87243

Аудит некоммерческих организаций

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Некоммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор называемый третьим сектором другими секторами являются государство и коммерческие организации. Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего...

Русский

2015-04-18

56.8 KB

8 чел.

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

саратовский социально-экономический институт (ФИЛИАЛ)

Факультет  учета, статистики и информатики

Специальность « Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях

                          (кроме банков и других   финансово-кредитных организаций)»

Выпускающая кафедра анализа хозяйственной деятельности и аудита

Дисциплина « Аудит»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:

«Аудит некоммерческих организаций»

Автор работы:

Студентка  5   курса

Очной  формы обучения

Ф.И.О Рыбакова Ольга Витальевна

Подпись_____________________

Научный руководитель:

Должность, ученая степень: преподаватель кафедры АХД и аудита

Ф.И.О. Резяпова Нелля Рушановна  

Оценка___________________

Подпись_____________________

«______»___________20______г.

Саратов 2014г.


Оглавление

Введение 4

1 Нормативно-правовые основы аудита некоммерческих организаций 7

2 Процесс аудита некоммерческих организаций 18

2.1 Аудит поступления средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации 18

2.2 Аудит ведения аналитического учета по назначению средств в разрезе источников поступлений. 20

3 Особенности и проблемы аудита некоммерческих организаций 35

Заключение 41

Список использованной литературы 45

Введение

Некоммерческие организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый "третьим сектором" (другими секторами являются государство и коммерческие организации).

Некоммерческие организации являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации. По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 января 2000 г. насчитывалось 484 989 некоммерческих организаций, из них 12% в Москве и Московской области.

Некоммерческие организации образуются путем объединения физических лиц для решения определенного круга общих для них проблем. Как правило, это проблемы, связанные с поддержкой социально уязвимых слоев населения, отстаиванием прав и интересов различных групп населения, организацией досуга, просвещения, культуры, образования, медицинского обслуживания, улучшением экологии региона и т.п. Данный круг проблем либо совсем не решается государственными организациями (из-за отсутствия денежных средств) и коммерческими организациями (из-за не прибыльности данных операций), либо решается далеко не в полной мере.

Значение некоммерческих организаций обусловлено следующими факторами:

1) ярко выраженной социальной направленностью деятельности.

Некоммерческие организации оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода, что повышает общий уровень благосостояния членов общества. Кроме того, некоммерческие организации предоставляют дополнительные рабочие места и пополняют государственную казну, так как являются плательщиками некоторых видов налогов;

2) массовостью.

За помощью в некоммерческие организации обращается множество людей. Для решения поставленных проблем некоммерческие организации создают собственную инфраструктуру: средства массовой информации, библиотеки, учебные центры, базы данных и т.д.

Однако в настоящее время законодательство направлено, главным образом, на регулирование деятельности коммерческих организаций. Специфика деятельности некоммерческих организаций учитывается очень мало. Вместе с тем создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств, имеет огромное значение для становления и развития деятельности некоммерческих организаций.

Часть некоммерческих организаций согласно действующему законодательство подлежат ежегодной аудиторской проверке.  Это в первую очередь фондовые биржи и фонды. Также к некоммерческим организациям, подлежащим обязательной проверке относят организаций, у оборот денежных средств превышает в 200 и более раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. У этих организаций результаты аудиторской проверки являются обязательным приложением к годовой бухгалтерской отчетности предоставляемой в органы налогового учета.

Кроме случаев, когда проведение аудита предусмотрено законодательством, существуют и иные причины проведения аудита в некоммерческих организациях. Например, некоторые грантодатели требуют подтверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности тех некоммерческих организаций, которые получили от них гранты.

Также многие некоммерческие организации проводят аудит по собственной инициативе с целью проведения оптимизации бухгалтерского учета и налогообложения, для  финансового планирования и проектирования.

Целью написания данной курсовой работы является исследование аудита некоммерческих организаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать нормативно-правовые основы аудита некоммерческих организаций.

Изучить процесс аудита некоммерческих организаций.

Проанализировать особенности и проблемы аудита некоммерческих организаций.

Курсовая работа состоит из введения, заключения и основной части. Главы и подпункты основной части соответствуют порядку и приоритету поставленных задач.

1 Нормативно-правовые основы аудита некоммерческих организаций

Аудиторская проверка некоммерческих организаций осуществляется в соответствие с положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности»2. Согласно указанному закону обязательной аудиторской проверки подлежат организации, объем выручки которых или сумма активов баланса на отчетный период превышает 60 млн рублей. Также вне зависимости от объема целевых пожертвований и средств некоммерческая организация, представляющая собой фонд подлежит обязательной аудиторской проверке. Также в отношение отдельных некоммерческих организации проведение аудиторской проверки регламентируется иными федеральными законами.

Одним из таких законов является Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»3 (с изм. и доп.). В шестой статье шестом пункте закона указано, что обязательному ежегодному аудиту подлежат некоммерческие организации, в том случае, если организация обладает целевым капиталом, в сумме составляющий не менее 20 миллионов рублей. Там же прописано, что обязательному ежегодному аудита подлежат организации, где доход от целевого капитала составляет за год сумму не менее 5 миллионов рублей. В указанных случаях допустим частичный аудит, законодательно закреплена обязательная проверка распределение доходов от целевого капитала.

Кроме того, нормативно-правовые основы аудита некоммерческих организаций напрямую исходят из специфических, законодательно закрепленных особенностей ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности в соответствующие органы некоммерческими организациями.

В соответствие с положениями Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» итоговым действием в ведение бухгалтерского учета является составление годовой бухгалтерской отчетности, которая объединяет в себе совокупные данные о финансовом и имущественном положение организации, содержит сведения о ведение и итогах финансово-хозяйственной деятельности. Согласно положениям указанного закона содержание итоговой бухгалтерской отчетности должно основываться и соответствовать аналитическим и синтетическим счетам ведения бухгалтерии организации.

В отношение некоммерческих организаций, как организаций не ведущих предпринимательских действий, т.е. используя термины бухгалтерского учета не имеющих оборотов по реализации товаров и оказания услуг, закон предоставляет возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета с упрощенной формой итогового бухгалтерского отчета. Упрощенная форма итоговой бухгалтерской отчетности предоставляется один раз в год и состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета о целевом использование средств.

В отношение ведения бухгалтерского учета некоммерческими организациями соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ4 с 1 января 2013 года годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

В соответствии со ст. 26 Закона № 7-ФЗ5 имущество НКО может быть сформировано в денежной и иной форме. Отражение формирования и постуления имущества должно веститись на 86 счете Целевое финансирование”.

В соответствии с приказом Минфина от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предписано:6

1. В случае если в бухгалтерскую отчетность некоммерческих организаций включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

2. В отчете о прибыли и убытках некоммерческая организация в учете строку капиталы и резервы заменяет на "Целевое финансирование". Вместо показателей "Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)", "Собственные акции, выкупленные у акционеров", "Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" некоммерческая организация включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества).

3. Некоммерческая организация графы "Накопленная амортизация" и "Начисленная амортизация" именует соответственно "Накопленный износ" и "Начисленный износ".

4. Некоммерческая организация вместо строки "Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)" по коду 1310 включает строку "Паевой фонд". Вместо строки "Собственные акции, выкупленные у акционеров" по коду 1320 включает строку "Целевой капитал". Вместо строки "Добавочный капитал (без переоценки)" по коду 1350 включает строку "Целевые средства". Вместо строки "Резервный капитал" по коду 1360 включает строку "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества". Вместо строки "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" по коду 1370 включает строку "Резервный и иные целевые фонды". (примечания введены Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н)

2 Процесс аудита некоммерческих организаций

2.1 Аудит поступления средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации

Аудиторская проверка поступления средств некоммерческих организаций состоит из двух этапов.

На первом этапе проверяется и подтверждается факт поступления средств на предмет соответствия уставной некоммерческой деятельности, в силу чего не включают в себя налог на добавленную стоимость и не облагаются налогом на прибыль.

На втором этапе проверяются прочие доходы некоммерческой организации.

Для реализации первого этапа аудитор собирает информацию, используя устав, договора, платежные поручения, приходные кассовые ордеры.

По уставу исследуется организационно-правовая форма организации, виды деятельности организации, наличие или отсутствие членства, статус благотворительности, наличие учредителей и тому подобные вопросы.

На основание договоров исследуются вопросы установления юридических и физических лиц, оказывающих финансовое содействие деятельности организации и юридически закрепленных требований финансистов в отношение к расходованию полученных организацией средств.7

Для проверки факта соблюдения договоров исследуются копии платежных поручений. Также исследование копий платежных поручению позволяют в случае наличия членства в организации провести проверку исполнения условий членства и внесения первоначальных и текущих членских взносов.

Пожертвование определяется как процедура дарения денежных средств, вещи, права собственности на общеполезную деятельность.

Пожертвования некоммерческой организации могут поступать как на валютный, так и на расчетный счет организации, как от физических, так и от юридических лиц.

Для юридического оформления пожертвования в виде движимого имущества, процедура дарения сопровождается оформлением договора дарения, в том случае, если номинальная стоимость дара превышает 5 принятых минимальных оплат труда на момент совершения дарения. При этом оформление договора возможно, как и при личном присутствие сторон, так и с использованием почты, телеграфа электронной переписки с условием возможности подтверждения согласия сторон на подписание договора

В тех случаях, когда пожертвования поступают от физических лиц, доложен быть приходной кассовый ордер с указанием ФИО и паспортных данных дарителя.

В том случае, если даритель пожелал совершить анонимное пожертвование, документом свидетельствующем о акте дарения и подтверждающим что пожертвование поступило на уставные цели некоммерческой организации является приходной кассовый ордер со ссылкой на этот акт.

Указанный акт подписывается комиссией, состоящей из руководителя некоммерческой организации, главного бухгалтера, председателя или члена ревизионной комиссии, при этом допустим и иной состав комиссии.

Аудит предполагает проверку наличия в организации формы акта приема денежных средств с наличием необходимых реквизитов, для того чтобы акт считать достаточным, доказательным первичным платежным документом, соответствующим требованию Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

В случае если организация для получения анонимных пожертвований использует ящик для пожертвования должно быть распоряжение или иной документ фиксирующий периодичность вскрытия ящика и комиссии подтверждающий наличие определенной суммы пожертвования и фиксирования документально акта получения анонимного пожертвования.

Тот факт, что поступившие некоммерческой организации средства являются поступают на определенные цели т. е. являются целевым финансированием, не освобождает организацию от уплаты предусмотренных законом налогов.

В ходе проведения аудита доходов аудитору необходимо получить представление об оформлении поступления целевых средств в бухгалтерском учете.

В соответствие с действующим законодательством некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, при условие что она не является основной деятельностью организации. К предпринимательской деятельности относят производство товаров и оказание услуг итогом которых является получение прибыли. Также к предпринимательской деятельности относят приобретение и сбыт ценных бумаг, покупка и перепродажа имущественных прав, участие в иных организациях, в качестве вкладчиков. Кроме тог, что предпринимательская деятельность не должна являться основной, она также должна быть направлена на содействие в реализации, финансирование основного вида деятельности, цели которого должны быть прописаны в уставе организации.8

2.2 Аудит ведения аналитического учета по назначению средств в разрезе источников поступлений.

Основная задача аудита расходования средств некоммерческой организацией заключается в выявление соответствия произведенных расходов основному виду деятельности и требованиям к расходованию средств от юридических и физических лиц, совершивших пожертвования. Также обязательному контролю подлежит выявление соответствия первичных платежных документов бухгалтерским записям и отчетам.

Расходы некоммерческой организации (не осуществляющих предпринимательскую деятельность) подразделяются на прямые, непосредственно связанные с реализацией уставных задач и косвенные, связанные с административно-управленческой деятельностью. При этом в случае, когда организация является благотворительной в доли расходов косвенные не должны превышать 20% от общей суммы средств пожертвованных на благотворительность.

В случае проведения мероприятий и акций при выполнении благотворительных и иных программ некоммерческие организации часто прибегают к различным сообщениям, носящим публичный характер. Информационное сообщение о проведении благотворительного мероприятия будет считаться социальной рекламой, под которой понимается представление общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей. Расходы, связанные с производством и размещением социальной рекламы, налогами не облагаются. Особое внимание аудитор уделяет договорам, которые оформляют отношения по поводу производства социальной рекламы. Это связано с тем, что при неправильном оформлении договора налоговые органы могут предъявить претензию к организации по неуплате налогов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Если в некоммерческой организации имеют место расходы на проведение заседаний, общих собраний, съездов и других аналогичных органов, то аудитор проверяет, чтобы эти расходы были предусмотрены уставом и бюджетом организации. Только в этом случае они могут считаться целевыми. Аудитор проверяет наличие сметы на проведение каждого заседания. Она может включать в себя такие затраты, как покупка канцелярских товаров, почтовые расходы в связи с информированием членов руководящего органа некоммерческой организации о проведении заседания, командировочные расходы членов и участников заседания, ксерокопирование материалов, проведение круглых столов, аренду помещения и т.п.

Наряду с аудитом процессов поступления и расходования средств, проводится по объектный аудит отдельных операций, например, операций с наличными и безналичными денежными средствами, операций с основными средствами.

Специфическими для некоммерческой деятельности ошибками, выявленными при аудите некоммерческой организации, являются:

  1.  несоответствие деятельности уставным документам. В этом случае все поступления средств могут быть изъяты в доход государственного бюджета;
  2.  неправильное оформление членства и поступления членских взносов, ошибки и недочеты в оформлении иных поступлений. В этом случае поступившие средства могут быть признаны внереализационными доходами и обложены налогом на прибыль;
  3.  несоблюдение требований грантодателей и иных юридических и физических лиц, от которых поступили средства;
  4.  ошибки и недочеты в оформлении расходования средств на заработную плату, командировки и другие поездки, на проведение выездных заседаний, конференций, съездов.9

Они могут существенно исказить остаток по счету 86 «Целевое финансирование», однако необходимость уплаты налогов, штрафные санкции, выполнение требований возврата средств могут существенным образом сказаться на платежеспособности некоммерческой организации, ее способности продолжать свою деятельность в обозримом будущем.

Ошибка: некоммерческая организация не составляет бухгалтерскую отчетность за I квартал, полугодие и 9 месяцев

Пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет, что составлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность обязаны все организации.

Исключение из этого правила предусмотрено лишь для бюджетников (они сдают отчеты по своим правилам) и общественных организаций и объединений, а также их структурных подразделений. Они могут сдавать отчетность только по итогам года и в упрощенном составе (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о целевом использовании полученных средств). Но для того, чтобы общественные организации (объединения) могли воспользоваться этим правом, им необходимо отвечать критериям, установленным в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Во-первых, они не должны осуществлять предпринимательскую деятельность. И, во-вторых, не иметь оборотов по реализации товаров (работ, услуг), за исключением выбывшего имущества.

Все же остальные некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, фонды, ассоциации, союзы и т. п. промежуточную бухгалтерскую отчетность составлять обязаны. Отчетность надо сдавать и в местное отделение статистики (ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), и в налоговую инспекцию (ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Ошибка: некоммерческая организация осуществляет операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, но не ведет раздельный учет

Когда некоммерческая организация получает целевые средства, платить НДС с полученных сумм не нужно, так подобная операция не связана с реализацией товаров (работ, услуг). Операции, не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг) перечислены в статье 39 Налогового кодекса РФ. Не нужно начислять налог и в том случае, когда некоммерческая организация передает имущество в рамках благотворительности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Но бывает, что заплатить НДС вынуждена и некоммерческая организация. Прежде всего это тот случай, когда она осуществляет предпринимательскую деятельность и при этом проводит операции, облагаемые НДС. Например, организация реализует товары собственного производства (или приобретенные на стороне), которые облагаются налогом на добавленную стоимость. В этом случае независимо от того, куда будет направлен полученный от продажи доход, налог заплатить придется.

Возникает вопрос: может ли некоммерческая организация принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для предпринимательской деятельности?

За ответом обратимся к Налоговому кодексу РФ. Да, если все необходимые для этого стандартные условия выполнены, принять НДС к вычету можно. Но есть и один нюанс. Если некоммерческая организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, то для того, чтобы принять налог к вычету, она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Если же раздельный учет не ведется, а НДС по товарам, приобретенным в рамках предпринимательской деятельности, принимается к вычету, это может повлечь за собой:

- штраф в размере от 20 до 40 процентов от суммы заниженного налога (на всю сумму вычета) (ст. 122 Налогового кодекса РФ);

- пени в размере 1/300 ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки от суммы недоимки (ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Между тем порядок раздельного учета Налоговым кодексом не установлен. Поэтому организация вправе сама разработать его и отразить в учетной политике. Наиболее рациональным, на наш взгляд, представляется построить раздельный учет на субсчетах, открываемых к счетам учета НДС и материальных ценностей.

Пример 1

Некоммерческая организация «Социум» осуществляет как благотворительную деятельность, не облагаемую НДС, так и предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению.

Учетной политикой организации предусмотрено, что материальные ценности (работы, услуги), используемые в деятельности, облагаемой НДС, учитываются на отдельных субсчетах второго порядка с индексом 1. Если же ценности (работы, услуги) не используются в деятельности, облагаемой налогом, они отражаются на субсчетах второго порядка с индексом 2. А если ценности (работы, услуги) используются в деятельности, как подлежащей налогообложению, так и не облагаемой НДС, они учитываются на субсчетах второго порядка с индексом 3.

В феврале 2004 года «Социум» приобрел 5 телевизоров для дальнейшей перепродажи по 11 800 руб. за штуку (в том числе НДС – 1800 руб.); всего на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС – 9 000 руб.). Бухгалтер записал:

ДЕБЕТ 41-1 КРЕДИТ 60 – 50 000 руб.

– оприходованы телевизоры;

ДЕБЕТ 19-1 КРЕДИТ 60

– 9 000 руб. – учтен НДС по приобретенным телевизорам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 59 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

Поскольку приобретенное имущество используется в деятельности, облагаемой НДС, уплаченную поставщику сумму налога можно принять к вычету:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19-1

– 9 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенным телевизорам.

В июне 2004 года «Социум» продал три телевизора за 53 100 руб. (в том числе НДС - 8100 руб.). Проводки такие:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 53 100 руб. - отражена выручка от продажи;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 8 100 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41-1

– 30 000 руб. (10 000 руб. х 3) – списана себестоимость реализованных товаров.

В этом же месяце два телевизора безвозмездно передали в детский дом. Стоимость переданного имущества, согласно акту приема-передачи, – 23 600 руб. Так как такая передача ценностей в соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ освобождена от НДС, организация должна восстановить сумму налога, ранее принятую к вычету. Бухгалтер эти операции отразил так:

ДЕБЕТ 41-2 КРЕДИТ 41-1

– 20 000 руб. (10 000 руб. х 2) – учтена стоимость телевизоров, переданных в детский дом;

ДЕБЕТ 19-1 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 3 600 руб. (1800 руб. х 2) – восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету;

ДЕБЕТ 19-2 КРЕДИТ 19-1

– 3 600 руб. учтена сумма НДС по телевизорам, переданным в детский дом;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 41-2

– 20 000 руб. – списана стоимость безвозмездно переданного имущества;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19-2

– 3 600 руб. - списана сумма НДС по безвозмездно переданному имуществу.

Часто бывает, что некоммерческие организации приобретают имущество (работы, услуги), которое используется при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. В этом случае налог нужно принимать к вычету по-особому – в той пропорции, в которой оно используются в деятельности, подлежащей налогообложению. Порядок вычета НДС по имуществу, используемому при осуществлении как облагаемых, так и необлагаемых операций, приведен в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Эта пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. При этом для расчета необходимо брать всю сумму выручки с учетом НДС (см. постановление ФАС Московского округа от 15 июля 2003 г. по делу № КА-А40/4710-03).

Пример 2

Продолжим пример 1. В июне 2004 года организация «Социум» приобрела канцелярские товары на сумму 2950 руб. (в том числе НДС - 450 руб.). Бухгалтер сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 2950 руб. – перечислены деньги поставщику;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60

– 2 500 руб. (2950 – 450) – отражена себестоимость приобретенных канцтоваров;

ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60

– 450 руб. – учтен НДС.

Налоговым периодом по НДС у организации является месяц. Доля НДС, которая может быть принята к вычету за июнь 2004 года, составит 0,6923 (53 100 руб. : (53 100 руб. + 23 600 руб.)), а соответственно сумма налога – 311,54 руб. (450 руб. х 0,6923). Оставшуюся сумму НДС – 138,46 руб. (450 – 311,54) к вычету принять нельзя. Бухгалтер отразил это так:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19-3

– 311,54 руб. – отражена сумма НДС, принимаемая к вычету;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19-3 – 138,46 руб. - списана сумма НДС, не подлежащая вычету.

Ошибка: некоммерческая организация при безвозмездной передаче подакцизных товаров в рамках благотворительной деятельности не платит НДС.

Как известно, некоммерческие организации в рамках своей уставной деятельности вправе направлять денежные средства и прочее имущество на благотворительные цели. И если передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», то НДС платить не надо . Льгота, освобождающая от НДС благотворительную деятельность, зафиксирована в подпункте 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Однако из этой нормы есть исключение: передача на безвозмездной основе подакцизных товаров облагается налогом на общих основаниях.

Напомним, что в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами, в частности, признаются алкогольная и спиртосодержащая продукция, сигареты, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, автомобильный бензин, дизельное топливо. Таким образом, при безвозмездной передаче любого из вышеназванных товаров передающая сторона должна заплатить налог на добавленную стоимость.

Если же НДС не заплатить, это может повлечь за собой:

- штраф в размере от 20 до 40 процентов от суммы заниженного налога (ст. 122 Налогового кодекса РФ);

- пени в размере 1/300 ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки от суммы недоимки (ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Пример 3

Ассоциация «Второй фронт» получила от спонсора сигареты на сумму 6000 руб. и передала их безвозмездно в войсковую часть. НДС по этой операции бухгалтер не начислил и сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 86

– 6000 руб. – получены сигареты;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 10

– 6000 руб. – переданы сигареты в войсковую часть.

Если это будет обнаружено во время налоговой проверки, инспекция может наложить штраф. Чтобы этого избежать, бухгалтер должен внести исправления в учет, начислив НДС:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1080 руб. (6000 руб. х 18%) – начислен НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданных подакцизных товаров.

Кроме того, придется подать уточненную декларацию по НДС, а также заплатить в бюджет сумму налога и пеней.

Ошибка: некоммерческая организация не удержала НДФЛ с выплат в пользу физических лиц, не являющихся ее сотрудниками

Многие некоммерческие организации в рамках своей уставной деятельности перечисляют деньги малоимущим и нуждающимся, например, вдовам погибших военнослужащих. Должна ли в этом случае организация удержать налог на доходы физических лиц с оказанной материальной помощи? Можно ли вывести эти суммы из-под налогообложения?

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к статье 217 Налогового кодекса, где прописаны все случаи, когда доходы физических лиц освобождаются от НДФЛ.

Так, пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ устанавливает, что не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, производимые в пользу физических лиц (их родственников, опекунов, попечителей) связанные с «… гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей». Но решение о выплате таких компенсаций должно быть установлено законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.

По сути, это означает, что указанные выплаты должны производить сами органы государственной власти. На выплаты, производимые некоммерческими организациями, положения указанного пункта не распространяются.

Пунктом 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Таким образом, положения указанного пункта распространяются лишь на лиц, которые состояли или состоят с работодателем в трудовых отношениях. К выплатам, производимым в пользу иных людей, эту льготу применить не удастся.

Кроме того, в этом же пункте предусмотрено освобождение от налога единовременной материальной помощи, «… в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ». Но на сегодняшний день такие перечни не обнародованы (об этом в частности свидетельствует письмо Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 04-04-06/222).

Еще одно упоминание об освобождении материальной помощи от налогообложения встречается в пункте 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Здесь записано: не нужно удерживать налог с материальной помощи, оказываемой работнику в сумме, не превышающей 2000 руб. в год. Это положение распространяется также и на бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту. Как видим, в этом случае также важно, что бы человек, получающий деньги, состоял в трудовых отношениях с организацией, выплачивающей материальную помощь.

Идем дальше. В том же пункте 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от налогообложения подарков в сумме до 2000 руб., полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей. Здесь уже не имеет значения, состоит ли человек, получивший подарок, в трудовых отношениях с дарителем или нет. Но обращаем ваше внимание: инспекторы на местах отрицательно относятся к тому, что денежная выплата классифицируется как подарок. По их мнению, – это материальная помощь. Так что если провести денежную выплату именно как подарок, скорее всего, спора с инспектором не избежать.

Подведем итоги. Производя выплаты лицам, не состоявшим в штате организации, необходимо из выплаченных денег удержать налог, а при невозможности это сделать (например, помощь была оказана товарами) – в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию . Порядок сообщения в инспекцию о невозможности удержать налог записан в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если же этого не сделать, может последовать штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного налога (ст. 123 Налогового кодекса РФ). Но даже, несмотря на штраф, обязанность заплатить налог останется за получателем материальной помощи, и налоговая инспекция будет требовать, чтобы налог заплатил именно он.

Пример 4

Правление фонда «Солдатские вдовы» приняло решение оказать материальную помощь вдове погибшего в Чечне офицера на сумму 15 000 руб. При выплате денег бухгалтер НДФЛ не удержал, а сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 76

– 15 000 руб. – принято решение о выплате материальной помощи;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 50

– 15 000 руб. – выплачена материальная помощь.

Так как получатель помощи в трудовых отношениях с фондом не состоял, бухгалтер должен был удержать налог на доходы физических лиц в сумме 1950 руб. (15 000 руб. х 13%).

Если подобное нарушение выявится при налоговой проверке, организация будет оштрафована за неисполнение обязанностей налогового агента на 390 руб. (1950 руб. х 20%). Кроме того, неудержанную сумму налога налоговики взыщут с получателя денег.

Требование из налоговой инспекции об уплате налога может оказаться для получателя помощи неприятным сюрпризом. Как правило, получатели денег – это социально незащищенные люди, и требование уплатить налог может поставить их в еще более затруднительное положение. Ведь, скорее всего, полученные деньги к моменту выставления требования будут ими уже потрачены.

Поэтому мы рекомендуем благотворительным организациям так рассчитывать суммы выплат, чтобы получатели получали на руки деньги за минусом удержанного налога (увеличивать сумму к начислению на сумму налога). Применительно к нашему примеру, чтобы женщина получила на руки 15 000 руб. «чистыми», ей надо начислить 17 241 руб. ((15 000 руб. : (100% – 13%)) х 100%), а налог в сумме 2241 руб. (17 241 руб. х 13 %) – удержать и перечислить в бюджет.

Ошибка: некоммерческая организация неправильно рассчитала налог на прибыль при продаже ценностей, полученных ранее безвозмездно

Очень часто некоммерческие организации, получив безвозмездно имущество, в последующем его продают. При этом ошибочно учитывают в составе расходов оценочную стоимость излишков имущества.

Реализуя же излишки имущества, организация получает доход. При этом, если это имущество ранее было получено безвозмездно, организация не вправе учесть его стоимость в составе расходов при налогообложении. Этот вывод напрямую следует из статьи 247 Налогового кодекса РФ. Согласно кодексу, налогооблагаемая прибыль определяется как величина полученных доходов, уменьшенная на величину произведенных расходов. Получив же имущество безвозмездно, некоммерческая организация никаких расходов не производила.

Поэтому, если при продаже излишков имущества некоммерческая организация уменьшит доходы от его реализации, на «учетную стоимость», то произойдет занижение налогооблагаемой базы. Что повлечет за собой:

- штраф в размере от 20 до 40 процентов от суммы заниженного налога (ст. 122 Налогового кодекса РФ);

- пени в размере 1/300 ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки от суммы недоимки (ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Пример 5

Фонд «Солдатские вдовы» получил безвозмездно от граждан 5000 кг картофеля. Рыночная цена картофеля – 5 руб./кг. Бухгалтер фонда отразил это так:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 86

– 25 000 руб. (5000 кг х 5 руб./кг) – отражена стоимость поступившего картофеля по рыночным ценам.

Так как физические лица передали картофель на уставные цели, а именно – на поддержание социально незащищенных слоев населения, то его поступление в силу статьи 251 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль учтено не было.

Через некоторое время фонд реализовал излишки картофеля (1000 кг) своим работникам на общую сумму 5500 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 500 руб.). Бухгалтер сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 5500 руб. – отражена выручка от продажи картофеля;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 500 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 10

– 5000 руб. (1000 кг х 5 руб./кг) – списана учетная стоимость 1000 кг картофеля.

При исчислении налога на прибыль учетную стоимость проданного картофеля, списанную в дебет субсчета «Себестоимость продаж» счета 90, бухгалтер учитывать не должен

На основании проведенного анализа процесса проведения аудита некоммерческих организаций можно сделать вывод о том, что основные задачи аудита некоммерческих организаций помимо базовой задачи аудита, состоящий в подтверждение достоверности предоставленной бухгалтерской информации состоят в подтверждение правомерности получения средств и проверки источников финансирование и самое главное оценки расходования средств. В данном аспекте правомерность расходования целевых средств и оценки соответствия произведенных затрат указанному в уставе некоммерческой организации находится в большей степени не в нормативно-правовом уровне, а в области профессионального суждения аудитора. Данный факт существенно усложняет проведение аудиторской проверки в некоммерческой организации. При этом возрастает роль сопутствующих аудиторской проверки аудиторских услуг, связанных с оказанием помощи в выборе методов и способов распределения затрат и оформления бухгалтерской отчетности, способствующих оптимизации бюджета некоммерческой организации.

3 Особенности и проблемы аудита некоммерческих организаций

Аудит в некоммерческих организациях существенно отличается по своим направлениям от аудита, проводимого в коммерческих организациях, деятельность которых направлена на извлечение прибыли.

Основной целью аудита в некоммерческой организации (аудит НКО) является:

1) сопоставление направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества с целями и задачами, определенными уставами и органами управления некоммерческих организаций;

2) подтверждение целевого использования поступивших средств, а именно, оценка направлений их использования, утвержденным сметам, программам, т.е. качественная оценка, а также соответствие абсолютных величин расходования средств планируемым показателям, с учетом ограничений накладываемых соответствующими нормативными актами или донорами.

Основной проблемой, с которой сталкивается аудитор при проведении аудита некоммерческих организаций, является то, что в большинстве организаций отсутствуют решения органов управления, определяющие направления деятельности организации, а также сметы, регламентирующие расходование средств на отдельные программы или направления деятельности некоммерческих организаций.

Все некоммерческие организации должны действовать на основании самостоятельного баланса или сметы. Об этом сказано  в п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Требования к составлению сметы законодательно не определены. Смета НКО, как правило, составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта. Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией  согласно п.3 ст. 29  Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".10

Ограничивать те или иные расходы некоммерческой организации при согласовании сметы могут лишь уставные документы организации либо жертвователи, грантодатели и учредители (члены, участники).

Для некоторых видов НКО существуют законодательные ограничения расходования средств. Так,

Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что

1) Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ ( п.3);

2) В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой ( п.4);11

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится, в случаях, если организация является:

1) обществом взаимного страхования,

2) товарной или фондовой биржей (в случае их регистрации в форме НКО),

3) государственным внебюджетным фондом,

4) фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

5) прочие НКО, у которых объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчётному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчётному, превышает 20 миллионов рублей,

6) обязательный аудит в отношении этих организаций предусмотрен федеральным законом.

Например, таким законом является Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, статья 22 которого обязывает негосударственные пенсионные фонды ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

На современном этапе отсутствует методология учетно-аудиторского процесса НКО, учитывающая специфику их деятельности, не разработана модель адаптации НКО к международным стандартам учета, недостаточно развита методика проведения аудита в НКО, нуждается в совершенствовании система внутреннего контроля НКО, отсутствует методология стратегического управленческого учета для НКО, недостаточно исследованы особенности налогового учета НКО и возможности его совершенствования через реформацию его экономических предпосылок

Динамичный рост количества НКО в сочетании с качеством выполняемых задач, их всевозрастающее значение на государственном уровне наряду с имеющимися проблемами в нормативно-законодательном поле учета и аудита — все это предопределило разработку комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию системы информационного обеспечения учетно-аудиторского процесса НКО12

Давно назрела объективная необходимость создания «отраслевой» методологии бухгалтерского и налогового учета, аудита НКО, а также разработки методологии стратегического управленческого учета для НКО Научная и практическая значимость, отсутствие систематизации знаний в данной предметной области, существенные пробелы в методологии и методике учетно-аналитического механизма деятельности НКО требуют дальнейших исследований и разработок.

Одной из главных проблем, общепризнанных теоретиками и практиками в области аудита бухгалтерского учета НКО, является отсутствие единства взглядов на методику учета расходов НКО. В соответствии с пп 3 ст 24 Закона № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО должны вести раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности Это требование обусловлено тем, что для средств, полученных для ведения уставной деятельности и прибыли от предпринимательской деятельности, установлен разный режим налогообложения Отсутствие раздельного учета влечет за собой неблагоприятные последствия от налоговых санкций до ликвидации организации При этом ни в одном нормативном документе не объясняется, как его вести на практике, поэтому каждой организации, в том числе и некоммерческой, приходится решать эту проблему самостоятельно Таким образом, основное противоречие существующей нормативной базы с одной стороны, обязанность организаций по ведению раздельного учета, а с другой, отсутствие каких-либо методических рекомендаций

На практике возникают вопросы о том, можно ли расходовать пожертвования на содержание организации, включая заработную плату административно-управленческого персонала НКО, уплату различных налогов (на имущество, транспортного налога, земельного налога и др.), содержание помещений и оборудования, приобретение канцтоваров и др.

С точки зрения экспертов Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО, при решении этих вопросов опять же первичны цели деятельности организации. Если вся деятельность НКО является общеполезной, то и расходы на содержание организации допустимо финансировать из средств пожертвований.13

В то же время невозможно получить такого рода поступления, как «пожертвование на уплату налогов», «пожертвование на содержание организации» и т.п. Сама по себе уплата налогов не может быть общеполезной целью, так же как и содержание организации.

Таким образом существующие нормативно-правовые пробелы в современном законодательстве, связанные со сложностью оценки правомерности расходования целевых средств некоммерческими организациями не только осложняют проведение аудита, но и усложняют и саму деятельность некоммерческих организаций. Отсутствие документально закрепленной шкалы оценки правомерности расходования целевых средств ставят перед некоммерческими  организациями существенную проблему состоящую из альтернативы оказаться финансовым банкротом и закрыть организацию в связи с недостатком средств для уплаты налогов и административно-управленческих налогов или стремясь продлить существование организации в кризисный момент встать перед фактом необходимости возврата целевых денежных средств в связи с оценкой затрат неправомерными. Учитывая весомый социальный вклад НКО в современное Российское общество дальнейшее совершенствование нормативно-правового законодательства в области аудита НКО является одной из ключевых задач, стоящих перед государственной системой законотворчества.

Заключение

На основание проведенного исследования нормативно-правовой основы проведения аудита в некоммерческих организациях можно сделать вывод, что в общем и целом порядок и проведение аудиторской проверки некоммерческих организаций соответствует положениям Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Специфические нормативно-правовые основы проведения аудита некоммерческих организациях в большей степени связанны с нормативно-правовыми актами регулирующими особенности ведения и предоставления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями. Среди подобных нормативно-правовых актов необходимо отметить:

  1.  Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций»  
  2.  Приказ Минфина России от 30.12.1996 г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности»
  3.  Налоговый кодекс РФ.

Перечисленные акты законодательно закрепляют обязанность некоммерческих организаций обязанность предоставлять бухгалтерскую отчетность, предоставляет право части организаций предоставлять упрощенную форму бухгалтерской отчетности, закрепляет список случаев, года некоммерческие организации обязаны проводить аудиторскую проверку и освобождает от этой обязанности часть некоммерческих организаций.

При этом несмотря на довольно четкое разграничение прав и обязанностей некоммерческих организаций в отношение порядка ведения и предоставления бухгалтерской отчетности, на законодательном уровне отсутствует нормативно-правовой акт, позволяющий аудитору оперировать им, как документом, содержащим методологию оценки и позволяющим оценивать правомерность расходования целевых средств на факт соответствия произведенных расходов указанному в уставе организации основному виду деятельности.

На основание проведенного анализа процесса проведения аудита некоммерческих организаций можно сделать вывод о том, что основные задачи аудита некоммерческих организаций помимо базовой задачи аудита, состоящий в подтверждение достоверности предоставленной бухгалтерской информации состоят в подтверждение правомерности получения средств и проверки источников финансирование и самое главное оценки расходования средств. В данном аспекте правомерность расходования целевых средств и оценки соответствия произведенных затрат указанному в уставе некоммерческой организации находится в большей степени не в нормативно-правовом уровне, а в области профессионального суждения аудитора. Данный факт существенно усложняет проведение аудиторской проверки в некоммерческой организации. При этом возрастает роль сопутствующих аудиторской проверки аудиторских услуг, связанных с оказанием помощи в выборе методов и способов распределения затрат и оформления бухгалтерской отчетности, способствующих оптимизации бюджета некоммерческой организации.

На современном этапе отсутствует методология учетно-аудиторского процесса НКО, учитывающая специфику их деятельности, не разработана модель адаптации НКО к международным стандартам учета, недостаточно развита методика проведения аудита в НКО, нуждается в совершенствовании система внутреннего контроля НКО, отсутствует методология стратегического управленческого учета для НКО, недостаточно исследованы особенности налогового учета НКО и возможности его совершенствования через реформацию его экономических предпосылок

Динамичный рост количества НКО в сочетании с качеством выполняемых задач, их всевозрастающее значение на государственном уровне наряду с имеющимися проблемами в нормативно-законодательном поле учета и аудита — все это предопределило разработку комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию системы информационного обеспечения учетно-аудиторского процесса НКО

Давно назрела объективная необходимость создания «отраслевой» методологии бухгалтерского и налогового учета, аудита НКО, а также разработки методологии стратегического управленческого учета для НКО Научная и практическая значимость, отсутствие систематизации знаний в данной предметной области, существенные пробелы в методологии и методике учетно-аналитического механизма деятельности НКО требуют дальнейших исследований и разработок.

Одной из главных проблем, общепризнанных теоретиками и практиками в области аудита бухгалтерского учета НКО, является отсутствие единства взглядов на методику учета расходов НКО. В соответствии с пп 3 ст 24 Закона № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО должны вести раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности Это требование обусловлено тем, что для средств, полученных для ведения уставной деятельности и прибыли от предпринимательской деятельности, установлен разный режим налогообложения Отсутствие раздельного учета влечет за собой неблагоприятные последствия от налоговых санкций до ликвидации организации При этом ни в одном нормативном документе не объясняется, как его вести на практике, поэтому каждой организации, в том числе и некоммерческой, приходится решать эту проблему самостоятельно Таким образом, основное противоречие существующей нормативной базы с одной стороны, обязанность организаций по ведению раздельного учета, а с другой, отсутствие каких-либо методических рекомендаций

На практике возникают вопросы о том, можно ли расходовать пожертвования на содержание организации, включая заработную плату административно-управленческого персонала НКО, уплату различных налогов (на имущество, транспортного налога, земельного налога и др.), содержание помещений и оборудования, приобретение канцтоваров и др.

С точки зрения экспертов Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО, при решении этих вопросов опять же первичны цели деятельности организации. Если вся деятельность НКО является общеполезной, то и расходы на содержание организации допустимо финансировать из средств пожертвований.

В то же время невозможно получить такого рода поступления, как «пожертвование на уплату налогов», «пожертвование на содержание организации» и т. п. Сама по себе уплата налогов не может быть общеполезной целью, так же, как и содержание организации.

Таким образом существующие нормативно-правовые пробелы в современном законодательстве, связанные со сложностью оценки правомерности расходования целевых средств некоммерческими организациями не только осложняют проведение аудита, но и усложняют и саму деятельность некоммерческих организаций. Отсутствие документально закрепленной шкалы оценки правомерности расходования целевых средств ставят перед некоммерческими  организациями существенную проблему состоящую из альтернативы оказаться финансовым банкротом и закрыть организацию в связи с недостатком средств для уплаты налогов и административно-управленческих налогов или стремясь продлить существование организации в кризисный момент встать перед фактом необходимости возврата целевых денежных средств в связи с оценкой затрат неправомерными. Учитывая весомый социальный вклад НКО в современное Российское общество дальнейшее совершенствование нормативно-правового законодательства в области аудита НКО является одной из ключевых задач, стоящих перед государственной системой законотворчества.

В процессе написания курсовой работы были исследованы особенности аудита некоммерческих организаций, выявлены и описаны типичные ошибки в ведение бухгалтерского учета, определены и описаны проблемы развития нормативно-правовой базы аудита некоммерческих организаций.

Список использованной литературы

  1.  Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  2.    Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (с изм. и доп.)
  3.  Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями)
  4.  Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ
  5.  Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) "О формах бухгалтерской отчетности»
  6.   Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
  7.    Приказ Минфина РФ от 06.05.99 N 33н (ред. от 27.04.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету .. "расходы организации" ПБУ 10/99
  8.  Алборов Р.А. Аудит: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014 – 257 с.
  9.  Аренс Э., Лоббек Дж. Аудит. /Подред.Я.В. Соколова. - М., 2011 – 574 с.
  10.  Аудит / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 655с.
  11.  Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О’Рейли, М.Б. Хирш: Пер. с англ. С.М. Бычковой / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011. – 542с.
  12.  Аудит: Учебник для вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Аудит, 2012 – 614 с.
  13.  Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Филинъ, 2008. – 528с.
  14.  Сепелов Л.М.. Особенности бухгалтерского учета некоммерческих организаций в современной России // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2006 г. - №12 –С. 12-17.
  15.  Болонин Н. Какое будущее у российского аудита? // Современный бухучет. – 2012. - № 6. – С.4-8.
  16.  Вечернин Д. Правовое регулирование некоммерческих организаций Законность. - 2008. - №8. - с.8-10
  17.  Виговский Е.В., Виговская М.Е. Налогообложение некоммерческих организаций // Консультант. - 2008.- №17. - с.47-53.
  18.  Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. – М..: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. – 544с.
  19.  Денисов Д.А. Особенности налогообложения некоммерческих организаций //Налоги. - 2009. - №1. - с.7-15.
  20.  Евмененко Т.О. Проблемы налогообложения некоммерческих организаций и пути их решения //Бухгалтерский учет. - 2010. - №3.- с.40-48.
  21.  Егорова Л В , Лабынцев H Т Проблемы бухгалтерского учета доходов и расходов в НКО // Учет, статистика / Рост, гос эконом ун-т "РИНХ" - Ростов н/Д, 2007 -Вып 1 – С. 15-19.
  22.  Егорова Л В Методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита НКО России - Ростов н/Д РГУ, 2006 – С. 7-13.
  23.  Егорова Л В Специфика бухгалтерского учета основных средств некоммерческих организаций // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион - 2006 -№ 5 – С. 21-27.
  24.  Егорова. Некоторые особенности формирования учетной политики и налогообложения некоммерческих организаций // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион - 2003 -№ 2 – С. 8-11.
  25.  Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. Издательство Юрайт; Высшее образование - М. 2011 – 214 с.
  26.  Камышанов П.И. Аудит: Практическое пособие по аудиту// Камышанов П.И. - М.: Цифра - М, 2011 – 287 с.
  27.  Аксенова А. А. Аудит НКО // Журнал российского права. - 2008 г. - №7, С. 12-14
  28.  Баринов Д. Б. Специфика аудита НКО // Аудиторские ведомости - 2007 г. - №9 – С. 12-18
  29.  Тимофеева О.Ф. Общая характеристика некоммерческих организаций // Налоговый вестник. - 2010.- № 2 - с. 54- 61.
  30.    

2 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

3 Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (с изм. и доп.)

4Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями)

5 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ

6 Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) "О формах бухгалтерской отчетности

7 Алборов Р.А. Аудит: Учебное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014 – - С.48

8 Аудит / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – С. 89.

9 Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О’Рейли, М.Б. Хирш: Пер. с англ. С.М. Бычковой / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011. –  С. 136.

10 Егорова. Некоторые особенности формирования учетной политики и налогообложения некоммерческих организаций // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион - 2003 -№ 2 – С. 8-11.

11 Егорова Л В Специфика бухгалтерского учета основных средств некоммерческих организаций // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион - 2006 -№ 5 – С. 21-27.

12 Кумаритова А. А. Социальный заказ // Аудиторские ведомости - 2007 г. - №9 – С. 12-18

13 Егорова Л В Методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита НКО России - Ростов н/Д РГУ, 2006 – С. 7-13.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6743. Условия предоставления тарифных льгот при осуществлении поставок в страны Таможенного союза 28.51 KB
  Условия предоставления тарифных льгот при осуществлении поставок в страны Таможенного союза. Решением Меж Гос Совета Евра ЗэС от 27.11.2009 №18 о ЕТТР в ТС РБ, РК, РФ установлено, что с 01.01.2010 вступили в силу: Протокол о предоставлении тарифн...
6744. Преференции развивающимся и наименее развитым странам 25.31 KB
  Преференции развивающимся и наименее развитым странам. В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в рамках таможенного союза применяется Единая система тарифных преференций. Статьей 7 Соглашения о едином тамож...
6745. Сущность и основные виды нетарифных ограничений 29.44 KB
  Сущность и основные виды нетарифных ограничений. Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее ...
6746. Порядок применения в Таможенном союзе количественных ограничений 29.69 KB
  Порядок применения в Таможенном союзе количественных ограничений. В соответствии с соглашением О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран количественные ограничения экспорта (импорта) представляют собой меры по количественн...
6747. Лицензирование во внешнеторговой сфере Таможенного союза 28.91 KB
  Лицензирование во внешнеторговой сфере Таможенного союза. В рамках Таможенного союза применение мер регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, включенными в единый перечень, а также применение тарифной квоты реализуются, как правило, пу...
6748. Порядок и условия применения тарифных квот в Таможенном союзе 26.25 KB
  Порядок и условия применения тарифных квот в Таможенном союзе. В соответствии с Соглашением об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г. при осуществлении регулирования ввоза на единую таможенную территорию сельскохозяйстве...
6749. Другие виды нетарифного регулирования (наблюдение за экспортом/импортом, исключительное право на экспорт/импорт, особые виды запретов и ограничений во внешней торговле товарами) 27.69 KB
  Другие виды нетарифного регулирования (наблюдение за экспортом/импортом, исключительное право на экспорт/импорт, особые виды запретов и ограничений во внешней торговле товарами). Наряду с квотированием и лицензированием Соглашением о единых мерах не...
6750. Клеточные основы наследственности человека 29.41 KB
  Клеточные основы наследственности человека Клетка - основная единица биологической активности. Первое описание клеток было сделано в 1665 году англичанином Р.Гуком. В зависимости от структурных особенностей клетки делятся на прокариотическ...
6751. Жизненный (клеточный) цикл 26.07 KB
  Жизненный (клеточный) цикл Весь период существования клетки от её возникновения до деления или гибели называется жизненным, или клеточным циклом. Вновь появившаяся клетка первоначально растет и дифференцируется, затем она выполняет свои специфически...