87363

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Основные экономические средства - это: регулирование учетной ставки дисконтная политика осуществляемая центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений...

Русский

2015-04-19

166 KB

0 чел.

  1.  ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов и регуляторов (инструментов, рычагов воздействия) обеспечивают достижение поставленных целей и решение экономических и социальных задач.

         Государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

         Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена следующими причинами:

  •  государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов на мировом рынке;
  •  государство определяет долговременные интересы населения в целом;
  •  государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, равновесной и развивающейся системой;
  •  расширение общественного воспроизводства;
  •  создание и поддержание развитой инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству;
  •  только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).

         Роль регулирующего центра может выполнять только государство, так как государство это институт, представляющий все общество и имеющий право внеэкономического вмешательства в экономические отношения.

  1.  ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         

         К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  •  устойчивый рост национального производства;
  •  поддержание эффективного размера занятости;
  •  стабилизацию уровня цен;
  •  обеспечение внешнеторгового баланса.

         Экономические функции государства:

  •  создание общих условий для эффективного функционирования и поощрения экономического роста;
  •  разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны;
  •  прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития;
  •  обеспечение правовой (законодательной) базы функционирования экономики;
  •  поддержка конкуренции, борьба с монопольными тенденциями и ростом цен;
  •  обеспечение стабильной работы денежной системы;
  •  разработка и исполнение государственного бюджета;
  •  налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности, защита своих товаропроизводителей на мировых рынках;
  •  проведение социальной политики и социальной защиты.

         Типы государственного регулирования:

  •  полный государственный монополизм в управлении национальным хозяйством (примеры – бывший СССР, Куба, Северная Корея);
  •  крайний либерализм, признающий только условия неограниченного частного предпринимательства;
  •  различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в разных моделях рыночных экономик в странах современного мира.

  1.  ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         

         Различают административные, экономические и институциональные меры государственного регулирования экономики (рис.1).

Рисунок 1 – Инструменты воздействия государства на экономику

         Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

         Экономические меры государственного регулирования подразделяются на меры денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства – это:

  •  регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  •  установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  •  операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

         В настоящее время применяются два наиболее признанных подхода к регулированию развития национальных экономик. Монетарный (неоклассический) исходит из того, что рыночная система может обеспечить макроэкономическую стабильность преимущественно методами саморегулирования с помощью свободного ценообразования и либеральной кредитно-денежной политики. Кейсианский подход делает акцент на активном вмешательстве государства в экономику. В реальности обычно применяются оба подхода в зависимости от реально складывающейся ситуации.

         Монетарный подход к государственному регулированию экономики, в качестве способов воздействия предлагает:

  •  максимальное сокращение государственного бюджета;
  •  значительное сокращение государственного сектора;
  •  либерализацию ценообразования;
  •  либерализацию внешнеэкономической деятельности;
  •  либерализацию денежно-кредитной политики и финансового рынка.

         Кейнсианский подход к государственному регулированию экономики предлагает:

  •  сохранение значительного государственного сектора в экономике;
  •  перераспределение ресурсов в приоритетные секторы экономики с помощью бюджетного регулирования;
  •  контроль за экспортом и импортом;
  •  регулирование роста цен и зарплаты;
  •  регулирование учетной ставки банковского процента;
  •  регулирование курса национальной валюты.

  1.  СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         Субъекты исполнения государственного регулирования экономики:

  •  государство (федеральные, региональные, местные институты);
  •  негосударственные субъекты:
    •  имеющие прямое влияние (профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы);
    •  имеющие косвенное влияние (партии, СМИ, влиятельные личности, экспертные советы, общественное мнение);
  •  надгосударственные субъекты:
    •  интеграционные институты (Европейское сообщество и т.д.);
    •  межгосударственные советы (встречи «стран семерки»).

         Объекты государственного регулирования экономики – это различные предприятия, отрасли, сферы, регионы и экономические процессы, которыми управляют и которые регулируют.

  1.  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

         Государственная экономическая политика включает: институциональную, структурную, финасовую, налоговую, бюджетную, денежно-кредитную,  инвестиционную, внешнеэкономическую, социальную, инновационную, конкурентную политику.

         Институциональная политика:

  •  (от лат. institutum установление, учреждение) проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов;
  •  политика приватизации, реорганизации отношений собственности, управления государственной собственностью и взаимодействия с частным (негосударственным) сектором экономики регионов.

         Структурная политика – проводимая правительством страны политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а так же изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами,  экспортом и импортом.

         Финансовая политика:

  •  совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений;
  •  совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

         Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

         Фискальная политика – один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

         Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

         Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

         Теневая экономика – это скрытая от государства предпринимательская и иная экономическая деятельность, приносящая прибыль в результате уклонения от налогов, обмана, подлога, занятия запрещенными и потому криминальными видами экономической деятельности.

         Бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

         Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной.

         Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

         Денежно-кредитная (монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

         Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

         Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения.

         Инвестиционная политика – система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

         Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.

         Внешнеэкономическая политика – политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

         Внешнеэкономическая политика – один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

         Типы внешнеэкономической политики:

  •  протекционизм - политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  •  фритредерство – политика свободной торговли.

Платежный баланс – представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств.

         Социальная политика – система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

         Основные направления социальной политики:

  •  регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан;
  •  жилищная политика.

         Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

         Инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

         Основными целями государственной инновационной политики являются:

  •  создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  •  повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  •  содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  •  расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  •  содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  •  осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

         Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей.

         Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

PAGE   \* MERGEFORMAT 13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75291. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств 36.5 KB
  Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Победа на Каталаунских полях явилась последним крупным успехом Западной Римской империи. После этого началась политическая чехарда: за 21 год на престоле Западной Римской империи сменилось 9 правителей ставленников италийской или галльской знати варварской армии под командованием Рикимера сместившего или убравшего не одного августа а после его смерти в 472 г. Это время дальнейшего нарастания кризиса империи и стремительного сокращения ее границ.
75292. Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков 36.5 KB
  Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков. Усадебная земля согласно данным Салической правды находилась уже в индивидуальной собственности каждого франка. Наоборот луга и леса продолжали ещё находиться и в коллективной собственности и в коллективном пользовании всей крестьянской общины. Сосуществование разных видов собственности продолжалось сравнительно недолго и общинная форма собственности на пахотную землю соответствовавшая более низкому уровню производительных сил уступила место...
75293. Начало переворота в поземельных отношениях у франков: бенефициальная реформа Карла Мартелла 38 KB
  Иногда наряду с аллодом они владели землями как мелкие вотчинники составлявшие промежуточный слой между феодалами и свободными крестьянами. Вопервых она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов которые в качестве професси нальных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. Укрепившийся благодаря ей слой средних феодальных землевладельцевбенефициариев составил на...
75294. Завершение переворота в поземельных отношениях и складывание основ феодализма при Каролингах 48 KB
  Поэтому даже теряя аллоды свободные общинники брали у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей. Существовали прекарии нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку у которого было недостаточно или вовсе не было земли precri dt но иногда мелкий собственник сам передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них чаще всего церкви и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или...
75295. Франкское государство и общество при Каролингах. Каролингское Возрождение 37 KB
  Карл и его приближенные видели в новой державе возрождение Западной Римской империи франкского короля манил титул императора. Так на западе возникла новая империя что вызвало конфликт между Карлом и Византией императоры которой считали себя единственными наследниками старой Римской империи. Новые рубежи империи были укреплены пограничными областями марками. и международный престиж империи Каролингов: покровительства Карла домогались короли Шотландии и Астурии вожди племенных ирландских княжеств.
75296. Византийское общество и государство в IV-VI вв. Византия при Юстиниане I 41.5 KB
  Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I 527 565. Его дядя император Юстин I 518 527 возведенный на престол солдатами сделал Юстиниана своим соправителем. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в Тайной истории создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Танцовщица и куртизанка Феодора благодаря своей редкой красоте уму и твердой воле покорила Юстиниана стала его...
75297. Заключительный период в истории позднеантичного мира 30.5 KB
  Дигесты выдержки из сочинений римских юристов и наконец Новеллы законы самого Юстиниана. Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе. Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова набеги варваров.
75298. Социально-экономическое и политическое развитие Византии в VII-VIII веках 36.5 KB
  Социальноэкономическое и политическое развитие Византии в VII-VIII вв. Из них а также из свободных византийских крестьян создавалось в VIII в. В византийской деревне в VIII первой половине IX в. Это засвидетельствовано кодифицированным в VIII в.