87240

Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание...

Русский

2015-04-18

172.38 KB

8 чел.

Министерство образования и науки РФ.

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра экономической теории и инвестирования

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Основные факторы спроса и предложения,

степень их влияния и проблема измерения»

Руководитель:

Вершинина А.А.

Выполнила: студентка

Группы ДЭЭ-106

Черниговская Кристина

Москва – 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Спрос……………………………………………………………………5

1.1.Понятие спроса. Закон спроса и исключения из него………………………5

1.2.Кривая спроса………………………………………………………………….9

1.3.Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса……………………………………11

1.4. Основные факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения…14

Глава 2. Предложение…………………………………………………………...18

2.1. Понятие предложения. Закон предложения………………………………...18

2.2. Кривые предложения…………………………………………………………20

2.3. Изменение предложения……………………………………………………...22

2.4. Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения……..24

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………………30


Введение

В данной курсовой работе мною будут рассмотрены следующие вопросы:

  1.  понятия спроса и предложения
  2.  кривые спроса и предложения
  3.  изменения спроса и предложения
  4.  факторы, их определяющие, а также степень их влияния и проблему измерения этих факторов.

Причиной выбора этой темы послужила именно ее актуальность в современном мире. Спрос и предложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса и предложения складывается ценообразование на рынке.

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Спрос и предложение зависят от факторов, которые оказывают на них свое влияние.  Анализ факторов спроса и предложения очень важен для производителей и потребителей. Ведь благодаря анализу степени влияния и измерению данных факторов, влияющих на спрос и предложение, можно сделать выводы, относительно ценообразования на какой либо товар. Для производителя результатами анализа могут являться решения относительно товара.

Целью данной курсовой работы является изучение основных факторов спроса и предложения, степени их влияния и проблемы изучения, а также выяснение повышение или понижение значений каких факторов может вызвать увеличение или уменьшения величин предложения. 


Глава 1. Спрос

  1.  Понятие спроса. Закон спроса и исключения из него.

Спрос – это потребность, нужда или желание иметь какое-то благо, подкрепленное суммой денег, необходимой для его покупки. В экономическом анализе спрос всегда основывается на готовности и способности платить, а не просто на потребности или нужде в благе.

Различают:

индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 рублей покупатели готовы купить лишь одну единицу блага  X, при цене в 30 рублей – три единицы, при цене в 20 рублей – четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. 

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают  “распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.

Следствия из закона спроса:

●Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).

●Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.

●«Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.

●«Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Исключения из закона спроса:

  1.  Эффект «цена – показатель качества».

Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.

2. Эффект ожидаемой динамики цен.

Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает ажиотажный спрос – спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значительного изменения цен или исчезновением товара из продажи (происходит за счет сокращения сбережений и ограничения покупок других товаров).

Покупка валюты при росте курса, лимит заказы на бирже – купить акции, когда их цена начнет повышаться – это и есть принцип ожидаемого роста курса.

3. Эффект престижного спроса (эффект Веблена).

Он связан с демонстративным, престижным потреблением. Приобретая редкий товар, как правило, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель подчеркивает свою исключительность. Он демонстрирует поведения сноба, сокращает спрос на блага, широко используемые другими людьми. Если демонстративный стиль потребления характеризует референтную группу (часть общества, которой стремиться подражать большое количество людей), в поведении значительного числа покупателей проявляется эффект присоединения к большинству.

4. Эффект Гиффена.

Этот довольно редкий феномен, когда на подорожавший товар возрастает покупательский спрос, был впервые замечен в середине ХХ века в Ирландии: подорожавший картофель население стало покупать больше. Товар Гиффена – низкокачественный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой. Его относительное подорожание перекрывается сокращением покупательной способности потребителей вследствие роста его цены, заставляющее потребителей приобретать самые дешевые товары.


  1.  Кривая спроса

Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную  ( цену) по вертикальной, а зависимую  ( спрос) – по горизонтальной оси.

Большинство кривых спроса имеет отрицательный наклон, так как (а) по мере того, как цена на данный продукт падает, потребители стремятся в своих покупках заменить этим  ( теперь более дешевым )  продуктом другие;  (б) по мере того как цена на данный продукт падает, реальный доход потребителей, как следствие этого, растет, позволяя им покупать больше продуктов  (эффект цены, эффект дохода, эффект замещения).

Однако в редких случаях может иметь место кривая спроса с положительным наклоном. Кривая спроса с положительным наклоном – это кривая спроса, которая (на некотором участке) описывает прямую, а не обратную зависимость между ценой на продукт и объемом спроса на него в единицу времени.

Наклон кривой спроса отражает степень восприимчивости величины спроса к изменениям цены продукта. Например, если значительное сокращение цены приводит к небольшому увеличению спроса, тогда говорят, что спрос неэластичен по цене.

Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены ( цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества ( объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке.

Рис. 1. Кривая спроса.

P - цена товара

Y - количество

AD –кривая спроса.


  1.  Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса.

Функция спроса – функция , определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Чем ниже цена , тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

Рис. 2. Перемещение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

  1.  увеличение или сокращение доходов потребителя,
  2.  изменение вкусов и предпочтений,
  3.  ценовые и дефицитные ожидания,
  4.  колебание расходов на рекламу,
  5.  изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,
  6.  рост или уменьшение количества покупателей и др.

Спрос является функцией трех этих факторов:

Qᵈ= f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)

Где Qᵈ- спрос; P-цена; I-доход; Z-вкусы; W-ожидания; Psub-цена на товары-субституты; Pcom-цена на комплементарные товары; N-количество покупателей; B- прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. Рис.3)

Рис.3. Сдвиги кривой спроса.

Например, увеличение денежные доходов потребителей ( при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой  D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные футболки может переключить часть спроса на розовые футболки, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные футболки привел к росту спроса на розовые футболки. Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос  на него.

Важнейшим фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, у нас имеются два покупателя-  Иванов и Антонов, индивидуальные функции спроса которых известны (а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Антонова и Иванова (б).

                 

Рис.4. а)Кривые индивидуального спроса       б) Совокупный спрос

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трубно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное влияние на различные группы населения.

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов спроса.


  1.  Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения

В предыдущем пункте моей работы были перечислены факторы спроса, их влияние на спрос и кривую спроса. В этой главе моей работы я вновь перечислю эти факторы, рассмотрю степень их влияния на спрос и проблему их измерения.

Рассмотрим следующие факторы спроса:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, которое может быть вызвано рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастает при каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса на данный товар и смещение кривой спроса влево. Важно так же отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на грампластинки.

Потребительские вкусы является одним из самых тяжело измеряемых факторов спроса. Причиной этому служит то, что все люди индивидуальны и обладают разными вкусами. И от вкусов потребителей зависит прибыль фирмы или производителя и будущее товара, т.е. если товар не удовлетворяет вкусам потребителей, то его производство невыгодно. Но пусть вкусы потребителей тяжело поддаются измерению, но на них можно влиять. Например, с помощью рекламы товара можно поднять потребительский интерес к товару и увеличить спрос на него. А производитель может повлиять на спрос с помощью технологических изменений.

  1.  Количество покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

Влияние данного фактора очень велико. Ведь именно от количества покупателей зависит прибыль фирмы или производителя. Проблема измерения данного фактора состоит в том, что количество покупателей товара напрямую зависит от количества людей, вкусы и потребности которых удовлетворяет данный товар. А как было сказано мною раньше, потребительские вкусы очень сложно измерять, на них можно только воздействовать.

3. Доход потребителей. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, начинают заменять недорогие товары их более качественными и дорогими аналогами. И, наоборот, при снижении доходов спрос на качественные и соответственно дорогие товары, падает.

В зависимости от товара, то есть, является ли он качественным и дорогим или дешевым, данный фактор играет разную роль. Так снижение доходов потребителей вызовет увеличение спроса на дешевый товар, и наоборот.

Измерение данного фактора не является сложной задачей. И в большинстве своем фирмам не нужно этим заниматься. Потому что измерением доходов потребителей и просто людей живущих в стране занимается государство, а именно Госкомстат. А результаты периодически публикуются.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот сопряженный продукт товаром заменителем или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители, покупают его в большем количестве, вызывая тем самым уменьшение спроса на маргарин. Обобщу сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Таким образом, спрос бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к фотоаппаратам и пленке, видеомагнитофонам и кассетам и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Влияние данного фактора на спрос очень велико. Так если цены на товары заменители ниже чем на данный товар, то спрос на данный товар будет падать, а спрос на товары заменители повышаться. Измерение данного фактора не представляет труда.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, побуждают покупать данный товар в больших количествах сейчас, тем самым опередить повышение цен. Равным образом и ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товар. Например, сообщения метеорологов о том, что будущие холода могут уничтожить значительную часть урожая цитрусовых, провоцирует ожидания потребителей о том, что из-за предстоящей нехватки цитрусовых цена на апельсиновый сок может повыситься. Поэтому потребители начинают активно запасать апельсиновый сок.

Я считаю, что ожидания потребителей, так же как и их вкусы относится к очень сложно измеряемым факторам спроса. Причина этому является индивидуальность каждого человека. Ожидания как видно из моего примера имеют серьезное влияние на величину спроса и оно трудно измеримо. Но на ожидания потребителей можно повлиять, как это сделали метеорологи, тем самым спровоцировать увеличение спроса.


Глава 2. Предложение

2.1. Понятие предложения. Закон предложения.

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Объём предложения (объём выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определённой цене за определённый период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

В общем виде: Qs = f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена (price)

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

Согласно закону предложения по мере его роста растет цена. С позиции потребителя закон предложения выступает как сдерживающнй фактор, поскольку покупатель не будет приобретать товар в большом количестве при высокой цене. Но по мере снижения цены объем реализации возрастет, так как покупатель увеличит количество покупок. Для производителя конечными целями реализации являются выручка и прибыль. Оба этих показателя зависят от цены. Но при росте цены темпы роста прибыли могут отставать от темпов роста выручки, поскольку увеличиваются издержки производства и кредиторская задолженность. Для устранения этих потерь товаропроизводитель должен увеличить цену или объем реализации.


  1.  Кривая предложения

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Типичная рыночная кривая предложения продукта имеет положительный наклон. Это означает, что с ростом цены объем предложения увеличивается (движение вдоль кривой предложения). Большинство кривых предложения имеет положительный наклон, так как по мере роста цены продукта производители находят более выгодным увеличить объем производства за счет использования существующих производительных мощностей, а также потому, что любое возрастание предельных затрат в коротком периоде , связанное с увеличением выпуска, будет покрываться более высокой ценой.

Угол наклона кривой предложения отражает чувствительность объема предложения к изменениям цены продукта. Например, если значительный рост цены вызывает лишь небольшое увеличение объема предложения (кривая предложения имеет крутой наклон), то говорят, что предложение неэластично по цене.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную ( цену) по вертикальной, а зависимую ( предложение) — по горизонтальной оси.( Рис.5)

Рис.5. Зависимость величины предложения от цены.

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.


  1.  Изменение предложения. Сдвиг кривой предложения.

Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.

Рис.6. Изменение величины предложения.

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В),

где Pr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2

Рис.7. Сдвиг кривых предложения

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.


2.4.Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения

1) Цены на ресурсы. Как мы знаем, существует самая тесная связь между издержками -, производства и предложения. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Например, если цены на семена и удобрения снижаются. Можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Например, повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали, и ведет к сокращению ее предложения.

Как видно из приведенных мною примеров степень влияния данного фактора очень велика. Ведь очень большое повышение цен на ресурсы может привести к серьезному снижению предложения и повышению цен. Что негативно скажется на потребителях, если данный товар не имеет заменителей.

2) Уровень технологии. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Например, недавние, мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии, по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество энергии.

Как видно из примера влияние данного фактора очень высоко т.к. высокий уровень технологии позволяет увеличивать предложение и удовлетворять запросы всех потребителей.

3) Налоги и субсидии. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, субсидии считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. Правительство может субсидировать или облагать налогом производство определенных продуктов, чтобы изменить их объем, их предложение с целью улучшить распределение ресурсов.

4) Цены на иные товары. Изменение цен на другие товары так же способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цен на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, ожжет сократить предложение на баскетбольные мячи, если повышается цена на футбольные мячи.

Как видно из примеров влияние, которое оказывают цены на другие товары на предложение значительно. И предложение товара, на который в данный момент цена невысока будет снижаться и это возможно может привести к его дефициту.

5) Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также может повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Так допустим если ожидается понижение цены на данный товар в будущем производитель будет стараться произвести и реализовать, как можно больше товара до наступления того времени, когда цена на товар понизится. И наоборот если ожидается повышение цены, то производитель будет стараться снизить предложения товара сейчас тем самым, увеличив его запасы, чтобы после продать его по более выгодной цене.

Как можно видеть влияние ожидания на предложение велико. При разных ожиданиях предложение товара на рынке может меняться.

6) Количество производителей. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. И соответственно меньше цена на предлагаемый товар. И наоборот если количество производителей в отрасли уменьшается, соответственно предложение снижается, что влечет за собой повышение цены на товар.

Данный фактор является легко измеримым. И он оказывает разное влияние на производителей и потребителей. Если для производителя выгодно незначительное количество его конкурентов в отрасли, что ведет к увеличению цены на товар и повышения прибыли. То потребителям выгодно присутствие в отрасли большого количества производителей. Это будет приводить к увеличению предложения и снижению цены на товар.


Заключение

В заключение своей работы я хотела бы сделать вывод относительно факторов спроса и факторов предложения, рассмотрев зависимость, которая получается при изменении значения какого – либо фактора.

Спрос уменьшится в случае при следующих значениях факторов спроса:

  1.  Неблагоприятное изменение вкусов потребителей
  2.  Ожидание падения цен
  3.  Уменьшение числа покупателей на рынке
  4.  Понижение цен на взаимозаменяемые товары
  5.  Повышение цены на сопряженный товар, если последний является дополняющим
  6.  Повышение дохода, если продукт является товаром низшей категории, или снижением дохода, если товар является нормальным товаром.

Спрос возрастет при:

  1.  Благоприятном изменении вкусов покупателей
  2.  Ожидании роста цен
  3.  Увеличении числа покупателей
  4.  Повышении цен на взаимозаменяемые товары
  5.  Понижении цен на сопряженные товары, являющиеся дополняющими
  6.  Повышении дохода, если продукт является нормальным товаром; снижении дохода, если продукт является товаром низшей категории.

Теперь рассмотрим как изменяется предложение под влиянием факторов, его определяющих.

Итак, предложение увеличится при следующем значении его факторов:

1) при снижении цен на ресурсы, которые используются для производства товара ;

2) при снижении налогообложения и увеличении субсидирования производства товара;

3) при совершенствовании уровня технологий производства товара;

4) если ожидания понижения цены на продукт Х в будущем имеет место, то производитель будет стараться произвести и реализовать, как можно больше товара Х, до наступления того времени;

5)  если произойдет снижение цен на товар Y, и производитель перебросит все мощности на производство товара Х;

6) предложение товара Х увеличится при вхождении в отрасль большего числа производителей.

Сокращение предложения будет происходить:

1) при повышении цен на ресурсы, используются для производства товара ;

2) при снижение предложения может быть спровоцировано низким уровнем технологий производства товара ;

3) при снижении субсидирования и возрастании налогообложения;

4) при повышении цен на товар Y. Тогда производитель будет перебрасывать все мощности на производство товара Y;

5) снижение предложения может вызвать ожидания повышения цен на товар Х в будущем. В том случае производитель будет стараться произвести как можно больше при наступлении того времени;

6) при снижении количества производителей в данной отрасли.

В своей работе я постаралась рассмотреть понятие спроса и предложения, законы спроса и предложения. Большое внимание было уделено факторам, влияющим на спрос и предложение, и проблемам измерения данных факторов.

На спрос и предложение влияют множество факторов, наиболее важные и часто встречаемые я рассмотрела в своей работе, проанализировав степень их влияния и проблемы измерения.

 


Список использованной литературы:

  1.   Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики: учебник/ Р.М.Нуреев.-2-е изд., изм.-М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 576 с.
  2.  Основы экономики: Учеб. Пособие для студентов учрежд. ср. проф. образования / Государственный университет – высшая школа экономики. Под ред. Б.И.Табачникаса, В.К.Дерманова, А.Я.Линькова – М.: Вита-Пресс, 2000- 464с.
  3.  Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А.Ватника. СПб.: Экономическая школа. 2004. 752 с.
  4.  Максимова В.Ф. Микроэкономика М.: ЕАОИ, 2009. — 204 с.
  5.  Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: уч. пособие Под.ред. М.: КНОРУС, 2005.
  6.  http://ru.wikipedia.org – Википедия Свободная энциклопедия
  7.  http://www.market-pages.ru – информационный бизнес-портал
  8.  http://mankiw.ru – Мэнкью- Принципы экономикс.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4260. Программирование на языке ассемблера. Методические указания по выполнению лабораторных работ 472.5 KB
  Введение Современный специалист в области создания программного обеспечения для вычислительной техники и автоматизированных систем должен обладать достаточными знаниями по использованию средств вычислительной техники в организации и управлении проце...
4261. Изучение системных средств языка ассемблер 15.42 KB
  Изучение системных средств языка ассемблер Цель работы: научиться работать в среде программирования Ассемблера Выполнение работы: 1. Для вызова редактора нажать клавиши SHIFT + F4. В редакторе набрать текст программы и затем сохранить с расширением ...
4262. Парадигмы программирования 37.57 KB
  Парадигмы программирования Парадигма программирования — это система идей и понятий, определяющих стиль написания компьютерных программ, а также образ мышления программиста. Развитие парадигм программирования Знакомое нам из курса философии слов...
4263. Разница между CPU и GPU в параллельных расчётах 68.36 KB
  Разница между CPU и GPU в параллельных расчётах Рост частот универсальных процессоров упёрся в физические ограничения и высокое энергопотребление, и увеличение их производительности всё чаще происходит за счёт размещения нескольких ядер в одном чипе...
4264. Области применения параллельных расчётов на GPU 257.34 KB
  Области применения параллельных расчётов на GPU. Чтобы понять, какие преимущества приносит перенос расчётов на видеочипы, приведём усреднённые цифры, полученные исследователями по всему миру. В среднем, при переносе вычислений на GPU, во многих зада...
4265. Возможности NVIDIA CUDA 17.64 KB
  Возможности NVIDIA CUDA Технология CUDA — это программно-аппаратная вычислительная архитектура NVIDIA, основанная на расширении языка Си, которая даёт возможность организации доступа к набору инструкций графического ускорителя и управления его ...
4266. Решения с поддержкой NVIDIA CUDA 71.41 KB
  Решения с поддержкой NVIDIA CUDA Все видеокарты, обладающие поддержкой CUDA, могут помочь в ускорении большинства требовательных задач, начиная от аудио- и видеообработки, и заканчивая медициной и научными исследованиями. Единственное реальное огран...
4267. Состав NVIDIA CUDA. Модель программирования CUDA 118.94 KB
  Состав NVIDIA CUDA CUDA включает два API: высокого уровня (CUDA Runtime API) и низкого (CUDA Driver API), хотя в одной программе одновременное использование обоих невозможно, нужно использовать или один или другой. Высокоуровневый работает «сверху» ...