87257

Экономические методы управления земельными ресурсами

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.

Русский

2015-04-18

248.12 KB

10 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                 Стр.

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Природные и социально-экономические ресурсы муниципального образования

1.1 Природные ресурсы региона………………………………………..................5

1.2 Социально-экономические условия  Ершовского  района………………….10

1.3 Структура органов управления……………………………………………….13

1.4 Земельные ресурсы и их использование……………………………………..18

2. Применение данных землеустройства, земельного кадастра и мониторинга при управлении земельными ресурсами

2.1 Использование материалов землеустройства……………………………….22

2.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами……………………………………………………………25

3. Экономические методы управления земельными ресурсами

3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка………………………...29

3.2 Земельные платежи и их использование………………………………….….32

3.3 Экономическая эффективность мероприятий по управлению земельными          ресурсами…………………………………………………………………………..35

4. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель……………………………………………….39

Выводы и предложения    …………………………………………………….......47

Список литературы………………………………………………………………..49

Приложения

   

Введение.

Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем. Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны учитывает правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.

Экономические преобразования в России во многом определили значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природный ресурс и др.) стала объектом имущественных правоотношений и объектом недвижимости.

В России формирование современной системы управления земельными ресурсами является ключевой проблемой земельной реформы, которая до последнего времени не нашла окончательного решения. Поэтому требуется совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами, позволяющих увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.

Управление земельными ресурсами включает следующие аспекты: политический, административно-управленческий, правовой, научный, технико-технологический. Поэтому управление земельными ресурсами является результатом определенного сочетания объективных и субъективных факторов.

В соответствии с действующим законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Роснедвижимость продолжает формировать официальные статистические сведения, характеризующие земли, используемые хозяйствующими субъектами и гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и других, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджеты

Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки.

Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, ведомственное, местное и внутрихозяйственное управление.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

- наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;

- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);

- регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

- создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.

Управление земельными ресурсами может быть прямым (связано с созданием конкретных форм и условий землепользования и носит дискретный характер) и опосредованным (создает пределы в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы и осуществляется постоянно).

1. Природные и социально-экономические ресурсы муниципального образования.

1.1 Природные ресурсы региона.

Ершовский район расположен в центральном левобережье Саратовской области в 190 км от г. Саратова. Климат континентальный с резкими колебаниями температуры, с большой сухостью воздуха, малым количеством атмосферных осадков и суховеями. 

Территория Ершовского района относится к третьему агроклиматическому району Саратовской области, который характеризуется континентальным климатом, холодными малоснежными зимами, интенсивным нарастанием температур весной, жарким и сухим летом. Максимальная температура летом достигает +42ºС, а зимой снижается до минус 44ºС.

                                                                           Таблица 1

Название

Месяцы

Год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Ершов

-13.1

-6.3

15.2

22.7

13.6

-2.8

4,8

-12.6

5.2

19.9

20.5

5.5

-9.8

Средняя месячная и годовая температура воздуха (ºС)

Период с температурами воздуха выше 10ºС в Ершове наступает в среднем 26 апреля и заканчивается 28 сентября. Его продолжительность составляет 154 дня, а сумма эффективных температур -2600ºС. Переход среднесуточных температур через +15ºС весной обычно наблюдается 14 мая, а в сторону понижения отмечается 9 сентября. Средняя многолетняя продолжительность этого периода равна 117 дням с суммой температур 2380ºС.

Средняя годовая температура воздуха составляет 4,9 – 4,8ºС

Наиболее холодным месяцем является январь со средней температурой -13,1 – 12,9ºС, а наиболее жарким июль со средней температурой +22,7 - +22,8ºС.

Температура со средними месячными показателями ниже нуля наблюдается с ноября по март. Для температуры воздуха характерны резкие суточные колебания и большие амплитуды колебаний в годовом ходе.

Переход от зимы к весне происходит довольно быстро и сопровождается резким нарастанием температур, что вызывает иссушение пахотного слоя почвы и вызывает необходимость проведения весенних полевых работ в предельно сжатые сроки.

Наступление первых заморозков, в среднем, отмечается 30 сентября, последних – 5 мая. Средняя продолжительность безморозного периода 147 дней. Однако, поздние весенние заморозки возможны до середины июня, а ранние осенние начинаются в середине сентября.

Поздно весенние  и ранние осенние заморозки сокращают безморозный период и наносят большой вред с/ х растениям. От ранних осенних заморозков могут повреждаться поздние овощные, а также бахчевые культуры. Поздние весенние заморозки приносят плодовым и огородным культурам вред.

Таблица 2

Среднее месячное и годовое количество осадков

Название

станций

Месяцы

Год

Холодный

период

Теплый

период

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Орлов – Гай

15

12

14

18

28

32

34

38

25

30

24

20

290

85

205

Ершов

23

18

18

19

32

28

31

36

25

39

40

31

380

130

200

Среднее годовое количество осадков колеблется в пределах 290-330мм.

Характерной чертой климата данного района является неравномерное распределение осадков в течение года. На теплый период (апрель – октябрь) приходится 2/3 части всех выпадающих осадков – 200 – 205 мм. Такое распределение осадков в течение года следует считать довольно благоприятным для с/х культур. Однако в отдельные годы наблюдается отклонения количества выпадающих осадков от нормы в сторону понижения до крайних минимумов, что отрицательно сказывается на росте с/х растений.

Значительное количество осадков в летний период выпадает в виде ливней, поэтому большая часть их стекает в овраги и балки, не впитываясь в почву.

В водном балансе почвы большую роль играет снеговой покров. Наступление снегового покрова отмечается 1 декабря, а сход – 8 апреля. Количество дней со снеговым покровом -137.

Кроме того, промерзшая на оголенных местах, почва не может впитывать влагу от быстро тающего снега и весенних дождей.

В районе расположения хозяйства господствуют ветры северных, южных и западных направлений. Зимой и весной господствуют ветры северо-восточные, юго-западные, юго-восточные и южные; летом – северные, юго-западные и северо-восточные; осенью – юго-западные, южные и западные.

Ветры западных направлений летом и осенью приносят осадки, зимой – способствуют общему потеплению. Северо-восточные ветры летом приносят похолодания. Юго-восточные ветры сухие, вызывают зимой метели и бураны.

Весеннее - летний период характеризуется, недостаточностью и неустойчивостью увлажнения, высокими температурами воздуха и большим числом суховейных дней.

В геоморфологическом отношении землепользование Ершова расположено на общем водоразделе реки М.Узень, занимая в основном северный склон к реке М.Узень.

Река М.Узень протекает по северной границе землепользования с востока на запад.

Общий характер рельефа территории довольно однообразный: широко-полого-волнистый. Изрезанность овражно-балочной сетью незначительная.

Вершина водораздела – неширокая (0,6-3км), слабоволнистая равнина, вытянутая с востока на запад.

Склоны водораздела пологие, длинные, слабоволнистые, имеют различные экспозиции.

Южный склон имеет незначительное распространение, здесь расположено только его начало. Слабо изрезан промоинами, постепенно к водоразделу переходящими в потяжины.

Северный и восточный склоны очень длинные, пологие, изрезаны неглубокими балками, потяжинами, мелкими промоинами. Склоны постепенно переходят в надпойменную террасу.

Овраги и балки имеют незначительное распространение. Балки характеризуются небольшой протяженностью, в верхней части постепенно переходят в потяжины, узкие (30-50м); скаты и днища задернованы; овраги имеют крутые размытые скаты.

Эрозионные процессы на территории Ершовского района проявляются как в плоскостной форме – смыве верхнего слоя почвы, так и в линейной – образование промоин, лощин, балок.

Плоскостная эрозия проявляется в слабой степени и получила свое развитие почти на всей территории, за исключением вершины водораздела и долины р.М.Узень.

По условиям рельефа все основные земельные массивы Ершовского района вполне пригодны для механизированной обработки сложными с/х машинами.

Гидрографическая сеть на территории Ершовского района находится в тесной связи с рельефом.

Из приведенной характеристики рельефа видно, что благодаря наличию балок, оврагов, потяжин водораздельные пространства Ершовского района достаточно хорошо дренируются, а поверхность их быстро освобождается от снежного покрова, вследствие хорошего стока.

Гидрографическая сеть на территории Ершовского района представлен рекой М.Узень. Она постоянного течения не имеет, но имеет много широких плесов в хорошо оформленной долине реки.

Берега крутые, обрывистые, местами в р.М.Узень впадают овраги небольшой протяженности. Уровень воды в реке, запасы воды в плесах, степень минерализации ее всецело зависят от метеорологических условий года.

Балки на территории Ершовского района имеют незначительное распространение.

Весной балки пропускают талые воды, в остальное время года они безводны. В некоторых балках устроены пруды, собирающие значительное количество воды.

Грунтовые воды на вершине водораздела и на склонах залегают ниже 20 метров, на надпойменной террасе – 6-8 м, на пойменной террасе – 3-5м.

Вода в колодцах минерализована.

Водоснабжение хозяйства и населения осуществляется за счет прудов, колодцев, и р.М.Узень.

По геологическому строению и характеру почвообразующих пород территории Ершовского района однообразная.

В геологическом строении Ершовского района принимают участие отложения четвертичной системы – Сыртовые и делювиальные отложения, которые послужили почвообразующими породами для почвенного покрова Ершовского района.

Распространение почвообразующих пород в значительной степени обуславливается формами рельефа.

На слабоволнистой вершине водораздела распространены сыртовые глины и тяжелые суглинки.

На надпойменной террасе р.М.Узень – засоленные и не засоленные аллювиально-делювиальные тяжелые суглинки.

На пойменной остепняющейся террасе распространены аллювиальные тяжелые суглинки.

На сыртовых тяжелых суглинках сформировались каштановые маломощные тяжелосуглинистые почвы.

На делювиальных отложения сформировались каштановые слабосмытые и слабонамытые почвы тяжелосуглинистого механического состава.

Ершовский район расположен в зоне типчаково – ковыльных южных степей.

Суходольные пастбища сохранились в основном на каштановых террасовых почвах, представляют собой типчаково – ковыльную сильно сбитую степь с большим количеством полынка и эбелека.

Ведущие виды растений на суходольных пастбищах следующие: типчак, острец, мятлик; из полыне -полынок, полынь белая, из разнотравья – тысячелистник, молочай.

1.2 Социально-экономические условия  Ершовского  района.

Ершовский район расположен в самом центре Саратовского Заволжья. Это один из самых крупных по площади и сельскохозяйственно развитых районов Левобережья.

Проективное покрытие 30-40%. Урожайность 3-4 ц/га зеленой массы. Нераспаханные участки на территории хозяйства сохранились по балкам. Растительность здесь представлена разнотравно-типчаковой группировкой. Ведущие виды: типчак, пырей, костер; из разнотравья - тысячелистник, шалфей. Проективное покрытие 50-60%. Урожайность зеленой массы 7-8 ц/га.

В селах большая часть территории распахана и занята культурными растениями. В пологе культурных растений встречаются сорняки. Засоренность полей колеблется от слабой до средней (5-25%). На многолетних корнеотпрысковых сорняков, органы вегетативного размножения которых углубляются в почву более чем на 15см, встречаются: молочай лозный, молокан синий. В ранних яровых малолетников встречаются гречишка вьюнковая, овсюг, пастушья сумка, из поздних яровых – мышей зеленый, лебеда. Древесная растительность представлена садом яблоневым. Лесополос на территории хозяйства нет.

Ершовский район расположен в центральном левобережье Саратовской области в 190 км. от г. Саратова. Климат континентальный с резкими колебаниями температуры, с большой сухостью воздуха, малым количеством атмосферных осадков и суховеями. 

Граничит с: Федоровским, Дергачевским, Новоузенским, Краснопартизанским, Балаковским, Питерским и Марксовским районами. В состав муниципального образования Ершовского района входят г. Ершов и 60 населенных пунктов. 

Территория Ершовского района составляет 4.3 тыс. кв. км. Земельный фонд - 421517 га. , из него под сельхозугодиями занято – 394650 га. , в том числе пашни - 301470 га. , пастбищ - 91889 га. , сенокосов -703 га., площади под водой 9397 га. По территории района протекают две реки. Протяженность Большого Узеня по территории района составляет 65 км. , реки Малый Узень- 54 км. 

Численность населения района составляет 50,0 тысяч человек, в том числе в г. Ершове 23,8тыс. человек, в сельской местности 26,2 тысячи. 

Наиболее многочисленные национальности:

  1.  русские - 75 %
  2.  казахи - 9 %
  3.  украинцы -4.9 %
  4.  татары - 4.7 % 

Существует компактное национальное татарское поселение- село Осинов Гай, число жителей 786 человек.

Рис.1 Процентное соотношение наиболее многочисленных национальностей района

Здравоохранение представлено 2 поликлиниками, центральной районной больницей и 6 участковыми больницами на 370 койко-мест, железнодорожной больницей на 110 койко-мест, 42 ФАП.

На территории Ершовского района расположен бальнеогрязевой санаторий - курорт им. Чапаева на 200 отдыхающих. Главное богатство курорта - уникальное сочетание целебной иловой грязи, минеральных источников серных вод и резко континентального климата степного Заволжья. Лечебные грязи ЗАО « Санаторий-курорт имени В.И. Чапаева» являются озерно-ключевыми, иловыми, сульфидными средней и высокой солености и по своим лечебным свойствам значительно превосходят грязевые источники курортов Сочи, Саки, Евпатории. Иловые сульфидные грязи и минеральная вода нашего санатория-курорта эффективно лечит заболевания опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, периферических сосудов, гинекологических заболеваний и некоторых болезней кожи. 

В районе работают 48 школ, 42 детских дошкольных учреждений, музыкальная школа, детско- юношеская спортивная школа, дом творчества юных, детский дом в селе Верхний Кушум, приемная семья. 

В Ершовском районе имеется ПУ № 70 , в нем обучаются 434 человека. Училище готовит электро- газосварщиков, трактористов- машинистов, поваров, портных.

Ершовский муниципальный район включает в себя 14 муниципальных образований:

  1.  одно городское поселение:
  2.  Муниципальное образование город Ершов
  3.  13 сельских поселений:
  4.  Антоновское муниципальное образование
  5.  Декабристское муниципальное образование
  6.  Кушумское муниципальное образование
  7.  Марьевское муниципальное образование
  8.  Миусское муниципальное образование
  9.  Моховское муниципальное образование
  10.  Новокраснянское муниципальное образование
  11.  Новорепинское муниципальное образование
  12.  Новосельское муниципальное образование
  13.  Орлово-Гайское муниципальное образование
  14.  Перекопновское муниципальное образование
  15.  Рефлекторское муниципальное образование
  16.  Чапаевское муниципальное образование

В 2013 году Краснянское муниципальное образование и Перекопновское муниципальное образование были преобразованы путём их слияния. Вновь образованное сельское поселение получило название Перекопновское муниципальное образование.

1.3 Структура органов управления.

Местное самоуправление в Ершовском муниципальном районе  форма осуществления населением муниципального района своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,  законами Саратовской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами администрации являются:

- решение вопросов местного значения, определенных федеральным законом и закрепленных в Уставе Ершовского муниципального района;

- осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области;

- обеспечение на территории Ершовского муниципального района защиты законных прав, свобод и интересов жителей муниципального района и иных граждан Российской Федерации и зарубежных стран, находящихся на территории Ершовского муниципального района;

- обеспечение условий для повышения культуры, охраны здоровья населения Ершовского муниципального района, развития физической культуры, спорта и туризма, решение социальных вопросов в рамках своей компетенции в соответствии с действующим законодательством;

- улучшение экономического положения муниципальных предприятий и учреждений, создание условий для развития предпринимательства на территории Ершовского муниципального района;

- поддержка хозяйствующих субъектов, удовлетворяющих потребности и оказывающих услуги населению Ершовского муниципального района;

- обеспечение рационального использования муниципальных земель, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Ершовского муниципального района.

Администрация наделяется следующими полномочиями по решению вопросов местного значения:

- формирование и исполнение бюджета муниципального района;

- утверждение долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств  местного бюджета;

- организация выполнения решений районного Собрания;

- организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципального района;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в порядке, определенном решениями районного Собрания;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий на основании решений, принятых с предварительного согласия  районного Собрания;

-создание, реорганизация и  ликвидация муниципальных учреждений, а также установление порядка принятия решений о создании, реорганизации и  ликвидации бюджетных или казенных муниципальных учреждений;

-осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями;

- формирование и размещение муниципального заказа;

-осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

-утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального  района, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

- Администрация   муниципального района обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом Ершовского муниципального района.

- Администрация муниципального района наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области;

- Функции и полномочия структурных подразделений администрации   муниципального района, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми Главой администрации.

Дальнейшее развитие территории Ершовского района и муниципальных образований определяется исходя из совокупности природных, социальных, экономических, экологических и других факторов в целях обеспечения устойчивого её развития, формирования инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, с учетом интересов граждан.


 


1.4 Земельные ресурсы и их использование.

Основными целями развития Ершовского муниципального района являются обеспечение устойчивого развития на основе рационального использования территориальных ресурсов, экономического потенциала, природных ресурсов, обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности населения, ограничения негативного воздействия на окружающую среду, а так же выявление наиболее привлекательных и резервных территорий для осуществления градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района.

Район сельскохозяйственный, производитель твёрдых сортов пшеницы, продукции животноводства. Здесь 22 сельскохозяйственных акционерных общества, 2 колхоза, совхоз, 3 опытно-производственных хозяйства. Район обладает крупным массивом орошаемых земель на базе Саратовского канала. На его территории находится известное в России ОПХ "Ершовское".

Ведущая отрасль района - сельское хозяйство, на его долю приходится две трети объема всей продукции.

Территория Ершовского района составляет 4,3 тыс. кв.км. Земельный фонд – 421,5тыс. га.  из него под сельхозугодиями занято – 383,5 тыс. га. , в том числе пашни – 300,2тыс. га. , пастбищ – 83,22тыс. га., пашни в обработке 260,8 тыс.га. 

Рис. 2 С/х угодья в Ершовском районе

Таблица 3

Урожайность Ершовского района.

Культуры

Площадь, га

Урожайность

2012 г.

2013 г.

Озимая пшеница

1850

3910

5864,5

Яровая пшеница

1800

2550

2610

Ячмень

1200

1675

1740

Овес

520

730

754

Просо

1060

1505

1537

Гречиха

400

520

580

Подсолнечник

920

1290

1334

Кормовые культуры

850

1990

1232,5

Структура посевных площадей в Ершовском районе складывается следующим образом.

Рис.3 Структура посевных площадей на 2012-2013гг.

В каждом хозяйстве в зависимости от состояния посевов, погодных условий следует использовать наиболее приемлемый способ уборки, чтобы не допустить потерь и убрать урожай в сжатые сроки (за 7 – 10 дней). При применении уборочно-транспортных комплексов можно рационально организовать весь технологический процесс и быстро провести уборку.

Таблица 4

Сводка по растениеводству.

На 10.10.14

Скошено всего:

116450

116450

Обмолочено всего зерновых з/бобовых:

116450

116450

100

18

209658

-

В т.ч: озимой пшеницы

64600

64600

100

25,2

163040

-

Озимой ржи

3672

3672

100

17,3

6364

-

Ячменя

22653

22653

100

6,5

19256

-

Яровой пшеницы

9158

9158

100

10,8

9978

-

Овса

404

404

100

6,3

255

-

Нута

11991

11991

100

7,9

9512

-

Просо

2352

2352

100

2,4

554

-

Сорго

1620

1620

100

4,3

699

-

Убрано технических всего:

52028

34408

72

5,9

1989

981

В т.ч. подсолнечника

42777

28177

66

5,7

16061

973

Озимый рыжик

1545

1545

100

5,7

837

-

Сои

587

567

97

6,1

346

8

Сафлора

5797

5797

100

7,1

4112

-

Горчица

800

800

100

5,4

276

-

Льна

522

522

100

6,8

357

-

Убрано картофеля

300

300

100

110

3300

-

Убрано овощей

1000

795

80

217

17280

Большую часть дохода приносит хозяйству животноводство. Поголовье крупного рогатого скота ежегодно увеличивается - в 2013 году оно составило 1580 голов; развивается свиноводство (1860 голов породы "Русская белая").

В трех прудах, расположенных на 60 гектарах, колхоз выращивает рыбу. А также имеются цехи по переработке овощей, мяса, колбасный цех.

В Ершовском районе развита пищевая промышленность, производство строительных материалов. Имеется крупное месторождение щебня (Новосельское). Промышленные предприятия специализируются на переработке сельскохозяйственной продукции, ремонте сельскохозяйственной техники, производстве строительных материалов. Имеются предприятия железнодорожного транспорта и железнодорожный узел.

На территории района действует ряд промышленных предприятий: -ОАО «Ершовский ремонтно-снабженческий центр» «Кировец» специализируется на ремонте и изготовлении сельскохозяйственной техники и инвентаря, а также на выпуске товаров народного потребления.

-ОАО МТС «Ершовская» специализируется на ремонте сельскохозяйственной техники и производстве сельскохозяйственной продукции ,

-ОП Чапаевский филиал ООО «СПК» «Стройдеталь», ФЛ ООО «Саратовавтодор»  «Новосельский  мехкарьер», ООО «Росщебстрой» , ООО «Альянс-Недра» специализируются на производстве щебня.

-ООО «Промстройинвест» специализируется  на производстве кирпича.

Город Ершов является железнодорожным узлом.

Финансовые расчеты и денежное обращение осуществляют в районе :

-Ершовское отделение №3967 Сбербанка России ОАО;

-Дополнительный офис «Ершовский»  Филиала «ТрансКредитБанк»  в г.Саратове ,

-Дополнительный офис №4 «Ершовский» Филиала ЗАО «Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития «Экономбанк» ,

- РКЦ в г.Ершове.

Финансовая основа местного самоуправления обеспечивается районным бюджетом.

В районе издается газета «Степной край». Тираж подписки 4636 экземпляров.

2. Применение данных землеустройства, земельного кадастра и мониторинга при управлении земельными ресурсами.

2.1 Использование материалов землеустройства.

Землеустройство всегда являлось в России одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Вопросы землеустройства тесным образом связаны с функционированием рынка недвижимости и налогообложением объектов недвижимости.

Через систему землеустройства осуществляются основные функции государства по управлению земельными ресурсами:

- информационное обеспечение управления путем проведения работ по изучению состояния земель;

- планирование использования земельных ресурсов и их охраны, которое осуществляется путем разработки схем землеустройства и схем использования и охраны земельных ресурсов различных административно-территориальных образований;

- организация рационального использования и охраны земель на основе проектов территориального землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель.

В целом под землеустройством понимается комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Объектами землеустройства выступают территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» и иными нормативно-правовыми актами.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Негативные последствия нерационального землепользования, а также прямого техногенного воздействия на природную среду, прежде всего, сказываются на состоянии почв – одного из главных слагаемых, входящих в понятие «земля», и приводят к их деградации.

Наличие полной и достоверной информации – важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости.

Ершовский район Саратовской области стал лидером по жатве зерновых культур наряду с Балашовским, Пугачевским и Екатериновским районами региона, сообщает пресс-служба правительства области. Всего в районе было собрано более 100 тысяч тонн зерна.

В настоящее время в Ершовском районе в полном объеме убраны 70,4 тысяч га озимых культура, яровых зерновых и зернобобовых культур - 57,6 тысяч га. По регионы валовый сбор урожая составляет 1 миллион 830 тысяч тонн.

В отрасли животноводства выполнение годовых показателей по производству скота и птицы составило 185,5 тысяч тонн (62,1%), по молоку – 916,1 тыс. тонн, что составляет 80%.

Особенностью мониторинга земель является то, что он, в отличие от других отраслевых систем мониторинга, является комплексным – включает в себя мониторинг таких важнейших компонентов природной среды, как почвы, растительность, водные ресурсы.

Мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием и использованием земель, оценки полученной информации, её анализа и на основании полученных данных прогноза дальнейших возможных изменений.

Производственные работы по мониторингу земель в области выполняются из-за отсутствия средств на эти цели недостаточно. Однако, необходимость, создания системы ведения мониторинга земель на региональном уровне в области очевидна, поскольку на землях юго-восточных районов продолжают интенсивно проявляться негативные процессы. К ним относятся, прежде всего, резкое снижение плодородия почв, вследствие развития эрозионных процессов. Одной из остро стоящих экологических проблем

Следует признать, что сельскохозяйственные предприятия не уделяют достаточно внимания изучению качественного состояния  земель в целях планирования и организации рационального, и в конечном счете, экономически выгодного использования земель и их охраны.  Органы местного самоуправления, органы государственной власти, заинтересованные службы и ведомства также в совершенно недостаточных объемах планируют проведение почвенных, геоботанических, агроэкологических обследований и аналитических работ, разработку землеустроительных проектов по защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения в целях создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного мониторинга земель, одной из первоочередных задач которого является своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов. Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен Правительством Российской Федерации, которое своим постановлением от 28 ноября 2002 года № 846 утвердило Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.

Особое внимание при сборе информации об использовании земель уделяется выявленным фактам ухудшения состояния земель при изменении целевого или фактического использования земельных участков. Выявленные факты представляют собой информационную основу для осуществлений функций государственного земельного контроля.

2.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами.

С принятием нового закона «О государственном кадастре недвижимости» от 4 июля 2007 № 221-ФЗ изменился порядок формирования земельного участка, порядок его оформления. Появились новые участники земельных отношений, такие как кадастровые инженеры, которые и будут заниматься формированием объектов недвижимости, т.е. осуществлять кадастровую деятельность.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы). Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям:

1) имеет гражданство Российской Федерации;

2) имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

3) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

Следовательно, земельный кадастр - это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве.

Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эрозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.

Почвенные ресурсы страны представляют собой огромное народное богатство. Правильное их использование немыслимо без строго научного количественного и качественного учета почв. Задачей является составление и ведение земельного кадастра.

Земельный кадастр района является важнейшим звеном государственного земельного кадастра страны. Разрозненные земельно-кадастровые данные отдельных сельскохозяйственных и других предприятий, организаций и учреждений не дают ещё полного представления о состоянии Земельного фонда района. Важность земельного кадастра в районе состоит ещё в том, что последующие высшие звенья земельно-кадастровой службы (областные, краевые) непосредственным выполнением работ по земельному кадастру не занимаются, а ведут его на основании земельных отчётов, поступающих из районов.

В  Ершовском  районе на 01.01.2014г. по данным кадастровой палаты по Саратовской области, количество учтенных  в Едином государственном реестре земель участков  начиная с 2013 года составляет 18090, из них в 2010 учтено 3845 участков общей площадью 6085,7 га, в 2011 – 1980 участков площадью 4115 га, в 2012 – 10423участков, в 2013 год в ЕГРЗ внесено 1300 участков.

Земельный кадастр в районе имеет государственное значение. С помощью регистрации землепользователей он оформляет права землепользователей на предоставленные земли.

Земельный кадастр в районе ведётся по единой общероссийской системе, порядок и содержание которой определены государством.

Ведение земельного кадастра и своевременное отражение изменений, происходящих в использовании земельного фонда района, обеспечивается в соответствующих документах. Земельно-кадастровые документы района подразделяют на текстовые и планово-картографические.

В текстовых документах земельного кадастра сведения о земельном фонде района отражаются в цифровых показателях. Они дают характеристику земель бессрочного, долгосрочного и краткосрочного пользования по угодьям и подвидам, степени орошаемости и осушенности земель, качественному состоянию земельных угодий, включая бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Планово-картографические документы дают наглядное графическое изображение учитываемой территории. На планово-картографическом материале отражается весь комплекс сведений, характеризующих земельный фонд района по перечню показателей учитываемых в текстовых документах. Планово-картографическими документами района являются земельно-кадастровые карты. В состав этих карт входят: карта землепользований, земельно-учётная карта, карта бонитировки почв, карта экономической оценки земель.

Так как текстовые документы составляются на основе планово-картографических, то от качества планово-картографического материала зависят детальность и точность земельно-кадастровых сведений, приводимых в текстовых документах земельного кадастра.

Данные земельного кадастра в районе используются для рационального управления, а также для эффективного долгосрочного и краткосрочного планирования на перспективу.

3. Экономические методы управления земельными ресурсами.

Коренная перестройка земельных отношений в Российской Федерации поставила перед землеустроительной наукой и практикой целый ряд задач, в числе которых управление земельными ресурсами является одной из центральных. Особое значение приобретает механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами, реализуемый через соблюдение экономических интересов государства, землевладельцев и землепользователей..

Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами формируется системой мер экономического воздействия, направленных на: реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования. К экономическим регуляторам в системе управления земельными ресурсами относят: земельный налог, арендную плату, рыночную цену земли, залоговую цену земли, компенсационные платежи при изъятии, компенсационные выплаты при консервации, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи за экологический ущерб, плата за право аренды. С  2008 года, в районе проведено 15 аукционов по продаже земли. Количество проданных на них участков составляет 26 шт. общей площадью 15853 га на сумму 1963250 руб.

3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка.

Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому. Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования.

Регулирует оборот земли Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". 

В последнее время возрос интерес к земле, как к объекту недвижимого имущества. Земельные участки вовлекаются в оборот и все чаще становятся предметом гражданско-правовых сделок, что требует подтверждения и оформления гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки.

В процессе оформления земельных участков возникают вопросы и проблемы, связанные с землепользованием. Процедура предоставления муниципальных услуг в сфере землепользования установлена административными регламентами предоставления комитетом по земельным ресурсам администрации Ершовского муниципального района муниципальных услуг, где четко отражен порядок оформления земельных участков с различным разрешенным использованием. Администрация Ершовского муниципального района информирует население о наличии земельных участков, подготовленных для реализации с аукциона.

В данный момент на аукцион выставлено 8 земельных участков с площадью от 43 до 1256700 кв.м для различного вида использования (для ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства и.т.д.). Они могут предоставляться как в собственность так и на праве аренды. 

Рынок земельных ресурсов — это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов. К нему относятся такие рыночные сделки с землей: купля-продажа, дарение, залог, передача по наследству, сдача в аренду. 

В 2012 году в Ершовском районе отмечается активизация в оформлении юридическими и физическими лицами прав на земельные участки. За первое полугодие на рассмотрение поступило 2135 обращений граждан и юридических лиц по вопросам оформления, переоформления прав на земельные участки, что на 21% больше уровня соответствующего периода 2011 года. Предоставлено 830 земельных участков, что в 2,5 раза больше, чем в 2011 году.

В рамках межведомственной комиссии по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения и сельских населенных пунктов продолжена работа по оформлению земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.

Организованы мероприятия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о границах территориальных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ершов.

От использования муниципальной и государственной собственности в бюджет района поступило доходов в сумме 52,1 млн. руб., что на 21,6% больше, чем за соответствующий период 2012 года .

Из вышеуказанных сведений можно сделать вывод, что рынок земли на территории Ершовского района функционирует на достаточно высоком уровне.

В 2013 году было запланировано проведение актуализации государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. Проводятся работы по организации проведения государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений:

- проведение Конкурса и выбор исполнителя на проведение оценочных работ;

- формирование перечня подлежащих кадастровой оценке земельных участков совместно с ФГУ «ЗКП» по Саратовской области и территориальными (межрайонными) отделами Управления;

- контроль за ходом выполнения работ и другие мероприятия.

Работа по проведению Государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений будет финансироваться из федерального бюджета.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в Саратовской области осуществляются следующие виды сделок с государственными и муниципальными земельными участками: предоставление в аренду, продажа прав аренды и продажа участков, в том числе на конкурсах, аукционах.

3.2 Земельные платежи Ершовского района и их использование.

Сумма налога за год определяется исходя из кадастровой стоимости каждого земельного участка по состоянию на 1 января того года, за который уплачивается налог, умноженной на ставку налога. Если налогоплательщик приобрел или утратил соответствующие права на земельный участок в течение года, то сумма налога корректируется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев, в течение которых налогоплательщик имел соответствующие права.

Земельный налог рассчитывается как:

1. 0,3 % от кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения, земель сельскохозяйственного использования в населенном пункте, земель, предоставленных для индивидуально-жилищного строительства, личного, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; подсобного хозяйства

2. 1,5 % от кадастровой стоимости для всех остальных земель.

Ставки же земельного налога в г.Ершове составляют:

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, статьей 5 главы 1 и главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Уставом Ершовского муниципального образования Саратовской области :

1. Установить и ввести в действие с 1 января 2014 года на территории Ершовского муниципального образования земельный налог.

2. Установить (определить) налоговые ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка в следующих размерах:

- 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- 0,08% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- 0,5% за земельные участки, предоставленные для размещения автостоянок;

- 0,08% за земельные участки площадью до 30 кв.м, предоставленные для размещения гаражей;

- 0,5% за земельные участки площадью свыше 30 кв.м, предоставленные для размещения гаражей;

- 1,25% за земельные участки, предоставленные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- 0,37% за земельные участки, предоставленные для размещения гостиниц;

- 0,8% за земельные участки, предоставленные для размещения административных и офисных зданий, общественных объектов, земли предприятий, организаций финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, объектов образования, здравоохранения и социального обеспечения, образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, религии;

- 0,36% за земельные участки, предоставленные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

- 1% за земельные участки, предоставленные для разработки полезных ископаемых, размещения ж/д путей, автодорог, искусственно созданных внутренних водных путей, полос отвода железнодорожных и автодорог, трубопроводов, кабельных, радиорелейных линий связи, линий радификации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации "Содержание строительства, конструкции, ремонта, развитие надземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещение наземных сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещение наземных сооружений инфраструктуры спутниковой связи, военных объектов";

- 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Площадь земель района, облагаемых налогом, составляет 879013,46 га или 69% от всего земельного фонда. Арендными платежами облагаются земли на площади 4734,71 га или 3,6 %..  Общая сумма начисленного земельного налога за 2010 год составляет 12 070 246,78 руб.  На первом месте по вкладу в общую сумму платежей - категория земель городов и поселков – 64,5 % , на втором месте земли в границах сельских населенных пунктов с 14,1 % платежей, на третьем и последующих местах соответственно, земли сельскохозяйственного назначения (6,8%), земли промышленности, транспорта и иного специального назначения (4,1%), водного фонда (0,67%) и лесного (0,01%)

Рисунок 4. Категория земель, городов и поселков.

Так, в Ершовском районе базовый размер арендной платы за 2013 год колеблется от 26,81 руб./га за земли сельскохозяйственного назначения занятые КФХ и государственными с.-х. предприятиями до 83 186,1 руб./га на землях городов и поселков, занятых объектами промышленности, торговли и пр. Суммарные платежи арендной платы за земли находящиеся в государственной и муниципальной собственности за 2013 год составляют 15 137 332,3 руб.

3.3. Экономическая эффективность мероприятий по управлению земельными          ресурсами.

Эффективность управления земельными ресурсами следует определять в социально-экономической системе с учетом использования первичных (природные и трудовые ресурсы) и вторичных (материальное производство, информационные ресурсы) факторов производства. На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; период времени управления и т. д.

    Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подраз-

делить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.

    Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов по управлению земельными ресурсами, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность. Экономическая эффективность системы управления земельными ресурсами создается за счет взаимоорганизации системы землепользования и территории регионов, создания оптимальных пропорций в структуре земельного фонда и землепользования, их территориальном размещении, улучшения экономической, налоговой, инвестиционной политики управления что,  в конечном счете, сказывается на эффективности материального производства регионов и муниципальных образований.

    Основной критерий эффективности системы управления земельными ресурсами – значительное увеличение доходной части федерального, регионального и местного бюджетов за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.

    Эффективность системы управления земельными ресурсами обусловлена:

  1.  соответствием задач управления федеральному и региональному законодательствам;
  2.  системой взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти;
  3.  укомплектованностью кадрами органов управления;
  4.  степенью квалификации специалистов (управленцев и исполнителей);
  5.  обеспеченностью картографическими материалами необходимого масштаба;
  6.  наличием данных повсеместной инвентаризации земель, землеустройства кадастра, мониторинга земель и их охраны;
  7.  уровнем автоматизации ведения процесса управления и ведения государственного земельного кадастра;
  8.  возможностью адаптации используемых геоинформационных систем к условиям объекта управления.

Эффективность управления земельными ресурсами следует понимать в следующих аспектах:

1)эффективность организации использования  земель;

2)эффективность земельно-кадастровых, землеустроительных и иных действий, направленных на формирование рационального и эффективного землепользования. 

Грамотно организованное функционирование системы управления земельными ресурсами является решающим фактором эффективного осуществления государственной земельной политики. На эффективность управления земельными ресурсами влияет ряд факторов: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; период времени управления и т. д. Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов по управлению земельными ресурсами, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность.

Экономическую эффективность системы УЗР подразделяют на: 

1. Абсолютную (прямую) эффективность - это реальная экономическая отдача от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.). Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.

2. Фактическую эффективность – это эффективность, которую определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы УЗР с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.

3. Расчетная эффективность – это эффективность, которая определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.

Главный критерий экономической эффективности системы управления земельными ресурсами – значительное увеличение доходной части бюджета за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.

4. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель.

Государственный земельный контроль - это специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный земельный контроль ведется за:

-соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;

- соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

- соблюдением порядка переуступки права пользования землей; предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

- своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

- использованием земель по целевому назначению; своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

- выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

- наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Исполнение государственной функции по государственному земельному контролю включает следующие административные процедуры:

1) планирование проверок

2) подготовка к проведению проверки;

3) проведение проверки и оформление ее результатов;

4) подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

5) рассмотрение дела об административном правонарушении;

6) пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях;

7) исполнение постановления о назначении административного наказания;

8) контроль за устранением нарушений земельного законодательства.

Конечными результатами исполнения государственной функции по государственному земельному контролю являются:

1) выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства, установление отсутствия нарушений;

2) исполнение нарушителями земельного законодательства предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3) привлечение виновных лиц к административной ответственности.

В Ершовском районе контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель возложен на Территориальный (межрайонный) отдел № 10 управления Роснедвижимости по Саратовской области, который действует на основании положения №4-П «О территориальном (межрайонном) отделе №110» утвержденного приказом управления Роснедвижимости по Саратовской области от 15 февраля 2005 года. Самым распространенным нарушением вот уже на протяжении трех лет является использование земельных участков не по целевому назначению

Государственный земельный контроль в Ершовском районе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации. Он ведется по специально разработанным формам документов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 года №П/123 «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного контроля».

В настоящее время госземконтролем занимаются три ведомства: Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор. 

В основу разграничения полномочий между ведомствами был положен статус земли. В отношении земли, прежде всего как природного объекта, контроль осуществляют Росприроднадзор и Россельхознадзор, а контроль за земельными участками как объектами недвижимости осуществляет Росреестр. В частности, Росреестр контролирует соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом ведомство осуществляет функцию по государственному земельному контролю на участках всех без исключения категорий. На сегодняшний день Росреестр является самым крупным контролирующим органом в области госземконтроля.

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области наименований географических объектов и осуществлении ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в отношении которых неопределенны федеральный орган исполнительной власти по контролю за их деятельностью.

К полномочиям Росреестра относятся функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В рамках своих полномочий Росреестр:

- ведёт Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) 

- ведёт Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (ГРСО) 

- ведёт Государственный кадастр недвижимости

- ведёт Государственный каталог географических названий

- ведёт сводный государственный реестр арбитражных управляющих

-ведёт государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, к полномочиям Росреестра отнесено осуществление государственного земельного контроля.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. При этом внеплановые проверки проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства и в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

На территории Саратовской области государственный земельный контроль осуществляется Управлением Росреестра по Саратовской области.

Должностные лица Управления Росреестра по Саратовской области, к полномочиям которых отнесено исполнение государственной функции по государственному земельному контролю, в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, осуществляют контроль за соблюдением:

- выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; порядка переуступки права пользования землей; 

- выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; 

- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. 

В случае выявления актов органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления, несоответствующих требованиям земельного законодательства Российской Федерации, Управление Росреестра по Саратовской области направляет в указанные органы предложения о необходимости приведения актов в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации, а также информирует органы прокуратуры.  

Перечень нормативных правовых актов, применяемых при осуществлении государственного земельного контроля:

-Конституция Российской Федерации; 

-Гражданский кодекс Российской Федерации; 

-Земельный кодекс Российской Федерации; 

-Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; 

-Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; 

-Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 № 78 –ФЗ «О землеустройстве»;

-Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; 

-Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»; 

-Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»; 

-Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; 

-Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 254 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю»; 

-Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

-Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

-Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях».

Проведенный анализ работы территориальных отделов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – отдел Управления) в вопросах организации и осуществления государственного земельного контроля на подведомственных  территориях муниципальных образований  области, по состоянию на 01.09.2012 года показал, что госземинспекторами отделов Управления за 8 месяцев проведено 1534 проверки по соблюдению земельного законодательства. В ходе проводимых проверок выявлено 701 нарушения земельного законодательства, 569 нарушителей привлечено к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 987,3 тыс. рублей, остальным нарушителям земельного законодательства выданы предписания об устранении допущенных нарушений. В результате принимаемых мер 582 нарушения земельного законодательства устранено. 

Расчеты эффективности  деятельности госземинспекторов Управления по исполнению государственной функции по государственному земельному контролю в первом полугодии т.г. показали, что:

-выполняемость планов проверок соблюдения земельного законодательства составляет -  99.6 %;

-обоснованность вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях 93.9 % (отменено судебными инстанциями 2 постановления о наложении штрафных санкций за нарушения земельного законодательства);

- устраняемость выявленных правонарушений - 91 %

-исполняемость вынесенных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства -  100%;

- полнота взыскания административных штрафов -  71.4 %.

Заключение.

В данной курсовой работе мы изучили систему управления земельными ресурсами Ершовского района, используя комплексный подход с изучением природных, социально-экономических условий района, рассмотрением организационно правового механизма и структуры органов управления земельными ресурсами района. Территория Ершовского района составляет 4,3 тыс. кв.км. Земельный фонд – 421,5тыс. га. из него под сельхозугодиями занято – 383,5 тыс. га. , в том числе пашни – 300,2тыс. га. , пастбищ – 83,22тыс. га., пашни в обработке 260,8 тыс.га. 

Большую часть дохода району приносит животноводство, в прудах, выращивает рыбу. А также имеются цехи по переработке овощей, мяса, колбасный цех. В Ершовском районе развита пищевая промышленность, производство строительных материалов. Имеется крупное месторождение щебня. Промышленные предприятия специализируются на переработке сельскохозяйственной продукции, ремонте сельскохозяйственной техники, производстве строительных материалов. Имеются предприятия железнодорожного транспорта и железнодорожный узел. А также на территории района действует ряд промышленных предприятий

Так же нами был изучен земельный рынок Ершовского района и было выявлено что Администрация Ершовского муниципального района проводит открытые аукционы для реализации земельных участков и в данный момент на аукцион выставлено 8 земельных участков с площадью от 43 до 1256700 кв.м для различного вида использования.

В 2013 году в районе поступило 2135 обращений граждан и юридических лиц по вопросам оформления, переоформления прав на земельные участки, что на 21% больше уровня соответствующего периода 2012 года. Предоставлено 830 земельных участков, что в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

Помимо этого были изучены доходы местного бюджета за счет налогов и арендной платы. Площадь земель района, облагаемых налогом, составляет 879013,46 га или 69% от всего земельного фонда. Арендными платежами облагаются земли на площади 4734,71 га или 3,6 %. Общая сумма начисленного земельного налога за 2010 год составляет 12 070 246,78 руб.  Общая сумма земельного налога составила 15 137 332,3 руб.

Из вышеуказанных сведений можно сделать вывод, что рынок земли на территории Ершовского района функционирует на достаточно высоком уровне.

В целом можно сказать, что Ершовский район находится в процессе устойчивого развития и если же данная тенденция сохранится то он будет занимать первые места по многим показателям среди других районов Саратовской области.

Список литературы.

1. Земельный кодекс Российской Федерации ;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости»

3. Федеральный закон Российской федерации от 24 июля 2002 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

4. Приказ Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. № 178 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»

5. А.А. Варламов. Земельный кадастр, Т. 2. Управление земельными ресурсами. – М.: КолосС, 2004;

6. Н.М. Губин, Б.И. Туктаров, А.В. Лысов и др. Земельный кадастр / Учебное пособие, Саратов ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2002;

7. Положение о государственном земельном контроле Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №833;

8. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 года №П/123 «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля».

9. http://ershov.sarmo.ru/

10. http://www.to64.rosreestr.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38592. Разработка электронного датчика микроклимата на микроконтроллере типа Tiny13 фирмы Atmel 496.5 KB
  обеспечение распределения горячего воздуха СО2 инсектицидов просушки влажных листьев. Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим условиям: высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно в удобной позе при необходимости опираясь на подлокотники; нижняя часть стола должна быть сконструирована так чтобы программист мог удобно сидеть не был вынужден поджимать ноги; поверхность стола должна обладать свойствами исключающими появление бликов в поле зрения программиста; конструкция стола должна...
38593. Сушена сировина рослинного та тваринного походження, її використання в сфері підприємств ресторанного господарства типу Бістро 234.5 KB
  Функціональнотехнологічні властивості сировини рослинного та тваринного походження.3 Розрахунок сировини готової продукції допоміжних матеріалів та тари . Підприємства на яких здійснюється сушіння сировини можуть бути наступних типів: чисто сушильні заводи комбіновані де паралельно з сушкою сировини виробляють харчові концентрати і об'єднані сушильноконсервні заводи.1 Функціональнотехнологічні властивості сировини тваринного та рослинного походження Фізикохімічні біохімічні та...
38594. Разработка технологического процесса работы вокзала малой мощности 817 KB
  На территории РК размещено большое число железнодорожных станций разъездов депо и других хозяйственных подразделений участков пути постов контактной сети электрифицированных линий устройств связи и сигнализации от бесперебойной и согласованной Работы которых зависит выполнение планов перевозок пассажиров и грузов. Важнейшим требованием к работе железнодорожного транспорта является обеспечение полной безопасности движения поездов а также безопасности пассажиров и персонала сохранности перевозимых грузов. Железнодорожный транспорт ...
38596. Прогноз розвитку блогерських мереж у найближчі роки та оцінка перспективи створення блогерських мереж в Україні 443.5 KB
  Сукупність усіх блогів являє собою соціальний та інформаційний феномен що в грудні 2001 р. Приблизно щосекунди відкривається новий блог кількість блогів подвоюється кожних півроку. Достовірно підрахована кількість блогів на початок травня 2013 р. 156 мільйонів блогів.
38597. Веб–сайт для муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада для детей раннего возраста № 30 «Малыш» города Дубны Московской области 3.77 MB
  Для создания веб–сайта Малыш были проанализированы законодательные документы по разработке и наполнению официального сайта проведен сравнительный анализ существующих веб–ресурсов выявлены требования к информационной системе разработан проект системы и наполнен определенной информацией. Структура сайта Наполнение сайта В последние годы в России быстрыми темпами развивается Интернет и большая доля населения имеет у себя дома или на работе выход к его ресурсам возникает необходимость...
38598. ФРАЗЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ И СПОСОБЫ ЕЁ ПЕРЕДАЧИ В ПЕРЕВОДЕ 381 KB
  5 Проблема перевода фразеологических единиц. Все они описывают различные способы перевода фразеологических единиц. Однако не существует единого конкретного способа их перевода которым можно было бы пользоваться в работе.
38599. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С WEB-ДОСТУПОМ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 6.34 MB
  В данный момент используется большое количество разных ИС, многие предприятия на заказ разрабатывают необходимую для их предприятия ИС, кто-то использует готовые, но переработанные, а кто-то готовые на подобие программы «1С». С появлением интернета появилась возможность предоставлять услуги и в иных сферах, что дало толчок к созданию ИС с web-доступом.
38600. Основні передумови вдосконалення ротаційних граблів ГУР-4,2 1.57 MB
  Основні технології заготівлі сіна, що тепер застосовують, — це заготівля розсипного сіна та пресованого. У господарствах АПК України переважає перша технологія. Вона нескладна, дає змогу обходитися комплексом більш простих машин. Проте водночас вона має низку істотних вад, основними з яких є значні затрати праці, особливо ручної, та витрати енергії.