87343

Обучение созданию текстов-описания в контексте современного начального образования

Курсовая

Педагогика и дидактика

Актуальность темы исследования. Начальная школа – фундамент образования каждого человека, поэтому необходимо сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Период обучения в начальной школе является особым в жизни ребёнка.

Русский

2015-04-19

67.58 KB

17 чел.

План

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы изучения письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования…………………….6

1.1 Основные цели и задачи обучения созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования………..6

1.2  Текст как лингвистическое понятие………………………………….11

Глава 2. Обучение созданию текстов-описания в контексте современного начального образования…………………………………………………………20

2.1  Создание текстов-описания…………………………………………..20

2.2  Система заданий и упражнений на формирование умения составлять письменный текст-описание…………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….32

Литература……………………………………………………………………….34

Введение

Актуальность темы исследования. Начальная школа – фундамент образования каждого человека, поэтому необходимо сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Период обучения в начальной школе является особым в жизни ребёнка. Это связано с изменением ведущей деятельности, с освоением  новой социальной позиции, с расширением сферы и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Приоритетным для начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит также умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.

Курс русского языка реализует две цели:

1) познавательная цель (предполагает  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся);

2) социокультурная цель (формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

-усвоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

-воспитание позитивного, эмоционально-ценностного  отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

-пробуждение  познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Как видно, овладение умением составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования входит в группу важнейших образовательных задач изучения русского языка.

В подавляющем числе работ, посвященных вопросам изучения родного языка в школе (Е.Д. Божович, О.Е. Грибова, В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.), констатируется недостаточный уровень речевого развития школьников.

Многие исследователи (К.Г. Беккер, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, М.Р. Львов, С.Г. Щёголева и др.) признают младший школьный возраст завершающим сензитивным периодом речевого развития.

Недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования:

Цель работы – теоретическое обоснование проблемы по обучению детей  начальной школы созданию письменных текстов-описания  по русскому языку.

Объект исследования – процесс создания письменных текстов-описания младших школьников на ранних этапах обучения.

Предмет исследования – методика создания письменных текстов-описания младших школьников на ранних этапах обучения.

В соответствии с поставленной целью  были определены следующие задачи:

- изучить теоретические основы изучения письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования

- рассмотреть обучение созданию текстов-описания в контексте современного начального образования

Глава 1. Теоретические основы изучения письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования

1.1 Основные цели и задачи обучения созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования

Важнейшей целью начального образования является развитие личности младшего школьника с учётом его индивидуальных особенностей. Какие же задачи ставит современная начальная школа?

К основным задачам относятся:

– формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

– воспитание способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

– развитие основных сфер личностного развития – эмоциональной, познавательной, а также саморегуляции.

В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы:

– осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

– желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и к самообразованию;

– инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

– математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Остановимся подробнее на первой задаче начального образования. О какой опорной системе знаний, которая обеспечивает возможность продолжить обучение в основной школе, идёт речь?

ответ на этот вопрос содержится в концепции фундаментального ядра содержания общего образования. В фундаментальном ядре содержания образования фиксируются:

1) основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;

2) универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Остановимся подробнее на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. В начальном образовании данный предмет занимает ведущее место. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьников по другим школьным предметам.

Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Фундаментальное ядро содержания образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: раздел

«Языковая система» и раздел «Речь». Первый предусматривает освоение основ лингвистики, второй – овладение речевой деятельностью.

В начальной школе первый компонент «Языковая система» представлен двумя содержательными линиями: «Система языка» и «орфография и пунктуация». Второй компонент «Речь» представлен содержательной линией «Развитие речи».

Всё сказанное выше позволяет заключить:

1. начальная школа является фундаментом всего последующего обучения. Основной целью обучения в начальной школе является всестороннее развитие личности младшего школьника.

2. В системе предметов начального образования русский язык занимает ведущее место. Успехи ребенка в изучении русского языка во многом определяют качество его подготовки по другим школьным предметам.

3. Современная начальная школа перестраивает ориентиры с освоения учащимися конкретных предметных знаний (ЗУновский подход, который, заметим, по-прежнему признаётся одним из важных) на формирование универсальных учебных действий. обеспечение развития универсальных учебных действий становится актуальной и новой задачей начального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Остановимся подробнее на примерной программе по русскому языку для начальной школы. Какое же место занимает работа по обучению детей созданию текстов различных типов в программе по русскому языку?

Курс русского языка в системе предметов общеобразовательной школы реализует следующие цели.

Познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся. Социокультурная цель – формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

– воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Овладение умением составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования входит в группу важнейших образовательных задач изучения русского языка.

Курс русского языка представлен тремя содержательными линиями: система языка, орфография и пунктуация, развитие речи. Приведём ту часть примерной программы, в которой описано содержание раздела «Развитие речи».

Развитие речи, осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

– достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать её;

– умения участвовать в диалоге, строить беседу с учётом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

– умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

– сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

Как видно, в программе большое внимание уделяется теме «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста и т.д.). Важное место в данном разделе отводится обучению детей типам текста, написанию сочинений-повествований, сочинений-описаний и сочинений- рассуждений.

1.2  Текст как лингвистическое понятие

Термин «речь» имеет второе значение «продукт речевой деятельности» – «текст». Чаще всего текстом называют записанную, напечатанную речь, но термин «текст» можно применить и к устной, и даже к мысленной, внутренней речи.

Текст как продукт речевой деятельности изучается в лингвистике текста. Понятие «текст» введено и в школьные учебники и программы для начальных классов. Следовательно, владение данным понятием обязательно для учителя начальных классов.

В лингвистике нет общепринятого определения понятия «текст».

Связный текст понимается обычно как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла (Т.М. Николаева).

Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное (Н.Д. Бурвикова).

Текст – это связь, по меньшей мере, двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения – передача информации или обмен мыслями между партнёрами (Г.В. Колшанский).

Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литератур- но обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку (и.Р. Гальперин).

Общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике нет. Однако большинство лингвистов выделяют единые признаки текста. Рассмотрим их подробнее.

Членимость текста. текст состоит из нескольких предложений. Первое, что узнают дети в начальной школе, – что текст состоит из двух или нескольких предложений.

Смысловая ценность текста. тема и основная мысль текста придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью текста тесно связано понятие завершённости высказывания. из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста: текст – это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль); текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Структурная связность текста.   основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. С точки зрения коммуникативного синтаксиса (теории актуального членения) предложения делятся на две части: относительно известную (тема) и новую (рема). В теме повторяется часть информации из предыдущего предложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена. В реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперёд. Теморематические цепочки могут быть представлены несколькими моделями.

Чтобы обеспечить  связность при построении текста, нужно расставить предложения в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли, а порядок слов в предложении подчинить коммуникативной задаче высказывания.

Внешними скрепами, передающими связность входящих в текст предложений, являются:

1) повторяющиеся слова;

2) личные (3-е лицо) и указательные  местоимения;

3) синонимы;

4) антонимы;

5) родо-видовые обозначения;

6) однокоренные слова;

7) сочинительные союзы;

8) частицы и другие языковые средства.

Важную роль в создании связности текста играет порядок слов.

Такие характеристики текста, как членимость, смысловая цельность и структурная связность, признаются всеми исследователями. Данные признаки считаются необходимыми и достаточными для раскрытия понятия «текст» в школе.

Понимание отличительных особенностей текста позволяет определять те умения, которые важно формировать у младших школьников. Понимать тему текста, раскрывать её в своём высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать её и развивать в своей, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой – вот те умения, которые в методике принято называть умениями связной речи.

В жизни ребёнку приходится создавать высказывания разных типов: говорить то  о последовательно  сменяющих друг друга событиях, то о признаках предмета, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений.

Типы текста

Повествование – функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами.

Повествование динамично, так как выражает развёртывающиеся действия или состояния.  Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).  

По выражаемым смысловым значениям и соответствующим структурным особенностям повествование бывает трёх видов.

Конкретно-сценическое повествование, благодаря конкретности и хронологической последовательности действий, а также обстановке, выражаемой обстоятельственными словами, можно инсценировать без каких-либо существенных изменений текста. такое повествование состоит, по словам О.А. Нечаевой, как бы из следующих друг за другом картин или сцен. такое повествование является своеобразным сценарием.

Обобщённо-сценическое повествование   сходно с конкретно- сценическим, так как в нём также сообщается о конкретных последовательных действиях. но глаголы, которые выражают действия, являются глаголами несовершенного вида.

Информационное повествование представляет собой своеобразный пересказ о действиях субъекта. В нём нет расчленённых действий, как в сценическом повествовании.  В таком повествовании есть только тема, как, напротив, в сценическом, есть конкретное раскрытие этой темы. Это чаще пересказ или косвенная речь.

Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Для выражения динамики действия повествование обладает многообразной системой лексических и грамматических средств.

Описание – функционально-смысловой тип речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета  в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую  структуру.

В описательном типе текста объект носит опредмеченный характер: это картина природы, какая-то обстановка, или это человек, животное; может быть и какой-нибудь неодушевлённый предмет. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т.д. путём перечисления признаков, характерных для данного момента обстановки, картины или предмета.

Художественное описание сходно с картиной, исполненной кистью художника, или с фотографическим снимком. такое сравнение обычно предлагают детям в начальной школе.

Признаки описания могут обозначать как временные явления,  так и постоянные свойства, качества, состояния. В приведённом примере были перечислены постоянные признаки.  Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размеры, цвет и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.).

Описание может быть развёрнутым,   подробным    и    сжатым, кратким.

Модальность в описании. В описании передаётся значение реальности явлений, иначе – прямое отношение действия к действительности, что выражается формами изъявительного наклонения. описанию не свойственна косвенная модальность.  ограниченное использование в описании  вводных слов, как и наклонений глагола, объясняется констатирующей сущностью описательной речи.

Категория времени в описании. описание может быть в форме настоящего, прошедшего или будущего времени, причём художественное описание чаще бывает в прошедшем времени, а научное или деловое – в настоящем.  В описании невозможно сочетание в одной микротеме настоящего, прошедшего и будущего времени в их абсолютном значении. Этим описание, прежде всего, отличается от повествования. таким образом, описание требует единого временного плана.

Однородные компоненты описания. Признаки описываемой природы, обстановки, внешнего вида (или характера) человека, а также какого-либо предмета образуют однородные члены, или компоненты описания.   Формой выражения однородных компонентов описания являются простые или сложные предложения. однородные компоненты описания могут быть распространёнными: в их составе возможны предложения для пояснения, уточнения содержания признака описываемого объекта. Эти пояснения выражаются самостоятельными предложениями или частями сложных предложений.

Структурно-смысловые описательные жанры. В результате  сочетания описательного типа речи с определёнными предметными объектами высказывания сложились описательные жанры, или разновидности описания.

Пейзаж – общий вид какой-либо местности; в художественном произведении  – картина природы.

• Портрет человека – включает описание внешнего вида какого- либо одушевлённого или неодушевлённого предмета (описание животного, растения, здания, предметов быта и т.д.).

• Интерьер – описание внутренней части какого-либо помещения.

• Характеристика – перечисление существенных особенностей, при- знаков кого-либо, чего-нибудь; название черт характера, наклонностей, рода занятий человека или свойств какого-либо предмета и т.д.

Эти описательные жанры возможны в различных стилях и видах устной и письменной речи.

Виды описания предмета. описание обобщённое (например, в энциклопедии) отличается большей упорядоченностью перечисляемых признаков.

Художественное описание предмета, кроме его признаков, обычно содержит ещё оценочную характеристику описываемых явлений. В авторской оценке признаки выражаются в образной форме: «принакрылась снегом, будто серебром» (сравнение).

В описании интерьера, обстановки преобладает перечисление статичных предметов, которые характеризуют обстановку только своим наличием в данном месте.

Описание портрета – словесное перечисление внешних черт человека, вида его лица, фигуры, одежды и так далее. Эти признаки как качества выражаются прежде всего именными частями речи: именами существительными, прилагательными, числительными, причастными формами.  Портретные черты могут проявляться и в действии.

В описании-характеристике называются внутренние черты характера, род занятий, наклонности, интересы человека. В описании- характеристике не устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями.

Синтаксические особенности описания выражаются в структуре предложений. Описанию свойственны номинативные предложения, в которых обозначается только наличие предметов или явлений и не выражается действие или состояние; безличные предложения со значением состояния в природе.

Рассуждение. В речевом общении люди не только повествуют о чём-то или описывают что-то, не только спрашивают или побуждают к действию, но и рассуждают, доказывая что-либо. Доказательства используются в научной, публицистической, художественной речи и в разговорном бытовом общении.

«В логическом плане рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем, что выражает собою умозаключение».

Рассуждение – такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.

В бытовой разговорной речи, в художественном стиле полные умозаключения крайне редки, видимо, потому, что рассуждения такого типа опираются на общежитейскую мудрость, положения которой стали аксиомами.

В научной речи полные доказательства бывают более необходимы, особенно в том случае, когда в рассуждении приходится опираться на какие-то научные формулировки положений, правил, законов. Это встречается в математических доказательствах, в аргументации различных явлений лингвистического характера. Рассуждения такого плана распространены в обучении.

Рассуждение как тип речи в полной форме выражается совокупностью специфически объединённых предложений, опирающихся в логическом плане на умозаключение как высшую форму мышления. Эта логическая основа во многом определяет структуру рассуждения: количество предложений в рассуждении и структурно-смысловую связь.

Главной частью рассуждения является тезис, или выводное суждение: рассуждение ведётся с целью достижения этого вывода. В рассуждении всегда решается какой-то вопрос. общий смысл рассуждения зависит от смысла выводного суждения, смысл же вывода опирается на цель всего высказывания.

Рассуждение ведётся с разными целями: дать оценку предмету по наличию у него какого-то признака; дать обоснование действиям или состоянию; выявить причинную связь обусловленных явлений; обоснованно что-то утверждать или отрицать в категорической форме.

Смысловые разновидности рассуждений зависят от значения выводного суждения.

Глава 2. Обучение созданию текстов-описания в контексте современного начального образования

2.1  Создание текстов-описания

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.). несмотря на то, что у ребёнка в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе. такая необходимость вызвана:

1) жизненными потребностями;

2) задачами современной начальной школы, являющейся школой развивающего обучения (требования ФГоС начального общего образования второго поколения).

В настоящее время существует  семь групп умений, необходимых для создания текста любого типа. Перечислим специальные умения (в каждой группе), необходимые для создания текста-описания.

1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-описания так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете описания (если тема предлагалась общая).

2. Умение определить авторское отношение к предмету описания в

художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к примеру, в текстах-описаниях делового стиля.

3. Умение отбирать соответствующий материал для создания тек- ста определённого жанра и типа речи (текста), к примеру, портрет, статья в энциклопедии, этюд, загадка и др.

4.Умениестроитьтекствсоответствиисоструктурно-композиционными особенностями текста-описания, умение конструировать зачины и концовки как структурные компоненты текста-описания, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.

5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой описания; выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания.

6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-описании, связывать их между собой.

2.2  Система заданий и упражнений на формирование умения составлять письменный текст-описание

Система заданий по обучению созданию письменных текстов- описаний с 1-го по 4-й классы основана на дедуктивном методе.

Для описания, по словам О.А. нечаевой, характерна перечислительная форма. Признаки предмета могут представлять собой как простые качества (рост, цвет глаз и т.д.), так и более сложные характеристики (увлекается музыкой, работает режиссёром и т.д.). Содержание описания статично: признаки предмета соотнесены с определенным моментом в речи (описания природы часто представлены в динамике).

Можно обозначить тематические группы текстов-описаний:

1) портретное описание человека (внешность, характер);

2) описание животного, растения;

3) описание неодушевлённого предмета;

4) описание интерьера;

5) описание явлений природы;

6) пейзажное описание.

обучение младших школьников созданию текстов-описаний носит системный характер и включает три этапа.

Подготовительный этап. Организация и проведение системы подготовительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения «видеть» признаки предметов, определять предмет по называемым признакам, сравнивать предметы между собой и др.

Теоретико-практическийэтап. Знакомство с типом текста – описанием, его особенностями, механизмами создания текстов-описаний разных жанров.

Практический этап. Создание учащимися текстов-описаний на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Подготовительный этап

Подготовительную работу к обучению созданию письменных текстов- описаний следует начинать с первого класса, задолго до того, как дети познакомятся с понятием «текст», его признаками, а позднее и с понятием «текст-описание».

Работа на подготовительном этапе делится на два этапа:

– первый этап – до знакомства с термином «имя прилагательное»;

– второй этап – после знакомства с термином «имя прилагательное».

Задания на формирование умений сравнивать предметы и выделять их существенные признаки

В основе описания чего-либо лежит перечисление признаков: форма, состав, структура, свойства, качество, назначение и т.д. неумение выделить признаки предмета, наблюдать за предметом (явлением и др.), сравнивать предметы, называть существенные и несущественные признаки создаёт в дальнейшем преграды для младшего школьника при создании собственного текста-описания. Для решения данной проблемы следует включать уже в период обучения грамоте следующие виды заданий.

Назови признаки предмета (опиши предмет по иллюстрации)

Эту работу следует начинать с анализа знакомых детям предметов.

По признакам узнай предмет

Работу по знакомству с признаками предметов в первом классе следует начинать с отгадывания загадок. На первых порах первоклассникам следует предлагать загадки, в которых даются признаки в прямом значении, в загадке нет сравнений (ни открытых, ни закрытых). Позднее дети учатся подбирать признаки к словам, обозначающим предметы, не глядя на иллюстрацию. например, подбери и запиши слова-признаки, с помощью которых можно рассказать, какие это предметы.

На подготовительном этапе большое внимание следует уделять анализу готовых текстов.

Учителю необходимо предлагать задания на сравнение предметов по различным основаниям.

Таким образом, до знакомства детей с понятием «имя прилагательное» следует проводить большую пропедевтическую работу со словами, обозначающими признаки предметов: подбор признаков к предмету с опорой на иллюстрацию и без неё, отгадывание по предложенным признакам самого предмета, сравнение предметов по признакам и так далее.

На втором этапе (после знакомства с термином «имя прилагательное») можно использовать следующие упражнения.

Учитель предлагает ученикам текст, в котором описана природа. Дети читают текст, анализируют, какие имена прилагательные помогают нарисовать картину природы. Затем, чтобы понять, какую роль играют имена прилагательные в тексте, учитель использует приём лингвистический эксперимент: нужно зачеркнуть карандашом все имена прилагательные и прочитать текст без них.

После завершения эксперимента дети делают вывод о роли имён прилагательных в нашей речи: без них речь наша становится не такой выразительной, яркой, точной. Исчезают картины, которые «рисуют» имена прилагательные, по словам учителя, остаётся только констатация фактов.

Так же следует предлагать детям тексты с описаниями животных, растений и так далее, с пропущенными именами прилагательными и названием самого предмета.

После знакомства с именами прилагательными их ролью в тексте (знакомство с термином) подготовительная работа продолжается.

Задания по работе м признаками предметов

Работа на данном этапе усложняется, поэтому желательно познакомить учащихся с такими изобразительно-выразительными средствами, как эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение

Большую пользу оказывает работа с загадками, которая включает три этапа: отгадывание загадок, изучение устройства загадок и сочинение загадок детьми.

После знакомства с изобразительно-выразительными средствами можно предлагать детям отгадывать загадки, основанные на сравнении.

Кроме заданий на описание животных (растений) и явлений природы на подготовительном этапе следует предлагать задания на описание неодушевлённых предметов. например, «назовите предметы, которые есть у вас в классе. Какие слова-признаки можно к ним подобрать?» (работу можно выполнять как устно, так и письменно).

Специальные упражнения используются и для подготовки к письменному портретному описанию. например, «Устно расскажите о своих одноклассниках. назовите имя и фамилию одноклассника. Подберите такое имя прилагательное, которое называет его положительное качество.

Начиная с первого класса (до знакомства с текстом-описанием), следует проводить устную работу по описанию иллюстраций

Таким образом, в подготовительную работу вошло пропедевтическое знакомство со всеми тематическими группами текстов-описаний. Все описания, которые дети составляют устно и письменно, должны проводиться с опорой на натуру, а если описание по памяти, то простого по устройству знакомого предмета с чёткими внешними признаками, не требующими незнакомой лексики.

Теоретико-практический этап

теоретико-практический этап обучения созданию письменных текстов- описаний, в свою очередь, складывается из следующих направлений:

• знакомство с типом текста – описанием (особенности);

• теоретико-практическое изучение текста-описания без учёта жанровых особенностей;

• теоретико-практическое изучение устройства текстов-описаний различных жанров (в разных стилях);

• написание изложений повествовательного текста с элементами описания и сочинений-описаний.

Рассмотрим данные направления подробнее.

Знакомство с типом текста-описанием

Знакомство с текстом-описанием происходит на уроке знакомства с тремя типами текстов. После того, как дети поработают какое-то время с текстом-повествованием, целесообразно начать более детальное знакомство с текстом-описанием.

Теоретико-практическое изучение текста-описания без учёта жанровых особенностей включает изучение специфики текста-описания, формирование умения определять тему текста-описания, озаглавливать текст, по заголовку определять, о чём текст, изучение типов связи и средств связи, единый временной план текста, абзацы текста, работа над планом и композицией описания. на последующих уроках русского языка дети продолжают знакомиться с особенностями текста-описания.

1. Знакомство с особенностями текста-описания.

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц. В нём изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в развёрнутом указании на существенные признаки предметов, явлений. Поэтому в тексте-описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.

2. Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

Первое предложение текста является самым важным. остальные предложения раскрывают его смысл. В них рассказывается о том, что ива выглядит как букет золотой среди голых кустов, что барашки ивы похожи на жёлтых пуховых цыплят, как пахнет ива. то есть далее и не требуется сцеплять предложения между собой. Все остальные предложения раскрывают смысл первого предложения.

3. Знакомство с единым временным планом текста-описания.

Описание может быть дано в любом времени. Как правило, художественное описание даётся в прошедшем времени, а научное – в настоящем. но описание как перечисление признаков предмета, представленных одновременно, не допускает смещения временного плана. можно заключить, что в описании невозможно сочетание прошедшего или настоящего времени с будущим временем (сочетание в одной микротеме) в их абсолютном значении. напротив, формы настоящего и прошедшего времени сочетаются в описании свободно, не переводя описание в другой тип речи, потому что прошедшее время в описании может обозначать признак как результат того, что было в прошлом. Этим описание, прежде всего, отличается от повествования. таким образом, описание требует единого временного плана.

4. Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-описании.

В ходе работы над текстом-повествованием учащиеся познакомились с абзацем. Выполняя различные упражнения с текстами-повествованиями (анализ готовых текстов и создание собственных), дети убедились в том, что автор, выражая мысль, движется, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема, как правило, раскрывается в одном абзаце. Каждый абзац принято писать с красной строки.

Тексты-описания чаще состоят из одного абзаца. однако, познакомившись с планом и композицией текста-описания, учащиеся узнают, что текст-описание можно разбивать на части.

Спецификой текста-описания, как мы уже говорили, является то, что в нём обычно много эпитетов, сравнений, метафор, прямая речь в описании, как правило, отсутствует, сюжета нет. Что же определяет композицию текста-описания? Композицию текста-описания определяет либо по- следовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем – что вдали).

Ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем – что вдали) хорошо просматривается при описании репродукций картин. В сочинениях – описаниях репродукций картин своя особая композиция.

обратим  внимание на один приём, которому следует научить детей. на данном этапе учащиеся много работают с готовыми текстами и в том числе определяют тип текста. иногда трудно отличить описание от повествования. Следует познакомить учащихся с таким надёжным приёмом: если всё содержание текста мы можем изобразить на одном снимке, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания потребуется как минимум два снимка (объект описания изменил позу, сдвинулся, переместился и др.), то перед нами текст- повествование.

Как только учащиеся познакомятся с основными особенностями текста- описания (в основном учащиеся анализируют готовые тексты), можно параллельно начать работу по изучению устройства текстов-описаний различных жанров (в разных стилях).

В форме описания создаются:

• разговорный стиль: напутствие, описание предмета, местности, портрет;

• деловой стиль: описание изделия, описание местности, портрет, характеристика, некролог, таможенная декларация, устав, правила, кодекс;

• научный стиль: описание предмета, портрет, географическое описание, статья в словаре, энциклопедии, справочнике, аннотация;

• публицистический стиль: описание обстановки, описание внешности, очерк, политическая декларация, листовка, обращение, объявление;

• художественный стиль: пейзаж, портрет, клятва, присяга, обещание, загадка, ода, гимн, мадригал.

В начальной школе, как правило, обучают созданию текстов-описаний в следующих жанрах: описание предмета, правила (деловой стиль); энциклопедическая статья (научный стиль); объявление (публицистический стиль); портрет, пейзаж, загадка, описание обстановки (интерьера) (художественный стиль).

Перед обучением созданию письменных текстов-описаний определённых жанров следует познакомить учащихся с научным и художественным описаниями.

Научное, деловое описание требует высокой точности, а в художественном описании автор текста передает своё отношение к изображаемому. С такими описаниями дети тоже знакомятся в школе. Учёные- методисты художественное описание называют «картинной» речью, а научное и деловое описания – «деловой» речью.

Учитель может понаблюдать с детьми и над композиционными особенностями научных и художественных описаний.

В научном (деловом) описании может быть часть, в которой определяется, что это за предмет, к какому роду предметов он принадлежит (Одуванчик лекарственный – многолетнее травянистое растение), во второй части говорится об отдельных существенных признаках предмета.

В художественном описании можно вначале назвать сам предмет, можно даже сразу выразить своё отношение к предмету (явлению). В художественном описании не обязательно указывать все характерные признаки предмета (явления), а указать на наиболее яркие и важные автору описания.

По мере знакомства с двумя видами описаний следует предложить учащимся изображение учёного и писателя (иллюстрации), которые будут находиться на доске.

Далее ученики работают с текстом и обсуждают, что в данном тексте не просто описываются признаки предмета, но и выражено авторское отношение.

После того, как дети познакомятся с текстами-описаниями в разных стилях, следует предлагать задания типа: «Составь и запиши описание дуба в научном и художественном стилях. Научное описание можешь взять из энциклопедии, а художественное составь сам.

В четвёртом классе целесообразно обучать детей созданию письменного текста в жанре энциклопедической статьи в научном стиле. Это своего рода подготовка к старшей школе, где учащимся придётся создавать такие тексты.

Подготовительным этапом к обучению написанию изложений и сочинений является описанная выше работа.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Изучив теоретические основы создания текстов-описаний, учащиеся на протяжении обучения в начальной школе практикуются (но уже с опорой на теорию) в создании текстов-описаний на основе взаимосвязи их содержания, структуры и речевого оформления.

Таким образом, в начальной школе должна быть организована система работы по обучению созданию текстов-описаний. Эта работа направлена на формирование умений создавать текст-описание с опорой на знания о тексте вообще, его признаках, о структуре текста, композиционной особенности, знаний об особенностях создания текстов-описаний разных жанров.

Представленная выше система поможет учителю спланировать работу в своём конкретном классе с учётом контингента детей, программы и учебника, по которым работает класс. Данная система работы позволяет усовершенствовать методику обучения учащихся умению создавать письменные тексты-описания.

Типичные трудности детей при создании текста-описания

Перечислим типичные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при создании текстов-описаний.

Таблица 1

Типичные трудности у детей при создании текста-описания

Тип трудности

Способы устранения

не умеют рассматривать то, о чём говорят или пишут, вычленять существенные признаки, наблюдать за явлениями и др.

Проводить подготовительную работу, благодаря которой у детей будет накапливаться определённый опыт наблюдения, анализа и описания окружающих его предметов в жизни

Часто используют при описании предмета одно и то же слово-связку   между   названием предмета и его признаками (чаще всего употребляется глагол был)

Показывать учащимся, что это слово можно опускать в описании. К примеру, У куклы голубые волосы. Платье нарядное. …

При описании предмета легко переводят описание в повествование (что является недочётом, так как в этой лекции мы ведём речь только про описания, а не смешанные типы текста)

Постоянно отрабатывать приём различения описания и повествования: определять типы текста, редактировать тексты (удалять лишнюю информацию,  уводящую  в  повествование) и т.д.

При описании людей, животных (портретные характеристики) начинают с более мелких (несущественных признаков)

Больше анализировать текстов, в которых описаны и важные характеристики, и не очень важные. Учиться на первый план ставить общие, существенные, на второй план – несущественные признаки. При создании объявлений, к примеру, наоборот, давать такой признак, который не является, скажем, важным при описании внешности человека, а для нахождения этого человека просто необходим

Не   умеют   отбирать   признаки с учётом требований стиля (для научного стиля – точные и объективные характеристики, для художественного – эмоциональные и конкретные)

Учить отбирать для описания в научном стиле предельно полную информацию, а для художественного стиля – самую яркую информацию, которая позволит создать образ предмета

При описании природы мало используют изобразительно- выразительных средств

на уроках русского языка и литературного чтения обращать внимание на та- кие средства, учить составлять с ними словосочетания, предложения, тексты

В  текстах-описаниях  действий и трудовых процессов не уме- ют использовать многообразие способов выражения временных отношений, существующих в языке. В основном ребята пользуются словом «потом»

Знакомить   учащихся   с   синонима-

ми: «потом», «затем», «после этого»,

«дальше», «вслед за этим»; «делать»,

«изготавливать», «производить» и т.д.

При описании действий и трудовых процессов нарушают последовательность действий, что при- водит к неполноте описания

Предлагать деформированные тексты для их восстановления.

При описании помещений (интерьера) не выдерживают свою точку зрения до конца, вследствие чего описание сводится к перечислению предметов, находящихся в помещении, без учёта того, кто описывает (речь идёт о художественном описании).

Учить давать оценку тем предметам, которые описываются, с помощью языковых средств, например, сравнений, олицетворений, уменьшительно- ласкательных суффиксов и т.д.

Кроме перечисленных трудностей, можно отметить и неумение соблюдать единый временной план текста, и неумение использовать синонимическую замену в тексте (для замены повтора), несоблюдение плана текста и др.

Заключение

Все  изложенное выше позволяет сделать выводы о том, что:

– умение составлять письменные тексты-описания и тексты- повествования считается важной задачей изучения русского  языка;

– с этой целью в программу по русскому языку вводятся понятия:

текст, признаки текста, заголовок текста, абзац, типы текста и т.д.;

– в конце изучения курса русского языка итоговая оценка достижения планируемых результатов (в разделе «Развитие речи») связана с умением создавать (как устно, так и письменно) тот или иной тип текста.

Таким образом, мы определили актуальность работы по формированию у детей умения создавать письменные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение). Каждый учитель должен стремиться дать детям возможность научиться осознанно и правильно создавать письменные тексты разных типов (в этом состоит цель такой работы).

К основным задачам учителя относятся следующие: 1) показать, что правильная письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; 2) научить младших школьников более точно выражать свои мысли в письменной форме, выражать своё мнение и позицию (текст- рассуждение); 3) сформировать умение создавать письменные тексты различных типов на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления; 4) организовать систему работы по обучению изложениям и сочинениям в начальной школе с учётом особенностей восприятия и порождения текстов разных типов.

В настоящее время в начальной школе используется большое количество программ и учебников по русскому языку. Каждая программа имеет свои особенности. Линия развитие речи является приоритетной для каждой программы. В программах по русскому языку для начальной школы уделяется большое внимание развитию речи младших школьников, в том числе и работе с текстом. В программах предусмотрена работа по обучению созданию текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Проблема обучения младших школьников созданию текстов различных типов решается по-разному. Декларируемые авторами программ задачи обучения созданию текстов разных типов реализуются далеко не во всех учебниках. Часто учителя неполностью используют возможности тех учебников, которые содержат богатый материал для работы по обучению созданию текстов разных типов. иногда учителям не хватает необходимых лингвистических знаний о специфике текстов разных типов.

Все виды речевой деятельности актуальны для человека, всеми видами он должен хорошо владеть. Разумеется, говорение, слу- шание, чтение и письмо как виды речевой деятельности должны быть предметом обучения в школе.

Методика обучения русскому языку как родному пока не дала учителю достаточно ясного описания содержания и способов обучения каждому из названных видов речи.

Литература

  1.  Блохина Г.В. Работа над описанием в процессе изучения имени прилагательного//Начальная школа. – 2008. – № 6.
  2.  Гусева А. Сочиняем, или сочинительствуем, или Что нужно знать, чтобы написать сочинение // Начальная школа (ПС). – 1994. – № 14; 1996. –№ 16.
  3.  Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методические пособия к учебникам русского языка. – М.: Просвещение, 2009.
  4.  Купалова А.Ю. текст в занятиях родным языком  – М.: Флинта: Наука, 1996 
  5.  Львов М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку: 1-4 классы. – М.: аСт, 2003.
  6.  Львова А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи//Начальная школа. – 2005. – № 2.
  7.  Песняева Н.А. Знакомство с описанием как типом текста//Начальная школа плюс До и ПоСЛе. – 2001. – № 4.
  8.  Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2009.
  9.  Программы по русскому языку для 1–4 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирская. – СПб., 2003.
  10.  Саломатина Л.С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком//Начальная  школа. – 2010. – № 1.
  11.  Саломатина Л.С. Формирование языковой и речевой компетенций младших школьников  в  овладении родным языком // Учёные записки московского гуманитарного педагогического института. т. 7. – М.: мГПи, 2009.
  12.  Саломатина Л.С. особенности организации проектной деятельности при изучении русского языка в современной начальной школе// Начальная школа плюс До и ПоСЛе. – 2009. – № 10.
  13.  Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.
  14.  Таскаева Л.А. Урок русского языка по теме «текст-описание» // Фестиваль педагогических идей «открытый урок», раздел «Преподавание в начальной школе» (http://festival.1september.ru/)
  15.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М.: Просвещение, 2009.