87347

Проблемные вопросы Египта Среднего царства

Контрольная

История и СИД

Существует несколько точек зрения по поводу того, как гиксосам удалось одержать победу в войне с Египтом. Подразумевается, что завоеватели пошли на это государство лишь тогда, как была подорвана египетская власть в связи с внутренними неурядицами и недовольством фараонами.

Русский

2015-04-19

25.02 KB

0 чел.

Ярославский Государственный Педагогический Университет им.  К.Д.Ушинского

Исторический факультет

Контрольная работа

«Проблемные вопросы Египта Среднего царства».

Работу выполнила

студентка 1 курса 112 группы

дневного отделения

Кулакова В.Н.

Проверила Бородкина Н.В.

Ярославль

2013 г.

Исходя из различных источников Египта Среднего царства я выделила несколько проблем:

1.Почему Египет распался на номы?

2. Как гиксосы одержали победу над Египтом? Какая она была?

3. В каком положении находится центральная власть?

4. Какое значение имело завоевание Египта гиксосами? Как повлияли друг на друга обе цивилизации?

5. Что происходит с кровными связями? Ослабевают, или наоборот-укрепляются?

6. Что происходило с верой?

  На мой взгляд из этих проблем наиболее важными являются эти три, потому что они лучше отображают состояние Египта в эпоху Среднего царства.

1. Как гиксосы одержали победу над Египтом? Какая она была?

2. В каком положении находится центральная власть?

3. Какое значение имело завоевание Египта гиксосами? Как повлияли друг на друга обе цивилизации?

1. Существует несколько точек зрения по поводу того, как гиксосам удалось одержать победу в войне с Египтом. Подразумевается, что завоеватели пошли на это государство лишь тогда, как была подорвана египетская власть в связи с внутренними неурядицами и недовольством фараонами. В первой точке зрения говорится, что гиксосы пришли и просто ,без больших усилий подчинили себе это государство. Вторая точка зрения – народ Египта воевал за свою страну, создавались различные военные отряды.

2. Одной из причин социальных бунтов в Египте было недовольство народа центральной властью. Это вылилось в открытое восстание против существующего строя и его властей [1]. В источниках есть различные утверждения того, что царь стал виноватым во всех бедствиях стран[2]. В «Песне из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой» ярко показывается положение фараона[3].

Даже среди управляющей верхушки Египта были разногласия. Фараонам Среднего царства не удалось поставить под свой контроль номовое управление, которое находилось в руках номархов, происходивших из местной знати. Свидетельствами сложных отношений между центральной властью фараонов и местными номархами служат сравнение царских усыпальниц и гробниц номархов. Усыпальницы многих правителей Среднего царства представляют собой довольно скромные сооружения в виде небольших и невыразительных пирамид, сложенных из сырца. В тоже время сохранились гробницы номархов, высеченных в скалах. Они представляют собой роскошные помещения, заполненные дорогими вещами, а их стены покрыты росписью, реалистически изображающей богатства и могущество погребённых.

3. Нетрудно догадаться что завоевание гиксосами Египта имело отрицательные последствия в виде установления на территории государства чужеземной власти. Но это в последствии стало иметь и положительный вид, т.к. гиксосы ввели в Египет лошадь и боевую колесницу, которая появилась в Передней Азии с приходом племен, принадлежавших к индоиранской языковой группе. Но всё-таки это спорный вопрос, так как никаких указаний на то, что лошадь появилась в Египте вместе с гиксосами в начале их вторжения, нет. Первое упоминание о колеснице мы встречали в стеле Камеса — царя, боровшегося с гиксосами в последний период их правления. Ни на каких более ранних памятниках этого периода нет ни названия, ни изображения лошади. Таким образом, нет причин считать, что египтяне переняли лошадь и колесницу непосредственно от индоиранцев.

Эти вопросы очень существенны для истории Египта.

И самой главной проблемой этого периода я считаю -   Как гиксосы одержали победу над Египтом? Какая она была?

Гиксосам, воспользовавшимся возникшим тяжелым внутренним положением в стране, удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте.

Единственным источником, который рассказывает о том, как гиксосы завоевали Египет, является история египетского жреца Манефона. Он сообщает, что в царствование царя Тутимайоса пришли люди неизвестного происхождения и легко, без боев покорили Египет. С местным населением они обращались крайне жестоко и одних убивали, других вместе с женами и детьми продавали в рабство. Пришельцы назывались «гиксосами», и Манефон объясняет это название как «цари-пастухи» или «пленные пастухи».

Некоторыми авторами высказывается предположение, что успех вторжения гиксосов облегчился еще и тем, что в Египте к этому времени было довольно значительное количество азиатов. Множество азиатских рабов находилось во владении египтян в различных частях страны. Один только папирус конца Среднего царства из списка в 77 рабов, происхождение которых указано, называет 48 азиатских имен. В. Хейз полагает, что эти многочисленные азиаты способствовали ослаблению отпора египтян завоевателям.

Но азиаты попадали в Египет не только в качестве рабов. Об их проникновении свидетельствует очень интересный скарабей конца Среднего царства. Этот скарабей принадлежал египтянину Усерхету, начальнику отряда, состоявшего из 120 азиатов. Таким образом, к концу Среднего царства в Египте было не только значительное количество рабов-азиатов, но и свободного населения азиатского происхождения, пришедшего сюда на службу в качестве солдат, и, вероятно, других категорий. Причем, судя по данным документов этого времени, количество их все время возрастало, особенно в Дельте.

Возможно, что в результате такого, сначала не слишком активного проникновения в Дельте появились два азиатских правителя, названных в царском туринском списке— Анати и Бебнем. Оба эти владыки-правили еще до основных гиксосских династов, но оба, безусловно, уже гиксосского круга. По мнению Т. Севе-Седерберга, вообще все гиксосское владычество сводится к постепенной и мирной «смене политических лидеров».

А. Альт, хотя и сводит массу завоевателей до скромных размеров, не соглашается с Севе-Седербергом в такой крайней точке зрения. Но и Альт не считает, что завоевание Египта явилось результатом единичного военного акта. Напротив, это был длительный процесс, начавшийся с инфильтрации азиатов в Египет, особенно в Дельту, где азиаты укрепились благодаря слабости египтян и постепенно распространили свое влияние и дальше. С такой точкой зрения согласны и другие исследователи. А. Альт полагает, что среди завоевателей могли быть и кочевые и полукочевые племена, нуждавшиеся в смене выпасов. Но и элементы оседлого населения Палестины влились в общий поток, чтобы осесть в Дельте. Основной же массой завоевателей, по мнению Альта, были племена сирийских и арабских степей семитического происхождения. Об этом свидетельствуют и имена гиксосов, в большинстве случаев семитические.

Можно сказать, что военные поражения египтян в столкновениях с воинственными пришельцами на первых порах выглядит достаточно закономерно. Чередование фараонов 13 и 14 династий на престоле ослабило египетскую армию, и при встрече с серьёзным противником она устоять не смогла. О положении египтян свидетельствует «Речение Ипусера»[4].

Но не так легко далась победа гексосам. Западная Дельта не совсем подчинилась гиксосам. Инициатором освободительной борьбы египтян против гиксосов стал Фиванский ном, расположенный на расстоянии почти 800 км к югу от Дельты. Слабые вначале, но самостоятельные цари фиванской XVII династии постепенно сплачивают вокруг себя большинство номов Верхнего Египта и, опираясь уже на значительные материальные и военные силы, возглавляют борьбу за изгнание гиксосских завоевателей.

Египетская легенда, частично сохранившаяся в поздней новоегипетской записи, связывает начало освободительной борьбы с именем предпоследнего царя XVII династии, Секен-не-Ра, по-видимому погибшего в этой борьбе, о чем свидетельствует его мумия, найденная со следами смертельных ранений, которые были нанесены боевыми топорами. Более успешными оказались действия его сына, царя Камеса, снарядившего большой флот, отряды лучников и маджаев и с боями продвинувшегося от Гермопольского нома, находившегося на полпути между Фивами и Дельтой, к стенам самого Авариса. Однако захватить столицу гиксосов Камесу было не суждено. Этому помешали волнения на крайнем юге страны и, возможно, выступление против Камеса нубийских правителей, что заставило фиванского царя срочно прекратить осаду Авариса и перебросить свои войска на юг.

   Подводя итоги можно сказать, что победа гиксосов наибольшим образом произошла из-за внутренних неурядиц в стране. Но не всё египетское население смирилось с судьбой пленного государства. Были те, которые яро боролись за его освобождение.

Список Литературы.

1. Речение Ипусера

[1] «Смотрите,— говорит Ипусер,— огонь поднялся высоко, пламя его исходит от врагов страны. Свотрите: свершились дела, которые, казалось не должны свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: погребенный соколом царь, он лежит на простых носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым. Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Столица, она разрушена в один час».

«Воистину: чиновники убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий того времени… Воистину, свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах».

[2] Изобличение царя, наместника бога на земле, в бездействии, лжи и ненависти

Оно [несчастье] не наступило бы, если бы были боги среди них [людей]… Боец выходил бы уничтожать злых, которых они произвели. Но не было руководителя в их час. Где же он [даже] сегодня? Разве он спит? Смотрите, не видна была [до сих пор] его сила. Когда мы погибали, я не находил тебя [очевидно, царя]. Меня бы не звали напрасно. Это больший грех, чем испорченность сердца… То, что производит смуту, это слова его [царя], [более чем] палка| [насильника]... [около 4 квадратов]... Разве существует пастырь, желающий смерти [своему стаду]? О, если бы ты приказал дать ответ на этот вопрос!... Ты говорил ложь. 

[4] «Нет возможности сопротивляться. Страна связана шайками грабителей.»

2. Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой // Практикум по истории Древнего мира. – Вып.1/ Под ред. И.С. Свенцицкой– Тема 5.стр 66

[3]«Процветает он, этот добрый властитель,

Прекрасный конец настиг его..

Боги, бывшие некогда,

Покоятся в своих пирамидах.»

3. И.А. Лапис «Новые данные о гиксосском владычестве в Египте»

4.История Древнего Востока/под редакцией В.И.Кузищина/42-42стр


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6581. Античная философия. Философские школы Древней Греции 33.05 KB
  Античная философия Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э.- III в. н.э.), культурные достижения, которой по праву считаются основой европейской цивилизации. Древнегреческой называется философия, выработанна...
6582. Философская мысль Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени 29.28 KB
  Философская мысль Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени. Философская мысль Средних веков (IV -XIV вв.) Философия эпохи Возрождения(XV - XVI вв.) Философия Нового времени.(XVI - XVII вв.) Средневековье - эпоха господст...
6583. Философия Просвещения. Немецкая классическая философия 37.3 KB
  Философия Просвещения. Немецкая классическая философия XVIII век - век Просвещения, распространения научного знания. Главной идеей философии Просвещения была мысль о ведущей роли разума в деле преобразования и развития европейской цивилизации...
6584. Русская философия от средневековья до первой половины ХХ столетия 34.83 KB
  Русская философия Русская средневековая философия. Русская философия эпохи Просвещения. Русская философия ХIХ - первой половины XX в. Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности объединени...
6585. Современная западная философия, условия возникновения и основные направления 33.8 KB
  Современная западная философия Условия возникновения. Основные направления Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значительной степени развивалась на ее базе...
6586. Философия бытия (онтология). Материя и ее атрибуты. Категории диалектики 31.98 KB
  Философия бытия (онтология). Философская категория бытия. Формы бытия. Материя и ее атрибуты. Диалектика. Категории диалектики. Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствован...
6587. Человек и природа. Экологическое сознание и перспективы цивилизации 29.32 KB
  Человек и природа Общество и природа в истории философии. Экологическое сознание Перспективы цивилизации Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и пр...
6588. Человек как предмет философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза 31.99 KB
  Человек как предмет философии. Проблема человека в истории философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Немецкому философу-просветителю Иоганну Гердеру, в трудах которого философия в...
6589. Ценности человеческого существования. Человек в системе мира. Человек и Космос 26.73 KB
  Ценности человеческого существования. Учение о ценностях. Проблема жизни и смерти. Человек в системе мира. Человек и Космос. Человек чуть ли не постоянно находится в состоянии поиска ответа на знаменитый вопрос Сократа: Что есть благо...