87297

Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке. Таким образом в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями собственно обучение развитие ее интеллектуальных и творческих способностей процесс развития а также становление ее мировоззрения...

Русский

2015-04-18

30.5 KB

0 чел.

Лекция 4. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Вопросы:

  1.  Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.
  2.  Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Вопрос 1. Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися зунами. Он оказывает широкое развивающее и воспитательное воздействие на личность. Происходит это потому, что знания имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия, фактический материал), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

Таким образом, в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями (собственно обучение), развитие ее интеллектуальных и творческих способностей (процесс развития), а также становление ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание). Несмотря на такое естественное триединство процесса обучения, в зависимости от характера его организации он может носить либо преимущественно знаниево-ориентированный характер (так называемые традиционные системы обучения), либо развивающий характер (развивающие системы).

Вопрос 2. Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А.Коменского шел поиск научных основ обучения, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка на различных этапах возрастного развития. К этим вопросам обращались А.Дистервег, Песталоцци, в России – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.исследователи проблем детства. К рассмотрению данной проблемы, как известно, обращался Л.С.Выготский, подвергший критике теорию швейцарского психолога Ж.Пиаже, утверждавшего, что развитие и обучение не связаны. Л.С.Выготский обобщил точки зрения в психологии на вопрос о соотношении обучения и развития:

- обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;

- обучение и развитие – два тождественных процесса;

- обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди него.

Л..Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Он утверждал, что целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение должно не только учитывать уровень актуального развития ребенка, но ориентироваться на зону его ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка.

Л.С.Выготский сделал следующие выводы: 1. обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2. обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно идти впереди развития, ориентируясь на завтрашний день ребенка.

Со временем ученые и практики пришли к пониманию того, что педагогика интересуется не только развитием психики (прежде всего мышления), но и личностным развитием учащихся (прежде всего социальным). Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в психолого-педагогической науке существуют как концепции развивающего обучения,  ориентированные на психическое развитие личности (Л.В.Занкова, З.И.Калмыковой, Е.Н.Кабановой-Меллер), так и концепции, учитывающие личностное развитие детей (Г.А.Цукерман, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, С.А.Смирнова). Последние исходят из того, что важнейшей задачей школы является подготовка учащихся к жизни в социуме, развитие его как субъекта жизнедеятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83612. Категории электроприёмников, надёжность электроснабжения 30.34 KB
  В отношении обеспечения надежности электроснабжения потребителей разделяют на следующие три категории:Потребители I категории электроприемники перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей значительный ущерб народному хозяйству; повреждение дорогостоящего основного оборудования массовый брак продукции расстройство сложного технологического процесса нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства.Из состава электроприемников I категории выделяют особую группу...
83613. Определение расчетных нагрузок для сельской местности напряжением до 1 кВ 50.72 KB
  В результате протяженность сетей на единицу мощности потребителя во много раз превышает эту величину в других отраслях народного хозяйства а стоимость электроснабжения в сельском хозяйстве составляет до 6575 от общей стоимости электрификации включая затраты на приобретение рабочих машин. Определяются суммарные мощности: 5. Определяют расчётную нагрузку осветительных приёмников цеха определяется по установленной мощности и коэффициенту спроса кВт РРО 5. Определяют отдельно дневную и вечернюю полные мощности: 6.
83614. Выбор разъединителей, отделителей и короткозамыкателей 41.03 KB
  Условиями выбора разъединителей являются где номинальное напряжение сети кВ; номинальное напряжение электрического аппарата или токоведущих частей кВ; максимально возможный ток в месте установки разъединителей в рабочем режиме кА; номинальный ток электрического аппарата или токоведущих частей кА. Условия проверки электродинамической стойкости разъединителей: по способности выдерживать ударный ток Условия проверки термической стойкости разъединителей Короткозамыкатели и отделители это специальные разъединители имеющие...
83615. Выбор трансформаторов тока 38.4 KB
  В режиме короткого замыкания необходимо проверить трансформатор тока на динамическую и термическую стойкость. Условия выбора трансформатора тока: номинальное напряжение: номинальный первичный ток: по вторичной нагрузке: Проверка трансформатора тока по динамической стойкости: где кратность тока динамической стойкости. Проверка трансформатора тока по термической стойкости: где кратность тока термической стойкости.
83616. Выбор силовых трансформаторов на напряжение выше 1 кВ 44.49 KB
  Нормальный режим работы раздельная работа трансформаторов это предусматривается в целях уменьшения токов короткого замыкания и позволяет применить более легкую и дешевую аппаратуру на стороне низшего напряжения трансформаторов. Номинальная мощность цеховых SНТ выбирается по расчетной мощности исходя из условия экономичной работы трансформаторов 6080 в нормальном режиме и допустимой перегрузки на 3040 от SНТ в послеаварийном режиме. После выбора мощности трансформаторов определим их количество: где Кз это...
83617. Типы проводников, применяемые в основных электрических цепях 29.51 KB
  Все соединения внутри закрытого РУ 610 кВ включая сборные шины выполняются жесткими голыми алюминиевыми шинами прямоугольного или коробчатого сечения. Токоведущие части в РУ 35 кВ и выше обычно выполняются сталеалюминиевыми проводами АС. В некоторых конструкциях ОРУ часть или вся ошиновка может выполняться алюминиевыми трубами. От стены ГРУ до выводов установленного вблизи ГРУ соединение выполняется жесткими алюминиевыми шинами.
83618. Выбор кабелей, марки кабелей 43.25 KB
  Если условия применения проводов и кабелей отличаются от приведённых то длительно допустимые токовые нагрузки пересчитывают по формуле: I\'доп=Iдоп K1K2 где Iдоп длительно допустимый ток одиночного кабеля провода; K1 коэффициент учитывающий количество кабелей; К2 коэффициент допустимой перегрузки кабельной линии. Для кабелей напряжением до 10 кВ с бумажной пропитанной изоляцией несущих нагрузки меньше номинальных для таких кабелей допускается перегрузки в течение 5 суток в пределах указанных в таблицах справочника. Для кабелей с...
83619. Виды и системы освещения 30.21 KB
  Освещение безопасности предназначено для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Светильники рабочего освещения и светильники освещения безопасности должны питаться от независимых источников. Устройство рабочего освещения обязательно во всех помещениях независимо от устройства в них других видов освещения.
83620. Расчет искусственного освещения методом коэффициента использования 43.18 KB
  1 где Е заданная минимальная освещенность лк; Кзап коэффициент запаса; коэффициент минимальной освещенности приближенно можно принимать z = 11 для люминесцентных ламп z = 115 для ламп накаливания и ДРЛ; S освещаемая площадь м2; Еср средняя освещенность лк; N число светильников намечается до расчета коэффициент использования светового потока источника света доли единиц. Если такое приближение не реализуется то корректируется число светильников. Если световой поток ламп в каждом светильнике составляет...