87362

Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются текущим законодательством. Эти положения определяют государственную политику в области занятости и дают гарантии реализации права граждан на труд.

Русский

2015-04-19

185.5 KB

13 чел.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: РЫНОК ТРУДА


СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
1.Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции

[3]
2. Механизм функционирования рынка труда

[4] 3. Тесты к вопросу «Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции»

[5] 4. Тесты к вопросу «Механизм функционирования рынка труда»

[6]
5. Занятость. Виды занятости

[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[8]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема обеспечения занятости населения в условиях рынка является  актуальной и требует разработки правовой основы, направленной на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику труда и занятости, финансово – экономические, кадровые и правовые компоненты.

В настоящее время существует реальная потребность в теоретическом понимании действующего законодательства и практического его использования. Граждане, как собственники рабочей силы, ставят перед собой цель реализовать свое право на труд с помощью поиска подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для лучшей организации и  эффективного осуществления производственной  деятельности, приносящей доход. При этом государство выступает в таких  отношениях регулятором и координатором, способствуя их цивилизованному развитию, способствующему возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами и работодателями как субъектами трудовых отношений.

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются текущим законодательством. Эти положения определяют государственную политику в области занятости и дают гарантии реализации права граждан на труд.

Состояние рынка труда зависит от таких факторов, как: от степени  эффективности правового регулирования, соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, от состояния и возможностей общества, государства, связанных с обеспечением поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости включается и согласовывается с общей концепцией реформирования экономики, соответствует ее принципам и стратегии выполнения.

Всестороннее изучение и использование опыта борьбы с безработицей в периоды экономического кризиса в других странах мира будет направлено на  ускоренное формирование эффективного механизма государственного регулирования занятости населения РФ, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от совершенства.


1.Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции

В процессе изучения проблем, появившихся на рынке труда и занятости населения РФ, можно выделить следующие, требующие своего решения:

-  скрытые резервы;

- региональный дисбаланс;

- образовательный дисбаланс;

-  увеличение напряженности на рынке труда;

-  недостаточное профессиональное консультирование;

-  не организованная временная занятость подростков;

-  не развитые компенсационные выплаты.

Для решения некоторых из вышеперечисленных  проблем, были созданы специальные учреждения –  Службы занятости, осуществляющие  управление занятостью в масштабах государства. Службы занятости помогают:

- ищущим работу или желающим пройти профессиональную переподготовку;

- предприятиям, планирующим идти в ногу со временем;

-  государству;

- лучше знать ситуацию на рынке труда, отслеживать влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость [10, с.112].

В условиях рынка деятельность служб занятости весьма многообразна. Государством возложены на службы занятости следующие задачи:

- оказание поддержки безработным и помощь им в поисках работы;

- организация рынка труда так, чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предложение и осуществление мер по созданию новых рабочих мест;

- оказание населению консультаций по профориентации, предоставление  ему статистической информацию и других посреднических услуг, способствующих скорейшему трудоустройству безработных.

Традиционными функциями служб занятости являются следующие: выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

К дополнительным функциям, возникшим с изменением социально-экономической обстановки, относятся: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); профориентация; устройство на курсы профподготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; специальные программы содействия занятости.

На практике службы занятости реализуют только часть этих функций, что связано с потребностями региона, страны в целом и наличия ресурсов. Для реальной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в РФ в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

С целью разработки согласованных решений, связанных с определением  и осуществлением политики занятости населения на федеральном, и других уровнях с целью социального партнерства формируются комитеты содействия занятости населения, объединяющие представителей объединений профессиональных союзов, других представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, нуждающихся в социальной защите [11, с.98].

Анализ случаев успешного трудоустройства дает возможность выделить, кроме профессиональной пригодности, дополнительные факторы, по которым можно предсказать  вероятность трудоустройства клиента, а именно:

- спрос на определенную профессию;

- требования работодателя к профессиональной подготовке и личным качествам безработного;

- уровень компетентности безработного в рыночных отношениях в области занятости (в том числе: знание технологии поиска работы, умение вести переговоры с работодателем, владение способами самопрезентации и саморекламы и другие);

- личностный фактор: желание получить работу, общительность, упорство, целеустремленность, личное обаяние [10, с.117].

Государственные службы занятости в России представлены специальными организациями, существующими на бюджетные средства и выполняющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Службы занятости  трудоустраивают работников всех  уровней и квалификации, в различные организации, чаще, в государственные структуры. Единственным требованием, предъявляемым к человеку, встающему на учет в службу занятости является статус безработного.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных и других лиц, стремящихся получить работу;

4) изучение ситуации на рынке труда и предоставление информации о ней;

5) тестирование лиц, стремящихся получить работу;

6) профориентация и переподготовка безработных;

7) выплата пособий зарегистрированным безработным.

Согласно статье 15 ФЗ «О занятости населения в РФ» государственная служба занятости населения предполагает следующий состав:

1) уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в части содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3) государственные учреждения службы занятости населения [3, с.5].

Размеры служб занятости зависят от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость связана с положением на рынке труда в стране.

Для воплощения своего права на труд граждане могут осуществлять поиск работы самостоятельно или обращаться в органы службы занятости, призванные содействовать гражданам в поиске подходящей работы.

Реализовать свое право на труд гражданин также может путем непосредственного обращения к работодателю.

Статья 15 Ф3 «О занятости населения в РФ» определяет следующие условия признания гражданина безработным: трудоспособность, готовность приступить к работе, поиск работы, отсутствие заработка и работы, наличие всех необходимых документов, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства, регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.

Органы службы занятости имеют право рассматривать вопрос о признании гражданина безработным только при условии соблюдения всех вышеперечисленных условий.

Право на получение пособия по безработице имеет гражданин, официально признанный безработным.

Органы службы занятости дают консультации по вопросам в рамках их компетенции, всем обращающимся к ним гражданам, независимо от места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, иностранным гражданам, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, лицам, не имеющим гражданства.

Услуги, связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, оказываются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан и работодателей, на основе закрепленных  правовых норм, обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения, что достигается следующими направлениями деятельности: использованием банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, т.е. активное проведение государственной политики занятости населения [3, с.7].

Таким образом, служба занятости является органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающим государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и  разрешения коллективных трудовых споров. Существуют традиционные и новые (дополнительные) функции служб занятости,  возникающие в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране. Главной задачей учреждений данного типа остается решение проблем трудоустройства граждан. Для того, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, следует направить ее на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности и профессиональной квалификации людей.

Согласно пункту 1 статьи 15 ФЗ «О занятости населения в РФ» в стране  устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций  в отношении содействия занятости населения, представляющие собой требования, обязательные при оказании  госуслуг и выполнении государственных функций по содействию занятости населения органами службы занятости.

Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения должны обеспечивать:

1) единство предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по содействию занятости населения в РФ;

2) полноту и качество предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения;

3) вседоступность государственных услуг в отношении содействия занятости населения [3, с.10].

В соответствии со статьей 15, Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций содержат следующие  требования:

1) к процедуре оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в области содействия занятости населения и критериям принятия решений;

2) к составу, срокам и последовательности осуществления  административных действий при оказании государственных услуг и выполнении государственных функций в области содействия занятости населения, в том числе к особенностям выполнения таких действий в электронной форме;

3) порядку и формам контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в области содействия занятости населения;

4) другим условиям и способам оказания государственных услуг и выполнения государственных функций в области содействия занятости населения.

Разработку и утверждение федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в отношении содействия занятости населения осуществляет уполномоченный на то Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Органы службы занятости в РФ имеют право безвозмездно обмениваться с налоговыми органами, органами государственной статистики, миграционной службы и другими государственными органами отчетной документацией, а также сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ «О занятости населения в РФ» органы службы занятости оказывают помощь безработным гражданам, членам их семей, в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии. При этом безработным гражданам в другую местность с целью трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, предполагающая:

1) оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд осуществляется за счет средств работодателя;

2) суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;

3) оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда этим занимается работодатель [3, с.12].

Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости определяются органами государственной власти субъекта РФ.

Согласно статье 23 ФЗ «О занятости населения в РФ» профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости осуществляется в следующих случаях:

- если гражданин не имеет квалификации;

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;

- если требуется изменить профессию из-за отсутствия работы, в соответствии с имеющейся у гражданина квалификации;

- если гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации (например, из-за отсутствия практики) [3, с.13].

Статья 24 ФЗ «О занятости населения в РФ» определяет порядок  организации службой занятости оплачиваемых общественных работ для обеспечения временной занятости населения. Общественные работы  предполагают социально полезную трудовую деятельность, организуемую для дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Финансирование общественных работ осуществляется за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы. В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.


2. Механизм функционирования рынка труда

Способность к труду в условиях рынка является действительным товаром, когда заключается договор на использование рабочей силы  или договор о найме, и таким образом, работник переходит в категорию занятых, в категорию функционирующей рабочей силы. Ее функционирование вызывает значительные психофизиологические затраты человеческого организма, подлежащие восстановлению, а способности воспроизведению и развитию.

Воспроизводство рабочей силы представляет собой непрерывное восстановление и поддержание способностей человека (физических и умственных), постоянное возобновление и рост его профессионально-квалификационного и образовательного уровня. Это понятие может относиться как к отдельному человеку так  и к совокупности людей, занятых на основе найма на предприятии, в отрасли, в целом в народном хозяйстве, поэтому применяются дополнительные понятия воспроизводства совокупной рабочей силы предприятия, отрасли, народного хозяйства.

Воспроизводство рабочей силы – это составная часть процесса общественного воспроизводства, в состав которого входит воспроизводство общественного продукта и экономических отношений. Суть воспроизводства экономических отношений заключается в том, что работник входит в процесс воспроизводства наемной рабочей силой и выходит из него наемной рабочей силой, то есть он не становится собственником средств производства, а продолжает продавать свои способности к труду, свою рабочую силу и в последующих циклах воспроизводства [7, с.110].

Воспроизводство рабочей силы предполагает четыре этапа: формирование рабочей силы, распределение, обмен и использование.

Со стороны воспроизводства, рабочая сила занятых проходит все эти стадии. Воспроизводство рабочей силы безработного, т.е. возможной  способности к труду изменено: нет стадии распределения, товарного обмена, использования в течение длительного времени, а стадия подготовки, формирования рабочей силы осуществляется в поддерживающем режиме, то есть в неполноценном виде.

К рынку труда в полноценном виде собственно относятся только стадии распределения и обмена, в то же время моменты обмена имеют место и на  других этапах. Например, в стадии использования к обмену рабочей силы относится обмен функционирующих способностей на денежное вознаграждение в виде цены труда или заработной платы. Этот обмен необходим для восстановления способностей, циклического процесса производства и воспроизводства.

Таким образом, с позиции воспроизводства выделяют совокупность социально-трудовых отношений в отношении условий занятости, условий использования работников в общественном производстве, представляющую рынок труда в узком понимании, что определяет рыночные отношения в сфере занятости (на предприятии, фирме), а именно, отношения по поводу цены труда и времени его использования. В таком случае понятие «рынок труда» в узком понимании отражает количественную сторону и структуру занятых, удовлетворенный  спрос на рабочую силу, т.е. представляет собой часть целого, (часть понятия «рынок труда») в широком смысле как качественной характеристики, отражающей сущность всей совокупности отношений по поводу рабочей силы.

С точки зрения воспроизводства выделяют рынок рабочей силы в узком понимании, отражающее социально-трудовые отношения по поводу поддержания, переподготовки и включения в процесс труда рабочей силы безработных, раскрывающее количественную сторону и структуру данной категории рабочей силы. В узком понимании можно рассматривать и рынок трудовых ресурсов, как формирование и предстоящее использование трудового резерва (его части) на рыночных принципах (действия закона спроса и предложения). Здесь речь также идет о количественной стороне и структуре трудового резерва.

Отсюда, понятие «рынок труда» полно отражает сущность товарно-денежных социально-трудовых отношений, в отношении условий найма и использования работников в общественном товарном производстве. Суть  заключена в экономических отношениях обмена функционирующей рабочей силы (труда) на жизненные средства, на реальную заработную плату на основе законов спроса и предложения, стоимости рабочей силы, предельной производительности труда и конкуренции.

Это сущностное отношение, по поводу способностей к труду занятых и вовлекаемых в процесс труда безработных и возможных работников из трудового резерва, является основой для образования заработной платы, и в этом смысле использование понятия «рынок труда» наиболее точно характеризует рыночные отношения в социально-трудовой сфере.

Рынок труда представляет собой социально-экономическую категорию, включающую в себя исторически сложившийся особенный общественный механизм, выполняющий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством. Таким механизмом является модель спроса и предложения рабочей силы [8, с.216].

Таким образом, рынок труда - это динамическая система, состоящая из комплекса социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, работающий на базе  информации, поступающей в виде изменений цены труда или заработной платы.

Важнейшим элементом рынка труда является механизм его функционирования, который изредка выдают за сам рынок труда, что не является точным, так как он не включает весь комплекс отношений, свойственных рынку труда.

Механизм рынка труда включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

На рынке труда под спросом понимают потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг согласно спросу в экономике. Спрос на труд определяется в соответствии с потребностями работодателей в найме определенного количества работников искомой квалификации для осуществления производства товаров и услуг, учитывая спрос. Кривая спроса на труд  на графике имеет отрицательный угол: чем выше рост общего уровня заработной платы, тем ниже  спрос на труд.

Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании определенного уровня благосостояния, следовательно оно, также как и спрос, зависит от величины заработной платы. На графике кривая предложения труда имеет положительный угол наклона, а именно: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Предложение труда на рынке для определенного вида труда при определенном уровне заработной платы представляет собой  сумму объемов предложения всех работников. Общее предложение труда в экономике напрямую зависит от численности работников, готовых продавать свою рабочую силу работодателям. Численность работников зависит от уровней рождаемости, физической способности быть производительным работником, смертности и миграции населения, доступности других источников существования, личного выбора между работой и досугом, альтернативной стоимости наемного труда. Другие источники существования включают в себя пенсии, пособия, субсидии, проценты с вложенного капитала, дивиденды и другие доходы, для получения которых нет необходимости работать [7, с.215].

При изменении  величины заработной платы на выбор работника оказывают влияние следующие эффекты: эффект дохода и эффект замещения. До определенного периода рост заработной платы увеличивает предложение труда. После достижения максимального уровня по мере дальнейшего увеличения уровня заработной платы предложение труда (количество отработанного времени) постепенно сокращается, так как высокие доходы вызывают появление более разнообразного и длительного досуга, а не труда. В результате, одна и та же причина - увеличение заработной платы ведет и к росту, и к сокращению предложения труда.

Предложение рабочей силы  -  занятые наемные работники, а также часть трудоспособного населения, желающая работать и приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и времени.

Взаимодействие спроса и предложения представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Спрос и предложение на рынке труда

Из рисунка 1 видно, что кривая предложения труда направлена вверх, так как  работники способны жертвовать свободным временем и работать больше при повышении уровня заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость отражает действие закона предложения труда.

И наоборот, кривая спроса направлена вниз, в связи с тем, что при росте затрат производства за счет роста заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается цена изделий, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна, они сокращают прием рабочих, т.е. с ростом заработной платы (цены труда) спрос на рабочую силу падает, то есть проявляется обратная зависимость, выражающая действие закона спроса на труд.

Если  цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, считается, что рынок пришел в равновесие. Пересечение кривых спроса и предложения на рисунке 1 показывает, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Отсюда, равновесная цена – это цена труда, при которой объем спроса рабочей силы равняется объему ее предложения.

Из рисунка 1 видно, что при цене труда, равной W0, работодатели имеют возможность заполнить все имеющие рабочие места, а все работники, стремящиеся получить работу, ее находят. Так как интересы всех сторон совпадают,  следовательно, рынок находится в равновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне W0. Равновесная заработная плата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Под влиянием каких-либо факторов зарплата может подняться выше W0 и достичь, например, уровня W2. Предложение труда возрастет до уровня S2, а спрос уменьшится до величины D2. Возникнет конкуренция между работниками за вакантное рабочее место. Избыток предложения над спросом, конкуренция осуществляют давление вниз на ставки заработной платы, работодатели снижают их, и они снижаются до уровня равновесия (W0) [10, с.220].

Если заработная плата ниже равновесной цены (W1), то появляется нехватка рабочей силы (спрос равен D1 а предложение – S1), заставляющая  работодателей повышать вознаграждение, для привлечения новых рабочих, в итоге зарплата вновь поднимется до уровня W0. Следовательно, заработная плата на уровне W0 становится преобладающей, общепринятой, с ней должны считаться и работодатели, и работники, и при таком уровне заработной платы будет достигнута полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так в действительности работает механизм конкурентного рынка.

В результате осуществления механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующий функции:

- регулирование спроса и предложения труда;

- обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения  трудовых договоров для соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

- осуществление конкуренции между работниками за рабочее место, а также между работодателями за наем рабочей силы;

- установление равновесной цены;

- содействие полной, но экономически эффективной занятости [11, с.198].

На практике работа рынка труда имеет следующие особенности, связанные с особенностями воспроизводства рабочей силы:

- неотделимость права собственности на товар, а именно - рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду - рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени, в этой связи покупателя следует называть работодателем. В случае нарушения прав работника наниматель или работодатель несет юридическую ответственность и может иметь экономические потери;

- длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя), что играет важную роль в  обеспечении конкурентоспособности фирмы (качество выполняемой работы, трудоотдача и т.д.);

- необходимость подробной регламентации деятельности субъектов рынка, вызванное наличием большего числа институциональных структур (законодательство, социально-экономические программы, службы занятости, профсоюзы и т.п.);

- высокая степень индивидуализации сделок, связанная с особенностями  рабочей силы, технологий производства и организации труда;

- оплата труда в соответствии с конечными результатами, т.е. ценой продукции, созданной данным трудом, что ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу  возникает в соответствии со спросом на товары и услуги и является производным;

- для наемного работника имеет  важное значение как денежный аспект, так и содержание, условия труда, микроклимат в коллективе, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе и т.д.

В регулировании занятости населения немаловажную роль играет государство, занимающееся как безработицей, так и созданием новых рабочих мест, проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.

Создавая биржи труда, государство старается достичь общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда с помощью  обеспечения  нужной  информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Хороших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются только в активных, а не в пассивных формах, то есть когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не только на выплату пособий по безработице. Такой подход позволяет умерить иждивенческие настроения у части безработных и быстрее ввести трудовые ресурсы в производственный процесс.

В отношении занятости населения государство, осуществляя те или иные мероприятия, способствует росту профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов.

Профессиональная мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.

Выделяют следующие особенности функционирования рынка труда, связанные с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила»:

1. Неотделимость права собственности на товар, т.е. труд от его владельца.

2. При покупке товара «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, например, продовольственных товаров.

3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, служб занятости и т.д.) также ведет к своеобразию отношений между субъектами рынка труда.

4. Разный профессионально квалификационный уровень рабочей силы, разные технологии вызывают необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара «труд».

5. Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара, из которой вытекают два следствия:

- рынок труда связывает между собой различные рынки и др.[10, с.210].

3. Тесты к вопросу «Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции»

Из предложенных вариантов ответа выберите правильный:

1. Год создания службы занятости населения РФ:

А) 1991;

Б) 1993;

В) 1990;

Г) 1996.

2.Граждание не признается безработным, если:

А) не желает быть признанным безработным;

Б) отказался от 2-х вариантов подходящей работы;

В) представил фиктивную справку о средней заработной плате;

Г) все ответы верны.

3.Совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества:

А) политика образования;

Б) политика стимулирования;

В) политика занятости;

Г) трудовая политика.

4.Если гражданин зарегистрирован в службе занятости, не имеет работы, занимается ее поиском и готов приступить к работе, это является (…..) условием для отнесения его к категории безработных:

А) необходимым;

Б) достаточным;

В) необходимым и достаточным.

5.Если гражданин зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к работе, это является (……) условием для отнесения его к категории безработных:

А) необходимым;

Б) достаточным;

В) необходимым и достаточным.

6.Безвозмездное или постоянное предоставление конкретному лицу или группе лиц определенной денежной суммы – это:

А) социальное пособие;

Б) льгота;

В) компенсация;

Г) субсидия.

7. Условия  обеспечения полной занятости  населения:

А) безработица соответствует естественному  уровню;

Б) все трудоспособное население занято трудовой деятельностью;

В) заняты все имеющиеся рабочие  места.

8. Целью  государственной политики в области  занятости не является (3 ответа):

а) обеспечение полной, эффективной и свободно избранной занятости;

б) изучение рынка труда;

в) достижение международных  стандартов в области  качества жизни;

г) социальное страхование  безработных.

9. Период  времени, в течение которого  претендент на работу ищет  ее

а) продолжительность  безработицы;

б) длина безработицы;

в) отрезок безработицы;

г) нет правильного ответа.

10. Государственная служба занятости населения не включает:

А) федеральный орган исполнительной власти;

Б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения;

В) негосударственные учреждения службы занятости населения.

4. Тесты к вопросу «Механизм функционирования рынка труда»

Из предложенных вариантов ответа выберите правильный:

1.Потребность экономики в определенном количестве работников в каждый данный момент времени:

А) спрос на рабочую силу;

Б) предложение рабочей силы;

В) потребность в рабочих местах;

Г) вакансия.

2. Рынок рабочей силы по степени государственного воздействия не делится на:

А) контролируемый;

Б) неконтролируемый;

В) черный.

3. Не относится к особенностям функционирования рынка труда:

А) отсутствие не денежных аспектов сделки;

Б) высокая степень индивидуализации сделок;

В) большая продолжительность контакта продавца и покупателя;

Г) неотделимость права собственности на товар от его владельца.

4. Не является субъектом рынка:

А) государство;

Б) работодатель;

В) наемные работники;

Г) институты, повышающие квалификацию.

5.Область пересечения совокупного спроса на труд с совокупным предложением труда:

А) совокупный рынок труда;

Б) рынок труда;

В) удовлетворенный спрос на труд.

6. Наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда формирует его:

А) конкуренцию;

Б) конъюнктуру;

В) цивилизованность.

7. Государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы – это:

А) конкуренция на рынке труда;

Б) инфраструктура рынка труда;

В) рыночный механизм рынка труда;

Г) нет верного ответа.

8.Наемные работники относятся к следующему элементу рынка труда:

А) субъектам;

Б) объектам;

В) инфраструктура.

9.Механизм рынка труда включает:

А) спрос и предложение труда;

Б) цена труда;

В) конкуренция;

Г) все ответы верны.

10. Участие предприятий в регулировании рынка труда обеспечивается формированием:

А) структуры предложения на рынке труда;

Б) структуры спроса на рабочую силу;

В) объема найма работников;

Г) характеристик найма работников.


5. Занятость. Виды занятости

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается в мировом сообществе как одна из приоритетных, так как она напрямую связана с перспективами социальной стабильности государства. В то же время,  сложность и скорость происходящих изменений требуют подробного анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия эффективных мер, касающихся мер регулирования и обеспечения занятости населения.

Под занятостью понимается деятельность граждан, непосредственно связанная с удовлетворением личных, а также общественных потребностей, входящая в противоречие с действующим законодательством и приносящая им, заработок, трудовой доход.  При этом гражданам принадлежит право использовать свои способности к производительному труду, к творчеству. Принуждение к труду в любой форме (физической, нравственной, психологической) запрещено[3, с.4].

В соответствии с ФЗ «О занятости населения РФ» незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Согласно статье 2 вышеупомянутого ФЗ, занятыми гражданами являются:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

- зарегистрированные в определенном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, открывшие адвокатские кабинеты, иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами зарегистрирована и лицензирована;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются осуществление работ, оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на определенную оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению госслужбы занятости населения (органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте по причине  нетрудоспособности, отпуска, повышения квалификации, приостановки  производства, переподготовки, вызванной забастовкой, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями, а также участниками организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства [3, с.5].

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет выделять следующие виды занятости:

1) продуктивную, когда имеет место в сферах общественного материального производства, приносит работникам трудовой доход, исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих;

2) полезную, которая  распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, службу в армии, воспитание детей, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;

3) рациональную, которая отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;

4) полную, при которой все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость предполагает работу в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно). Достижение полной занятости невозможно достичь с помощью только одного рыночного механизма,  то есть требуется постоянное регулирование данного процесса со стороны государственных органов и общества, особенно  в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);

5) эффективную, то есть занятость населения, дающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость предполагает  целесообразную, продуктивную, общественно-полезную, рациональную занятость, удовлетворяющую общественным и личным потребностям, при этом важное  значение для общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшим  элементом полной и эффективной занятости - главной задачи социально-экономической политики государства [3, с.6].

Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей осуществляется на основе разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. С учетом режима или условий труда выделяют  следующие организационные формы занятости:

- полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);

- сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);

-  раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);

- неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);

- неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);

- надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);

- совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);

- временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);

- самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);

- трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).

По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в государственном секторе экономики; кооперативах; акционерных обществах со смешанной формой собственности; частном секторе; на совместных предприятиях; общественных организациях; личном подсобном и домашнем хозяйстве.

Структура занятости, то есть структура использования экономически активного населения, изучается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты выделяют как прямую так и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь).

Признаком эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее крупным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника [11, с.189].

Таким образом, эффективность структуры занятости выражается не в росте какого-либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность политики труда и занятости населения заключается в создании комфортных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой на основе  экономической стабилизации, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития системы обучения кадров, действия государственных органов в отношении вопросов занятости.

Служба занятости представляет собой орган исполнительной власти, осуществляющий  функции  контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказывающий госуслуги в отношении  содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Для того, чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была направлена на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности и профессиональной квалификации людей.

Политика занятости – комплекс  мер как прямого так и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Выделяют мероприятия, направленные на совершенствование государственной политики РФ в области труда и занятости:

– профессиональное обучение безработных для предоставления возможности приобрести новую профессию, повысить квалификацию для дальнейшего трудоустройства;

– профессиональное консультирование, направленное на повышение  обоснованности выбора гражданами вида деятельности и формы занятости,

– общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов;

– временная, субсидируемая занятость, а также квотирование и поддержка рабочих мест;

– поддержка предпринимательской активности безработных;

– территориальное перераспределение рабочей силы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2.Трудовой кодекс Российской федерации  (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред.от 28.06.2014).

3.Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4.Приказ Минэкономразвития РФ ФСГС от 21.12.2010 № 452 «Об утверждении методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)».

5.Приказ Росстата от 13.10.2009 № 225 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной миграционной службой статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией»

6. Приказ Минтруда России от 26.06.2013 № 281 «О проведении мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников» (с изменениями на 22 октября 2013 года).

7.Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения. − М.:ЮНИТИ, 2013.-271 с.

8.Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина; ЮНИТИ-М., 2012.-336c.

9. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения // Трудовое право. – 2013. – №1.- С.20–22.

10. Остапенко Ю.М. Экономика труда. − М.: Инфра, 2013.-272 с.

11. Ремизов К.С. Основы экономики труда.− М.: Эксмо, 2012.-218 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24016. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 139.3 KB
  Подзаголовок газеты: Казуистическая газета . Успех газеты был велик количество писем все росло. Острота вопроса в том что все это были газеты и журналы разных направлений. Ричард Стиль бывший в ту пору редактором официальной газеты решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.
24017. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 73.5 KB
  Новостные блоки в СМИ и начинаются с сенсаций делая безнадежными поиски смысла в эфире. Общественное мнение и СМИ: диалектика взаимодействия.Индивидуальную картину мира человека создают СМИ. Уклон в развлечение во всех СМИ особенно в ТВ.
24018. ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ 69.31 KB
  В информационном же пространстве разворачивается истинная журналистика не ограниченная правилами и цензурой пример СМИ vs СМК. Последствия информационнопсихологического воздействия СМИ глубокие изменения массового сознания. СМИ и информационное общество.общва поставила вопрос о роли в нем СМИ.
24019. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СМИ 128.94 KB
  В других статьях определяется статус редакции учредителя и издателя их права обязанности и взаимоотношения. В Уставе наряду с другими сторонами ее статуса определяются взаимные права и обязанности учредителя редакции и возглавляющего ее главного редактора. Учредитель утверждает устав редакции и или заключает с ней или ее главным редактором договор. В Законе указывается что учредитель также может выступать в качестве редакции издателя распространителя собственника имущества редакции.
24020. РЕКЛАМА И ПИАР В ЖУРНАЛИСТИКЕ 44.71 KB
  Конечно интерес аудитории к СМИ определяется не рекламой хотя ее роль велика. Расцвет рекламы наступил когда к системе СМИ присоединилось телевидение. развитие радио как СМИ. Отношения служб паблик рилейшнз со СМИ.
24021. АВТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТА 143.68 KB
  ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию актуальность связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой Чем глубже понял эту связь журналист и чем новее знание которое он получил в итоге тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет. Лазутина предлагает следующие правила монтажа журналистского текста: 1 соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах Каждый текстовый элемент – микросущность 2...
24022. Наружная сонная артерия, ее топография, ветви и области, кровоснабжаемые ими 227 KB
  carotis externa является одной из двух конечных ветвей общей сонной артерии. Она отделяется от общей сонной артерии в пределах сонного треугольника на уровне верхнего края щитовидного хряща. Вначале она расположена медиальнее внутренней сонной артерии а затем латеральнее ее. Начальная часть наружной сонной артерии снаружи покрыта грудиноключичнососцевидной мышцей а в области сонного треугольника поверхностной пластинкой шейной фасции и подкожной мышцей шеи.
24023. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности, их анатомия, топография, анастомозы 263 KB
  К органам иммунной системы принадлежат костный мозг в котором лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной тимус вилочковая железа лимфатические узлы селезенка скопления лимфоидной ткани в стенках полых органов пищеварительной дыхательной систем и. Многочисленные лимфатические узлы лежат на путях следования лимфы от органов и тканей в венозную систему. Лимфатические капилляры тимуса которых больше в корковом веществе образуют в паренхиме органа сети из которых формируются лимфатические сосуды впадающие в передние средостенные...
24024. Ядра серого вещества спинного мозга, их назначение. Локализация проводящих путей в белом веществе спинного мозг 239.5 KB
  Ядра серого вещества спинного мозга их назначение. Локализация проводящих путей в белом веществе спинного мозга. Задние рога спинного мозга представлены преимущественно более мелкими клетками. Серое вещество задних рогов спинного мозга неоднородно.