87270

Особенности развития вышивки как вида декоративно-прикладного искусства

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Вышивка распространенный вид народного декоративно-прикладного искусства орнаментальное или сюжетное изображение на тканях коже войлоке выполненное различными ручными или машинными швами при помощи ниток либо других материалов.

Русский

2015-04-18

3.44 MB

8 чел.

2

«Особенности развития вышивки как вида декоративно-прикладного искусства»

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ І . ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ВЫШИВКИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА………

1.1. Вышивка как разновидность декоративно-прикладного искусства, его классификация……………………………………………………………

1.2. История возникновения и развитие вышивки……………………...

1.3. Выводы по разделу…………………………………………………...

РАЗДЕЛ ІІ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫШИВКИ В ИСКУССТВЕ…………………..……

2.1 Художественно-выразительные средства вышивки…………………

2.2. Особенности технологического процесса изготовления вышивки…

2.3. Охрана труда и техника безопасности при вышивании……………..

2.4. Выводы по разделу…………………………………………………......

ВЫВОДЫ…………………………………………………………….……….....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..….

РАЗДЕЛ І. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ВЫШИВКИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. Вышивка как разновидность декоративно-прикладного искусства, его классификация

Вышивка - распространенный вид народного декоративно-прикладного искусства, орнаментальное или сюжетное изображение на тканях, коже, войлоке, выполненное различными ручными или машинными швами при помощи ниток либо других материалов. Удивительное богатство художественно эмоциональных решений народной вышивки обусловлено разновидностью материалов, техник выполнения орнаментов, композиций, колорита, которые имеют многочисленные локальные особенности. Нет пределов разнообразию их художественно-выразительных средств.

Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур, у этого искусства многовековая история. В разное время материалом для вышивки служили как драгоценные камни и жемчуг, бисер и бусы, монеты, блестки, ракушки, так и жилы животных, окрашенные или натуральные нити конопли, льна, шелка, хлопка, волос и шерсти. Во все времена вышивка отражала представления и художественные вкусы разных народов, показывала их мастерство и национальное своеобразие.

В разработке классификации (деления по определенным общим признакам) и типологии (деление на группы, отражающие существенные различия) вышивки исследователи шли за выразительными основными признаками: материал и техника, орнамент, композиция, колорит, функционально-практическое назначение.

Материалы предопределяют художественный уровень произведения. В связи с назначением вышивальные материалы делятся на два типа:

1) основа, на которой вышивают, шерстяные, льняные, холщовые, домашнего производства ткани, кожа, сукно. Позже - ткани фабричного изготовления: перкаль, коленкор, батист, китайка, кумач, бамбак, су раж, муслин, плис, шелк, кожа и др.;

2) материал, которыми вышивают: нитки ручнопряденые льняные, конопляные, шерстяные, нити фабричного изготовления - пыл, боль, кумач, волочка, гарус, зсуканные шерстяные нитки «плед», шнуры, шелк, металлические, золотые и серебряные нити, кораллы, жемчуг, драгоценные камни, бисер, металлические пластинки - блестки, пуговицы, сафьяновые ленты и т.д.  

Вышивальные материалы постепенно совершенствовались. Так, на смену ручно пряденным приходили нити фабричного изготовления. Для отдельных компонентов одежды и интерьерных тканей использовали другой материал. Холщовую одежду преимущественно вышивали льняными, шерстяными, ручно пряденными нитками, хлопчатобумажными фабричного изготовления; шерстянойсвиты, безрукавки, сердаки, гугле, кроме названных нитей, вышивали еще и шнурами, шерстяными нитками фабричного изготовления - волочкой; перемоткинитками, шелковыми, серебряными, золотыми нитями; кожухи шерстью, сафьяновыми лентами, шелком и т.д. С середины XIX в. все чаще для вышивания использовали гарус, фабричные, а с начала XX в. - нитки «ДМС», мулине, бисер, шелк и т.д.

Природные, физические, структурно-эластичные свойства, цветовые оттенки, характер взаимодействия этих двух видов материалов определяют художественное качество вышивки. Коллективная мудрость народа заключается в художественном умение гармонизирования различных видов материалов, наиболее выразительного выявления их красоты в двухмерной плоскости и продуманной пропорциональности вышитых узоров и пробелов ткани для усиления эмоциональных акцентов орнамента, колорита.

Творческая изобретательность, сила художественной фантазии обнаружена в различных способах использования отбеленных и неотбеленный нитей, рецептов окрашивания льняных, конопляных, шерстяных вышивальных ниток природными и химическими красителями.

Часто для вышивания одного узора использовали и льняные отбеленные нити («белые», «белка», «белье», «белая белка» и др.), и нитки с сероватым, охристым оттенком, и хлопчатобумажные нити «памуть», «фабричные», «запол», и шерстяные нити ручного прядения и фабричного изготовления – «волочку», «лучок», гарус, металлические золотые и серебряные нити, бисер и т.д. Вышивание разными по качеству и структуре шелковыми, шерстяными, металлическими нитками усиливало рельефность узоров, их объемно-пространственное звучание.

За материалом вышивки делятся на основные типы: льняное, шерстью, шелком, золотом (серебром). Общераспространенное сочетание материалов лежит в основе деления вышивок на отдельные подтипы: золото-шелковое, шерстяное-памутовое и т.д.

Вышивка славится богатством технического исполнения. Бесспорно, слово вышивка происходит от слова шить. По мнению исследователей, древнее название вышивки – «шить», «шитье», «шов». В народной терминологии вышивка еще и сейчас называется «нашиванием», «пошивом», «розшиванием», «прошиванием» и т.д.

Шить, вышивать – это разными способами протаскивать, закреплять нитку, заволоченную в иглу, наносить стежки на ткань или кожу. От того, как эти стежки прошивали ткань, как вышивальная нитка ложилась на основу, через какие промежутки (сколько нитей основы), стежки были прямыми, наклоненными или косыми, натянутыми свободно постеленными на ткани, – зависели различия, специфика выполнения.

Результаты анализа сохранившихся образцов вышивок X–XII вв. орнаментального и изобразительного шитья (вышивка золотом, серебром, шелком) позволяют выделить разные техники вышивания.

Перед началом вышивания сложных работ необходимо уметь правильно и быстро выполнять простые швы. Если они будут даваться легко, то в дальнейшем проблем с освоением какой-либо ручной техники вышивки не возникнет.

К простейшим швам относятся контурные — «вперёд иголку», стебельчатый, тамбурный и т. п., а также петельный и «козлик», петельки с прикрепками и «узелки». Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек — стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов — «узелки», «козлик», тамбурный и т. д. Все они несложны, не требуют особых навыков в вышивании, но, освоив их, можно выполнить более сложные узоры. Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1—2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т. д. (рис. 1a).  

Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (3—6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделать второй стежок и т. д. Стежки шва и пропуски надо делать одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру; стежки располагать в два и более рядов (рис. 1б).

Шов «за иголку» — непрерывный ряд стежков (рис. 2). Движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложить слева направо. Иглу ввести в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводить на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводить в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками (рис. 3). В направлении справа налево сделать первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывать левее первого стежка на 8 нитей и выполнять второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.

Стебельчатый шов используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис» (рис. 4). При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо, если вышивать двумя руками, и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой вывести на середину левой стороны стежка, уложить к себе и прижать к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делать прокол в ткани выше первого стежка, а выводить иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперёд наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, т. к. при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

Шов «шнурок» выполняют в два приёма (рис. 5а, б). Сначала по прямой линии или по контуру узора надо сделать стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подвести под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 5а).

Шов «козлик». Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т. п. (рис. 6). Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани, Стежки нужно располагать слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.

Петельный шов или краевой шов. Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3—4 мм и приметать её ниткой в тон ткани (рис. 7). Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2—3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3—4 мм.

Стежки могут быть разной длины (рис. 7а), группироваться по 3 и более стежков (рис. 7b). Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4—6 мм, располагая их между стежками синего цвета.

Техника шитья «в прокол» заключается в том, что металлической нитью прокалывается основа ткани и на лицевой стороне стелятся стежки. Разнообразие густоты и направление их расположения создают привлекательную неоднородность структур отдельных элементов, мотивов и форм (рис.8).

Техникой «шов по форме» (косыми стежками застеливались закругления, волнистых обрамлении) и техникой «шов в елочку» поверхностным нанесением встречно наклонных стежков изображались ветви, узкие ленты (рис.9).

Техника «в прикреп» заключалась в том, что металлические нити плотно накладывали друг возле друга на ткань и пришивали к основе ткани шелковыми нитками. Такой же техникой выполнялась вышивка перламутром, кораллами, бисером, кожаными лентами, шерстяными шнурами и т.д. В XVII в. была распространена техника «вприкреп» по мягкой подстилке, когда под металлические нити подлаживали мягкие льняные, шелковые, а также техника «вприкреп» по твердой подстилке, когда под металлические нити подкладывали картон. Эти техники можно увидеть на плащаницах, ризах, покровах, пеленах и т.д (рис.10).

Художественное звучание усиливалось введением мелких косых стежков на подложке – «шов по веревке» (рис. 11), прямых стежков часто в шахматном порядке – «панцирный шов». В сюжетных изображениях – лицо, руки – вышивали шелковыми нитками плоско, густо, гладко застилая плоскости различными, в соответствии с формой, стежками – «едвабний шов».

На протяжении веков доминирующими способами вышивания было нанесение вышивальной нитью прямых, наклонных, встречно-наклонных стежков. Эти три способа наложения развивались по-разному в определенных средах, в творчестве вышивальщиц в помещичьих, дворянских, монастырских, городских мастерских и в народном творчестве.

Результаты анализа датированных вышивок XVII–XIX вв., выполненных ручнопряженными льняными, шерстяными нитками, нитками и т.д, дает возможность выделить два основных метода нанесения стежков вышивальной нити на основу: двусторонний и односторонний.

Двусторонне на ткань стежки наносятся такими техниками: перебор, штапивка, «позади иглы», двусторонняя гладь, стебельный шов, сосновка,  различные техники выкалывание, вырезание, мережная, рубцевание, обметывание т.д.

Не менее разнообразны  и техники одностороннего вышивания, то есть нанесение вышивальных стежков с выворотной или лицевой стороны ткани. Вышивания с выворотной стороны (низинка, занизование) – это последовательное протягивание вышивальной нити от одного конца ткани к другой, во время которого застилается определенное количество нитей основы попеременно один раз – с внутренней, а второй – с лицевой стороны. Вследствие этого на изнаночной стороне ткани образуется узор обратный, т.е. отрицательный той, что есть на лицевой стороне.

Вышивальщицы постоянно обогащали, разрабатывали новые техники поверхностного вышивания с лицевой стороны. К ним относятся: кафасор, двухсторонняя штапивка, верхоплут, бегунок, плетенка, косичка, ретязь, крестик, «через чисницю», цепочка-тамбур, «кудрями», парами, рушниковий, городокский, выбора и т.д.

Названные техники – типичные в вышивальном искусстве. Они не исчерпывают всего богатства вышивания, их различные типы обогащают локальные подтипы, группы, известные в каждом районе, даже в отдельных селах. Кроме этого, индивидуальное творчество вышивальщиц, «легкость» рук влияет на длительность выполнение одних и тех же техник вышивания, которые менялись в зависимости от назначения, материалов, размеров, формы, цвета изделий.

Народной вышивке присущи миниатюрность, чистота исполнения, ювелирный характер. Очень часто вышивки выглядят одинаково как с лицевой, так и с изнаночной стороны, отличаясь интересными акцентами зеркальной симметрии. Исследователи утверждают, что за техниками вышивания различаются около 100 типов вышивок.

От техники вышивания в значительной степени зависит характер трактовки орнаментальных мотивов, их композиционное, колористическое решение, структурно-пластические акценты. В разработке орнамента вышивальщицы шли от отдельных простых элементов до сложных мотивов, комплексов.

Вышивка – уникальное искусство народной графики, она сохранила в себе многовековую культуру декоративной линии. Стежки-линии – прямые по горизонтали или вертикали, диагонали – основа создания сложных орнаментальных форм.

Вышивка рассматривается как один из видов живописного искусства. Анализ серебристых переливов вышивки белыми нитками на белом фоне, звонких звучаний вышивки красными и белыми, красными и синими, красными и черными нитками, красочной сочности многоцветной гаммы позволяет утверждать, что в этой области всесторонне раскрылось колористическое дарование народных мастериц. Выделяется одноцветная, двухцветная, многоцветная вышивка – орнаментальная казна коллективного гения. В ней воплощены чудеса народной фантазии – геометризованный метод изображения красоты земли, природы, солнца, человека.

По содержанию и форме орнаментальных мотивов вышивка преимущественно делится на геометрическую, растительную, зооморфную, орнитоморфную и антропоморфную. Самые распространенные мотивы в традиционном геометрическом орнаменте вышивок – прямые, наклонные, ломаные и неровные линии, зигзаги, меандры, плетенки, ромбы, квадраты, треугольники, розетки, кресты, шипы. Следует подчеркнуть разнообразие геометрических узоров, гармонию и взаимосвязь всех элементов, четкую ритмичность линий, очертаний.

Растительный орнамент характеризуется разнообразием изображений цветов, листьев, цветочных веток, деревьев и т.д.( рис.12 а, 12 б). Зооморфные (птицы, орлы, петушки, зозульки) (рис.13)  и антропоморфные (изображение человека) мотивы в основном геометризованные, подчинены доминирующим растительным или геометрическим мотивам (рис. 14). Сюжетная вышивка более распространена в культовых изделиях (рис.15).

В XIX в. мотивы архаического типа, например, богини-берегини, испытывают активных изменений, дополняются новыми элементами, обогащаются средства их технического исполнения. Происходят изменения в цветовом решении (преимущество полихромной), сложные процессы перехода от четких геометрических до геометризовано-растительных форм (одновременно – соразмерность существование даже в одних узорах).

Среди разнообразных вариантов композиционного решения вышивок преобладают ленточная, букетная, «вазонная» композиции. Несколько меньшее применение получила розеточная и шахматная системы размещения вышитых орнаментальных мотивов.

Вышивка отражает живописную, графическую и орнаментально-композиционную культуру народа. Вместе с тем она является результатом как материально-практической, так и духовной деятельности людей. В ней содержится информация о орнаменте, композиции, колорита, она охватывает и сферу знаний, эстетические взгляды, вкусы, а также обычно-обрядовые аспекты, этические убеждения и т.п.

Но наибольшее значение имеют эстетическая и познавательная функции вышивки. Через систему орнамента, цвета передаются сложные аспекты миропонимания и мировосприятия окружающего мира. Вышивка активно выполняет коммуникационную функцию – зрительную передачу информации от поколения к поколению, от художника к художнику. Можно выделить также празднично-знаковую, символическую функцию вышивки, прежде всего вышивку хоругвей, знамен.

Вышивка своеобразно выступает в сложной системе других факторов, прежде всего языка – как признак ее принадлежности к творцам одной этнической группы людей. В ней правомерно выступают не только национально-специфические признаки, но и общечеловеческие. Вышивка входит в систему межчеловеческой коммуникации, это искусство понятно для всех. Изучение ее в системных структурах орнаментально-композиционного решения, функциональных вещей дает возможность определить отличительные признаки, специфику художественной образности вышивок одежды, интерьерного и  обрядового назначения.

Вышивка одежды объединяет типы, подтипы, группы вышивок, которые различаются содержанием орнаментальных мотивов, характеру композиций, цветом, материалом и техникой исполнения. Существуют многочисленные локальные различия. На протяжении веков определились преимущественно принципы размещения вышивки на головных уборах, нательном, нагрудном, поясном, верхней одежде, обуви.

Вышивка головных уборов (лент, перемоток, платков, шляп, шапок) характеризуется оригинальной композицией. Ленты вышивали рядами пышных цветов, сложных геометрических мотивов или ломаной или волнистой гибкой линией, в вгибах которой расположены цветы, а на выступлениях-листики, бутоны.

Перемотки-обруси вышивали широкими полосами геометрических и геометризовано-растительных мотивов по краям и в налобной части (рис. 16).

Чепцы, кибалки выделяются преимущественно сплошь вышитыми сложными розеточными композиционными мотивами, размещенными по краям в виде каймы, в углах и на всей плоскости в розеточном или ленточном плане (рис. 17).

В мужских шляпах вышивали горизонтальную ленту между полями и лбом. Часто пришивали объемно-выступающие цветные ленты, «червячки», кисти и др.

Шапки-магерки вышивали гарусом, нитками красного, белого цвета, с вкраплением синих, зеленых нитей.

Вышивка головных уборов –  важный художественный акцент в композиционной целостности народной одежды.

Вышивка рубашек выделяется логичностью расположения, особым богатством вышивальных техник. Издавна рубашке приписывается волшебная сила, с ней связан ряд поверий, обычаев, обрядов. Рубашка рассматривается как «двойник» человека, который ее носит. Рубашка приближала к телу, и ее издавна вышивали, наделяя магическими символами-знаками, чтобы была хранительницей.

В женских рубахах вышивали воротники, пазухи, подолы, рукава, в мужских –  воротники, манжеты, манишки. Крой рубашек, эволюция народного моделирования влияли на принципы размещения вышивки на отдельных частях рубашек. Так, на узких обшивках мужских рубашек (при рубцах шеи, стоячих воротниках) ленточное расположение вышивки по всей длине, а на отложенных воротах часто вышиты только передние края и преобладает центральная, розетково-отраслевая композиция.

В конце XIX в. внизу разреза пазухи начали нашивать прямоугольные клинья, где вышивка располагалась в горизонтальном направлении, обрамляя вертикальные полосы, выполненные вдоль разреза пазухи.

Вышитые рукава по характеру расположения узоров делятся на следующие основные группы: 1) вышитая верхняя часть –  уставки (полики) и манжет; 2) вышитые только уставки; 3) вышивка размещена на всей их плоскости.

Вершин художественного совершенства народные мастерицы достигли в вышивании уставок. Это доминирующий акцент не только вышивки рукавов, но и всей рубашки. Логично продуманное расположение прямоугольной плоскости уставки, высотой преимущественно до 15 см, шириной до 35 см на самой видной верхней части рукавов.

Уставки красочными лентами горизонтально пересекают вертикальную плоскость рукавов ниже предплечий, отчетливо выделяясь в конструкции рубашек, легко просматриваются в круговом аспекте.

Вышивка манжетов -- «чехлов», «михалок», «запястье» зависит от их формы. Однорядными лентами размещены орнаментальные мотивы на узких обшивках. На манжетах вышивались и несколько рядовые полосы, часто с переходом в мелкие складочки рукавов. Встречаются манжеты, вышитые только на краях. Разнообразит вышивку манжетов их обметки, петливание.

На подолах додильних рубашек выполняли горизонтальные полосы с мережаными рубцами. Встречаются рубашки с бочками – в них низом при разрезах имеются вертикальные полосы, высотой до 12 см. Вышивка подола рубашек несет весомое художественное нагрузки, она обрамляет, композиционно завершает систему вышивки рубашки.

Нагрудная одежда – прямоспинный, приталенный, короткий, с рукавами и без рукавов –  мережили  вертикальными полосами на полах, при нагрудном разрезе на проймах и горизонтальными – снизу полей, спинки и рукавов. Своеобразная вышивка безрукавок, их полы вышитые сложными лентами, а в углах полей при боковых швах, на спинке расположены розеточные или центрально-лучистые композиции. Часто на спине безрукавок между вырезами проймы – зооморфные и антропоморфные мотивы в сложном обрамлении.

Вышивка поясной одежды (запасок, юбок) выделяется ленточным характером расположения мотивов в нижней части. В различных вариантах ритмического повторения выполнены мотивы розеток, зубцов, цветов, веточек, деревьев и т.д.

Кожухи вышивали широкими горизонтальными полосами снизу на рукавах, в нижней части и вертикально на правой пилци. В кожухах с отрезной спинкой мережили полосы на спине (над линией талии), возле разрезов карманов и  на рукавах.

Вышивка верхней плечевой одежды (свит, сердаках т.д.) характеризуется сложными орнаментальными композициями на спине, при поясе, полах, рукавах т.д.

Каждому виду одежды, отдельным его компонентам соответствует определенная техника исполнения, материал, комплексы орнаментальных мотивов. Вышивка сложнее и богаче на центральных плоскостях рукавов рубашек, безрукавок, кожухов, свит, в рогах платков, краях перемоток, внизу запасок. Отличается вышивка женской, мужской, детской одежды, а также свадебного, для ежедневной работы, на праздник и на смерть.

Соблюдение этого принципа обязательно в трудах вышивальщиц, которые четко выделяли специфику художественных приемов, различных техник, в зависимости от ее применения на различных частях одежды.

Вышивка тканей интерьерно-обрядового назначения имел специфические художественные средства, ее художественная образность обусловлена функциональной ролью декорирования интерьера, эмоционально-символической ролью.

Полотенца –  самая распространенная типологическая группа –  играли важную роль в семейной и общественной жизни. Они были необходимым атрибутом во время торжественных событий, встречи гостей, закладка новых жилых и общественных зданий, празднование рождения ребенка, сватовство, свадьба, похоронных обрядов. В народе сохранилась исконная вера в животворную силу полотенец, их символическое значение в человеческой жизни. Исследователи утверждают, что в далеком прошлом во время языческих праздников девушки украшали полотенцами ветви деревьев. Изображаемые на полотенцах ромбы, розетки, квадраты символизировали солнце, землю, растения, им поклонялись как явлениям, которые дают жизнь, оберегают от различных бед, страданий, злых сил. Центральный угол дома – угол – исконное место для языческих убрусов, а полотно играло роль иконной  доски, на него наносили священные языческие изображения, которые предшествовали иконам.

Полотенца, вышитые разными нитками (шелк, белые, памуть, золоте, серебре, бисер и т.д.), имеют определенные типы композиций, отличаются техническим исполнением, цветовым решением. Преобладают доцентрическое расположение деревьев жизни, цветочных вазонов и ленточный уклад мотивов в поперечные полосы. Реже встречаются полотенца с орнаментальной полосой при одной широкой стороне.

Скатерти вышивали на центральной плоскости и кайме с четырех сторон, только по кайме; двумя-тремя рядами только в более узких краях.

Полотнища, платы, платки в отличие от платков – головных уборов имеют другое, интерьерно-бытовое, обрядовое назначение. Неслучайным является прямые аналогии вышивок по орнаментальным, техническим, композиционным, колористическим решением с вышивкой тканей интерьерного назначения, в частности полотенец, скатертей.

Реже бытовали белые простыни, с одного края которых пришиты наличники – подозрения. Это полотнища (2 м X 40 см), вышитые в орнаментальные ряды из розеток, волнистых лент или мелких цветочных ветвей.

Вышивка на наволочках расположена преимущественно с одной стороны на прошвах. На детских подушках центрально-круговая композиция – преимущественно по центральной части верхней плоскости наволочки.

Вышивки на тканях интерьерного и обрядового назначения отличаются продуманной конструктивностью. Узоры преимущественно в устоявшемся порядке: на центральной плоскости, по краям, по бокам, по концам с учетом их хорошего обзора.

Белый цвет ткани, отбеленных нитей, а также красно-синие, многоцветные узоры обогащали живую игру светотеней в вышивках, которые ярусами спадали на кроватях, жерди, столах, стенах, усиливали их звучание в интерьере домов, культовых помещений.

1.2. История возникновения и развитие вышивки

Искусство вышивания уходит своими корнями в далекое прошлое, оно имеет многовековую историю.

Пожалуй, никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так учитывая, недолговечность ткани и нитей наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы в V в. н.э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX в.).

Очень древние изделия вышивки дошли до наших дней, они относятся к VI–V векам до нашей эры. Эти изделия относятся к искусству древнего Китая. Шелковая ткань начала производиться именно там, и стоила безумно дорого. Поэтому, заниматься вышивкой могли позволить себе только очень знатные дамы из высшего общества. Они вышивали золотыми и серебряными нитками, очень искусно. Вышитые изделия сохранились и до наших дней. История вышивки Китая говорит о том, что украшали не только одежду, но и различные декоративные панно, ковры и тканевые картины. Вышивка включала в себя изображение птиц и животных (рис.18).

Переход от каменного и костяного веков привел к изобретению бронзовой, а затем и стальной игле. История вышивки говорит о стремительном развитии этого ремесла. Изобретались и усовершенствовались все новые и новые способы вышивания и шитья.

Также пригодной для вышивания была шерстяная ткань, но при появлении льняной ткани, значительно облегчило работу, так как структура волокон льна и белизна ткани отлично подходили для вышивки. Родиной льна считается древняя Индия, где впервые было выращено это растение (рис. 19).

В древнем мире, вышивка символизировала оберег, как талисман от темных сил и злых духов. В древнем Египте, вышивка обозначала социальный статус человека. Самая красивая, яркая и богатая изготовлялась для царских особ, фараонов, а у низших слоев была более скромной или, вообще, отсутствовала.

В древней Греции также использовали вышивку, доказательством того, послужили находки домашней утвари, где женщины вышивали на пяльцах  (рис. 20).

У славян вышивка носила религиозный характер. Считалось, что вышитые по краю рукава, горловины и подолу орнамент, оберегал неприкрытые части тела от злых сил. При рождении младенца, дарили вышитые изделия с орнаментами-оберегами. Также вышивка служила декоративным украшением для праздничных и свадебных нарядов (рис. 21).

С семи лет, девочки учились вышивать, готовя приданное для замужества. Главными критериями были, качество, объем и сложность рисунка. По этим признакам определяли аккуратность и трудолюбие будущей невесты. Такое искусство передавалось от матери к дочери, из поколения в поколение. Вышивали полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, головные уборы и прочее.

Позже женщины по всему миру научились вышивать на тканях более сложные рисунки, геометрические фигуры и сцены из повседневной жизни. Особенно выделялась вышивка Византии, где рукодельницы искусно вышивали поразительные изображения растительного мира. Красочные и интересные вышивки Византии отличались шелковым шитьем и шитьем золотым (рис. 22). Оно поражает своей роскошью даже в наши дни.

Каждому народу принадлежал свой орнамент и свои цвета в вышивке. Это определяло их принадлежность к той или иной нации. Например, вышивался герб своей страны, своего рода, а также положение в обществе. Это служило так называемой, визитной карточкой.

В средневековье было принято иметь джентльменам и дамам, батистовые носовые платки с вышитыми инициалами в углу платка (рис. 23). Дамы дарили надушенные духами платки, своим поклонникам в знак симпатии.

Знатные дамы, также любили заниматься вышивкой. Собираясь в тесном кругу, обсуждая за рукоделием, последние новости светской жизни. Они расшивали предметы своей одежды дорогой и роскошной вышивкой, соблюдая тенденции текущей моды.

Английская вышивка известна своей богатой золотой палитрой, шелковыми и серебряными орнаментами и искусными завитками растений. Во Франции и во многих странах Западной Европы в средневековый период были распространены портретные вышивки, сцены охоты, изображения цветов и природы, орнаментальные мотивы. В Испании искусные вышивальщицы прекрасно изображали растения, животных и птиц на шерстяных и льняных полотнах.

Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что начало искусства вышивания глубокой древности и развитие его не прерывалась никогда –  начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду давние обитатели территории нашей страны - трипольские племена (время позднего неолита и начала периода бронзы).

Вышивкой была украшена одежда у скифов – жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот.

Известно много археологических доказательств относительно давности и распространенности народных обычаев вышивать одежду. В с Мартыновка Черкасской области был найден клад, датируемый VI в. н.э. Среди других вещей были обнаружены серебряные бляшки с фигурками, мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди. Бляшки, подобные найденным в с Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Ученые считают, что их занесли туда славяне из среднего Приднепровья. На фессальських бляшках изображен воин так выразительно, что видно вышитую вставку на рубашке.

Арабский путешественник Ибн-Фадлак (X в. н. э) в своем сказании о руссов отметил, что они имели вышитую одежду.

Во времена Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна - Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археологические раскопки, подтверждали значительное распространение вышивания в древнем Киеве на фибулах и серебряных браслетах XIII в. Где были изображены фигуры в рубашках с широкими вышитыми манишками.

В Ипатьевской летописи от 1252 говорится, что князь Даниил Галицкий в ходе встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотым плоским плетением.

Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный, оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливым трудом произвели разнообразные устелены техники вышивания, образцы древнекиевского вышивания на коже и ткани дошли до нас с X-XI вв. С первоначального занятия вышивка впоследствии превратилась в ремесло, которое нужно было хорошо знать. Известно, что такую школу очевидно, первую, в XI в. организовала сестра Мономаха Анна. В ней учили мастериц, которые вышивали церковную утварь, княжескую одежду и т.п..

Так же еще с давних пор было известна вышивка лентами. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. Но уже широкое применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток. Представители знатного общества стали носить роскошную одежду, которая была расшита лентами с золотой каймой, что соответствовало происхождению и рангу носившего.

В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Он также пригласил итальянских мастеров, чтобы те, в свою очередь, обучили этому мастерству местных ткачей. Но задумка его не удалась.

Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром. В 1560 году в нем трудились уже 50 тысяч мастеров. Они изготавливали различные ленты: золотые, шелковые, парчовые и атласные. В городах Велзи и Сент-Этьене, располагавшихся по соседству, производили тесьму около 45 тысяч ткачей. В 1660 году в Сент-Этьене и его окрестностях более 80 тысяч станков вырабатывали ленты и 370 изготавливали позументные изделия (галун, басон, позумент).

Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями. Следующий французский монарх, Людовик XV, сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным. В этот период в моду вошли объемные платья с летящими силуэтами, со складками и множеством ленточек.

Знатные дамы украшали свои платья лентами, нашивали на корсажи множество роз и других объемных цветов, также использовали хрусталики и жемчужины. Позже стали украшать лентами и белье, которое становилось более роскошным и изящным. Появились даже специальные ателье, в которых с помощью иглы и шелковых лент создавались настоящие произведения искусства. Некоторые из таких изделий сохранились и хранятся в различных музеях мира.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV - XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно.

В XVI-XVII вв. успешно действовали промыслы вышивания в Киеве, Чернигове, Корце и других городах. Во Львове вышивальный цех создан в 1658 г. Многочисленные такие мастера были в XVIII в. при монастырях, помещичьих усадьбах. Здесь вышивали одежду, скатерти, полотенца, наволочки и др.. Эти изделия в основном предназначались для продажи. Постепенно формируются значительные вышивальные центры, например, в селах Григорьевне на Киевщине, Качаневци - на Черниговщине, Клембивци - на Подолье, и т.д.

С XVII–XVIII веков лентами стали украшать не только женскую, но и мужскую одежду. Украшали лентами даже облачение священников.

С XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения. Возрастало и количество станков, изготавливающих ленты. В городе Базеле В 1775 году их было 1225, а в 1870 году их стало уже 7631.Основатель дома моды Рю-де-ле-Пе, англичанин Чарльз Фредерик Ворт, а английскую вышивку добавил особый французский шик. Он не только украшал одежду лентами, но и вышивал на одежде различные мотивы шелковыми лентами и тесьмой.

Одежду донских казаков в XVII–XVIII веках отделывали вышивкой серебряными, золотыми, шелковыми нитями и различными лентами. Рубахи украшали вышивкой и лентами по низу подола и рукавов. Верхнее, распашное платье, расшивали жемчугом и лентами. Лентами украшали даже обувь.

Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.

В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью.

Постепенно новозеландские и британские мастерицы перехватили инициативу, они стали лучшими рукодельницами в то время. В XIX веке королева Виктория именно им поручала украшать свои наряды. А вот в Австралии этот вид рукоделия распространился намного больше, чем вышивка нитками, так как на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога.  

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Другой старинный убор для девушек – ленты – декорировался золотыми нитями и разноцветными лентами с бусинами. В Ржевском уезде женщины и девушки носили повойник – головной убор с нашитыми лентами и вышивкой из золотой нити. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. Низ сарафана украшали ажурной строчкой и ленточками. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии.

Во второй половине XIX в. вновь возник интерес к народному, национальному вышиванию и не только компонентов одежды, домашнего обихода, но и атрибутов, символики. И именно в этот период оказался своеобразным пробным камнем под давлением искусственных псевдонародных образцов, не присущие ей назначения. Ручное вышивание, как основа существования такого вида народного художественного промысла не могло быть конкурентоспособным с промышленностью. Попытка разных обществ, организаций, учреждений (например "Просвиты" земств, разных школ, курсов при них) по сохранению, и дальнейшего развития этого вида народного художественного творчества могли дать желаемых результатов в конкурсной борьбе с промышленным производством.

Однако вышивка не исчезла из жизни народа, как и не погасла его душа, эстетичные вкусы. Основное назначение вышивки – украшать одежду, интерьерно обрядовые ткани – обусловило ее выживание и дальнейшее развитие. Она стала почти исключительно домашним занятием.

Конец XIX - начало XX в. - Это период, когда вышивка приобрела массовое применение на женской и мужской одежде вышивания, образный, орнаментальный строй, приобретают четко отмеченные черты. Например, вышивка из растительного орнамента красного, синего, зеленого, желтого цветов Яворов шины на Львовщине и монохромный (черный), часто геометризируемый, орнамент. Неповторимостью композиций, орнамента, колорита характеризуется вышивки Полесья, Бойкивщиин, Подолье, Полтавщины. Часто они являются своеобразным "паспортом" для вышитых вещей (например, рубашек). Уже в конце XIX в начале XX в. вышивальщицам были известны более 1200 художественно-технических приемов вышивания, хоть веками существовало два основных метода нанесения вышивальными нитями стежков на ткань - двусторонний и односторонний. Широко было известно мережання, однако отдельные регионы имели свои особенности.

Композиционное решение вышивки отмечается безграничной фантазией, колоритом. И все же преобладает ленточная, букетное и вазонная композиции. Именно богатый колорит, сложные геометрические узоры, которые густо заполняют фон ткани, свойственные вышивке.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8- ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сырую Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. 

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки XIX века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

Вышивка - это не только мастерское творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов, утверждают, что наши предки обожествляли их, одухотворяли природу не только в фольклоре, но и декоративном искусстве. Например,  полотенца с вышитыми изображениями голубей, петухов, лошадей, крестиков и т.д. было своеобразными оберегами, защищавшими человека от "злых" сил.  Большое значение имела и цветовая символика (красный - любовь, жажда, свет, борьба, сорных - печаль, несчастье, горе, смерть, зеленый - весна, буйство, обновление жизни и т.п.). Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, вышитые на ткани, является еще одним свидетельством глубокого почета наших предков к Солнцу, Матери, как мощных, святых, животворных первооснов всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты.

Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Девушка должна была вышивать милому рубашку, платок, свадебные рушники. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

Вышитая своими руками одежда была одним из главных показателей трудолюбия девушки, устойчивости традиций пришли через века до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил типичные, наиболее целесообразные, обозначенные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера. К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. Самые распространённые приёмы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и темно- красной шерстью. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду. А вышивка была самым распространенным способом украсить ткань.

История вышивки, сохранилась и по сей день. Но все реже, стала применяться в одежде. Современные рукодельницы, все больше увлечены вышивкой картин из ниток мулине, ирис и атласной тесьмы, особенно популярными стали картины из бисера и стекляруса,  а так же картины, нарисованные на ткани,  а сверху-поверх рисунка вышитые отдельные элементы лентами  (рис. 24 а, б).

В магазинах можно найти любой материал для создания великолепной вышивки. Вышивка служит не только как декоративно-прикладным искусством, но и занятием для души. Тысячелетиями вышивка развивалась и объединяла миллионы людей по всему миру, создавая неповторимые шедевры.

Даже создание специальных машин для вышивки, не помешало сохранить традиции, которые соблюдались веками. Ведь только ручная работа ценится превыше всего, потому что она выполнена с душой и хранит в себе память поколений.

1.3. Выводы по разделу

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1 а, б. Шов «вперед иголку»

Рис. 2. Шов «за иголку»

Рис. 3. Рельефный шов «вперед иголку»

Рис. 4. Стебельчатый шов

Рис. 5. Шов «шнурок»

Рис. 6. Шов «козлик»

 

Рис. 7. Петельный шов или краевой шов

 Рис. 7 а, б, в. Виды краевого шва

   

Рис. 8. Шов «в прокол»

  

Рис. 9. Шов  «в елочку»

  

Рис. 10. Шов «вприкреп»

Рис. 11. Шов по веревке

Рис. 12 а. Растительный орнамент

Рис. 12 б. Растительный орнамент

Рис. 13. Зооморфный орнамент (птицы, орлы, петушки, зозульки)

Рис.  14. Антропоморфный орнамент (изображение человека

Рис. 15. Сюжетная вышивка

Рис. 16. Перемотки-обруси

Рис. 17. Чепцы, кибалки

Рис. 18. вышивки Китая

Рис. 19. Вышивки древней Индии

Рис. 20. Вышивки древней Греции

Рис. 21. Вышивка славян

Рис. 22. Вышивки Византии  

Рис. 23. Вышивки  средневековья

Рис. 24 а. Вышивка из ниток мулине

Рис. 24 б. Вышивка лентами


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61528. Альберт Эйнштейн. Специальная теория относительности 190.67 KB
  Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Во всем виноват Эйнштейн. Подготовка к уроку: Подготовка наглядности к уроку: портреты Эйнштейна в позднем возрасте карикатуры на него портрет Амадея Моцарта...
61529. Духовная жизнь: достижения и потери 30.63 KB
  Цели урока: 1)образовательные: Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинах идеологического наступления на культуру. 2) развивающая: Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию...
61530. Животные 21.94 KB
  Подготовка к новому материалу 10 мин Физ. минутка 1 мин Объяснение новой темы 15 мин Физ. минутка 1 мин Закрепление пройденного 10 мин Итог урока 2 мин Ход урока Этап работы Содержание работы Примечание...
61531. Использование элементов фольклора по теме «Глагол» 36.86 KB
  Цель: Научить детей распознавать глагол как часть речи на примере устного народного творчества. б Закреплять умение ставить вопрос к глаголу.
61534. Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных 20.54 KB
  Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...
61535. Система счисления 14.57 KB
  Система счисления Система счисления символический метод записи чисел представление чисел с помощью письменных знаков. Вес разряда число равное основанию системы счисления в степени номера разряда.
61536. Виды алгоритмов 14.83 KB
  Цель: закрепить знания учащихся о записи алгоритма и работы с ним. Задачи: Напомнить учащимся как выглядит алгоритм на письме Закрепить навыки работы с программой Word Организационный момент.