87297

Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Лекция

Педагогика и дидактика

Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке. Таким образом в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями собственно обучение развитие ее интеллектуальных и творческих способностей процесс развития а также становление ее мировоззрения...

Русский

2015-04-18

30.5 KB

0 чел.

Лекция 4. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания личности

Вопросы:

  1.  Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.
  2.  Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Вопрос 1. Единство развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.

Процесс обучения не сводится только к овладению обучающимися зунами. Он оказывает широкое развивающее и воспитательное воздействие на личность. Происходит это потому, что знания имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия, фактический материал), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

Таким образом, в процессе обучения и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями (собственно обучение), развитие ее интеллектуальных и творческих способностей (процесс развития), а также становление ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание). Несмотря на такое естественное триединство процесса обучения, в зависимости от характера его организации он может носить либо преимущественно знаниево-ориентированный характер (так называемые традиционные системы обучения), либо развивающий характер (развивающие системы).

Вопрос 2. Проблема соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке.

Проблема соотношения обучения и развития всегда признавалась одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с работ Я.А.Коменского шел поиск научных основ обучения, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка на различных этапах возрастного развития. К этим вопросам обращались А.Дистервег, Песталоцци, в России – К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.исследователи проблем детства. К рассмотрению данной проблемы, как известно, обращался Л.С.Выготский, подвергший критике теорию швейцарского психолога Ж.Пиаже, утверждавшего, что развитие и обучение не связаны. Л.С.Выготский обобщил точки зрения в психологии на вопрос о соотношении обучения и развития:

- обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса;

- обучение и развитие – два тождественных процесса;

- обучение может идти как вслед за развитием, так и впереди него.

Л..Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Он утверждал, что целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение должно не только учитывать уровень актуального развития ребенка, но ориентироваться на зону его ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка.

Л.С.Выготский сделал следующие выводы: 1. обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2. обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно идти впереди развития, ориентируясь на завтрашний день ребенка.

Со временем ученые и практики пришли к пониманию того, что педагогика интересуется не только развитием психики (прежде всего мышления), но и личностным развитием учащихся (прежде всего социальным). Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в психолого-педагогической науке существуют как концепции развивающего обучения,  ориентированные на психическое развитие личности (Л.В.Занкова, З.И.Калмыковой, Е.Н.Кабановой-Меллер), так и концепции, учитывающие личностное развитие детей (Г.А.Цукерман, В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина, С.А.Смирнова). Последние исходят из того, что важнейшей задачей школы является подготовка учащихся к жизни в социуме, развитие его как субъекта жизнедеятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33523. Особенности композиции и система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 22.64 KB
  Особенности композиции и система образов в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита Роман в романе М. Сожженное в печи произведение Мастера так называемый внутренний роман возрождается будто Феникс из пепла так как он связан с персонажами романа внешнего. С внешним романом его соединяет образ Алоизия Могарыча предателя которого Мастеру изображать неинтересно поэтому что уже был в его творчестве Иуда.
33524. Проблематика романа «Мастер и Маргарита» 16.97 KB
  Более всего тема угнетения преследования неординарной талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Маргарита громит квартиру критика Латунского погубившего Мастера но отвергает предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера. Именно Воланд приводит Мастера и его подругу в их вечный дом даруя им покой.
33525. Тема репрессий в поэме А.Ахматовой «Реквием» 17.6 KB
  Ахматова начала писать свою поэму Реквием в 1935 году когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Как и другие матери жены сестры Ахматова много часов стояла в молчаливой очереди что вела к петербургской тюрьме Кресты. Только в 1940 году Ахматова завершила свое произведение опубликовано же оно было в 1987 году много лет спустя после смерит автора. Ахматова рассказывает об истории создания поэмы.
33526. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» (жанровые и художественные особенности) 17.26 KB
  У Замятина мы не масса а социальное качество. Заветная идея сталинизма не человек но винтик в гигантском государственном механизме который подчинен твердой руке машиниста у Замятина показана осуществленной. Особенности жанра При чтении толкования термина антиутопия все его особенности прослеживаются в романе Евгения Замятина Мы: это и изображение тоталитарного государства и острый конфликт Чтобы возникла художественность нужен романный конфликт. Он должен пережить это сомнение как кульминацию своей жизни пусть даже...
33527. «Чевенгур» Платонова как роман-предупреждение 14.06 KB
  Чевенгур Платонова как романпредупреждение. прочитав роман “Чевенгур†писал Платонову: “Человек вы талантливый это бесспорно бесспорно и то что вы обладаете очень своеобразным языком. Платонов же посылая Горькому рукопись “Чевенгура†писал что “в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического обществаâ€. Роман “Чевенгур†это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни.
33528. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа 20.46 KB
  Пастернака Доктор Живаго значение лирического дневника в идейной концепции романа. Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго†в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.Лихачев уверен что автор Пастернак пишет о самом себе но пишет как о постороннем он придумывает себе судьбу в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь что жизнь Юрия Андреевича Живаго это альтернативный вариант жизни самого Пастернака. Доктор Живаго выразитель сокровенного лирический герой Пастернака который...
33529. Литературный процесс 30-х годов (ведущие темы, основные имена) 13.59 KB
  Печатались новые произведения Н. Новые сферы жизни человека новые конфликты новые характеры видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев к возникновению новых жанров новых приемов стихосложения к поискам в области композиции и языка.
33530. Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы 25.13 KB
  в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы акмеисты Пролеткульт сложившиеся в начале 1910х годов. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций объединивших пролетарских поэтов и писателей стал Пролеткульт. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920 1930х годов особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол который произошел накануне Первого...
33531. Несвоевременные мысли» М.Горького как опыт национальной самокритики 20.06 KB
  Советское литературоведение отталкиваясь от определения Ленина Горький не политик толковало публицистику как отступление от правды большевизма. Это хорошо понимал и сам Горький. Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс напутствуя: Не забывайте что вы живете в стране где 85 населения крестьяне и что вы среди них маленький островок среди океана. На крестьянство Горький не рассчитывает потому что оно жадное до собственности получит землю и отвернется изорвав на онучи знамя Желябова.