87300

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ – ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Лекция

Архитектура, проектирование и строительство

Строительные машины используются на всех этапах строительного производства а именно: в карьерной добыче строительных материалов песка гравия глины мела и т. Нужны нормальные взаимоотношения строителя и машины обеспечение ее работоспособности.

Русский

2015-04-18

123.5 KB

4 чел.

8


СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ – ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Современное строительство является одной из наиболее механизированных сфер человеческой деятельности. Строительные машины используются на всех этапах строительного производства, а именно: в карьерной добыче строительных материалов (песка, гравия, глины, мела и т.д.); изготовлении железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций заводским способом; на погрузке, разгрузке и транспортировке строительных материалов, изделий и конструкций; в технологических процессах возведения зданий и сооружений, строительстве дорог, подземных коммуникаций, объектов гидротехнического, энергетического и других видов строительства; на работах по освоению стройплощадок, от нулевого цикла до завершающих стадий отделочных, кровельных и других работ; это средства механизации ремонтных и восстановительных работ (большой набор ручных машин).

Для специалиста-строителя в отношении строительных машин (СМ) необходима способность ориентироваться в технологических возможностях различных моделей машин определенного назначения для оптимального комплектования ими (по номенклатуре и количеству) технологических процессов в заданных производственных условиях. Машина требует постоянной заботы и ухода. Нужны нормальные взаимоотношения строителя и машины, обеспечение ее работоспособности.

Механизация строительства. Основные показатели

Строительные процессы выполняют преимущественно с помощью машин. Это обеспечивает: высокую производительность труда, низкую стоимость стройпродукции, сокращение сроков строительства, снижение общих затрат.

Некоторые операции (процессы) ведут вручную, из-за нецелесообразности их механизации. Строительные процессы, в которых заняты машины, называют механизированными, а их обеспеченность машинами – механизацией строительства.

Механизация может быть полной и частичной: при полной механизации все работы выполняются машинами; при частичной механизации на отдельных операциях используется ручной труд.

В механизации строительства также существует понятие малой механизации. Это когда используются ручные машины, механизмы, приспособления и оснастка, упрощающих и облегчающих ручной труд и повышающих его производительность.

Строительные работы могут быть выполнены различными типами и моделями машин.

Для выбора оптимальных средств механизации используют следующие параметры:

  1.  производительность труда на одного рабочего – это отношение объема работ к числу рабочих.

   (1.1)

где- общий объем работ, выполненный в течение смены;

- общее число рабочих, занятых на этих работах.

  1.  стоимость единицы продукции, равная сумме всех затрат в денежном эквиваленте, связанных с ее производством.
  2.  доля ручного труда – это отношение объема (стоимости) работ вручную к общему объему (стоимости) работ, или отношение количества рабочих ручных к общему их количеству.

        (1.2)

или

        (1.3)

Эффект механизации строительства выше, чем больше первый показатель. Эти показатели зависят также от основных параметров машин (массы, мощности и т.д.).

Наиболее полно уровень механизации можно оценить стоимостью единицы продукции, комплексно учитывающей все издержки строительного производства. Удельные приведенные затраты определяются (для одной машины):

,                                           (1.4)

где- годовая эксплуатационная производительность машины; - годовые приведенные затраты; C - текущие затраты, равные себестоимости годового объема продукции машины; E – коэффициент эффективности капиталовложений. Зависит от срока службы машины ( Е=0,1-0,15 – для крупных машин; Е=0,4-0,5 – для машин с малой мощностью); K – единовременные капиталовложения на создание или покупку машины.

Более высокой эффективности применения машин соответствуют меньшие удельные затраты. Если в строительном процессе занято несколько машин, то под Z понимают их суммарные затраты, а под - их суммарную годовую производительность.

Комплексная механизация и автоматизация строительных процессов

Строительные работы делятся на технологические процессы, последние на операции (цикличные, выполняются последовательно, и непрерывные, выполняются одновременно). Рыхление прочного грунта гидромолотом перед его экскаваторной разработкой образует комплекс (комплекс машин – экскаватор + гидромолот). Наиболее высокой формой механизации строительных работ является комплексная механизация (К.М.). Здесь все основные и вспомогательные тяжелые и трудоемкие операции и процессы выполняются комплексно с помощью машин, механизмов и оборудования. В составе комплексов машин различают ведущие, вспомогательные и резервные машины.

Показатели комплексной механизации работ:

  1.  Уровень К.М. – отношение объема работ комплексно-механизированным способом к общему объему работ.
  2.  Механовооруженность труда – стоимость занятых в процессе машин, приходящаяся на одного рабочего.
  3.  Энерговооруженность труда – количество энергии, потребляемое в процессе выполнения строительных работ, приходящееся на один отработанный человеко-час или на одного рабочего.

Автоматизированными называют технологические процессы, в которых заняты машины, оснащенные устройствами, обеспечивающими выполнение строительных работ без оперативного вмешательства человека. Автоматизацию называют полной или комплексной.

Здесь все основные и вспомогательные процессы управления автоматизированы, заданная производительность, и качество продукции обеспечивается без человека (он только наблюдает за работой специальных устройств). Важным является автоматический учет и контроль за работой машин, связь между отдельными агрегатами и пунктами управления. Это позволяет получать информацию о: производительности труда; количестве занятых в технологических процессах рабочих; фактическом времени чистой работы машин; состоянии их основных агрегатов и узлов; простоях машин с указанием причин; выработке машин; расходе энергии, горючих и смазочных материалов.

Параметры, типоразмеры, модели, индексы, классификация строительных машин

Строительной машиной называют устройство, которое посредством механического движения преобразует размеры, форму, свойства или положение в пространстве строительных материалов, изделий и конструкций (СМИК).

Строительные машины разделяют на: транспортные – это автомобили, тракторы, тягачи; технологические – это грузоподъемные, транспортирующие, землеройные, сваебойные.

Состояние функционирования машины, в процессе которого она вырабатывает продукцию, называют производственной эксплуатацией.

Мероприятия, обеспечивающие поддержание качества машин при их эксплуатации (приемка, сдача, обкатка, монтаж, демонтаж, транспортирование, хранение, консервация, техническое обслуживание, ремонт, снабжение материалами и запасными частями, обеспечение безопасной эксплуатации) – все это техническая эксплуатация.

Предельное состояние машины – это невозможность ее дальнейшей эксплуатации из-за неустранимого нарушения требований безопасности. Срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации машины от ее начала до наступления предельного состояния. Технический ресурс – это время в часах чистой работы машины до наступления предельного состояния.

Эти две обязательные характеристики указываются в технической документации на конкретные виды или модели машин.

Моральный износ машины – соответствие конструктивного решения современному уровню развития техники. Так как со временем модели машин устаревают и уступают по своим выходным параметрам, пришедшим на смену им новым моделям.

Параметром называют количественную (качественную) характеристику какого-либо существенного признака машины. Различают главные, основные и вспомогательные параметры.

Главные параметры – это масса машины, мощность силовой установки или суммарная мощность основных двигателей в электроприводе, производительность и другие. Они наиболее определяют технологические возможности машины.

Основные параметры - необходимые для выбора машин параметры в определенных условиях их эксплуатации. К этим параметрам относятся следующие характеристики: проходимость (удельное давление на грунт в рабочих и транспортных режимах); маневренность (радиусы разворота); скорости передвижения, предельные углы подъема; усилия на рабочих органах; размеры рабочей зоны; габаритные размеры.

Вспомогательные – все остальные параметры (характеризуют условия технического обслуживания, ремонта и перебазирования).

В пределах каждой функциональной группы машины объединяются по типоразмерам, характеризуемым единым главным параметром. Одному типоразмеру могут соответствовать несколько моделей, каждая из которых объединяет машины, имеющие идентичные параметры и конструктивные решения и изготовленные по единой рабочей документации. В технической документации каждую модель машины обозначают индексом, в котором в кодированной форме заключено полное название машины с ее главными параметрами. Например: индекс КС-8362ХЛ – кран стреловой самоходный (КС), грузоподъемностью 100т (8 – восьмая размерная группа), пневмоколесный (3 – шифр ходового устройства), с гибкой (канатной) подвеской (6 – шифр гибкой подвески стрелового оборудования), второй модели (2) в северном исполнении (ХЛ).

Разберем общую классификацию строительных машин. Общий признак – их назначение или виды выполняемых работ. Все машины разбиты на следующие основные классы:

  1.  транспортные;
  2.  транспортирующие;
  3.  грузоподъемные;
  4.  погрузо-разгрузочные;
  5.  для земляных работ;
  6.  для свайных работ;
  7.  для дробления, сортировки и мойки каменных материалов;
  8.  для приготовления, транспортирования, укладки бетонных смесей и растворов и уплотнения бетонной смеси;
  9.  для отделочных работ;
  10.  ручной механизированный инструмент и другие средства малой механизации.


Каждый класс делится на группы (уровни), они на подгруппы или типы, на типоразмеры, на модели. По узкой специализации различают универсальные и специальные машины. Строительные машины классифицируются по следующим признакам: 1- по режиму рабочего процесса; 2- по роду используемой энергии; 3- по способности передвигаться; 4- по типу ходовых устройств. По 1 признаку – на машины цикличного и непрерывного действия. По 2 признаку – на машины, работающие от собственного двигателя внутреннего сгорания и от внешних источников с питанием от внешней сети. По 3 признаку – на машины стационарные и передвижные. Работают на одном постоянном месте (дробильные, сортировочные, моечные, смесительные и другие). По 4 признаку различают гусеничные, пневмоколесные, рельсоколесные и специальные машины (шагающие, вездеходные).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33232. СОЕДИНЕНИЕ ЗВЕЗДОЙ И ТЕУГОЛЬНИК 14.55 KB
  ТРЕУГОЛЬНИК Треугольник такое соединение когда конец первой фазы соединяется с началом второй фазы конец второй фазы с началом третьей а конец третьей фазы соединяется с началом первой Обмотки трехфазного генератора могут быть соединены и другим способом: если конец первой обмотки соединить с началом второй конец второй обмотки с началом третьей и конец третьей с началом первой получим соединение треугольником. Соединение треугольником выполняется таким образом чтобы конец фазы А был соединен с началом фазы В конец фазы В...
33233. Шунт 13.32 KB
  Устройство и принципы работы датчиков движения и присутствия Датчики движения и присутствия автоматически включают выключают освещение в помещении в зависимости от интенсивности естественного потока света и или присутствия людей. Датчики движения более просты по конструкции и реагируют только на активные движения например идущего человека.
33234. Электрическая цепь, Устройство трансформатора 13.12 KB
  Электрической цепью называется совокупность устройств и объектов образующих путь для электрического тока электромагнитные процессы в которых могут быть описаны с помощью понятий об электрическом токе ЭДС электродвижущая сила и электрическом напряжении. trnsformo преобразовывать это статическое электромагнитное устройство имеющее две или более индуктивно связанных обмоток на какомлибо магнитопроводе и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем напряжений переменного тока в...
33235. Зако́н О́ма 13.08 KB
  закон Ома для полной цепи: сила тока в полной цепи равна электродвижущей силе источника деленной на сумму сопротивлений однородного и неоднородного участков цепи.
33236. Последовательное и параллельное соединения в электротехнике 13.47 KB
  Режим при котором вторичная обмотка трансформатора разомкнута а на зажимы первичной обмотки подано переменное напряжение называется холостым ходом трансформатора. Если к первичной обмотке подвести напряжение U1 по ней потечет ток который обозначим I0. Магнитный поток Ф возбуждаемый первичной обмоткой индуктирует во вторичной обмотке э. Тот же самый магнитный поток индуктирует в первичной обмотке э.
33237. Первый закон Кирхгофа 13.56 KB
  2Сердечник статора набирается из стальных пластин толщиной 035 или 05 мм. В продольные пазы статора укладывают проводники его обмотки которые соответствующим образом соединяют между собой образуя трехфазную систему. Для подключения обмоток статора к трехфазной сети они могут быть соединены звездой или треугольником что дает возможность включать двигатель в сеть с двумя различными линейными напряжениями. Для более низких напряжений указанных на щитке обмотки статора соединяются в треугольник для более высоких в звезду.
33238. Работа электрического тока 13.09 KB
  Мощность электрического тока показывает работу тока совершенную в единицу времени и равна отношению совершенной работы ко времени в течение которого эта работа была совершена.
33239. Второй закон Кирхгофа 13.06 KB
  В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках
33240. Магни́тное по́ле 13.55 KB
  Принцип работы асинхронного электродвигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля возникающего при прохождении трехфазного переменного тока по обмоткам обмоткам статора с током индуктированным полем статора в обмотках ротора в результате чего возникают механические усилия заставляющие ротор вращаться в сторону вращения магнитного поля при условии что частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n1 .