87314

Теорию организации и организационное поведение

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Понятие и место Теории организации и Организационного поведения в системе социально-управленческих наук Теория организации - это наука об основных закономерностях регламентирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объектов окружающей нас действительности.

Русский

2015-04-18

107.5 KB

4 чел.

Тема 1. Введение в «Теорию организации и организационное поведение»

Вопрос 1. Понятие и место «Теории организации»

и «Организационного поведения» в системе социально-управленческих наук

Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих

объектов окружающей нас действительности.

Теория организации занимает своеобразное место в системе наук, имеющих отношение к управлению. Место теории организации в системе социально-управленческих наук определяется тем, что с одной стороны, изучает особые социальные группы, а с другой – вводит менеджеров в объект их будущей управленческой деятельности.

Изучение теории организации невозможно без знания экономических основ функционирования общества.

Изучение социологии позволяет понять, какое место занимают организации среди всей совокупности социальных общностей и групп, и какую роль играют организации в социуме.

Психология изучает психическое окружение человеком различных аспектов организационных отношений.

Знание культурологи позволяет глубже понять особенности возникновения и развития организационной культуры

Без понимания функций, структуры и принципов функционирования объекта управления невозможно адекватно понять и усвоить технологические аспекты менеджмента, отраженные как в его общем курсе, так и в отраслевых дисциплинах, так и в маркетинге и организационном поведении.

Понимание организации создает основу для изучения управления, так как «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей.

Как видно из схемы, теория организации имеет тесную связь с дисциплиной организационное поведение. Именно эту связь мы с вами и будем рассматривать при изучении нашего курса.

Теория организации

Организационное поведение

Объект анализа

макроуровень – организация в целом и ее части

микроуровень – поведение индивидуумов и групп

Изучаются

  •  условия и предпосылки поведения организации, ее общая эффективность, возможности для адаптации и достижения целей;
  •  описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование
  •  поведение индивидуумов с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей;
  •  поведение групп: роли, статусы, руководство, общение и конфликты;
  •  производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой

смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций.

Например, при исследовании конфликта

Конфликт – это столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Связан, преимущественно, с проблемами внутренней координации

Конфликт – это проблема, возникающая между людьми. Внимание сосредотачивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации

Аспекты рассмотрения

структурные

социально-психологические

Дисциплины теория организации и организационное поведение являются смежными, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Так, исследуя конфликты, организационное поведение сосредотачивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Когда же конфликт изучается теорией организации, он связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми, в другом – как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. 

Таким образом, теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

Цель дисциплины: изучение основных теоретических концепций социальных организаций и организационного поведения как междисциплинарной области знания, связанной с изучением человеческих установок и трудовой деятельности в организации.

Задачи дисциплины:

  •  изучение теории организации;
  •  ознакомление с опытом деятельности успешных (конкурентоспособных) организаций, достижение понимания о предпосылках успешности организаций;
  •  формирование умений решения ключевых проблем управленческой деятельности;
  •  достижение понимания о причинах и критериях оценки поведения людей в организации;
  •  приобретение умений по анализу человеческого поведения в социальной группе.


Вопрос 2. Понятие, черты и свойства организации

Зачем изучать организации? Чтобы ими управлять? Чтобы управлять собой, работая в них? Чтобы в них жить! Действительно, организации являются таким же родовым признаком человека, как прямохождение, рука, речь, сознание, труд. Человек всю жизнь погружен в организации различной природы от семьи до глобальной цивилизации, ежедневно участвуя в их создании и испытывая их благотворное или губительное влияние.

Как любой продукт человеческой деятельности организации имеют двоякую природу: субъективную, обусловленную личностным творением, и объективную – обусловленную общественным сотворением и предназначением. Объективная природа организаций обусловлена еще и тем, что они – живые. Организации зачинаются, рождаются, взрослеют, стареют, и, наконец, умирают. Жизнь организаций часто течет незаметно, но иногда их кризисы влекут за собой драмы и трагедии личностей, народов и поколений.

Рассмотрим общепринятое содержание понятия «организация».

Наличие механизмов управления отличает организацию от группы и коллектива.

Группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.

Коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой.

В нашей дисциплине мы будем рассматривать под организацией именно организационную систему, которая представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Под словосочетанием "сознательно координируемое" понимают управление, под социальным образованием — то, что организация состоит из отдельных лиц или их групп, взаимодействующих между собой. То есть, организационные процессы имеют социальную сущность. Модели взаимодействия, которым следуют лица, являются преднамеренными, причем взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано, что предполагает его координацию.

Таким образом, в теории организации речь идет о социальных организациях. Социальные организации – это спланированные, намеренно созданные образования. Основной связующий элемент социальной организации – человек. Особенности социальных организаций:

  •  реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
  •  формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
  •  сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Все организации построены по определенным законам и принципам. Рассмотрим черты и свойства организации.

Черты организации.

1. Организация отделена от внешней среды, и се границы могут меняться со временем. Границы организации могут быть:

  •  Границы во времени – это жизненный цикл организации.
  •  Границы в пространстве – территориальные границы, которые определяют, какие элементы находятся внутри и вне организации, где заканчивается одна и начинается другая организация, на какие сферы распространяется ее деятельность.
  •  Границы по собственностиэто право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации. 

Некоторые организации имеют четко очерченные границы, существующие длительное время без изменений и закрепляются в уставе, учредительном договоре, положениях и других документах. При этом есть ряд ограничений, предусмотренных законами и другими нормативными актами, например, ограничение численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т.п.

2. Организация всегда имеет совокупность целей, иерархически связанных между собой, от ее миссии до оперативных целей на каждый день. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение общих (организационных) целей.

Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения. То есть 3 черта, это…

3. Для достижения целей создается система норм корпоративного поведения, включающая общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения персонала в рамках организации.

То есть, для организации необходимо наличие организационной культуры  определенной совокупности ценностей и поведенческих норм, разделяемых сотрудниками

4. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. 

То есть, организация обладает определенной структурой, которая определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы, формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.

5. Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.

  •  Комплексность позволяет рассматривать организацию как совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними на основе специализации и разделения труда, количества уровней в иерархии организации и степени территориального распределения частей организации.
  •  Под формализацией понимают заранее разработанные и установленные правила и процедуры, регламентирующие поведение работников и внутрифирменные взаимоотношения.
  •  Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Например, в некоторых организациях процесс принятия решений сверхцентрализован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления.

6. Организации заранее проектируются для формирования структуры, подчиненной достижению установленных целей. Не существует универсальной организации, способной достигать различных целей без изменения структуры. 

Так как мы рассматриваем организацию как систему, то выделяют следующие системные свойства организации:

  1.  организация способна поддерживать свои важнейшие переменные в допустимых пределах при возникновении неожиданных изменений, нарушений и осложнений, то есть она гомеостатична;
  2.  организация противодействует нарушающим их работу воздействиям и усиливает полезные, сохраняя стабильность своей внутренней среды и внешних связей и обеспечивая их развитие. Способность к самосохранению и развитию в длительной перспективе называется сверхстабильностью (по Эшби); 
  3.  организация способна приспосабливать свое поведение к многообразным изменениям внешних и внутренних факторов, то есть обладает адаптивностью;
  4.  организация обладает синергетическим эффектом, который заключается в возрастании эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т. н. системного эффекта. В организации руководитель делает так, чтобы различия сотрудников работали синергически. В синергетическом действии выделяют три основных процесса — это адекватное планирование, эффективный обмен знаниями и текущей информацией между сотрудниками организации и текущая координация работы; все это можно объединить так же под общим термином «коллективное мышление»;
  5.  организация действует рационально, органично и целенаправленно;
  6.  организация развивается, совершенствуя методы достижения целей. 

Успешность и эффективность организации оценивается ее способностью к достижению поставленных целей.

Вопрос 3. Управление поведением организации

Любая организация представляет собой двуединство управленческих отношений - формализованных и персонифицированных.

Формализованные отношения - ориентируют работников на установление и соблюдение жестких требований, обеспечивая воздействие сверху вниз. Эти управленческие отношения могут быть:

  •  автократическими - работники подчиняются воли руководителя;
  •  технократическими - работники подчиняются производственному процессу;
  •  бюрократическими - работники подчиняются организационному порядку в ущерб интересам дела;

Персонифицированные отношения - ориентируют на «мягкие» требования, предоставляя работникам самостоятельность в решении проблем;

  •  демократическими - вовлекают работников в управление организацией;
  •  гуманистическими - ориентируют на человеческие отношения;
  •  инновационными - поощряют творчество и нововведения в организации.

Поведение организации следует ориентировать на гармоничное сочетание формализованных и персонифицированных отношений и ориентацией в целях установления сотрудничества в организации.

Сотрудничество оценивается как интегральная характеристика поведения организации, основа партнёрства, равноправия, солидарности, взаимного уважения.

Показателями сотрудничества являются:

  •  результативность - степень достижения общей цели;
  •  эффективность - рациональность достижения цели;
  •  осмысленность - восприятие цели и готовность к совместным усилиям;
  •  этичность - средства достижения цели.

Сотрудничество развивается в многочисленных формализованных и персонифицированных связях на различных уровнях:

  •  внутри организации - внутрифирменное сотрудничество, цель которого состоит в обеспечении общей цели усилиями всех и каждого;
  •  вне организации - продуктивное взаимодействие с внешним окружением.

Основой эффективного сотрудничества является формирование команды, главными характеристиками которой выступают групповая компетентность, взаимодополняемость, сработанность, творчество.

Поведение организации зависит от типов организационной структуры, которые представлены в таблице.

Влияние типов орг. структур на поведение организации

Типы организационных структур

Влияние на поведение организации

бюрократические (механические): функциональные, линейные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры

Основаны на формализации поведения организации и ограничивают деятельность персонала путем регламентации действий и трудовых операций. Формализация поведения позволяет снизить его вариативность и управлять, прогнозировать организационное поведение

органические (адаптивные): проектные, матричные, программно - целевые и групповые структуры

Отличаются гибким устройством, координацией организационного поведения, основанном на взаимном согласовании и сотрудничестве. Отсутствует стандартизация поведения организации. Такие структуры позволяют решать инновационные задачи.

инновационные: модульные, интегрированные, конгломератные, атомистические, многомерные, сетевые, виртуальные структуры

Характеризуются высокой адаптивностью и открытостью, «интеллектуальностью», определяющей способность организации к самообучению, саморазвитию и опережающему самоуправлению 

Чем менее предсказуема, более сложна окружающая среда, тем больше бюрократические структуры заменяются на органические или органические структуры частично включаются в бюрократические.

Структура организации непосредственно влияет на эффективность ее функционирования, поэтому она должна быть гибкой и динамичной. В индустриально развитых странах управленческие структуры корпораций изменяются в среднем каждые три - пять лет в зависимости от состояния организации.

Динамика организационного развития требует рационального конструирования организации с целью создания эффективного механизма управления. 

Формирование такого механизма должно опираться не только на опыт, аналогии, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного конструирования. Вместе с тем следует учитывать, что организационная структура представляет собой поведенческую систему, в которой люди и образуемые ими группы постоянно вступают в различные взаимоотношения для решения общих задач.

Методика конструирования организации включает три стадии:

1. Стадия композиции - формирование общей структурно схемы аппарата управления;

2. Стадия структуризации - определение состава основных подразделений и связей между ними;

3. Стадия регламентации - разработка регламентирующих характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.

Критерием эффективности организационного конструирования является полное и устойчивое достижение организацией поставленных целей.

Управление поведением организации должно осуществляться с учётом фазы её жизненного цикла. Фазы жизненного цикла - предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью.

Согласно модели организационного развития Л. Грейнера (1972) выделяют пять стадий жизненного цикла организации, определяемые друг от друга моментами организационных кризисов. Переход организации от одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление кризиса соответствующего периода.

Поведение организации в зависимости от стадии жизненного цикла

Стадия ЖЦ

Основная характеристика

Организационный кризис

Основная задача

I стадия - рождение организации

Определение главной цели и стремление к максимальному увеличению прибыли, реализация творческого потенциала основателей организации.

Организационная структура является неформальной, вследствие чего возникает кризис руководства.

Основная задача - выход на рынок и выживание

II стадия - детство и юность

Получение кратковременной прибыли и ускоренный рост.

Формируется бюрократическая структура управления, которая приводит к подавлению автономии подразделений.

Основная задача - укрепление и захват части рынка.

III стадия - зрелость

Систематический, сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа организации, децентрализация руководства и делегирование полномочий.

Развитие обеспечивается за счет структурной перестройки, которая впоследствии приводит к кризису контроля.

Основная задача - диверсификация деятельности организации.

IV стадия - старение организации

Сохранение достигнутых результатов.

В структуре организации выделяют стратегические подразделения, имеющие высокую самостоятельность, которая становится впоследствии причиной кризиса границ.

Основная задача - обеспечить стабильность и сохранение организации.

V стадия - возрождение организации

Стремление к оживлению организации, расширение сотрудничества. Новый импульс к развитию даёт создание в организации команды единомышленников.

Эта стадия может завершиться кризисом «организационной усталости» или доверия.

Главная задача - омоложение и возрождение организации.

Каждая стадия отличается особенностями поведения персонала и организации в целом, стилем управления, целями развития и способами их достижения.

Организационные структуры должны меняться по мере изменения фирмой стоящих перед ней задач. Несовершенная структура приводит к конфликтам, нарушению нормальной работы, ролевой неопределённости, а это не позволяет организации добиваться высоких результатов, снижает прибыль.


Экономика

Социология и психология

Культурология

Теория организации

Маркетинг

Менеджмент

Организационное поведение

нновационный менеджмент

Управление персоналом

Стратегический менеджмент

Управленческие решения

Исследование систем управления

ОРГАНИЗАЦИЯ

Свойство

(внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением)

Процесс

(совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого)

Организационная система

(объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил)

Коллектив

Группа

Организация


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9732. Договор контрактации. Доклад 31.5 KB
  Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки ...
9733. Договор купли-продажи: понятие, элементы, содержание 29.5 KB
  Договор купли-продажи: понятие, элементы, содержание. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определ...
9734. Договор мены. Доклад 28.5 KB
  Договор мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом кажд...
9735. Договор поставки товаров 35.5 KB
  Договор поставки товаров. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимател...
9736. Договор присоединения 24.5 KB
  Договор присоединения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в ...
9737. Договор розничной купли-продажи. Доклад 34.5 KB
  Договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или и...
9738. Значение подписи и печати в договоре 39.5 KB
  Значение подписи и печати в договоре. Для придания юридической силы любому документу, в частности договору, необходима подпись лица, которое составило данный документ. Подпись - это реквизит документа (в том числе договора), представляющий собой соб...
9739. Организация договорной работы внутри предприятия 44.5 KB
  Организация договорной работы внутри предприятия. Организация договорной работы - это приведение входящих в содержание данной работы мероприятий (действий) в состояние необходимой упорядоченности, обеспечение единства взаимодействия исполнителей для...
9740. Ссылочные типы данных (указатели) 62 KB
  Ссылочные типы данных (указатели) Переменные рассмотренных ранее типов данных называют статическими, так как по имени переменной осуществляется обращение к заранее (во время трансляции) зарезервированной области памяти. Иногда возникает необходимо...