87296

Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Русский

2015-04-18

52 KB

1 чел.

Тема 1. Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция 1

(Сущность, движущие силы, противоречия и логика (структура) процесса обучения)

Вопросы:

  1.  Сущность обучения.
  2.  Движущие силы процесса обучения.
  3.  Структура процесса обучения.

(Соотнести понятия «обучение (процесс обучения)» и «образование (процесс образования)»

Т.И.Шамова и др.: Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных (т.е.обучающих), воспитательных и развивающих задач.

И.Ф.Харламов: Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень  развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

И.П.Подласый:  Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учеников.

И.Ф.Харламов: Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мироввоззрения  и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. (учитывается, что обучение не всегда взаимодействие (например, выполнение д/З); подчеркивается, что без при отсутствии активности учащихся обучение не происходит).

«Педагогика и психология высшей школы» (.И.Самыгин и др.) : Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Развивающее и воспитательное влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия – образование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя Н.И.Новикова, это понятие продолжительное время не имело специального терминологического содержания и вплоть до середины XIX  в. употреблялось как синоним воспитания. Позднее оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обучением. Таким образом, понятие образование стало обозначать и обучение, и органически связанное с ним воспитание личности. Сегодня оно обозначает также те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Это, можно сказать, широкое понимание термина образование.

Понятие образование может также обозначать процесс получения образования (т.е.знаний), например, в школе или вузе. В этом случае понятия образование и обучение совпадают и выступают как синонимы.

Вопрос 1. Сущность обучения.

Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить его основные компоненты. Однако при этом следует исходить из того, что педагогическая наука рассматривает обучение двояко: как процесс и как систему.

Основными компонентами обучения как системы являются: 1. цели; 2. содержание; 3. методы; 4. организационные формы; 5. результаты. Все дальнейшее построение данного курса (лекций, семинарских занятий) исходит из системного рассмотрения обучения.

Обучение как процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых. По мнению И.Я.Лернера, основной целью такого взаимодействия является усвоение учениками некоторого отрезка содержания социального опыта. Таким образом, основными компонентами обучения выступают процессы преподавания и учения  и содержание . Акт обучения можно изобразить в виде следующей схемы:

Учитель

Содержание обучения                                              Учащийся

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. (И.П.Подласый).

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные (И.П.Подласый).

Проблемами обучения и образования занимается такая отрасль педагогической науки, как дидактика. Главные понятия дидактики: преподавание, учение, обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др. Выделяют общую и частную дидактику. Предметом изучения общей дидактики выступают процессы преподавания и учения и связанные с ними факторы. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания (изучают особенности обучения различным учебным предметам).

Таким образом, налицо такая особенность процесса обучения, как двусторонность. Эту особенность иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Однако помимо нее для обучения характерны:

  •  совместная деятельность учителя и учеников (в виде сотрудничества, сотворчества);
  •  руководство со стороны учителя;
  •  планомерная организация и управление;
  •  целостность и единство;
  •  соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  •  управление их развитием и воспитанием.

Вопрос 2. Движущие силы процесса обучения.

Движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия. (Противоречие как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, т.к. представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта). На современном этапе развития образования можно говорить о том, что процессу обучения присущи следующие противоречия (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова):

1. Противоречие между требованиями общества к процессу обучения и его возможностями в современных условиях. Это противоречие самое значительное: оно влияет на содержание процесса обучения, на деятельность преподавателя и учащихся. Данное противоречие разрешается путем создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствование методов и форм обучения, изучением познавательных возможностей учащихся.

2. Противоречие между познавательными и практическими задачами, предъявляемыми учащимся, и имеющимся у них уровнем зунов и развития. Данное противоречие разрешается посредством дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

3. Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Разрешается оно путем обеспечения самостоятельной активной работы учащихся над предлагаемым материалом.

4. Противоречие между оценкой преподавателем результатов обучения и самооценкой их учащимися. Данное противоречие разрешается, если взгляд учителя на ученика не отличается догматизмом (неизменностью); если педагог хорошо знает возрастную и педагогическую психологию; если  учитель правильно выстраивает педагогическую позицию по отношению к ученику и др.условиях.

5. Противоречия, порожденные дефектами педагогического общения: неумением педагога наладить контакт с учащимися; непониманием внутреннего мира детей; сложностью управления межличностным общением учащихся на уроке; трудностями в речевом общении; сложностью управления собственным психологическим состоянием (скованностью жестов, движений, общего поведения) и др.

? Каковы, на ваш взгляд, пути разрешения последней группы противоречий?

Вопрос 3. Структура процесса обучения.

Под структурой процесса обучения следует понимать логику его развития. (т.е. то, как он разворачивается). Структура процесса обучения складывается с учетом его компонентов (рассмотренных выше: преподавания, учения, содержания) (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова). Данная стру

Преподавание

Учение

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация деятельности преподавания учителя и деятельности учения учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

ктура может быть изображена в виде следующей схемы:

Преподавание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36042. Дадаи́зм, или дада 32.84 KB
  Считается что дадаизм явился предшественником сюрреализма во многом определившим его идеологию и методы. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль Жан Кокто Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.
36043. Гидравлические потери напора по длинне 32.53 KB
  ГА в зависимости от назначения характеризуется различными техническими характеристиками: Условный проход Dу Номинальный расход Qн Номинальное давление Рн Условный проход указывается в виде диаметра в мм выбирается из стандартного ряда и примерно соответствует диаметру внутренних каналов в ГА. Номинальный расход и давление – расчет значения этих параметров при котором указываются другие технические характеристики и проводятся испытаний ГА. Давление на выходе задается при помощи регулировочного винта который создает нагрузку на...
36044. Экологические проблемы сельского хозяйства. Принципы безопасного применения пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве 32.5 KB
  Пестициды это химические или биологические препараты используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений сорными растениями вредителями хранящиеся в сельскохозяйственной продукции бытовыми вредителями и внешними паразитами животных а также для регулирования роста предуборочного удаления листьев дефолианты предуборочного подсушивания растений десиканты. В зависимости от объекта воздействия сорная растительность вредные насекомые теплокровные животные и химической природы пестициды подразделяются на: акарициды для...
36045. Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ 32.5 KB
  В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] – одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.
36046. Консервативная политическая мысль России 19 века, ее черты 30.5 KB
  Основа К: идея традиции и преемственности как основа всякой творческой жизни сохранение традиции но что считать традицией Пол традиции Др Руси утрачены благодаря П1 петровские преобразования нельзя было считать традицией тк они еще не были укоренены в народе только в верхах инновации как традиции еще не закрепились прошло 100 лет. Чаадаев Философическое письмо славянофилы Хомяков Киреевский Аксаков Самарин поздние славянофилы Данилевский Россия и Европа теория лок цций Леонтьев Россию нужно подморозить задержать...
36047. Предмет и методология международных отношений 32.45 KB
  Во всех этих работах внимание исследователей концентрируется на определение предметной области науки о МО разграничении или неразграничении предметных полей наук международнополитических МО и мирополитических мировая политика исследований. Разграничение понятий объект и предмет науки о МО проводит П. Как у всякой науки понятие предмета уже чем понятие объекта.
36048. Физические характеристики Земли 32 KB
  Расстояние Земли от Солнца 1496 млн. км от Земли вокруг неё вращается естественный спутник Луна. С вращением Земли вокруг Солнца связана смена на Земле времён года а с вращением её вокруг оси – смена дня и ночи. Ось вращения Земли наклонена на 234 относительно её орбитальной плоскости это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год 36524 солнечных суток.
36049. Среда жизни 32 KB
  Среды жизни: почвенная водная наземновоздушная и среду организмов когда одни организмы становятся средой для других. К высокой плотности воды организмы адаптируются имея обтекаемую форму тела млекопитающие. Для регулирования водного баланса организмы используют 3 механизма: морфологический форма тела физиологический высвобождения воды из жиров белков и углеводов через испарение и органы выделения поведенческий выбор основного расположения в пространстве.
36050. Типы и причины колебания численности популяций. Стратегии выживания 32 KB
  К числу важнейших свойств П относится динамика численности особей и механизмы ее регулирования. Значительное отклонение численности особей в П от оптимальной связано с отрицательными последствиями для ее существования. В связи с этим П обычно имеют адаптационные механизмы способствующие как снижению численности если она значительно превышает оптимальную так и ее восстановлению если она уменьшается ниже оптимальных значений.