87281

Украинская философия: возникновение, связи, периодизация, тенденции развития

Лекция

Логика и философия

Украинская философия одна из разновидностей национальной философии наряду с французской английской немецкой и т. Другими специфическими чертами украинской философии которые формировались на основе украинского национального характера являются: Антропоцентричность непосредственная направленность на человека...

Русский

2015-04-18

35.04 KB

25 чел.

Украинская философия: возникновение, связи, периодизация, тенденции развития.

План лекции:

1)Этапы развития философской мысли в Украине.

2)Древне-Киевский период. Философские достижения представителей Киево-Могилянской академии.

3)Философия Г.С. Сковороды: учение о бытии и морали.

4)Философские взгляды Кирилло-Мефодиевского общества.

5)Современная украинская философия.

Вступление.

Украинская философия - одна из разновидностей национальной философии, наряду с французской, английской, немецкой и т.д.

Её главная черта – кордоцентризм (от лат. Кордос – «сердце»), восприятие человеком окружающего мира, своего места в нем на столько «головой» (мышлением), сколько «сердцем» - эмоциями, чувствами. Но кордоцентризм по-украински не отрицал национализма, а только означал смену приоритетов в соотношении между «головой» и «сердцем». По утверждению укр. философа Памфила Юркевича, голова, человеческий разум – это верхушка духовной жизни человека, тогда как сердце – это его основа. Именно благодаря Памфилу Юркевичу – профессору Киевской духовной академии, а позже Московского университета, осуществилась концептуализация основной черты укр. философской мысли – кордоцентризма.

Другими специфическими чертами украинской философии, которые формировались на основе украинского национального характера, являются:

  1.  Антропоцентричность – непосредственная направленность на человека, осмысление его сущности, шансов на самореализацию и счастье в жизни.
  2.  Экзистенциональность – острое эмоциональное переживание каждого конкретного момента существования, жизни вообще. Человек ищет не абстрактную объективную Истину, единицу для всех, а свою личную «правду» - смысл, цель общественной жизни. Общепринятые ценности пропускаются через личный жизненный опыт и наоборот – личный жизненный путь предлагается другим как один из возможных способов бытия.
  3.  Толерантность и диалогичность. Украинскую философскую мысль характеризуют: терпимость, уважительное отношение к проявлениям несогласия с ее идеями; стремление вести корректную дискуссию.

  1.  Этапы развития философской мысли в Украине.

В истории Украинской философии выделяются 4 основные этапа:

  1.  Этап – философская культура Киевской Руси (XIXV ст.) Он начинается с появления первого оригинального философского произведения:

«Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского, а заканчивается переездом украинских земель под власть Литовско-Польского государства. На этом этапе в украинской философии преобладали проблемы, связанный с отношениями между Богом и миром, Богом и человеком.

  1.  Философская культура украинского барокко. (XVIXVIII ст.) – время национально – культурного возрождения собственной государственности. В этот период украинской философии было свойственно перемещение центра внимания на взаимоотношения «человек – мир».
  2.  Этап самобытной национальной философии (19-20ст.). Этот этап характеризуется постановкой проблемы «человек – нация» и формированием философии национальной идеи.
  3.  Украинская философия ХХ ст. (до приобретения Украинской независимости 1991г.) Она представлена в двух основных разновидностях:

- Философия в Советской Украине. Главной особенностью советской философии является ее идеологический характер. К концу 1920 г. она приобрела вид « диалектического и исторического материализма».

- Философию украинской диаспоры. Она известна прежде всего своими оригинальными концепциями украинской национальной идеи. (В. Липинский, Д. Донцов, И. Лысяк – Рудницкий). Именно представителями укр. диаспоры (Д.Чижевский) начали фундаментальное исследования истории украинской философии и ее специфики. Их результатами мы пользуемся до сих пор.

Следует отметить, что на протяжении всех периодов укр. философская мысль существовала в виду философского масштаба идей. Они излагались не в особых трактатах с помощью спец. понятий и категория, а в литературе, поэзии, публицистике соответствующими средствами художественной выразительности.

Древне – Киевский период.

Источники.

Источником познания истории философской мысли укр. народа Х – середина ХІ ст. является сохраненное с древних времен письменное наследие Киевской Руси.

Одним из источников является написанная в конце Х ст. речь философа, входящая в состав «Повести временных лет», где изображается история сотворения мира, в соответствии с христианским вероучением в середине ХI в. Создается « Слово и Законе и Благодати» Илариона, и др. произведения насыщенные глубоким философским смыслом.

Существенное значения для развития философской мысли имело введение на Руси христианства. Благодаря чему Киевская Русь приобщилась к достижениям мировой культуры. Вся проблематика философии Киевской Руси связана с попыткой внедрить христианское нравоучение о едином Боге, нормы христианской морали в практику (ведение правильного образа жизни для спасения своей души).

Взгляды на мир и познание.

Памяткам древнерусской культуры присуще отражение всего разнообразия мира, прекрасного, гармоничного, достойного совершенства его создателя. Поэтому земной мир понимается не как «злой», а причастный к доброму началу, который соединяет этот ми с его Творцом.

Концентрируя внимание на роли разума, древнеукраинские мыслители не отрицали и значения чувств и воли в познавательной деятельности. В связи с этим, особое внимание уделяется органу, которым является сердце. Сердце считалось центром взаимодействия сил и сводило воедино разум, чувства и воля человека.

Учение о человеке.

В наследии древней укр. культуры «крепость» тела и «красота» телесная рассматривалась как свидетельство и «душевного» совершенства человека. «Праведный» способ жизни включал в себя не столько строгое соблюдение культа со всеми молитвами, постами, таинствами, праздниками, благотворительной деятельностью, сколько следование обычным нормам общежития. Эту позицию выразил великий киевский князь Владимир Мономах в «Поучении» своим детям: : Старих шануй, як отця, а молодих – як братів.. У домі своїм не лінуйтеся, не покладайтеся на воєвод.. Ні питтю, ні єді не потурайте, ні спанню.. Лжі бережися, і п’янства і блуду, бо в сьому душа погибае і тіло.. А куди підете і де станете, - напойте, нагодуйте краще стороннього; а ще більше вшануйте гостя, звідки він до вас не прийде, - чи простий, чи знатний, чи посол, - якщо не можете дарунком, то їжею і питвом..

Нужно сказать, что древнеукраинская культура не уважала человеческую индивидуальность. Каждый человек обязан был действовать согласно канонам: крестьянин – работать на земле, воин – защищать от врагов, священник – молиться. Поэтому основными добродетелями считались « честь и слава».

Философская культура украинского барокко.

Источники.

Украинская философская мысль этой эпохи характеризуется влиянием идей из стран Западной Европы. Это связано с тем, что укр. земли входят в состав Литовско – Польского государства – Речи Посполитой. Наиболее значимыми являются идеи гуманизма и Реформации. Гуманизм – направление культуры Западноевропейского Ренессанса, в основе которого лежит всестороннее возвышение человека. Реформация – широкое религиозное и общественно–политическое движение за обновление христианской церкви в Западной Европе. Носителями гуманистической традиции были украинцы, которые осуществляли поездки за границу и всю свою жизнь посветили образованию и науке. (Юрий Дрогобыч, Павел Русин и др.)

Украинские гуманисты отстаивали необходимость развития образования и науки, ограничения власти монарха – законом, боролись за возможность достижения человеком счастья в обычной земной жизни. Большую роль сыграли братские школы, важные для обучения детей членов братств и признанные отстаивать их имущественные интересы и удовлетворять религиозные потребности.

Но после провозглашения Брестской церковной унии 1596г, принятие реформационных идей обернулось радикальным протестов против проявлений западноевропейской культуры. Это отразилось в полемической литературе. Её представитель: И. Вышенский, Копинский, М. Смотрицкий. Они отрицали правильность послание апостола Павла и его необходимость приобретения мудрости вообще. Хотя крайности полемистов не получили широкого распространения в укр. философской литературе, она отстаивали интересы православия, как традиционной религии укр. народа.

  1.  Философские достижения представителей Киево – Могилянской академии.

Развитие философской мысли в Украине на основе взаимодействия с культурой Западной Европы завершается становлением профессиональной философии и самостоятельной составляющей культуры украинского народа. Этот поцесс связан с деятельностью первого высшего учебного заведения на землю славян – Киево-Могилянской академии. Деятельность учебного заведения приходится на козацкий период в истории Киево-Могилянская академия была основана в 1632г., благодаря объединению школ Киевского братства и гимназии, открытой при Киево–Печерской Лавре. Основателем Киево–Могилянской академии был митрополит Петр Могила (1596 – 1647г. ) В часы расцветы в КМА училось более 1000 учащихся.

В первых четырех общеобразовательных классах ученики приобретали гуманитарную подготовку. Прежде всего здесь изучали: латинский, греческий, старославянский, украинский, польский, немецкий, французский и древнееврейский языки. Кроме языков преподавались арифметика, геометрия, музыка.

После общеобразовательных, грамматических классов переходили к изучению поэтики – один год, риторики – один год, философии – два года, теологии – 4 года.

Философский курс состоял из 3 частей:

  1.  Логика – где рассматривались общие законы и формы человеческого мышления;
  2.  Физика или природная философия, предмет которой составляли – материя, форма, природа, искусство, космология, астрология, психология и методология.
  3.  Метафизика.

Преподавание осуществлялось на основе наследия: античности философии, европейской схоластики, философии Ренессанса, Реформации и эпохи Просвещения.

По приходу царского правительства КМА была закрыта в 1817 г. Выходцы КМА – выдающиеся мыслители, которые внесли существенный вклад в развитие философии в Украине( С. Яворский, Ф. Прокопович, Г. Шербацкий).

Наибольшим достижением философии Украины стало творчество выходца КМА Г. Сковороды.

  1.  Философия Г.С. Сковороды: учение о бытии и морали.

Известный укр. мыслитель, выходец Киево-Печерской академии Григорий Сковорода (1722-1794) создал масштабную философскую тему, центральной проблемой которой является проблема человеческого счастья. Основные идеи своей философии Сковорода вложил в нескольких десятках трудов, постоянных по образцу античных философских диалогов. В этих сочинениях раскрылись такие особенности творческого стиля Сковороды, как диалогизм и символизм. Для Сковороды диалог не только форма, которую приобретают для сочинения; диалогичной по сути была вся жизнь мыслителя, исполненная поиска путей достижения человеческого счастья. Символичностью и образность творчества Сковороды значительной мерой отражал теологический компонент про мышления, когда за каждым видимым образом обязательно должен быть скрыт определенный Божественный смысл. Сковорода разрабатывал и свое понимание философии, которая осознается им как любовь к мудрости. Мудрость является неотделимой от жизни, которая в свою очередь должна отвечать сказанной истине. Результатом философствования является не знание, а жизнь в истине, возможно без большого материального достатка, но наполненная внутренним содержанием.

Философская система Сковороды состоит из нескольких основных компонентов, которые обеспечивают общую целостность взглядов мыслителя: учение о мире, учение о познании, учение о человеке и обществе. Все составляющие системы Сковороды пронизаны этической концепцией счастья.

Свои взгляды на мир Сковороды изложил в оригинальном учении про «дві натури та три світи». Всё существующее, по мнению Сковороды делится на 3 специфических вида («мира») : 1. Большой (макрокосм) – это мир вещей, Вселенная; 2. Малый (микрокосм) это человек; 3. Символичный мир – это Библия. Она предстает как самостоятельная реальность, которая обеспечивает человеку возможность достижения Бога. Через этот мир Бог является человеку. Именно человек является центром, в котором сходятся и приобретают свое значение все символы макрокосма и Библии.

В каждом из трех миров существуют одновременно две натуры: «видимая» и «невидимая». Для большого мира – это внешний вид вещей и их внутренняя скрытая сущность; для человека – это тело и душа; для символичного мира Библии – текст и скрытый в нем Божественный смысл.

Гносеологическим компонентом философского учения Сковороды является принцип самопознания. Философ, опираясь на традиции восточнохристианской философии, понимает акт самопознания как онтологический процесс реального приближения человека к Богу путем углубления в себя. Результатом этого процесса становится не изменение окружающего мира, а преобразование человека, его уподобление Богу. По мнению Сковороды, самопознание – это путь к счастью. Только углубившись в себя, познав собственную «невидимую» натуру, человек может определенным образом откорректировать свою жизнь. Философии Сковороды присуще акцентирование роли сердца, как двигателя душевной жизни человека, как силы которая определяет пусть всех жизненных превращений. Сердце рассматривается как источник человеческого  в человеке, она является « органом самопознания» , именно той милой, которая ведет человека путем самосовершенствования.

Развивая учение «про споріднену працю ті «нерівну рівність», Сковорода указывал , что для каждого человека существует «споріднена праця» т.е. родственный труд – занятие душе. Это предназначение определяется Богом, но только сам человек может его раскрыть. По мысли Сковороды в этой представленности легко убедиться: если труд приносит удовольствие – это и есть «спорідненість». Традиционные общественные критерии: материальный достаток, высокий статус – тут не действуют.

Потому, все люди равны в том, что твой труд по призванию есть для каждого человека. А неравны они в том , что эта родственность у каждого своя, имеет свою специфику, и по-разному расценивается с точки зрения других людей.

Сковорода ситал, что счастье является «необходимой необходимостью». По мнению философа – счастье легко найти. Для этого нужно только отбросить распространенные представления о счастье как славе и богатстве, и понять счастье прежде всего как состояние внутреннего душевного спокойствия. Достичь счастья, по мнению Сковороды, можно занимаясь профессией по призванию в первую очередь учение Сковороды стало одной из основ национальной духовной традиции.

  1.  Философские взгляды Кирилло – Мефодиевского общества

Кирилло – Мефодиевское общество было организавано в 1846 году как организация политического направления, где поднимались вопросы литературы, этики, философии. Численность общества: несколько десятков человек, среди которых были: Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Н. Костомаров, В. Белозерский.

- Общество просуществовало 14 месяцев, обсуждались политические и философские проблемы общества.

- Н. Костомаровым сформулирован «Закон Божий (Книга бытия укр.. народа)», разрабатывалась философия панславизма.

- Взгляды: справедливое устройство общества видели в раннехристианских общинах и порядках славянских племен с IV по VII ст.

- Впервые Н. Костомаров указал на общее и особенное у славянских народов, в частности, между украинцами и россиянами учение о будущей украинской державе (по принципу «одна нация – одна держава»).

- Развивается философия национальной идеи: П. Кулиш пишет роман «Чорна рада», исповедует идею национального духа, поставил проблему двух культур – городского и хуторянской;

- Т. Шевченко не был философом в полном смысле этого слова, но разделял все идеи этого братства: свободолюбие, любовь к ближнему, защита чести и достоинства, близость к природе, толерантность к другим, патриотизм.

  1.  Современная украинская философия ХХ ст.

Первые десятилетия в укр. философии начинается отход от позитивизма к неокантианству.

Представители:

- Г. Челпаков – профессор Киевского Университета(психолог, философ, логик) Его работы «Мозок и душа», «Психологія чи рефлексія», в области восприятия пространства и времени.

- М. Грушевский (1866-1934_ историк, общественный деятель, основатель целой научной школы, автор 2000 научных публикаций по истории, литературоведению, культуре просвещения. Его работа: «История украинской Руси», размышления об идеях эволюции в общественном процессе, разрабатывает идею национального согласия как условие общественного прогресса и гармонии, развивает идеи укр. государственности.

- И. Вернадский (1863-1945) – ученый с мировым именем, работал в геологии, минералогии, кристаллографии, основоположник геохимии, радиохимик, радиолог, внес огромный вклад в философию науки. Вернадский родился на Украине, окончил Петербургский университет, занимался научной работой в Париже, Лондоне, Мюнхене. В 1918г. становится первым президентом Укр. академии наук, организовывает национальную библиотеку Украины, научные лаборатории в Киевском университете. Его философские взгляды: считал, что науку делает личность, а не коллектив, элита страны. Разработал идеи единства природы и человека; биосферы и ноосферы в работе «живое вещество».

- И. Чижевский (1894 – 1977) Ученый – философ, историк, филолог. Спектр научных интересов письма широк: изучал связи Украины с Западной Европой и считал их результатом интеллектуальную историю Украины; видел влияние немецкой философии на украинскую. Он является автором первых трудов по истории украинской философии: «Философия на Украине», «Очерки по истории философии на Украине». Ему принадлежит честь определения основных черт и этапов развития Украины. Чижевский исследовал национальные проблемы, диалектику качества и количества в любых процессах; считал, что философия говорит духовное бытие:

а) философия накапливает знания. б) история философии - это стержень духовного приобретения нации и человечества; в) философия – это проявление национальной особенности народа; г) философия – это этическое измерение нации.

- П. Копнин (1922-1971) – талантливый философ, организатор в сфере науки. Был директором Института философии АН УРСР. Копнин – основатель школы «логики научного познания». Деятельность этой школы основывалась на гуманистической направленности философии. Это означает, что философия должна сосредоточить внимание не на изучении независимых от человека «объективных законов», которые действуют в природе и обществе, а на том, что зависит от человека, и основывается им в процесс деятельности. Позиция Копнина совпала с основными направлениями развития мирового знания и приобрела международное признание.

- В. Горський (1931-2007) – зав. Кафедрой философии и религоведения Киево – Могилянской академии. Продолжил методологическую линию, предложенную Д. Чижевским, в научной школе «укр. философской культуры». Представители этой школы считают необходимым изучать не борьбу философских теорий, а осмысливать философскую мысль прошлого в контексте истории национальной культуры. История укр. философии изучает и те идеи, которые были созданы представителями других национальных культур, но реально функционировали в составе укр. культуры, были восприняты ею и оказали определенное влияние на ее развитие.

В 1965 г. был открыт философский факультет в Киевском университете. Философия развивалась такими представителями как: В.С.Горский, И.В.Бычко, П.Копнин, В.И.Шинкарук и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59113. Справедливість 27.5 KB
  Учитель пропонує членам групи побудувати зі слів довгий потяг у якому кожний вагончик складається з окремого слова. Гра Ланцюжок слів Учитель ставить перший вагончик і при цьому каже: корупція яка ставить вагончик Корупція.
59114. Сприймання навколишнього світу 44.5 KB
  Виховувати зацікавленість до наукових відкриттів і повагу до людей які збагачують ці відкриття Обладнання: овочі перець помідор морква часник тощо картки зі словами селекція гібрид камбуз картки з алгоритмами опису овочів карта півкуль Землі силуетні картки овочів перець помідор...
59115. Спрощення в групах приголосних 29 KB
  Поставте наголос у словах. Правильно вимовте слова назвіть орфограму. Усно доберіть перевірочні слова там де можливо.
59116. Сторінки книжок завітних всіх нас доброму навчать 49 KB
  І кожна людина знає що найвідданішого і наймудрішого друга ніж книга не знайти. До глядачів виходить Королевакнига. Королевакнига Дуже я потрібна всім І дорослим і малім. Ну що друзі відгадали хто я Дітиглядачі відповідають: книга.
59117. Урок-дослідження. В. Сухомлинський, О. Олесь 36 KB
  Читання оповідання Дрібний дощик Як називають дощик Яким вам видався дощик Що вирішив зробити оповідач Для кого старався Чим схожі вірш та оповідання У чому різниця У вірші дощу радіють в оповіданні він набрид. А потім складав повчальні оповідання та казки.
59118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на спосіб зведення до одиниці 30 KB
  Обладнання: таблиця з короткою умовою задачі картки з відповідями картка з числами для гри Фотограф картки зі словами для логічної розминки карткивідповіді для гри Блискавка фішки таблиця оцінювання. За правильне виконання завдань ви отримуватимете фішки...
59120. Схаменіться, люди, ще не пізно. Позакласний захід з екологічного виховання в початковій школі 49 KB
  Перший ведучий. Усім відомо, що природа на землі сформувалася до появи людини. Первісні люди були такою ж частиною природи, як і дикі звірі, а головною їх проблемою був голод.
59121. Сценарій свята першого дзвоника 52.5 KB
  Ведуча: Кожен з нас очікував свята Влітку мріючи про ліцей Хочемо все і про всіх ми знати Зігріва нас вогник очей Ведучий: Хто не вперше сюди приходить Той цінує дарунок щодня. Ведучий: Ми вас раді друзі вітати. Ведуча: А сьогодні у нас дійсно свято бо з маленьких бешкетників...