87341

Изучение природных зон Казахстана в школьном курсе географии

Курсовая

География, геология и геодезия

Природные зоны берут своё название от растительности, присущей им, и других географических особенностей. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов; имеют близкие условия температур и увлажнения, определяющие однородные почвы, растительность, животный...

Русский

2015-04-19

217 KB

4 чел.

План

Введение……………………………………………………………………….….3-4

Глава 1. Общая характеристика природных зон Казахстана………………...5-17

1.1 Природные зоны равнинной части Казахстана……………………….…..5-12

1.1.1 Зона лесостепи…………………………………………………….……5-7

1.1.2 Зона степи………………………………………………………………7-9

1.1.3 Зона полупустыни…………………………………………………….9-10

1.1.4 Зона пустыни…………………………………………………...........10-12

1.2 Высотные пояса гор……………………………………………………….13-17

Глава 2. Экологическое состояние  и народнохозяйственное значение природных зон Казахстана……………………………………………………18-24

2.1 Экологическое состояние природных зон Казахстана………………….18-21

2.2 Народнохозяйственное значение природных зон Казахстана …………22-25

     2.2.1 Народнохозяйственное значение лесостепной зоны…………………22

2.2.2 Народнохозяйственное значение степной зоны…………………...22-24

2.2.3 Народнохозяйственное значение полупустынной зоны……………...24

2.2.4Народнохозяйственное значение пустынной зоны……………….24-25

2.3 Народнохозяйственное значение гор Казахстана…………………….....25-26

Глава 3. Изучение  природных зон Казахстана в школьном курсе географии………………………………………………………………………27-30

3.1 Анализ школьной программы  в преподавании цикла географических дисциплин………………………………………………………………………….27

3.2 Особенности методики изучения природных зон Казахстана в школьной программе……………………………………………………………………...27-30

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………………32-33

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Поясное распространение на земной поверхности солнечной энергии обуславливает формирование основных воздушных масс, общую циркуляцию атмосферы, зональность гидротермического режима, экзогенных и геохимических, в том числе почвенных процессов, а также зональность в развитии и распределении биогеоценозов. Поскольку для каждого пояса характерны своя направленность и ритмика природных процессов, своя структура ландшафтных зон, то с полным основанием можно называть эти пояса географическими.[1, 140]

Под природной зоной понимается относительно крупная часть географического пояса, характеризующаяся господством какого-либо одного зонального типа ландшафта. Необходимо различать природную зону как ландшафтный комплекс, охватывающий всю область сплошного распространения определенного типа ландшафта и зону как таксономическую единицу физико-географического районирования, ограничивающую распространение какого-либо типа ландшафта в пределах одной физико-географической страны. [1, 140]Иными словами, природная зона (от греч. zone — пояс) - физико-географическая зона — часть географического пояса с однородными климатическими условиями.[2]

Природные зоны берут своё название от растительности, присущей им, и других географических особенностей. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов; имеют близкие условия температур и увлажнения, определяющие однородные почвы, растительность, животный мир и другие компоненты природной среды. Природные зоны - одна из ступеней физико-географического районирования.

Основные факторы, которые формируют природные зоны – внешние. Они зависят, в большей степени, от распределения солнечного тепла (т.е. от географической широты). Другой фактор – это различная увлажненность территории. В результате из-за соотношения тепла и влаги формируются различные природные зоны.[Приложение №1]

Каждая зона характеризуется свойственными ей климатом, почвами, растительностью  и животными. Иногда внутри зоны встречаются участки, схожие с другими зонами.

На территории Казахстана по мере увеличения с севера на юг солнечного тепла и уменьшения осадков происходит последовательная смена природных зон: лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

На юге и востоке в высокогорных хребтах природа изменяется в вертикальном направлении. Снизу вверх уменьшается температура воздуха и увеличивается количество осадков, соответственно в этом же направлении следуют друг за другом горная степь, лесо-луговой, субальпийский, альпийский и  снежно-ледниковый  пояса.[3, 294]

Тема курсовой работы весьма актуальна, так как в настоящее время в связи с глобальным потеплением климата, повышением температуры  поверхности Земли за последнее столетие не менее, чем на 0,5°С,привело к  изменению границ существующих природных зон. Изучениеприродных зон, закономерностей их распределения, а также изучение связей между обществом и окружающей его внешней средой является очень важной задачей современной науки. Исследование процессов, связанных с проблемой опустынивания и деградацией земель и их экологическим состоянием требует  изучения хозяйственного использованиякаждой природной зоны.

Цель курсовой работы –  провести анализ основных компонентов природных зон Казахстана и выявить особенности их изучения на уроках географии.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

- изучить общую характеристику природных зон Казахстана на основе анализа литературных источников и карт атласа;

- сделать анализ экологического состояния природных зон Казахстана по современным экологическим картам и с применением информационно-коммуникативных технологий;

- рассмотреть хозяйственное использование каждой природной зоны нашей республики;

- изучить методику преподавания природных зон Казахстана в школьном курсе географии.

Объект исследования – природные зоны Казахстана.

Предмет исследования – географическое  распределение природных зон Казахстана.

Методы исследования:

- сравнительно-географический;

- картографический (метод наложения карт);

- исторический анализ;

- системно-структурный анализ.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из 32 страниц, введения, 3 глав, заключения. Проанализировано 35 источников литературы, в том числе 21 учебник, 6 сборников статей,  8 интернет-сайтов.

В главе 1 «Общая характеристика природных зон Казахстана» охарактеризованы основные факторы, формирующие природные зоны, дана полная характеристика каждой природной зоне равнинной части Казахстана и высотным поясам гор.

В главе 2 «Экологическое состояние и народнохозяйственное значение природных зон Казахстана» мы раскрываем связь между обществом и окружающей его внешней средой, а также рассматриваем хозяйственное использование каждой природной зоны нашей республики.

Глава 3 «Изучение природных зон Казахстана на уроках географии в школьной программе» посвящена изучению данной темы в школьном курсе географии.

Глава 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ЗОН КАЗАХСТАНА

  1.  Природные зоны равнинной части Казахстана

Равнины Казахстана, включая массивы мелкосопочника и островных низкогорий, занимают до 90% площади республики. Они простираются с севера на юг более чем на 1600 км, т. е. примерно на 15° по широте.

В пределах рассматриваемой территории ярко выражена смена широтных природных зон: лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, разделяющихся на десять подзон.[Приложение №2][3, 294]

  1.  Зона лесостепи

В пределы Казахстана лесостепь заходит только своими крайними южными выступами. Она протянулась с запада на  восток неширокой полосой (150 – 250 км), занимающей самую крайнюю северную часть республики. Лесостепь представляет собой отдельные островки древесной растительности (колки), разбросанные среди степи. Казахстанская лесостепь занимает лишь небольшую часть Западно-Сибирской равнины и возвышенности Общий Сырт.[3, 294]

Поверхность земли в зоне лесостепи ровная. На ней встречаются небольшие понижения, некоторые из них занимают озера. В зоне насчитывается более 6000 озер.

Климат в зоне лесостепи в основном, типично континентальный, по сравнению с другими зонами относительно благоприятный. По количеству поступающей солнечной радиации лесостепи близки кюжным окраинам лесной зоны, но коэффициент увлажнения ниже 1.0 (до 0,6). Здесь осадков выпадает больше, чем в других зонах (300-350 мм), значительная часть их приходится на лето. Лето умеренно жаркое, средняя температура июля +18+20С. Зима довольно суровая. В отдельные дни морозы доходят до -51-53С. Средняя температура  января -17 -19°С.

Испаряемость снижается с запада на восток, также как и атмосферные осадки, вследствие чего коэффициент увлажнения остается на уровне 0,6-1,0. Слой годового стока не превышает 50 мм. Реки питаются почти целиком за счет талых снеговых вод, в основном транзитные. Воды Иртыша, Есиля, Тобола и других крупных рек используются не только для бытовых нужд населения, но и в промышленных целях.[4, 126]

В пределы Казахстана входят лишь две южные подзоны зоны лесостепи:

  1.  Подзона умеренно-влажной лесостепи с лугово-черноземными почвами, серыми лесными почвами и выщелоченными черноземами развита в Северо-Казахстанской области и занимает лишь 5% территории республики, располагаясь севернее г. Петропавловска (к северу от55°с.ш.). Отметим, что при максимальном годовом количестве осадков в 620 мм в сухие годы выпадает всего 164 мм, т.е. столько же, сколько в пустыне. Коэффициент увлажнения составляет 0,77-0,63, что по данным Д.И.Шашко, отвечает полузасушливым условиям. Земли подзоны пригодны для возделывания скороспелых культур, включая яровую пшеницу.
  2.  Подзонаколочной лесостепи с обыкновенными черноземами и лугово-черноземными почвамирасположена юг-западнее и юго-восточнее Петропавловска на широтах от 57° до 55-54° с.ш. На западе она достигает в ширину 125 км, а на востоке суживается до 50 км, что связано с воздействием расположенного южнее Центрально-Казахстанского мелкосопочника.[Приложение №3][3, 295]

Почвы в лесостепи серые лесные и черноземные. На севере зоны толщина черноземного слоя достигает 75 см при содержании гумуса до 9%. К югу слой чернозема уменьшается, и количество гумуса до снижается до 6%. В понижениях встречаются засоленные почвы – солоди и солонцы, это отличает почвы лесостепной зоны Казахстана от лесостепи Восточно-Европейской равнины. Растительность зоны степная и лугово-степная, с небольшими лесными «островками» на севере и северо-западе.[5, 24]

Растительность, покрывающая нераспаханные участки земли. Состоит из злаков и разнотравья. Здесь много ковыля, перистого типчака, пырея ползучего, тимофеевки костреца безостого. Среди злаковых растений поднимаются зонтики мелких беловато-зеленых цветков, источающих медовый аромат. Лесостепь северной части Казахстана схожа с лесостепью Западной Сибири.Леса здесь состоят из берез и осин. В лесах Общего Сырта преобладают широколиственные деревья – дуб, липа, ольха. В подлесках из березово-осиновых колков расту кустарниковые ивы, боярышник, шиповник, черемуха, черная смородина. Часто встречается костяника с сочными рубиново-красными плодами. На опушках много душистой земляники.По составу деревьев лесостепь запада республики схожа с лесостепью Восточной Европы.Лесная растительность распространяется на юг по речным долинам. Например, в степной зоне в долине реки Урал имеются лесные колки, по песчаным берегам Иртыша узкой полосой тянутся сосновые боры. Сосновые боры распространены также и на гранитных массивах гор Сарыарки – Кокшетау, Каркаралы и др. Покрывая склоны и вершины гор, окаймляя берега озер, они резко выделяются на фоне окружающих степей. [6, 221]

Лесостепь не отличается особым составом животных. В местных лесах, как и в соседних зонах, обитают суслики, серые полевки, тушканчики. Горностаи, заяц-беляк, ласки, лисицы, волки, в сосновых борах водятся белки. В последние годы сюда из северных лесов переселились лоси и сибирские косули. Прижилась завезенная из других мест для промысловых целей ондатра. Из пресмыкающихся встречаются ящерицы и змеи – ужи, гадюки и др. Птицы лесостепи многочисленны и разнообразны. В березовых колках гнездятся белая куропатка, грач, сорока, дятел, кукушка, сокол-кобчик. На открытых местах водятся тетерев, перепел, жаворонок, коростель. По берегам озер, в зарослях камыша, тростника, рогоза и других растений много водоплавающих птиц. Встречаются здесь гусь, утка и чайка. На озерах обитают лебеди (кликуны и шипуны), а на болотах – серые журавли и камышовые луни.[7, 149]

  1.  Зона степи

Степная зона в Казахстане занимает большую территорию – 77 млн га, или свыше 29% площади республики. Она протянулась широкой полосой с запада на восток на 2200 км от северной части Прикаспийской низменности до Алтайского края, к югу от лесостепи до 54°-50° с.ш., а в отдельных местах еще южнее.[7, 149]

В зону степей входят южная окраина Западно-Сибирской равнины, север Тургайского плато, почти все Мугоджарские горы, отроги Общего Сырта, северная окраина Прикаспийской низменности, Предуральское (Эмбинское) плато, северные и центральные районы Сарыарки. Здесь ширина зоны  доходит до 600-700 км.[7, 150]

Степная зона формируется в условиях континентального климата  недостаточным и неустойчивым увлажнением. Лето жаркое и сухое. Зима суровая и малоснежная. Средняя температура января -16°-18°С, июля – от +18°С на севере до +23°С на юге. Годовая суммарная радиация возрастает здесь до 100-120 ккал/см2. Сумма активных температур составляет 3500°.[8, 126]

Испаряемость в южнойподзоне приближается к 1000 мм, и коэффициент увлажнения падает от 0,6-0,8 в северной подзоне и до 0,3-0,5 – в южной. Осадков в год выпадает до 300 мм, причем их количество уменьшается с севера на юг. Большая часть осадков испаряется, и на долю стока остается не более 5-10%. Главная составляющая стока – талые снеговые воды, и более 90% годовой нормы стока приходится на весеннее половодье. Реки степной зоны маловодны. Здесь расположены бассейны крупных (Иртыш, Есиль, Тобол, Урал, Нура и др.) и ряда мелких рек. В период весеннего половодья стекает 80% их годового стока.[9, 68]

Зона степи включает в себя следующие подзоны:

  1.  Подзона умеренно-засушливой богаторазнотравно-ковыльной степи с обыкновенными черноземами и местами лугово-черноземными почвами развита только в казахстанской части Западно-Сибирской равнины, где образует полосу шириной от 100 до 140 км.[3, 296]
  2.  Подзона засушливой степи с южными черноземами с разнотравно-ковыльной растительностью, с ковылем красным, типчаком и тонконогом. На западе эта подзона заходит в пределы Казахстана лишь в виде двух небольших участков на южных склонах Общего Сырта и на Южном Урале, но широко развита в Северном Казахстане. Ширина ее колеблется в зависимости от условий рельефа в основном от 75 до 125 км, но на южных склонах Кокчетавского массива к востоку от села Атбасар она уменьшается до 50 км.[3, 297]
  3.  Подзона умеренно-сухой степи, с темно-каштановыми почвами протягивается между 50° и 52°с.ш. от района, расположенного западнее г. Уральска, до Кулундинских озер, оббладая, как правило, шириной 75-100 км, но резко расширяется – до 400 км – в районе мелкосопочника севернее Караганды.[3, 298]
  4.  Подзона сухой степи с типичными каштановыми почвами начинается у западных границ Казахстана в районе Новоузенска, затем прерывается Каркаралинскими горами и массивом Кызылрай, где выражен высотный пояс с горными каштановыми почвами и горными черноземами, и вновь появляется на юге Павладарской области. Ширина подзоны колеблется в пределах от 40-50 до 75-100 км, на востоке достигает 150-225 км, что объясняется условиями рельефа.[Приложение №3][3, 299]

В севернойчасти полосы черноземов толщина черноземного слоя достигает 70-80 см, содержание гумуса до 9%. Южнее слой чернозема уменьшается, снижается и количество гумуса (до 6%). К югу от черноземов, между 52° и 48°с.ш., расположены каштановые почвы, подразделяющиеся на темно-каштановые умеренно сухой степи, типичные каштановые сухой степи и светло-каштановые почвы полупустыни.[10, 15]

Степная зона богата травянистой растительностью. В северной ее части в основном преобладают ковыли (Красноватый, Лессинга), типчак, тимофеевка, житняк, кермек, эбелек. В низинах и влажных местах, особенно в поймах рек, распространена луговая растительность – пырей, кострец безостый, мятлик луговой, а в очень влажных местах – осока и тростник. В южной части степей к основным растениям добавляются некоторые виды полыни. Местами они занимают сплошные участки. Среди естественной растительности степной зоны встречаются лекарственные. Например, бессмертник, зверобой, шиповник, валериана и др.[11, 97]

В степи водятся животные, приспособившиеся к жизни на открытых степных пространствах, окраска которых похожа на цвет земли, на которой они обитают. К степным млекопитающим относятся суслики, тушканчики, полевые мыши, степные пеструшки. В местах, где обитают тушканчики, суслики, полевые мыши, можно встретить и таких хищников, как горностай, степной хорек, барсук, ласка, лисица. Основное хищное животное этой зоны – волк. Из птиц в степях водятся дрофы, стрепеты, журавли, кулики, черный жаворонок и большое количество скворцов. Из хищных птиц встречаются степной орел, степной лунь, пустельга, коршун. Озер в степях много, обычно они неглубокие и с ровными и плоскими берегами. Берега многих озер покрыты зарослями камыша и мелкого кустарника. Там в изобилии гнездятся водоплавающие и болотные птицы – гусь, утка, журавль, чайка, кулик, белая цапля, фламинго. На берегах глубоких горных озер, разбросанных в мелкосопочнике, водятся ныряющие птицы: гоголь, гагара, крохаль, турпан.[12, 53]

  1.  Зона полупустыни

Полупустыни Казахстана, являясь переходной зоной между пустынями и степями, тянутся от берегов Урала до Алтайских гор на 2900 км шириной от 30 до 300 км. Они охватывают 14% всей территории республики. Южная граница зоны проходит по 48° с.ш.[13]

Полупустынная зона формируется в переходной полосе между степной и пустынной зоной в условиях аридного климата с господством сухого континентального воздуха. Суммарная солнечная радиация составляет 110-130 ккал/см2 в год, радиационный баланс 40-50 ккал/см2 в год.Годовая амплитуда температур на 24-26° выше средней для данных широт. Летом на всей территории очень жарко. Средняя температура июля +22+24°С, иногда она доходит до 40°С жары. Зима суровая, преобладают ясные морозные дни. Средняя температура января -15-17°С, самая низкая температура -50°С наблюдается на востоке.[15, 24] Осадков выпадает мало, их среднегодовое количество колеблется между 180 и 300 мм. Больше всего осадков выпадает в конце весны – начале лета, совсем мало их зимой и летом. Коэффициент увлажнения – 0,2-0,3.Годовой сток не превышает 10 мм и более 90% его приходится на весеннее половодье (апрель). Реки немногочисленны, и после половодья большинство их пересыхает. Наиболее крупные реки с постоянным стоком – Уил, Эмба, Тургай, Сарысу, Аягуз. В полупустынной зоне насчитывается более 3000 озер. В большинстве из них вода солоноватая или соленая.[14, 162]

Зона полупустыни в Казахстане имеет только одну подзону – типчаково-полынная полупустыня (пустынная степь) со светло-каштановыми почвами.[Приложение №3][3, 300]

Зональные почвы – светло-каштановые. От темно-каштановых они отличаются меньшим содержанием гумуса. Гумусовый горизонт мощностью 25-35 см содержит 2-4% гумуса. На равнинах и пониженных участках с глинистым грунтом значительное место занимают солонцы.[16, 113]

В пустынно-степной зоне распространены как степные, так и пустынные растения. Растительный покров в основном составляют типчак, полынь, ромашка, ковыль, волосатик. В некоторых местах среди полыни растут кохия, эбелек, терескен, лебеда. Долины между хребтами Улытау, Чингизтау и другими заняты лугами с обильной растительностью. На склонах этих гор встречаются березово-осиновые рощи и сосновые боры с подлеском из боярышника, черемухи, шиповника, черной смородины и малины. Горносопочный гранитный массив Кызылрай (1565м) – оазис в безводных полупустынях. Здесь растут сосновые леса. На равнинах и в мелкосопочниках встречаются солончаки и солонцы. В центре солончаки не имеют растительности, только по окраинам они покрыты различными растениями.Поймы рек в полупустынной зоне более богаты растительностью. Там растут вейники, чий, камыш. На отдельных участках – тальник, шиповник, жимолость.[17, 83]

В полупустыне, как в степи и пустыне, обитают грызуны – суслики, тушканчики, зайцы-песчаники. Степные хорьки и лисицы, из птиц – орлы, жаворонки. Из млекопитающих встречаются сайгаки и джейраны. Много ящериц и змей. Среди змей есть неядовитые полоз, удав, чик и уж и ядовитые – степная гадюка, щитомордник.[12, 101]

  1.  Зона пустыни

Пустыни Казахстана охватывают весь юг республики, резко расширяясь на западе, где они переходят в пустыни Средней Азии. В Казахстане пустынная зона простирается сплошной полосой шириной 500-700км от берегов Каспийского моря до предгорий  Тарбагатая на 2800 км. Она занимает 117 млн га, или 44% территории республики.[18, 14]

Климат пустынь очень сухой. Суммарная солнечная радиация возрастает от 130-140 ккал/см2в год на севере пустынь, до 160 ккал/см2 в год – на юге, а радиационный баланс – соответственно от 45-50 до 50-60 ккал/см2 в год.Среднегодовое количество выпадающих осадков нигде не превышает 200 мм. В некоторых местах пустынной зоны количество годовых осадков не достигает и 100 мм. Летом дожди бывают очень редко. Наибольшее количество осадков выпадает зимой. Зима холодная. Морозы доходят до -40°С. Лето очень жаркое, душное и сухое. Средняя температура июля на севере +24+26°С, на юге +28+30°С. Летом поверхность песка нагревается до +70°С. Все это приводит к большой испаряемости.[19]

Территория пустынь Республики Казахстан относится к области внутреннего стока. Котловины и впадины, весной наполняемые талой снежной водой, летом высыхают. Вследствие сухого воздуха и незначительного количества осадков в пустынной зоне местных рек нет. Кроме тех, которые берут начало за ее пределами (Урал, Эмба, Сырдарья, Сарысу, Чу и др.). Так как эти реки протекают через пустыню, они теряют много воды в результате испарения или используются для орошения, и поэтому не всегда доходят до устья. В связи с этим большое значение имеют грунтовые и глубинные воды. В пустынной зоне находятся самые крупные артезианские бассейны: Кызылкумский, Чу-Сарысуский, Южно-Балхашский, Сырдарьинский, Бетпакдалинский, Мангыстауский, Прикаспийский.[20]

Крайняя аридность при высокой теплообеспеченности придает общность всем пустынным природным комплексам, однако огромная протяженность по широте обуславливает существенные зональные различия, позволяющие выделить следующие подзоны:

  1.  Подзона северной (остепненной) пустыни с бурыми почвами расширена (до 670 км) на севере Прикаспийской низменности. В Приаралье она суживается до 359 км, севернее Балхаша – до 75-100 км, а на крутых склонах Тарбагатая до 20-30 км.[3, 302]
  2.  Подзона средней пустыни с серо-бурыми, такыровидными и песчаными почвами. Южная граница подзоны определяется суммой температур выше 10°, равной 4000-4200°. Ширина подзоны колеблется от 425 км на Устюрте до 300-200 км в более восточных районах, где она сужена горами.[3, 303]
  3.  Подзона южной пустыни с серо-бурыми такыровидными и песчаными почвами.[Приложение №3][3, 304]

На севере пустыни распространены бурые почвы, развитые на легких суглинках. Бурые почвы отличаются от каштановых цветом и незначительным содержанием гумуса (2,5%). На юге пустыни преобладают серо-бурые почвы. В их составе гумуса еще меньше (1,0-1,2%), но они богаты минеральными веществами.[21, 179]

В Казахстане выделяют следующие типы пустынь:

  1.  Песчаные пустыни занимают около 1/3 всей пустынной зоны. К самым крупным из них можно отнести Кызылкум, Приаральские Каракумы, Мойынкум, Сарыесик-Атырау и пески Прикаспийской низменности. Пустыни здесь возникли десятки тысяч лет назад на месте бывших рек и озер. Перенесенные ветром пески образовали барханы, бугры и гряды. Пески быстро впитывают воду и медленно ее испаряют. Обычно высыхает только верхний слой, под которым песок всегда остается влажным. На небольшой глубине можно обнаружить грунтовые воды. Пригодные для питья. Почвенный покров на подвижных песках почти отсутствует. На грядах и буграх он представлен рыхлопесчанными, а на межгрядовых котловинах и равнинах супесчаными – бурыми и серо-бурымии – почвами. В местах, где грунтовые воды подходят ближе к поверхности земли, возможны посевы зерновых и бахчевых культур.

В песчаных пустынях распространено несколько видов полыней, злаки, например, селин. Он имеет длинные корни, которые закрепляют песок. Весной растут песчаный ковыль, кострец, осока, песчаная полынь, песчаный типчак, житняк, овес песчаный, мятлик, ромашка пустынная, кумарчик. Летом вся травянистая растительность выгорает. На юге Казахстанав долине Сырдарьи, в пустынях у подножия Каратау, в Западном Тянь-Шане сохранилась цитварная полынь. Она растет только в Казахстане. Из молодых листьев и соцветий цитварной полыни вырабатывается очень ценное лекарственное средство – сантонин. Цитварная полынь занесена в Красную книгу Казахстана.[7, 156]

Пустынные растения хорошо приспособлены к природным условиям обитания. Листья у них заменены чешуйками и колючками или покрыты волосками, защищающими растения от излишнего испарения. Почти все песчаные растения имеют длинные корни. В песчаных пустынях кроме травянистой растительности есть и кустарниковая: жузгун, песчаная акация, терескен. Кустарниковые растения невысокие и слабо облиственные. В пустынях растет и саксаул: белый – на песчаной, а черный – на солонцеватой почвах.[7, 157]

  1.  Глинистые пустыни расположены среди песчаных массивов или по их окраинам. Самые крупные глинистые пустыни – Устюрт, Бетпакдала и правобережье реки Сырдарьи. Понижения равнинного Устюрта ззаняты солеными озерами, солончаками, солонцами и такырами. На плато Устюрт преобладают бурые, часто солонцеватые почвы. Из растений наиболее типичны полынь, биюргун и боялыч. Встречаются заросли черного саксаула. На отдельных понижениях – чий, ковыль, мятлик. В Бетпакдале, как и на Устюрте, весной развивается эфемерная растительность, которая с наступлением лета быстро выгорает.[7, 157]
  2.  Каменистые, или щебнистые, пустыни в Казахстане занимают небольшие площади на юге Сарыарки, на востоке Бетпакдалы и на Устюрте. Растительность здесь почти такая же, как и в окружающих пустынях. Речные долины в зоне пустынь имеют особую растительность. Здесь встречаются густые заросли кустарников, состоящие из разнообразных растений. Такие заросли называются тугаями. Они особенно типичны для долин ирек Сырдарья, Чу и Или. В тугаях ближе к воде растут камыш и тростник. Дальше от русла рекаи – высокие кустарники – чингил, ива, лох, облепиха, а в более сухих местах долины – тамариск, с красными листьями и белыми цветами. Встречаются также верблюжья колючка и другие растения, имеющие длинные корни, уходящие в глубь земли. Животный мир пустынь очень своеобразен. К условиям обитания приспособились только некоторые виды змей и ящериц. Из ящериц распространены агамы, гекконы, песчаные и ушастые круглоголовки и огромные вараны. Встречаются степной уддав, стремительная стрелка, щитомордник, а также черепахи и ежи. В южных пустынях Казахстана их ядовитых паукообразных обитают скорпионы, тарантулы, каракурты, фаланги. В пустынях Бетпакдалы, на Устюрте и в Южном Прибалхашье из крупных копытных обитают сайгаки и джейраны. Многочисленные грызуны – тушканчики, суслики, песчанки – в неблагоприятные периоды года прячутся в норы и впадают в спячку. В густых тугайных зарослях водятся кабаны, волки и камышовые коты. Из птиц в зоне пустынь обитают азиатские, малые, солончаковые и ххохлатные жаворонки, саксаульные сойки, пустынные славки, саксаульные воробьи. Из хищных птиц встречаются канюк-курганник и орел-могильник. В тугаях водятся сороки, вороны, серые кеклики, фазаны, на озерах и речных просторах Сырдарьи – гуси, утки, казарки, чайки, пеликаны, белые цапли.

Пустыни используются большей частью как пастбища. Выпас скота привел к сильному изменению растительности, почв, а в песчаных пустынях и рельефа. [7, 158]

  1.  Высотные пояса гор

Поскольку горы Казахстана в ряде районов поднимаются выше 4000 м и достигают 6995 м в Тянь-Шане (пик Хан-Тенгри), а температура воздуха при подъеме на каждые 100 м опускается на 0,5 – 0,6°С, в них очень контрастно выражена высотная поясность. Подножья Тянь-Шаня расположены в полупустынях, а выше 4000-4500м вечно царствует мороз и снега. Уже первые исследователи этих гор выделили ряд высотных полос или «зон жизни». Так, еще в 1858 г. П.П. Семенов Тянь-Шанский (1946) описал семь таких полос. Теперь по различию почвенного покрова и растительности выделяются 15 полос (включая и нивальный пояс). Однако для целей общего районирования приводятся таксономические единицы более высоких рангов, и поэтому здесь выделяются 5 высотных поясов. Входящие в них полосы охарактеризованы в таблице.[Приложение №5] Такими поясами являются: подгорно-предгорный полупустынный, низкогорный степной, среднегорный лугово-лесной и лугово-субальпийский, высокогорный луговой субальпийский и альпийский.[Приложение №4] [3, 304]

Высокогорные области Казахстана занимают 13,5% его территории, в отличие от равнинно-низкогорной части, имеют свои особенности распределения почв, растительности и животного мира. Здесь наблюдается вертикальная зональность.

Состав и количество высотных почвенно-растительных зон зависят от географического положения и прежде всего от географической широты и высоты гор. Этим объясняется то, что каждая горная страна имеет свой облик природы. [22, 81]

В связи с тем, что с поднятием вверх происходит понижение температуры и повышение влажности, климатические условия в горах иные, чем на окружающих равнинах. Весеннее развитие растений на каждые стто метром высоты опаздывает на 2-3 дня, а осеннее увядание наступает на только же раньше.

Казахстанский Алтай расположен на границе полупустынной и степной зон, поэтому нижний пояс гор представляет собою степь. Почвы здесь черноземные. До высоты 400 м западные предгорья Алтая покрыты ковыльно-разнотравными степями. Распространены ковыли, типчаки, вейники, мятлики. Из кустарниковых растений значительное место занимают шиповник, жимолость, боярка, таволга, карагана. На южных и юго-восточных предгорьях степь поднимается выше до 600 м. Там она имеет характер полынно-типчаковой и типчаково-ковыльной степи со светло-каштановыми почвами. Из кустарников – барбарис, шиповник, боярышник.[22, 81]

Выше степного пояса, до высоты 1000 м на западе и 1500 м на юге, лежит лесостепной пояс. Здесь наблюдается чередование степной растительности с лесной, представленной березой и осиной. В долинах рек растут тополь, ива, черемуха, шиповник, боярышник.

Лесостепной пояс меняется лесным. Почвы здесь темные, горнолесные.  На осыпях и каменистых склонах почв нет совсем. В западной и северо-западной частях лесного пояса преобладают сибирские темнохвойные породы, такие, как сибирская ель, пихта, кедр. На юго-востоке и юге леса состоят из светлохвойных пород – лиственницы и сосны. Значительное место среди лесов занимают горные луга, где распространены такие травы, как лисохвост, ежа, борщевик сибирский, иван-чай. Верхняя граница лесного пояса заканчивается низкорослыми кедровыми зарослями.[22, 82]

Субальпийский и альпийский пояса начинаются с высоты 2000 м на северо-западе, 2400 м на юго-востоке. Там на горно-луговых почвах развиты высокогорные луга. Из трав наиболее распространены альпийская тимофеевка, манжетка, алтайская фиалка, примула с красивой шапкой разных цветов, сидящих на стебле, герань, лютики.

Выше альпийского пояса наблюдается типичная горная тундра с мохово-лишайниковой растительностью. Встречаются некоторые альпийские виды – куропаточья трава, камнеломка.

Животный мир высокогорной зоны, особенно в лесном поясе, значительно богаче,. Чем в соседних природных зонах. В алтайских лесах обитает много видов животных сибирской тайги. Там есть бурый медведь, в еловых и кедровых лесах – кабарга, безрогий олень, на деревьях  - маленькая белка, белка-летяга и в земляных норах – бурундук.  Из птиц в лиственных лесах и кустарниках распространены тетерев-косач, в хвойных лесах – глухарь и рябчик.[22, 83]

Саур-Тарбагатай расположен южнее Алтая в пределах полупустынной зоны, в большей части склоны покрыты пустынно-степной, степной и лесо-лугово-степной растительностью. По долинам рек и в ущельях имеются осиново-яблоневые рощицы. Саур-Тарбагатай по характеру и типу растительности сходен с Южным Алтаем.[22, 83]

Джунгарский Алатау находится в пределах зоны пустынь, поэтому в нижнем поясе гор (до высоты 600 м на севере и до 1200 м на юге) распространена растительность пустынного типа. На сероземных почвах растет полынь, солянка, изень.

Выше пустынного пояса поднимается степной с типичными степными растениями – ковылем и тимофеевкой. Из кустарников здесь растут шиповник, жимолость, черемуха, боярышник, на юге – урюк.[22, 83]

За степным поясом до высоты 2200 м поднимается лесо-луговой пояс. Леса состоят из тяньшанской ели с примесью сибирской пихты, которая на юг не заходит. На юге этот пояс выражен слабо, леса встречаются лишь в горных ущельях и долинах рек. Степь там принимает несколько лугово-степной характер и постепенно сливается с субальпийским и альпийским поясами. В субальпийском поясе распространены  манжетковые, гераниевые луга и арчовые заросли. В альпийской зоне преобладают кобрезия, алтайская фиалка, камнеломка, альпийский мак.

Животный мир Джунгарского Алатау смешанный. В лесо-луговом поясе – бурые медведи, рыси, зайцы-беляки, волки, лисицы. В высокогорье много горных диких козлов, архаров, серых сусликов, или тарбаганов, встречаются красные волки.[22, 84]

Из птиц в лесо-луговом поясе гнездятся: сибирский трехпалый дятел, кедровка, клест-еловик, березовая сова, тянь-шанский королек. В высокогорномпояе – темнобрюхий улар, центрально-азиатская галка.

Горная страна Тянь-Шань также расположена в пустынной зоне, но ее почвенно-растительный покров отличается большим разнообразием. Наряду с местными тяньшанскими видами растений, встречаются центрально-азиатские и некоторые северные.

В Заилийском Алатау и на северных склонах Кунгей Алатау вертикальная зональность выражена особенно хорошо. До высоты 800 м поднимается полынно-злаковая пустынная степь, где преобладают белая полынь, ковыль и типец.

Выше, до 1100 м она сменяется разнотравно-злаковой степью, с горными черноземами на лессовидных суглинках. Растительность состоит из типчака, ежи, костра безостого, пырея ползучего, шиповника, кизильника.

Выше начинается лесо-луговой пояс. Лесная зона получает наибольшее количество осадков. В ее пределах развита древесно-кустарниковая растительность. Леса представлены здесь главным образом тяньшанской елью.

От лесо-лугового пояса до высоты 3100 м поднимаются субальпийский и альпийский пояса. [22, 84]

Самая верхняя зона гор покрыта ледниками и снежниками. Отсюда берут начало многочисленные горные реки, орошающие поля в предгорьях.

Западный Тянь-Шань по характеру растительности отличается от Северного Тянь-Шаня. Пустынно-степной пояс охватывает здесь все предгорья и низкогорья. На горных сероземах распространена злаково-полынная растительность пустынной степи.

Субальпийский и альпийский пояса лежат выше 3000 м, они имеют характер типчаковой степи, в которой широко распространена туркестанская полушаровидная арча.[22, 84]

Животный мир Тянь-Шаня разнообразен, но менее богат, чем на Алтае. Здесь нет белок, глухарей и рябчиков. В лесном поясе водятся рысь, марал, косуля (елик) и кабан. В Западном Тянь-Шане обитают дикобраз, туркестанская крыса, длиннохвостый сурок. В верхнем поясе , на границе с вечными снегами, водятся ласка, горностай, полевка, горный козел, архар и хищники – снежный барс и волк. Из птиц живут: кеклик – горная куропатка, индийская красная мухоловка, в Заилийском Алатау – синяя птица, или лиловый дрозд.[22, 85]

Высотная поясность выражена не только в высоких горных хребтах, но и в изолированных низкогорьях. Даже в узком кряже Мугоджар, максимальная высота которого ровна всего 656 м, а относительная не превышает 300 м, влияние высотной поясности сказывается в том, что границы широтных зон и подзон сдвигаются к югу на расстояние от 30 до 100 км. На Центрально-Казахстанском мелкосопочнике воздействие рельефа значительно интенсивнее и приводит к возникновению обособленных ареалов высотных поясов. Таков, например, в Кокчетавском массиве (приподнятом до 400-500 м и лишь в одной точке до 887м абсолютной высоты, тогда как высота окружающих районов равна 300 м) лесостепной высотный пояс с обыкновенными и горными черноземами, расположенный среди подзон умеренно-засушливых разнотравно-ковыльных и засушливых разнотравно- ковыльных степей. Подобные явления, естественно, усложняют сеть районирования. [3, 306]

В заключение необходимо остановиться на вопросе о влиянии экспозиции на изменение природных условий в горах и на равнинах. Прежде всего оно сказывается в резком иссушении и разогревании горных склонов, обращенных к югу. Именно с этим явлением, в частности с зимним протаиванием южных склонов, используемых для зимнего выпаса, связано название хребтов Тянь-Шаня – Ала-Тау (пегие горы).Влияние экспозиции проявляется в возрастании количества осадков в тех местах, где влагонесущие ветры, поднимаются вверх по долинам (например, на западном Тянь-Шане), и в повышении влажности, а также количества осадков и более равномерном выпадении их на склонах, обращенных к  влагонесущим ветрам; причем это сказывается и на прилегающих равнинах на расстоянии от 30 до 125 км от гор. Именно поэтому высокогорные и даже среднегорные хребты нигде не граничат на увлажненной стороне с пустынями, а окаймлены равнинами с полупустынным и даже степным климатом (Чимкентский амфитеатр с пырейными степями). Такое же влияние оказывают и низкогорья и даже мелкосопочник в том случае, если они обладают дробно, хотя и неглубоко расчлененным рельефом и значительной шириной. Таково воздействие Южного Урала на климат Предуралья и Центрально-Казахстанского мелкосопочника на прилегающие к нему с запада равнинные районы Тургайское плато. Так, равнины Есильского района обладают и большим количеством осадков и значительно более равномерным их выпадением по годам. [3, 306]

Влияние экспозиции проявляется также в резком иссушении территорий, расположенных на заветренных сторонах. Так, зауральское плато намного суше Предуралья и Южного Урала в силу фенообразного эффекта при переваливании через Урал влагонесущих ветров атлантического тока. Такое же явление наблюдается и на северо-восточном обрамлении Центрально-Казахстанского мелкосопочника, где, например, зона степи в районе Кзылту значительно обеднена осадками, а южнее значительно расширена зона полупустыни. И, наконец, межгорные впадины из-за более интенсивного разогревания и развивающихся поэтому в них восходящих токов всегда обладают значительно меньшей облачностью и большей сухостью. Таковы, например, условия в Зайсанской полупустынной впадине, пустынной Алакольской впадине и в полупустынной долине реки Или, в ее широтной части. Чем более детально районирование, тем больше имеется возможностей выявить это сушественное и разнообразное воздейсттвие экспозиции. [3, 307]

Глава 2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И НАРОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЗОН КАЗАХСТАНА

  1.  Экологическое состояние природных зон Казахстана

По результатам анализа при подготовке Национального плана действий по охране окружающей среды выделены три зоны, представляющие приоритетные экологические проблемы:Прикаспийская (области:Атырауская, Мангыстауская), Восточная (области: Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Карагандинская, Акмолинская), Южная (области: Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская. Кызылординская).[Приложение №6][23, 121]

Каждая из вышеперечисленных зон  относится к определенной природной зоне Казахстана, поэтому каждой из них свойственны свои экологические проблемы.

Природные ландшафты лесостепи  подвергались очень сильному и длительному антропогенному воздействию, главным образом из-за плодородных почв на севере. 90% лесостепи распахана и интенсивно используется под земледелие — традиционное занятие коренного населения.[24]  В Северном Казахстане, районах освоения целинных и залежных земель на черноземах и каштановых почвах, многолетнее возделывание монокультуры зерновых вызвало дегумификацию и потерю плодородия почв на 25-30% от исходного, что обусловило снижение продуктивности пашни, кормовых угодий и развитие процессов ветровой и водной эрозии. Местами ещё можно встретить отдельные уцелевшие участки лесостепи. [25, 280]

Современное экологическое состояние природных комплексов степной зоны – это результат длительного хозяйственного воздействия: сначала охоты (истребление копытных), затем выпаса домашнего скота (распространение растений, устойчивых к выпасу, уплотнение почвы, снижение биологичекой продуктивности) и распашки (почти полное уничтожение растительного покрова). В связи с этим происходит перестройка биологического круговорота и изъятие минеральных элементов с урожаем, потеря минеральных веществ из-за плоскостного смыва, эрозии и дефляции. [13] В настоящее время наиболее важной экологической проблемой для степной и полупустынной зон является загрязнение почв тяжелыми металлами и радионуклидами, но особенно интенсивно в зоне влияния промышленных предприятий, урбанизированных центров, местах добычи и переработки полезных ископаемых. Наиболее загрязненными территориями стали районы плато Бетпакдала и Прибалхашья, Мугоджары, Подуральское плато, равнины Прииртышья, Мангышлака и Прикаспия, межгорные  и внутригорные впадины Заилийского Алатау.[26, 18]

Распашка малопродуктивных земель степной зоны (солонцов, песчаных и засоленных почв) привела к уничтожению естественных пастбищ.Природные пастбища составляют основу кормовой базы животноводства республики. Бессистемное использование природных кормовых угодий привело к резкому снижению урожайности пастбищ и сенокосов, усилению процессов их деградации, развитию эрозии и уплотнению почв. Из 183 млн. га пастбищ деградировало 24,1 млн. га, в том числе в степной зоне 3,6, полупустынной – 2,4, пустынной – 17,2.[27, 308]

Одной из немаловажных проблем для всех природных зон Казахстана, в частности длястепной и полупустынной зон является проблема промышленных отходов – их утилизация, использование, обезвреживание, захоронение и трансграничная транспортировка. Промышленные отходы, включая токсичные, до настоящего времени складируются и хранятся в различных накопителях, зачастую без соблюдения соответствующих экологических норм и требований. В результате этого почва, подземные и поверхностные воды многих регионов подвержены интенсивному загрязнению. Постоянно возрастающие объемы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты. С ростом высоты отвалов и терриконов они становятся все более интенсивными источниками пылеобразования.

Загрязнение почвы отходами, содержащими тяжелые металлы, вместе с сернистыми загрязнителями приводит к изменению состава микроэлементов и возникновению техногенных пустынь.

Природные и земельные ресурсы – основа развития хозяйственной деятельности и место расселения человека. Обеспеченность земельными ресурсами значительно различается по районам мира и постоянно уменьшается. Рациональное использование природных ресурсов – основная задача в настоящее время.  

Воздействие сельского хозяйства на окружающую природную среду проявляется прежде всего в истощении и загрязнении земельных и водных ресурсов. Из общего земельного фонда республики более 70% классифицируются как земли сельскохозяйственного назначения, на 15% которых осуществляется орошение.

Одной из острейших проблем современности является проблема деградации земель или опустынивания. Темпы роста процессов опустынивания в мире – до 23 млн га ежегодно.

Также на территории Казахстана в результате нерационального использования природно-сырьевых и водо-земельных ресурсов прогрессируют процессы опустынивания, как следствие, деградация почвенного и растительного покрова. В настоящее время опустыниванием охвачено около 180 млн. га площади или 66% территории РК. [25, 279]

Б.Т.Розанов, несмотря на разнообразие процессов опустынивания, выделяет наиболее общие факторы, приводящие к опустыниванию различных регионов нашей республики:

  •  Деградацию растительного покрова и сопутствующую ей эрозию почв в результате чрезмерного выпаса;
  •  Усиление эрозии и дефляции засушливых земель при их интенсивном и нерациональном использовании под богарное земледелие без учета природных особенностей почвенного покрова;
  •  Отсутствие взаимодействия и кооперации между земледелием и животноводством;
  •  Уничтожение растительного покрова при заготовке топлива;
  •  Нарушение растительного и почвенного покрова в результате дорожного и промышленного строительства, геологоразведочных работ, разработок полезных ископаемых, строительства населенных пунктов и ирригационных сооружений, засухи;
  •  Разрушение хрупкого пустынного покрова автотранспортом;
  •  Уничтожение растительного покрова и разбивание почв скотом вокруг неправильно расположенных и нерационально организованных водопойных колодцев;
  •  Вторичное засоление, подщелачивание и подтопление порой окружающих их земель;
  •  Рост солончаковых пустынь в бессточных бассейнах.

В результате экстенсивного использования и загрязнения значительная часть земель утратила свою продуктивность, что привело к серьезным социально-экономическим последствиям в аграрном секторе.

Самыми важными и необходимыми факторами успешного выполнения борьбы с опустыниванием являются: восстановление деградированных областей, эффективное использование водосборов, борьба с засолением земель, охрана почвенных и водных ресурсов, дренажные работы, закрепление песков, облесение, управление пастбищами и создание парков.

На сегодняшний день в республике сложилась неблагоприятная экологическая обстановка в степной и пустынной природных зонах.Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным становится вопрос дальнейшего совершенствования системы территориальной охраны природы. Те же условия определяют необходимость дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан (далее — ООПТ), как действенной системы сохранения биологического разнообразия государства.[28, 79]

На современном этапе размещение ООПТ на территории Республики Казахстан трудно квалифицировать как «экологическую сеть» в ее глобальном понимании. Вместе с тем, сейчас идет формирование региональных внутригосударственных экологических сетей в Заилийском Алатау, Жонгарском Алатау и в Алтайском регионе. Формируются элементы экологических сетей и на межгосударственном уровне — это Западно-Тянь-Шаньский и Алтай-Саянский экологические регионы. Начатые работы и разрабатываемые подходы должны быть продолжены по всем природным комплексам (лес, степь, лесостепь, пустыни, полупустыни, прибрежные и водные экосистемы), для которых организация экологической сети также актуальна, как и для горных областей.[29]

Под активной охраной находится: 10 заповедников, 12 национальных парков и 4 природных резервата.

Заповедники степной зоны: Коргалжынский, Наурзумский.

Заповедники пустынной зоны: Алакольский, Барсакельмесский, Каратауский,Устюртский.

Заповедники области высотной поясности: Западно-Алтайский,Маркакольский, Аксу-Жабаглинский,Алматинский.

Национальные парки степной зоны:Баянаульский, «Буйратау», «Бурабай»,Каркаралинский, Катон-Карагайский, «Кокшетау».

1 национальный парк, расположенный в пустынной зоне - «Алтын-Эмель».

Национальные парки области высотной поясности: Жонгар-Алатауский, Иле-Алатауский, «Кольсайские озёра», Сайрам-Угамский, Чарынский.

2 природных резервата находятся на территории степной зоны: «Ертисорманы», Иргиз-Тургайский, «Семей орманы» и 1 природный резерват расположен в пустынной зоне - «Акжайык».[29]

Заповедники и национальные парки  в  горных областях созданы с цельюкомплексной охраны биогеоценозов Казахстанского Алтая, Заилийского Алатау,  отрогов Западного и Северного Тянь-Шаня.

Одной из главных целей создания ООПТ является сохранение эталонных участков природных зон Казахстана.

Таким образом, по уровню экологического состояния территория Казахстана поделена на 6 регионов: условно неопасный, слабо опасный, умеренно опасный, опасный и чрезвычайно опасный регионы, где к последним 3-м регионам относятся природные зоны степи и пустыни, именно с этой целью на данной территории созданы заповедники, национальные парки и природные резерваты. А так как в настоящее время лесостепь и полупустыня также относятся к природным зонам, представляющие приоритетные экологические проблемы, то они требуют  незамедлительного принятия решений природоохранного плана.

2.2 Народнохозяйственное значение природных зон Казахстана

2.2.1Народнохозяйственное значение лесостепной зоны

Лесостепная зона хорошо освоена в народнохозяйственном отношении. Почти все степные участки распаханы и засеиваются озимой и яровой пшеницей, кукурузой, горохом, подсолнечником, гречихой. Только за последние десять лет в казахстанской лесостепи было освоено около 500 тысяч Га новых земель. Это в основном обыкновенные черноземы в пределах подзоныколочной лесостепи на правобережье Ишима. Освоение пахотнопригодных земельных массивов затруднено ввиду большой комплексности почвенного покрова – наличия солонцеватых черноземов с пятнами солонцов. Плодородие почв и культурной растительности снижает сильная водная эрозия на склонах грив. Кроме того, в колочной степи на супесчаных черноземах происходят процессы и ветровой эрозии.[30, 79]

Лесостепь, отдельные районы которой полностью обеспечены естественными кормами, выделяется и как зона развитого молочно-мясного скотоводства.

Среди степей разбросаны острова лесов. Они играют важную водоохранную и противоэрозионную роль, способствуют снегонакоплению, регулированию стока талых вод и обеспечивают питанием верхние горизонты грунтовых вод.[31]

2.2.2Народнохозяйственное значение степной зоны

В степной зоне большую хозяйственную ценность представляют пахотные земли, пастбища, сенокосы и водные ресурсы. Это преимущественно зона бесполивного земледелия, располагающая богатым пахотным фондом и отличающаяся развитым земледелием зернового направления и мясо-молочным животноводством. С освоением целины степная зона стала одной из крупнейших житниц страны. Если раньше здесь преобладали разнотравно-злаковые степи, то сейчас, особенно в северной подзоне степей, все пахотнопригодные почвы (несолонцеватые и нещебенистые), распаханы. Наряду с зерновыми культурами, в том числе и фуражными, сеют пропашные и многолетние травы. Под травосеяние используются солонцы  и солонцеватые почвы, площади которых в южной подзоне очень велики, особенно у озерных впадин и  речных долин.[32, 124]

Сильно снижают хозяйственную ценность пахотных земель степной зоны процессы водной и ветровой эрозии. Ветровой эрозии подвергаются не только «легкие» по механическому составу почвы, но и  «тяжелые» (глинистые и тяжелосуглинистые) карбонатные почвы. Основная причина – неправильное землепользование, в частности неумеренная пастьба скота, неправильная агротехника, бессистемная порубка лесной растительности. В результате действия ветровой эрозии почвы становятся менее мощными, происходит уменьшение содержания гумуса в  2–3 раза. Наибольший вред ветровая эрозия приносит хозяйствам южнойподзоны степей. Наличие легких почв, преимущественно распаханных, засушливость климата создают здесь благоприятные условия для пыльных бурь. Единичные случаи гибели и повреждения посевов от ветровой эрозии отмечаются ежегодно в том или другом районе степной зоны, а раз в 5-7 лет пыльные бури становятся настоящим бедствием: гибнут посевы на сотнях тысяч гектаров, носится верхний плодородный слой почвы, пашни выпадают из севооборота, превращаясь в бросовые земли. Важнейшими и наиболее эффективными средствами по борьбе с ветровой эрозией являются полезащитные лесные полосы, снегозадержание, полосное размещение культур и агротехнические приемы борьбы с разрушением структуры почвы. Так, при безотвальной обработке почвы сохраняются стерни, создается комковатость, которая устраняет разрушительное воздействие ветра на почву.[30, 88]

Определенная часть территории степной зоны в какой-то степени подвержена и линейной эрозии (оврагообразованию). Однако в сравнении с полупустынной и пустынной зонами, овраги в степях встречаются намного реже, а следовательно и благоприятных физико-географических условий для развития линейной эрозии меньше. Исключение – приречные участки, сильно изрезанные оврагами и промоинами. Причинами возникновения оврагов в освоенных степных районах являются неправильная  прокладка дорог и пешеходных троп, непродуманное строительство прудов, водосборов и т.д.[30, 88]

Смыв почвы (плоскостная водная эрозия) наблюдается в районах степной зоны с наиболее расчлененным рельефом, где встречаются пашни на склонах крутизной до 4. Чаще отмечается плоскостной смыв по бровкам ложбин, балок, особенно в северной подзоне степей на обыкновенных и южных черноземах, а также близ населенных пунктов и мест водопоя скота.[30, 89]

В степной зоне обнаружены большие запасы подземных вод. Только в Павлодарской области пробурено и сдано в эксплуатацию 123 самоизливающих скважины, общий дебит которых 1280 л/сек воды. Хозяйства, использующие подземные воды, получают, как правило, высокие урожаи овощей. В Семипалатинской области действует свыше 30 скаважин глубиной от 50 до 270 м с общим дебитом воды 400 л/сек. Подземные воды идут здесь на полив овощей в колхозах и саженцев в лесопитомниках. Рациональное использование подземных вод – одно из важнейших условий дальнейшего подьема земледелия в степной зоне.

Степная зона в пределах Казахстана богата также разнообразными полезными ископаемыми. В числе их крупные месторождения железных руд (Лисаковское, Соколовско-Сарбайское, Качарское и др.), каменного угля (Караганда, Экибастуз), бурого угля в северной части Тургайского плато, асбеста (Джетыгара), бокситов (Аркалык, в районе Кушмуруна), мирабилита, поваренной соли, различных строительных материалов. В новом пятилетии на базе имеющихся полезных ископаемых осуществляется дальнейшее развитие черной металлургии и химической промышленности в степных районах республики.[33]

2.2.3Народнохозяйственное значение полупустынной зоны

Полупустынная зона богата полезными ископаемыми, в частности медными, железными, марганцевыми и полиметаллическими рудами. Саое известное месторождение медных руд – Джезказганское на юге Улытауского массива, а также Коунрадское севернее г. Балхаша; есть медь и в горах Чингизтау. Железные руды имеются в районе Карсакпая, Каркаралинска и Атасу. Причем в Атасуйском районе они сочетаются с марганцевыми рудами. Наиболее же крупное месторождение марганца разрабатывается в районе Джезказгана. В границах полупустынной зоны много и неметаллических полезных ископаемых (каменная соль, фосфориты, асбест и др.).[30,96]

В сельскохозяйственном отношении полупустыня Казахстана – это зона мясо-сального и полутонкорунного овцеводства, мясо-молочного животноводства, коневодства и земледелия. К пахотнопригодным землям зоны относятся несолонцеватые светло-каштановые почвы, но их очень мало и распространены они в комплексе с солонцами и засоленными почвами, поэтому земледелие здесь носит очаговый характер. При орошении светло-каштановые незасоленные почвы могут быть использованы под различные сельскохозяйственные культуры.[30, 96]

Большая часть территории зоны является пастбищем. Злаковые травостои составляют весенние и раннелетние пастбища; во второй половине лета они выгорают. Незначительная мощность снежного покрова позволяет вести здесь зимний выпас скота. Полынные и особенно солянковые травостои осенью и зимой также служат пастбищами. Пастбища пригодны преимущественно для овец, коз и верблюдов. Однако недостаточная обеспеченность территории водой затрудняет выпас скота в летнее время, поэтому стада приходится держать вблизи озер, рек и других водоемов.

Проблема обводнения полупустынь Казахстана может быть решена за счет сибирских рек. Так, уже построился 476-километровый канал Иртыш-Караганда. Воды Иртыша при помощи 22 насосных станций подняты в «гору» на 475 метров, оттуда (из Караганды) часть их будет использована для орошения пахотнопригодных земель юга и юго-запада полупустынной зоны в пределах Центрального Казахстана.[30,97]

2.2.4Народнохозяйственное значение пустынной зоны

Большая часть казахстанских пустынь (75% всей зоны) представляет естественные угодья, которые подразделяются на эфемеровые, полынно-солянковые, злаково-полынные и полынные. Для всех угодий характерна незначительная кормовая продуктивность (2-4 ц/га). Более продуктивны весной эфемеровые пастбища, а осенью и зимой – полынно-солянковые.[30, 115]

Круглогодичными пастбищами считают песчаные угодья пустыни, которые наиболее равномерно обеспечены почвенной влагой и водопоями. Они покрыты хотя и редким, но разнообразным растительным покровом. Сенокошение возможно главным образом на участках с осоково-злаковой эфемерной растительностью. Наиболее безводны засоленные пустыни. Даже в тех случаях, когда грунтовые воды стоят на небольшой глубине, колодцы имеют горько-соленую воду.[30,115]

Из-за сухости климата пустынная зона в целом непригодна для земледельческого освоения. Небольшие площади богарных посевов приурочены преимущественно к предгорьям, где возделываются в основном зерновые (пшеница, ячмень, овес). При орошении пустынные почвы могут давать высокие урожаи разнообразных культур. Наиболее ценный фонд земель для развития поливного земледелия в пустынной зоне представляют площади аллювиально-луговых почв речных долин и дельт пустынных рек (Сыр-Дарья, Или и др.).[34,15]

К природным богатствам пустынь относятся и саксауловые леса. Богаты пустынные районы и промыслово-охотничьей фауной. Основные виды пушных зверей – лиса, хорь, суслик, заяц, сурок. В последние годы все большее значение приобретает промысел ондатры, особенно в дельте р. Или. Очень много водоплавающей промысловой птицы. Озера Балхаш, Аральское море, Северное побережье Каспия считаются самыми богатыми водоплавающей дичью районами СНГ.

В пустынной зоне находится основная часть геологически разведанных и разрабатываемых месторождений нефти и газа (Эмбенский район, Мангышлак) и других полезных ископаемых Казахстана.[30,115]

  1.  Народнохозяйственное значение гор Казахстана

В недрах гор Казахстана находятся многочисленные месторождения полезных ископаемых: свинца, цинка, железа, марганца, золота, серебра, олова, вольфрама, ртути, сурьмы и других рудных и нерудных богатств, являющихся сырьевой базой для развития горнодобывающей и металлургической промышленности республики. Особенно следует отметить Алтай, Джунгарский Алатау, хребет Каратау Северного Тянь-Шаня.

Другим большим богатством гор Казахстана являются обширные пахотнопригодные и пастбищные земельные ресурсы – основа развития земледелия и животноводства. Пастбища здесь преобладают над всеми другими видами сельскохозяйственных угодий. Основное поголовье скота содержится на пастбищах круглый год и примерно половина всего заготавливаемого сена собирается с естественных сенокосов.[30,153]

Земледелие сосредоточено в районах подгорных наклонных равнин, во впадинах и по долинам крупных рек, там, где возможно применение орошения и сельскохозяйственных машин. Общая площадь земель, пригодных для орошения земледелия и садоводства, составляет около 1,8 млн. га.

Велика также ценность лесов и кустарников гор Казахстана. Она заключается в их огромной водоохранной и почвенно-укрепляющей роли. Леса богаты промысловыми животными, лекарственными растениями, нужными для промышленности породами деревьев. Сейчас некоторые массивы хвойных и лиственных лесов Алтая, Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, орехово-плодовые леса Юго-Заподного Тянь-Шаня с их богатством и своеобразным животным миром объявлены государственными заповедниками.[30,153]

Глава 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЗОН КАЗАХСТАНА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

  1.  Анализ школьной программы  в преподавании цикла географических дисциплин

В связи с актуальностью данной темы, материалы и вопросы о природных зонах Казахстана включены в школьную программу по географии.

Так как понятие «природная зона» дается в 6 классе, а природные зоны, находящиеся на территории Казахстана рассматриваются еще в 7 классе при изучении темы «Природные зоны Евразии», то основные фундаментальные знания закладываются в 6-7-х классах при изучении физической географии. Также частично материал о природных зонах включен в следующие темы: «Рациональное использование природных ресурсов», «Арал», «Охрана пустынь», «Устюртский заповедник», в программе 5 класса «Проблемы охраны Арала», «Международная и Республиканская Красная Книга». В 4 классе также есть тема «Пустыни», где основной целью является сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Проанализировав школьные учебники, мы выяснили, что природные зоны Казахстана изучаются в школьной программе 8 класса. Изучению данной темы отводится 2 часа. Экологическое состояние и народнохозяйственное значение природных зон Казахстана изучается в 10-ом классе при изучении темы «Экологические проблемы». Особое внимание следует обратить на изучение данных тем, поскольку они включены в сборники тестов по подготовке Единого национального тестирования.

3.2 Особенности методики изучения природных зон Казахстана в школьной программе

Освоение компьютерных технологий – требование времени. Это в целом позитивный процесс. Он может стать для преподавателя географии прекрасным подспорьем в образовательной деятельности, пополнить список его наглядности новой современной формой. Мир стремительно меняется, и мы не имеем права отставать.[35, 3]

Трудно создавать образ какого-либо явления или процесса, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира». Не случайно в 1967 году ДэвидТрейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут компьютерные технологии.[35, 3]

Известно, что существует проблема падения интереса школьников к получению фундаментальных знаний в области естественных наук. Использование компьютерных технологий вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, позволяет сблизить сферу образования с окружающим миром. Использование визуальных методов при работе с ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность профессиональных усилий педагога. Но не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. Ведь к созданию подобных ресурсов легко привлекаются учащиеся, которые создают просто шедевры мультимедийной продукции.[35, 4]

Мы предлагаем диск с записью видеоролика по теме «Природные зоны Казахстана», а также презентации по каждой природной зоне. Данный диск является интересным пособием как для учащихся, так и для преподавателей географии, который  позволит сделать урок современным и интересным. Познакомившись с материалами данного сборника многие преподаватели заинтересуются опытом внедрения компьютерной технологии в современный образовательный процесс и пополнят свой педагогический багаж.

Все это приводит к интеграции информатики в рамках школы с другими школьными предметами.

Изучив и проанализировав школьную программу, мы выяснили, что, не смотря на то, что изучению данной темы отводится достаточное количество часов, ежегодно пополняемый объем материала  тяжело усваивается учащимися, в связи с чем мы решили разработать интегрированный урок по географии и информатике.

 Что такое интегрированный урок? Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока( это интересно, потому что необычно);

- возможность рассмотрения понятий, используемых в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мысленными операциями, такими, как сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д.;

- демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Одной из составляющих подготовки современного информационно-культурного человека является формирование грамотного пользователя персонального компьютера.

Появление компьютеров нового поколения в школе приводит к идее использования их не только на уроках информатики, но и при проведении интегрированных уроков: математики и информатики; литературы и информатики; географии и информатики; физики и информатики.[31]

 Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике. При проведении интегрированных уроков отмечается значительный интерес к ним со стороны учащихся. Данные уроки способствуют развитию теоретического мышления учащихся, они дают возможность преподавателю целенаправленно продемонстрировать наиболее важные приемы и методы умственной деятельности в нестандартных ситуациях.

На уроках информатики учащиеся 8–ых классов изучают пакет MicrosoftOffice (Word, PowerPoint). Полученные детьми знания и умения нужны для применения в различных областях.Мы изучили возможности применения текстового редактора MicrosoftWord и PowerPoint для выполнения заданий по географии в 8 классе.

Данный нами разработанный урок вызывает огромный интерес у учащихся, так как он содержит элементы рисования – работы в PowerPoint, затем подбор необходимых картинок растений и животных для той или иной природной зоны, где учащиеся сами выбирают размеры, подбирают количество рисунков, что соответствует программе 8-го класса по информатике. Используя учебники по географии, атласы Казахстана и интернет в качестве литературы учащиеся выполняют данную практическую работу, отвечают на вопросы. По окончании урока работа оценивается по двум дисциплинам одновременно: география и информатика – изучение природных зон Казахстана при помощи использования программ, таких как PowerPoint и MicrosoftWord. Изучение данной темы таким способом позволяет учащимся легко понять и усвоить новый материал.

Итоговые работы были представлены на интегрированном уроке географии и информатики «Природные зоны Казахстана»

Комбинация таких предметов как география и информатика имеет огромный успех уже сейчас. При помощи компьютерных технологий можно создать карту любого вида, обработать любые данные. В настоящее время студенты используют различные компьютерные программы для создания карт и атласов, такие как CorlDrou, Photoshopи другие, делая наложения различных карт для создания комплексных и т.д.

Поэтому уже сейчас на начальном уровне в школе необходимо учить этому детей, так как использование современных компьютерных технологий в методике преподавания географии имеет огромное значение.

Для закрепления знаний и умений по данной теме разработана практическая работа, в которой учащимся предлагается ответить на вопросы, заполнить таблицу, а также решить тесты в качестве итогового рубежного контроля.  Поскольку данная тема включена в сборники тестов по подготовке к ЕНТ, то она требует правильного подхода к ее изучению. В связи с этим мы разработали открытые и закрытые тесты по теме «Природные зоны Казахстана», в которые включены основные вопросы, часто  встречающиеся на ЕНТ.

Изучая данную тему, учащимся необходимо знать основные растения и животные каждой природной зоны Казахстана. В связи с чем мы решили для наибольшей визуализации изучаемого материала  в качестве дополнительной наглядности сделать брошуры по каждой природной зоне в отдельности, куда включен основной перечень растений и животных, который предлагается изучению учащимися 8-ых классов авторами учебников по физической географии Казахстана.

Разработанный нами интегрированный урок, практическая работа, составленные тесты и предложенный диск, а также брошюры  являются дополнением к тому объему материала, который предлагается учащимся на уроках географии в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная  курсовая работа посвящена характеристике природных зон Казахстана, в результате написания которой, изучив и проанализировав литературные источники и карты атласов, выполнили следующее:

Изучили теоретические аспекты природных зон Казахстана,охарактеризовали основные факторы, формирующие природные зоны и дали полную характеристику каждой природной зоне равнинной части Казахстана и высотным поясам гор.  

В предлагаемой работе делается попытка осветить и конкретизировать ряд вопросов, касающихся непосредственно данной темы,  показать все многообразие ландшафтов природных зон Казахстана, а также связи между обществом и окружающей его внешней средой.

Затронули вопрос об  экологическом состоянии природных зон Казахстана, так как в результате их интенсивного использования и загрязнения человеком, значительная часть земель утратила свою продуктивность, что привело к серьезным социально-экономическим последствиям, апроблема деградации земель или опустынивание в современную эпоху является одной из актуальнейших проблем.

На сегодняшний день в республике сложилась неблагоприятная экологическая обстановка, требующая незамедлительного принятия решений природоохранного плана.

Решению экологических проблем уделено огромное внимание. Данные проблемы человечества изучаются на всех уровнях,  учеными-геоморфологами, почвоведами, географами, также студентами ВУЗов и учащимися школах.

При написании курсовой работы был проведен анализ природных условий природных зон Казахстана  и выявлены особенности их изучения на уроках географии, а именно была изучена методика преподавания природных зон  в школьном курсе географии.

В приложения к курсовой работе мы подготовили карты, таблицы, диаграммы, тесты, разработку интегрированного урока и практической работы,  а также для наибольшей визуализации материала – диск с записью видеоролика и презентаций и брошюры. В целом можно отметить, что цель и задачи, поставленные перед курсовой работой, были достигнуты.

Таким образом, необходимо отметить, что данная тема весьма актуальна и требует доработки,  постоянного изучения с целью обновления и пополнения объема материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. К.М. Джаналиева, Т.И. Будникова, Е.Н. Вилесов, К.К.Давлеткалиева и др. Физичекая география Республики Казахстан: Учебное пособие. Алматы: Казахский университет, 1998. – 266 с.

2. По материалам сайта www.newsru.com

3. Федорович Б.А., Назаревский О.Р. Казахстан. М., Изд-во «Наука», 1969. – 481 с.

4. Фельдман Я.И. Климат северного Казахстана. – В кн.: Природное районирование Северного Казахстана. М. – Л., Изд-во АН СССР, 1960. – 290 с.

5. Герасимов И.П., Матусевич С.П. Новые материалы по географии почв Казахстана и проект легенды  к почвенной карте республики. // Изв. АН КазССРСер.почв., 1945. Вып.1-2

6. Вальтер Г. Растительность земного шара, т.1. М.,1968. – 274 с.

7. Бейсенова А., Карпеков К., Физическая география Казахстана. Учебное пособие. Алматы: Атамура, 2004.- 256 с.

8. Меньшикова Е.А. Влажность воздуха. Снежный покров. – Главы в кн.: Климат Казахстана. Л., Гидрометеоиздат, 1959. – 390 с.

9. Утешев А.С. Климаты Казахстана. – В кн.: Очерки по физической географии Казахстана. Алма–Ата, Изд-во АН КазССР, 1952. – 314 с.

10.  Соколов С.И. О зональности почв и почвенных зонах Казахстана. – Почвоведение, 1959, №9

11. Флора Казахстана. Т. 1-6. Алма-Ата, Изд-во АН Каз ССР. 1956-1963. – 365 с.

12. Формозов А.Н. Животный мир Казахстана. – М.: Наука, 1987.- 150 с.

13. По материалам программ радиостанции «Эхо планеты»

14.  Климат Казахстана //Под ред. Утешева А.С.- Л.: Гидрометеоиздат, 1959. - 367 с.

15. Кренке А.Н. Антропогенные изменения географической зональности и их влияние на соотношение тепла и влаги в климатической системе //АН СССР. Сер. Географическая, 1989. №3. -  43-50 с.

16. Фаизов К.Ш. Почвы пустынной зоны Казахстана. – Алма-Ата: Наука. Кн.1, 1980; Кн.2, 1983. -  239 с.

17. Соболев Л,Н. Растительный покров и его использование. – В кн.: Казахстан. М., 1969. – 314 с.

18. Фрейкин З.Г. Термин «пустыня» и словари. – Проблемы освоения пустынь. М., 1983, №3

19.  По материалам сайта www.1September.ru

20.  По материалам сайта  www.kursDoc.kz/

21.  Комплексная характеристика пастбищ пустынной зоны Казахстана //     Под ред. Курочкиной Л.Я. – Алма-Ата: Наука, 1990. - 232 с.

22.  Устименко П.Д., Утемагамбетов М.М., Карпеков К.Д. Физическая география Казахской ССР: Учебное пособие для 8 класса. - Алма-Ата, Мектеп,1989. – 103с.

23. Алишева К.А. Экология: Учебник. – Алматы: НАS, 2006. – 304 с.

24. По материалам сайта www.hyperlink.ru/

25. Фаизов К.Ш., Кененбев С.Б., Мамутов Ж.У., Есимбеков М.Б. География и экология почв Казахстана – Алматы, 2006. – 348 с.

26. Фаизов К.Ш., Асанбаев И.К. К вопросу о радиоактивном загрязнении почв. Гидрометеорология и экология, 1977,№ 4

27. Успанов У.У. Природные, природно-хозяйственные зоны и пахотно-пригодные земли Казахстана. – Вестник АН КазССР, 1958. – 420 с.

28. Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана. – Алматы: Санат, 1995. - 172 с.

29.  По материалам сайта www.5ballov.ru

30. Чупахин В.М. Физическая география Казахстана, Алма-Ата, Изд-во «Мектеп», 1968. – 259 с.

31.  По материалам сайта www.5ballov.ru

32. Аханов Ж.У., Елешев Р.Е., Джаланкузов Т.Д., Иорганский А.И. Проблемы рационального использования почв Республики Казахстан. // Состояние и рациональное использование почв Республики Казахстан. Алматы, 1998. – 268 с.

33. По материалам сайта   www.youtube.com/

34. Михайлова В.П. Растительные ресурсы Казахстана. – Вестник АН КазССР, 1951, №2

35. С.В.Долгорукова, И.А.Кугут. Уроки географии с применением информационных технологий. – Москва: Глобус, 2010. – 297 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23570. сновные фонетические особенности канадского варианта английского языка 31 KB
  €œClass€ €œbath€ €dance€ – произносится в американском варианте – с гласным номер 4. Дифтонг [ou] произносится в британском варианте т.которые в американском варианте произносятся с [ai] канадцы в основном произносят побритански с [i]. В канадском варианте английского языка в области грамматики не встречается существенных различий с британским вариантом.
23571. Акценты и диалекты в Великобритании 50 KB
  Взаимодействие близкородственных языков английского и скандинавских сказалось в наличии в современном А.В процессе образования нации происходило формирование национального английского языка складывавшегося на основе лондонского диалекта который сочетал в себе южные и восточноцентральные диалектные черты. развития английского языка характеризуется рядом изменений резко отграничивших среднеанглийскую звуковую систему от древнеанглийской. В то время как в 40 70е годы наблюдался расцвет скучного английского БиБиСи в 80е годы начали...
23572. ОППОЗИЦИЯ ЯЗЫКОВАЯ 53 KB
  В этом смысле говорят о фонологической оппозиции например между русскими фонемами k и r слова кот и рот различаются не только по звучанию но и по значению или о семантической оппозиции 'ед. Подобное истолкование позволяет использовать понятие оппозиции чтобы разграничить отношения между различными языковыми единицами – так называемые оппозитивные отношения – и отношения между различными вариантами одной и той же языковой единицы – неоппозитивные отношения.Трубецкой употребляли термин оппозиции не только по отношению к функциональным...
23573. Различие между транскрипцией фонологической и транскрипцией фонетической 34.5 KB
  Обозначение фонем 3. Обозначение отдельной фонемы должно четко отличаться от обозначения группы фонем. Если в данной транскрипционной системе отсутствуют специальные знаки для некоторых фонем например для аффрикат или дифтонгов и если они обыкновенно передаются группой из двух или более букв символизирующих их конститутивные элементы то группа знаков соответствующих фонеме такого рода должна связываться снизу дужкой например чешское ou немецкое pf. Когда обозначение определенных дизъюнктивных фонем диакритиками или определенных...
23574. ФОНЕТИКА 37 KB
  расчленяется в четырех направлениях: 1 антропофоника физиология звуков речи изучающая произносительную собственно физиологическую и слуховую акустическую сторону языка и фонология изучающая использование звуков для выражения значений для образования слов и фраз; 2 учение о фонетических элементах аналитическая Ф. Схематический разрез гортани и надставной трубы: a голосовая щель; b щитовидный хрящ; c надгортанный хрящ; d увула Звучание речи создается модификацией выдыхаемой воздушной струи истекающей изо рта и из носа в...
23575. Теория языка 2.51 MB
  bz Карл Бюлер Теория языка Оглавление Предисловие автора Введение. Теория языка вчера и сегодня Глава I. Модель языка как органона а формы существования конкретных языковых явлений 3. Знаковая природа языка в модель структуры языка 4.
23576. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ 1.42 MB
  Иными словами выяснение общеязыковых закономерностей внутренней логики и механизма действия языка с необходимостью входит в сферу общего языкознания. В то же время автор надеется что адекватным окажется и западноевропейское понимание этого слова: ср. Передача информации один из существеннейших видов и аспектов общения между людьми поэтому по словам В. 246 иначе говоря всякое слово есть результат абстрагирующей работы мысли слово дерево обозначает дерево вообще и наоборот абстрактное понятие общее для всех членов данного...
23577. История языкознания: Учебное пособие для cтудентов старших курсов и аспирантов 1.4 MB
  Здесь даны очерки посвящённые истории формирования и развития самобытной лингвистической мысли в государствах Востока и в странах Западного мира где лингвистическая традиция сложилась на основе грекоримских идей по философии языка и грамматике. Читатель обратит внимание на то что становление и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во многом своими путями отражая особенности как своих языков так и своих культур и что лишь в последние одиндва века наблюдается переориентация ряда восточных школ на европейские...
23578. Плезиохронная цифровая иерархия 32.5 KB
  Технологии передачи информационного сигнала развивались параллельно с развитием телефонных сетей. Постоянно растущее число пользователей и рост телефонного трафика привел к появлению систем мультиплексирования сигналов с разделением по частоте