87340

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Актуальность выбранной темы состоит в том, что рынок с помощью трех механизмов — конкуренции, спроса и предложения, ценообразования — приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего развития. Рынок вынуждает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно...

Русский

2015-04-19

217.81 KB

1 чел.

35

АВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 6

1.1. Появление и развитие ценовой конкуренции в мировой экономике 6

1.2. Стратегии ценообразования 9

1.2.1. Ценообразование в зависимости от уровня цен 11

1.2.2. Ценообразование в зависимости от рынков и покупателей 13

1.2.3. Ценообразование в зависимости от степени гибкости цен 15

1.2.4. Ценообразование в зависимости от ситуации на рынке 16

1.3. Ценовая тактика в условиях кризиса производства 19

ГЛАВА 2. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 22

2.1. Сущность неценовой конкуренции 22

2.2. Дифференциация и ее роль в условиях неценовой               конкуренции 24

2.3. Реклама, ее виды, положительные и отрицательные стороны 26

2.4. Другие факторы современной неценовой конкуренции 28

2.4.1. Общественное мнение 28

2.4.2. Лидерство бренда 28

2.4.3. Логотип продукции и его значение 29

2.4.4. Прочие факторы 30

ГЛАВА 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 31

ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41


Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том, что рынок с помощью трех механизмов — конкуренции, спроса и предложения, ценообразования — приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего развития. Рынок вынуждает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживает конкуренцию между ними. Действие рыночного механизма стимулирует предпринимателей непрерывно создавать новые продукты.

Через механизм ценообразования рынок непрерывно снабжает предпринимателей информацией об изменениях на рынке, о возникновении новых условий и т.п. Он оказывает влияние на всех участников рынка, вытесняя слабых предпринимателей и награждая сильнейших, используя при этом различные методы конкуренции.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства. Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал путем поиска новых форм и методов производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления.

Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь2.

Разумеется, в силу своего стихийного характера, конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее безжалостными законами — главный двигатель современного прогресса.

Опыт экономической перестройки в Украине и других странах с переходной экономикой, в частности России, наглядно свидетельствует, что на современном этапе экономических преобразований весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего спроса на промышленную продукцию, может стать только существенное расширение внешней торговли. Для Украины этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства. Тем не менее, рассчитывать на успешную торговлю могут лишь те страны, которые имеют конкурентоспособную экономику. Вместе с тем сама торговля не может сделать экономику конкурентоспособной.

Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности конкуренции, методов конкурентной борьбы и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание курсовой работы состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой и во второй главах рассматриваются методы конкурентной борьбы в современной экономике – соответственно ценовая и неценовая конкуренция. В третьей главе рассматривается состояние конкурентоспособности экономики Украины на мировом рынке, и в четвертой – возможные пути и способы ее повышения.


Глава 1. Ценовая конкуренция

1.1. Появление и развитие ценовой конкуренции в мировой экономике

Термин «конкуренция» является одним из важнейших и часто используемых в экономической литературе. Существует много разных толкований этого понятия. Как свидетельствуют литературные источники3, слово «конкуренция» происходит от латинского «concurere», что означает «столкновение».

Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров с целью получения как можно большей прибыли. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

У экономистов XX века есть собственные взгляды на категорию «конкуренция». Так, Ф.Найт конкуренцию определяет как ситуацию, в которой конкурирует множество единиц и они независимы; конкуренция – это желание индивидов иметь дело с другими индивидами и выбирать лучшие, на их взгляд, условия среди предлагаемых4.

Закон Украины  «Про защиту экономической конкуренции » содержит такое понятие конкуренции: «Экономическая конкуренция (конкуренция) – соревнование между субъектами хозяйствования с целью приобретения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке»5.

Проанализировав разные взгляды экономистов на понятие конкуренции, можно сделать вывод, что в данном случае конкуренция как научное понятие – разноаспектное  и в каждом случае её содержание определяется в зависимости от целей, в связи с которыми она сформирована.

Основными условиями возникновения и существования конкуренции являются:

  1.  существование на рынке неограниченного количества независимых производителей и покупателей товара или ресурсов;
  2.  свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности;
  3.  абсолютно свободный доступ экономических субъектов к рынку и такой же свободный выход из него;
  4.  определенное соответствие между спросом и предложением; отсутствие перепроизводства и дефицита;
  5.  абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов;
  6.  наличие у каждого участника конкуренции полной информации о спросе, предложении, ценах, нормах прибыли и т. п.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся как можно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до  6-7 долларов6)   и    соответствующего   повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.7

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин - Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,  в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. К примеру, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%8.

1.2. Стратегии ценообразования

Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена.[4] Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.

Установление цены на товар – достаточно сложный процесс. При установлении цены используются:

  1. Оценка издержек – фирма определяет минимальную цену, при которой товар будет безубыточным;
  2. Цены конкурентов и товаров конкурентов – фирма определяет максимально возможные цены;
  3. Определяется потенциальный спрос и его зависимость от цены;

При назначении  цены фирмы используют следующие основные подходы:

  1. Ценообразование путем прибавления стандартных наценок к издержкам.

Этот подход прост, популярен, но считается не эффективным (теоретически). Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. К тому же всего ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса;

  1. Ценообразование, исходя из требуемой прибыли.

В этом случае, исходя из стратегических и тактических планов фирмы, имея данные о валовых издержках и предполагаемых объемах продаж/производства определяется цена товара, такая, чтобы при предполагаемом объеме продаж и предполагаемой себестоимости она обеспечила бы требуемую прибыль.9 Недостатком этого подхода является то, что при более высокой цене рынок, возможно, не захочет закупить даже меньшее количество товара, так как многое зависит от эластичности спроса по ценам. Такой подход позволяет отказаться от производства товаров, которые не дадут прибыли, и может использоваться для анализа производственной программы.

  1. Ценообразование на уровне цен рынка.

Этот подход заключается в установлении цены, отталкиваясь от цен конкурента. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирме кажется, что текущий уровень цен является залогом получения справедливой прибыли. Кроме того, фирма считает, что придерживаясь уровня текущих цен, она будет сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли. Однако недостаток этого подхода в том, что издержки могут быть не учтены.

Ценовая стратегия – это основа для стратегического развития предприятия, это набор практических правил для формирования рыночных цен.

Разработка  ценовой политики  и стратегии предприятия предусматривает проведение ряда работ и расчетов:

  1. во-первых, определяется оптимальная величина затрат на производство и сбыт продукции предприятия, чтобы получить прибыль при том уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для своей продукции;
  2. во-вторых, устанавливается полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей (определяются потребительские свойства) и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен ее потребительским свойствам;
  3. в-третьих, находится величина объема продаж продукции или доля рынка для предприятия, при котором производство будет наиболее прибыльным.

Решения по ценам принимаются в тесной увязке с решениями но объемам производства, управлению затратами, дизайну и конструированию продукции, ее рекламе и методам сбыта.

1.2.1. Ценообразование в зависимости от уровня цен

В зависимости от уровня цен выделяют: стратегию высоких цен; стратегию низких цен и стратегию средних цен.

Стратегия высоких цен, предусматривает продажу товара первоначально по высоким ценам, значительно выше цены производства, а затем постепенное их снижение. Цель данной стратегии - получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность, поэтому они готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены.

Стратегия высоких цен применяется тогда, когда предприятие убеждено, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар. Это применимо:

  1. к новым, впервые появляющимся на рынке товарам, защищенным патентом и не имеющим аналогов, т. е. к товарам, которые находятся на начальной стадии «жизненного цикла».
  2. к товарам, ориентированным на богатых покупателей, которых интересует качество, уникальность товара, т. е. на такой сегмент рынка, где спрос не зависит от динамики цен.
  3. к новым товарам, по которым у фирмы нет перспективы долгосрочного массового сбыта, в том числе и по причине отсутствия необходимых мощностей.

Стратегия высоких цен оправдана в случаях, когда существует гарантия отсутствия в ближайшее время заметной конкуренции на рынке, когда для конкурентов слишком высокими являются издержки освоения нового рынка (реклама и другие средства для выхода на рынок), когда для производства нового изделия исходное сырье, материалы, комплектующие имеются в ограниченном количестве, когда трудным может оказаться сбыт новых товаров (склады заполнены, посредники неохотно заключают сделки на приобретение новых товаров и т. д.).

Устанавливая высокие цены на такого рода изделия, предприятие-изготовитель, в сущности, пользуется своей монополией (как правило, временной) на них. Ценовая политика в период применения высоких цен - максимизировать прибыль до тех пор, пока рынок новых товаров не стал объектом конкуренции.

Стратегия низких цен, или стратегия "проникновения", "прорыва" на рынок, предусматривает первоначальную продажу товаров, не имеющих патентной защиты, по низким ценам с целью стимулировать спрос, одержать победу в конкурентной борьбе, вытеснить конкурирующие товары с рынка и завоевать массовый рынок и существенную рыночную долю.

Стратегия может быть применена на любой фазе жизненного цикла. Особенно эффективна она при высокой эластичности спроса по цене. Применяется в следующих случаях:

  1. с целью проникновения на рынок, увеличения доли рынка своего товара (политика вытеснения, политика недопущения);
  2. с целью дозагрузки производственных мощностей;
  3. во избежание банкротства.

Однако в настоящее время такую политику использовать в качестве ценовой стратегии очень трудно. Фирме крайне сложно обеспечить себе монопольное положение на рынке. Стратегия низких цен не приемлема для рынков с низкой эластичностью спроса. Она эффективна на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатель чутко реагирует на низкий уровень цен и резко увеличивает объем закупок. В этом случае фактически очень сложно повысить цены, так как у покупателя данное обстоятельство вызывает отрицательную реакцию, он крайне неохотно идет на увеличение цены и чаще всего может отказаться от заключения сделки.

1.2.2. Ценообразование в зависимости от рынков и покупателей 

В зависимости от разных рынков, их сегментов и покупателей  выделяют стратегию дифференцированных цен, стратегию льготных цен и стратегию дискриминационных цен.

Стратегия дифференцированных цен. Хотя покупатели крайне отрицательно относятся к политике повышения цен, они могу воспринять ее и положительно, например, рассматривая рост цен как свидетельство большого спроса на товары, повышения его качества. Стратегия дифференцированных цен активно применяется в торговой практике компаний, которые устанавливаю определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей: с учетом разновидностей покупателей, расположения рынка и его характеристик, времени покупки, вариантов товаров и их модификаций. Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой модификации, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию общей товарной, рыночной и ценовой политики.

Стратегия дифференцированных цен позволяет "поощрять" различных покупателей, стимулировать или несколько сдерживать продажи различных товаров на различных рынках. Ее определенными разновидностями являются стратегия льготных и стратегия дискриминационных цен.

Стратегия льготных цен. Эта стратегия используется в целях формирования цен для покупателей, в которых фирма-продавец имеет определенную заинтересованность. Кроме того, политика льготных цен может проводиться как временная мера стимулирования продаж, например для привлечения покупателей на распродажи.

Льготные цены – это наиболее низкие цены, по которым фирма продает свои товары. Как правило, они устанавливаются на очень низком уровне, возможно даже на более низком, чем себестоимость (в этом случае они называются демпинговыми). Применяются они в целях стимулирования продаж для постоянных покупателей, в целях подрыва с помощью ценовой конкуренции слабых конкурентов, а также при необходимости освободить складские помещения от остатков товара и т. д.

Стратегия дискриминационных цен. Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Они применяются по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночной ситуации покупателям, к покупателям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, покупателям, нежелательным для фирмы-продавца, а также при проведении политики ценового картелирования, т.е. заключении между фирмами различного рода соглашений по ценам.

Такая стратегия возможна при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма-покупатель: установление высоких ввозных или вывозных пошлин, установление обязательного правила пользования услугами местного посредника и др.

1.2.3. Ценообразование в зависимости от степени гибкости цен 

В зависимости от степени гибкости цен выделяют стратегию единых цен и стратегию гибких, эластичных цен.

Стратегия единых цен. При этой стратегии устанавливается цена, единая для всех потребителей для укрепления их доверия к предприятию и его товару. Эта стратегия проста в применении и открывает широкие возможности для торговли по каталогам и посылочной торговли. Однако стратегия единых цен применяется не так часто в ценовой практике и, как правило, ограничена временными, географическими и товарными рамками.

Стратегия гибких, эластичных цен предусматривает изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательной силы. Гибкие цены, как правило, используют при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров, например для товаров промышленного назначения, товаров длительного пользования и т.д.

1.2.4. Ценообразование в зависимости от ситуации на рынке

В зависимости от конкретной ситуации на рынке выделяют стратегию стабильных цен; стратегию нестабильных, меняющихся цен; стратегию ценового лидерства; стратегию конкурентных цен; стратегию престижных цен; стратегию неокругленных, «психологических» цен; стратегию цен массовых закупок; стратегию тесного увязывания цен с качеством товара; стратегию инициативного изменения цен.

Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Она характерна для массовых продаж, как правило, однородных товаров, по которым на рынке выступает большое число фирм-конкурентов, например цены на транспорт, конфеты, журналы и др. В этом случае независимо от места продажи в течение довольно длительного времени для любого покупателя товары продаются по одной и той же цене.

Стратегия нестабильных, меняющихся цен предусматривает зависимость цены от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.

Стратегия ценового лидера не предполагает установления цены на новые изделия в строгом соответствии с уровнем цен ведущей компании на рынке. Речь идет только о том, чтобы учитывать политику цен лидера в отрасли или на рынке.

Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера, но в пределах, которые определяются качественным и техническим превосходством. Чем меньше отличий в новых изделиях предприятия по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем ближе уровень цен на новые товары к ценам, устанавливаемым лидером отрасли.

Использование цен лидера имеет место, когда предприятие выступает как сравнительно небольшой (по доле рынка или объему продаж данного вида продукции) производитель на рынке; тогда ему лучше всего устанавливать цены по аналогии с ценами на изделия ведущих компаний отрасли. В противном случае крупные производители вынуждены будут объявить «войну цен» и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.

Стратегия конкурентных цен связана с проведением агрессивной ценовой политики фирм-конкурентов. Данная стратегия предполагает, что предприятие в целях укрепления монопольного положения на рынке:

  1. либо проводит ценовую атаку на своих конкурентов и уменьшает цены до уровня ниже сложившегося на рынке. Это приемлемо для рынков с высокой эластичностью спроса или для рынков, на которых потеря определенной доли может негативно сказаться на деятельности предприятия. Снижение цен происходит благодаря контролю над издержками и регулярным мероприятиям по их снижению;
  2. либо не меняет цены, несмотря на то, что предприятия-конкуренты это уже сделали. В результате возможно сохранение объемов прибыли, получаемых от продажи товара, но реальна и потеря доли рынка. Эта стратегия приемлема на рынках с низкой эластичностью спроса.

Стратегия престижных цен предусматривает продажу товаров по высоким ценам и рассчитана на сегменты рынка, обращающие особое внимание на качество товара и товарную марку и имеющие низкую эластичность спроса, а также чутко реагирующие на фактор престижности, т.е. потребители не приобретают товары или услуги по ценам, которые считают слишком низкими. Стратегия престижных цен возможна в случае высокой престижности фирмы и ее товаров, а также минимальной конкуренции, при постоянных или увеличивающихся по мере сбыта относительных издержках производства и реализации.
Стратегия престижных цен так же, как и стандартные цены и неокругленные цены, относится к группе ценовых стратегий, основанных на психологическом ценообразовании.

Стратегия неокругленных, «психологических» цен предусматривает установление цен ниже круглых цифр. Такие цены покупатели воспринимают как свидетельство тщательного анализа фирмой своих цен и желания установить их на минимальном уровне. Кроме того покупатели, получая сдачу, воспринимают такие цены как более низкие или сниженные. Если потребитель наметил купить товар по цене не более 20 грн, то он купит его за 19 грн 95 коп. так же, как и за 19 грн, так как цена находится в определенном им цифровом интервале. Маркетологи также рекомендуют устанавливать цену в виде нечетного числа, например не 300 грн, а 299 грн.

Стратегия цен массовых закупок предполагает продажу товара со скидкой в случае закупки его в больших количествах. Такая стратегия дает эффект, если можно ожидать немедленного значительного увеличения покупок, увеличения потребления товара, привлечения внимания к товару покупателей конкурирующих фирм, решения задачи освобождения складов от устаревших, плохо продаваемых товаров.

Стратегия тесного увязывания уровня цен с качеством товара предусматривает установление цен на высоком уровне, соответствующем высокому уровню качества продукции и образу, формируемому фирмой у покупателей в отношении ее товаров.

В торговой практике ценовые стратегии используются не обособленно по своим видам, а комбинировано, при наложении одних видов на другие. Так стратегия дифференцированных цен используется вместе со стратегией "снятия сливок" и неокругленных цен и так далее. Например, японская фирма "Sony" имеет дифференцированную сетку цен для различных покупателей: внутренних или зарубежных, постоянных или новых, использующих закупленный товар в Японии или вывозящих его за границу, и т.д., и в то же время меняет уровень цен в зависимости от стадии жизненного цикла товара: в стадии внедрения товар продается по самым высоким ценам, а в стадии ухода с рынка - по самым низким. Все эти цены, как правило, выражаются некруглыми цифрами: 198 тыс. йен, 1,98 тыс. йен и т.д.10

1.3. Ценовая тактика в условиях кризиса производства 

В условиях экономического кризиса происходит обще снижение спроса, причем меняются потребительские критерии оценки товаров. Потребительские оценки полезности продуктов в расчете на денежную единицу спроса снижаются, а сам спрос направляется на изделия с более низкой ценой.

Можно выделить, по крайней мере, семь альтернатив поведения фирмы в условиях кризиса (табл. 1). Эти альтернативы также изображены на графике (рис. 1).

Таблица 1

Анализ альтернативных вариантов изменения цены и полезности товара

Стратегические альтернативы

Возможные обоснования

Последствия

1. Удерживать цену и потребительскую оценку, но потерять часть потребителей

Высокое доверие потребителей. Фирма согласна отдать конкурентам часть своих клиентов

Сокращение доли рынка, снижение прибыли

2. Поднять цену и потребительскую оценку, улучшив продукт и его рекламу

Высокая цена нужна для покрытия затрат. Повышение цены оправдано улучшением качества

Сокращение доли рынка, прибыль сохраняется

3. Удерживать цену и улучшить отношение к товару потребителя

Это обойдется дешевле: поднять уровень потребительской оценки, чем снизить цену

Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем подъем

4. Немного снизить цену и повысить потребительскую оценку

Финансовое состояние предприятия позволяет проводить оба процесса одновременно

Доля рынка сохраняется, но происходит краткосрочное снижение прибыли и далее рост за счет увеличения выпуска

5. Снизить цену до цены конкурента, но сохранить отношение потребителя к товару

Подавить конкурента ценовой атакой

Доля рынка сохраняется при снижении прибыли

6. Снизить цену и потребительскую оценку до уровня конкурента

Подавить конкурента ценовой атакой и сохранить норму прибыли

Доля рынка и норма прибыли сохраняются непродолжительное время, затем падают

7. Удерживать цену и снижать потребительскую оценку за счет снижения качества

Экономия издержек, в том числе и маркетинговых

Сокращение доли рынка и прибыли

Рис. 1. Альтернативные варианты изменения цены и полезности товара

Применение данных тактических решений должно производиться фирмой очень аккуратно, максимально точно оценив соотношение долей рынка. Правильно выбранная тактика в период кризиса может позволить производителям не только сохранить от падения норму прибыли, но даже ее увеличить. Это особенно относится к мелким фирмам – ведь во время кризиса все фирмы теряют прибыли. Однако небольшие фирмы более мобильны, поэтому они могут быстрее применить какую-либо из этих тактик и начать получать сверхприбыль.


Глава 2. Неценовая конкуренция

2.1. Сущность неценовой конкуренции

В современном мире ценовая конкуренция почти утратила свое преимущество в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. 

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Главная задача фирмы, ведущей неценовую конкуренцию – определить, в чем заключается ее конкурентное преимущество. Прежде всего, необходимо знание состояния рынка; интенсивности конкуренции на нем; патентной защиты товаров; покупательской способности населения. После того, как эти вопросы будут выяснены, проводится оценка возможностей самой фирмы.

При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену (рис. 2). Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

Рис. 2. Ценовая конкуренция

Организация, действующая при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2. Организация, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции (рис. 3). Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой цене. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

Рис. 3. Неценовая конкуренция

Через неценовую конкуренцию организация переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя свою продукцию среди конкурирующих фирм. Это позволяет ей:

а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P2;

б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.

 

2.2. Дифференциация и ее роль в условиях неценовой  конкуренции

Дифференциация товара – это придание товару уникальных качеств (реальных или мнимых) с целью привлечения покупателей, которые предпочтут данный товар аналогам конкурентов, несмотря на одинаковые цены у продавцов.

В условиях неценовой конкуренции дифференциация товара играет очень важную роль. Для выделения собственной продукции из ряда прочих схожих товаров фирмы-производители придают большое значение таким вещам, как, например, упаковка, форма, окраска и дизайн реализуемых товаров. Это объясняется тем, что производители стремятся сделать продукцию уникальной или же, по крайней мере, интересней с виду, чем у конкурентов. Естественно, когда потребитель предпочитает один товар другому, это происходит не только из-за его красивой упаковки и прочих подобных вещей. Но это также играет немаловажную роль, наравне с качеством товара или иногда даже важнее этого. Ведь для потребителя гораздо приятней приобрести красиво упакованный, эстетичный с виду товар, чем другой, не представляющий особого интереса. И очень часто при выборе между схожими продуктами разных производителей  именно это становится решающим фактом покупки  товара одной фирмы, а не другой.

Можно привести простой пример. Допустим, человек, любящий научную фантастику, приходит в книжный магазин, чтобы что-нибудь купить. Он ничего не знает о новинках в данном жанре художественной литературы. Он подходит к прилавку, на котором выставлены книги в жанре научной фантастики, и, естественно, в первую очередь его внимание привлекут те книги, у которых яркая, интересная  обложка и удобный ему формат. Ориентируясь только на внешние качества книги и просмотр содержания (не зная больше ничего ни о самой книге, ни о ее авторе, не прочитав рецензии на нее и т.д.), можно сказать с большой долей вероятности, что этот человек купит именно одну из первых просмотренных им книг.  

Рассматривая проблему выбора потребителей с этой точки зрения и в других областях, мы видим те же ситуации, что и в книжном магазине. К примеру, часовой завод производит не просто часы, а десятки образцов всевозможных часов, в том числе наручных, настенных и настольных, различающихся между собой материалом корпуса, дизайном оформления, наличием или отсутствием дополнительных функций, возможностью использовать часы как часть интерьера современной квартиры и т.д. Электронное предприятие выпускает массу разновидностей телевизоров, отличающихся оформлением, размером экрана, наличием или отсутствием стереозвучания, возможностью подключения дополнительных устройств и т.д. Молочный комбинат производит десятки сортов йогурта, которые отличаются между собой по степени жирности, наполнителям, весом, наличием или отсутствием консервантов, дизайну оформления и т.д.

В конечном итоге фирмы находят у потребителей свою собственную нишу для реализации если и не всей, то определенной части своей продукции. Это, в свою очередь, удовлетворяет любым запросам покупателей и также позволяет фирме выживать. Таким образом, можно сделать вывод, что, создавая с помощью дифференциации продукта свой частный субрынок, фирма обеспечивает себе стабильность и устойчивую реализацию своей продукции. Тем более что способность мелкого и среднего производителя контролировать свою часть рынка и действовать, как локальный монополист позволяет ему выдерживать конкуренцию с более крупными фирмами.

2.3. Реклама, ее виды, положительные и отрицательные стороны

Реклама (лат. «reclamo» - выкрикиваю) – это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них.

Реклама возникла на заре развития товарного производства. В начале ХХ века она становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х гг. утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.

Рекламу можно использовать как для создания долговременного стойкого образа товара, так и для стимулирования быстрого сбыта. Она является эффективным способом широкого географического охвата населения, при этом в расчете на один рекламный контакт нужны довольно небольшие издержки. Для телерекламы, конечно, могут потребоваться большие затраты, но газетная реклама требует гораздо меньших затрат.

Сегодня предприятия и фирмы осуществляют различные виды деятельности, которые можно включить в понятие «реклама»:

  1. Реклама, направленная на расширение сбыта товаров и услуг;
  2. Реклама самого предприятия (фирмы);
  3. Открытая (прямая) реклама;
  4. Скрытая (косвенная) реклама.

Как и любое экономическое явление, реклама имеет как положительные, так и отрицательные черты.

Преимущества рекламы:

  1. Реклама может привлечь большой, географически широкий рынок: единое послание передается сразу всей целевой аудитории. Для печатных средств тираж издания повышается передачей экземпляра одного читателя – другому, кроме этого, потребители могут повторно прочитать объявление. Также расходы на одного зрителя или слушателя достаточно низки;
  2. Реклама прокладывает путь для персональных продаж. Порождая информированность аудитории, она создает благоприятное отношение к продукции фирмы и позволяет существовать розничной торговле, основанной на самообслуживании, даже целой отрасли - продаже по почте.

Недостатки рекламы:

  1. Отсутствие гибкости в рекламных объявлениях, трудность их приспособления к нуждам и особенностям потребителя. Значительная часть информации приходится на бесполезную аудиторию, т.е. тех, кто не заинтересуется предложенным товаром/услугой;
  2. У рекламы достаточно сложно получить обратную связь, а быструю - почти невозможно;
  3. Некоторые виды рекламной деятельности требуют больших вложений, даже если на одного зрителя или читателя они незначительны. Это может быть препятствием для небольших фирм в использовании некоторых средств информации;

В итоге можно сказать о том, что реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на который есть спрос на рынке, но и создавать этот спрос, в особенности на развивающихся рынках. Таким образом, эффективное использование средств маркетинговых коммуникаций (рекламы и промоушена) позволяет решать стратегические и тактические задачи фирмы, связанные с глобальной миссией компании на рынке.

2.4. Другие факторы современной неценовой конкуренции

2.4.1. Общественное мнение

Учитывая немаловажную роль рекламы в продвижении различных товаров и услуг, нельзя также не упомянуть о прочих факторах современной неценовой конкуренции, влияющих на выбор потребителя между продуктами различных фирм. Одним из таких факторов является общественное мнение.

Раньше считалось, что щедрый рекламный бюджет и хорошо продуманная рекламная кампания являются залогом успешного продвижения бренда на рынок. Однако методы, применявшиеся в прошлом, вовсе не обязательно продолжают сохранять свою эффективность и сейчас. Следует учитывать, насколько нынешнее общество захлестнуло потоками информации; каждый из нас, иногда даже сам того не замечая, испытывает на себе многочисленные атаки рекламы. Следствием этого является массовое изначальное недоверие к рекламе.

Мнение, которое сложилось в обществе о конкретной торговой марке, всегда перевесит любые заверения ее владельца. Таким образом, можно сделать вывод, что общественное мнение довольно часто является важнее рекламы, и нельзя это не учитывать.

2.4.2. Лидерство бренда

Как уже было сказано, общественное мнение играет важную роль для выбора потребителей. Но проходит какое-то время, и лидер вынужден выстраивать стратегию развития уже не на общественном мнении, а на рекламе.

Лидер не имеет права рассматривать свой рекламный бюджет в качестве грамотного вложения денег, которое принесет неплохие дивиденды. Этот бюджет является, скорее, своеобразной страховкой, которая защитит владельца данного бренда от неприятностей, причиняемых действиями конкурентов.

Когда реклама утверждает: «Наш товар лучший!», человек, находящийся в контакте с этим рекламным объявлением, думает: «Все они так говорят». Подобное поведение потребителя является довольно закономерным. Ведь достаточно открыть любой журнал и просмотреть рекламу; каждое объявление заявляет о превосходном качестве.

Так что же необходимо рекламировать хозяину известной торговой марки? Разумеется, лидерство своего бренда. Таким образом, лидерство бренда является важнейшим фактором, мотивирующим выбор потребителя.

2.4.3. Логотип продукции и его значение

Логотип – комбинация торговой марки, т.е. графический символ бренда и его названия.

Логотип является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости компании и ее продукции на рынке. Удачный логотип способен значительно повысить эффективность рекламы, поднять имидж компании и повлиять на ее восприятие на рынке. Плохой логотип или его отсутствие в лучшем случае лишит фирму одного из важнейших конкурентных преимуществ - узнаваемости, а в худшем случае будет восприниматься, как несолидность, которая может быть вызвана примитивным содержанием и безвкусным оформлением.

Даже если компания обладает большой индивидуальностью, а логотип просто не соответствует ей, люди могут неверно воспринять ее образ и не пойти на сотрудничество. Логотип компании в сочетании с ее названием – это одно из самых важное вложений, потому что ясный и узнаваемый образ бренда способствует обращению внимания потребителей и повышает продажи.

2.4.4. Прочие факторы

Безусловно, на сегодняшний день существует слишком много факторов неценовой конкуренции, влияющих на выбор потребителя, и охарактеризовать все в данной работе не представляется возможным. Тем не менее, все наиболее значимые были перечислены. Однако остается множество других факторов, и главной задачей этой главы является краткое упоминание о них как о существующих в принципе.

Неценовая конкуренция осуществляется различными методами. Например, фирмы продлевают сроки гарантийного обслуживания технически сложных изделий, и потребители, покупая телевизор или стиральную машину за примерно равную цену, несомненно, предпочтут тот товар, гарантия на который дольше. Ярким примером такого подхода служит швейцарская фирма «Rolex», выдающая на свои часы гарантию на 150 лет.

Фирмы вводят бесплатную доставку купленной мебели и других тяжелых товаров, и покупатели, выбирая мебельный гарнитур, скорее всего, не будут рассматривать те магазины, которые не оказывают подобной услуги.

Также большое значение придается таким, казалось бы, незначительным вещам, как стиль работы продавцов фирмы, место ее расположения, время работы, дополнительные льготы и другие преимущества, предлагаемые фирмой за те же деньги, что у конкурентов. Суммируясь, все вышеперечисленное в итоге оказывает сильное впечатление на потребителя, формируя стойкое предпочтение одним торговым маркам перед другими.


Глава 3. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики

Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики  является основной заботой каждого государства, которое беспокоится об экономическом  росте и достижении необходимого уровня национальной безопасности.

В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней 3 основных факторов производства – природных ресурсов, трудовых ресурсов и капитала. С развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня, так называемые развитые. Это в первую очередь инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. Но определяющую роль в образовании конкурентных преимуществ играют специализированные факторы, специальная инфраструктура, наличие профессионалов соответствующего профиля знаний.

Конкурентоспособность – это способность действовать в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического усовершенствования производства, стимулирование рабочих и поддержка продукции на высоком качественном уровне11.

В западной   литературе  конкурентоспособность определяется как способность государства или фирмы разрабатывать изготовлять товары и услуги или высшего качества, или же по ценам, намного ниже по сравнению с конкурентами.

Конкурентоспособность фирмы – характеризуется комплексом показателей, которые определяют ее состояние на отраслевом рынке (национальном или мировом).

Конкурентоспособность товара – это совокупность характеристик продукта, которые отличают его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения конкретных потребностей индивидуального потребителя и по уровню затрат на его покупку и дальнейшее  использование.12 Конкурентоспособность товара становится наибольшей тогда, когда цена потребления имеет тенденцию к минимизации, а цена производства увеличивается. В современном мире конкурентоспособный товар требует дополнительных расходов на производство, поскольку для его производства необходимы инновации.

Чтобы оценить уровень конкурентоспособности товара, необходимо учитывать два аспекта, которые влияют на выбор товара покупателем. Первый – это полезный эффект, который получает потребитель, покупая товар, который имеет два составляющих: качество и сервис. Второй – затраты, связанные с приобретением и использованием товара. Чем больше полезный эффект и меньше затраты, тем привлекательней для потребителя, конкурентоспособнее товар.

С точки зрения покупателей, конкурентоспособным является товар, в котором отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение является максимальным по сравнению с аналогами. При определении конкурентоспособности продукции необходимо выходить из таких методологических принципов:

  1. Конкурентоспособность продукции оценивается путем сравнения двух или более аналогов, что обуславливает относительность данного показателя;
  2. При оценке конкурентоспособности продукции учитываются не все свойства, а только те, которые вызывают интерес иностранного потребителя, удовлетворяя его потребности;
  3. Уровень конкурентоспособности определяется для конкретного рынка сбыта или его сектора.

Можно выделить несколько основных положений конкурентоспособности:

1. Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д;

2. Покупатель – главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок характеризуется  «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности. Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно поняли, что практически невозможно схематически выразить конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

  1. Понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
  2. Знание поведения и возможностей конкурентов;
  3. Знание состояния и тенденций развития рынка;
  4. Знание окружающей среды и ее тенденций;
  5. Умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Таким образом, конкурентоспособность товаров – соответствие товара требованиям рынка, возможность его сбыта на конкретном рынке.


Заключение

Конкуренция – это процесс постоянного соперничества между субъектами рынка, которые находятся в одном сегменте и с помощью товаров и услуг стремятся завоевать признание и получить деньги потребителей. В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

При написании была поставлена задача раскрытия сущности таких экономических категорий, как «конкуренция», «методы конкуренции»,  «конкурентоспособность», исследование основ их формирования, структуры, видов классификаций, связь с понятием «инновации», определение основных проблем и поиск возможных путей их решения. Для этого были представлены толкования этих понятии, с точки зрения разных экономистов и представлены способы решения некоторых проблем, как отдельно для Украины, так и для всей экономической системы в целом.

Вхождение Украины в мировое экономическое пространство возможное лишь на базе открытости экономики с одновременным применением комплекса мероприятий  по  защите внутреннего рынка.  Сценарий отгораживания от  внешнего  мира,  который  отстаивается  некоторыми  политическими силами, является опасным и бесперспективным.

Следует признать, что в последние годы в сознании и поведении граждан Украины, в т.ч. у представителей власти, руководителей предприятий и учреждений продолжают происходить значительные перемены, выражающиеся в отходе от прежней стереотипной модели мышления и повышении интереса к освоению передовых современных технологий в деловой активности. Только за счет координирования действий и объединения усилий государственных органов, образовательных и научных учреждений, малого, среднего и большого бизнеса можно достичь успеха, повысить конкурентоспособность хозяйства и жизненный уровень населения Украины в условиях жесткой конкуренции в международном разделении труда. 


Список литературы

  1. Вiсник МСУ, економiчнi науки, 2009, №1.
  2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – с. 321.
  3. Донскова С.В., Елагина А.С. Механизм ценообразования - основа расчета цен на продукцию пищевых производств. Пищевая промышленность, № 2,2007 г. – с.10-11.
  4. Завьянов Л., Демидов Д. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке -М.: 1992. -с. 67.
  5.  Закон України «Про захист від недобросовісної конкуренції» від 7черв. 1996 року №236-96-ВР із змінами.
  6. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 14-го изд. – М.: Республика, 1993, с. 580
  7.  Механік О.В. Державне регулювання інноваційності економіки як один із чинників підвищення її конкурентоспроможності (зарубіжний досвід) // Формування ринкових відносин в Україні. Збірник наукових праць – К.: 2005. – Вип. №11(54) – с.32-37.
  8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1993. – Кн. 1-3. с. 175
  9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.14
  10.  Экономический словарь-справочник: Под редакцией д.э.н., проф. С.В.Мочерного. – К.: Фемина, 1995. – с.69
  11.  Юданов А. Ю.Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2003, с. 145

Интернет-источники:

  1.  Бизнес-журнал BIZKIEV, статья «Ценовые стратегии» http://bizkiev.com/content/view/593/629/
  2.  Официальный сайт Всемирного экономического форума, ежегодный отчет о конкурентоспособности 133 стран мира.

http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Competitiveness%20

Report/index.htm

  1. Фокин С. «Конкурентоспособность стран мира», http://geopub.narod.ru/student/fokin/2/7.htm


Приложение 1: индекс конкурентоспособности 133 стран мира за 2009-2010 год и сравнение с 2008-2009 годом.

2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1993. – Кн. 1-3. с. 175

3 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – с. 321.

4 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.14

5 Закон України «Про захист від недобросовісної конкуренції» від 7черв. 1996 року №236-96-ВР із змінами.

6 Завьянов Л., Демидов Д. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке -  М.: 1992. -  с. 67.

7 Юданов А. Ю.  Конкуренция:  теория  и  практика.  Учебно-методическое пособие - М., 2003, с. 145

8 Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 14-го изд. – М.: Республика, 1993, с. 581

9 Донскова С.В., Елагина А.С. Механизм ценообразования - основа расчета цен на продукцию пищевых производств. Пищевая промышленность, № 2,2007 г. – с.10-11.

10 Бизнес-журнал BIZKIEV, статья «Ценовые стратегии» http://bizkiev.com/content/view/593/629/

11 Экономический словарь-справочник: Под редакцией д.э.н., проф. С.В.Мочерного. – К.: Фемина, 1995. – с.69

12 Экономический словарь-справочник: Под редакцией д.э.н., проф. С.В.Мочерного. – К.: Фемина, 1995. – с.70


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71735. Изучение законов радиоактивного излучения 183.5 KB
  Чем объясняется ослабление бета-излучения при прохождении через вещество Охарактеризовать способность вещества поглощать ионизирующее излучение. Методы регистрации ионизирующего излучения. В качестве еще одной из характеристик поглощения бета-излучения веществом используют слой...
71736. Изучение работы термодатчиков 83.5 KB
  Объяснить зависимость сопротивления полупроводников от температуры. Объяснить зависимость сопротивления полупроводников от температуры. Какие вещества называются жидкими кристаллами На каком свойстве жидких кристаллов основано измерение температуры различных участков...
71737. Изучение работы фотодатчиков 41 KB
  Как возникает контактная разность потенциалов В чем заключается явление внешнего и внутреннего фотоэффекта Устройство и принцип действия селенового фотоэлемента. Как изменяется фото ЭДС при изменении силы света источника площади поверхности и угла между падающим лучом и перпендикуляром...
71738. Физические основы использования магнитного поля в биологии и медицине. Изучение аппаратов для низкочастотной магнитотерапии “Полюс – 1” и “Магнитер” 354.5 KB
  Познакомиться с физическими основами воздействия на биологические объекты постоянного и низкочастотного магнитного поля. Исследовать распределение в пространстве магнитного поля индукторов при работе аппаратов. Определение магнитного поля.
71739. Изучение операционных усилителей 162.5 KB
  Цель работы: ознакомление с принципами построения усилителей электрических сигналов на базе операционного усилителя ОУ выполненного на интегральной микросхеме. Коэффициент усиления усилителя. Обратная связь в электронных усилителях.
71740. Цифровые логические устройства 98.5 KB
  Принцип построения и работы устройств предназначенных для выполнения этих задач основывается на виде системы счисления способе записи чисел цифровыми знаками. Известны так называемые позиционные системы счисления в которых значение каждой входящей в число цифры зависит от ее положения в записи числа.
71741. Основные сведения о программировании на VBA. Введение в VBA. Типы данных 167 KB
  Любое определение типа задает: область возможных значений типа; структуру организации данных; операции определенные над данными этого типа. Численные типы данных используются для хранения и манипулирования чисел в различных форматах в зависимости от конкретного типа.
71742. Причины и условия образования горючей среды внутри технологического оборудования 579 KB
  Во вводной части занятия 5 мин преподаватель принимает доклад у командира группы группа строится перед учебной аудиторией проверяет наличие курсантов объявляет тему учебные цели и вопросы занятия последовательность и ориентировочное время их отработки...
71743. Работа с научными формулами 794 KB
  Задание: Для удобства работы с формулами рекомендуется увеличить масштаб до 300%. Используя вкладку Вставка – группу Символы – Формула, выйти в Конструктор формул. Сформируйте объекты-формулы, представленные ниже, применяя различные элементы Конструктора формул...