87323

Анализ экспертного сопровождения таможенного контроля непродовольственных товаров

Курсовая

Таможенное регулирование

Цель нашего исследования –- анализ экспертного сопровождения таможенного контроля непродовольственных товаров. Предмет исследования: состояние экспертного сопровождения таможенного контроля на территории Российской Федерации непродовольственных товаров.

Русский

2015-04-19

63.89 KB

9 чел.

Федеральная таможенная служба России

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

__________________________________________________________________

Кафедра товароведения и таможенной экспертизы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Товароведческая экспертиза товаров»

студента Лесто Юлии Олеговны

факультет таможенного дела

группа 142

на тему: «Анализ экспертного сопровождения таможенного контроля непродовольственных товаров»

Научный руководитель:

профессор

Алексеева Н.Н.

Владивосток

2013


Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр

Глава 1. Идентификационная экспертиза при таможенном контроле……5стр

1.1 Нормативно правовая база регламентирующая производство экспертизы……………………………………………………………………..9стр

Глава 2.Экспертные учреждения……………………………………………11стр

Глава 3. Анализ заключений таможенных экспертов и экспертов иных организаций  по вопросам идентификации непродовольственных товаров………………………………………………………………………..17стр

Заключение…………………………………………………………………...27стр

Список использованных источников………………………………………30стр


Введение

В связи со значительным увеличением экспортно-импортных операций на рынках России появилось огромное количество товаров со всех концов света. Необходим адекватный ответ на изменения, прежде всего со стороны таможенной администрации России, поскольку позитивные проявления глобализации общемирового пространства влекут за собой нередко и негативные последствия в виде фальсификации ввозимых товаров и грузов, недобросовестного оформления и декларирования. Это обуславливает применение экспертиз как доказательного фактора при раскрытии и расследовании нарушений в сфере таможенного дела.

В этих условиях возрастает роль экспертно-криминалистических подразделений ФТС.  Сотруднику таможенных органов Российской Федерации, представляющему и защищающему экономические интересы государства необходимо владеть прочными теоретическими знаниями в области проведения экспертиз, вопросов, возникающих у участников ВЭД,  порядке назначения экспертиз и т.д.

В среднем, за год специалисты ЦЭКТУ и его региональных подразделений выполняют около 40 000 экспертиз и исследований,  в том числе проводят около 1000 экспертиз по обращениям иных правоохранительных органов, исследованию подвергаются более 1 500 000 объектов. Экономический эффект, полученный по результатам экспертиз, ежегодно составляет не менее 7 миллиардов рублей.2

В настоящее время доля импорта  непродовольственных товаров составляет в среднем 64 % . Согласно данным статистики Федеральной таможенной службы (далее ФТС) РФ с января по август 2012 года из стран дальнего и ближнего зарубежья на территорию России было ввезено непродовольственных товаров на сумму свыше 238,00 млрд. долларов США, что составляет примерно 87,5% от всего объема импортируемых товаров.

Цель нашего исследования – анализ экспертного сопровождения таможенного контроля непродовольственных товаров.

Цель определила следующие задачи:

  1.  изучить нормативную правовую базу, регламентирующую производство экспертиз;
  2.   проанализировать работу экспертных учреждений, по экспертному сопровождению  ввозимых на территорию России непродовольственных  товаров;
  3.  изучить  судебную практику по вопросам применения заключений экспертов в РФ;
  4.  выявить проблемы и сформулировать предложения по повышению качества проводимых экспертными учреждениями таможенных экспертиз.

Объект исследования: решения Арбитражного суда Российской Федерации.

Предмет исследования: состояние экспертного сопровождения таможенного контроля на территории Российской Федерации непродовольственных товаров.


Глава 1. Идентификационная экспертиза при таможенном контроле

В соответствии с ТКТС экспертиза  - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и иными экспертами с использованием специальных и научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения  возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Следует  отметить, что таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.3

Согласно п.2 ст. 138 ТКТС, таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы:

  1.  Идентификационная;
  2.  Товароведческая;
  3.  Материаловедческая;
  4.  Технологическая;
  5.  Криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

Рассмотрим более подробно идентификационную экспертизу.

Идентификационная экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому описанию и должна ответить на следующие типовые вопросы:

  1.  К какому классу или группе однородных товаров относится данный товар?
  2.  Является ли представленный на исследование объект изделием, полуфабрикатом, материалом или веществом?
  3.  Каково назначение исследуемого объекта (принадлежность к технологическому, военному, медицинскому и научному оборудованию)?
  4.  Каково основное назначение исследуемого вещества?
  5.  Соответствует ли товар заявленному наименованию?

Идентификация - установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.

Ранее определение термина «идентификация» было приведено в «Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации»: «Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду продукции».

Недостатки последнего определения термина заключаются в том, что деятельность по идентификации сужается до процедуры для целой сертификации, а идентифицирующие критерии - до требований нормативных и технических документов, других средств информации о продукции.

Однако не всегда в нормативных и технических документах, на маркировке приводятся требования, которые пригодны для целей идентификации.

Проведение экспертизы с целью идентификации - очень сложный, трудоемкий, длительный и не редко дорогостоящий процесс.

Идентификация непродовольственных товаров с подозрением на их фальсификацию требует использования не только специальных физических, физико-химических и химических методов, но и новых эффективных способов определения фальсификации и идентификации.

В настоящее время создаются «нейросистемы» - компьютерные приборы, обладающие скорее способностями человека, чем компьютера. Нейрокомпьютеры основаны на сети крошечных процессоров, каждый из которых способен хранить информацию и работать с ней.

Следует отметить, что при всех имеющихся определенных достижениях в разработке методов идентификации и определения фальсификации, унифицированные методики и разработки по  их систематизации, созданию банков данных, обобщению результатов испытаний продукции путем компьютеризации, которые облегчили бы работу исследователей и экспертов отсутствуют.

Идентификации присущи разнообразные функции:

  1.  Указующая -  отождествляющая представленный образец товара с конкретным наименованием, сортом, маркой, типом, а также товарной партией;
  2. Информационная - доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;
  3. Подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара информации, указанной на маркировке в товарно – сопроводительных документах, т.е подлинность товара;
  4. Управляющая – служащая одним из элементов системы качества продукции.

Отрицательный результат при идентификации свидетельствует о фальсификации товаров.

Объектами идентификации являются товары, услуги, ценные бумаги (деньги, акции, векселя и др.), информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельности. В данной курсовой работе объектом является идентификация непродовольственных товаров.

Субъектами идентификации непродовольственных товаров являются все участники рыночных отношений:

  1.  Производители – на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и при отпуске готовой продукции;
  2.  Торговая организация (торговый посредник) – на стадиях заключениях договоров купли – продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже;
  3.  Потребитель – при покупке товара по органолептическим показателям, ориентируясь на свой жизненный опыт, знания и прислушиваясь к мнению других, не имея достаточной информации о товаре.

Таким образом, таможенная экспертиза  - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и иными экспертами с использованием специальных и научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения  возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы:

  1.  Идентификационная;
  2.  Товароведческая;
  3.  Материаловедческая;
  4.  Технологическая;
  5.  Криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

Идентификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

  1.  к какому классу или группе однородных товаров относится товар;
  2.  определить наименование и принадлежность товара к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или запрещен;
  3.  установить соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

1.1 Нормативно – правовая база регламентирующая производство экспертизы.

По действующему законодательству в таможенных целях экспертизы назначают в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»   и следующими нормативно-правовыми документами Российской Федерации:

  1.  при осуществлении таможенного контроля, статьей 138 Таможенного кодекса Таможенного союза «Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы»;
  2.  при проведении экспертиз по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил) статьей 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях «В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы»;
  3.  при проведении экспертиз в ходе расследования уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов статьей 195 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление».

Тактика назначения экспертиз отражена в методических рекомендациях «Порядок назначения экспертиз и оценка заключения эксперта по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов» письмо ФТС РФ от 18.04.2006 N 01-06/13167.

Согласно ст. 138 ч.2.  ТКТС «Таможенная экспертиза проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта. Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Анализ нормативно-правового регулирования судебно-экспертной деятельности в области таможенного дела свидетельствует о неблагополучном положении дел, поскольку при наличии большого количества экспертных организаций выполняющих экспертизы в таможенных целях нет правового документа, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.

По мнению некоторых исследователей4,  необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это, несомненно,  повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм Закона,  включая реорганизацию судебно-экспертной системы в целом.

Единая законодательная регламентация экспертиз и исследований в таможенных целях способна стать источником позитивных изменений в деятельности федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Итак, нормативно-правовыми документами в Российской Федерации регламентирующие производство экспертизы являются: ФЗ от 31.05.2001 г.

№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс

РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, письмо ФТС РФ от 18.04.2006 N 01-06/13167 методические рекомендации  «Порядок назначения экспертиз и оценка заключения эксперта по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов».

Глава 2.Экспертные учреждения

Немногим более 10 лет назад таможенная служба России не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть потребности таможенных органов в проведении экспертиз решалась с помощью таможенных лабораторий. Так, в Дальневосточном регионе таможенная лаборатория выполняет порядка 50 % от общего числа экспертиз, назначаемых таможнями Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз выполняются иными экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так и негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещает таможенному органу обращаться к их услугам.

Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические управления, отделы, лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.

Обширная система экспертных учреждений имеется в Министерстве юстиции Российской Федерации. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции, а на местах выполняют экспертизы специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях и областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.

Судебно-медицинские экспертизы проводятся экспертными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации - бюро судебных экспертиз.

Также есть своя сеть экспертных учреждений и в Вооруженных силах России.

Большое количество лабораторий имеет Государственный санитарно-эпидемиологический надзор России, ветеринарная и карантинная службы.

Весьма разветвленной является система лабораторий, которые аккредитованы Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и работают в системе ГОСТ Р., решая проблему обеспечения безопасности товаров народного потребления и продуктов питания.

Обширна сеть негосударственных экспертных учреждений и лабораторий: это представительства и филиалы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; лаборатории, относящиеся к системе "Союзэкспертиза"; лаборатории нефтеинспекции; и т.п.

Из приведенного выше перечня видно, как разнообразна система экспертных учреждений, действующих в России, и любому из них должностное лицо таможенного органа вправе назначить производство экспертизы при условии, что данное экспертное учреждение имеет в своем штате квалифицированных специалистов именно в той области знаний, которая позволяет дать компетентный ответ на поставленные перед экспертом вопросы.

Вторым немаловажным фактором, который необходимо учитывать при выборе экспертного учреждения, является его репутация, последняя, в свою очередь, определяется уровнем профессиональной подготовки экспертов и их моральными качествами.

Действующий порядок назначения экспертиз предусматривает возможность проведения экспертизы, как в экспертном учреждении, так и вне экспертного учреждения лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями. Во втором случае должностное лицо само избирает специалиста, которому будет поручено проведение экспертизы.

Система экспертных учреждений ФТС России изначально предполагала трехзвенную структуру, включающую в себя Центральную таможенную лабораторию (ЦЭКТУ), региональные таможенные лаборатории и экспертные таможенные посты. Однако на практике, с момента создания в 1991 г. Центральной таможенной лаборатории (ЦЭКТУ), а потом и региональных лабораторий, реально существовала двухзвенная структура. Низшее звено так и не было создано, и концепция развития экспертных учреждений, разработанная в начале 90-х годов, уже не предусматривала создание экспертных постов. Небольшая часть их функций в виде проведения экспресс-анализа и квалифицированного отбора проб была возложена на отделы товарной номенклатуры таможен.

В 2002 г. в системе экспертных учреждений ФТС России произошли изменения. Приказом ФТС России от 25.04.2002 г. № 413 таможенные лаборатории были реорганизованы в экспертно-криминалистические службы (ЭКС) региональных таможенных управлений. Прошедшая реорганизация привела лишь к изменению статуса - экспертные подразделения перестали быть юридическими лицами, а основные задачи и функции таможенных лабораторий были возложены на вновь созданные службы.

Таможенная экспертиза проводится как в ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических службах (далее ЭКС ЦЭКТУ), экспертно-исследовательских отделах (отделениях) ЦЭКТУ, в зависимости от территориального расположения таможенного органа и региона деятельности соответствующего подразделения ЦЭКТУ или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, так и вне, если это необходимо по характеру исследования либо в силу невозможности доставить материалы, документы, пробы и образцы на таможенную экспертизу.

Организация проведения таможенных экспертиз возлагается на руководителя ЦЭКТУ,  руководителя ЭКС ЦЭКТУ или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу.

Руководитель ЦЭКТУ,  ЭКС ЦЭКТУ вправе делегировать часть своих полномочий по организации проведения таможенных экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу.

При назначении таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию действия таможенных органов регламентируются двумя нормативными актами Приказом ФТС от 21.07.2011 №1500 «Об утверждении порядка принятия решения о привлечении эксперта специалиста иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы» и Приказом ФТС 28.07.2011 №1541 «Об утверждении порядка согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу».

Назначение таможенной экспертизы экспертам  иной уполномоченной организации производится в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

Эксперт иной уполномоченной организации, обладающий специальными познаниями для проведения таможенной экспертизы и дачи заключения эксперта, может привлекаться как для решения экспертной задачи в целом, так и для решения части экспертной задачи и/или для дачи ответа на отдельные вопросы.

Итак, таможенная экспертиза проводится как в ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических службах (далее ЭКС ЦЭКТУ), экспертно-исследовательских отделах (отделениях) ЦЭКТУ, в зависимости от территориального расположения таможенного органа и региона деятельности соответствующего подразделения ЦЭКТУ или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, так и вне, если это необходимо по характеру исследования либо в силу невозможности доставить материалы, документы, пробы и образцы на таможенную экспертизу.

Организация проведения таможенных экспертиз возлагается на руководителя ЦЭКТУ,  руководителя ЭКС ЦЭКТУ или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу.

Глава 3. Анализ заключений таможенных экспертов и экспертов иных организаций по вопросам идентификации непродовольственных товаров.

Экспертизы и исследования в таможенных целях весьма специфичны, поскольку в отличие от экспертиз МВД РФ, Минюста РФ и др. действующие лица всегда одни и те же  - таможня и участник ВЭД, а вопросы,  решаемые экспертами,  должны разрешить задачи стоящие перед таможенными органами,  обеспечивающими соблюдение законодательства при перемещении таможенной границы. При этом одними из главных задач являются  контроль достоверности заявленных сведений для контроля кода товара в соответствии с ТН ВЭД, его  таможенной стоимости, и страны происхождения.

Анализируя судебные разбирательства,  можно отметить, что в большинстве случаев оспариваются решения таможенных органов о классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, привлечении декларанта к административной ответственности и др.

Так, таможенными органами, по запросу о предоставлении судебных актов, где в судебных заседаниях принимали участие эксперты (специалисты) Службы и решений, постановлений судов, где в виде доказательств по делу были исследованы заключения таможенных экспертов (экспертов), предоставлено 45 судебных актов с учетом предоставленных судебных актов, которые не были предоставлены  в отчетный период за III квартал 2012 года, (в III квартале - 64   судебных акта), не считая судебных актов, обжалованных в апелляционной и кассационной инстанции, решение или постановление по которым не было отменено, из которых  33 (73,3%) решения и  постановления судов вынесены в пользу таможенных органов, 12 судебных актов (26,7%) - в пользу декларанта (в  III квартале 2012 из 64 судебных актов 49 (76,6%) судебных акта вынесено в пользу таможни, 15 (23,4%) – в пользу декларанта).

При привлечении участников ВЭД к административной ответственности преобладает положительная судебная практика. Из 31 судебного акта по делам об административных правонарушениях, 29  (93,5%) судебных актов вынесены в пользу таможенного органа, в том числе 4 решения арбитражного суда I инстанции по спорам, связанным с привлечением участников ВЭД к административной ответственности по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконное использование чужого товарного знака, 2 (6,5%) судебных акта – в пользу декларанта (в III квартале – из 49 судебных актов 42 (85,7%) -  вынесено в пользу таможни, 7 (14,3%)  судебных актов – в пользу участников ВЭД).

Большое количество решений о назначении таможенных экспертиз, выносятся должностными лицами таможенных органов с целью определения сырьевого состава     материала,      из     которого изготовлен товар, а также способа изготовления.

Рассмотрим пример.

На экспертизу был представлен, текстильный материал OXFORD из полимерных нитей, покрытый ПУ, структура покрытия плотная, поверхность однотонно окрашена, для изготовления канцелярских принадлежностей марки 210D и 240D, заявленный в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.

По результатам проведенных исследований, ЭКС ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону подготовлено заключение эксперта от 25.07.2012 № 12-01-2012/0896, согласно которому товар № 1 идентифицирован как ткань полотняного переплетения, из 100 мас. % нетекстурированных комплексных синтетических полиэфирных нитей, что не соответствует  сведениям «покрытый   ПУ,   структура  покрытия  плотная», заявленным в графе 31 ДТ № 10319070/250512/0000502 по товару № 1.

В соответствии с п.2. ст.138 ТКТС «Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами иных уполномоченных организаций». В данном случае, следует отметить, что не каждый эксперт иной уполномоченной организаций, сможет верно, ответить, на  вопросы, поставленные должностным лицом таможенного органа.

Смыслом экспертизы является не дача заключения, а ответы на сформулированные вопросы после обязательного проведения хотя бы одной исследовательской операции в отношении хотя бы одного предоставленного эксперту объекта экспертизы. Смыслом таможенной экспертизы является проведение экспертного исследования пробы (образца) товара в таможенных целях.

Поэтому таможенные эксперты более компетентны, чем эксперты иной организации и обладают большими познаниями для решения задач в области таможенного регулирования.

Также рассмотрим краткие примеры, иллюстрирующие проблемы экспертного сопровождения таможенного контроля непродовольственных товаров при проведении экспертизы экспертами иных уполномоченных организаций.

Пример 1. Машины вычислительные портативные.

Судом первой инстанции исследованы и приняты во внимание доводы таможенного органа о том, что заключение эксперта Дальневосточной Торгово-промышленной палаты (акт №026-03-00354), в которую обратилось ООО «XXX», не может быть принято в качестве доказательства по делу, поскольку в данном заключении:

  1. отсутствует запись о предупреждении эксперта, в соответствии с законодательством РФ, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  2. не указаны сведения об экспертах (образование, специальность, стаж работы);
  3. не определены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

Пример 2.Молекулярное сито (ионит), тип 3А, размер 1.0-1.5 мм, применяется для изготовления стеклопакетов.

Арбитражным судом г. Москвы исследованы и приняты во внимание доводы таможенного органа о том, что заключение эксперта Автономной некоммерческой организации «Центр судебных экспертиз по ЦФО», в которую обратилось ООО «XXX», не может быть принято в качестве доказательства по делу, поскольку в данном заключении:

  1. специалист не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что противоречит ч.3 ст. 64, ч.4 ст. 82 АПК РФ;
  2. специалист, проводивший исследование, не имеет аттестации  для проведении соответствующих исследований, а также организация, в которой он работает, не аккредитовано в «Федеральном агентстве по аккредитации».

Анализ статистических данных и примеров судебных разбирательств позволяет выделить ряд проблем использования заключений таможенного эксперта в качестве доказательств в суде, которые условно можно разделить на 2 группы:

  1. Наличие процессуальных нарушений. Необходимо  отметить, что в данную группу входят как процессуальные нарушения совершаемые экспертами например заключении эксперта источники не содержат указанную в заключении информацию, или, например, в заключении эксперта отсутствуют данные, которые подтверждали бы квалификацию специалиста.
  2. Проблемы, порождающие споры, связанные с различным толкованием и понимание терминов и понятий ТНВЭД ТС;

Сравнивая заключения таможенных экспертов и экспертов иных организаций, необходимо сказать, что заключения первых, содержат достаточные, грамотные, полные, исследования и выводы.

Считаем, что на правовую роль таможенного эксперта можно назначить должностное лицо только специализированного (экспертно-криминалистического) таможенного органа.

В силу того, что ТКТС допускает, привлечение экспертов иных таможенных организаций , можно предложить, создать Федеральный закон «Об экспертизе», который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это несомненно  повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм Закона,  включая реорганизацию судебно-экспертной системы в целом. Однако понимание того, что любой   закон намного эффективнее тысячи правовых и нормативных актов, оставляет надежду на организацию этой работы. Безусловно,  нужна научная смелость, добрая воля и большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых в конечном итоге,  позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:

- оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз в таможенных целях;

-  снизить количество  судебных решений не в  пользу таможенных органов;

- поднять имидж таможенных правоохранительных служб государств-участниц Таможенного союза на должный уровень.

Важно также понимать,  что изменения таможенного законодательства на территориях стран Таможенного союза,  кроме планируемого в обозримом будущем повышения благосостояния населения государств, принесет и негативные последствия. Не исключается возможность появления  новых видов административных правонарушений, использование изощренных способов их совершения и сокрытия с применением самых современных технических средств и технологий, приспособленных для достижения преступных целей. В этой ситуации важную роль в деле борьбы с административными правонарушениями в области таможенного дела играет экспертиза.

Необходимо  также определиться,  если экспертизы в таможенных целях вправе проводить государственные и коммерческие экспертные организации и экспертные заключения и тех и других должны приниматься во внимание в судах, то должна быть и единая подготовка этих экспертов. Эксперты,  выполняющие экспертизы в таможенных целях должны иметь представление о задачах таможенной экспертизы.

Хотя представляется это весьма смутно, поскольку цели у государственных экспертных организацийвыполнение своих функциональных обязанностей,  а у коммерческихполучение прибыли.

Говоря о совершенствовании таможенных технологий важно также  остановиться на судебных системах государств-участников Таможенного Союза. Законодательство,  регламентирующее перемещение товаров во внешнеэкономической деятельности,  весьма сложно в простом его понимании.

Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов для решения таможенных вопросов,  не раз поднимался в научных кругах, но так и не получил своего развития.

Известно, что судебное право опережает в своем развитии законодательный процесс. Оно более подвижно и поэтому оперативнее учитывает изменяющуюся правовую действительность. Судье при рассмотрении конкретных дел зачастую приходится разрешать возникающие в правовой действительности казусы, которые законодатель не всегда успевает урегулировать в связи с их специфичностью, узостью и изменчивостью  и пр.  

В связи с пробелом в праве у судьи зачастую не оказывается под рукой необходимого закона, а отказать в правосудии он не может и обязан разрешить спор. Рассматривая сложные таможенные вопросы,  основываясь при этом  на общих принципах права,  судья зачастую не может принять правильное решение, и в этом случае  знание  определенных совокупностей отраслевых норм может принести свои положительные результаты.

Поэтому вопрос о подготовке судей и создании специализированных судов по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза сегодня особенно актуален.

Разработка частных ведомственных таможенных  технологий остается реально востребованной. Обучение и переподготовку кадров для специализированных судов также целесообразно организовать на базе Российской таможенной академии.

Специфичность экспертиз и исследований в таможенных целях требует разработки научно обоснованной базовой модели экспертных технологий и концепции экспертизы товаров для таможенных целей. Создание последних будет способствовать созданию единого экспертного  пространства для выполнения экспертиз и исследований в таможенных целях как государственных,  так и коммерческих экспертных организаций.

Это позволит систематизировать накопленный опыт,  ощутить эффект при  реализации фискальной функции таможенной службы,  повысить имидж таможенной службы.

Структура концепции на единой таможенной территории должна включать в себя следующие основные элементы:

 - единый таможенный орган,  контролирующий и координирующий
экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного
контроля и реализации функции правоохранения (Центр таможенной экспертизы);

- единая научно-методическая база для проведения
экспертных исследований;

- единая система подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях;

- единая система учета результатов экспертиз.

Необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях  продиктована сложившейся негативной судебной практикой. В результате которой, при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судами отдается экспертизе проведенной негосударственными коммерческими организациями.

Зачастую статус и значение государственной экспертизы,  полученной в
государственном судебно-экспертном органе ЦЭКТУ ФТС,  не только  уравнивается с  доказательством полученном в частной организации основной деятельностью, которой является получение прибыли (что для осуществления правосудия  недопустимо),  но и ставится под сомнение.

Следовательно, реализация государственной функции фактически ставится в зависимость от прибыли коммерческой организации. Принцип независимости  эксперта, выполняющего экспертизы в таможенных целях  не выполняется.

Итак, смыслом экспертизы является не дача заключения, а ответы на сформулированные вопросы после обязательного проведения хотя бы одной исследовательской операции в отношении хотя бы одного предоставленного эксперту объекта экспертизы. Смыслом таможенной экспертизы является проведение экспертного исследования пробы (образца) товара в таможенных целях.

Поэтому таможенные эксперты более компетентны, чем эксперты иной организации и обладают большими познаниями для решения задач в области таможенного регулирования.

Анализ статистических данных и примеров судебных разбирательств позволяет выделить ряд проблем использования заключений таможенного эксперта в качестве доказательств в суде, которые условно можно разделить на 2 группы:

  1. Наличие процессуальных нарушений. Необходимо  отметить, что в данную группу входят как процессуальные нарушения совершаемые экспертами например заключении эксперта источники не содержат указанную в заключении информацию, или, например, в заключении эксперта отсутствуют данные, которые подтверждали бы квалификацию специалиста.
  2. Проблемы, порождающие споры, связанные с различным толкованием и понимание терминов и понятий ТНВЭД ТС;

Считаем, что на правовую роль таможенного эксперта можно назначить должностное лицо только специализированного (экспертно-криминалистического) таможенного органа.

В силу того, что ТКТС допускает, привлечение экспертов иных таможенных организаций , можно предложить, создать Федеральный закон «Об экспертизе», который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов

Необходимо  также определиться,  если экспертизы в таможенных целях вправе проводить государственные и коммерческие экспертные организации и экспертные заключения и тех и других должны приниматься во внимание в судах, то должна быть и единая подготовка этих экспертов

Еще одним перспективным направлением, на наш взгляд м.б. создание специализированного суда по таможенным спорам. Вопрос о подготовке судей и создании специализированных судов по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза сегодня особенно актуален.


Заключение

Экспертиза товаров, транспортных средств и документов имеет  важнейшее значение и  позволяет выявить необходимые для совершения таможенных операций сведения.

С целью выявления фактов недостоверного декларирования, обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей таможенным органом может быть назначено проведение экспертизы, при котором должностное лицо таможни производит взятие проб или образцов товаров, назначенных при осуществлении таможенного контроля. Взятие проб или образцов проводятся также для определения принадлежности к товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Нормативно-правовыми документами в Российской Федерации регламентирующие производство экспертизы являются: ФЗ от 31.05.2001 г.

№ 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс

РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, письмо ФТС РФ от 18.04.2006 N 01-06/13167 методические рекомендации  «Порядок назначения экспертиз и оценка заключения эксперта по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов».

Таможенная экспертиза проводится как в ЦЭКТУ, экспертно-криминалистических службах (далее ЭКС ЦЭКТУ), экспертно-исследовательских отделах (отделениях) ЦЭКТУ, в зависимости от территориального расположения таможенного органа и региона деятельности соответствующего подразделения ЦЭКТУ или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, так и вне, если это необходимо по характеру исследования либо в силу невозможности доставить материалы, документы, пробы и образцы на таможенную экспертизу.

Следует отметить, что  таможенные эксперты более компетентны, чем эксперты иной организации и обладают большими познаниями для решения задач в области таможенного регулирования.

Анализ статистических данных и примеров судебных разбирательств позволяет выделить ряд проблем использования заключений таможенного эксперта в качестве доказательств в суде, которые условно можно разделить на 2 группы:

  1. Наличие процессуальных нарушений. Необходимо  отметить, что в данную группу входят как процессуальные нарушения совершаемые экспертами например заключении эксперта источники не содержат указанную в заключении информацию, или, например, в заключении эксперта отсутствуют данные, которые подтверждали бы квалификацию специалиста.
  2. Проблемы, порождающие споры, связанные с различным толкованием и понимание терминов и понятий ТНВЭД ТС;

Считаем, что на правовую роль таможенного эксперта можно назначить должностное лицо только специализированного (экспертно-криминалистического) таможенного органа.

В силу того, что ТКТС допускает, привлечение экспертов иных таможенных организаций , можно предложить, создать Федеральный закон «Об экспертизе», который охватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов

Необходимо  также определиться,  если экспертизы в таможенных целях вправе проводить государственные и коммерческие экспертные организации и экспертные заключения и тех и других должны приниматься во внимание в судах, то должна быть и единая подготовка этих экспертов

Еще одним перспективным направлением, на наш взгляд м.б. создание специализированного суда по таможенным спорам. Вопрос о подготовке судей и создании специализированных судов по таможенным вопросам на единой таможенной территории Таможенного Союза сегодня особенно актуален.


Список использованных источников

  1.  Таможенный кодекс Таможенного союза.- Москва: Проспект, 2011.-192 с.
  2.  Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" \ Российская газета [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.rg.ru/2001/06/05/sudeks-dok.html 
  3.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ \ Кодексы и законы РФ [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://www.zakonrf.info/upk/200/
  4.  Заключение эксперта. Права и ответственность эксперта \ Право для всех [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://www.law--4u.ru/laws-801-1.html 
  5.  Акт отбора проб (образцов) \ Закон прост [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://zakonprost.ru/content/base/part/688303 
  6.  Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление \ Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8005&Itemid=1862 
  7.  Письмо ФТС России от 18.04.2006 № 01-06/13167 « О  назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами» \ Таможенное право [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://customs-code.ru/ekspertiza/1415--01-0613167-18-2006-#PRIL_2  
  8.  Таможенный кодекс Таможенного союза \ Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/customold/
  9.  Таможенная экспертиза \ Центр судебных экспертиз [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://expert-kollegia.ru/sud_expertizi.php?serv=296
  10.  Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля \ Закон сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа:   http://lawtoday.ru/razdel/biblo/tamoj-pr/DOC_032.php
  11.   Правовое регулирование проведения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля \ Информационные учебно-  познавательные материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.shpora.su/pravovoe-regulirovanie-provedeniya-ekspertizy-i-issledovanij-pri-osushhestvlenii-tamozhennogo-kontrolya
  12.  Таможенный контроль \ Национальный таможенный брокер [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.tamognia.ru/control/wcontrol/examinations.php
  13.  Сущность экспертизы в сфере таможенного дела \ Юридическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.juristlib.ru/book_4048.html
  14.   Таможенная экспертиза  \ Центр судебных экспертиз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sud-expertiza.ru/expertizi.php?p=131

2  Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление \Федеральная таможенная служба: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8005&Itemid=1862

3 Таможенный кодекс Таможенного союза. – Москва: Проспект, 2011.- 192 с.

4 Нестеров А. В.  Экспертное дело - Ростов н/Д, 2003. - 352 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20868. Б.А. ТАРАШКЕВІЧ – АЎТАР ПЕРШАЙ “БЕЛАРУСКАЙ ГРАМАТЫКІ” 103.5 KB
  Сярод старэйшых людзей у былой Заходняй Беларусі і сёння амаль не сустрэнеш чалавека, які б не ведаў імя Браніслава Тарашкевіча. Адны ўспамінаюць, што вывучалі родную мову па ягонай граматыцы, другім з даўніх год запала ў сэрца палымянае слова Тарашкевіча- дэпутата, сказанае ім на мітынгу, ці баявая антыўрадавая прамова ў польскім сейме
20869. Условия прочности грунтов оснований 258 KB
  Механика грунтов, основания и фундаменты вместе с инженерной геологией и охраной природной среды составляют особый цикл строительных дисциплин. Предметом его изучения являются материалы, как правило, природного происхождения – грунты и их взаимодействие с сооружениями.
20870. Специальное программное обеспечение 252 KB
  Персональный компьютер, как известно, является универсальным устройством для обработки информации. Персональные компьютеры могут выполнять любые действия по обработке информации. Для этого необходимо составить для компьютера на понятном ему языке точную и подробную последовательность инструкций - программу
20871. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 5.62 MB
  В условиях рыночной экономики государственные и муниципальные органы выполняют функции регуляторов производства, хозяйствующих субъектов, участников обмена. Для обеспечения своих функций они создают финансовую систему, которая включает три уровня: федеральный, региональный, муниципальный.
20872. Водопостачання, водовідведення та поліпшення якості води 354.5 KB
  Тип основних споруд та установок-освітлювачі зі зваженим осадом (за таблицею 14 ДБН: Рекомендації для попереднього вибору споруд для освітлення і знебарвлення води).
20873. Основи технічної графіки: проеціювання на дві площини 97.5 KB
  Мета уроку: Засвоєння знань про проеціювання центральне паралельне; креслення деталей об'ємної форми та умовні позначення на кресленнях. Формування умінь здійснювати проеціювання на дві взаємно перпендикулярні площини. План вивчення 1 Суть поняття проеціювання.