – органы управления, создания региональных баз данных учащегося контингента и педагогических кадров и предоставление этих данных в программы внешних организаций регионального уровня для решения социально значимых для региона задач.

Функциональные подсистемы

Программа состоит из подсистем: сотрудники, ученики, классы, предметы, планы, новый учебный год, печать, сервис, справка.

1. Подсистема "СОТРУДНИКИ"

В ней ведется картотека личных дел сотрудников, отображается и выводится на печать различные варианты списков сотрудников, составленные с помощью готовых шаблонов, поисковой системы, системы динамических отчетов и генератора составления отчетов; отображается адресная книга сотрудников, нагрузка преподавателей в том числе и дополнительная (кабинеты, кружки, группы продленного дня, мастерские); отображается информация об уволенных сотрудниках.

2. Подсистема "УЧЕНИКИ"

Реализует функции: ведения картотеки личных дел учеников; отображения и вывода на печать различных вариантов списков учеников; отображение алфавитной книги учеников и информации о выбывших учениках и выпускниках школы.

3. Подсистема "КЛАССЫ"

В ней определяется структура школы, распределяются по классам ученики, назначаются классные руководители, вводится информация об успеваемости учащихся, отображаются данные характеризующие качество процесса обучения.

4. Подсистема “ПРЕДМЕТЫ”

Предназначена для формирования списка предметов, преподаваемых в школе и назначения преподавателей на предметы.

5. Подсистема “ПЛАНЫ”

Здесь распределяются учебные предметы и преподаватели по классам, формируется федеральный и региональный компонент и учебный план, существует возможность вывода этих документов на печать.

6. Подсистема “НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД”

Позволяет заблаговременно готовиться к будущему учебному году:

  1.  производить корректировку структуры школы для следующего года;
  2.  распределять учебные предметы, часы и преподавателей по классам;
  3.  создавать новые учебные планы;
  4.  заполнять личные дела учеников будущих 1-х классов, формировать списки этих классов;

При переходе к новому учебному году автоматически выполняются следующие операции:

  1.  переводятся в архив оценки учеников по предметам и результаты успеваемости всех классов;
  2.  записываются в архив данные об учениках выпускных классов (выпускников);
  3.  ученики 1-х – 10-х классов переводятся в следующий класс;
  4.  школьные планы заменяются на новые;
  5.  федеральный и региональный компоненты заменяются новыми;
  6.  нагрузка преподавателей приводится в соответствие с новыми учебными планами.

7. Подсистема “ПЕЧАТЬ”

Подсистема “Печать” объединяет в себе все основные документы (планы, списки, статистические отчеты), формируемые АРМ «Директор», и позволяет отображать их на экране монитора и выводить на печать. В дополнение к уже известным Вам документам здесь можно сформировать отчет школы ОШ-1.

8. Подсистема “СЕРВИС”

Предназначена для реализации следующих функций:

  1.  корректировки настроек АРМ «Директор»:
  2.  корректировка значений параметров, которые в дальнейшем будет использовать программа;
  3.  изменение пароля входа в программу;
  4.  запись (экспорт) действующей базы данных на диск;
  5.  загрузка (импорт) ранее сохраненной базы данных с диска;
  6.  уплотнение действующей базы данных (удаление лишних записей, возникающих в течение длительного периода работы программы);
  7.   вызова без выхода из программы:
  8.  калькулятора,
  9.  календаря,
  10.  редактора “Microsoft Word”.

Одной из самых ярких особенностей программы “Директор” является возможность построения и распечатки на бумаге цветных графиков и диаграмм с использованием «мастера диаграмм». Как известно, даже самая сухая статистическая сводка, представленная в графическом виде, приобретает наглядность, становится легкой в понимании.

Высокое качество программного продукта АРМ “Директор” подтверждено сертификатом соответствия качеству, отмечено золотой медалью Всеросийского Выставочного центра и дипломами многих выстовок.

Предприятием накоплен большой опыт по ее эксплуатации. За период с 1995 года разработано и внедрено четыре версии этой программы, на выходе находится третья версия, где учтены пожелания наших клиентов и изменения в организации и методике организации учебного процесса.

II. Автоматизированная информационно-аналитическая система бухгалтерского учета и управления финансово-хозяйственной деятельностью бюджетного учреждения.

Основной задачей, ставившейся при разработке этой системы было создание инструмента, позволяющего в реальном масштабе времени получать объективную и достоверную информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности подчиненных учреждений.

При разработке АИАС были выдержаны следующие принципы:

  1.  максимальная независимость от аппаратной и программной платформы функционирования (возможность работы на компьютерах, начиная с 286 серии и под управлением как MS-DOS, так и в среде Windows, Novel);
  2.  гибкость и параметризуемость работы комплекса;
  3.  простота и удобство интерфейса для пользователя;
  4.  надежность функционирования;
  5.  невозможность ввода недостоверной информации;
  6.  максимальная автоматизация работы операторов;
  7.  простота ввода первичной информации;
  8.  полное соответствие выходных форм отчетных документов альбому форм периодической отчетности, утвержденному Министром Финансов и Госкомстатом Российской Федерации;
  9.  возможность передачи данных в программы внешних пользователей (Налоговую инспекцию, Казначейство и.т.д.).

Структурно Комплекс состоит из совокупности функционально полных (по разделам бухгалтерского учета бюджетного учреждения) программных компонентов, объединенных единой базой данных. Компоненты могут функционировать как автономно, так и в составе Комплекса под управлением сетевой операционной среды. Комплекс легко конфигурируется под перечень задач, решаемых бухгалтерией конкретного бюджетного учреждения.

В состав базовой модели Комплекса входят следующие автоматизированные рабочие места:

  1.  Банк; кассовые, фактические расходы.
  2.  Касса; расчеты с подотчетными лицами; депоненты.
  3.  Материальный учет.
  4.  Учет сумм хищений и недостач.
  5.  Родительская плата.
  6.  Заработная плата.
  7.  Расчеты с поставщиками продуктов питания; учет расхода продуктов питания.
  8.  Расчеты со школьно-базовыми столовыми.
  9.  Главная бухгалтерская книга; баланс.

Программный комплекс полностью автоматизирует все разделы учета бухгалтерии образовательного учреждения, позволяет вести учет как по бюджетным счетам, так учитывать работу учреждения в условиях нового хозяйственного механизма с построением необходимой сводной отчетности. Количество расчетных счетов обрабатываемых Комплексом не ограниченно. Отчетность ведется по каждому расчетному счету с построением сводной бухгалтерской отчетности по всему учреждению. Комплекс позволяет вести полный синтетический учет, а также многоуровневый аналитический. Все выходные формы периодической бухгалтерской отчетности, генерируются компонентами комплекса в соответствии с требованиями альбома выходных форм, утвержденного Министром Финансов и Госкомстатом Российской Федерации.

Наибольший эффект от внедрения Комплекса достигается при его эксплуатации в централизованных бухгалтериях, где он позволяет оперативно, практически в реальном масштабе времени, получать не только консолидированную информацию о всех подотчетных учреждениях, но и по каждому учреждению в отдельности, а при переходе учреждения на самостоятельный баланс оперативно строить разделительный баланс.

Программный комплекс «АВЕРС-Бухгалтерия» прошел сертификацию и успешно эксплуатируется с 1995 года в централизованных бухгалтериях: Московского Комитета образования, окружных управлений образования гг.Москвы, Саратова, Нижневартовска, Королева, Одинцова; Финансово-хозяйственных управлениях мерий гг.Москвы, Саратова, Нижневартовска; более чем в 250 самостоятельных учреждениях образования (детских садах, школах, колледжах, лицеях).

Кроме этого в состав Комплекса может быть включено автоматизированное рабочее место сотрудника контрольно-ревизионной службы (АРМ «Ревизор») разработанное этим же коллективом.

При совместной работе с АРМ «Директор» Комплекс дополнительно позволит оперативно решать задачи тарификации и заработной платы сотрудников общеобразовательных учреждений.

В заключение еще раз хотелось бы отметить, что разработанные Информационно-внедренческим центром «АВЕРС» программные продукты: автоматизированные рабочие места «Директор» и «Ревизор», типовой комплекс «АВЕРС-Бухгалтерия» полностью адаптированные под особенности работы учреждений образования, положительно зарекомендовавшие себя длительной и надежной работой в учреждениях регионального и муниципального уровня, могут рассматриваться как готовая основа комплексного, профессионального решения вопросов создания подсистемы управления образовательными учреждениями при создании единого информационного пространства, в рамках Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38731. Создание мобильного пространства школьного музея 4.31 MB
  Учебно-методическом пособии: «Музей-пространство образования» выпуск 1 «Педагогический музей: от традиций к новациям» отражена концепция музейно-педагогического комплекса как образовательного поля-особой развивающей среды, в которой:
38732. Моделирование механизма изменения светимости красного гиганта, инициированного гравитационным взаимодействием в кратных системах 473.5 KB
  Исследование в основе своей опирается на методы математического моделирования. В качестве основного методологического подхода для построения исходной модели изучаемой системы использовался один из вариационных принципов механики – принцип Гамильтона (принцип наименьшего действия)
38733. Протокол LLC уровня управления логическим каналом. Типы протоколов и их структуры 289 KB
  Локальной вычислительной сетью принято называть сеть, все элементы которой располагаются на сравнительно небольшой территории. Такая сеть обычно предназначена для сбора, передачи и распределённой обработки информации в пределах одного предприятия или организации.
38734. Основы менеджмента 874.5 KB
  Менеджмент и деловая активность организации. Место и роль менеджмента в системе деловой активности организации. Менеджмент и деловая активность организации 1. Сущность объект и предмет теории управления Для достижения целей организации необходима скоординированность ее задач.
38736. Исследование динамики поступательно-вращательного движения твердого тела 159.5 KB
  На вертикальной стойке 1 нанесена миллиметровая шкала по которой определяется ход маятника. Фотодатчик предназначен для выдачи электрических сигналов на секундомер 10 в момент пересечения светового луча диском маятника. Теоретические сведения Маятник Максвелла массой m поднятый на высоту h путем намотки нитей подвеса на стержень маятника имеет потенциальную энергию mgh.
38737. Магистерская диссертация по социологии: Как ее подготовить, оформить и защитить 785 KB
  Растов От автора У начинающих и ведущих работу над магистерскими диссертациями возникает масса вопросов по поводу организации и проведения того исследования которое описывается в диссертации ее оформления и процедуры защиты. Свобода и произвол выбора темы магистерского исследования [3. Формулирование цели целей магистерского исследования [3. Программа диссертационного исследования.