87297

Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке. Таким образом в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями собственно обучение развитие ее интеллектуальных и творческих способностей процесс развития а также становление ее мировоззрения...

Русский

2015-04-18

30.5 KB

0 чел.

Лекция 4. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Вопросы:

  1.  Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.
  2.  Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Вопрос 1. Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися зунами. Он оказывает широкое развивающее и воспитательное воздействие на личность. Происходит это потому, что знания имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия, фактический материал), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

Таким образом, в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями (собственно обучение), развитие ее интеллектуальных и творческих способностей (процесс развития), а также становление ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание). Несмотря на такое естественное триединство процесса обучения, в зависимости от характера его организации он может носить либо преимущественно знаниево-ориентированный характер (так называемые традиционные системы обучения), либо развивающий характер (развивающие системы).

Вопрос 2. Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А.Коменского шел поиск научных основ обучения, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка на различных этапах возрастного развития. К этим вопросам обращались А.Дистервег, Песталоцци, в России – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.исследователи проблем детства. К рассмотрению данной проблемы, как известно, обращался Л.С.Выготский, подвергший критике теорию швейцарского психолога Ж.Пиаже, утверждавшего, что развитие и обучение не связаны. Л.С.Выготский обобщил точки зрения в психологии на вопрос о соотношении обучения и развития:

- обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;

- обучение и развитие – два тождественных процесса;

- обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди него.

Л..Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Он утверждал, что целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение должно не только учитывать уровень актуального развития ребенка, но ориентироваться на зону его ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка.

Л.С.Выготский сделал следующие выводы: 1. обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2. обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно идти впереди развития, ориентируясь на завтрашний день ребенка.

Со временем ученые и практики пришли к пониманию того, что педагогика интересуется не только развитием психики (прежде всего мышления), но и личностным развитием учащихся (прежде всего социальным). Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в психолого-педагогической науке существуют как концепции развивающего обучения,  ориентированные на психическое развитие личности (Л.В.Занкова, З.И.Калмыковой, Е.Н.Кабановой-Меллер), так и концепции, учитывающие личностное развитие детей (Г.А.Цукерман, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, С.А.Смирнова). Последние исходят из того, что важнейшей задачей школы является подготовка учащихся к жизни в социуме, развитие его как субъекта жизнедеятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59491. Виховна година “Перше квітня” 39 KB
  Ісландські саги кажуть що звичай обманювати в день першого квітня введений асами богами в память Скадеї дочки Тіясса. Цей звичай дуже поширений у Данії Швеції Норвегії. Але таке пояснення викликає сумнів бо звичай обманювати в день першого квітня...
59493. Франческо Петрарка – державний діяч, філософ, поет. Загальна характеристика “Книги пісень” 76 KB
  Мета: розкрити учням творчий світ Петрарки у світлі поняття краси як основи світобачення поета розвивати емоційноестетичне сприйняття учнів активізувати роботу всього класу розвивати творчі та аналітичні здібності.
59494. Андріївські вечорниці 62 KB
  От і дівчата вже йдуть. Дівчатавсі: сміх Слава Богу в вашій хаті Дівчина1: Добрий вечір тітонько Чи можна в вашу хату Мати: Слава навіки Заходьте дівчата сідайте Зараз вареників на всіх наліпимо. Може ще гості будутьПорається Галя: Давайте дівчата не роздягайтеся побіжіть до криниці по воду.
59495. Математична вікторина для учнів 10 класів 54.5 KB
  Прилади: карточки з цифрами від 1 до 5 кома Підготовка: За тиждень до конкурса вибрати команди командам дати завдання: підготовитися до конкурсу привітання до конкурсу капітанів підготувати по три запитання. Конкурси Конкурс капітанів...
59496. Родинне свято 68.5 KB
  Пісня Я зявився на світ із любові та мрії Із щасливих татусевих і маминих снів. Пісня Дорогий хороший рідний тато Кращого від тебе не знайти Дорогий хороший рідний тато Як чудово що у нас є ти...
59497. В світі усе починається з мами 44 KB
  Хто вас діти щиро любить Хто вас ніжно так голубить Як ви хворі цілі ночі Не стуляє свої очі. 1ша гра називається Що любить ваша дитина. Чи любить ваша дитина вставати рано Чи застеляє постіль Чи любить їсти манну кашу Чи любить читати книжки...