8730

Духовное производство и духовное потребление

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Духовное производство и духовное потребление Вариант 1 Духовное производство - деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным тру...

Русский

2013-02-17

36.5 KB

12 чел.

Духовное производство и духовное потребление

Вариант 1

Духовное производство — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Продукты духовного производства – идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и общественные связи между ними.

Отличительная особенность «ДП» - его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственно производителя.

Виды «ДП»: наука, искусство, религия. Некоторые философы добавляют к ним мораль, политику и право. Но мораль создается самим обществом, а не специалистами, правовые и политические отношения между ними вряд ли могут быть названы духовными.

Наука теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

С XIX в., в связи с бурным развитием капитализма, наука стала оказывать влияние на жизнь общества, стала частью производства.
Искусство специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Художественные образы могут быть приравнены к научным моделям, которые помогают человеку при помощи воображения познать окружающий мир
Религия(1) совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядных действий, а также религиозных институтов.
Религия(2) - система взглядов, в основе которой лежит понятие священного, святого.
Религия (З) одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей.

Религия играла большую роль на донаучных этапах развития мира, формируя духовные ценности и мышление человека, способность выделять общее и особенное.

Основное отличие духовного производства от материального – всеобщий характер его потребления.

Вариант 2

Духовное производство и духовное потребление

Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).

Продуктами духовного производства являются разделяемые членами общества представления, идеи, убеждения, принципы, ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры. Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени, удовлетворяя различные духовные потребности людей.

Для сохранения продуктов духовной деятельности людей и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители». Духовные ценности проходят процесс материализации, воплощаясь в книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронзу статуй, кинопленки и т. п.

Первоначально духовные потребности людей (для удовлетворения которых и возникла уникальная отрасль создания духовных благ) были весьма незначительны, поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство. При этом удовлетворение одних духовных потребностей, порождало все больше и больше новых духовных запросов людей. С течением времени духовное производство превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль. Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками, отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества, они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями.

Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность. В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.

Вариант 3

Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного производства: 1) наука; 2) искусство; 3) религия.
Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство есть специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способность вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.
Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26239. Экскурсионно-познавательный туризм 62 KB
  Этот факт подталкивает туристские компании к расширению предлагаемого ассортимента экскурсионнопознавательных туров. Экскурсионнопознавательный туризм давно выделился и стал самостоятельным видом туризма. Поэтому при разработке экскурсионнопознавательного тура при его рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
26240. Бизнес-туризм 46.5 KB
  Любопытно что в английском языке который является международным языком не только бизнеса но и туризма термин tourism в сфере делового туризма не применяется. Специалисты вместо понятия бизнестуризм часто используют английский терминаббревиатуру MICE точно отражающий структуру этого вида туризма: Meetings Incentives Conferences Exibitions Деловые встречи Инсентивтуризм Конференции Выставки. А еще деловой туризм это один из ресурсов интеграции и развития компаний через участие в выставках и конгрессах через...
26241. Лечебно-оздоровительный туризм 192.21 KB
  Лечебно оздоровительный туризм основан на курортологии. Курортология это наука о природных лечебных факторах их воздействии на организм и методах использования в лечебно профилактических целях. Основные разделы курортологии 1.
26242. Образовательный туризм 65.5 KB
  В целом предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы: Upmarket дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Lowmarket относительно дешевые программы. Языковые программы рассчитаны на детей с 5летнего возраста. Основные программы обучающих туров это учебные и экскурсионнопознавательные.
26243. Религиозный туризм 1.1 MB
  2 Страны традиционно считающиеся центрами религиозного паломничества 2. Россия как центр религиозного паломничества 2. Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества: Христианская Европа; Северная Америка с доминирующими положением христианства и многочисленными другими религиями; Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями; Северная Африка с преобладанием ислама; Западная и Восточная Африка где...