87265

Монтажные приемы и их роль в раскрытии темы и идеи театрализованного концерта, посвященного годовщине вывода войск из Афганистана

Курсовая

Культурология и искусствоведение

15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов(командующий), согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран. В действительности на территории Афганистана оставались как советские военнослужащие...

Русский

2015-04-18

48.14 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Факультет художественного творчества

КУРСОВАЯ РАБОТА

Монтажные приемы и их роль в раскрытии темы и идеи театрализованного концерта, посвященного годовщине  вывода войск из Афганистана.

студентки 3 курса группы 115

направления подготовки (специальности) режиссер

театрализованных представлений и праздников

Работу выполнила

Зидлер Лилия Викторовна

Работу проверил преподаватель 

Скворцова Юлия Александровна

Барнаул 2013

Содержание:

Содержание: 2

История праздника 3

Анализ сценариев 5

Заключение 11

Приложение 13

Список литературы 15


История праздника

В 1989 году, 15 февраля последние советские войска покинули государство Афганистан. Так закончилась 10-летняя война, в которой Советский Союз потерял свыше 15 тысяч своих граждан. И понятно, что День вывода войск из Афганистана — это, и праздник афганцев-ветеранов, и день памяти и скорби обо всех погибших воинах-интернационалистах. 
15 февраля 1989 года является днём, когда прекратились боевые потери советских солдат на афганской земле.  Также  как и День Великой Победы, который мы отмечаем 9 мая,  для всего нашего многострадального народа День вывода войск из ДРА является  праздником  «со слезами на глазах»,  за который воины-интернационалисты заплатили огромную цену.

Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней - с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 г. последнее подразделение 40-й армии Вооруженных Сил СССР покинуло Афганистан.  

Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года, в соответствии с заключёнными в апреле 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг Демократической Республики АфганистанСоветский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, то есть до 15 февраля следующего года.

15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов(командующий), согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран. В действительности на территории Афганистана оставались как советские военнослужащие, попавшие в плен к душманам, так и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск и вернувшиеся на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Погранвойска КГБ СССР выполняли задачи по охране советско-афганской границы отдельными подразделениями на территории Афганистана до апреля 1989 года.

И теперь, каждый год, ветераны этой десятилетней войны встречаются, чтобы вспомнить то, что забыть невозможно…15 февраля 2014 года наступит юбилейная дата вывода войск из Афганистана – 25 лет.. Четверть века прошло с того момента как последний солдат переступил границу... грань между жизнью и смертью…

Нынешнее поколение детей, подростков не знаю историю этой войны, некоторые даже о ней не слышали. Проблема в том, что в наше время об этом дне, по каким-то непонятным причинам не хотят говорить… Ветеранов этой войны никто не знает в лицо, их имена мало кому известны, и единицы пытаются исправить это положение, а некоторые оскорбляют честь ветеранов и их пребывание в Афганистане даже ставится в вину. Они выполняли, прежде всего, боевой приказ, который не терпит возражений.  В этот день проходят траурные мероприятия; спортивные состязания, благотворительные концерты, митинги и т.д. в честь павших и выживших.

Анализ сценариев

Сценарий Ю.Макарова «Пусть память говорит…»

Данный сценарий был поставлен в с.Становое Липецкой области; как указывает автор – это сценарий литературно-музыкальной композиции. Перед самим «представлением» автор демонстрирует фильм, посвященный Афганской войне.

В сценарии рассказывается история войны, а именно истории о нескольких солдатах, погибших в Афганистане. Действующие лица:

Солдаты-афганцы(3), военный корреспондент, девушки(4), мать, чеченские женщины.

Основное решение сценария – разграничивание пространства сцены на «зоны»:

-задник – азиатский пейзаж: горы, кишлаки, аулы (Афганистан);

-в правом углу сцены – пограничный столб и камень-валун;

-в левом углу – декорации со среднерусским пейзажем – поля, березы и тд.

Начинается действие с выходом солдат из разных «зон»: каждый из своей-стихи о войне. После этого звучит песня автора-исполнителя В. Петрякова «Опять тревога» и демонстрируется фильм об афганских событиях. Корреспондент – исполняет роль ведущего. Рассказывает свою историю пребывания в Чечне (его отец-журналист вел дневник и погиб в Афганистане). Звучит песня «Афганский вальс». Стихи, затем песня гр. Лесоповал «Был пацан». На сцене появляются девушки из левого угла – рассказывается 4 истории о погибших солдатах, живших в Липецкой области (каждая история сопровождается выносом фотографии солдата), разбивают номерами: песня С. Трофимова «Когда окончится война»; номер о матери, пропавшего без вести солдата: звучит скрипка, мать поет песню о жизни сына «без войны»; песня А. Сошенко «Сто дней до приказа»; номер: бой чеченского солдата и русского. Далее продолжается история матери. Песня «Помяните меня». На авансцену выходит корреспондент с сыном и женой, говорит заключительные слова, звучит песня «Когда окончится война». Солдаты и корреспондент отдают честь, занавес закрывается.

В данном сценарии мне понравилось несколько моментов. Использование пространства – образное решение данного сценария – простые и тем самым интересные декорации, зритель представляет происходящее в действительности. Как пишет Л.Ф.Черкашенинов: «Сценарист-режиссер должен найти свой взгляд на историческое событие (тема), определить, что он сегодня считает главным в том эпохальном событии (идея), силой своей фантазии, опираясь на культуру народа, увидеть образ темы и идеи, разработат замысел всего концерта и форму его выражения.»2 Больше количество документального материала переплетается с художественным материалом: стихами, прозой, музыкой. Нет дыр – один номер плавно переходит в другой, одна история в другую. Очень интересен прием с ведущим – его выход из зала, «человек из народа». «В театрализованном концерте каждый номер подчинен общему темпо-ритму действия, он (номер) – или выражение события драматургии, или сценический этап его развития» - Л.Ф.Черкашенинов.3

Плюс материала в том, что показываются кадры из фильмов о войне, это помогает даже самому неопытному зрителю понять всю сущность происходящего. Минус – в использовании музыкального материала. Сценарист говорит всё «в лоб».

В данном сценарии я бы изменила несколько аспектов:

  1.  Декорации – образное решение – можно было сделать на вращающейся платформе, и при каждой смене действия поворачивать ее. Или в форме большого отрывного календаря – меняется место - меняются действующие лица, в заключении остался бы чистый лист, как символ недописанной истории.
  2.   Использование музыкального материала. Я бы подобрала такой материал, который не ставит зрителя перед фактом, например: если говорится о смерти – звучит песня об увядающих цветах; о солдатах – песня о перелетных птицах. Этот прием позволяет мыслить ассоциациями, привлекает внимание зрителя.
  3.  Номер – бой между чеченским и русским солдатом заменить проекцией дерущихся животных, или устроить что-то вроде перетягивания каната.

Сценарист использует последовательный монтаж в сочетании с коллажем.  Но лучшим вариантом является использование ассоциативного монтажа – представление притягивает зрителя, заставляет его фиксировать внимание на происходящем, делает сценарий красочным и неповторимым.

Концерт, посвященный 23 годовщине  вывода Советских войск из Афганистана.

Сценарий посвящен 23 годовщине вывода войск из Афганистана. Концерт включает в себя номера и выход ведущей. Используется документальный и художественный материал. Ведущая говорит о ходе войны, о погибших и выживших солдатах. Номера концерта: песни «Россия – Родина», «Солдаты России», «Все пути ангелов», «Сохраним этот мир».

В данном сценарии нет ничего – ни образного решения, ни театрализации. Плюс только в том, что используется разный материал. На мой взгляд, огромный минус в том, что в качестве номеров используются только песни, нет никаких хореографических номеров или хотя бы разводок.

Я бы сделала концерт театрализованным: ведущую можно задать как мать солдата, ждущую возвращение сына с войны и на этом аспекте построить весь сценарий, ввести несколько действующих лиц, например, солдат. Образным решением могут быть письма, как маленькие, так и большие. На большое письмо можно пустить проекцию войны, возвращение  колонн с военными, фотографии солдат. Письмо может трансформироваться в палатку, карту. Маленькие в птиц. Или можно использовать в качестве образного решения дверь (вращающуюся) – трансформируется в альбом, ящик с боеприпасами, сундук.

Разбавила песенные номера хореографическими, а также пластическими номерами, плюс использование света и проекции.

В данном сценарии нет ни слова о  ветеранах. Концерт позволяет нам использовать сцену. Можно пригласить ветеранов и предоставить им слово. Почтить память погибших минутой молчания.

В сценарии используется последовательный монтаж, что делает его неинтересным и скучным. Выгодным является использование ассоциативного монтажа. Также как и в анализе первого сценария, в сценарии концерта автор говорит всё «прямым текстом», что быстро надоедает и  зритель начинает думать не о вещах, происходящих на сцене, а о чем-то другом. Поэтому для концентрирования внимания сценарист должен использовать именно ассоциативный монтаж, возможно в дуэте с другим монтажом. Как это отмечает Н.М. Андрейчук: «Следует учесть, что виды монтажа – понятие условное. Ведь, к примеру, контрастный монтаж может быть одновременно и параллельным и ассоциативным. Да и цель любого монтажа – вызов ассоциаций. Однако это формальное деление помогает в учебном процессе понять какими разными путями может пойти мысль и воображение от «перестановки мест слагаемого материала». 4

Главное – знать меру. Чересчур большое количество метафор не даст в полной мере осознать, понять идею и смысл происходящего.

Линейка, посвященная выводу войск из Афганистана

Г.Пенза

Действующие лица: чтецы-дети, солдаты, ведущие.

Линейка начинается с построения солдат. Сдается рапорт о выводе войск из Афганистана. Звучит гимн. Появляются ведущие – слова о войне (история дня 15 февраля 1989г). Выходят чтецы – стихи об Афганистане, солдатах погибших на войне, памяти. Звучит реквием. Чтец говорит информацию о погибших и пропавших без вести солдатах. Рассказывается история Александра Титова, погибшего в Чечне. В честь погибших минута молчания. Проза о памяти. Звучит музыка Я. Френкеля «Журавли». Ведущий говорит заключительные слова, линейка объявляется закрытой.

Понравилась сама форма представления – линейка. Взят конкретный материал – биография отдельного человека.

Плюс линейки в том, что на ней присутствуют люди разных возрастов. Минусы – на мой взгляд, всё остальное, также как и в сценарии концерта нет образного решения, практически нет театрализации.

Используется только последовательный монтаж.

Я бы использовала такие виды монтажа как – ретроспективный и ассоциативный. Ходом сценария можно сделать доставку рапорта (использовать ретроспективный монтаж и в конце закольцевать начало линейки ее закрытием). Н.М. Андрейчук говорит о ходе так: «Сценарный ход – это своеобразный шампур, который пронизывает весь сценарий, его красная нить. Монтаж – это способ нанизывания на  этот шампур кусочков материала. Мы можем эти «кусочки» менять местами, собирать вместе, наслаивать друг на друга, фаршировать, соединять несоединимые по вкусу и форме,  контрастные по размеру, соединять съедобное и несъедобное и т. д.».5 Главным действующим лицом может быть актер, играющий погибшего Александра Титова. Ведущим является либо сам Титов, либо его сослуживцы. Образным решением могут быть деревянные ровные ветки - используются как оружие, как опора, складываются в костер, в тюремную решетку (плен), кресты. Увеличить использование музыкального материала; т.к. не указано место действия, если линейка проходит на сцене – использовать проектор и свет, также можно использовать дым-машину.

Можно сделать главными героями детей, вспоминающими своих отцов, ушедших на войну, за образное решение взять большой конструктор.

Торжественный вечер, посвящённый выводу советских войск из Афганистана

г. Ейск

Автор сценария: Фуникова Елена Шотаевна

Действующие лица – 2 ведущих. Используется художественный и документальный материал, а также письма солдат.

Ведущие выходят, приветствуют всех собравшихся. Рассказ о начале войны. Объявление торжественного вечера открытым. Звучит гимн РФ. А. Силиньш стихотворение «За то, чтоб кто-то нёс…» Видеоролик «Слёзы России». Озвучиваются цифры – погибшие, раненые, пропавшие и т.д. Демонстрируются слайды Афганской земли.  «Баллада о солдате» А.Буряк, Н. Ржевская, К. Ефросиненко. Ведущие рассказывают о «черном тюльпане» (самолет). Видеоролик. Монолог пилота «чёрного тюльпана». Читаются письма погибших к их семьям. Песня «Журавли» исп. А.Портянкин. Произносятся имена героев, награжденных медалями. Песня «Офицеры» исп. А. Овечкин. Всех приглашают пройти на улицу. Устанавливается памятник воинам-интернационалистам. Песня «Возвращайся » исп. А.Портянкин, В. Подопригора, Н.Ржевская. проекция фотографий солдат, стихотворение «Молитва» Крамарь А. Стих «В память павшим…», танец со свечами. Закрытие торжественного вечера. Звучит гимн.

В этом сценарии мне понравился только некоторый материал – информация о самолетах, открытие памятника. Остальное – всё как «со станка» - одни штампы, причем – постоянно одинаковые песни, стихи.

Можно было бы оставить такую форму сценария, как торжественный (тематический) вечер, но такую подачу материала нужно менять. За образное решение, я бы взяла, вещь солдата, например: шинель. Ход – показать зрителю, как вещь вместе с солдатом «прошла» всю войну и что с ней стало теперь.

Полностью поменяла бы музыкальный материал. Для зрителя очень тяжело постоянно находиться в подавленном состоянии, поэтому нужно подобрать что-нибудь более легкое. Например: песня Н.Носкова «Пропавшим без вести» - смысл песни понятен по названию, взять за образное решение – колыбели, а в колыбели положить солдатские каски – по ходу песни из некоторых колыбелей они пропадут, а в других останутся. Зрителю данный прием будет понятен, прост в применении, можно совсем отступить от темы взять вместо песни Носкова, обычную колыбельную, но это уже ориентировано на более «понятливого» зрителя; песня С.Бабкина – Солдатики – использовать рубашки – уже забитый, но очень понятный прием: сначала солдаты выходят в форме, а затем меняют ее на белые рубахи; тот же прием с платками, если делать песню о девушках, ждущих солдат – белые (цветные) платки – на черные. Если нужно повлиять на зрителя через музыкальный материал – то в этом случае, нужно использовать «зримые песни» - в них очень широко используются ассоциации, он заставляют «думать».

В сценарии используется полифонический монтаж. Но для лучшего восприятия зрителем нужно использовать ассоциативный. При этом виде монтажа, зритель чувствует себя «полным» участником праздника, он погружается в атмосферу, которая постоянно «заманивает» его в себя.

Заключение

Мною было прочитано большое количество сценариев, посвященных годовщине вывода войск из Афганистана, в курсовой работе представлено 4 анализа самых ярких из них. В основном допускаются идентичные ошибки – есть только «оболочка» и никакой «начинки». Скудная подборка выразительных средств. Нет визуального интереса, а это значит, что нет эмоционального восприятия. Конечно, материал набирается сам по себе душещипательный, но если бы к нему еще подобрать точное образное решение и его использование, то это материал работал бы на идею и усиливал эмоциональное восприятие зрителей. Во многих сценариях нет театрализации, нет персонажей, образных решений, что практически уничтожает чувственную сторону материала на сценической площадке, и это ужаснейшая ошибка.

Чаще всего в сценариях используется самый простой вид монтажа - последовательный. Такой монтаж не функционален, и зритель уже после первых минут представления теряет интерес, ибо последовательный монтаж в чистом виде не имеет такого эмоционального воздействия на зрителя, как, например, ассоциативный, так как ассоциации возникают произвольно и возбуждают определенные чувства. И здесь главное правильно использовать ассоциации.

Также можно играть со зрительским восприятием на контрасте. Контраст позволяет воздействовать на зрителя так быстро, что зритель не успевает толком ничего сообразить, но на эмоционально-чувственном уровне воздействие уже произошло. Это один из самых сильных и интересных приемов монтажа в театрализованных представлениях.

В связи с этим, я поняла, что лучше совмещать несколько видов монтажа: например – последовательный и контрастный;  последовательный и ассоциативный. Так как главным образом в театрализованных представлениях мы работаем с эмоционально-чувственной сферой человека, и совмещение нескольких видов монтажа в одном сценарии, поможет лучше воздействовать, и лучше донести до зрителя мысль, и лучше развивать образ во время действия. «Монтаж – это язык философии в искусстве, это мышление образами, действием, сопоставлением противоречий».6

В общем, монтаж – одно из самых главных средств сценариста и режиссера ТПиП, которое собирает в единое целое весь разрозненный материал и усиливает воздействие.


Приложение

Сценарий театрализованного концерта, посвященного годовщине вывода войск из Афганистана «Живая память…»

Название – «Живая память».

Место проведения – концертный зал дома культуры.

Целевая аудитория – ветераны войны, школьники,  все желающие (ограничения по возрасту – с 14  лет).

Тема – годовщина вывода войск из Афганистана (Мы знаем, нет нашей вины в том, что другие не пришли с войны…).

Идея – Познакомить «нынешнее» поколение молодежи с  трагедией войны, почтить память солдат, воевавших в Афгане.

Образное решение – Большие часы (циферблат).

Педагогическая цель – познакомить подростков с историей Афганской войны, привить уважение к ветеранам.

В прочитанных мною сценариях очень мало внимания уделяется ветеранам, то есть – праздник вроде и для них, а вроде и для всех. Но ветераны войны – необычные люди. Для них слова: Афган, война… не пустой звук. Посредством  этого концерта уделить особое внимание солдатам-ветеранам. На самом деле – очень небольшое количество людей знают что-то об этой войне. А нынешнее поколение (школьники) и вовсе не слышали о ней. В сценарии используется ассоциативный монтаж + последовательный, разнообразный материал – как художественный, так и документальный, большое количество номеров.  15 февраля  2014 года – 25-ая годовщина вывода войск из Афганистана, на основе этой даты я пишу свой сценарий. Я думаю, мой сценарий будет интересен и полезен всем.

В начальном эпизоде под композицию «В.Высоцкий – нас не нужно жалеть» через зал медленно в полумраке будут выходить «вдовы» к циферблату, после чего пойдет документальный материал о самой войне.

В следующем эпизоде пойдет речь про само военное время, где будет использоваться документальный и художественный  материал (статистика, стихи, статьи и т.д.)  связанный последовательным монтажом с песнями Ярославская – «Вернись», Любэ – «Солдат», Бабкин – «Солдатки» и т.д., что раскроет суть происходящего на той войне. Далее пойдет речь о матерях и пропавших без вести.

Эпизод про вывод войск из Афганистана. Будет использован документальный материал про ветеранов и их семей. Чествование ветеранов. В завершении детские голоса о войне. Финальная песня.


Список литературы

  1.   Н.М. Андрейчук, «Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников», Барнаул, 2007.;
  2.  Л. Ф.  Черкашенинов, «Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры: учебное пособие». – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2009.;
  3.  Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: Просвещение, 1986.;
  4.  Сайт – ru.wikipedia.org;
  5.  Журнал «Сценарии и репертуар» 2013, выпуск 9-й;
  6.  Сайт - nsportal.ru;
  7.  Сайт  prodlenka.org.

2 Черкашенинов, Л. Ф.  Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры: учебное пособие. – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2009. – С.198.

3 Там же. С.199.

4 Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие. – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2005.

5 Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие. – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2005.

6 Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: Просвещение, 1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29095. Физические лица как субъекты гражданского права (правоспособность, дееспособность, ограничение и лишение дееспособности, эмансипация) 33.5 KB
  Физические лица как субъекты гражданского права правоспособность дееспособность ограничение и лишение дееспособности эмансипация. Физические лица как субъекты гражданского права: граждане РФ иностранцы лица без гражданства Правосубъектность способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и обязанности т. быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя: Правоспособность потенциальная способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности возможность иметь...
29096. Понятие и признаки юридического лица 13.33 KB
  лица: организационное единство внутренняя структура организации факт государственной регистрации наличие органов управления наличие учредительных документов имущественная обособленность обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете наличие имущества правовой режим имущественного допуска право собственности у большинства право оперативного управления Рап РФ право хозяйственного ведения Муниципальных унитарных предприятий самостоятельная имущественная ответственность возможность обращения кредиторами...
29097. Теории создания и юридических лиц 24.5 KB
  Теория фикции – юридическое лицо – это искусственное образование фактически не существующее так как за ним стоит лицо его создавшее. Фридрих фон Савинье Реалистическая теория – особый организм с собственной волей. Теория социалистической реальности – юридическое лицо служит решению государственных задач Генкин Теория коллектива – работники воспринимаются как единое целое имеющие много прав. Теория директора – руководитель представляет юридическое лицо.
29098. Классификация юр.лиц 13.31 KB
  В зависимости от формы собственности: государственные частные негосударственные По составу учредителей: Юридические лица учредителями которых являются только юридические лица союзы и ассоциации Только государственные унитарные предприятия Любые субъекты гражданского права все остальные юридические лица В зависимости от форм собственности: оперативного управления на имущество учреждения казённые предприятия хозяйственного ведения государственные и муниципальные предприятия кроме казённых собственности на имущество все...
29099. Признаки и виды некоммерческих предприятий 13.83 KB
  Виды некоммерческих организаций: потребительских кооперативов общественных или религиозных организаций объединений учреждений благотворительных и иных фондов а также в других формах предусмотренных законом. Допускается создание объединений коммерческих и или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Признаки некоммерческой организации: не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками могут создаваться для достижения социальных...
29100. Признаки и виды коммерческих организаций 13.09 KB
  Обладают обособленным имуществом на права собственности хозяйственного ведения или оперативного управления иного вещного права; имущество может быть арендованным; Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом; Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности; Могут быть истцом и ответчиком в суде.
29102. Общая характеристика хозяйственных товариществ 83.28 KB
  Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах 1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли вклады учредителей участников уставным складочным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества товарищества на вере коммандитного товарищества. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели коммерческие организации.