87265

Монтажные приемы и их роль в раскрытии темы и идеи театрализованного концерта, посвященного годовщине вывода войск из Афганистана

Курсовая

Культурология и искусствоведение

15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов(командующий), согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран. В действительности на территории Афганистана оставались как советские военнослужащие...

Русский

2015-04-18

48.14 KB

0 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Факультет художественного творчества

КУРСОВАЯ РАБОТА

Монтажные приемы и их роль в раскрытии темы и идеи театрализованного концерта, посвященного годовщине  вывода войск из Афганистана.

студентки 3 курса группы 115

направления подготовки (специальности) режиссер

театрализованных представлений и праздников

Работу выполнила

Зидлер Лилия Викторовна

Работу проверил преподаватель 

Скворцова Юлия Александровна

Барнаул 2013

Содержание:

Содержание: 2

История праздника 3

Анализ сценариев 5

Заключение 11

Приложение 13

Список литературы 15


История праздника

В 1989 году, 15 февраля последние советские войска покинули государство Афганистан. Так закончилась 10-летняя война, в которой Советский Союз потерял свыше 15 тысяч своих граждан. И понятно, что День вывода войск из Афганистана — это, и праздник афганцев-ветеранов, и день памяти и скорби обо всех погибших воинах-интернационалистах. 
15 февраля 1989 года является днём, когда прекратились боевые потери советских солдат на афганской земле.  Также  как и День Великой Победы, который мы отмечаем 9 мая,  для всего нашего многострадального народа День вывода войск из ДРА является  праздником  «со слезами на глазах»,  за который воины-интернационалисты заплатили огромную цену.

Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней - с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 г. последнее подразделение 40-й армии Вооруженных Сил СССР покинуло Афганистан.  

Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года, в соответствии с заключёнными в апреле 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг Демократической Республики АфганистанСоветский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, то есть до 15 февраля следующего года.

15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов(командующий), согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран. В действительности на территории Афганистана оставались как советские военнослужащие, попавшие в плен к душманам, так и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск и вернувшиеся на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Погранвойска КГБ СССР выполняли задачи по охране советско-афганской границы отдельными подразделениями на территории Афганистана до апреля 1989 года.

И теперь, каждый год, ветераны этой десятилетней войны встречаются, чтобы вспомнить то, что забыть невозможно…15 февраля 2014 года наступит юбилейная дата вывода войск из Афганистана – 25 лет.. Четверть века прошло с того момента как последний солдат переступил границу... грань между жизнью и смертью…

Нынешнее поколение детей, подростков не знаю историю этой войны, некоторые даже о ней не слышали. Проблема в том, что в наше время об этом дне, по каким-то непонятным причинам не хотят говорить… Ветеранов этой войны никто не знает в лицо, их имена мало кому известны, и единицы пытаются исправить это положение, а некоторые оскорбляют честь ветеранов и их пребывание в Афганистане даже ставится в вину. Они выполняли, прежде всего, боевой приказ, который не терпит возражений.  В этот день проходят траурные мероприятия; спортивные состязания, благотворительные концерты, митинги и т.д. в честь павших и выживших.

Анализ сценариев

Сценарий Ю.Макарова «Пусть память говорит…»

Данный сценарий был поставлен в с.Становое Липецкой области; как указывает автор – это сценарий литературно-музыкальной композиции. Перед самим «представлением» автор демонстрирует фильм, посвященный Афганской войне.

В сценарии рассказывается история войны, а именно истории о нескольких солдатах, погибших в Афганистане. Действующие лица:

Солдаты-афганцы(3), военный корреспондент, девушки(4), мать, чеченские женщины.

Основное решение сценария – разграничивание пространства сцены на «зоны»:

-задник – азиатский пейзаж: горы, кишлаки, аулы (Афганистан);

-в правом углу сцены – пограничный столб и камень-валун;

-в левом углу – декорации со среднерусским пейзажем – поля, березы и тд.

Начинается действие с выходом солдат из разных «зон»: каждый из своей-стихи о войне. После этого звучит песня автора-исполнителя В. Петрякова «Опять тревога» и демонстрируется фильм об афганских событиях. Корреспондент – исполняет роль ведущего. Рассказывает свою историю пребывания в Чечне (его отец-журналист вел дневник и погиб в Афганистане). Звучит песня «Афганский вальс». Стихи, затем песня гр. Лесоповал «Был пацан». На сцене появляются девушки из левого угла – рассказывается 4 истории о погибших солдатах, живших в Липецкой области (каждая история сопровождается выносом фотографии солдата), разбивают номерами: песня С. Трофимова «Когда окончится война»; номер о матери, пропавшего без вести солдата: звучит скрипка, мать поет песню о жизни сына «без войны»; песня А. Сошенко «Сто дней до приказа»; номер: бой чеченского солдата и русского. Далее продолжается история матери. Песня «Помяните меня». На авансцену выходит корреспондент с сыном и женой, говорит заключительные слова, звучит песня «Когда окончится война». Солдаты и корреспондент отдают честь, занавес закрывается.

В данном сценарии мне понравилось несколько моментов. Использование пространства – образное решение данного сценария – простые и тем самым интересные декорации, зритель представляет происходящее в действительности. Как пишет Л.Ф.Черкашенинов: «Сценарист-режиссер должен найти свой взгляд на историческое событие (тема), определить, что он сегодня считает главным в том эпохальном событии (идея), силой своей фантазии, опираясь на культуру народа, увидеть образ темы и идеи, разработат замысел всего концерта и форму его выражения.»2 Больше количество документального материала переплетается с художественным материалом: стихами, прозой, музыкой. Нет дыр – один номер плавно переходит в другой, одна история в другую. Очень интересен прием с ведущим – его выход из зала, «человек из народа». «В театрализованном концерте каждый номер подчинен общему темпо-ритму действия, он (номер) – или выражение события драматургии, или сценический этап его развития» - Л.Ф.Черкашенинов.3

Плюс материала в том, что показываются кадры из фильмов о войне, это помогает даже самому неопытному зрителю понять всю сущность происходящего. Минус – в использовании музыкального материала. Сценарист говорит всё «в лоб».

В данном сценарии я бы изменила несколько аспектов:

  1.  Декорации – образное решение – можно было сделать на вращающейся платформе, и при каждой смене действия поворачивать ее. Или в форме большого отрывного календаря – меняется место - меняются действующие лица, в заключении остался бы чистый лист, как символ недописанной истории.
  2.   Использование музыкального материала. Я бы подобрала такой материал, который не ставит зрителя перед фактом, например: если говорится о смерти – звучит песня об увядающих цветах; о солдатах – песня о перелетных птицах. Этот прием позволяет мыслить ассоциациями, привлекает внимание зрителя.
  3.  Номер – бой между чеченским и русским солдатом заменить проекцией дерущихся животных, или устроить что-то вроде перетягивания каната.

Сценарист использует последовательный монтаж в сочетании с коллажем.  Но лучшим вариантом является использование ассоциативного монтажа – представление притягивает зрителя, заставляет его фиксировать внимание на происходящем, делает сценарий красочным и неповторимым.

Концерт, посвященный 23 годовщине  вывода Советских войск из Афганистана.

Сценарий посвящен 23 годовщине вывода войск из Афганистана. Концерт включает в себя номера и выход ведущей. Используется документальный и художественный материал. Ведущая говорит о ходе войны, о погибших и выживших солдатах. Номера концерта: песни «Россия – Родина», «Солдаты России», «Все пути ангелов», «Сохраним этот мир».

В данном сценарии нет ничего – ни образного решения, ни театрализации. Плюс только в том, что используется разный материал. На мой взгляд, огромный минус в том, что в качестве номеров используются только песни, нет никаких хореографических номеров или хотя бы разводок.

Я бы сделала концерт театрализованным: ведущую можно задать как мать солдата, ждущую возвращение сына с войны и на этом аспекте построить весь сценарий, ввести несколько действующих лиц, например, солдат. Образным решением могут быть письма, как маленькие, так и большие. На большое письмо можно пустить проекцию войны, возвращение  колонн с военными, фотографии солдат. Письмо может трансформироваться в палатку, карту. Маленькие в птиц. Или можно использовать в качестве образного решения дверь (вращающуюся) – трансформируется в альбом, ящик с боеприпасами, сундук.

Разбавила песенные номера хореографическими, а также пластическими номерами, плюс использование света и проекции.

В данном сценарии нет ни слова о  ветеранах. Концерт позволяет нам использовать сцену. Можно пригласить ветеранов и предоставить им слово. Почтить память погибших минутой молчания.

В сценарии используется последовательный монтаж, что делает его неинтересным и скучным. Выгодным является использование ассоциативного монтажа. Также как и в анализе первого сценария, в сценарии концерта автор говорит всё «прямым текстом», что быстро надоедает и  зритель начинает думать не о вещах, происходящих на сцене, а о чем-то другом. Поэтому для концентрирования внимания сценарист должен использовать именно ассоциативный монтаж, возможно в дуэте с другим монтажом. Как это отмечает Н.М. Андрейчук: «Следует учесть, что виды монтажа – понятие условное. Ведь, к примеру, контрастный монтаж может быть одновременно и параллельным и ассоциативным. Да и цель любого монтажа – вызов ассоциаций. Однако это формальное деление помогает в учебном процессе понять какими разными путями может пойти мысль и воображение от «перестановки мест слагаемого материала». 4

Главное – знать меру. Чересчур большое количество метафор не даст в полной мере осознать, понять идею и смысл происходящего.

Линейка, посвященная выводу войск из Афганистана

Г.Пенза

Действующие лица: чтецы-дети, солдаты, ведущие.

Линейка начинается с построения солдат. Сдается рапорт о выводе войск из Афганистана. Звучит гимн. Появляются ведущие – слова о войне (история дня 15 февраля 1989г). Выходят чтецы – стихи об Афганистане, солдатах погибших на войне, памяти. Звучит реквием. Чтец говорит информацию о погибших и пропавших без вести солдатах. Рассказывается история Александра Титова, погибшего в Чечне. В честь погибших минута молчания. Проза о памяти. Звучит музыка Я. Френкеля «Журавли». Ведущий говорит заключительные слова, линейка объявляется закрытой.

Понравилась сама форма представления – линейка. Взят конкретный материал – биография отдельного человека.

Плюс линейки в том, что на ней присутствуют люди разных возрастов. Минусы – на мой взгляд, всё остальное, также как и в сценарии концерта нет образного решения, практически нет театрализации.

Используется только последовательный монтаж.

Я бы использовала такие виды монтажа как – ретроспективный и ассоциативный. Ходом сценария можно сделать доставку рапорта (использовать ретроспективный монтаж и в конце закольцевать начало линейки ее закрытием). Н.М. Андрейчук говорит о ходе так: «Сценарный ход – это своеобразный шампур, который пронизывает весь сценарий, его красная нить. Монтаж – это способ нанизывания на  этот шампур кусочков материала. Мы можем эти «кусочки» менять местами, собирать вместе, наслаивать друг на друга, фаршировать, соединять несоединимые по вкусу и форме,  контрастные по размеру, соединять съедобное и несъедобное и т. д.».5 Главным действующим лицом может быть актер, играющий погибшего Александра Титова. Ведущим является либо сам Титов, либо его сослуживцы. Образным решением могут быть деревянные ровные ветки - используются как оружие, как опора, складываются в костер, в тюремную решетку (плен), кресты. Увеличить использование музыкального материала; т.к. не указано место действия, если линейка проходит на сцене – использовать проектор и свет, также можно использовать дым-машину.

Можно сделать главными героями детей, вспоминающими своих отцов, ушедших на войну, за образное решение взять большой конструктор.

Торжественный вечер, посвящённый выводу советских войск из Афганистана

г. Ейск

Автор сценария: Фуникова Елена Шотаевна

Действующие лица – 2 ведущих. Используется художественный и документальный материал, а также письма солдат.

Ведущие выходят, приветствуют всех собравшихся. Рассказ о начале войны. Объявление торжественного вечера открытым. Звучит гимн РФ. А. Силиньш стихотворение «За то, чтоб кто-то нёс…» Видеоролик «Слёзы России». Озвучиваются цифры – погибшие, раненые, пропавшие и т.д. Демонстрируются слайды Афганской земли.  «Баллада о солдате» А.Буряк, Н. Ржевская, К. Ефросиненко. Ведущие рассказывают о «черном тюльпане» (самолет). Видеоролик. Монолог пилота «чёрного тюльпана». Читаются письма погибших к их семьям. Песня «Журавли» исп. А.Портянкин. Произносятся имена героев, награжденных медалями. Песня «Офицеры» исп. А. Овечкин. Всех приглашают пройти на улицу. Устанавливается памятник воинам-интернационалистам. Песня «Возвращайся » исп. А.Портянкин, В. Подопригора, Н.Ржевская. проекция фотографий солдат, стихотворение «Молитва» Крамарь А. Стих «В память павшим…», танец со свечами. Закрытие торжественного вечера. Звучит гимн.

В этом сценарии мне понравился только некоторый материал – информация о самолетах, открытие памятника. Остальное – всё как «со станка» - одни штампы, причем – постоянно одинаковые песни, стихи.

Можно было бы оставить такую форму сценария, как торжественный (тематический) вечер, но такую подачу материала нужно менять. За образное решение, я бы взяла, вещь солдата, например: шинель. Ход – показать зрителю, как вещь вместе с солдатом «прошла» всю войну и что с ней стало теперь.

Полностью поменяла бы музыкальный материал. Для зрителя очень тяжело постоянно находиться в подавленном состоянии, поэтому нужно подобрать что-нибудь более легкое. Например: песня Н.Носкова «Пропавшим без вести» - смысл песни понятен по названию, взять за образное решение – колыбели, а в колыбели положить солдатские каски – по ходу песни из некоторых колыбелей они пропадут, а в других останутся. Зрителю данный прием будет понятен, прост в применении, можно совсем отступить от темы взять вместо песни Носкова, обычную колыбельную, но это уже ориентировано на более «понятливого» зрителя; песня С.Бабкина – Солдатики – использовать рубашки – уже забитый, но очень понятный прием: сначала солдаты выходят в форме, а затем меняют ее на белые рубахи; тот же прием с платками, если делать песню о девушках, ждущих солдат – белые (цветные) платки – на черные. Если нужно повлиять на зрителя через музыкальный материал – то в этом случае, нужно использовать «зримые песни» - в них очень широко используются ассоциации, он заставляют «думать».

В сценарии используется полифонический монтаж. Но для лучшего восприятия зрителем нужно использовать ассоциативный. При этом виде монтажа, зритель чувствует себя «полным» участником праздника, он погружается в атмосферу, которая постоянно «заманивает» его в себя.

Заключение

Мною было прочитано большое количество сценариев, посвященных годовщине вывода войск из Афганистана, в курсовой работе представлено 4 анализа самых ярких из них. В основном допускаются идентичные ошибки – есть только «оболочка» и никакой «начинки». Скудная подборка выразительных средств. Нет визуального интереса, а это значит, что нет эмоционального восприятия. Конечно, материал набирается сам по себе душещипательный, но если бы к нему еще подобрать точное образное решение и его использование, то это материал работал бы на идею и усиливал эмоциональное восприятие зрителей. Во многих сценариях нет театрализации, нет персонажей, образных решений, что практически уничтожает чувственную сторону материала на сценической площадке, и это ужаснейшая ошибка.

Чаще всего в сценариях используется самый простой вид монтажа - последовательный. Такой монтаж не функционален, и зритель уже после первых минут представления теряет интерес, ибо последовательный монтаж в чистом виде не имеет такого эмоционального воздействия на зрителя, как, например, ассоциативный, так как ассоциации возникают произвольно и возбуждают определенные чувства. И здесь главное правильно использовать ассоциации.

Также можно играть со зрительским восприятием на контрасте. Контраст позволяет воздействовать на зрителя так быстро, что зритель не успевает толком ничего сообразить, но на эмоционально-чувственном уровне воздействие уже произошло. Это один из самых сильных и интересных приемов монтажа в театрализованных представлениях.

В связи с этим, я поняла, что лучше совмещать несколько видов монтажа: например – последовательный и контрастный;  последовательный и ассоциативный. Так как главным образом в театрализованных представлениях мы работаем с эмоционально-чувственной сферой человека, и совмещение нескольких видов монтажа в одном сценарии, поможет лучше воздействовать, и лучше донести до зрителя мысль, и лучше развивать образ во время действия. «Монтаж – это язык философии в искусстве, это мышление образами, действием, сопоставлением противоречий».6

В общем, монтаж – одно из самых главных средств сценариста и режиссера ТПиП, которое собирает в единое целое весь разрозненный материал и усиливает воздействие.


Приложение

Сценарий театрализованного концерта, посвященного годовщине вывода войск из Афганистана «Живая память…»

Название – «Живая память».

Место проведения – концертный зал дома культуры.

Целевая аудитория – ветераны войны, школьники,  все желающие (ограничения по возрасту – с 14  лет).

Тема – годовщина вывода войск из Афганистана (Мы знаем, нет нашей вины в том, что другие не пришли с войны…).

Идея – Познакомить «нынешнее» поколение молодежи с  трагедией войны, почтить память солдат, воевавших в Афгане.

Образное решение – Большие часы (циферблат).

Педагогическая цель – познакомить подростков с историей Афганской войны, привить уважение к ветеранам.

В прочитанных мною сценариях очень мало внимания уделяется ветеранам, то есть – праздник вроде и для них, а вроде и для всех. Но ветераны войны – необычные люди. Для них слова: Афган, война… не пустой звук. Посредством  этого концерта уделить особое внимание солдатам-ветеранам. На самом деле – очень небольшое количество людей знают что-то об этой войне. А нынешнее поколение (школьники) и вовсе не слышали о ней. В сценарии используется ассоциативный монтаж + последовательный, разнообразный материал – как художественный, так и документальный, большое количество номеров.  15 февраля  2014 года – 25-ая годовщина вывода войск из Афганистана, на основе этой даты я пишу свой сценарий. Я думаю, мой сценарий будет интересен и полезен всем.

В начальном эпизоде под композицию «В.Высоцкий – нас не нужно жалеть» через зал медленно в полумраке будут выходить «вдовы» к циферблату, после чего пойдет документальный материал о самой войне.

В следующем эпизоде пойдет речь про само военное время, где будет использоваться документальный и художественный  материал (статистика, стихи, статьи и т.д.)  связанный последовательным монтажом с песнями Ярославская – «Вернись», Любэ – «Солдат», Бабкин – «Солдатки» и т.д., что раскроет суть происходящего на той войне. Далее пойдет речь о матерях и пропавших без вести.

Эпизод про вывод войск из Афганистана. Будет использован документальный материал про ветеранов и их семей. Чествование ветеранов. В завершении детские голоса о войне. Финальная песня.


Список литературы

  1.   Н.М. Андрейчук, «Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников», Барнаул, 2007.;
  2.  Л. Ф.  Черкашенинов, «Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры: учебное пособие». – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2009.;
  3.  Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: Просвещение, 1986.;
  4.  Сайт – ru.wikipedia.org;
  5.  Журнал «Сценарии и репертуар» 2013, выпуск 9-й;
  6.  Сайт - nsportal.ru;
  7.  Сайт  prodlenka.org.

2 Черкашенинов, Л. Ф.  Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры: учебное пособие. – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2009. – С.198.

3 Там же. С.199.

4 Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие. – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2005.

5 Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие. – Барнаул, Изд-во АлтГАКИ, 2005.

6 Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – М.: Просвещение, 1986.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42534. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ШАРОВ 274.5 KB
  Сцепление и сопротивление при качении тел по твёрдым поверхностям.Уравнения динамики и энергетического баланса при качении тел по наклонным поверхностям. Исследование столкновения стальных шариков при качении. Изучение законов динамики при качении тел по наклонным поверхностям; 2.
42535. Определение линейных и угловых скоростей и ускорений, моментов инерции, сил натяжения нитей. Исследование энергетического баланса 950.5 KB
  Уравнения кинематики и динамики. Исследование энергетического баланса. Опыты с диском Максвелла без дополнительного кольца. Опыты с диском Максвелла с дополнительным кольцом. Определение максимальной и средней сил натяжения при рывке нити...
42537. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ И СПОСОБОВ ОСЛАБЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА 9.42 MB
  Шум представляет собой сочетание звуков, различных по частоте и интенсивности в частотном диапазоне 16-20000 Гц, не несущих полезной информации. В каждой точке пространства, в котором распространяются звуковые волны, давление и скорость движения частиц воздуха изменяются во времени. При колебаниях частиц воздуха, вызванных прохождением звуковой волны, возникает избыточное (относительно атмосферного) давление, называемое звуковым давлением Р, Па
42538. Побудова системи масового обслуговування з втратами та без очікування 23 KB
  Кількість обслуговуючих пристроїв – Кг де Кг – кількість голосних букв в Вашому прізвищі. Процедура розподілу потоків поміж обслуговуючими пристроями: Якщо Кп – парне, то – рівномірно на всі пристрої, якщо Кп – непарне, то спочатку спроба на перший пристрій, при занятості на другий і т.д.
42539. Понятие социального действия. Социальное взаимодействие 15.4 KB
  Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него
42540. Концепция общества. Общество как система 15.77 KB
  Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.
42541. Принципы типологии общества. Типы общества 16.21 KB
  Традиционное общество — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами
42542. Первині засоби пожежегасіння та дослідження якості вогнегасних речовин 37 KB
  В комплексі заходів спрямованих на ліквідацію пожежі що використовуються в системі протипожежного захисту важливе значення має вибір найбільш раціональних способів та засобів припинення горіння згідно зі СниП 2. Існують такі основні способи припинення горіння : Охолодження зони горіння або речовини що горять нижче певних температур. Ізоляція вогнища горіння від повітря. Хімічне гальмування інгібування швидкості реакцій окислення горіння у полум’ї.