87296

Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Русский

2015-04-18

52 KB

1 чел.

Тема 1. Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция 1

(Сущность, движущие силы, противоречия и логика (структура) процесса обучения)

Вопросы:

  1.  Сущность обучения.
  2.  Движущие силы процесса обучения.
  3.  Структура процесса обучения.

(Соотнести понятия «обучение (процесс обучения)» и «образование (процесс образования)»

Т.И.Шамова и др.: Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных (т.е.обучающих), воспитательных и развивающих задач.

И.Ф.Харламов: Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень  развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

И.П.Подласый:  Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учеников.

И.Ф.Харламов: Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мироввоззрения  и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. (учитывается, что обучение не всегда взаимодействие (например, выполнение д/З); подчеркивается, что без при отсутствии активности учащихся обучение не происходит).

«Педагогика и психология высшей школы» (.И.Самыгин и др.) : Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Развивающее и воспитательное влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия – образование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя Н.И.Новикова, это понятие продолжительное время не имело специального терминологического содержания и вплоть до середины XIX  в. употреблялось как синоним воспитания. Позднее оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обучением. Таким образом, понятие образование стало обозначать и обучение, и органически связанное с ним воспитание личности. Сегодня оно обозначает также те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Это, можно сказать, широкое понимание термина образование.

Понятие образование может также обозначать процесс получения образования (т.е.знаний), например, в школе или вузе. В этом случае понятия образование и обучение совпадают и выступают как синонимы.

Вопрос 1. Сущность обучения.

Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить его основные компоненты. Однако при этом следует исходить из того, что педагогическая наука рассматривает обучение двояко: как процесс и как систему.

Основными компонентами обучения как системы являются: 1. цели; 2. содержание; 3. методы; 4. организационные формы; 5. результаты. Все дальнейшее построение данного курса (лекций, семинарских занятий) исходит из системного рассмотрения обучения.

Обучение как процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых. По мнению И.Я.Лернера, основной целью такого взаимодействия является усвоение учениками некоторого отрезка содержания социального опыта. Таким образом, основными компонентами обучения выступают процессы преподавания и учения  и содержание . Акт обучения можно изобразить в виде следующей схемы:

Учитель

Содержание обучения                                              Учащийся

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. (И.П.Подласый).

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные (И.П.Подласый).

Проблемами обучения и образования занимается такая отрасль педагогической науки, как дидактика. Главные понятия дидактики: преподавание, учение, обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др. Выделяют общую и частную дидактику. Предметом изучения общей дидактики выступают процессы преподавания и учения и связанные с ними факторы. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания (изучают особенности обучения различным учебным предметам).

Таким образом, налицо такая особенность процесса обучения, как двусторонность. Эту особенность иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Однако помимо нее для обучения характерны:

  •  совместная деятельность учителя и учеников (в виде сотрудничества, сотворчества);
  •  руководство со стороны учителя;
  •  планомерная организация и управление;
  •  целостность и единство;
  •  соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  •  управление их развитием и воспитанием.

Вопрос 2. Движущие силы процесса обучения.

Движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия. (Противоречие как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, т.к. представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта). На современном этапе развития образования можно говорить о том, что процессу обучения присущи следующие противоречия (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова):

1. Противоречие между требованиями общества к процессу обучения и его возможностями в современных условиях. Это противоречие самое значительное: оно влияет на содержание процесса обучения, на деятельность преподавателя и учащихся. Данное противоречие разрешается путем создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствование методов и форм обучения, изучением познавательных возможностей учащихся.

2. Противоречие между познавательными и практическими задачами, предъявляемыми учащимся, и имеющимся у них уровнем зунов и развития. Данное противоречие разрешается посредством дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

3. Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Разрешается оно путем обеспечения самостоятельной активной работы учащихся над предлагаемым материалом.

4. Противоречие между оценкой преподавателем результатов обучения и самооценкой их учащимися. Данное противоречие разрешается, если взгляд учителя на ученика не отличается догматизмом (неизменностью); если педагог хорошо знает возрастную и педагогическую психологию; если  учитель правильно выстраивает педагогическую позицию по отношению к ученику и др.условиях.

5. Противоречия, порожденные дефектами педагогического общения: неумением педагога наладить контакт с учащимися; непониманием внутреннего мира детей; сложностью управления межличностным общением учащихся на уроке; трудностями в речевом общении; сложностью управления собственным психологическим состоянием (скованностью жестов, движений, общего поведения) и др.

? Каковы, на ваш взгляд, пути разрешения последней группы противоречий?

Вопрос 3. Структура процесса обучения.

Под структурой процесса обучения следует понимать логику его развития. (т.е. то, как он разворачивается). Структура процесса обучения складывается с учетом его компонентов (рассмотренных выше: преподавания, учения, содержания) (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова). Данная стру

Преподавание

Учение

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация деятельности преподавания учителя и деятельности учения учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

ктура может быть изображена в виде следующей схемы:

Преподавание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82332. Состояние жизненного уровня трудящихся в 50-е гг. События в Темиртау (1958г.) 35.21 KB
  События в Темиртау 1958г. Особенно крупный взрыв недовольства произошел летом 1959 года в городе Темиртау. Строящийся в Темиртау металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой и до конца 1958 года в область прибыли 132 тыс. например из двух тысяч болгар трудившихся в Казахстане свыше половины работали в Темиртау.
82333. Политика Тауке хана. «Жеты Жаргы» – свод норм обычного права казахского народа 34.49 KB
  Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. и включал в себя следующие основные разделы: земельное право; семейнобрачные отношения; военная организация; суд и судебный процесс; виды наказаний по уголовным преступлениям; введение куна выкуп; наследственное право. Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью за увечье увечьем; За воровство грабеж насилие прелюбодеяние казнить смертью; По сим постановлениям родственники...
82334. Изменение в социальной структуре и численности населения в начале 50-х-сер.60-х годов 29.09 KB
  Доля рабочих среди трудоспособного населения была невелика. По официальным данным на 1940 год доля рабочих в Казахстане было 634 тысячи колхозников – 912 тысяч. Проблема нехватки рабочих рук была решена за счет приезжих которые составляли 80 от общего числа рабочих. В 1960 году численность рабочих составляла 22 млн человек колхозников – 611 тысяч.
82335. Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей (Ордабасы, Анракай, годы «великого бедствия») 33.09 KB
  Еще более усилилась агрессия джунгар после создания ими государства. Джунгарское ханство занимавшее территорию между Китаем и Казахстаном было образовано в 1640 году. В 1204 году ойраты как сами назвали себя джунгары вошли в состав государства Чингисхана.
82336. Казахстан и мировое сообщество в конце 50-х-сер.60-х годов 29.45 KB
  В СССР 12 марта 1951 года принят закон о защите мира пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. Осенью 1959 года состоялись переговоры глав правительств СССР и США. Расширился между СССР и КНР культурный и торговый обмен. Тысячи китайцев получали высшее образование в СССР в том числе в вузах Казахстана.
82337. Хан Абылай и его место в истории казахского народа 28.98 KB
  Его дед тоже Абылай был владетелем города Туркестана прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Канишер кровопийца. В 13 лет Абылай лишился отца убитого во время междоусобиц рано поступил на службу. Абылай понимал что главный враг Казахстана – джунгары поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию.
82338. Казахстан в середине 60-х нач. 80-х годов. Социально-политическое развитие 30.01 KB
  Состав депутатов Верховного Совета СССР где были представлены чабаны колхозники рабочие промышленных предприятий техническая интеллигенция люди науки и искусства партийные и хозяйственные руководители и служил якобы подтверждением этой новой общественнополитической ситуации в обществе. Группа деятелей высшего политического руководства СССР в глубокой тайне подготовила смещение Н. Суслов и председатель КГБ СССР В. Смена политического руководства СССР в октябре 1964 года вскоре стала сказываться и на состоянии культуры.
82339. Восстание Кенесары Касымова (причины, характер, движущие силы, итоги) 27.95 KB
  Движущие силы численность: все слои населения – крестьянешаруа бии батыры султаны 20 тысяч человек все слои населения – крестьянешаруа бии батыры султаны Ход восстания: осень 1837 – организация отрядов повстанцев; начало открытого сопротивления царскому правительству; весналето 1838 – вооруженные столкновения с царскими отрядами нападение на аулы ненавистных султанов; разгром Акмолинской крепости отрядом Кенесары; увеличение отрядов перемещение центра восстания из Среднего в Младший жуз; 1840 – вторжение Кенесары в Кокандское...
82340. Экономическое развитие Казахстана в 60-ые годы ХХ. Рост новых городов 32.27 KB
  Такой подход положительно сказался на тонусе общественной жизни Казахстана. Удельный вес Казахстана в общесоюзной добыче железной руды достиг 54 . На территории Казахстана были размещены космодром и атомный полигон.