87296

Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Русский

2015-04-18

52 KB

1 чел.

Тема 1. Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция 1

(Сущность, движущие силы, противоречия и логика (структура) процесса обучения)

Вопросы:

  1.  Сущность обучения.
  2.  Движущие силы процесса обучения.
  3.  Структура процесса обучения.

(Соотнести понятия «обучение (процесс обучения)» и «образование (процесс образования)»

Т.И.Шамова и др.: Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных (т.е.обучающих), воспитательных и развивающих задач.

И.Ф.Харламов: Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень  развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

И.П.Подласый:  Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учеников.

И.Ф.Харламов: Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мироввоззрения  и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. (учитывается, что обучение не всегда взаимодействие (например, выполнение д/З); подчеркивается, что без при отсутствии активности учащихся обучение не происходит).

«Педагогика и психология высшей школы» (.И.Самыгин и др.) : Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Развивающее и воспитательное влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия – образование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя Н.И.Новикова, это понятие продолжительное время не имело специального терминологического содержания и вплоть до середины XIX  в. употреблялось как синоним воспитания. Позднее оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обучением. Таким образом, понятие образование стало обозначать и обучение, и органически связанное с ним воспитание личности. Сегодня оно обозначает также те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Это, можно сказать, широкое понимание термина образование.

Понятие образование может также обозначать процесс получения образования (т.е.знаний), например, в школе или вузе. В этом случае понятия образование и обучение совпадают и выступают как синонимы.

Вопрос 1. Сущность обучения.

Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить его основные компоненты. Однако при этом следует исходить из того, что педагогическая наука рассматривает обучение двояко: как процесс и как систему.

Основными компонентами обучения как системы являются: 1. цели; 2. содержание; 3. методы; 4. организационные формы; 5. результаты. Все дальнейшее построение данного курса (лекций, семинарских занятий) исходит из системного рассмотрения обучения.

Обучение как процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых. По мнению И.Я.Лернера, основной целью такого взаимодействия является усвоение учениками некоторого отрезка содержания социального опыта. Таким образом, основными компонентами обучения выступают процессы преподавания и учения  и содержание . Акт обучения можно изобразить в виде следующей схемы:

Учитель

Содержание обучения                                              Учащийся

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. (И.П.Подласый).

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные (И.П.Подласый).

Проблемами обучения и образования занимается такая отрасль педагогической науки, как дидактика. Главные понятия дидактики: преподавание, учение, обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др. Выделяют общую и частную дидактику. Предметом изучения общей дидактики выступают процессы преподавания и учения и связанные с ними факторы. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания (изучают особенности обучения различным учебным предметам).

Таким образом, налицо такая особенность процесса обучения, как двусторонность. Эту особенность иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Однако помимо нее для обучения характерны:

  •  совместная деятельность учителя и учеников (в виде сотрудничества, сотворчества);
  •  руководство со стороны учителя;
  •  планомерная организация и управление;
  •  целостность и единство;
  •  соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  •  управление их развитием и воспитанием.

Вопрос 2. Движущие силы процесса обучения.

Движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия. (Противоречие как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, т.к. представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта). На современном этапе развития образования можно говорить о том, что процессу обучения присущи следующие противоречия (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова):

1. Противоречие между требованиями общества к процессу обучения и его возможностями в современных условиях. Это противоречие самое значительное: оно влияет на содержание процесса обучения, на деятельность преподавателя и учащихся. Данное противоречие разрешается путем создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствование методов и форм обучения, изучением познавательных возможностей учащихся.

2. Противоречие между познавательными и практическими задачами, предъявляемыми учащимся, и имеющимся у них уровнем зунов и развития. Данное противоречие разрешается посредством дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

3. Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Разрешается оно путем обеспечения самостоятельной активной работы учащихся над предлагаемым материалом.

4. Противоречие между оценкой преподавателем результатов обучения и самооценкой их учащимися. Данное противоречие разрешается, если взгляд учителя на ученика не отличается догматизмом (неизменностью); если педагог хорошо знает возрастную и педагогическую психологию; если  учитель правильно выстраивает педагогическую позицию по отношению к ученику и др.условиях.

5. Противоречия, порожденные дефектами педагогического общения: неумением педагога наладить контакт с учащимися; непониманием внутреннего мира детей; сложностью управления межличностным общением учащихся на уроке; трудностями в речевом общении; сложностью управления собственным психологическим состоянием (скованностью жестов, движений, общего поведения) и др.

? Каковы, на ваш взгляд, пути разрешения последней группы противоречий?

Вопрос 3. Структура процесса обучения.

Под структурой процесса обучения следует понимать логику его развития. (т.е. то, как он разворачивается). Структура процесса обучения складывается с учетом его компонентов (рассмотренных выше: преподавания, учения, содержания) (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова). Данная стру

Преподавание

Учение

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация деятельности преподавания учителя и деятельности учения учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

ктура может быть изображена в виде следующей схемы:

Преподавание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66670. ЖИЗНЬ ТЕОФРАСТА. ЗЕМЛЯ И ПОЧВА 145.87 KB
  И как чувствовали себя в борьбе за истину первые исследователи основа тех самых гигантов на плечи которых становятся ученые последних столетий Как они понимали и познавали мир вокруг себя не имея ни стройной теоретической и опытной базы ни технического аппарат...
66671. История и методология почвоведения 67.89 KB
  Таковы прежде всего Гесиод и его последователи а затем помимо них первые натурфилософы. Уже скоро состоится состязание рапсодов и скоро царь Панед заслушает двух великих людей Гесиода и Гомера. Пожалуй при таком раскладе событий немало людей пожелали бы оказаться...
66676. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЭНГЕЛЬГАРДТ 94.68 KB
  Годы жизни Александра Николаевича Энгельгардта (1832-1893) практически совпали с годами жизни его тезки, императора Александра II Николаевича Романова (1818-1881). Это время отмечено многими преобразованиями как во внешней политике страны, так и в ее внутренней общественной жизни...
66677. Объекты медицинского предназначения: необходимо совершенствовать охрану 83 KB
  Возможности, продемонстрированные в свое время молекулярной биологией, привели к рождению нового направления в медицине – медицинской химии. В настоящее время медицинскую химию можно считать уже сложившейся областью. Основой для нее стала, как известно, комбинаторная химия.
66678. Александр II. Предпосылки либеральных реформ. Отмена крепостного права 36.5 KB
  Преобразования охватили три основные сферы социально-экономическую освобождение крестьян и попытку решения аграрного вопроса политическую введение местного самоуправления реформу суда и армии культурно-образовательную реформу школ университетов и цензуры.