87363

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Основные экономические средства -– это: регулирование учетной ставки дисконтная политика осуществляемая центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений...

Русский

2015-04-19

166 KB

0 чел.

  1.  ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов и регуляторов (инструментов, рычагов воздействия) обеспечивают достижение поставленных целей и решение экономических и социальных задач.

         Государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

         Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена следующими причинами:

  •  государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов на мировом рынке;
  •  государство определяет долговременные интересы населения в целом;
  •  государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, равновесной и развивающейся системой;
  •  расширение общественного воспроизводства;
  •  создание и поддержание развитой инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству;
  •  только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).

         Роль регулирующего центра может выполнять только государство, так как государство это институт, представляющий все общество и имеющий право внеэкономического вмешательства в экономические отношения.

  1.  ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         

         К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  •  устойчивый рост национального производства;
  •  поддержание эффективного размера занятости;
  •  стабилизацию уровня цен;
  •  обеспечение внешнеторгового баланса.

         Экономические функции государства:

  •  создание общих условий для эффективного функционирования и поощрения экономического роста;
  •  разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны;
  •  прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития;
  •  обеспечение правовой (законодательной) базы функционирования экономики;
  •  поддержка конкуренции, борьба с монопольными тенденциями и ростом цен;
  •  обеспечение стабильной работы денежной системы;
  •  разработка и исполнение государственного бюджета;
  •  налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности, защита своих товаропроизводителей на мировых рынках;
  •  проведение социальной политики и социальной защиты.

         Типы государственного регулирования:

  •  полный государственный монополизм в управлении национальным хозяйством (примеры – бывший СССР, Куба, Северная Корея);
  •  крайний либерализм, признающий только условия неограниченного частного предпринимательства;
  •  различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в разных моделях рыночных экономик в странах современного мира.

  1.  ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         

         Различают административные, экономические и институциональные меры государственного регулирования экономики (рис.1).

Рисунок 1 – Инструменты воздействия государства на экономику

         Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

         Экономические меры государственного регулирования подразделяются на меры денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства – это:

  •  регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  •  установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  •  операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

         В настоящее время применяются два наиболее признанных подхода к регулированию развития национальных экономик. Монетарный (неоклассический) исходит из того, что рыночная система может обеспечить макроэкономическую стабильность преимущественно методами саморегулирования с помощью свободного ценообразования и либеральной кредитно-денежной политики. Кейсианский подход делает акцент на активном вмешательстве государства в экономику. В реальности обычно применяются оба подхода в зависимости от реально складывающейся ситуации.

         Монетарный подход к государственному регулированию экономики, в качестве способов воздействия предлагает:

  •  максимальное сокращение государственного бюджета;
  •  значительное сокращение государственного сектора;
  •  либерализацию ценообразования;
  •  либерализацию внешнеэкономической деятельности;
  •  либерализацию денежно-кредитной политики и финансового рынка.

         Кейнсианский подход к государственному регулированию экономики предлагает:

  •  сохранение значительного государственного сектора в экономике;
  •  перераспределение ресурсов в приоритетные секторы экономики с помощью бюджетного регулирования;
  •  контроль за экспортом и импортом;
  •  регулирование роста цен и зарплаты;
  •  регулирование учетной ставки банковского процента;
  •  регулирование курса национальной валюты.

  1.  СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         Субъекты исполнения государственного регулирования экономики:

  •  государство (федеральные, региональные, местные институты);
  •  негосударственные субъекты:
    •  имеющие прямое влияние (профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы);
    •  имеющие косвенное влияние (партии, СМИ, влиятельные личности, экспертные советы, общественное мнение);
  •  надгосударственные субъекты:
    •  интеграционные институты (Европейское сообщество и т.д.);
    •  межгосударственные советы (встречи «стран семерки»).

         Объекты государственного регулирования экономики – это различные предприятия, отрасли, сферы, регионы и экономические процессы, которыми управляют и которые регулируют.

  1.  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

         Государственная экономическая политика включает: институциональную, структурную, финасовую, налоговую, бюджетную, денежно-кредитную,  инвестиционную, внешнеэкономическую, социальную, инновационную, конкурентную политику.

         Институциональная политика:

  •  (от лат. institutum установление, учреждение) проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов;
  •  политика приватизации, реорганизации отношений собственности, управления государственной собственностью и взаимодействия с частным (негосударственным) сектором экономики регионов.

         Структурная политика – проводимая правительством страны политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а так же изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами,  экспортом и импортом.

         Финансовая политика:

  •  совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений;
  •  совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

         Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

         Фискальная политика – один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

         Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

         Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

         Теневая экономика – это скрытая от государства предпринимательская и иная экономическая деятельность, приносящая прибыль в результате уклонения от налогов, обмана, подлога, занятия запрещенными и потому криминальными видами экономической деятельности.

         Бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

         Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной.

         Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

         Денежно-кредитная (монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

         Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

         Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения.

         Инвестиционная политика – система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

         Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.

         Внешнеэкономическая политика – политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

         Внешнеэкономическая политика – один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

         Типы внешнеэкономической политики:

  •  протекционизм - политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  •  фритредерство – политика свободной торговли.

Платежный баланс – представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств.

         Социальная политика – система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

         Основные направления социальной политики:

  •  регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан;
  •  жилищная политика.

         Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

         Инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

         Основными целями государственной инновационной политики являются:

  •  создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  •  повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  •  содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  •  расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  •  содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  •  осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

         Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей.

         Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

PAGE   \* MERGEFORMAT 13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58062. Стихійні лиха 75.5 KB
  Мета: продовжити ознайомлювати учнів із небезпеками природного походження, розглянути приклади стихійних небезпек, скласти алгоритми поведінки в надзвичайних ситуаціях (сильного вітру і грози та в разі потрапляння в зону підтоплення); розвивати логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до власного здоровя та життя.
58063. Прикладне мистецтво 293 KB
  Обладнання для учнів: естетичний словник з образотворчого мистецтва ручка. Види діяльності учнів: пізнавальна сприймання мистецтва. Вид уроку: бесіда з образотворчого мистецтва.
58064. Психічна і духовна складові здоров’я 96.5 KB
  11 Конфлікти і здоров’я. Види конфліктів. Вплив конфліктів на здоров’я. 1 МЕТА: надати учням поняття про конфлікти їх види вплив конфліктів на здоров’я; формувати в учнів вміння адекватного оцінювання життєвих ситуацій; вміння обирати шляхи вирішення спільних проблем; вчити учнів запобігати конфліктних ситуацій та при їх виникненні вміти розв’язувати конфліктні ситуації; розвивати в учнів розуміння почуттів і потреб інших людей; виховувати в учнів толерантне ставлення до чужих поглядів і переконань товариські стосунки.
58065. Формування здорового способу життя 2.02 MB
  Мета: сформувати поняття про здоровий спосіб життя як умову збереження і зміцнення здоров’я. Обладнання та матеріали: фотографії й плакати які дають змогу ілюструвати різний спосіб життя формування здорового способу життя. Базові поняття й терміни: здоров’я спосіб життя.
58066. Сприйняття мистецтва. Імпресіонізм. Відтворення дійсності у стилі імпресіонізм. Зображення на площині. Відтворення святкового настрою. Творча робота «Ялинка на майдані» 91.5 KB
  Мета: ознайомити учнів зі стилем мистецтва імпресіонізм з творчістю художників імпресіоністів; учити спостерігати вплив світла на зміну кольорів; формувати вміння передавати світло тіньові явища відповідно до змін часу доби та пори року...
58067. Доброта творит чудеса 72.5 KB
  Цель урока: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
58068. Анімалістичний жанр у живопису. Знайомство з творчістю М.Приймаченко. Створення етюду-малюнку пташки на кольоровому тлі: «Снігур» 126.5 KB
  Мета: Навчальна: розширювати знання учнів про анімалістичний жанр, продовжувати вчити малювати птахів, ознайомити учнів з творчістю видатної української художниці М.Приймаченко. Розвивальна: розвивати творчі здібності, фантазію, мислення, уяву.
58069. Формування корисних і шкідливих звичок 75 KB
  Учні повинні: Знати: різницю між корисними та шкідливими звичками; вплив корисних шкідливих звичок на здоров’я. Уміти: наводити приклади впливу шкідливих звичок підлітків на здоров’я; сказати Ні і відмовитися від пропозиції випитизакурити тощо.
58070. Види архітектури за призначенням. Житлова архітектура. “Ескіз власного будинку” 49 KB
  Види архітектури за призначенням. Основні поняття: стилі архітектури: античний середньовічний мусульманський китайський та японський новітніх часів; елементи архітектури: фасад колона арка дах вікно балкон сходи.