87321

Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики.

Русский

2015-04-19

1001.1 KB

73 чел.

Оглавление

Введение 3

Глава 1 . Предпринимательство: понятие, функции, формы. История развития в россии. 5

1.1. Сущность «предпринимательства», его роли и функции. 5

1.2. Виды и формы предпринимательства. 11

1.3 История развития предпринимательства в России. 18

Глава 2 . Проблемы развития предпринимательства в России. 20

2.1. Динамика развития предпринимательства в России 20

2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России 23

2.3. Пути решения проблем предпринимательства. 28

Заключение 35

Список использованных источников. 37

  1.  

Введение

В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.

Такое бурное развитие предпринимательства в нашей стране связано, прежде всего, с перестройкой нашей экономики, преодолением структурных диспропорций и сверх концентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. В действительности речь здесь идет о реализации общеэкономических закономерностей, присущих современному всемирному хозяйству: переходе к интенсивному типу воспроизводства при возрастающем значении его качественных параметров, развитии разделения труда и резком расширении номенклатуры и ассортимента продукции и услуг, все более настоятельной необходимости ресурсосбережения и экономии.  Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.

Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.

Цель работы: выявить проблемы развития предпринимательства в России и найти пути их решения.

Объект работы: развитие предпринимательства в России.

Задачи работы:

  1.  рассмотрение сущности предпринимательства.
  2.  рассмотрение развития предпринимательства и формирования инфраструктуры предпринимательства в России в условиях перехода к рыночной экономике.
  3.  формирование путей решения проблемы предпринимательства в России.


Глава 1 . Предпринимательство: понятие, функции, формы. История развития в россии.

1.1. Сущность «предпринимательства», его роли и функции.

Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач[1].

В соответствии со ст. 23 ГК РФ предпринимательской деятельностью является: самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствующем порядке.

Современное предпринимательство предполагает не только взаимообусловленную деятельность участвующих в нем агентов, но и создание условий, позволяющих осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность.

Среда предпринимательства(или условия его развития) включает следующие элементы :

  1.  экономическую свободу;
  2.  личную заинтересованность;
  3.  возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;
  4.  адекватные времени и условиям формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;
  5.  развитую рыночную инфраструктуру.

Поскольку предпринимательская деятельность является результатом лучшего использования факторов производства, различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться как доходы от предпринимательства.

Для понимания природы и механизма функционирования большое значение имеют функции предпринимательства.

Можно выделить две группы функций.

Первая группа – управленческая, составляющие которой можно объединить в четыре блока:

  1.  непосредственно управление производством;
  2.  управление финансами
  3.  управление кадрами
  4.  управление сбытом.

Вторая группа – интегрирует функции :

  1.  ресурсную;
  2.  творческую;
  3.  социальную,

Ориентированные на :

1. рационализацию производства, использование сберегающих технологий;

2. решение социальных проблем – непосредственно используется на наиболее крупных предприятиях в форме проводимой здесь социальной политики, кроме того, предполагает ориентацию производства на наилучшее удовлетворение потребительского спроса, рост благосостояния [7].

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, он взаимодействует с потребителем, государством, наемными работниками (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу. (рис. 1).

субъекты предпринимательской деятельности

Потребитель

Наемный работник (работники)

Предприниматель

Государство

Партнер

Рисунок 1

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель исполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никаким образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя .

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

  1.  новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
  2.  качество;
  3.  цена, доступность товара;
  4.  степень универсальности товара;
  5.  внешний вид и упаковка;
  6.  позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
  7.  возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
  8.  соответствие общепринятым или государственным стандартам;
  9.  престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  1.  тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  2.  посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  3.  ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи [11].

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

  1.  обычная прибыль предпринимателя;
  2.  излишек над обычной прибылью предпринимателя.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве [6].

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.[9]

1.2. Виды и формы предпринимательства.

Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе.

Российской особенностью в законодательном регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что предпринимательством можно заниматься как без образования юридического лица, так и с образованием такового.

В первом случае гражданин (физическое лицо) регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени).

Коллективная предпринимательская деятельность представлена в российском законодательстве большим разнообразием форм. Ею занимаются коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) по российскому законодательству могут быть следующими.

  1.  Полное товарищество - это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
  2.  Товарищество на вере - товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
  3.  Общество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
  4.  Общество с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в обязательном для все кратном размере к стоимости их вкладов.
  5.  Акционерное общество - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. С сентября 2014 года осталась одна форма акционерного общества открытая – его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
  6.  Производственный кооператив - это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев.

Практика российского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике характерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, но и различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям.

  1.  По характеру деятельности предпринимательство может быть:
  2.  производственное (связанное с созданием товаров);
  3.  научно-техническое (разработка новых видов техники и технологий);
  4.  торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа);
  5.  сервисное (оказание бытовых услуг);
  6.  банковское (оказание банковских услуг);
  7.  страховое (оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок и пр.);
  8.  управленческое (оказание услуг по управлению);
  9.  консультативное (оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другим вопросам);
  10.  маркетинговое (оказание услуг по изучению рынка);
  11.  прочее.
  12.  По размеру (в зависимости от количества занятых, либо годового обороты фирмы) предпринимательство делится на:
  13.  малое;
  14.  среднее;
  15.  крупное.
  16.   По форме собственности предпринимательство может быть:
  17.  частное;
  18.  государственное;
  19.  смешанное.

Приведенная классификация конечно не является исчерпывающей – в хозяйственной практике могут иметь место самые разнообразные виды предпринимательской деятельности.

Стадии предпринимательской деятельности

Предпринимательскую деятельность нужно оценивать в развитии, в динамике. В этом случае она предстает как процесс, то есть последовательная смена различных состояний, стадий. Так, у предпринимательских фирм выделяются следующие стадии предпринимательской деятельности.

Первая стадия – подготовительная. Она включает в себя поиск партнеров, подготовку учредительных документов, поиск необходимых ресурсов, разработку бизнес-плана, государственную регистрацию фирмы. Это наиболее сложный период формирования фирмы как целостного организационного образования.

Вторая стадия – функционирования (непосредственной деятельности) фирмы. Эта стадия является основой воспроизводства самой фирмы, то есть возобновления ее деятельности в будущем. В зависимости от вида предпринимательской деятельности содержание деятельности на этой стадии в разных фирмах различное.

Например, для производственного предприятия она включает:

  1.  Предпроизводственный этап. Это период подготовки производства: закупки и доставки сырья, материалов, топлива, то есть осуществление операций по снабжению производства.
  2.  Собственно производственный этап. Здесь происходит использование всех производственных ресурсов и создание готового продукта.
  3.  Послепроизводственный этап. Он связан с реализацией изготовленной продукции, сбытом.

Третья стадия - прекращение предпринимательской деятельности. Ликвидация фирмы может быть произведена по инициативе учредителей, либо по решению суда.

Выделение стадий необходимо в связи с определением действий, которые должен предпринять предприниматель (руководитель фирмы или подразделения, например, службы безопасности) в целях обеспечения безопасности деятельности.

Безопасность предпринимательства

Нормальное функционирование и развитие сферы предпринимательства в экономике любой страны требует наличия определенных условий, обеспечивающих эти процессы. Одним из важнейших условий выступает безопасность предпринимательства.

Понятие безопасности вообще вводится в Законе РФ от 5 марта 1992 года «О безопасности» – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 5).

От безопасности вообще отличается понятие безопасности предпринимательской деятельности. Под безопасностью предпринимательской деятельности следует понимать состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз, имеющих негативные, прежде всего экономические, а также организационные, правовые и иные последствия.

Система безопасности предприятия может включать в себя ряд подсистем :

  1.  экономическая безопасность;
  2.  техногенная безопасность;
  3.  экологическая безопасность;
  4.  информационная безопасность;
  5.  психологическая безопасность;
  6.  физическая безопасность;
  7.  научно-техническая безопасность;
  8.  пожарная безопасность.

Безопасность предпринимательства может оцениваться с помощью различных критериев, то есть признаков, на основании которых делается оценка.

Во-первых, ее можно оценить с организационной стороны. В этом случае предполагается сохранение, как самой фирмы, так и ее организационной целостности, нормальное функционирование основных подразделений (отделов, служб и т.п.). Основные подразделения фирмы (например, отдел снабжения, производственный отдел, финансовый отдел или бухгалтерия, служба маркетинга) выполняют все свои функции для достижения основной цели фирмы.

Во-вторых, это оценка с правовой стороны. Имеется в виду постоянное обеспечение соответствия деятельности фирмы действующему законодательству, что выражается в отсутствии претензий со стороны правоохранительных органов (или контрагентов) к фирме. Кроме того, отсутствуют потери от сделок с внешними партнерами вследствие нарушения последними законодательства (умышленно либо неумышленно). Это обеспечивается юридической экспертизой всех осуществляемых операций и сделок, заключаемых договоров.

В-третьих, с информационной стороны. Безопасность может быть оценена как сохранение состояния защищенности внутренней конфиденциальной информации от утечки или разглашения в различных формах.

В-четвертых, с экономической стороны. Это проявляется в стабильных или имеющих тенденцию к росту основных финансово-экономических показателях деятельности фирмы (таких как собственный капитал, объем годового оборота, прибыль, рентабельность). В них отражаются общие результаты обеспечения безопасности с организационной, правовой, информационной и собственно экономической сторон. Сюда могут входить такие показатели, как отсутствие штрафов, санкций со стороны государственных органов за нарушение законодательства (например, налогового, антимонопольного), отсутствие потерь от сделок с недобросовестными контрагентами.

Таким образом, в наиболее общем виде о безопасности фирмы свидетельствуют сохранение ее как целостного структурного образования и юридического лица и устойчивые (либо растущие) значения основных финансово-экономических показателей. Применительно же к конкретной стороне деятельности фирмы, могут использоваться специфические показатели ее безопасности.

Однако в процессе хозяйствования субъекты предпринимательской деятельности могут испытывать воздействия различных физических и юридических лиц, которые несут негативные последствия, прежде всего для экономического состояния фирмы. В этом случае возникает понятие угрозы безопасности предпринимательства. Причем наиболее важное значение для субъекта предпринимательской деятельности приобретают угрозы экономической безопасности, поскольку все потери (организационные, информационные, материальные, имиджа фирмы) в конечном счете выражаются именно в экономических потерях, то есть потерях финансовых средств (и все прочие угрозы в основе имеют, как правило, экономические мотивы). Данная проблема приобретает особую значимость в современных условиях хозяйствования в России, когда активизировались процессы криминализации экономики, и по расчетам некоторых ученых реальная распространенность только преступных посягательств на экономическую безопасность негосударственных хозяйствующих субъектов превышает расчетный регистрируемый показатель в 60-65 раз. [6]


1.3 История развития предпринимательства в России.

Предпринимательство зародилось во времена Киевской Руси в торговой форме, а также в виде различных промыслов – звероловства и бортничества. Русских купцов можно назвать первыми массовыми представителями российского предпринимательства. Лесной промысел, развивающиеся сельские и городские ремесла, дерево– и металлообработка вместе с торговлей формировали крупные зоны российского предпринимательства. Уже в XI в. на Руси был принят первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями – кодекс «Русская Правда». В нем были закреплены принцип и право неприкосновенности собственности предусмотрена возможность банкротства. Татаро-монгольское иго задержало развитие предпринимательства на Руси на века. До XV–XVI вв. предпринимательство проявлялось в основном в виде сельских промыслов. Затем расцвела торговля смолой, воском, льном, коноплей, изделиями из кожи и металла и др. В XVI в. зародилась Нижегородская ярмарка. Монастырские колонии и казачество внесли большую лепту в развитие предпринимательского дела в России. С XVI в. в Московском государстве расцвело торгово-промышленное предпринимательство, подкрепляемое столичным купечеством. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считается род Строгановых, породивший крупнейших купцов и промышленников в период XVI–XX вв. Эпоха Петра послужила мощным импульсом развития предпринимательства. Петр и поколение предпринимателей, порожденное им, заложили базис российского торгово-промышленного бизнеса.

Зарождается российское капиталистическое предпринимательство, увязанное с купечеством. Наиболее многочисленные группы предпринимателей составляют богатые крестьяне, ремесленники, торговцы. К началу XX в. предпринимательством в России занималось приблизительно 5 млн. человек.

К началу XX в. в России существовало уже 1500 акционерных компаний. Кроме того, процветал семейный капитал, частный бизнес.

Развитию торгового бизнеса способствовало биржевое дело, а развитию финансового предпринимательства – банковское дело, которые были представлены в полной степени в России начала XX в. Основными организационными формами в то время были кооперативы, товарищества, артели. В сельском хозяйстве благодаря Столыпиной реформе были созданы крестьянского предпринимательства, которое, однако, не достигло уровня фермерства.

Этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое

правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно  принадлежать предпринимателям.

Сейчас от предпринимателей зависит во многом  возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского  купечества заботиться не только о  собственном  обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.[11]


Глава 2 . Проблемы развития предпринимательства в России.

2.1. Динамика развития предпринимательства в России

С 2005 года в России наблюдался постоянный рост числа индивидуальных предпринимателей и фермеров. Если на 1 января 2005 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2 018 671 предприниматель и 47 545 фермеров, то к 1 ноября 2012 года насчитывалось уже 3 977 691предпринимателей и 144 731 фермер.

Однако, осенью 2012 года Госдумой был принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", которым для индивидуальных предпринимателей были существенно увеличены страховые выплаты.

Сразу после того, как в информационном пространстве появились новости о грядущем вступлении в силу этого закона, началось резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей и фермеров. Так, только за последние два месяца 2012 года прекратили свою деятельность 184 218предпринимателей и 10 732 фермера. Этот процесс продолжился и в 2013 году. Всего, за период с 1 ноября 2012 года по 1 октября 2013 года прекратили свою деятельность 943 457 ранее зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и 36 305 фермеров. В случае продолжения их работы, в России на 1 октября 2013 года было бы на 27,4% предпринимателей больше.

При этом, в указанном периоде впервые было отмечено снижение не только общего числа фермеров, но и наиболее опытных фермеров, начавших свою деятельность еще до 2004 года: на 3122 человека, а также начавших деятельность до 1995 года: на 803 человека.

Снизилось и число желающих стать предпринимателем. За 9 месяцев 2013 года решились начать свой бизнес на 141 762 человека (31,77%) меньше, чем в предыдущем аналогичном периоде.

Более подробная информация о динамике развития предпринимательства в России представлена в рисунке 1. [13]

Рисунок 2

2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России

В 2011-2013 годах проводился целый ряд исследований условий развития предпринимательства в России. В рамках данных исследований проводились масштабные опросы субъектов МСП, итоги которых, в частности, позволяли выявить основные проблемы, факторы, ограничивающие их развитие. К таким исследованиям можно отнести международные мониторинги развития предпринимательства, индексы и мониторинги российских бизнес-ассоциаций, а также экспертных организаций:

  1.  «Состояние деловой среды и показатели деятельности предприятий» (BEEPS);
  2.  «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM);
  3.  «Ведение бизнеса» (Doing Business) Всемирного банка;
  4.  Индекс ОПОРЫ России;
  5.  «Мониторинг состояния деловой среды» РСПП;
  6.  «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса» ОАО «МСП Банк;
  7.  Опросы субъектов МСП, проводимые АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», и др.

Несмотря на то что данные исследования акцентировали свое внимание на разных аспектах деятельности, отраслевых группах, регионах присутствия МСП, обобщение их результатов свидетельствует о сохранении следующих ключевых факторов, негативно сказывающихся на развитии сектора:

1. Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора МСП.

Проведенные исследования позволяют констатировать, что данная проблема остается наиболее значимой для развития сектора МСП в России.

С одной стороны, экспертами отмечается упрощение налогообложения для компаний, в частности, упрощение процедуры соответствия для налога на добавленную стоимость, упрощение процедур в связи с использованием программного обеспечения для учетной политики налогообложения и электронных сервисов. С точки зрения простоты уплаты налогов наблюдается значительное улучшение с 2006 года. Количество платежей в год сократилось с 12 до 7, среднее затраченное время в часах в год снизилось с 448 до 177, а общая налоговая ставка в процентах от прибыли снизилась с 60% до 54,1%5.

С другой стороны, в 2013–2014 годах были введены в действие нормативные правовые акты, ухудшившие финансовые условия развития МСП:

  1.  Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» с 1 января 2013 года был увеличен фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в два раза (результатом данного решения стало значительное сокращение количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2013 году);
  2.  Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, перешедших на применение УСН и ЕНВД, вводится обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (введение в действие повлечет за собой потенциальный рост налоговой нагрузки для 90% от числа микропредприятий в стране).

Несмотря на то что в 2014 году подход к расчету фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование для ИП был изменен, этот пример характеризует проблему отсутствия стабильности законодательства в сфере обязательных платежей. Многие предприниматели отмечают, что бизнес-планирование значительно осложняется с учетом невозможности прогнозирования изменения мер государственной фискальной политики даже в краткосрочной перспективе.

В конечном счете данная ситуация приводит к увеличению занятости в неформальном секторе экономики. По оценке Росстата, с января по июнь 2013 года численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 13%, а всего в 2013 году в неформальном секторе было занято 14,7 млн. человек, или 19,4% от общей численности экономически активного населения. Высокий уровень занятых в неформальном секторе подтверждается исследованиями ОЭСР и Международной организации труда (МОТ).

2. Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности

Несмотря на целый ряд программ финансовой поддержки предприятий сектора МСП, реализуемых Минэкономразвития России, институтами развития и другими структурами, ситуация с доступом к финансовым ресурсам для МСП остается сложной.

В качестве основных проблем по-прежнему называются:

  1.  высокая стоимость финансовых ресурсов;
  2.  недостаток долгосрочных инвестиционных средств;
  3.  жесткие требования к заемщику, длительные сроки рассмотрения заявок.

Следует отметить, что данная ситуация во многом является следствием общей ситуации на финансовых рынках. Кредитные организации ограничены в своих возможностях (к примеру, из-за ограничений для коммерческих банков по рискам со стороны Центрального Банка России).

В этих условиях меры государственной политики для снижения негативного влияния данного фактора должны концентрироваться на реализации мероприятий по финансовой поддержке предприятий сектора МСП, которые могут дать мультипликативный эффект. При этом необходимо продолжать развивать такие механизмы, как микрофинансирование, факторинг, лизинг.

3. Сохранение высокого уровня административных барьеров

Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, в первую очередь, в рамках Национальной предпринимательской инициативы, следует констатировать, что для некоторых видов деятельности проблема высоких издержек на административные процедуры сохраняется очень серьезной. По данным последнего исследования «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ» треть компаний считают административные барьеры настолько тяжелым бременем, что приспособиться к ним не получается.

Об этом свидетельствуют также данные Доклада уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей 2014 года. В нем, в частности, отмечается избыточная административная нагрузка на малый бизнес, выделяются ряд административных процедур (к примеру, государственная регистрация медицинских изделий), прохождение которых осложнено. Не до конца выстроена система требований в рамках института технического регулирования, очень высока коррупционная составляющая.

Сохраняются высокие барьеры в сфере строительства. Поправки в законодательство, вводимые в рамках соответствующих планов мероприятий Национальной предпринимательской инициативы, в целом содействуют упрощению процедур. Тем не менее в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка показатели России остаются в целом неблагоприятными по сравнению с экономически развитыми государствами.

4. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции

В данном случае следует выделить три основных фактора, ограничивающих развитие субъектов МСП:

  1.  невозможность конкуренции с крупными предприятиями и государственными компаниями в отдельных секторах экономики;
  2.  проблемы доступа к государственному заказу и закупкам субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием;
  3.  проблемы выхода на внешние рынки.

Также в качестве значимых факторов, ограничивающих развитие сектора МСП, следует выделить следующие:

  1.  проблемы доступности земли и недвижимости;
  2.  низкая престижность занятия предпринимательской деятельностью;
  3.  проблемы кадрового обеспечения (доступа к трудовым ресурсам требуемой квалификации);
  4.  сложности бухгалтерского учета и отчетности субъектов МСП;
  5.  ограничения трудового законодательства и др.[14]


2.3. Пути решения проблем предпринимательства.

Сформированная на текущий момент модель развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. подробно рассмотрена в разделе 2.2, и, как уже было отмечено ранее, основные проблемные зоны, ограничивающие развитие сектора МСП, в целом охватываются имеющимся набором инструментов. Однако необходимо отметить, что в рамках реализации существующих механизмов возникают определенные проблемы, связанные в том числе с общими аспектами организации системы государственной поддержки.

Включение действующих и создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Пунктом 9 Перечня поручений Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № ДМ-П36-4825 Минэкономразвития России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено представить предложения по организации на базе многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг консультационной и образовательной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

На текущий момент МФЦ присутствуют во всех регионах страны (в целом по состоянию на июль 2014 года создан и функционирует 1241 МФЦ). При этом в каждом МФЦ предусмотрен соответствующий функционал по информированию и консультированию граждан по вопросам оказания государственных и муниципальных услуг (информационные стенды, информационные киоски, инфоматы и прочее). В то же время необходимо отметить, что организации, образующие инфраструктуру информационно-консультационной поддержки субъектов МСП, распределены по территории Российской Федерации неравномерно, в связи с чем передача части функций по информационно-аналитическому обеспечению субъектов МСП в сеть МФЦ представляется оправданной. Включение МФЦ в программу информационно-консультационной поддержки поможет, благодаря высокому уровню информированности населения в целом о наличии и деятельности МФЦ и высокому уровню доступа населения к услугам МФЦ, сформировать в регионах дополнительные центры доступа к информации для предпринимателей, которые будут позиционироваться как «точки входа» для субъектов МСП, заинтересованных в участии в программах государственной поддержки.

Оказание информационно-консультационной поддержки на базе МФЦ (в том числе в электронной форме) позволит предпринимателям и сотрудникам субъектов МСП сократить временные и транспортные затраты на получение государственных услуг, информации о программах поддержки, а также облегчит доступ к мероприятиям в рамках Программ поддержки, тем самым повысит их привлекательность для реципиентов с точки зрения получения экономической выгоды.

Дополнительным фактором, который окажет позитивное влияние на востребованность МФЦ в среде действующих и потенциальных предпринимателей, стало включение постановлением Правительства Российской Федерации № 496 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797» в перечень государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, предоставление которых организуется в МФЦ, дополнительных обязательных для всех МФЦ услуг, в том числе:

  1.  услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  2.  услуг по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  3.  услуги по осуществлению приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг, указанных в перечне, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Поскольку проработка вопроса включения МФЦ в программу консультационной и информационной поддержки МСП потребует значительных временных затрат, можно ожидать, что к моменту непосредственного начала реализации информационно-консультационной деятельности в рамках данного направления доступом к услугам МФЦ будет охвачена вся территория страны.

Наличие значительного числа МФЦ является преимуществом, поскольку предоставляет максимально широкий потенциальный охват аудитории. Для достижения эффекта при минимизации затрат на организацию информационно-консультационной поддержки предпринимателей на базе МФЦ будут определены наиболее эффективные каналы доведения информации до пользователей и отобраны приоритетные направления предоставления консультационной поддержки для включения в систему. В том числе будет проработан вопрос реализации на базе МФЦ следующих мероприятий:

  1.  предоставление консультационной и информационной поддержки по общим вопросам предпринимательской деятельности и реализации Программы поддержки, в том числе:
  2.  предоставление консультаций по вопросам создания предприятия;
  3.  проверка консультантами МФЦ предпринимателей на соответствие критериям отбора в программу,
  4.  предоставление консультаций по формам и видам мероприятий поддержки, которые реализуются в регионе,
  5.  содействие в определении оптимальных форм и мероприятий поддержки для конкретного предпринимателя;
  6.  ведение разъяснительной работы по организации процесса отбора в рамках конкурсных процедур;
  7.  содействие в подготовке документов для участия в мероприятиях Программы поддержки;
  8.  предоставление консультаций по вопросам финансирования предприятия, управления персоналом, организации производства, организации систем продаж и маркетинга;
  9.  взаимодействие и обмен информацией с региональными органами и организациями инфраструктуры поддержки по вопросам обеспечения всех вышеприведенных мероприятий;
  10.  получение и первичная обработка обратной связи от предпринимателей и населения (предложений, комментариев, пожеланий) и проведение опросов по вопросам реализации Программы поддержки и организации работы МФЦ;
  11.  популяризация предпринимательской деятельности среди безработных и молодых специалистов.

Прочие предложения по мероприятиям в рамках краткосрочного горизонта планирования:

В настоящий момент в рамках программы поддержки, реализуемой Минэкономразвития России достаточно слабо представлены механизмы, прямым образом направленные на увеличение объемов инвестиций МСП в основные средства. Доля субъектов МСП в общем объеме инвестиций в основные средства в России составляет менее 6% (по итогам 2012 года). Увеличение объемов инвестиций в основные средства будет способствовать росту устойчивости субъектов МСП, увеличению занятости и технической оснащенности в секторе. В данной связи целесообразной представляется проработка вопроса создания дополнительных механизмов поддержки для инвестиционных проектов субъектов МСП (далее, в перечне предложений на среднесрочную перспективу, приведены основные потенциально возможные механизмы работы по данному направлению);

Разработка механизмов софинансирования затрат предпринимателей на привлечение молодых квалифицированных специалистов.

Меры по внесению изменений в Федеральную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе

Содействие развитию молодых компаний

Исследования, проведенные в Европейском союзе, показывают, что сектор МСП создает больше новых рабочих мест, нежели крупный бизнес. Так, на долю МСП в среднем за период 2002–2010 годов приходилось 67% занятости в ЕС. В то же время их доля в общем числе вновь созданных рабочих мест превышала 85%.

Исследование, проведенное в 2013 году Управлением науки, технологий и промышленности ОЭСР показало, что наиболее активными в части создания новых рабочих мест были молодые компании: на долю компаний, находящихся на раннем этапе развития (действующих на рынке менее 5 лет), приходилось более 50% вновь созданных рабочих мест на рынке, при этом в общем числе занятых их доля равнялась 21%. Если сравнивать молодые и «старые» предприятия сектора МСП, окажется, что на долю молодых компаний приходится лишь 16% занятости, при этом 41% вновь созданных рабочих мест, в то время как субъекты МСП, действующие на рынке дольше 5 лет, при 48% в общем числе занятых создают лишь 34% новых рабочих мест. Также стоит отметить, что на долю молодых МСП в общем числе закрытых рабочих мест приходится лишь 22%, в то время как на долю всех прочих субъектов МСП – 54%. Таким образом, молодые компании создают больше рабочих мест в расчете на каждое существующее, а закрывают рабочих мест меньше всех прочих МСП. В данной связи целесообразным представляется введение в деятельность инфраструктуры поддержки новых целевых показателей, связанных с увеличением численности занятых на молодых компаниях и их переориентация на данную целевую аудиторию.

Деятельность Минэкономразвития России по внедрению специальных механизмов поддержки для предпринимателей, действующих на рынке менее 5 лет, может включать в себя:

  1.  закрепление в программе особых условий участия для компаний, действующих на рынке менее 5 лет, а именно – включение их в приоритетную целевую группу по таким мероприятиям поддержки, как субсидирование процентной ставки по кредитам и субсидирование лизинговых платежей ;
  2.  введение КПЭ для региональных микрофинансовых и гарантийных организаций в части оказания поддержки указанным категориям предпринимателей;
  3.  софинансирование расходов на внедрение современного программного обеспечения, а также расходов, направленных на повышение уровня автоматизации и производительности труда.

Перечень предложений для проработки на среднесрочную перспективу, таким образом, включает в себя следующие направления:

  1.  стимулирование разработки (с привлечением объединений бизнес-ангелов) квалификационных требований для бизнес-ангелов, стандартов деятельности для отрасли, системы сертификации бизнес-ангелов и законодательное закрепление статуса бизнес-ангелов; предоставление объединениям бизнес-ангелов возможности аттестовать бизнес-ангелов и выдавать соответствующие сертификаты;
  2.  разработка мер по вовлечению успешных предпринимателей в инвестиционную деятельность на ранних стадиях, содействие развитию менторства в сфере инвестиций;
  3.  разработка мер по поддержке объединений бизнес-ангелов (ассоциаций, национальных сетей бизнес-ангелов и т.д.) в целях повышения информированности предпринимательского сообщества о возможностях привлечения инвестиций на ранних стадиях, развития площадок для обмена опытом и передачи лучших практик, а также сбора релевантной статистики о состоянии отрасли;
  4.  разработка схемы взаимодействия бизнес-ангелов с участниками действующих программ поддержки (в том числе с резидентами бизнес-инкубаторов, технопарков, центров включения информации о действующих бизнес-ангелах в соответствующие разделы на региональных и федеральных порталах поддержки МСП);
  5.  разработка мер (совместно с Минфином России) по поддержке бизнес-ангелов в форме предоставления налоговых вычетов по доходам, полученным в ходе инвестиционной деятельности и/или частичного софинансирования на конкурсной основе деятельности инвесторов.
  6.  

Заключение

Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.

Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.

Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:

1. создание стабильного хозяйственного законодательства;

2. образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;

3. построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);

4. введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.


Список использованных источников.

1. Антонова О.В. , Бородина Е.И. и др. – Курс предпринимательства. – М.,1997г. – С. 143

2. Беляев М.. - /Журнал/ Предпринимательство и адаптивность региона к инвистициям. - М.,2002г. -  С. 52

3. Видяпин В. – Экономическая теория. – М., 2005г. – С. 203

4. Виленский А. Малый бизнес : трудности роста . – М., 1963г . – С. 116

5. Кантильон Р. -  Опыт о природе торговли вообще./Впервые опубликована в 1755/  -  С. 83

6. Океанова З. – Экономическая теория. -  М.,  2003 г. – С. 168

7. Радиковский В. , Русакова Г.- Экономика предприятия. – М.,2003 г. – С. 98

8. Сэй Ж.Б. -  Трактат политической экономики. – М., 1896 г. – С. 135

9. Хайек Ф.  - Конкуренция  как процедура открытия. – М.,  1989 г. – С. 172

10. Хизрич Р., Питерс М. - Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : Пре. С англ. – М., 1990 г. – С. 193

11.  Шумпетер Й. -  Теория  экономического развития. – М.,1982 г. – С. 75

12. Янборисова Р.В., Синельников С.М., Соломоник  - Энциклопедический словарь предпринимателя. – СПб:”АЯКС”, 1992г . – С. 137 - 138

13. Гарант.ру информационно-правовой портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/infografika/516275/

14. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства министерство экономического развития РФ : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/14952.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52374. WHAT PEOPLE WEAR IN GREAT BRITAIN 69.5 KB
  Yes, I do. I like such spring weather because I can go outside and play games. - What do people usually wear in spring? - In spring people wear light clothes. - Children, look at Katya! She is so nice today! Let us tell her some compliments!
52375. Великобританія. Great Britain 233.5 KB
  London is the capital of the United Kingdom of Great Britain ad Northern Ireland. It stands on the river Thames. London consists of four parts: East End, West End, City and Westminster Abbey. Great Britain is a parliamentary monarchy. The head of the state is king or queen. The British Parliament consists of two Houses: the House of Commons and the House of Lords.
52376. Discover Britain. Travelling to London 149.5 KB
  The form of our today’s lesson is a bit unusual. Today we’ll have a short competition between two teams. At our lesson you will make a trip to London. During our trip we shall have several stops. We’ll visit these stations and do the tasks at each station. Let’s divide into two teams. I’ll give you the parts of two pictures. You have to match them. What kind of picture have you got? OK. Now we have got two teams. You have to choose the captain and the name of your team.
52377. The United Kingdom of Great Britain 36 KB
  I’m glad to see you today. I’m happy to work with you, our topic is very interesting and exciting, because we are going to take a trip to one of the most beautiful countries of Europe. I want you to be positive, I want you to be in a high spirit today, I hope you’ll get bright impressions about our meeting. I do my best to make our trip memorable and interesting.
52378. Значення дихання. Будова і функції верхніх органів дихання 532 KB
  Він включає систему уроків з теми Дихання у відповідності до нової програми. У посібнику є додатковий пізнавальний матеріал схеми таблиці використаний метод проектів у вигляді презентації для подачі різних етапів уроку Значення дихання. Будова і функції верхніх органів дихання. Значення дихання.
52379. Урок: подготовка и проведение 282.5 KB
  Урок закрепления знаний и способов деятельности запоминание. Урок комплексного применения знаний умений применение. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обобщение и систематизация. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала его связь с другими разделами курса место в системе знаний по предмету.
52380. Побудова зображення будинку у кутовій перспективі 11.81 MB
  Поглибити знання учнів про просторові відношення на основі використання законів лінійної перспективи розширити знання про лінію горизонту. Обладнання: відеоряд картин художників різних епох і фотографій архітектурних споруд плакати з прикладами визначення різних видів перспективи і побудови геометричних предметів у перспективі презентація до уроку; альбоми графітові олівці гумки. Лінійна перспектива вид перспективи що показує у скільки разів зменшиться віддалена частина предмета в порівнянні з наближеною завдяки чому з'являється...
52381. Будова речовини. Атоми та молекули. Взаємодія молекул. Явище дифузії 74 KB
  Мета: вдосконалити уявлення та знання учнів про атоми та молекули та взаємодію; сформувати знання учнів про явище дифузії та дослідити залежність швидкості процесу дифузії від температури; формувати в учнів науковий світогляд інтерес до фізики розвивати уяву учнів спонукати їх до самовдосконалення та самореалізації. Учитель фізики. Формування нових знань Учитель фізики. Учитель фізики.
52382. Розробка бінарного уроку на тему: «Вплив податкової системи на формування державного бюджету» 534 KB
  Згідно даних динаміки доходів Держбюджету України за 2003-2010 роки найбільшим джерелом доходів держбюджету є податок на додану вартість. Другим за величиною джерелом надходжень до бюджету є податок на прибуток підприємств. Вплив держбюджету на розвиток економіки Підприємство сплачує до дохідної частини держбюджету три основних види податків: акцизний збір податок на додану вартість податок на прибуток. Є ціле розмаїття податків про яких багато хто навіть і не чули 1 ведучий – Податок на...