87297

Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке. Таким образом в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями собственно обучение развитие ее интеллектуальных и творческих способностей процесс развития а также становление ее мировоззрения...

Русский

2015-04-18

30.5 KB

0 чел.

Лекция 4. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Вопросы:

  1.  Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.
  2.  Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Вопрос 1. Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися зунами. Он оказывает широкое развивающее и воспитательное воздействие на личность. Происходит это потому, что знания имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия, фактический материал), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

Таким образом, в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями (собственно обучение), развитие ее интеллектуальных и творческих способностей (процесс развития), а также становление ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание). Несмотря на такое естественное триединство процесса обучения, в зависимости от характера его организации он может носить либо преимущественно знаниево-ориентированный характер (так называемые традиционные системы обучения), либо развивающий характер (развивающие системы).

Вопрос 2. Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А.Коменского шел поиск научных основ обучения, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка на различных этапах возрастного развития. К этим вопросам обращались А.Дистервег, Песталоцци, в России – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.исследователи проблем детства. К рассмотрению данной проблемы, как известно, обращался Л.С.Выготский, подвергший критике теорию швейцарского психолога Ж.Пиаже, утверждавшего, что развитие и обучение не связаны. Л.С.Выготский обобщил точки зрения в психологии на вопрос о соотношении обучения и развития:

- обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;

- обучение и развитие – два тождественных процесса;

- обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди него.

Л..Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Он утверждал, что целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение должно не только учитывать уровень актуального развития ребенка, но ориентироваться на зону его ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка.

Л.С.Выготский сделал следующие выводы: 1. обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2. обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно идти впереди развития, ориентируясь на завтрашний день ребенка.

Со временем ученые и практики пришли к пониманию того, что педагогика интересуется не только развитием психики (прежде всего мышления), но и личностным развитием учащихся (прежде всего социальным). Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в психолого-педагогической науке существуют как концепции развивающего обучения,  ориентированные на психическое развитие личности (Л.В.Занкова, З.И.Калмыковой, Е.Н.Кабановой-Меллер), так и концепции, учитывающие личностное развитие детей (Г.А.Цукерман, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, С.А.Смирнова). Последние исходят из того, что важнейшей задачей школы является подготовка учащихся к жизни в социуме, развитие его как субъекта жизнедеятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52486. In der Deutschstunde 119.5 KB
  Wie geht’s Seid ihr guter Lune Die Schüler ntworten. L: Wir beginnen mit den Rätselerzählungen die ihr zu Huse geschrieben hbt. Die Schüler hören und rten ws für eine Stunde ds ist. Sch 1: In dieser Stunde turnen wir n den Ringen springen hoch lufen um die Wette spielen Fußbll.
52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму – переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму – відвідую сім’ї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення – запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.
52491. Побудова стовпчикових і кругових діаграм 77.5 KB
  Вчити будувати й читати кругові й стовпчасті діаграми. Розвивати логічне мисленя, обчислювальні навички, навички роботи на комп`ютері. Виховувати активність, працелюбність
52492. Связь украинцев с украинской диаспорой за рубежом 132 KB
  Ход урока Учитель: Ldies nd gentlemen I m very gld to see you t our conference devoted to the meeting with the members of Ukrinin Dispor in the other countries. Учитель: Let me introduce you member of Ukrinin Dispor from London – Mry Brown. I m techer of Ukrinin History t school. Ukrinin ssocition in London is situted in 154 Hollnd Prk venue.
52493. Використання дидактичного матеріалу на уроках світової літератури в 5 класі 405 KB
  Індійське Казки Існують різні класифікації видів казок. Він поділяв казки на чарівні казки про тварин та побутові. Народні казки казки побутові чарівні про тварин або фантастичні Завдання до теми Назви фантастичних героїв та чарівні предмети що зустрічаються у вірші К. ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ У чудищ Я был в избушке на курьих...
52494. Дидактические игры для уроков с элементами обществознания 206.5 KB
  Другой вариант игры работа с печатным текстом. Так например на уроке по теме Походы Батыя на Русь учитель формулирует правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися первого пункта Взятие Киева по учебнику Д. Вот один из возможных вариантов победителя игры: 1.