87322

Организация потребительского кредитования в Республике Казахстан

Курсовая

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Развитие потребительского кредита тесно связано с насыщенностью ранка товарами а также с платежеспособностью средних слоев населения. С увеличением товарооборота растет объем кредита поскольку спрос на товары порождает спрос на кредит.

Русский

2015-04-19

257.07 KB

4 чел.

учреждение «Университет «Туран»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»

______________  рег. № рецензии __________

    (дата)

Методист

по академическим вопросам _____________

 (подпись)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Кредитование физических лиц»

на тему: «_______________________________________»

по специальности «Финансы»

Выполнил

студент  группы ____________

                        (шифр)

 

Шалкарбаев М. Г.

Научный руководитель                            

д.э.н., профессор                                              

Ф.И.О.

    

 

Алматы – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…….

3

1

Теоретические аспекты кредитования физических лиц

1.1

Сущность и роль кредитования физических лиц..………………………

6

1.2

Классификация, порядок, способы выдачи и погашения кредитов физических лиц………………………………………...……...……………...

8

1.3

Зарубежный опыт оценки платежеспособности физических лиц……................................................................................................………...

12

2  

Кредитования физических лиц в Республики Казахстан

2.1

Состояние кредитного рынка…...…………….…………………………....

15

2.2

Организация кредитования физических лиц на примере
АО
«Банк «Каспийский» ………………...……………………………….…

17

2.3

Методика расчетов платежеспособности заемщиков ………………..…

23

3        

Проблемы и перспективы развития кредитования в Республики Казахстан

3.1

Особенности кредитования населения в Республике Казахстан ……

26

3.2

Совершенствование организации кредитования физических лиц
в Республике Казахстан……………………………..……………………....

26

Заключение………………………………………………………..…………….…..

27

Список  использованной литературы…………………….……………….…….

31

 

Введение

С развитием рыночной экономики возрастает не только роль коммерческого банка, но и их количество, спектр предоставляемых услуг, типов операций. Направление потребительского кредитования уже довольно давно является весьма популярным как среди банков, так и среди потребителей. С каждым годом оно получает все наибольшее развитие и распространение. Не случайно банк называется кредитным институтом. Наибольшая часть активов банков по-прежнему помещена в кредитные операции. В 2005 году практически все крупнейшие казахстанские банки вышли на рынок с полномасштабными программами кредитования населения, что в конечном итоге привело к прорыву на рынке. Наблюдается настоящий бум кредитования через сети торгово-сервисного обслуживания. Потребителем розничных банковских услуг являются самые разные клиенты, представители разнообразных социальных групп. Так, например, молодежь все больше обращается в банк за получением кредита на обучение. Несомненно, эти события можно назвать переломными для казахстанского рынка банковского обслуживания и банковской системы в целом.

Современные банки оказывают широкий спектр услуг клиентам, применяют новейшую технику банковских операций, обеспечивают высокий уровень обслуживания. Главная экономическая функция банков - кредитование, осуществляемая для финансирования потребительских и инвестиционных целей предприятий, организаций, физических лиц и государственных органов. От того, насколько хорошо банки реализуют свои кредитные функции, во многом зависит экономическое положение обслуживаемых ими клиентов. Реализуя функцию кредитования, банки тем самым обеспечивают свою ликвидность, а значит, и стабильность функционирования в системе рыночных отношений.

Введение многообразия форм собственности, характерного для рыночной экономики, предполагает необходимость существования такой денежно-кредитной системы, при которой банковские услуги населению предлагались бы физическим и юридическим лицам различными банками на конкурентной основе. Огромное значение приобретают вопросы банковского обслуживания населения, самых широких его слоев. Зарубежный опыт свидетельствует, что банки, которые предоставляют различные услуги населению, совершают с ним широкий круг банковских операций, обычно имеют преимущества перед банками с ограниченным набором услуг.

В осуществлении этих преобразований главенствующая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются главным инструментом в регулировании финансово-кредитных отношений между юридическими и физическими лицами [1]. Реализация новых экономических прав и обязанностей порождает потребность в многочисленных банковских услугах и операциях, основы, для развития которых в прежней экономической системе отсутствовали.

В последнее время в рамках дальнейшей диверсификации своей деятельности в практику работы Казахстанских банков все больше внедряется потребительское кредитование.

Развитие потребительского кредита тесно связано с насыщенностью ранка товарами, а также с платежеспособностью средних слоев населения. С увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредит. Поэтому потребительский кредит можно рассматривать как средство, способствующее повышению спроса на товары.

 Актуальность потребительского кредитования  для банков сегодня очевидна. Банкиры сходятся на том, что и дальше потребительское кредитование будет расти опережающими темпами, однако основными игроками на нем будут крупные и некоторые средние банки, имеющие широкую филиальную сеть. По прогнозам специалистов, рынок потребительского кредитования в РК будет стремительно развиваться еще в течение ближайших пяти лет, а через два года каждый третий автомобиль и каждая пятая покупка бытовой техники будут оформляться в кредит. Но наиболее активно в ближайшие годы будут развиваться овердрафтное кредитование по банковским картам, авто-кредитование и ипотека.

Исследование развития денежно-кредитных отношений нашли отображение в научных работах отечественных и зарубежных ученых, в частност Ахмедшина А., Сейткасивом Г.С., Назарова З., Аубакиров Я.А, Питера С. Роуза, Дж. Ф. Синки и других.

В научных работах названных авторов освещаются темы поддержки приоритетных областей экономики, рискованности кредитной деятельности банков, оценки кредитоспособности заемщиков и других вопросов, связанных с функционированием кредитного механизма.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.

В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1)Теоретически рассмотреть особенности потребительского кредитования;

2) Провести анализ механизма кредитования и учета выдачи, погашения кредитов в РК на базе АО «Банк «Каспийский»

3)Определить проблемы и перспективы развития кредитования в Республики Казахстан.

Объектом исследования является банковская система Казахстана в целом и непосредственно АО «Банк «Каспийский».

Предметом данного исследования - экономические отношения, возникающие при кредитовании населения в Республике Казахстан.

Построение работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Первая глава является теоретической и описывает сущность, виды и значение кредитования физических лиц для экономики Казахстана. В данной главе рассматривается состояние рынка потребительского кредитования на современном этапе развития, а также зарубежный опыт. Вторая глава является практической, материал которой собран студентом. В ней рассматривается анализ кредитоспособности заемщика и кредитный мониторинг данного банка. На практических примерах рассмотрены условия кредитования физических лиц. Третья глава является логическим продолжением теории и практики и содержит в себе проблемы и недостатки в системе кредитования физических лиц банков второго уровня РК, а также перспективы развития.

  1.  Теоретические аспекты кредитования физических лиц

1.1 Сущность и роль кредитования физических лиц

Кредит выступает как передача во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.

Раскрывая сущностные свойства кредита, его обычно определяют как экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Обособление кредитных отношений в отдельный вид происходит на основе особенностей субъектов и объекта этих отношений.

Субъектами кредитных отношений могут быть в принципе любые юридически самостоятельные хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, вступающие в отношения по поводу временного заимствования стоимости в денежной или товарной форме. Однако данные субъекты в процессе воспроизводства одновременно являются участниками множества других отношений, возникающих по поводу движения различного рода стоимостей. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами [2, стр. 29].

Кредитор – это субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Источником средств для выдачи ссуды могут быть как собственные средства кредитора, так и заемные. Развитие отношений обмена и соответственно кредитных отношений привело на определенном этапе к сосредоточению кредиторских функций в деятельности специальных финансовых институтов –  банков. Банкиры персонифицируют собой множество кредиторов, чьи временно свободные средства аккумулируются банками. Банки могут предоставлять в ссуду наряду с собственными и привлеченными также эмитированные средства. Однако владение временно свободными ресурсами не является обязательным признаком кредитора. Он может ссудить стоимость, которая участвует в воспроизводственном процессе, как это имеет место, например, при коммерческом кредите. В этом случае ссужаются товары, предназначенные для реализации.

Помимо банков, специализирующихся на мобилизации временно свободных средств и предоставлении их во временное пользование, в качестве кредиторов в настоящее время могут выступать предприятия, акционерные общества, частные фирмы, страховые и инвестиционные компании, пенсионные и инвестиционные фонды, физические лица, государство и т. д. Целью предоставления кредита является главным образом получение прибыли в виде ссудного процента. В связи с этим кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов, которые являются либо собственностью кредитора, либо привлеченными им средствами, подлежащими возврату действительным собственникам. Таким образом, мобилизация высвободившихся ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер. В условиях рыночного хозяйства это означает, что кредитование выступает в форме ссуды капитала. В случае, если взятые в кредит средства будут использованы заемщиком на непроизводительные цели, кредитование приобретает форму ссуды денег.

Заемщик – субъект кредитного отношения, получающий ссуду. Заемщиками могут быть юридические и физические лица, испытывающие недостаток собственных средств –  государственные предприятия, акционерные общества, частные фирмы, банки, государство, граждане и т. д. Вместе с тем одного желания получить ссуду недостаточно для участия в кредитном отношении в качестве заемщика. Ссудополучатель должен предоставить экономические и юридические гарантии возврата ссуженных средств по истечении срока кредита. Такими гарантиями могут быть, например, предоставление залога в качестве обеспечения ссуды, обязательство гаранта (как правило крупного банка) погасить задолженность по ссуде в случае неплатежеспособности заемщика и пр. [3, стр. 94].

Экономическая роль и место заемщика в кредитной сделке отличается от роли и места кредитора. Прежде всего заемщик не является собственником ссуженных ему средств, он реализует лишь права временного владения ими. Как известно, современные кредиторы – банки –  используют для кредитования по большей части привлеченные ресурсы, т. е. средства, находящиеся в их временном пользовании. Вместе с тем часть ресурсов для кредитования является их собственностью и, кроме того, они обладают способностью в определенной мере создавать кредитные ресурсы.

Объективная необходимость кредита для обеспечения непрерывности производства заемщика и сохранение кредитором прав собственности на ссужаемые средства предопределяют экономическую зависимость заемщика от кредитора. На современном этапе развития экономики эта зависимость носит устойчивый, постоянный характер и определяет необходимость безусловного исполнения заемщиком своих обязательств по возвращению ссуды и уплате процента. В противном случае он станет нежелательным партнером для кредитора и будет испытывать значительные трудности в получении ссуды. Указанная зависимость не означает в то же время, что место заемщика в кредитной сделке менее значимо, чем место кредитора. Они выступают как равноправные стороны кредитной сделки, от совпадения целей и интересов которых в одинаковой мере зависит возникновение кредитного отношения [4, стр. 211].

Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:

- обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли;

- стимулирует эффективность труда;

- расширяет рынок сбыта товаров;

- ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;

- является мощным орудием централизации капитала;

- ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;

- обеспечивает сокращение издержек обращения.

Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:

- развитием системы безналичных расчётов.

- увеличением скорости обращения денег.

- заменой металлических денег кредитными – банкнотами.

Потребительский кредит в товарной форме предоставляется преимущественно при продаже предметов длительного пользования – автомашин, холодильников, радиоприёмников, телевизоров, мебели – такой вид кредита называется покупкой в рассрочку.

1.2 Классификация, порядок, способы выдачи и погашения кредитов физических лиц

К потребительскому кредиту относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие.

Из особенностей потребительского кредита можно выделить следующие:1) Потребительские кредиты выдаются населению (физическим лицам);

2) Потребительский кредит позволяет расширить потребительский спрос при сравнительно ограниченных денежных доходах населения;

3) Потребительский кредит может применяться как в денежной, так и в натуральной формах;

4) Потребительский кредит может использоваться государством в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры для поддержания спроса на товары жилье и услуги на определенном уровне, а также в целях проведения активной социальной политики путем предоставления льготных (беспроцентных или низкопроцентных) кредитов малоимущим слоям населения;

5) Потребительский кредит в его развитых формах носит преимущественно среднесрочный и долгосрочный характер;

6) Потребительский кредит принимает форму банковского кредита и коммерческого кредита. Взаимосвязь этих форм кредита проявляется в следующем, например, торговая фирма, продавая товары длительного пользования в рассрочку, выставляет векселя, акцептованные покупателем. Для улучшения своих финансовых возможностей, торговая фирма учитывает эти долговые обязательства в коммерческом банке.

Классификацию потребительских ссуд можно провести по ряду признаков по формам выдачи, по способу организации, по способу погашения по субъектам кредитных отношений, и т. д. (таблица №1).

Таблица 1 - Классификацию потребительского кредита

По обеспечению:

- необеспеченные (бланковые)

-обеспеченные (залогом, гарантией)

По формам выдачи:

- товарный кредит

- денежный кредит

По срокам выдачи:

- краткосрочные (до 1 года)

- среднесрочные (1г. -3-5 лет)

- долгосрочные (более 3-5 лет)

По способу погашения:

- прямые

- косвенные

Потребительский кредит

По способу организации

- организованные

- неорганизованные

По способу погашения:

- прямые постепенно

- разовым платежом

По характеру кругооборота средств:

- разовые

- возобновляемые

По целевому назначению:

- покупки товаров, оплаты услуг

- на приобретение, ремонт и реконструкцию жилья

- под кредитные карты и др.

По субъектам кредитных отношений:

- банковские кредиты

- торговые кредиты учреждений небанковского типа

- потребительские кредиты, предоставляемые частным лицам

По моменту взимания%

- ссуды с удержанием% в момент предоставления

- ссуды с уплатой% равными взносами

- ссуда с аннуитентным платежом (одновременной уплатой%)

Примечание – Составлено автором на основе материалов  журнала «Банки Казахстана» №3, 2014г.

 Все условия предоставления потребительских ссуд согласовываются двумя сторонами — кредитором и заемщиком — и оговариваются в кредитном договоре.  К числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая ситуация, уровень официальной учетной ставки ЦБ РК, инфляционные ожидания населения, стабильность денежной единицы - тенге, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.) [5, стр. 162].

При заключении кредитного договора банки фактически предлагают заемщику присоединиться к заранее приготовленным стандартным условиям, которые зависят от вида предоставляемого потребительского кредита. Согласованию обычно подлежат лишь такие существенные условия, как сумма кредита, размер платы за него, срок пользования кредитом, реже — размер штрафных санкций.

Выдача кредита в тенге производится в соответствии с условиями кредитного договора как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.

Выдача кредита в иностранной валюте производится только в безналичном порядке зачислением на счет по вкладу до востребования или счет пластиковой карточки заемщика, что должно быть предусмотрено в кредитном договоре.

Кредиты, за исключением кредитов на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, выдаются единовременно в полной сумме; выдача кредитов частями не допускается.

Ссуды физическим лицам выдаются с использованием банковских кредитных карточек. Банковские карточки предполагают участие 3 сторон: банка-эмитента кредитной карточки, ее владельца и торговой организации, принимающей кредитные карточки в качестве платежного средства за товары и услуги. Для получения кредитной карточки клиент должен перечислить в банк установленную банком сумму денежных средств. Оплата товаров и услуг кредитной карточкой может быть произведена и при отсутствии средств на счете клиента, т.е. за счет банковского кредита. Банк за свои услуги взимает определенный процент от суммы каждой операции. Пользователи кредитной карточки также обязаны ежегодно перечислять определенную сумму денег за обслуживание карточки и ее ежегодное обновление [6, стр. 198].

Решение о предоставлении льгот отдельным заемщикам принимается банком самостоятельно. Например, банки могут предоставить льготу по ускоренному рассмотрению кредитной заявки для первоклассного заемщика.

Временные рамки пользования кредитными ресурсами устанавливаются сторонами при заключении кредитного договора.

После выдачи кредита банк продолжает вести работу с клиентом с целью обеспечения возвратности кредита. В период действия кредитного договора банк:

1) контролирует исполнение заемщиком условий договора;

2) осуществляет проверку отчетов об израсходовании средств и других документов, предусмотренных договором. Заемщик должен представить банку в течение двух месяцев от даты получения кредита на приобретение объекта недвижимости документы, подтверждающие его право собственности на приобретенное имущество. До получения каждой последующей суммы по кредиту на строительство или реконструкцию объекта недвижимости заемщик представляет банку отчет об использовании предыдущей полученной суммы с предъявлением оправдательных документов: счетов, накладных, квитанций, чеков торгующих организаций, договоров подряда и актов сдачи-приемки выполненных работ и т.д.;

3) осуществляет проверку на месте. Проверка определяет соответствие строящихся объектов утвержденным проектам, наличие неизрасходованных строительных материалов, соответствие фактически выполненных объемов работ объему, указанному в отчетах об израсходовании средств по кредиту. Проверка осуществляется в соответствии с графиком выполнения основных этапов работ по строительству или реконструкции объекта;

4) принимает меры к погашению просроченной задолженности. При непоступлении от заемщика платежей до окончания календарного месяца суммы не внесенных в срок платежей в последний день месяца относятся на счет просроченных ссуд и просроченных процентов. В этот же день банк должен принять меры к погашению задолженности заемщиком или его поручителями. Поручителям направляется письменное уведомление о неисполнении заемщиком обязательств с предложением произвести уплату. В случае невнесения платежей заемщиком и его поручителями банк готовит иск в суд;

5) оформляет изменение условий кредитного и других договоров. А также в случае нарушения заемщиком условий кредитного договора может решить вопрос о расторжении договора в одностороннем порядке;

6) вносит необходимую информацию в базу данных индивидуальных заемщиков;

7) осуществляет операции по формированию резерва на возможные потери по ссудам.

В случае если заемщик в течение одного месяца от даты заключения кредитного договора не воспользовался своим правом на получение кредита, банк направляет ему извещение о расторжении договора в одностороннем порядке. Порядок погашения кредита оговаривается в кредитном договоре или в графике платежей и срочном обязательстве, которые являются неотъемлемой частью кредитного договора [7, стр. 85].

Суммы, вносимые заемщиком в счет погашения задолженности по кредитному договору, направляются, вне зависимости от назначения платежа, указанного в платежном документе, в следующей очередности:

- на уплату неустойки;

- на уплату просроченных процентов;

- на уплату срочных процентов;

- на погашение просроченной задолженности по ссуде;

- на погашение срочной задолженности по ссуде.

Погашение кредита, уплата процентов и неустоек производятся:

1) наличными деньгами, через кассу;

2) перечислением со счетов по вкладам;

3) посредством удержания из заработной платы, пенсии и т.д.;

4) переводами через предприятия связи или др.

Кроме того, банк всегда оставляет за собой право на досрочное взыскание кредита.

При непоступлении платежей в погашение задолженности по кредиту от заемщика банк обращает свое взыскание на обеспечение, предоставленное по данному кредиту. Погашение нереальных для взыскания ссуд производится за счет резерва на возможные потери по ссудам.

Конфликтные ситуации при кредитовании населения разрешаются через суд, куда может обратиться как заемщик, так и его кредитор при возникновении спорных ситуаций. К числу последних можно отнести невозможность для банка по разным причинам реализовать залог по ссуде для погашения задолженности клиента (резкое обесценение ценных бумаг, принятых банком в обеспечение ссуды, гибель имущества клиента в результате стихийного бедствия и т. д.), мошенничество со стороны заемщика, выбытие последнего с постоянного места жительства в неизвестном направлении, смерть заемщика и перевод задолженности на родственников умершего и т. п. [8, стр. 105].

  1.  Зарубежный опыт оценки платежеспособности физических лиц

Оценка платежеспособности физических лиц основывается на изучении факторов, определяющих его репутацию, способность погасить ссуду в срок и полностью, наличие обеспечения кредита и др. Например, в Германии для получения потребительского кредита необходимо представить ряд документов, характеризующих личные качества Заемщика и его платежеспособность, и включающих следующую информацию:

 личные качества предпринимателя: характер, манеры поведения, внешность, выразительность речи. Семейное положение, социальная роль вне предпринимательства, хобби;

 общее образование: квалификация, предпринимательский склад ума, отношение к риску, азартность, интерес к экономике, организация производства, способность к планированию;

 специальное образование: ход профессионального развития, профессиональный опыт, специализация в работе;

 состояние здоровья: сведения о прошлых, хронических заболеваниях, занятие спортом, пределы нагрузки;

 имущество: степень участия в делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода, имущественное положение членов семьи.

Кроме этих сведений в банке проводят расчеты месячных доходов, месячных расходов и определяют располагаемый доход как разницу между доходами и расходами.

Банк, проверив доход клиента и сравнив его с месячной суммой по обслуживанию долга, определяет платежеспособность клиента. Доход должен быть равен сумме долга и процентов по нему. Если располагаемый доход меньше необходимой суммы, то заявление отклоняется. Платежеспособность считается хорошей, если сумма по обслуживанию долга составляет 60 % и ниже от располагаемого дохода.

В США популярна методика, предложенная Дюраном вначале 40-х гг. Он выделяет группу факторов, которые определяют степень кредитного риска и целесообразность выдачи кредита. Методика основана на бальной оценке кредита. Потенциальному Заемщику предлагается заполнить специальные стандартные анкеты. Баллы начисляются в зависимости от возраста, пола, семейного положения, месячного дохода, оседлости, занятости в конкретной отрасли и срока работы на определенном месте, наличия сберегательного счета в банке, недвижимости, страхового полиса и т.д. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы сумма баллов превысила определенный уровень. Упрощенная модель бальной оценки Заемщика выглядит следующим образом.

 Возраст Заемщика: 0,01 балла за каждый год сверх 20 лет при максимуме 0,3 балла.

 Пол: 0,4 балла – женский; 0 – мужской.

 Оседлость: 0,042 балла за каждый год, прожитый в данной местности, при максимуме 0,42 балла.

 Занятость: 0,55 балла за профессию с низким уровнем риска для жизни; 0 – с высоким риском; 0,16 – за остальные профессии.

 Отрасль: 0,21 балла для работников коммунальных служб, государственных и банковских служащих, 0 – для всех остальных.

 Стабильность занятости: 0,059 балла за каждый год на данном месте работы при максимуме 0,59 балла.

 Наличие сберегательного счета в банке: 0,35 балла.

 Наличие недвижимости: 0,35 балла

 Страхование жизни: 0,19 балла.

Критической в данной модели является сумма в 1,25, т.е. если итоговый балл клиента, нижеуказанного уровня, ему кредит предоставлен не будет [9, стр. 134].

Так же в США широко распространен взаимный обмен информацией по вопросам кредитования. Под покровительством Национальной ассоциации управления кредитом тысячи кредитных менеджеров постоянно встречаются для обмена информацией и опытом.

Кредитное законодательство 1974 г. США и Великобритании, устанавливающее принципы равноправия в области кредитования, создало условия для формирования службы кредитных бюро. В таких бюро располагается кредитная история всех заемщиков, когда-либо обращавшихся за ссудой в любую кредитную организацию страны.

Во Франции кредитоспособность физического лица оценивается по системе скоринга. Программа определения целесообразности и условий выдачи потребительского кредита содержит три раздела: информация по кредиту и по клиенту, финансовое положение клиента [10, стр. 167].

В первый раздел вводятся данные о служащем банка, выдающем кредит, номер досье клиента, название агентства, вид и сумма кредита, периодичность его погашения, процентная ставка, дата предоставления кредита, день месяца, выбранный клиентом для ее погашения. Ответ на вопрос о необходимости страхования, абсолютный размер ежемесячного погашения кредита со страховым платежом и без него, общий размер процентов и страховых платежей, которые будут уплачены банку.

Во второй раздел программы вводятся данные о профессии клиента, его принадлежности к определенной социальной группе, работодателе, чистом годовом заработке, расходах за год, стаже работы.

На основе ввода перечисленной информации служащие банка получают заключение, можно ли выдать кредит. При отрицательном ответе агентство банка может направить клиента в свою дирекцию для дополнительного рассмотрения вопроса о возможности предоставления кредита.

В последнее время в практике европейских, американских и некоторых российских коммерческих банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента банка под названием CAMPARI (совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды):

 Character (характер, репутация заемщика);

 Ability (способность к возврату ссуды);

 Marge (маржа, доходность);

 Purpose (целевое назначение ссуды);

 Amount (размер ссуды);

 Repayment (условия погашения кредита);

 Insurance (обеспечение, страхование риска, непогашения ссуды).

Зарубежный опыт функционирования специализированных рыночных организаций – кредитных бюро – демонстрирует ряд таких положительных результатов для банковской системы, как снижение рисков кредитования, упрощение процедуры оценки платежеспособности заемщиков, снижение затрат на проверку достоверности информации о заемщике [11, стр. 167].

Первоначально функцию сбора информации о недобросовестных клиентов взяла на себя «Польская ассоциация банков». Банки, заключившие договоры с кредитными бюро, могут получать информацию о кредитных историях клиентов и предоставлять соответствующую информацию. Установлена определенная регулярность предоставления банками информации о своих клиентах – один раз в месяц. Кроме того, в режиме реального времени банки передают информацию обо всех поступивших к ним заявлениях на получение кредита от физических лиц, что позволяет бюро постоянно дополнять базу данных. Кредитное бюро гарантирует своевременную передачу кредитных отчетов о клиентах по запросу банка, а банк, в свою очередь, обязан своевременно предоставлять необходимую информацию в соответствии с требованиями кредитного бюро.

  1.  Кредитования физических лиц в Республики Казахстан

2.1 Состояние кредитного рынка в Республике Казахстан

Банковская система Казахстана является олигополистической. На три крупнейших банка - АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный Банка Казахстана» - приходится 60.95% активов всей банковской системы.

Для целей определения анализа деловой активности были взяты финансовые данные по 10 крупнейшим банкам Республики Казахстан по состоянию на 01.04. 2014 г. Эти данные приводятся в нижеследующей таблице.

Таблица 3 - Анализ активов банков второго уровня (данные в млрд. тг.).

Наименование банка

Валюта баланса

Ликвидные активы

Капитал 1-ого уровня

Обязательства перед клиентами

Финансовые активы

Материальные активы

АО «Казкоммерцбанк»

286.04

12.62

25.37

359.52

257.72

4.42

АО «Банк ТуранАлем»

228.68

11.50

22.35

335.54

215.17

1.46

АО «Народный Банка Казахстана»

219.11

13.45

16.76

333.15

201.10

7.07

АО «Каспийский Банк»

68.00

7.49

5.48

234.40

63.30

1.83

АО «Банк ЦентрКредит»

59.66

6.75

4.99

233.75

55.41

1.22

АО «Ситибанк Казахстан»

29.24

3.13

5.47

215.72

28.19

0.49

АО «Нурбанк»

46.95

11.39

5.70

214.82

44.48

0.65

АО «ДАБ ABN AMRO Банк Казахстан»

29.88

2.36

5.38

209.46

27.95

1.02

АО «Евразийский банк»

32.55

2.78

4.32

207.76

30.87

0.28

АО «Темiр банк»

24.22

2.47

3.83

210.59

21.98

1.27

Прочие

179.56

14.61

32.46

301.52

162.15

8.89

Примечание – Составлено автором на основе отчета Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2013 году

Активы банковской системы Казахстана, часто называемой "лучшей в СНГ", за последние два года росли стремительными темпами, достигнув на сегодняшний день $7,4 миллиарда, или около 30 процентов ВВП. Активы банков увеличились в тенговом  выражении с 795,2 млрд. в конце  января до 1,146 млрд. в конце декабря 2013г. Разница составила  350,8 млн. или 44,1 %.В январе 2014г. активы банков уже равнялись в тенге 1,126,6 млрд. тг. В валютном эквиваленте размер активов составил на конец января и декабря 2013г соответственно  5,241,2 млн. $ и 7,365 тыс. $.  Рост равнялся 2,141 млн. $ или  40,5%.  Т.е. в валютном исчислении рост был немного меньше  и был вызван ростом доллара. В начале 2014г. активы банков в долларах составили цифру $7250,7 млн.

На фоне благоприятных макроэкономических условий и продолжающегося роста ресурсной базы, банки значительно активизировали свою деятельность на кредитном рынке. На 1 декабря 2013 года общий объем кредитования банками отраслей экономики вырос до 659,3 млрд. тенге, из которых 377,2 млрд.тенге. приходится на средне- и долгосрочные кредиты.

Агентство Moody's в сентябре 2013 года повысило кредитный рейтинг Казахстана до инвестиционного уровня "Ваа3", что способствует росту конкуренции со стороны западных банков, и рынков капитала а стабильный рост активов крупнейших внутренних инвесторов - пенсионных фондов - еще значительнее удешевляет стоимость заемных средств для крупных местных компаний и позволяет им привлекать "длинные" деньги.

В графическом изображении структура активов выглядит следующим образом:

Рисунок 5 -  Структура активов банковской системы

Примечание - Составлено автором на основании данных отчета Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2013 году

Среднемесячное изменение активов в 2013г равнялось 31,8 млрд. тг  или 193 млн. $. Наиболее крупные статьи баланса изменялись следующим образом:


Таблица 4 - Структура кредитного портфеля банков

Наименование

01.01.2013

01.12.2013

Сумма осн. долга, млрд. тенге

в % к итогу

Сумма осн. долга, млрд. тенге

в % к итогу

Итого активов и условных обязательств, подлежащих классификации, в том числе:

701,3

100

941,0

100

Стандартные

536,0

76,4

741,2

78,8

Сомнительные

158,3

22,6

189,6

20,1

Субстандартные

150,1

21,4

146,6

15,6

Неудовлетворительные

11,0

1,6

33,2

3,5

Сомнительные с повышенной степенью риска

7,2

1,0

9,8

1,0

Безнадежные

7,0

1,0

10,2

1,1

Примечание – Составлено автором на основе отчета Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2013 году

Прочие ценные бумаги: 1,17 раз

Ценные бумаги, предназначенные для продажи: 1,90

В структуре кредитного портфеля банков по состоянию на 1 декабря 2006 года доля стандартных кредитов составила 73,3%, доля сомнительных составила 25,4%, безнадежных составила 1,4 %.

2.2 Организация кредитования физических лиц на примере
АО
«Банк «Каспийский»

АО «Банк «Каспийский» с собственным капиталом свыше 9,3 млрд. казахстанских тенге является одним из крупнейших универсальных банков Казахстана. Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 декабря 2003 года № 408  АО «Банк «Каспийский» присвоен статус народного акционерного общества.

Банк  был образован в результате добровольного слияния ЗАО «Банк Каспийский» (правопреемник Международного банка (МБ) «Аль-Барака Казахстан») и ОАО «Каздорбанк»  в  декабре 1997 года и является преемником всех прав вышеуказанных банков.

Международный банк «Аль-Барака Казахстан» был создан 1 января 1991 года для осуществления международных расчетов, привлечения и обслуживания зарубежных инвестиций, направляемых в экономику Республики Казахстан.

15 января 1997 года в связи с проведением перерегистрации в соответствии с требованиями действующего законодательства РК, после согласования учредительных документов в Национальном банке РК и Министерстве Юстиции, МБ «Аль-Барака Казахстан» был переименован в ЗАО «Банк «Каспийский».

ОАО «Каздорбанк»  был зарегистрирован Госбанком СССР 13 января 1989 года.  Основная часть первоначального капитала ОАО «Каздорбанк» была сформирована предприятиями и организациями Министерства автомобильных дорог Казахской ССР.

В апреле 1997 года ОАО «Каздорбанк» и ЗАО «Банк «Каспийский» заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Развивающиеся в Республике тенденции консолидации банковского капитала  и сокращения количества банков создали объективные условия для слияния  банков-партнеров.

На сегодняшний день Банк обладает разветвленной сетью, состоящей из 21 филиала, 46 расчетно-кассовых отделений и 47 обменных пунктов по всей территории Казахстана, предоставляет более 100 видов услуг. На 01.04.2004 года штат Банка насчитывал 1260 работников, из которых 369 человек работают в головном офисе Банка в городе Алматы.

Объем кредитного портфеля Банка имеет тенденцию ежегодного роста, связанного с увеличением доли корпоративных заемщиков,   освоением промышленно развитых регионов республики за счет расширения филиальной сети, увеличением финансирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Приоритетом кредитной политики в 2013 году явилось финансирование проектов в следующих отраслях:

- металлургической;

- экспортно-импортных контрактов;

- нефтегазовой (экспорт сырой нефти, переработка, транспортировка и реализация нефтепродуктов;

- горнодобывающей;

- зерновом сельском хозяйстве;

- пищевой (масложировое направление);

- строительстве инфраструктур;

- торговле;

- а также проектов предприятий, осуществляющих процесс конечной сборки изделий из импортируемых комплектующих, обработку и упаковку продуктов питания, производство питьевой воды, переработку отходов.

Таблица 5 - Ссудный портфель на 01.04.2014г. по сравнению с 01.01.2012года

          тыс. тенге

Тип

Ссудный портфель

 

начисленные провизии

Кредита

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Стандартный

6756185

14059302

25917060

0

0

0

Субстандартный

2018563

10457358

7511178

103828

561,548

384,912

Неудовлетворительный

20656

349224

286431

4131

79,916

63,513

Сомнительный с повышенным риском

13867

82912

440302

6934

41,456

220,161

Безнадежный

148379

130843

446435

148379

118,099

446,435

Всего

8957650

25079639

34601406

263272

801,019

1,115,021

Примечание – Составлено автором на основе Финансового отчета АО «Каспийский Банк» на 01.04.2014г.

Из таблицы 5 видно, что состояние ссудного портфеля остается стабильным Удельный  вес классифицированных  активов в сравнении с 01.01.2014 г. снизился на 18,8%  при  росте  ссудного  портфеля на 38%  или на  9,5 млрд.тенге.  Детальный  анализ  по статьям классификации  показывает  снижение  субстандартных и неудовлетворительных активов, соответственно  на 20% и 0,6%. При этом  наблюдается незначительный  рост сомнительных  с повышенным  риском  на 1% и безнадежных  на  0,8%.

По состоянию на 01.01.2014г. кредитный портфель АО «Каспийский Банк» составил 38,6 млрд. тг. увеличившись за 3 месяца примерно на 4 млрд. тг., при чем рост стандартных кредитов составил около 3 млрд. тг. Доля стандартных кредитов в кредитном портфеле по состоянию на 01.01.2014г. составила 73.68%, что свидетельствует о сохранении тенденции качества выдаваемых кредитов на протяжении периода начиная с 2013г.

В течении 2013 года Банком списано за баланс займов по основному долгу в размере 698.176,0 тыс.тенге. Списание задолженности производилось по таким крупным заемщикам: ТОО "Страйк-А", ТОО "Алма-Ата", АО "Рыстас", ТОО "Тараз". Банком систематически проводится следующая работа по возврату задолженностей:

  1.  работа непосредственно с клиентом по изысканию возможности погашения за счет внутренних резервов предприятия;
  2.  направление уведомления о невыполнении  обязательств Заемщику и Залогодателю;
  3.  объявление о проведении торгов и внесудебная реализация заложенного имущества;
  4.  проведение аукционов по продаже объектов недвижимости;
  5.  объявления о продаже объектов недвижимости, товаров, оборудования и другого заложенного имущества через средства массовой информации;
  6.  предоставление    возможности    залогодателю самостоятельно найти покупателя.

По результатам проведенной работы в течение отчетного года по ранее списанным займам поступило средств в объеме 299.209,0 тыс. тенге по основному долгу и вознаграждению в размере 11.587,0 тыс.тенге.

Принимая участие в программе потребительского кредитования физических лиц, Банком также предоставляются услуги по страхованию в СК АО «Каспийский Банк -Полис», а также льготные условия по изготовлению и обслуживанию платежных карт АО «Каспийский Банк».

 

Таблица 6 –  Концентрация задолженности по займам по состоянию на 01 января  2014 года по регионам Республики Казахстан тыс.тенге

Наименование региона

2013 год

2014 год

Алматы

9.765.44

17.115.511

Восточный Казахстан

2.080.382

4.644.436

Западный Казахстан

1.448.116

1.964.153

Центральный Казахстан

3.811.196

3.232.380

Северный Казахстан

1.283.344

3.031.598

Южный Казахстан

6.691.557

4.613.328

Всего:

25.079.639

34.601.406

Примечание – Составлено автором на основе Финансового отчета АО «Каспийский Банк» на 01.04.2014г.

В разрезе программ кредитования больший удельный вес в потребительском портфеле составили займы на приобретение недвижимости -65 % (1.096.491,2 тыс. тенге). Займы на приобретение автомобилей составили 15 % (254.754,2 тыс. тенге) от общей суммы выданных займов. Займы на прочие потребительские цели - 20 % (342.118,2 тыс. тенге) соответственно.

Банк АО «Каспийский банк»  предоставляет займы на потребительские нужды физическим лицам – резидентам Республики Казахстан, имеющим стабильные денежные доходы, позволяющие возвратить за кредитуемый период сумму основного долга и причитающего вознаграждения.

Объектами предоставления потребительского займа являются: приобретение потребительских товаров длительного пользования (мебель, бытовая техника и другие промышленные товары); приобретение или ремонт автотранспорта; ремонт и перестройка жилья и дач; проведение торжеств; оплата образования, лечения заемщика, либо членов его семьи; отдых, туризм и иные потребительские цели.  

Предоставление займов на потребительские нужды и приобретение жилья осуществляется на коммерческой основе на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и использования по целевому назначению. Заем предоставляется в тенге и/или долларах США на срок по согласованию с заемщиками, не более двух лет по потребительским займам и трех лет по займам на приобретение жилья. Минимальная сумма предоставляемого займа - 1 тыс. долларов США или эквивалент этой суммы в тенге. Ставка вознаграждения устанавливается Комитетом по управлению активами и пассивами. Погашение основного долга и начисленного вознаграждения по займу производится ежемесячно. Дополнительные или иные условия и размеры погашения могут быть установлены решением полномочного Кредитного комитета. Заем целесообразно предоставлять при условии зачисления заработной платы, либо других доходов заемщика в период кредитования на текущий или сберегательный счет, открытый заемщиком в АО «Каспийский Банк», по месту получения займа. Основной долг и причитающееся за период кредитования вознаграждение должны быть в полной сумме обеспечены ликвидным залогом.

Рассмотрим практику деятельности кредитного отдела АО «Каспийский Банк» пари выдаче потребительского кредита на покупку автомобиля.

Перечень необходимых документов по заявке на предоставление займа:

  1.  заявка на предоставление займа на потребительские нужды;
  2.  удостоверение личности (проверенное службой безопасности филиала);
  3.  документ, подтверждающий присвоение РНН;
  4.  копия трудовой книжки (при ее наличии) или индивидуальный трудовой договор, либо выписка из приказа о приеме на работу, заверенные отделом кадров с места работы;
  5.  документ, подтверждающий присвоение СИК;
  6.  справка с места работы о заработной плате (не менее чем за 12 последних месяцев) с указанием занимаемой должности и срока действия заключенного с работником трудового договора
  7.  залоговое обязательство.

После получения полного пакета документов, банк в общеустановленном порядке анализирует кредитоспособность заемщика, проводит экспертизу правоустанавливающих документов и оценку жилья, являющегося предметом купли-продажи, а в последующем - предметом залога и выносит заявку в установленном порядке на рассмотрение Кредитного комитета. При наличии положительного решения полномочного Кредитного комитета, о принятом решении информируется заемщик и продавец.

Кредитный менеджер составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита и согласовывает с Заемщиком условия предоставления кредита.

После получения полного пакета документов, банк в общеустановленном порядке анализирует кредитоспособность заемщика, проводит экспертизу правоустанавливающих документов и оценку жилья, являющегося предметом купли-продажи, а в последующем - предметом залога и выносит заявку в установленном порядке на рассмотрение Кредитного комитета. При наличии положительного решения полномочного Кредитного комитета, о принятом решении информируется заемщик и продавец.

Кредитный менеджер составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита и согласовывает с Заемщиком условия предоставления кредита.

Заключение кредитного менеджера, завизированное руководителем кредитующего подразделения, заключения других служб Банка и дочернего предприятия прилагаются к пакету документов Заемщика.

Кредитный менеджер вправе самостоятельно принять решение об отказе в выдаче кредита:

  1.  если при проверке выявлены факты предоставления поддельных документов или недостоверных сведений;
  2.  если платежеспособность Заемщика или предоставленное обеспечение возврата кредита не удовлетворяет требованиям Правил кредитования физических лиц.

О принятом решении кредитный менеджер сообщает клиенту, делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявлений и на заявлении клиента и помещает пакет документов в дело отказов в выдаче кредитов. Причина отказа указывается на заявлении клиента или в заключении кредитного работника.

По просьбе клиента кредитный менеджер возвращает ему предоставленные им документы, за исключением заявления. Материалы, собранные кредитным менеджером (заключения других служб Банка, расчеты, ответы на запросы), клиенту не передаются. На оборотной стороне заявления или отдельном листе составляется перечень возвращенных документов, их получение подтверждается подписью клиента.

Пакет документов со своим заключением, завизированным руководителем подразделения, кредитный менеджер направляет управляющему отделением  для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) кредита в пределах компетенции управляющего.

Управляющий отделением делает надпись на заявлении клиента о принятом им решении с указанием даты и возвращает документы кредитному менеджеру.

В остальных случаях кредитный менеджер готовит кредитную заявку в кредитный комитет отделения. Подготовка и рассмотрение вопроса на заседании комитета, а также оформление принятых решений, осуществляется в соответствии с регламентом работы кредитного комитета.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита в кредитном комитете банка кредитный менеджер направляет пакет документов, включая выписку из протокола заседания кредитного комитета отделения, в управление (отдел) кредитования банка. При принятии комитетом отделения решения об отказе в предоставлении кредита вопрос не выносится на рассмотрение комитета банка.

Управление кредитования банка проверяет предоставленные документы и в случае необходимости направляет их для получения заключения в службу безопасности, юридическое и другие управления; готовит свое заключение и выносит вопрос на рассмотрение кредитного комитета.

Далее выписка из протокола заседания кредитного комитета банка и пакет документов направляются в отделение банка и передаются кредитному менеджеру.

Кредитный менеджер делает отметку о принятом управляющим или кредитным комитетом отделения или банка решении в журнале регистрации заявлений (с указанием даты и номера протокола) и сообщает об этом решении Заемщику.

При принятии положительного решения кредитный менеджер вносит информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков и приступает к оформлению кредитного договора. Далее кредитный менеджер оформляет договор залога. Одновременно с оформлением кредитного договора составляется и график погашения кредита.

  1.  Методика расчетов платежеспособности заемщиков

Банковское законодательство РК предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. Предоставляемые банком АО «Каспийский Банк»  кредиты обеспечиваются залогом имущества, ценных бумаг, гарантиями, поручительствами.

В банке АО «Каспийский Банк» в целях обеспечения возвратности кредитов существует методика оценки кредитоспособности заемщика.

Рассмотрим  на практике офицеры кредитного отдела АО «Каспийский Банк производят анализ кредитоспособности заемщика.

В целях ознакомления с ситуацией представим общую характеристику заемщика.

Таблица 7 – Общие сведения о заемщике

Заемщик

1.Заемщик запрашивал кредит в сумме 3 млн. тенге на срок 6 мес. (кредит краткосрочный)

2.Имеет расчетный счет (является клиентом банка)

3.Кредит запрашивается на закупку квартиры

4. Залог: продукции на складе на сумму в 3 раза превышающей размер кредита

5. Продукция залога имеет спрос

9. Дата выдачи кредита 01.03.2014

Примечание – Составлено автором на основе документов кредитного отдела АО «Каспийский Банк»

Заемщик был охарактеризован как дее- и правоспособный, он имел соответствующие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, не был подвержен аресту счетов со стороны налоговой инспекции, не имел ранее картотеку задолженности и особых нарушений законодательства.

Представим анализ балансов заемщика. При визуальном знакомстве с балансом следует обращать внимание на те статьи и разделы, которые говорят о наличии собственных ресурсов, о степени задолженности, о состоянии наиболее ликвидных и прочих оборотных активов и которые характеризуют политику предприятия. Горизонтальный и вертикальный анализ балансов представленный ниже может указать на динамику роста или снижения, как средств предприятия, так и источников их образования. Синтетическая оценка результатов трех видов анализа позволит убедиться в содержательности и целесообразности, применяемой методологии.

Таблица 8 – Горизонтальный анализ баланса (на 01.01.2014 и на 01.07-2014) заемщика

Показатель

01.01.2014.

01.01.2014.

01.07.2014

АКТИВ

тенге

%

тенге

%

тенге

%

I.Основные средства и проч. внеоборотные активы, всего: в тон числе-Осн.Ср. Прочие внеоб.активы

18319813 17534044 785769

99.5 97.9

158.0

73823915 71946440 1877475

100 100 100

72735194 70561233 2173961

98.5 98.1 115.8

II.Оборотные средства, всего: в тч. Запасы и Затр Расч.с Дебиторами Денежн.ср.и прочие

18105893 12888104 4432839 784950

346.5 449.7

198.0 652.5

18105893 12888104 4432839 784950

100 100

100 100

42427087 32429244 9933749 64094

234.3

251.6 224.1

8.2

Убытки отчетн.года.

3602705

-

3602705

100

-

-

БАЛАНС

40028411

169.4

95532513

100

118764986

124.3

П А С С И В

тенге

%

Тенге            %

тенге

%

I.Собств-капитал, всего: в т.ч. фонды Соб.Ср. Прибыль

18900291 18900291 *1458594

102.5 102.5

-

74404393 74404393 *1458594

100 100

-

70681206 70681206 *2280619

95.0 95.0 *156.

II.Расчеты и прочие пассивы 1 всего: Долгоср-кред/займы. Краткоср кред/займы Расч.с Кредиторами Прочие пассивы

21128120

-

10129272 10451462 547386

407.1

-

440.7 448.2 98.9

21128120

-

10129272 10451462 547386

100

-

100 100 100

48083780

-

21037795 25814880 1231105

227.6

-

207.7

247.0

224.6

БАЛАНС

40028411

169.4

95532513

1001118764986

124.3

Примечание – Составлено автором на основе документов кредитного отдела АО «Каспийский Банк»

Оценка заемщика, которую можно провести на основе экспресс анализа, и горизонтального и вертикального анализа баланса.

1. Общее направление движения баланса оценивается в целом положительно. Рост итога баланса составил 1,694 и 1,243.

2. Положительной оценки заслуживает рост в активе остатков денежных средств, которые увеличились более чем в 6,5 раз. Однако, в последующем остатки денежных средств заметно сократились (в 12 раз),составляя всего 0,054% против 0,822%.

3. За анализируемый период (1,5 года) не осуществлялось краткосрочных финансовых вложений.

Таблица 9 – Соотношение по балансам заемщика

01. 2012

на остальные даты

А1 < П1

А1 < П1

А2 < П2

А2 < П2

A3 > ПЗ

A3 > ПЗ

А4 < П4

А4 > П4

Примечание – Составлено автором на основе документов кредитного отдела АО «Каспийский Банк»

Как видим, балансы заемщика стали более ликвидные, чем были на начало 2012 года.  

На основе проведенного  исследования, сотрудник кредитного отдела банка признал финансовые затруднения заемщика временными и дал необходимое заключение по поводу необходимости выдачи кредита заемщику.

В качестве заключения к данному разделу отметим что рассмотренная методика определения кредитоспособности заемщика позволяет «Каспийский Банк» осуществлять   кредитование с  наименьшим риском для банка. Выдача кредита поставлена в строгую зависимость  от  величины  устанавливаемого  максимального размера риска на одного заемщика. Кредитование  должно  осуществляться  в пределах установленной нормы, определяющей ликвидность баланса банка.

  1.  Проблемы и перспективы развития кредитования в Республики Казахстан

3.1 Особенности кредитования населения в Республике Казахстан

Рынок кредитов для населения в Казахстане только начинает развиваться, и большинство граждан пока опасливо приглядываются к новой услуге. Как показывают данные регулярного мониторингового исследования K-TGI, большинство казахстанцев не любят жить "в долг", так что на данном этапе развития рынка пользователи новой услугой - это потребители из числа новаторов.

Для иллюстрации того, какова доля пользователей услугами кредитов для населения среди всех городских жителей Казахстана, был рассчитан рейтинг использования банковских услуг. Рейтинг использования банковских услуг рассчитан таким образом, что количество пользователей услуги с максимальным количеством пользователей принимается за базу сравнения и данной услуге присваивается рейтинг 1. Значения рейтингов для других услуг вычисляется путем отношения количества пользователей данной услугой к количеству пользователей услуги с рейтингом 1. Таким образом, наибольшим количеством пользователей обладает услуга оплаты коммунальных платежей, количество пользователей услугами кредитов на покупку автомобилей, ипотечных кредитов и других потребительских кредитов составило, соответственно, 14%, 13%, 19% от количества пользователей услугой оплаты коммунальных платежей. По количеству пользователей данные услуги входят в категорию достаточно редко используемых населением банковских услуг наряду с такими услугами, как переводы по Казахстану и за рубеж, сейфовое хранение.

При этом, как показывают данные омнибусного исследования, в ближайшие 12 месяцев ожидается увеличение количества потребителей (при текущем уровне стоимости кредита), которые планируют воспользоваться различными видами кредитов для населения. При этом планируемый прирост потребителей таких видов кредитования, как кредиты на покупку автомобилей и ипотечные кредиты, незначителен; прирост же количества пользователей других потребительских кредитов наибольший среди рассматриваемых видов потребительского кредитования.

3.2 Совершенствование организации кредитования физических лиц  в Республике Казахстан

Дальнейшее развитие и совершенствование кредитных взаимоотношений банков с населением возможно и целесообразно осуществлять на основе изучения и внедрения на практике передового отечественного и зарубежного опыта. Использование опыта других стран в области кредитования частных лиц может идти по мере накопления коммерческими банками опыта по кредитованию, укрепления материально-технической базы, обеспечения необходимыми кадрами, по нескольким направлениям:

- совершенствования используемых и внедрения новых видов ссуд;

- повышения качества банковского обслуживания населения;

- дифференциации условий предоставления ссуд в зависимости от вида ссуды, срока использования, уровня доходов заемщика и т.д.;

- унификации порядка оформления и использования кредитов и др.

Представляется целесообразным существенно расширить перечень видов ссуд, предоставляемых клиентам на образование, на организацию собственного бизнеса, а также предоставлять различные услуги, в том числе информируя клиентов о программах стимулирования инвестиций и предпринимательства.

Кроме того, положительный эффект для развития кредитования индивидуальных заемщиков имело бы также:

- введение целевых жилищно-строительных вкладов и предоставление на этой основе первоочередного права на получение инвестиционного кредита владельцам вкладов после соблюдения установленных условий: срока хранения и необходимой суммы накопления средств на вкладе;

- проведение маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности населения в новых видах ссуд;

- повышение уровня информированности частных клиентов банков о новых видах кредитов и банковских услуг;

- максимальный учет интересов клиента, индивидуальный подход при кредитовании.

Совершенствование кредитования населения в условиях роста межбанковской конкуренции служит для банка важным фактором, укрепляющим его общественный имидж, привлекательность и доходную базу.

Таким образом, при работе с большим числом индивидуальных заемщиков их платежеспособность нужно оценивать только исходя из официальных текущих доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять большое внимание стабильности доходов и вероятности их изменения в будущем. Последнее, относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.

В банке должны быть сформулированы четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться работник банка, принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев не должен быть избыточным, и любое значение каждого из них должно быть легко проверяемым. На каждой стадии бизнес-процесса необходимо описать все действия персонала, весь документооборот, бухгалтерский и юридический, и разработать все типовые формы документов. Бизнес-процесс должен также предусматривать нетипичное развитие ситуации, например, изменение группы риска, появление просроченных обязательств, досрочное прекращение кредитования. Здесь также должны быть описаны все действия и весь документооборот.

На пространстве СНГ казахстанская банковская система считается одной из самых прогрессивных и грамотно построенных. Но отечественные потребители пока не имеют достаточного опыта в общении с финансовыми институтами. Проблема соотечественников в том, что сбережения у них появились лишь недавно, и как ими лучше распорядиться, какому банку и в какой форме доверить, многие попросту не знают. Где открыть счет или депозит? В каком банке выгоднее условия кредитования? Через какой банк приобрести платежную карточку или осуществить перевод? Все эти вопросы для казахстанских потребителей сегодня весьма актуальны. В наш стремительный век нелегко уследить за всеми новшествами и разобраться в качестве и выгодности услуг, предлагаемых потребителям банковским сектором. Поэтому изначально следует провести мониторинг банковских услуг, который помог бы заемщику сориентироваться в море предложений. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что услуги в различных казахстанских банках не имеют существенных отличий. Практически у всех банков (во всяком случае, у тех, что активно работают с физическими лицами) в арсенале имеется несколько видов депозитов, ипотечных и потребительских кредитов, платежных карточек и так далее. И у всех банков условия по этим видам услуг очень схожи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день программа кредитования физических лиц предполагает оплату услуг по ремонту автотранспорта, жилья, медицинских, образовательных, туристических услуг, для проведения торжеств, а также удовлетворения неотложных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Помимо этих кредитов, к продаже в кредит подключаются все новые и новые сегменты потребительских товаров: от мебели до сотовых телефонов. Практически все банки первой десятки заявили о создании собственных программ кредитования физических лиц.

Связано это с ростом депозитов физических лиц в банках второго уровня. Создание системы гарантирования вкладов, общее повышение благосостояния привело к появлению у банков довольно большого финансового ресурса.

В последние годы кредитование потребителей относится к разряду наиболее популярных финансовых услуг, предоставляемых банками. Сегодня рынок потребительского кредитования в Казахстане переживает значительный подъем. Данный вид кредита помогает банку диверсифицировать свою клиентскую базу, привлечь депозиты и найти источники доходов, дополняющие и компенсирующие риск по кредитам и депозитам предпринимательских фирм. Действительно, в последние годы многие банки уделяют все большее внимание потребительскому кредитованию в целях избежать или ослабить воздействие экономических циклов, приводящее к периодическому снижению объемов традиционного банковского кредитования предпринимательской деятельности, а также избежать острой конкуренции со стороны иностранных банков.

Несмотря на это, потребительское кредитование имеет свои существенные недостатки с точки зрения банкиров. Процент невозвращенных кредитов подобного рода обычно выше, чем по другим видам банковских кредитов, хотя валовые доходы по ним также значительно выше. Ключевыми факторами предоставления качественных потребительских кредитов выступают характер и чувство ответственности заемщика. Банк может оценить их с помощью анализа кредитной истории заемщика, которая, как правило, может быть получена от кредитного бюро. Значение кредитных бюро чрезвычайно велико, их существование позволяет кредитным организациям выдавать ссуды клиентам, которые ранее в банке не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта. Исследование показало, что современная казахстанская практика кредитования физических лиц на потребительские цели требует своего совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления ссуд. С нашей точки зрения, необходимо развивать комплексное банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные отношения с населением. Макроэкономическая стабилизация в целом и преодоление инфляции, в частности, также позволят населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.

Однако, в процессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно очень осторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдаче долгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильно меняется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды.

Работа по минимизации кредитных рисков казахстанскими коммерческими банками строится аналогично подходам, принятым в развитых странах Запада. Управление кредитным риском предполагает анализ каждой отдельной ссуды и кредитного портфеля банка в целом.

В настоящее время в нашей стране определенная практика оценки кредитоспособности клиента существует, но в основном она носит формальный (документальный) характер. Работа по анализу кредитоспособности индивидуального предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выяснить риски, способные привести к непогашению ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного ее возврата. Неформальный анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов применяется исключительно редко.

Несмотря на достигнутые успехи, уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структуры собственности, нуждающийся в реструктуризации корпоративный сектор, стремительный рост кредитования, высокая степень концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам, а также значительная доля кредитования в иностранной валюте. Все эти факторы подвергают банки риску дестабилизации экономики, процентных ставок и валютного курса. Настораживает также усиливающаяся экспансия казахстанских банков на другие рынки стран СНГ с более высоким уровнем рисков, главным образом в Россию.

Одной из важнейших задач казахстанских банков на этапе развития является создание и внедрение банковских технологий, позволяющих вести прибыльный бизнес с оптимальной степенью осторожности, что наиболее полно отвечает интересам национальной экономики. Краеугольным камнем успешного банковского бизнеса должны стать рациональная кредитная политика и кредитная культура, так как в сложившихся экономических условиях значение кредитного бизнеса для банков будет возрастать.


Список  использованной литературы

 1. Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» 1995г. (с изменениями и дополнениями на 2007г.)

2. Сейткасимова Г.С. «Деньги Кредит Банки»,- Экономика, 2008г.

3. Ильясов, А.А.  Денежно-кредитная политика: Учебное пособие. / А.А. Ильясов.- Алматы: Экономика, 2007.- 115 с.

4. Хамитов, Н.Н.  Современное кредитное дело: Учебное пособие. / Н.Н. Хамитов.- Алматы: Экономика, 2008.- 328 с.

5. Карелин В.С. Международные валютно-кредитные отношения: Практикум. /; 2-е изд.- М.: Дашков и К., 2006.- 128 с.

6. Долан, Э.Дж.        Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Учебное пособие. / Э.Дж. Долан.- СПб., 1994.- 496 с.

7. Нуреев Р.М. Деньги банки и денежно кредитная политика .-М. :финстатинформ ,1995г.

8. Иришев Б.К. Денежно-кредитная политика  концепция и механизм   Алматы Гылым 1990 г.

9. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка . М. : ДИС 1997 г.

10. Матлин А. М. Деньги и экономическое решение.,-М.:дело 2001г.

11. Рахманов Д.И. Ссудный процент и его характеристика.

12. Годовой отчет АО “Каспийский Банк” Банк за 2012, 2013, 2014  год

13.Программа кредитования малого и среднего бизнеса в Центральной Азии и Казахстане // Европейский Банк Реконструкции и развития.

14. Атамкулов Б. Развитие новых видов банковских услуг в практике коммерческих банков Казахстана // Экономическое обозрение - 2005. - №1.

15. Гарбузов А.К. – «Финансово-кредитный словарь» том II. - Финансы и статистика, 2006г.

16. Лаврушина О.И. - Организация и планирование кредита. Финансы и статистика, 2003г.

17. Липсиц И.В. – Э»кономика без тайн», 2003г.

18. Капалина К.А. - «Покупка в рассрочку» - Банки Казахстана №11, 2006г.

19. Отчет Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2011 году - http://www.temirbank.kz/

20. Статистический бюллетень НацБанка РК. Алматы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62405. Работа с разными видами глин: лепка по гипсовой форме 583.76 KB
  Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки передаются в народе представления о жизни труде красоте. Древнейшие глиняные игрушки найденные археологами на территории нашей страны относятся к эпохе бронзы ко II тысячелетию до Рождества Христова.
62412. Общество как система. Подсистемы общества и их взаимосвязь 280.21 KB
  Подсистемы общества и их взаимосвязь Время 2 часа Вопросы: Общество как целостная динамичная система. Краткая характеристика подсистем общества и их взаимосвязь Первый вопрос: Общество как целостная динамичная система Социология наука изучающая общество.