87296

Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция

Педагогика и дидактика

Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Русский

2015-04-18

52 KB

1 чел.

Тема 1. Общетеоретические основы процесса обучения

Лекция 1

(Сущность, движущие силы, противоречия и логика (структура) процесса обучения)

Вопросы:

  1.  Сущность обучения.
  2.  Движущие силы процесса обучения.
  3.  Структура процесса обучения.

(Соотнести понятия «обучение (процесс обучения)» и «образование (процесс образования)»

Т.И.Шамова и др.: Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных (т.е.обучающих), воспитательных и развивающих задач.

И.Ф.Харламов: Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень  развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

И.П.Подласый:  Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учеников.

И.Ф.Харламов: Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мироввоззрения  и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. (учитывается, что обучение не всегда взаимодействие (например, выполнение д/З); подчеркивается, что без при отсутствии активности учащихся обучение не происходит).

«Педагогика и психология высшей школы» (.И.Самыгин и др.) : Процесс обучения есть в своей сущности целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Развивающее и воспитательное влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия – образование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя Н.И.Новикова, это понятие продолжительное время не имело специального терминологического содержания и вплоть до середины XIX  в. употреблялось как синоним воспитания. Позднее оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обучением. Таким образом, понятие образование стало обозначать и обучение, и органически связанное с ним воспитание личности. Сегодня оно обозначает также те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Это, можно сказать, широкое понимание термина образование.

Понятие образование может также обозначать процесс получения образования (т.е.знаний), например, в школе или вузе. В этом случае понятия образование и обучение совпадают и выступают как синонимы.

Вопрос 1. Сущность обучения.

Чтобы понять сущность обучения, необходимо выделить его основные компоненты. Однако при этом следует исходить из того, что педагогическая наука рассматривает обучение двояко: как процесс и как систему.

Основными компонентами обучения как системы являются: 1. цели; 2. содержание; 3. методы; 4. организационные формы; 5. результаты. Все дальнейшее построение данного курса (лекций, семинарских занятий) исходит из системного рассмотрения обучения.

Обучение как процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых. По мнению И.Я.Лернера, основной целью такого взаимодействия является усвоение учениками некоторого отрезка содержания социального опыта. Таким образом, основными компонентами обучения выступают процессы преподавания и учения  и содержание . Акт обучения можно изобразить в виде следующей схемы:

Учитель

Содержание обучения                                              Учащийся

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. (И.П.Подласый).

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные (И.П.Подласый).

Проблемами обучения и образования занимается такая отрасль педагогической науки, как дидактика. Главные понятия дидактики: преподавание, учение, обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др. Выделяют общую и частную дидактику. Предметом изучения общей дидактики выступают процессы преподавания и учения и связанные с ними факторы. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания (изучают особенности обучения различным учебным предметам).

Таким образом, налицо такая особенность процесса обучения, как двусторонность. Эту особенность иногда считают определяющей для раскрытия его сущности. Однако помимо нее для обучения характерны:

  •  совместная деятельность учителя и учеников (в виде сотрудничества, сотворчества);
  •  руководство со стороны учителя;
  •  планомерная организация и управление;
  •  целостность и единство;
  •  соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  •  управление их развитием и воспитанием.

Вопрос 2. Движущие силы процесса обучения.

Движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия. (Противоречие как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, т.к. представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта). На современном этапе развития образования можно говорить о том, что процессу обучения присущи следующие противоречия (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова):

1. Противоречие между требованиями общества к процессу обучения и его возможностями в современных условиях. Это противоречие самое значительное: оно влияет на содержание процесса обучения, на деятельность преподавателя и учащихся. Данное противоречие разрешается путем создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствование методов и форм обучения, изучением познавательных возможностей учащихся.

2. Противоречие между познавательными и практическими задачами, предъявляемыми учащимся, и имеющимся у них уровнем зунов и развития. Данное противоречие разрешается посредством дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

3. Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Разрешается оно путем обеспечения самостоятельной активной работы учащихся над предлагаемым материалом.

4. Противоречие между оценкой преподавателем результатов обучения и самооценкой их учащимися. Данное противоречие разрешается, если взгляд учителя на ученика не отличается догматизмом (неизменностью); если педагог хорошо знает возрастную и педагогическую психологию; если  учитель правильно выстраивает педагогическую позицию по отношению к ученику и др.условиях.

5. Противоречия, порожденные дефектами педагогического общения: неумением педагога наладить контакт с учащимися; непониманием внутреннего мира детей; сложностью управления межличностным общением учащихся на уроке; трудностями в речевом общении; сложностью управления собственным психологическим состоянием (скованностью жестов, движений, общего поведения) и др.

? Каковы, на ваш взгляд, пути разрешения последней группы противоречий?

Вопрос 3. Структура процесса обучения.

Под структурой процесса обучения следует понимать логику его развития. (т.е. то, как он разворачивается). Структура процесса обучения складывается с учетом его компонентов (рассмотренных выше: преподавания, учения, содержания) (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова). Данная стру

Преподавание

Учение

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация деятельности преподавания учителя и деятельности учения учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

ктура может быть изображена в виде следующей схемы:

Преподавание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56314. Tabagisme-l’ENNEMI de l’homme 102 KB
  Tous les participants recoivent les feuilles de papier. Le professeur dit: «Le soleil au centre - c’est le centre de l’univers. Il doit être lié par des lignes avec des étoiles autour du soleil. Ces lignes portent les noms : ma couleur préférée ;
56316. ТАБЛИЦІ СУПЕРЕЧНОСТЕЙ 209.5 KB
  Принцип використання таблиць полягає в тому, що вони спонукають учнів згадати орфографічне правило на основі зіставлення поданих у таблиці прикладів. Порівнюючи праву і ліву колонки, учень пояснює суперечливі на перший погляд приклади, аргументуючи їх відповідними правилами, винятками.
56317. Періодичний закон Д.І. Менделєєва 121 KB
  Мета: ознайомити учнів з періодичним законом хімічних елементів; формувати уявлення про періодичну зміну властивостей хімічних елементів; показати загальну залежність і розвиток неорганічної природи...
56318. Програми роботи з таблицями 78.5 KB
  Ми завершуємо ознайомлення з табличними величинами та програмами роботи з таблицями. Ви вмієте описувати масиви, вводити і виводити елементи масивів, складати програми опрацювання табличних величин. Але треба бути уважним і добре розуміти, що робиш і для чого.
56319. ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ НАПИСАННЯ ТЕКСТУ НАУКОВОЇ РОБОТИ ТА ЙОГО ОФОРМЛЕННЯ 24.36 KB
  Які існують прийоми осмислення тексту (і виділення інформаційно-смислових блоків)? Психологи називають три такі прийоми: виділення смислових опорних пунктів (або ключових слів), антиципація та реціпація
56320. ОСОБЛИВОСТІ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧБОВИХ ТА УЧБОВО-ДОСЛІДНИЦЬКИХ РОБІТ НА ПРИКЛАДІ УЧБОВОГО РЕФЕРАТУ, КОНТРОЛЬНОЇ Й КУРСОВОЇ РОБОТИ 18.36 KB
  Реферат (від латинського refezo – доповідаю, повідомляю) – це короткий виклад змісту документа або його частини, що включає основні фактичні відомості та висновки, необхідні для початкового ознайомлення з документом і доцільності звернення до нього.
56321. ОСОБЛИВОСТІ МЕТОДИЧНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УЧБОВИХ ТА УЧБОВО-ДОСЛІДНИЦЬКИХ РОБІТ НА ПРИКЛАДІ ДИПЛОМНОЇ (ВИПУСКНОЇ) РОБОТИ 17.12 KB
  Дипломна робота – це вид навчально-дослідницької діяльності, орієнтованої на розвиток вміння самостійно виконувати науковий аналіз питань, пов'язаних із специфікою освоюваної професії. Дипломна робота є заключним періодом навчання у вищій школі, так як вона виконується на випускному курсі під керівництвом наукового керівника.
56322. Нацистский «новый порядок» в Европе 110 KB
  Движение Сопротивления в Европе Цели движения Сопротивления: Движение Сопротивления - это освободительное движение в оккупированных странах Формы движения Сопротивления против внешнего и внутреннего фашизма и установленного фашистами порядка.