8724

Познание, истина и ее критерии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Познание, истина и ее критерии. Вариант 1 Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Виды...

Русский

2013-02-17

52 KB

7 чел.

Познание, истина и ее критерии.

Вариант 1

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

  •  Обыденное
  •  Научное
  •  Философское
  •  Художественное
  •  Социальное

В процессе познания участвуют:

  •  Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.
  •  Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

  1.  чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

      1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и  качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

         1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;

          1.3  Представление — такая форма познания, при которой чувственное   отражение    (чувственный образ)   предметов   и   явлений   сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

     2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

     2.2 Суждение — есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

          2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Сущность  процесса познания является  получение как можно более  объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.  Агностики считали, что получить, достоверные  знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой  истины является:

  •  Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.
  •  Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего

Истина:

  •  Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо   предмете  либо   явлении
  •  Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе  своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины   является  практика.  Помимо практики существуют   и  другие критерии истины, в частности формально – логический, который применяют тогда, когда нет возможности опереться на практику

Вариант 2

Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации х прогнозирования событий, для планирования и реализации деятельности коллективов людей, для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляют собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный потенциал человечества, складывающийся в процессе познания.

Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия и представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций, как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.

Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мира остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию, считая, что именно оно является главным и даже единственным источником наших знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты.

В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного, рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения «чувственности» и «рациональности» как некоторых абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая, что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии. Знания, получаемые человеком в процессе познания окружающей действительности, должны находиться с этой реальностью, действительностью в определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективной реальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопрос о том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлением и проверкой соответствия знания объективной реальности.

В истории философии высказывались различные подходы к выделению критериев истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знание о вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени. Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализм рассматривает в качестве критерия истины — практику.

Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества, называют объективной истиной. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либо явлении или предмете называют абсолютной истиной.

Вариант 3

 Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30584. Журнализм в мире профессии (по Бахтину) 16.02 KB
  Он утверждал что слово является непосредственным фактом жизнедеятельности то есть слово поступок. По сути это переход от формулы слово и дело к формуле и слово есть дело . Для журналиста это принципиально важно ведь для нас господа слово действительно дело.Бахтин изучал даже не столько само слово сколько границы звучащего слова.
30585. Теория и методика журналистского творчества 19.86 KB
  Долгое время считалось что мозг производит мысли участвует в творческой деятельности так же как слюнная железа выделяет слюну. А вот каким образом мозг производит мысли Как объяснить когда в головах сразу у нескольких людей живущих в разных концах света рождается одно и то же научное открытиеИзобретатель Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов.А может действительно нашей мыслительной творческой деятельностью ктото управляетЯ могу экспериментально подтвердить что работа сознания не...
30586. Методы и методика журналистского творчества 35 KB
  Интервью от англ. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью изучение событий прошлого уточнение фактов и интервью мнений цель которых выявление оценок взглядов суждений и т.Есть формализованное интервью стандартизированное и структуризованное общение: интервью имеет четкую структуру; каждый вопрос логически вытекает из другого а все вместе они подчинены общему замыслу беседы; открытые закрытые и полузакрытые вопросы. Неформализованном интервью ориентировано на глубинное познание объекта и...
30587. Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия 126.5 KB
  Целями налогового регулирования импорта и экспорта являются: поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ. Налоговое регулирование импорта направлено, в основном...
30588. Личность журналиста в системе журналистики 31 KB
  Личность журналиста в системе журналистики. то же самое в вопросе № 49: индивидуальные характеристики творческой личности Творческая индивидуальность журналиста особое качество личности которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности Компоненты творческой индивидуальности: Знания общекультурные и профессиональные Умения опыт самостоятельный творческий подход Желания журналиста его потребности: мотивы интерес желания страсть внешние материальные и духовные внутренние. Мотивация журналиста:...
30589. Диалог как основа творчества 30.5 KB
  Диалог как основа творчества. Познание ограничивается самим собой и лишь диалог как форма предполагающая активную деятельность выводит на орбиту социального. Диалог как точно подметил Л. Диалогизм ваейшая черта человеческого бытия.
30590. Ассоциативность мышления журналиста 14.14 KB
  Ассоциация проявляется в метафоре. Эпитет весны здесь выступает и как ассоциация. Ассоциация должна быть яркой и жизненной.а Ассоциация является одним из составляющих творческого начала.
30591. Фантазия, воображение в творчестве журналиста 15.08 KB
  Фантазия воображение в творчестве журналиста.Фантазия и воображение широко используются в творчестве журналиста. Фантазия и воображение являются для журналиста одновременно и помощником и неприятелем. Воображение позволяет представить результат труда до его начала тем самым ориентируя журналиста в процессе творческой деятельности.
30592. Отражение в творчетстве журналиста 13.92 KB
  Отражение в творчетстве журналиста. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией соответствующей особенностям источника. Такое отражение в процессе развития преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения первичные психические образы среды. Отражение служит предпосылкой развития более сложных форм.