87274

Современная безработица: причины, типы, социально-экономические последствия

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные...

Русский

2015-04-18

65.45 KB

4 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»

Современная безработица: причины, типы, социально-экономические последствия

Курсовая работа по макроэкономике

Преподаватель:

Комарова О. Г.

Студентка: Досенко Карина

Группа: ЦЭМС - 12

Екатеринбург

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современная безработица

1.1. Сущность безработицы, типы (формы) безработицы………………………5

1.2. Причины возникновения безработицы…………………………………….12

1.3. Уровень безработицы……………………………………………………….18

Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы

2.1. Экономические последствия……………………………………………......20

2.2. Социальные последствия…………………………………………………...24

Глава 3. Безработица в России

3.1. Рынок труда в России………………………………………………………..29

3.2. Причины безработицы в России……………………………………………35

3.3. Уровень безработицы в России……………………………………………..38

3.4. Возможные пути решения проблемы………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованных источников…………………………………………...48


Введение

Представленная работа посвящена теме «Современная безработица: причины, типы, социально - экономические последствия».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема весьма актуальна, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том виде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики и для оценки ее эффективности.

Объект исследования - безработица в современной экономике.
Предмет исследования - современные проблемы в сфере занятости населения.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть безработицу в современной развитой экономике.

Задачи данной работы:

1. Исследовать теоретические основы безработицы;

2. Рассмотреть сущность и специфику типов безработицы и естественного уровня безработицы;

2. Раскрыть и проанализировать состояние рынка труда, а также  уровень безработицы в современной России.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.  

Данная работа может быть полезна государственным и муниципальным служащим.


Глава 1. Современная безработица

1.1. Сущность безработицы, типы (формы) безработицы

В условиях рыночного хозяйства безработица неизбежна. Объективной основой и определяющим фактором неизбежности возникновения и развития безработицы являются отношения собственности, наличие необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, существование системы наемного труда.

Безработица - это положение в экономике, кода часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или трудоустроиться вообще. Это несоответствие на рынке труда, кода предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть, как в количественном, так и в качественном отношении.

Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества. Она означает, что, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются, во-вторых, часть населения имеет очень низкие денежные доходы. Безработицу экономически считают закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: предложение труда не должно превышать спрос на труд. Однако с социальной точки зрения безработица рассматривается как негативное явление в обществе, так как ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, вызывает рост преступности. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. Марксистская теория безработицу обычно связывает с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) взрастает медленнее, чем потребность в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке безработица отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом свидетельствует так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда.

Безработным, по методологии Международной организации труда, считается тот, кто в настоящее момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По российскому законодательству, безработным признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Следует отметить, что принятая система учета безработицы в России не отражает действительных тенденций в развитии рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.

Не относятся к числу безработных граждане, не достигшие 16 лет; получающие пенсии по старости; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу - от двух предложений по профессиональной подготовке или места работы, в том числе временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды.

Для анализа состояния безработицы рассчитывается ее уровень, который определяется отношением числа безработных к числу экономически активного населения, выраженным в процентах.

Длительность безработицы определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных их категорий или безработных отдельных территорий.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночной экономики. Объективной основой и определяющими фактором неизбежности возникновения и развития безработицы являются отношения собственности, наличие необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, наличие системы наемного труда.        Современная экономическая теория рассматривает безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.     Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. Фрикционная безработица считается той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономике, проявляющимися в то, что общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест. Избежать структурной безработицы невозможно. Она часто сопровождается сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д.

Циклическая безработица является следствием спада производства, в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица - это форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и т.п. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Еще одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости, и скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Скрытую безработицу принято разделять на официальную и неофициальную. В официальную часть включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также вынужденные работать неполный рабочий день. В неофициальную - включают избыточную и внутрипроизводственную численность работников, и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

Выделяются еще несколько видов безработицы, такие как:

  1.  Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
  2.  Безработица маргинальная - безработица слабозащищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
  3.  Безработица технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
  4.  Безработица институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.


1.2. Причины возникновения безработицы, и проблемы

Существует несколько основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:

1. Согласно классическому направлению безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица.

2. Сторонники марксистского направления выделяют только одну причину безработицы - избыточное рабочее население как необходимый продукт накопления капитала. По их мнению избыточное рабочее население является не только следствием накопления, но оно составляет условие развития капитала, поскольку капиталистическая экономика развивается циклически, а в моменты ее оживления требуется резервная рабочая сила. В периоды кризиса она вновь выталкивается, чтобы образовать резерв для будущего подъема.

3. Согласно кейнсианскому объяснению единственным параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Падение потребительского спроса сокращает интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

Современные же ученые объясняют безработицу как следствие деформации и инерционности рынка труда. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами.

Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли как производства так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд.

Наличие на рынке труда устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивому характеру отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке может воздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условия и уровень оплаты труда. Другим фактором является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты их труда. Добиваясь превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда, увеличению численности безработных.

Особенности безработицы для развитых стран и стран с переходной экономикой имеют свои отличия. Западные ученые одной из причин повышения уровня безработицы считают повышение заработной платы, в том числе установление минимальной заработной платы, которое, по их мнению, приведет к уменьшению численности занятых и в особенности низкооплачиваемых. Однако данные утверждения абсолютно не применимы к странам с переходной экономикой, и в частности, к России. Уровень минимальной заработной платы в промышленно развитых странах составляет примерно 30% от средней (относительно высокой) заработной платы, а у нас 8-12%. Разве она может повлиять на занятость? Чем ниже заработная плата работников, тем меньше благ и услуг они потребляют, в результате сокращаются объемы производства и занятости населения, и соответственно увеличивается безработица.

Особое место занимает вопрос о роли демографических факторов в развитии безработицы. Нормальное развитие экономики страны предполагает равномерный процесс смены поколений, что обеспечивает необходимую производству преемственность в экономической деятельности.

Демографическая ситуация в России в последнее десятилетие прошлого века и в начале третьего тысячелетия характеризуется сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения в трудоспособном возрасте.

Вообще женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

Другим проблемным аспектом современной безработицы является молодежная безработица. Она возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).

В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.

Вопросы занятости молодежи актуальны не только для России и стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.

В теории и практике по рассматриваемому вопросу наметились следующие противоречия:

1.  Возрастающая потребность общества в специалистах нового профиля с одной стороны и - низкий спрос на молодых специалистов - с другой стороны;

2. Высокий уровень перспективности молодых специалистов с высшим образованием с их профессиональной практической и психологической незрелостью;

3. Разрыв между профессиональной подготовкой, предоставляемой современными вузами и реальной обстановкой, сложившейся на рынке труда;

4. Неоднократные попытки современных ученых, экономистов и политиков решить проблему занятости и вывести страну из “безработного” кризиса и, тем не менее, высокий уровень безработицы среди молодых специалистов в любом современном государстве.

Трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

Еще одной проблемой безработицы является простой предприятий. Если в промышленно развитых странах производство активно развивается и задействует рабочие кадры, то для России на современном этапе характерен простой многих крупных промышленных предприятий, которые были закрыты еще в конце прошлого века. При этом работники этих предприятий пополнили ряды безработных, повысив общий уровень безработицы в стране.

Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, а существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. 3,7 млн. человек (8,6% неработающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7%)-находились в вынужденных отпусках.

На фоне общей глобализации возникла проблема трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. И хотя они заполняют нишу низкоквалифицированного труда, в целом картина занятости ухудшается, в связи с увеличением численности населения и прежним числом рабочих мест.

Другим аспектом современности является глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам обусловлена степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности на земле. Для всех стран характерен высокий спрос на рабочую силу в центральных районах, при высоком ее предложении в отдаленных частях страны.

Для российского рынка труда одной из проблем является низкий уровень пособий по безработице. Кроме того, небольшой размер пенсий в сравнении с современными ценами вынуждает людей пенсионного возраста продолжать работать. Это замедляет процесс смены кадров, лишает молодое поколение рабочих мест. Таким образом, возникает потребность в создании рабочих мест для пенсионеров.


1.3. Уровень безработицы

Уровень безработицы - основной индикатор рынка труда, который показывает отношение занятого населения к общей численности трудоспособного. Уровень безработицы характеризует текущее состояние экономики страны. Согласно современным представлениям экономистов, уровень безработицы в 4-5% считается нормой. Низкая безработица (2-4%) свидетельствует о периоде подъема, высокая (7% и выше) говорит о спаде.

Таким образом, опубликование данных о снижении уровня безработицы приводит к росту рынка акций, а о повышении - к стагнации и падению котировок. Кроме того, при снижении безработицы происходит укрепление национальной валюты.

Однако слишком низкий уровень безработицы ведет к увеличению оплаты труда и, следовательно, к инфляции, что влечет за собой рост процентных ставок в будущем.

Уровень безработицы вычисляется следующим образом:

u=(U/L)*100%

  1.  u - уровень безработицы
  2.  U - число безработных
  3.  L - рабочая сила (занятые и безработные)

Естественный уровень безработицы (natural rate of unemployment - u*) - это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость (full-employment) рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это означает, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Естественный уровень безработицы поэтому называют уровнем безработицы при полной занятости (full-employment rate of unemployment), а объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным объемом выпуска (natural output). Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

u* = uфрикц + uструкт = (Uфрикц +Uструкт)/L * 100%.

Современное название этого показателя - не ускоряющий инфляцию уровень безработицы - NAIRU (non - accelerating inflation rate of unemployment).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

uфрикц = (Uфрикц/ L) * 100 %.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

uструкт = (Uструкт / L) * 100 %.


Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы

2.1. Экономические последствия

Экономически последствия безработицы многообразны. Прежде всего, длительная безработица способствует деквалификации, делающей затруднительным использование безработных в будущем. Падение жизненного уровня в семьях безработных уменьшает шансы детей получить приемлемую профессиональную подготовку. В результате безработица начинает самовоспроизводиться: нынешняя безработица обуславливается незанятостью предыдущих периодов. Застойная безработица препятствует экономическому развитию. Семьи безработных не способны обеспечить достаточный платежеспособный спрос на многие виды продукции, что ведет к дальнейшему падению производства и, следовательно, к новой безработице. Все это чревато, в конечном счете, снижением экономического потенциала страны.

С другой стороны выплаты пособий по безработице ложатся бременем на государственный и региональные бюджеты. Возрастающие бюджетные расходы вынуждают увеличивать налоги, подрывая тем самым производственные стимулы. Если правительство не хочет идти по этому пути, то для финансирования бюджетного дефицита приходится либо печатать дополнительные деньги, усиливая инфляцию, либо заимствовать на финансовых рынках. Последнее ведет к росту процентной ставки, соответственно к снижению инвестиций.

Наиболее серьезное следствие безработицы - снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем, американский экономист Артур Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции, то есть «цену» безработицы для общества.

Закон Оукена следующим образом описывает зависимость между краткосрочным изменением реального ВВП и изменением уровня безработицы: (Y - Y*) / Y* = - β (u - u*),
где Y - фактический объем ВВП, Y* - потенциальный объем ВВП, u - фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, β - коэффициент реакции ВВП на изменение циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Смысл закона Оукена в том, что изменение циклической безработицы на один процентный пункт приводит к изменению фактического ВВП на β процентных пунктов. Значение β устанавливается эмпирическим путем и в разных странах попадает в интервал от 2 до 3. Например, если β = 2,5%, естественный уровень безработицы равен 6%, то при повышении безработицы в экономике до 8 % потери ВВП будут составлять 5 %.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Потеря работы, понижение социального и материального уровня напрямую связаны с безработицей. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см. таблицу).

Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям.

Таблица

Характеристика уровня доходов незанятого населения в зависимости от уровня образования.

Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает «равные возможности» безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3,5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.

У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.

Среди факторов безработицы, имеющих некоторое положительное значение в экономическом плане, стоит отметить создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; конкуренцию между работниками как стимул к развитию способностей к труду; перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Таким образом можно выделить экономические последствия безработицы:

Отрицательные:

  1.  Обесценивание последствий обучения.
  2.  Сокращение производства.
  3.  Затраты на помощь безработным.
  4.  Утрата квалификации.
  5.  Снижение жизненного уровня.
  6.  Недопроизводство национального дохода.
  7.  Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

  1.  Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2.  Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3.  Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4.  Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.


2.2. Социальные последствия безработицы

Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.

Беспризорность - это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью.

Естественная убыль населения сопровождается падением производства.

В России существенно уменьшилась средняя продолжительность жизни населения. Если в 1992 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 67,9 года (в том числе мужчины 62,0 и женщины - 73,8), то в 1999 году продолжительность жизни снизилась до 65,9 года (в том числе мужчины 59,8 и женщины - 72,2).

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2005г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди.

Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Среди эмоциональных можно выделить низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мириться с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Таким образом, главные социальные последствия безработицы:

Отрицательные:

  1.  Обострение криминогенной ситуации.
  2.  Усиление социальной напряженности.
  3.  Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4.  Увеличение социальной дифференциации.
  5.  Снижение трудовой активности.

Положительные:

  1.  Повышение социальной ценности рабочего места.
  2.  Увеличение личного свободного времени.
  3.  Возрастание свободы выбора места работы.
  4.  Увеличение социальной значимости и ценности труда.


Глава 3. Безработица в России

3.1. Рынок в труда в России

Рынок труда - явление сложное и многообразное. Различают уровни, типы, формы, разновидности, а также сегменты рынка труда. По уровням действия существуют национальный (общегосударственный) рынок труда, региональные и локальные рынки труда.

В чистом виде рыночные механизмы саморегулирования, устанавливающие жесткую конкуренцию на рынке труда, при отсутствии государственного воздействия на данные отношения приводят (в условиях Российской действительности) к массовой безработице и значительному обнищанию населения.

Систематическое сокращение численности занятого населения и неуклонный рост количества безработных стали основными тенденциями на рынке труда. Так, в 2001 году из 74 млн. человек экономически активного населения безработными являлись 9,1 млн. человек, из них зарегистрированы в органах службы занятости 1,3 млн. человек. Эта цифра практически не изменилась в 2002 году (в 2002г. в органах службы занятости было зарегистрировано 1,26 млн. человек).

Тенденции развития безработицы имеют специфические формы проявления в зависимости от сфер приложения рабочей силы, отраслевых и территориальных особенностей рынков труда, статусных характеристик работающих. По данным Минтруда России наиболее подверженными сокращению численности занятого населения являются такие отрасли народного хозяйства как промышленность (более 20 % высвобождаемых работников), транспорт и связь (более 12 %), сельское хозяйство (около 10 %). Более 40 % высвобожденных в 2002 году работников уволены в связи с ликвидацией государственных предприятий и сокращением на них численности или штата работников.

В таких условиях игнорирование государственно-правового вмешательства в процесс обеспечения занятости населения недопустимо.

Для обеспечения эффективности государственной политики в области обеспечения занятости населения, реализуемой на рынке труда, необходим ее научный анализ, позволяющий выработать конкретные рекомендации и предложения для их последующего нормативного закрепления.
Общегосударственным
в России является федеральный рынок труда как важная часть системы рыночных отношений, обеспечивающая формирование такого фактора общественного производства, как труд в общегосударственном масштабе.

Эффективное функционирование общенационального рынка труда зависит от степени мобильности людей, их готовности и возможности к переселению в трудодефицитные районы. В настоящее время такая мобильность в России носит деформированный характер. Свободное перемещение людей затрудняется, во-первых, значительной протяженностью территории страны; во-вторых, большими различиями природно-климатических условий в регионах; в-третьих, существенной дифференциацией уровней их экономического развития, что ведет к однонаправленному оттоку населения из менее благоустроенных районов Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока в центральные экономически более развитые районы и особенно в крупные города; в-четвертых, общим низким уровнем оплаты труда и обнищанием населения вследствие ошибок, допущенных при разгосударствлении и приватизации «общенародной» собственности. Еще одним фактором являются особенности менталитета российского народа, проявляющиеся в привязанности к привычному месту проживания и привычной работе.  

Региональные рынки труда в России - это рынки труда субъектов Российской Федерации (республиканские, областные, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Территориальные, или муниципальные, рынки труда - рынки труда городов и районов. Специфика региональных и муниципальных рынков труда определяется особенностями социально-экономического развития тех или иных территориально-административных образований, их отраслевой структуры. Трудовая мобильность внутри региона более развита нежели мобильность по территории всей страны. Чем меньше административная единица, тем больше возможностей для перелива людей с одного места работы в другое.

Локальные рынки труда образуются внутри региональных и муниципальных рынков, они тяготеют к крупным производственным промышленным, строительным или аграрным комплексам. На таких рынках подвижность людей в поисках подходящей работы наибольшая.

Существуют такие типы рынка труда, как внешний и внутренний.
Внешний - профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он в значительной степени реализуется через текучесть кадров. На внешнем рынке действуют отраслевые профсоюзы, объединяющие работников отдельных отраслей и профсоюзы, объединяющие работников по профессиям. Внешний рынок труда обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие, но он же порождает безработицу.

Внутренний (внутрифирменный) рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности на другую в пределах одного предприятия, учреждения, организации. Предприятие обычно заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства, поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров. Профсоюзы объединяют работников предприятия независимо от их профессий, поэтому занятость здесь гарантируется в большей степени, чем на внешнем рынке труда.

В России внешний и внутренний рынки труда сосуществуют примерно в равных пропорциях.

Формы рынка труда. Одним из проявлений рыночных отношений в сфере труда является появление и развитие наряду с традиционной формой рынка труда гибких его форм. Гибкие формы занятости достигаются введением режимов неполного рабочего времени, надомного труда, работы по вызовам, а также приемом временных работников, поощрением так называемой самостоятельной занятости.

Это позволяет целесообразно использовать возможности разных категорий работников (например, пожилых людей, иммигрантов и др). В России гибкие формы занятости стали консервацией неэффективных форм использования человеческих ресурсов. Предпринимателям выгоднее придерживать на предприятии в течение нескольких месяцев излишнюю численность работников, переводя их в режим неполного рабочего времени или отправляя в принудительные отпуска, нежели нести издержки по сокращению численности персонала. Невыплаты заработной платы позволяют предприятиям оставаться на плаву и в то же время за счет этих средств они не могут обеспечить необходимую реструктуризацию производства, консервируя неэффективные производственные структуры и формы занятости.

Причинами согласия работников на подобные меры являются страх стать безработным, ожидание улучшения производственной ситуации, трудность нахождения работы по специальности, предпенсионный возраст и др.

К разновидностям рынка труда относятся открытый и скрытый рынки.
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда.

Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность оказаться без работы (например, работники, лишь формально числящиеся на предприятиях, а также работающие не по своей воле неполное рабочее время). Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, выводу предприятий из кризисного состояния.

Существуют также легальный рынок труда и нелегальный. Последний состоит из тех лиц и организаций, которые решают проблемы трудоустройства в формах, не охваченных законодательством, а также запрещенных законом. В последнем случае такой рынок труда будет криминальным.
Неформальный сектор
в России достаточно велик и разнороден. Это может быть индивидуальная занятость в сфере услуг, занятость в официально зарегистрированных и незарегистрированных структурах без официального оформления, а следовательно, и уплаты налогов, оформления трудового стажа.
Наличие неформального сектора позволяет сохранять рабочие места с невысокой оплатой труда в формальном секторе. Отсутствие каких-либо данных по неформальному рынку труда затрудняет прогнозирование движения рабочей силы на формальном рынке.
Более часто сочетание формальной и неформальной занятости встречается в негосударственном секторе, который в настоящее время развивается в России наиболее активно. Особенно это характерно для малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности. Численность работников малых предприятий в начале 2002 г. составляла 8,6% всего занятого населения, а с учетом 5 млн человек, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - около 17%.

Однако если учесть, что, по оценкам, доля теневого сектора в малом бизнесе составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства, то и численность занятых в нем гораздо выше.
Таким образом, рынок труда представляет собой сложную структуру, в которой наблюдаются тесные взаимосвязи между ее составными элементами, по многим принципам своего функционирования он представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные, и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной платы.


3.2. Причины безработицы в России

Современная безработица в Российской Федерации - явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.

Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы.

Можно выделить следующие основные причины безработицы:

  1.  избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);
  2.  установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
  3.  вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;
  4.  наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);
  5.  низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

  1.  географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;
  2.  смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;
  3.  наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.

Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла.


3.3. Уровень безработицы в России

С 26 декабря 2012 года по 30 января 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла на 1,9% или 19,8 тысячи человек и по состоянию на 30 января 2013 года составила 1,069 миллиона человека, - говорится в сообщении.

По состоянию на 26 декабря, регистрируемая безработица в России составляла 1,049 миллиона человек.

По данным Минтруда, в январе численность безработных граждан снизилась в 13 регионах России. Наибольшее снижение отмечено в Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах, в Адыгее и Амурской области.

При этом рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в 70 регионах. Максимальный рост зарегистрирован в Астраханской и Курской областях, Краснодарском крае, Еврейской автономной области, в республике Удмуртия.

По данным Росстата, общая безработица в России в декабре 2012 года составила 4 миллиона человек или 5,3% экономически активного населения.

Численность безработных в России в феврале 2013г. составила, по предварительным данным, 4,337 млн человек, или 5,8% численности экономически активного населения. Эти данные приводится в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат). По сравнению с январем 2012г. количество безработных снизилось на 6,9%, по сравнению с январем 2013г. - на 3,1%.

Численность экономически активного населения в феврале 2013г. составила 75,3 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В феврале 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,099 млн человек, в том числе 0,9 млн человек получали пособие по безработице. По сравнению с январем 2012г. показатель снизился на 17,5%, по сравнению с январем 2013г. - выросла на 2,4%.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в феврале 2013г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в феврале 2012г. - 68%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2013г. составила 26,6%, среди безработных женщин - 31,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в феврале 2013г. его использовали 58,7% безработных.

Росстат отмечает, что в январе-феврале 2013г. забастовок не зафиксировано.

Напомним, по данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), численность безработных граждан России, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила на 1 марта 2013г. 1 млн 98,5 тыс. человек, что на 2,4% больше, чем на 1 февраля 2013г. (1 млн 72,6 тыс. человек).

По прогнозу специалистов Роструда, в 2013 году число официально зарегистрированных безработных граждан в России ожидается на уровне 1,35 млн человек.


3.4. Возможные пути решения проблемы

При анализе проблемы безработицы в России следует учитывать, что переход к рыночным отношениям происходит в очень трудных условиях, обусловленных экономической нестабильностью, тяжелым наследием административно-командной системы управления, неблагоприятной демографической ситуацией, а так же следует понимать, что Россия находится лишь в начале пути рыночных преобразований, в то время как в развитых капиталистических странах рыночные отношения развиваются не одну сотню лет, поэтому нельзя сравнивать Россию со странами с развитыми капиталистическими отношениями.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.

Следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в России. Это не циклический кризис, действующий в экономике стран с устоявшимися рыночными отношениями и самостоятельно выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема. В России массовая безработица порождается структурным экономическим кризисом. Он отражает противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а структурный характер. Чтобы преодолеть этот кризис нужны глубокие структурные преобразования в экономике страны в целом и в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие.

Многие сходятся на том, что правительству удастся снизить безработицу, если оно сможет предотвратить или снизить колебания экономического роста, которые мы называем экономическими циклами. Вопрос в том, есть ли возможность и даже желание у правительственных чиновников стабилизировать темпы экономического роста.

Многие также соглашаются с тем, что правительство может снизить уровень безработицы с помощью соответствующей политики на рынке труда. Но гораздо меньше согласия наблюдается по поводу того, какой должна быть эта политика. Все поддерживают программы профессионального обучения, которые помогают уволенным работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу.

Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

  1.  государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
  2.  госполитика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных  элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

  1.  разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  2.  правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения:
  3.  разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
  4.  создание госслужбы занятости населения.

Все перечисленные выше положения закреплены ст.14 Федерального закона о занятости населения в России.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

  1.  федеральный или общегосударственный;
  2.  субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  3.  местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

На данный момент в регионах службы занятости с осени 2011 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4900 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству - решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2011 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2012 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

В 2011 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2013-м.     Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.


Заключение

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.

Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда - существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины - заняты ведением домашнего хозяйства).

По мнению большинства экономистов, полная занятость - понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 6,4%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая - даже откровенно грабительская ставка - легко укладывается в этот норматив.


Список использованных источников

1. Булаков В.С. Рынок труда: учебник/под ред. проф. Булакова В.С. и проф. Волгина Н.А. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Экзамен, 2003.

2. Ванеев О. Проблемы городской бедности: муниципальная политика и практика//Человек и Труд - 2010.

3. Елисеева И.И. Статистика: учебник/ под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Высшее образование, 2009.

4. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. и от 11 апреля 1996г.

5. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы//Человек и Труд - 2010.

6. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Низова Л. Рынок труда и рынок образовательных услуг//Человек и Труд - 2008.

8. Одегов Ю.Г., Рууденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007.

9. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник/ Ю.Г.Одегов, Г.Г.Руденко. - М.: Волтерс Клувер, 2011.

10. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. - М.: издательство МГУ, 2004.

11. Селезнева Е. Политика занятости: изменение роли субъектов Федерации в ее осуществлении//Человек и Труд - 2008.

12. http://il-tumen.sakha.ru/an2.php?id=16767

13.

http://www.egorborisov.ru/news/1681-federalnyj-uroven.html 

14. http://sakha.gov.ru

15. http://www.gks.ru   Данные статистики безработицы на уровне Российской Федерации

16. http://chelt.ru/2005/5-05/job_5-05.html Сергей Калашников, Доктор экономических наук


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74020. Множественность преступлений 43.97 KB
  Множественность преступлений. Понятие множественности преступлений. Понятие единичного преступления и его виды Уголовный закон предусматривает значительное количество норм в соответствии с которыми совершение лицом нескольких преступлений влечет за собой уголовно-правовые последствия существенно повышающие его уголовную ответственность и усиливающие наказание. Множественность преступлений включает в себя в качестве составных элементов несколько единичных единых преступлений.
74021. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 24.58 KB
  Уголовное законодательство не содержит определения понятия состава преступления. Это понятие выработано наукой уголовного права, которая под составом преступления понимает совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков
74022. Стадии совершения преступления 47.86 KB
  Стадии совершения преступления. Понятие стадий умышленного преступления. Понятие оконченного преступления и его признаки. Добровольный отказ от преступления.
74023. Соучастие в преступлении 74.38 KB
  Участие в совершении преступления двух или более лиц. Это (количественный признак), характеризующий институт соучастия с объективной стороны, предполагает участие в одном и том же преступлении двух и более лиц, каждое из которых является вменяемым
74024. Понятие уголовного закона 28.6 KB
  Уголовным законом устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности определяется круг общественно опасных деяний признаваемых преступлениями меры государственного принуждения являющиеся уголовным наказанием и иными мерами государственного воздействия применяемыми за совершение преступлений регламентируются...
74025. Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона 17.65 KB
  Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.
74026. Понятие преступления и его признаки. Категории преступлений 20.89 KB
  Понятие преступления и его признаки. Понятие преступления и его признаки. УК РФ впервые в законодательном порядке указал в качестве признаков преступления виновность и наказуемость. Ранее эти признаки преступления выделялись лишь наукой уголовного права.