87298

Теоретические основы воспитания

Лекция

Педагогика и дидактика

Воспитание – один из компонентов педагогического (образовательного) процесса. Другие важнейшие компоненты – обучение и развитие личности. Определить место воспитания в структуре образовательного процесса означает понять его взаимосвязь с процессами обучения и развития.

Русский

2015-04-18

51.5 KB

2 чел.

PAGE  6

Лекция 1: Теоретические основы воспитания

План

  1.  Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
  2.  Движущие силы и логика воспитательного процесса.
  3.  Закономерности и принципы воспитания.

Литература:

  1.  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: AcademA, 2005.
  2.  Подласый И.П. Педагогика. Книга вторая. Процесс воспитания. – М.: Владос, 2007.
  3.  Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Владос, 2004.
  4.  Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юрист, 2007.
  5.  Педагогика. Модуль: Индивидуализация и дифференциация обучения в современной школе. – Ростов-на-Дону, 2002.
  6.  Бордовская Н.В., А.А.Реан. Педагогика. – М.-С.-Пб.: Питер, 2009.

Вопрос 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса (1, 4, 3).

Воспитание – один из компонентов педагогического (образовательного) процесса. Другие важнейшие компоненты – обучение и развитие личности. Определить место воспитания в структуре образовательного процесса означает понять его взаимосвязь с процессами обучения и развития. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: развитие личности происходит только в результате организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. В свою очередь, взаимосвязь обучения и воспитания складывается из общности и отличия указанных процессов.

Общие черты воспитания и обучения:

- воспитание обязательно включает в себя элементы обучения (например этическое воспитание начинается с ознакомления ребенка с нормами поведения, общения в социуме). Обучение также нуждается в воспитательном подкреплении (например, для успешной учебы необходимо воспитать в ребенке прилежание, волю, целеустремленность и др.личностные качества);

- методы обучения и стиль учебного общения, которого придерживается педагог в учебном процессе, заключают в себе большой воспитательный потенциал (например, учитель, строящий учебный процесс на основе сотрудничества, партнерства, равноправного общения с детьми, становится для них образцом поведения и отношения к другим людям. В этом случае речь идет о воспитывающем обучении);

- у воспитания и обучения много общего в организационном плане (например, совпадают некоторые методы обучения и воспитания: объяснения, контроля и др.).

Отличие воспитания от обучения заключается в том, что в процессе обучения учащиеся главным образом овладевают знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности. В процессе воспитания происходит формирование социальных и духовных (нравственных и эстетических) отношений личности с окружающим миром.

Рассмотрение места воспитания в структуре образовательного процесса позволило увидеть важнейшую сущностную характеристику процесса воспитания: органическое единство с процессом обучения. Однако сущность воспитания этим не исчерпывается. Она определяется рядом особенностей, составляющих специфику воспитательного процесса:

- целенаправленность. Причем основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Однако эффективным современный воспитательный процесс будет только если социоориентированная цель превращается  в цель, близкую и понятную воспитаннику;

- многофакторность. Это означает, что процесс воспитания личности осуществляется под воздействием множества факторов объективного и субъективного характера (из-за этого часто воспитательные усилия педагога оказываются нерезультативными).  Воспитание идет тем успешнее, чем больше совпадают объективные и субъективные факторы;

- огромную роль в воспитании играет личность педагога: его черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры, педагогические умения;

- воспитательный процесс характеризуется отдаленностью и неопределенностью результатов, т.е. воспитательное воздействие, как правило, не дает мгновенного эффекта, в отличие от обучающего воздействия, и на различных воспитанников влияет по-разному;

- воспитательный процесс д.б. непрерывным, т.е. представлять собой процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников (одно мероприятие не способно сильно повлиять на поведение ученика, «воспитать» его).

Вопрос 2. Движущие силы и логика воспитательного процесса. ( 2).

Движущими силами воспитательного процесса, поддерживающими его непрерывное течение, выступают противоречия (Противоречие как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, т.к. представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого-либо объекта), которые могут быть как внутренними, так и внешними.

Основное внутреннее противоречие – это противоречие между возникающими у личности потребностями и возможностями их удовлетворения. Рассогласование потребностей и возможностей побуждает человека овладевать новыми формами поведения, воспитывать в себе необходимые личностные качества. Назначение воспитания в данном случае – правильно сориентировать становление личности, что возможно, если воспитатель знает специфику возникшего противоречия, потребности и ценностные ориентации воспитанника.

Внешние противоречия, движущие воспитательными процессом:

  •  противоречия между школой и семьей (когда, например, семьи противодействуют некоторым воспитательным требованиям педагога);
    •  противоречие между воспитательными воздействиями школы, педагогов и часто антивоспитательным влиянием окружающей среды;
    •  противоречие между словом и делом, наблюдающееся как в микро, так и в макро- воспитательной среде;
    •  противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников (например, воспитатель проповедует духовные ценности, а воспитанник стремится к материальным);
    •  противоречия между требованиями, предъявляемыми педагогом к личности воспитанника и уровнем его воспитанности (как правило, уровень воспитанности ниже, чем уровень предъявляемых требований, но педагоги это игнорируют).

 Непрерывный динамичный воспитательный процесс имеет определенную логику своего развития (т.е. структуру). В современной теории воспитании принято говорить о различной структуре воспитательного процесса в зависимости от следующих критериев:

1. По целевому критерию структура воспитательного процесса складывается из последовательности задач, на решение которых направлен процесс. В структуре современного процесса воспитания решаются следующие задачи:

  •  целостное формирование личности (гармоничность + всесторонность);
    •  формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей (Любовь, Добро, Красота);
    •  воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям в обществе;
    •  развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований и др.

2. На основе выделения главных стадий воспитательного процесса принято говорить о структуре воспитательного процесса, включающей в себя следующие этапы:

  •  осознание воспитанником требуемых норм и правил поведения. На данном этапе дети узнают от учителя, как правильно себя вести в обществе, общаться с людьми, трудиться, ухаживать за своим телом и т.п. Важно не гиперболизировать данный этап, чтобы на место словесным методам воспитания пришли действия, т.е. следующий этап.(часто взрослые игнорирую этот этап воспитания, считая необходимым сразу формировать поведение ребенка, что тоже является ошибкой);
    •  переход знаний воспитанника в его убеждения (т.е. взгляды, которые служат руководством в жизни). Без убеждений процесс воспитания развивается вяло и часто безрезультативно (например, все дети знают, что старым надо уступать место в транспорте, но не все это делают, т.к. не убеждены в этом);
    •  формирование чувств. Только «пережитые» ребенком знания, усвоенные на основе эмоций, превращаются в убеждения, поэтому педагогу не  следует пренебрегать эмоциями, обладающими огромной силой воспитательного воздействия;
    •  деятельность в соответствии с полученными знаниями и убеждениями – главный этап в структуре воспитательного процесса. Выделяется отдельно весьма условно, т.к. неразрывно связан с предыдущими этапами.

Вопрос 3. Закономерности и принципы воспитания (3).

Закономерностью в любой науке считается отражение объективных, устойчивых и повторяющихся взаимосвязей того или иного процесса. Законы – это строго зафиксированные закономерности (их еще называют общими закономерностями). Законы, в отличие от частных закономерностей, охватывают  своим действием весь процесс, в то время как частные закономерности распространяются на отдельные компоненты этого процесса.

Среди общих закономерностей (законов) современного воспитательного процесса выделяют следующие:

1. Сложившиеся воспитательные отношения. Суть данной закономерности проявляется в том, что воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению. По-иному ведет себя воспитанник с противоположным отношением. Поэтому для того, чтобы воспитательный процесс явился эффективным, педагогу необходимо добиться расположения воспитанника.

2. Соответствие воспитательного влияния и социальной практики, т.е. усвоенные в процессе воспитательного воздействия нормы и правила социального поведения не должны расходиться с жизнью, которую наблюдают дети и в которую входят. Чем больше такое расхождение, тем наименее эффективен воспитательный процесс.

3. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Суть данной закономерности в том, что результатом воспитательного процесса должны стать способность и стремление личности к  самовоспитанию. Чем более ученик стремится самосовершенствоваться, тем успешнее деятельность воспитания педагога.

4. Эффективность сопутствующих процессов – развития и обучения. Это означает неразрывность указанных процессов в образовании. Снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на других.

5. Интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника  (Г.И.Щукина). Внутренняя сфера – это система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта и др.компонентов как единое целое. Воспитание невозможно без трансформации внешних воспитательных влияний во внутренние достижения школьников. Чем более внешнее воздействие согласуется с особенностями внутренней сферы ребенка, тем эффективнее воспитательный процесс.

Среди других закономерностей воспитательного процесса в теории педагогики выделяют: совокупное действие объективных и субъективных факторов; активность участников воспитательного процесса; качество воспитательного воздействия и др. На совокупности закономерностей воспитательного процесса основываются принципы воспитания, т.е. исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию и методам воспитательного процесса. Что касается принципов, то следует помнить, что эти положения являются обязательными для соблюдения, равнозначными и предполагают одновременное их применение.

В современной отечественной теории воспитания нет единой классификации принципов воспитания. Так, С.А.Смирнов предлагает следующий перечень принципов: формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом; выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема; воспитывать через взаимодействие; воспитывать через творчество.

И.П.Подласый говорит о следующих принципах воспитания: общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; единство воспитательных воздействий.

Общепринятой сегодня является классификация, в которой выделяются следующие принципы воспитания: природосообразность; культуросообразность; гуманизация; персонификация; дифференциация. Кратко рассмотрим каждый из них (5, 6):

  •  принцип природосообразности означает, что воспитательный процесс должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка, строиться с учетом половозрастных особенностей личности. Впервые был сформулирован Я.А.Коменским в «Великой дидактике», разрабатывался Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским;
    •  принцип культуросообразности (выдвинут А.Дистервегом) предполагает учет в воспитании места и времени, в которых родился человек и в которых ему предстоит жить, т.е. всю современную ему культуру в широком смысле слова;
    •  принцип гуманизации требует очеловечивания воспитательных отношений, признание педагогом ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие его способностей, индивидуальности;
    •  принцип персонификации предполагает организацию воспитательного процесса на основе выбора методов, приемов воспитания, соответствующих особенностям внутренней сферы воспитанника; создание условий для развития его индивидуальности, самостоятельного выбора собственного смысла жизни; оказание помощи в самоопределении;
    •  принцип дифференциации требует такого построения системы воспитания, при которой воспитанники на основании каких-либо особенностей (общности интересов, способностей и др.) объединяются в гомогенные группы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45267. GSM. Передача соединения (хэндовер). Роуминг 169 KB
  Переключение каналов между базовыми станциями контролируемыми разными BSC но одним MSC. Переключение каналов между базовыми станциями за которые отвечают не только разные BSC но и разные MSC. Варианты хэндовера В общем случае проведение хэндовера задача MSC. Но в двух первых случаях называемых внутренними хэндоверами чтобы снизить нагрузку на коммутатор и служебные линии связи процесс смены каналов управляется BSC а MSC лишь информируется о происшедшем.
45268. Протоколы сети GSM. Общая структура 37.5 KB
  Уровень 1 физический уровень который использует структуры канала рассмотренные выше по воздушному интерфейсу. Уровень 2 уровень звена передачи данных по Um интерфейс уровень звена передачи данных это модифицированная версия LPDпротокола используемого в ISDN; она называется LPDm. Уровень 3 сигнальный протокол из GSM использующий также модифицированную версию LPD; самостоятельно разделен на 3 подслоя.
45269. Протоколы сети GSM. Подсистемы сигнальных протоколов, использование ОКС№7 (BSSAP, DSSMAP) 97 KB
  Структура протоколов GSM Для передачи сигнальных сообщений между центром коммутации мобильной связи MSC и системой базовой станции Bse Sttion System используются MTP Messge Trnsfer Prt и подсистемы управления соединением канала сигнализации SCCP Signling Connection Control Prt которые являются частями системы ОКС № 7. Основные сведения о подсистеме управления соединением канала сигнализации ОКС № 7 SCCPCSS№7 Система управления соединением канала сигнализации SCCP Signling Connection Control Prt управляет логическими...
45270. Принципы построения сети сотовой связи на основе CDMA (многостанционный доступ с кодовым разделением каналов) 403 KB
  Каналы трафика и управления В CDM каналы для передачи от базовой станции к мобильной станции называются прямыми Forwrd. В обратном направлении подвижные станции отвечают асинхронно без использования пилотного сигнала при этом уровень мощности приходящий к базовой станции от каждой подвижной станции одинаков. Состав прямых каналов Пилотный канал Pilot Chnnel предназначен для установления начальной синхронизации контроля уровня сигнала базовой станции по времени частоте и фазе идентификации базовой станции. Канал синхронизации SCH ...
45271. Сеть общеканальной сигнализации ОКС- 7. Принципы построения, режимы 47.5 KB
  Сеть общеканальной сигнализации ОКС 7. Рисунок по структуре протоколов В системе ОКС7 сигнальные сообщения передаются по отдельными звеньям сигнализации причем одно звено сигнализации может передавать сигнальные сообщения для большого числа разговорных каналов. Для обеспечения избыточности в другой системе ИКМ как правило предоставляется дополнительный канал сигнализации. ОКС7 имеет собственную сеть сигнализации независимую от разговорной сети.
45272. Уровни и подсистемы ОКС-7 55 KB
  Верхний уровень ОКС7 включает подсистемы: обеспечивание транзакций TCP пользовательские ISUP MUP HUP сервисные элементы прикладного уровня SL уровень подвижной связи стандарта GSMMP прикладная подсистема интеллектуальной сети INP подсистема эксплуатации техническое обслуживание и административное управление OMT. Подсистема пользователя ОКС7 обеспечивает функции сигнализации необходимые для обслуживания вызовов в телефонной сети и в сети ISDN а также для поддержки дополнительных услуг в ISDN. Подсистема...
45273. Подсистема передачи сообщений (МТР) ОКС-7 54.5 KB
  Для передачи сигнальной информации между пунктами сигнализации и для управления SCCP. МТР1: определяет физические электрические и функциональные характеристики канала передачи данных для звена сигнализации. МТР2: определяет функции и процедуры относящиеся к передаче сигнальных сообщений по звену сигнализации между двумя напрямую связанными пунктами сигнализации. Сочетание МТР1 и МТР2 организует звено сигнализации для передачи...
45274. Подсистема пользователя сети ОКС-7 с интеграцией служб (ISUP). Сигнальные сообщения при установлении соединения. Сценарий процесса установления соединения 151.5 KB
  Любое сообщение включает ряд параметров. Предусмотрены следующие 3 категории: Фиксированные обязательные параметры всегда включаются в сообщение и имеют фиксированную длину при этом позиция длина и порядок расположения обязательных параметров однозначно определяются типом сообщения поэтому их название и индикаторы длины не включаются в сообщение. Переменные обязательные параметры всегда включаются в сообщение но имеют переменную длину. Расположение переменных обязательных параметров в сообщении ...
45275. Коммутация каналов, пакетов, сообщений 35.5 KB
  Сеть связи switching network представляет собой совокупность технических средств предназначенных для передачи приема информации и состоит из абонентских устройств АУ линий связи и коммутационных узлов КУ.1 – Фрагмент сети связи Лицо пользующееся абонентским устройством для передачи приема информации называется абонентом. Для передачи приема информации между удаленными коммутационными узлами используют каналы связи которые образуются при помощи многоканальных систем передачи. Он характеризуется тем что канал между передатчиком и...