87297

Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке. Таким образом в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями собственно обучение развитие ее интеллектуальных и творческих способностей процесс развития а также становление ее мировоззрения...

Русский

2015-04-18

30.5 KB

0 чел.

Лекция 4. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Вопросы:

  1.  Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.
  2.  Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Вопрос 1. Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися зунами. Он оказывает широкое развивающее и воспитательное воздействие на личность. Происходит это потому, что знания имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия, фактический материал), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

Таким образом, в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями (собственно обучение), развитие ее интеллектуальных и творческих способностей (процесс развития), а также становление ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание). Несмотря на такое естественное триединство процесса обучения, в зависимости от характера его организации он может носить либо преимущественно знаниево-ориентированный характер (так называемые традиционные системы обучения), либо развивающий характер (развивающие системы).

Вопрос 2. Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А.Коменского шел поиск научных основ обучения, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка на различных этапах возрастного развития. К этим вопросам обращались А.Дистервег, Песталоцци, в России – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.исследователи проблем детства. К рассмотрению данной проблемы, как известно, обращался Л.С.Выготский, подвергший критике теорию швейцарского психолога Ж.Пиаже, утверждавшего, что развитие и обучение не связаны. Л.С.Выготский обобщил точки зрения в психологии на вопрос о соотношении обучения и развития:

- обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;

- обучение и развитие – два тождественных процесса;

- обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди него.

Л..Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Он утверждал, что целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение должно не только учитывать уровень актуального развития ребенка, но ориентироваться на зону его ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка.

Л.С.Выготский сделал следующие выводы: 1. обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2. обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно идти впереди развития, ориентируясь на завтрашний день ребенка.

Со временем ученые и практики пришли к пониманию того, что педагогика интересуется не только развитием психики (прежде всего мышления), но и личностным развитием учащихся (прежде всего социальным). Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в психолого-педагогической науке существуют как концепции развивающего обучения,  ориентированные на психическое развитие личности (Л.В.Занкова, З.И.Калмыковой, Е.Н.Кабановой-Меллер), так и концепции, учитывающие личностное развитие детей (Г.А.Цукерман, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, С.А.Смирнова). Последние исходят из того, что важнейшей задачей школы является подготовка учащихся к жизни в социуме, развитие его как субъекта жизнедеятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15613. Демографическая безопасность России – одно из условий реализации национальной идеи 159.5 KB
  Демографическая безопасность России – одно из условий реализации национальной идеи Как показывает история выживает в конечном счете тот народ или цивилизация который в рамках существующей экологической среды оказывается наиболее способным к размножению. Как писа
15614. Социальная и духовная безопасность федеральных университетов 82 KB
  Социальная и духовная безопасность федеральных университетов Статья посвящена проблемам социальной и духовной безопасности федеральных университетов в России особенно с учетом наличия большого количества студентов из мусульманских стран. This article is devoted to problems o...
15615. Экологическая безопасность России – необходимое условие реализации национальной идеи 131 KB
  Экологическая безопасность России – необходимое условие реализации национальной идеи Стремительно меняющийся в начале XX1 века мир с его нарастающими экономическими экологическим энергетическим духовным и иными видами кризисов заставляет нас искать новые соверше...
15616. ФИЛОСОФИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В СВЕТЕ БОРЬБЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 66 KB
  Философия безопасности Сибири и Дальнего Востока России в свете борьбы цивилизаций Переход к легальной рыночной экономике ускорил центробежные силы разрывающие Россию. Если на юге страны использовались военные и идеологические орудия развала государства то на Дал
15617. НОВАЯ ТЕОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 133 KB
  НОВАЯ ТЕОСОФИЯ КАК Философия ГЛОБАЛЬНОЙ безопасности России Землетрясения и цунами вызвавшие радиоактивную катастрофу на Японских островах в марте 2011 г. свидетельствуют о начале глобальной природнотехногенной катастрофы. Кризис индустриальной цивилизации прояв...
15618. Принципы нравственной экономики 53 KB
  Принципы нравственной экономики Потребность в новой экономике обусловлена усиливающимся цивилизационным кризисом [1]. Методологической основой для создания концепции нравственной экономики может служить нравственнорелигиозный неоинституционализм разработанны
15619. КИТАЙСКИЙ, ИНДИЙСКИЙ И ЯПОНСКИЙ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ГЕОПОЛИТИКИ И ГЕОЭКОНОМИКИ РОССИИ 218.5 KB
  КИТАЙСКИЙ ИНДИЙСКИЙ И ЯПОНСКИЙ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ГЕОПОЛИТИКИ И ГЕОЭКОНОМИКИ РОССИИ Переход к легальной рыночной экономике ускорил центробежные силы разрывающие Россию. Если на юге страны использовались военные и идеологические орудия развала государства то на Дальнем
15620. Культура, кризис, этика и эстетика 38 KB
  Культура кризис этика и эстетика Темы для обсуждения предложены две: насчёт того переживает ли нынешняя культура кризис и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему ни на вторую. Потому что ч...
15621. Das Prinzip verum factum: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues 41.5 KB
  Das Prinzip €œverumfactum€: seine theologische Pramisse bei Nikolaus von Kues Das Tatsachlichkeit der Wahrheit heutzutage ist etwas dass versteht sich von selbst. Dass die Wahrheit gewissermassen erzeugt ist davon man sagt seitdem am Morgen der Philosophie war klargestellt dass obgleich die Wahrheit von sich selbst existiert denn seine Stellung in die Sprache in dem Urteil von Wahrheit ist. Das bei uns aus Latein angekommende €œFaktum€ hat vor langer Zeit derUntersch...