87236

Региональная политика государства

Курсовая

Макроэкономика

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории...

Русский

2015-04-18

170.5 KB

13 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT34

Южно-Российский институт-филиал федерального                    государственного бюджетного образовательного учреждения                    высшего профессионального образования                                          «Российская академия народного хозяйства и государственной службы      при Президенте Российской Федерации»

Курсовая работа

на тему:

«Региональная политика государства»

Выполнила студентка

факультета управления

группы 542

Власенко Е.А.

Научный руководитель

Доц. Уварова  Г.Г.

Ростов-на-Дону

2012г.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основы реализации региональной политики…………………………………………………………………………..6

  1.  Теоретико-методологические основы региональной политики………………………………………………………………………6
    1.  Нормативно-правовые основы региональной политики государства…………………………………………………………………...15

Глава 2. Особенности реализации государственной региональной политики………………………………………………………………………….18

2.1.  Проблемы взаимодействия «центр-регионы»……………………………18

2.2.  Основные направления социально-экономической политики Ростовской области……………………………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………….……………29

Список использованной литературы…………………………………………...31


Введение

Актуальность темы исследования. Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых, данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

Для любого федеративного государства, особенно такого, как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути, главным способом регулирования экономического развития своих территорий. Для нашей страны с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства региональная политика является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, упрочения территориальной целостности страны и в конечном счете повышения уровня жизни ее граждан. Актуальность разработки новой государственной политики регионального развития для РФ определяется тем, что российское государство на протяжении последних 10-15 лет потеряло контроль над процессами пространственного и территориального развития страны. В этих условиях ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересом каждого региона - сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем.

Степень разработанности. Данная проблема широко рассматривалась такими авторами, как Коваленко Е.Г., Димитрова Ю., Буданов Г.А., Балацкий Е.В., Алехнович С.О., Рисин И.Е., раскрывающими основные вопросы, которые связаны как с теорией региональной политики, так и с самим процессом ее реализации, а также взаимодействием регионов и федерального центра. Кроме этого следует особо выделить работы Бутова В.И., Уваровой Г.Г., Игнатова В.Г. Большая работа по выделению и рассмотрению различных аспектов региональной политики, подходов к ее определению проделана такими российскими учеными как Р.Ф. Туровский, Г. Агранат, Ю.В. Косов, В.В. Фокина и др. Рассмотрение проблем региональной политики Российской Федерации отражено в ряде научных статей В.П. Медведева, А.Б. Савченко, В. Шевцова. Среди зарубежных исследователей региональной политики можно выделить работы У. Изарда, А. Маркуса, Ж. Карло.

Целью курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность региональной политики государства и определить ее эффективность на современном этапе.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  •  определить основные цели, функции и принципы региональной политики;
  •  изучить методологические основы региональной политики;
  •  выявить проблемы взаимодействия центр-регионы;
  •  рассмотреть и проанализировать Стратегию социально-экономического развития Ростовской области.

Объект исследования является региональная политика государства.-

Предметом исследования является процесс реализации региональной политики.

Эмпирической базой исследования являются учебные пособия, законодательная база, а также методические материалы  научно - практических конференций, семинаров по теме исследования и научные статьи.

Курсовая работа состоит  из  введения, заключения и двух глав, первая из которых носит теоретический характер. В первой главе рассматривается сущность региональной политики государства и ее методологическая база. Вторая глава посвящена проблемам взаимодействия «центр-регионы» и анализу Стратегии социально-экономического развития Ростовской области. В заключении формулируются выводы, полученные в ходе исследования.

Глава 1.Основы реализации региональной политики.

1.1.Теоретико-методологические основы региональной политики.

Государственная региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на организацию страны в целом в соответствии с принятой государственной стратегией страны1.

Региональной политикой можно считать такую систему действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов по отношению к самим себе и государству адекватными методами и способами.

Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных, регионов.

Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния региона, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развития социально-экономической инфраструктуры.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются2:

  1.  обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  2.  обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;
  3.  выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  4.  предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
  5.  приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  6.  максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
  7.  становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
  8.  создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации, включая русский народ.

Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий; активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.

Эти цели обусловливают задачи государственной региональной политики:

  •  разработка мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность регионов;
  •  разработка мер селективной государственной поддержки отдельных регионов в сочетании с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России;
  •  формирование рациональной пространственной структуры экономики, совершенствование территориального разделения труда, развитие эффективных и конкурентоспособных направлений специализации хозяйства и экономических связей регионов, укрепление единого экономического пространства России;
  •  становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
  •  государственная поддержка регионов с наиболее сложными социально-экономическими, этнополитическими, демографическими и экологическими условиями, а также регионов с объективно недостаточным потенциалом для саморазвития на уровне, достигнутом другими регионами;
  •  решение специфических проблем крупных и малых городов, депрессивных районов, населенных пунктов, сосредоточенных при промышленных и добывающих производствах.

Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям3.

Функции региональной политики по используемым механизмам разделяют  на:

  •  Экономические – государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.
  •  Социальные – регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.
  •  Политические разделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики – обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические – использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

Важной теоретической проблемой является обоснование состава и содержательная интерпретация принципов разработки и реализации региональной политики.  В самом общем виде искомые принципы можно определить как теоретические императивы, следование которым призвано обеспечить эффективность региональной политики4.

Государственная региональная политика основывается на следующих принципах:

1.Принцип системности. Его реализация предполагает взаимоувязанную проработку, обеспечение единства всех элементов региональной политики.

           2.Принцип комплексности. Следование этому принципу требует учета  условий и факторов разной природы,детерминирующих состав, приоритеты,  содержание целей и задач политики, объем и структуру ее ресурсного обеспечения.

3.Принцип единства разных видов региональной политики. Он отражает объективно существующую последовательность в достижении целей социально-экономического развития региона.

  4. Принцип избирательного подхода к территориям, имеющим неодинаковые условия и потенциал социально-экономического развития можно рассматривать в различных аспектах в зависимости от степени дифференциации социально-экономического развития территориальных единиц, составляющих систему более высокого уровня.  Учитывая, что Россия пришла к федеративному устройству от унитарного государства, следует особо выделить такую форму реализации данного принципа, как выравнивающее действие инструментов региональной политики. 

5. Принцип единства действий разных уровней власти. Этим принципом устанавливаются правила: взаимосвязанной разработки и реализации политики на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном, муниципальном; дополнения (усиления) экономических и организационных возможностей в этой сфере местного самоуправления и территориального управления ресурсами более высокого уровня.

6. Принцип необходимого и достаточного разнообразия форм и инструментов инвестиционной политики. Такой принцип означает, что состав средств, используемых органами государственной власти и управления при осуществлении политики, должен отражать многообразие ее целей и задач, специфику состояния отдельных сфер и объектов, существующее разделение предметов ведения и полномочий государственных органов разных уровней, а соответственно, особенности их экономико-организационного воздействия.

7. Принцип обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации региональной политики. Его роль определена потребностью в отслеживании ключевых характеристик социально-экономических процессов.

Фундаментальные методы реализации региональной политики — административное, правовое и экономическое регулирование5.

В современной практике получили большое распространение два основных подхода к построению государственной региональной политики: «политика выравнивания» уровней развития регионов (Германия) и «теория полюсов роста» (Франция).

«Политика выравнивания» — это поддержка отдельных регионов в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени за счет других регионов. При проведении политики выравнивания, во-первых, определяются границы региона требующего поддержки. Учитываются такие показатели, как уровень развития производства, размеры доходов, получаемых населением, плотность населения, масштабы безработицы. Во-вторых, вырабатывается концепция специализации данного региона. Основания для поддержки разнообразны: неравномерность развития, экономические катастрофы, экономические депрессии, необходимость компенсации неблагоприятных климатических условий или географического положения. В любом случае эти основания должны быть объективно обусловленными, а соответствующая поддержка носит целевой адресный характер. Данное положение является общим для всех стран, однако конкретная политика выравнивания имеет специфические черты каждой страны.

«Теория полюсов роста» — методологическая основа перестройки территориальной структуры управления во Франции в 1970-х гг. — была выдвинута экономистами-регионологами Ф. Перру и Ж. Будевилем. Суть теории — констатация и объяснение неравномерности социально-экономического развития, которое в пространственном плане выступает в виде образования «полюсов роста», способных оказывать сильное влияние на основные факторы производства — капитал и рабочую силу.

«Региональный полюс роста» — это набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызывать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование «полюсов роста» происходит только тогда, когда существует ключевая (ведущая) отрасль промышленности, относящаяся к наиболее динамичным отраслям.

Теория не только научно объясняет неравномерность экономического развития регионов, но и указывает один из возможных путей интенсивного решения региональных социально-экономических проблем посредством создания в менее развитых регионах искусственных «полюсов роста», способных оказать сильное организующее воздействие на подъем экономики в регионе.

Поскольку сегодня существование пространственных диспропорции в уровне и качестве жизни населения по регионам Российской Федерации признается в качестве национальной проблемы – пространственные диспропорции чрезмерны, угрожают единству и целостности РФ, – необходимо проведение государственной региональной политики выравнивания. Это государственно-необходимая политика особого перераспределения бюджетно-налоговых потоков в целях поддержки отдельных регионов. При проведении политики выравнивания, во-первых, определяются границы региона требующего поддержки. Учитываются такие показатели, как уровень развития производства, размеры доходов, получаемых населением, плотность населения, масштабы безработицы. Во-вторых, вырабатывается концепция специализации данного региона. Основания для поддержки разнообразны: неравномерность развития, экономические катастрофы, экономические депрессии, необходимость компенсации неблагоприятных климатических условий или географического положения. В любом случае эти основания должны быть объективно обусловленными, а соответствующая поддержка носит целевой адресный характер.6.

Вмешательство государства в рамках данной региональной политики должно быть направлено на решение социальных и политических проблем. Экономические проблемы лучше решает рынок, но он же усиливает пространственные диспропорции в стране. В то же время региональная политика, несмотря на главенство социально-политических целей, может действовать только через экономику. Без подъема последней в кризисных регионах невозможно устойчивое их развитие и, следовательно, выравнивание пространственных диспропорций качества жизни населения в стране. Но экономика выступает лишь как инструмент для достижения социально-политических целей региональной политики.

Выравнивающая региональная политика невозможна без перераспределения средств от богатых регионов (ареалов) к бедным. Масштабы такого перераспределения должны быть достаточны для развития бедных и не должны блокировать развитие богатых. Перераспределение это возможно лишь через федеральный центр. При этом следует учитывать, что новые механизмы выравнивающей региональной политики предлагаются не взамен ныне существующей региональной политики упорядочивания, а в дополнение к ней. Кроме того, следует учитывать еще и тот факт, что территориальная структура общества и хозяйства достаточно стабильны и инерционны, значимые сдвиги в них требуют десятилетий. Естественно, и выравнивающая региональная политика может дать зримые результаты лишь в течение того же временного периода.

Формирование новой региональной политики требует совершенно иного подхода к выбору объектов помощи. Федеральная помощь должна поступать лишь действительно наиболее кризисным ареалам. Необходима территориальная концентрация ресурсов в избранных территориях, иначе эффективность региональной политики будет очень низка. Необходимо провести классификацию выделяемых кризисных территорий в соответствии с основными причинами и характером проявления кризиса. Можно разделить их на депрессивные и. Как правило, площади регионов первого типа будут больше.

Основным источником финансирования региональной политики выравнивания являются федеральные доходы (бюджет). Все средства должны идти на капиталовложения, дабы коренным образом изменить ситуацию региона, придать импульс его развитию за счет расширения экономической базы. Причем средства, поступающие на эти цели не должны вести к сокращению платежей, предоставляемых данной территории из любых других источников.

Таким образом, можно сделать вывод, что региональная политика - это цели и задачи, а также методы, средства и институты, с помощью которых формируются, отстаиваются и защищаются интересы людей. Региональной политикой можно считать  такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж - и внутри региональных связей.

Следует отметить,  что за прошедшие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработать целостной программу регионального развития. Тем не менее, целостная системная программа, которая содержит комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Эту задачу сложно решить в первую очередь из-за широкого разнообразия специфики регионов, которые очень сильно различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером существующих накопленных проблем. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития.

1.2. Нормативно-правовые основы региональной политики государства

Для любого федеративного государства, особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути главным способом регулирования экономического развития своих территорий.

Тем не менее, в нашей стране региональная политика как предмет публично-правовой деятельности органов государственной власти до сих пор не имеет полноценного правового обеспечения. Предмет, цели и задачи региональной политики не получили закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в федеральных законах. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803, которым были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».

Согласно Основным положениям, под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Содержание региональной экономической политики раскрывается в этом документе через перечень, включающих девять разноплановых задач – от укрепления экономических основ территориальной целостности и стабильности государства до совершенствования экономического районирования страны7.

Большинство специалистов совершенно справедливо сходятся во мнении, что этот нормативный акт не позволил четко определить содержание региональной экономической политики России. Внутреннее содержание  «Основных положений…» оказалось явно недостаточным для создания полноценной законодательной основы эффективного осуществления региональной политики. Состав задач, поставленных упомянутыми «Основными положениями…» перед федеральными органами государственной власти, исключительно широк и неконкретен.

Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

1) Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;

2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

3) видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

4) подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

6) распоряжения органов государственного управления, судебные решения;

7) федеральные целевые программы, направленные на развитие конкретных регионов.

Также  разработана концепция совершенствования региональной политики

в Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая основные направления ее дальнейшего развития.

Таким образом, можно сказать, что существующая нормативно-правовая база региональной политики государства является неэффективной и требует доработки. Важнейшим аспектом проведения изменений в региональной политике является определение четких целей и задач, а также разграничение предметов ведения во взаимодействии центра и регионов.

Глава 2. Особенности реализации государственной региональной  политики.

2.1.  Проблемы взаимодействия «центр-регионы»

Проблема оптимизации отношений между центром и регионами в современной России является одной из самой актуальных, ей посвящено множество дискуссий. Решение этой проблемы должно быть тесно увязано с основными тенденциями развития этих отношений в последние годы на ближайшую перспективу. Дело в том, что эффективные отношения между центром и регионами являются возможными как в условиях федерализации и более глубокой децентрализации России, так и в условиях наблюдаемой ныне централизации. В каждом случае может сложиться своя эффективная модель отношений, устраивающая обе стороны.

Как принято считать, децентрализация способствует повышению региональной автономии, расширению полномочий, развитию самоуправления и выборных органов власти. Ее эффективность в том, что она дает возможность обеспечить реализацию региональных интересов. С другой стороны, централизация может быть эффективна при необходимости решения общенациональных задач, от чего в конечном итоге могут выигрывать те же самые регионы, пусть даже ценой потери определенной автономии, которая вряд ли должна считаться абсолютной самоцелью для региональных сообществ.8

Отношения центра и регионов в современной России определяются, прежде всего, Конституцией 1993 г., в которой закреплено федеративное устройство. Территория РФ на сегодняшний день состоит из территорий 83 ее субъектов. Закрепление равных прав для субъектов Федерации формально означает, что все они - государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Конституционное закрепление равноправия субъектов Федерации устранило правовую асимметрию, а вот возможности реализации этих прав у разных субъектов остаются разными (экономическое положение, наличие природных ресурсов, географическое положение, научный потенциал и другие факторы).

В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией нет прежней патерналистской заботы государства о своих регионах. Теперь необходимо самим на местах решать многие задачи, которые раньше и не предполагались. Перед региональной властью встала проблема сочетания противоречивых аспектов рыночного хозяйства: свободного рынка с его саморегулированием и самонастройкой и необходимость государственного регулирования и администрирования экономических и социальных процессов в регионе9.

В последние годы все больше нарастает тенденция к децентрализации регионов. Субъекты Федерации требуют от федерального Центра все большую часть налоговых поступлений и расширения прав в других сферах деятельности. Главным фактором влияния Центра на регионы является распределение финансовых ресурсов через трансферты. Если учесть, что регионов-доноров в России меньше десятка, то сокращение федерального финансирования является мощным рычагом влияния на органы власти субъектов Федерации. Характерным для современной России является то, что Центр является: финансовым центром, где сконцентрировано до 80% капитала всей страны; основным донором для периферии, чему способствует тот факт, что большая часть операций по продажи нефти и газа периферии оформляется в Москве, куда идут все доходы и налоги с этих операций. Асимметрию в соотношениях между федеральным и региональными бюджетами весьма ощутимо дополняет уже отмечавшаяся значительная дифференциация регионов с точки зрения их фискальной обеспеченности на душу населения. Сегодня в России есть регионы, которые перечисляют в федеральный бюджет до 60-65% доходов. С другой стороны, имеются регионы, покрывающие большую часть своих расходов за счет средств федерального бюджета. Для федеративного устройства России вот уже более 10 лет характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются.  Число дотационных регионов слишком велико — 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел.

Для достижения среднероссийского уровня наиболее отсталым регионам даже при самых оптимистических прогнозах потребуется не менее 15 - 30 лет. Практический смысл представляет более реалистичная задача: уменьшение отставания экономически менее развитых регионов. В этой связи была принята  Постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 11 октября 2001 года Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)». Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами, а так же формирование условий для ускоренного развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднероссийских; создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата;  повышение эффективности государственной поддержки субъектов Российской Федерации.  10

Другим важным документом, отражающим характер взаимоотношений между федеральным центром и регионами является принятая в 2005г. Министерством регионального развития РФ концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются:

1) создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, чтобы это создавало условия конкурентоспособности. Предполагается существенным образом активизировать темпы создания инфраструктуры для экономического роста регионов. Утверждается насущная потребность содействия развитию наукоемких отраслей экономики;

2) интеграция экономик регионов между собой для создания единого экономического пространства национальной экономики. При этом акцент делается на сохранение функциональной независимости регионов. Предполагается активным образом содействовать устранению препятствий как экономических, так и административных в движении товаров и услуг, капитала, человеческих ресурсов. Основой развития регионов выделено создание условий для малого бизнеса;

3) создание условий для развития человеческих ресурсов, а акцент делается на квалификационную и пространственную мобильность. Для реализации этой цели необходима стабилизация демографической ситуаций – установление такого режима воспроизводства человеческих ресурсов, при котором рождаемость превышает смертность. Улучшение качественной характеристики связано с созданием подготовки кадров необходимой квалификации и профессионализма для обеспечения нужд производства. Выдвигается необходимость формирования миграционных процессов в интересах экономического развития регионов;

4) содействие стабилизации и улучшению экологической ситуации в регионах как основы устойчивого экономического роста. Для этого ставится необходимость разработки и внедрения таких технологий производства, которые минимизируют вред, наносимый экологии;

5) создание условий для внедрения новых технологий государственного управления регионами. В качестве базиса реализации этой цели предполагается проведение реформирования региональных органов государственной власти в направлении повышения эффективности их функционирования.

В результате реализации концепции предполагается, что к 2020 г. общий объем средств, направляемых на развитие регионов, достигнет 1 трлн. руб. в год. Значительно повысится эффективность расходования финансовых ресурсов, что позволит создать условия для активизации экономического роста регионов.

Значимым обстоятельством, усугубляющим характер отношений, является несогласованность финансовой, бюджетной и налоговой политики между федеральным центром и регионами, между субъектами Федерации. Жесткость финансовой системы в условиях трансформации всего экономического механизма страны необходима. Однако условия, при которых Центральный банк РФ и ряд так называемых уполномоченных банков, преимущественно московских, проводят более 70 процентов всех финансовых операций страны, никоим образом не могут способствовать развитию производственных предприятий на местах, усилению экономики регионов. Реальной угрозой регионального развития становится бесконтрольность финансовых потоков, а точнее, их подконтрольность только крупнейшим кредитно-финансовым организациям, фактически неконтролируемым со стороны государства, не говоря уже о региональных властях. Политику федерального центра, формируемую административно-финансовой олигархией, по отношению к российским регионам можно охарактеризовать как периферийную, когда регионы рассматриваются исключительно как источники сырьевых или энергетических ресурсов, доходы от эксплуатации которых, без учета мнения того или иного субъекта, делятся между московскими финансово-промышленными группами, иностранными инвесторами и зарубежными покупателями. Именно специфика борьбы за власть на протяжении последнего десятилетия и определила «остаточный» подход во взаимоотношениях Центра и регионов11.

В целом необходима взвешенная государственная региональная политика, основной целью которой должно стать создание благоприятных условий для обеспечения максимально полного преодоления инфраструктурных ограничений экономического роста и снижения дифференциации в уровне и качестве жизни населения.

Реализация государственной региональной политики зависит от правильно подобранного инструментария, заложенного в федеральной инвестиционной и бюджетной политике, развитии межбюджетных отношений и региональных аспектов налогообложения12.

Российские регионы заинтересованы сегодня не столько в политической автономии, сколько в финансово-экономической помощи со стороны центра, и это является объективным следствием неравномерности развития российской территории. Распределение этой помощи, разработка перспективных проектов являются общим интересом центра и регионов, реализация которого, однако, не может считаться эффективной, пока не преодолены крайности внутрироссийской региональной поляризации.

Таким образом, региональная политика государства должна быть направленна на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического пространства в стране. Я считаю, что развитие государства в целом не может противоречить региональным интересам или происходить в отрыве от них. Федеральный центр не должен ограничивать «самостоятельность» регионов. Он должен выступать как орган, координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономического, социального, политического и правового пространства. Помощь территориям должна осуществляться с использованием механизмов выравнивания их уровней  путем создания специальных фондов поддержки. Регионы же не должны ограничиваться только своими  региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства. Так как государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она реализуется в форме разработки ряда социально-экономических программ и стратегий, которые должны соответствовать реальным условиям развития страны. Данные программы требуют своевременной и точной корректировки в результате возможных изменений социально-экономического развития страны в целом.

В целом, хотелось бы отметить, что современная региональная политика Российской Федерации отнюдь не представляет собой слаженный, эффективный механизм. На мой взгляд, наше государство  не использовало все возможности для стратегического развития страны, выравнивания и улучшения социальной ситуации в регионах, создания нормальной инфраструктуры для развития российских территорий, преодоления демографического кризиса. Поэтому в данном направлении еще предстоит многое сделать.


2.2.  Основные направления социально-экономической политики Ростовской области

По объемам валового регионального продукта (ВРП) Ростовская область входит в число первых 20 регионов РФ. Благодаря имеющемуся портфелю ресурсов (географическое положение, природно-климатические, земельные ресурсы, административный статус, наличие крупной агломерации, диверсифицированная структура экономики, транспортная инфраструктура, значительный демографический потенциал), Ростовская область способна стать регионом-локомотивом юга России и обеспечивать интеграцию России в глобальный рынок. Поэтому использование глобальных конкурентных преимуществ Ростовской области в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора является важнейшей задачей.

В ноябре 2007 г. Законодательным Собранием утверждена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. В ней определены ключевые цели и задачи развития региона:

  •  Повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области:
    -  инфраструктурное развитие территории (транспортно-логистистической, энергетической инфраструктуры);
    развитие эффективных кластеров (отраслевых, межтерриториальных), а также внедрение новых инструментов экономического развития;
    -  повышение качества бизнес-среды;
    развитие  новых секторов экономики (сектора образовательных услуг и инновационных технологий, туристический кластер)
  •  Пространственное развитие региона:
    - развитие Ростовской агломерации;
    -  повышение устойчивости системы расселения региона
  •  Повышение уровня и качества жизни населения:
    -  повышение капитализации человеческих ресурсов;
    -  обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе. Приведение системы профобразования запросам рынка труда;
    -  улучшение демографической ситуации Ростовской области;
    -  улучшение уровня жизни и повышение инфраструктурной обеспеченности.

В Стратегии особо подчеркнуто, что Ростовская область имеет уникальную возможность сформировать на своей территории инновационно-технологическую и образовательную инфраструктуру мирового уровня за счет создания Южного федерального университета. На стадии проработки - проекты развития инфраструктуры.

Необходима реализация следующих мер, которые должны приниматься для достижения целей, поставленных в Стратегии:

1. Принятие комплекса законодательных актов (законы Ростовской области «О стратегическом планировании в Ростовской области», «О мониторинге показателей социально-экономического развития Ростовской области» и др.), устанавливающих порядок планирования развития территории.

2. Развитие системы информационной, методической и инструментальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений на уровне региональной власти.

3. Развитие «результативного» управления в системе региональных органов власти.

4. Реализация кадровой программы, направленной на повышение профессионализма и постоянную адаптацию к новым условиям кадрового состава органов власти области и местного самоуправления.

Администрация Ростовской области рассчитывает на получение следующих результатов от реализации мер, намеченных Стратегией:

  •  ВРП возрастет в 2020 г. по сравнению с 2005 г. в 3,3 раза;
  •  оборот розничной торговли увеличится в 3,7 раза;
  •  инвестиции в основной капитал возрастут в 4,9 раза;
  •  средняя начисленная заработная плата станет выше в 6,2 раза.

Такие темпы роста к 2015 г. сократят разрыв между показателями по Ростовской области и в целом по России и значительно повысят конкурентоспособность Ростовской области в межрегиональном и мировом масштабах13.

Однако мировой  финансовый кризис отбросил область в развитии как минимум на три года назад. Кризис не только повлиял на показатели – он изменил условия и качество экономического роста.

Сегодня губернатором области поставлена задача выйти на докризисные показатели в экономике и социальной сфере. Во исполнение этой задачи 4 апреля 2011 года на заседании коллегии был принят уточненный прогноз развития области на трехлетний период и министерства и ведомства приступили к его реализации.

Для определения направлений развития регионов юга России    Министерством регионального развития Российской Федерации в сотрудничестве с администрациями субъектов, входящих в Южный федеральный округ, при координации Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО, разработан проект Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. Ростовская область принимала активное участие в  его разработке. В указанном проекте распоряжения Правительства всем субъектам, входящим в ЮФО, рекомендовано внести соответствующие изменения в действующие  стратегические документы развития регионов.

Администрацией области организована работа по внесению изменений в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Результатом изменений станет выработка конкретных предложений, направленных на решение ключевых задач по модернизации экономики области, повышения эффективности социальной сферы и системы государственного управления.

Откорректированная   Стратегия должна представлять собой комплексный, синхронизированный по целям и ресурсам документ, определяющий сценарии развития области и учитывающий риски их реализации, определять перспективы развития отраслей экономики и социального развития области. Для этой работы в марте текущего года  создано семь рабочих групп по основным направлениям социально-экономического развития. Согласно произведенным  изменениям область должна будет войти в первую группу регионов уже в 2014 год.14

Таким образом, на основе приведенных выше данных, можно сказать, что экономика Ростовской области в течение последних лет развивается темпами, опережающими среднероссийский уровень. Развитие региона определено в стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020г. Однако мировой  финансовый кризис отбросил область в развитии как минимум на три года назад. Кризис не только повлиял на показатели – он изменил условия и качество экономического роста. Сегодня губернатором области поставлена задача выйти на докризисные показатели в экономике и социальной сфере путем внесения изменений в стратегию социально-экономического развития.

Заключение

Региональная политика – это  такая система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж - и внутрирегиональных связей.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве,  ориентировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи. Региональные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых региональными.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Экономика Ростовской области в течение последних лет развивается темпами, опережающими среднероссийский уровень. Развитие региона определено в стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020г. Однако мировой  финансовый кризис отбросил область в развитии как минимум на три года назад. Кризис не только повлиял на показатели – он изменил условия и качество экономического роста. Сегодня губернатором области поставлена задача выйти на докризисные показатели в экономике и социальной сфере путем внесения изменений в стратегию социально-экономического развития.

Список использованной литературы

Нормативные акты:

  1.  Конституция Российской Федерации. М., 1993 
  2.  Стратегия Социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.,  от 20 октября 2009г.№ 625
  3.    Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
  4.  Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803
  5.  Постановление Правительства Российской Федерации № 717 от 11 октября 2001 года Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации»

Научная литература:

  1.  Андреева А.В. Борисова Л.М. Основы региональной экономики //Учебник, М: КНОРУС, 2007.
  2.  Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики //Учебное пособие, М. 2008.
  3.  Видяпин В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. Основной курс // Учебник, М:ИНФРА-М, 2008 г.
  4.  Гапоненко А.Л.,  Дульщикова Ю.С.  Региональная экономика и управление // Учебник–М, Изд-во РАГС, 2006г.
  5.  Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление // М.: Инфра-М, 2004.
  6.  Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России // Учебник/Изд-во: Финансы и статистика, 2009г.
  7.  Коваленко Е.Г., Г.М. Зинчук. Региональная экономика и управление// Уч. Пособие, 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Питер, 2008
  8.  Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. - М.:  2009, № 4.
  9.  Балацкий Е.В. Финансовая несостоятельность регионов и межбюджетные отношения//Капитал страны. Аналитика. 2010г.
  10.  Бартеньев В.П. Приоритеты экономической политики Администрации Ростовской области и ее правовое регулирование//Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" №2 (35) Июль 2008
  11.  Буданов Г.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов//Проблемы современной экономики – 2008г. - № 3(23)
  12.  Димитрова Ю. Отношения между центром и регионами в России: проблема эффективности//Власть – 2010.- №5
  13.  Проблемы и перспективы регионального развития РФ. Реферативный сборник//Выпуск №3. Москва 2008 г.
  14.  Рисин. И.Е. Структура региональной политики, принципы ее разработки и реализации//ЦИРЭ: Вестник № 14, 2007г.
  15.  Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление//М.: ИКФ ЭКМОС, 2009г.

Интернет – ресурсы:

  1.  http://bearsbridge.com/reg_ec -«Региональная политика государства»
  2.  http://www.donland.ru «Организация работы по внесению изменений в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года» (12.04.2011)

1 Коваленко Е.Г., Г.М. Зинчук. Региональная экономика и управление. Уч. Пособие, 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Питер, 2008, с.151

2 Региональная экономика и управление. Учебник/под общей ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульщикова –М.: Изд-во РАГС, 2006г., с128

3 «Региональная политика государства» - http://bearsbridge.com/reg_ec_t8r5part1.html

4 Рисин. И.Е. Структура региональной политики, принципы ее разработки и реализации. ЦИРЭ: Вестник № 14, 2007г. - http://www.lerc.ru/?part=articles&art=4&page=20  


5 Региональная экономика. Основной курс: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М:ИНФРА-М, 2008 г. с.41

6 Коваленко Е.Г., Г.М. Зинчук. Региональная экономика и управление. Уч. Пособие, 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Питер. с.152

7 Видяпин В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. Основной курс: Учебник.М:ИНФРА-М, 2008 г

8 Димитрова Ю. Отношения между центром и регионами в России: проблема эффективности. //Власть – 2010.- №5 с.88

9 Буданов Г.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. //Проблемы современной экономики – 2008г. - № 3(23) http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22685   

10  Балацкий Е.В. Финансовая несостоятельность регионов и межбюджетные отношения // Капитал страны. Аналитика. 2010г. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176802  

11 Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. - М.:  2009, № 4. - С. 43-54

12 Проблемы и перспективы регионального развития РФ Реферативный сборник. Выпуск №3. Москва 2008 г. http://www.niisp.ru/About/Works/art11


13 Бартеньев В.П. «Приоритеты экономической политики Администрации Ростовской области и ее правовое регулирование»  // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" №2 (35) Июль 2008  http://dpr.ru/journal/journal_33_8.htm

14 «Организация работы по внесению изменений в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года» (12.04.2011) http://www.donland.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

900. Ведущие фондовые индексы 160.5 KB
  Индексы фондового рынка США. Аукцион по размещению нового выпуска без погашения старого. Погашение ГКО на аукционе по размещению бумаг, не входящих в индекс. Методы расчета индексов. Ценовой, взвешенный по рыночной капитализации композитный фондовый индекс.
901. Обзор баз данных библиотеки ПКС 171.5 KB
  Место прохождения практики Библиотека ПКС. Библиотека занимается выдачей/приемов книг и учебников для студентов, а также ведет учет выдачи/приема. Изучение различных баз данных, на примере одного из видов баз данных - MS Access.
902. Теория эволюции 464.5 KB
  Представления о живой природе в древнем мире и средние века. Трансформизм как этап в истории биологии. Дарвин о формах, закономерностях и причинах изменчивости. Мутации как основной материал для эволюционного процесса. Внутривидовые отношения как форма борьбы за существование и как фактор естественного отбора.
903. Производственная логистика 78 KB
  Сущность и задачи производственной логистики. Типы организации производства. Система планирования в потребности в материалах. Система точно в срок и микро логистическая система капвап. Методы выравнивания производства
904. Утворення Української козацької держави та її зовнішньо-політичні відносини 170 KB
  Концепція полівасалітетної підлеглості Б. Хмельницького та українсько російські відносини середини XVII століття. Розбудова Української державності в середині XVII століття.
905. Методы и методические приемы производственного обучения 163.5 KB
  Обобщение теоретических сведений и методические особенности планирования по его задачи методические приемы производственного обучения. Анализ передового педагогического опыта. Методические особенности планирования производственного обучения в ПТУЗ.
906. Стресс в жизни 132.5 KB
  Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Личностные факторы развития стрессовых ситуаций. Причины стрессового напряжения. Как человеческий организм реагирует на стресс. Методы профилактики стресса. Релаксационные упражнения.
907. Расчет потребности и оценка уровня использования оборотных средств 495.5 KB
  Теоретические основы планирования оборотных средств предприятия. Обзор современных методов планирования оборотных средств. Расчет потребности в основных средствах и сумм амортизационных отчислений. Пути повышения эффективности использования оборотных средств и оценка основных технико-экономических показателей работы предприятия.
908. Воронежская дистанция электроснабжения (ЭЧ-4) 159.5 KB
  Воронежская дистанция электроснабжения. Ремонтно-ревизионный участок. Структура дистанции электроснабжения юго-восточной железной дороги. Основные экономические показатели работы дистанции электроснабжения. Должностная инструкция начальника района контактной сети.