87363

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Контрольная

Политология и государственное регулирование

Основные экономические средства -– это: регулирование учетной ставки дисконтная политика осуществляемая центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений...

Русский

2015-04-19

166 KB

0 чел.

  1.  ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов и регуляторов (инструментов, рычагов воздействия) обеспечивают достижение поставленных целей и решение экономических и социальных задач.

         Государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

         Необходимость государственного регулирования экономики обусловлена следующими причинами:

  •  государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов на мировом рынке;
  •  государство определяет долговременные интересы населения в целом;
  •  государство поддерживает баланс экономических интересов в стране, что делает общество устойчивой, равновесной и развивающейся системой;
  •  расширение общественного воспроизводства;
  •  создание и поддержание развитой инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству;
  •  только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).

         Роль регулирующего центра может выполнять только государство, так как государство это институт, представляющий все общество и имеющий право внеэкономического вмешательства в экономические отношения.

  1.  ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         

         К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  •  устойчивый рост национального производства;
  •  поддержание эффективного размера занятости;
  •  стабилизацию уровня цен;
  •  обеспечение внешнеторгового баланса.

         Экономические функции государства:

  •  создание общих условий для эффективного функционирования и поощрения экономического роста;
  •  разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны;
  •  прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития;
  •  обеспечение правовой (законодательной) базы функционирования экономики;
  •  поддержка конкуренции, борьба с монопольными тенденциями и ростом цен;
  •  обеспечение стабильной работы денежной системы;
  •  разработка и исполнение государственного бюджета;
  •  налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности, защита своих товаропроизводителей на мировых рынках;
  •  проведение социальной политики и социальной защиты.

         Типы государственного регулирования:

  •  полный государственный монополизм в управлении национальным хозяйством (примеры – бывший СССР, Куба, Северная Корея);
  •  крайний либерализм, признающий только условия неограниченного частного предпринимательства;
  •  различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в разных моделях рыночных экономик в странах современного мира.

  1.  ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         

         Различают административные, экономические и институциональные меры государственного регулирования экономики (рис.1).

Рисунок 1 – Инструменты воздействия государства на экономику

         Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

         Экономические меры государственного регулирования подразделяются на меры денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства – это:

  •  регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  •  установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  •  операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

         В настоящее время применяются два наиболее признанных подхода к регулированию развития национальных экономик. Монетарный (неоклассический) исходит из того, что рыночная система может обеспечить макроэкономическую стабильность преимущественно методами саморегулирования с помощью свободного ценообразования и либеральной кредитно-денежной политики. Кейсианский подход делает акцент на активном вмешательстве государства в экономику. В реальности обычно применяются оба подхода в зависимости от реально складывающейся ситуации.

         Монетарный подход к государственному регулированию экономики, в качестве способов воздействия предлагает:

  •  максимальное сокращение государственного бюджета;
  •  значительное сокращение государственного сектора;
  •  либерализацию ценообразования;
  •  либерализацию внешнеэкономической деятельности;
  •  либерализацию денежно-кредитной политики и финансового рынка.

         Кейнсианский подход к государственному регулированию экономики предлагает:

  •  сохранение значительного государственного сектора в экономике;
  •  перераспределение ресурсов в приоритетные секторы экономики с помощью бюджетного регулирования;
  •  контроль за экспортом и импортом;
  •  регулирование роста цен и зарплаты;
  •  регулирование учетной ставки банковского процента;
  •  регулирование курса национальной валюты.

  1.  СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

         Субъекты исполнения государственного регулирования экономики:

  •  государство (федеральные, региональные, местные институты);
  •  негосударственные субъекты:
    •  имеющие прямое влияние (профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы);
    •  имеющие косвенное влияние (партии, СМИ, влиятельные личности, экспертные советы, общественное мнение);
  •  надгосударственные субъекты:
    •  интеграционные институты (Европейское сообщество и т.д.);
    •  межгосударственные советы (встречи «стран семерки»).

         Объекты государственного регулирования экономики – это различные предприятия, отрасли, сферы, регионы и экономические процессы, которыми управляют и которые регулируют.

  1.  ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

         Государственная экономическая политика включает: институциональную, структурную, финасовую, налоговую, бюджетную, денежно-кредитную,  инвестиционную, внешнеэкономическую, социальную, инновационную, конкурентную политику.

         Институциональная политика:

  •  (от лат. institutum установление, учреждение) проводимые государством меры, действия по формированию новых, устранению старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов;
  •  политика приватизации, реорганизации отношений собственности, управления государственной собственностью и взаимодействия с частным (негосударственным) сектором экономики регионов.

         Структурная политика – проводимая правительством страны политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а так же изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами,  экспортом и импортом.

         Финансовая политика:

  •  совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений;
  •  совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

         Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

         Фискальная политика – один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

         Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

         Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

         Теневая экономика – это скрытая от государства предпринимательская и иная экономическая деятельность, приносящая прибыль в результате уклонения от налогов, обмана, подлога, занятия запрещенными и потому криминальными видами экономической деятельности.

         Бюджетная политика – совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

         Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной.

         Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

         Денежно-кредитная (монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

         Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

         Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения.

         Инвестиционная политика – система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

         Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.

         Внешнеэкономическая политика – политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

         Внешнеэкономическая политика – один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

         Типы внешнеэкономической политики:

  •  протекционизм - политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  •  фритредерство – политика свободной торговли.

Платежный баланс – представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств.

         Социальная политика – система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

         Основные направления социальной политики:

  •  регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан;
  •  жилищная политика.

         Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

         Инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

         Основными целями государственной инновационной политики являются:

  •  создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  •  повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  •  содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  •  расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  •  содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  •  осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

         Конкурентная политика – это действия государства, направленные на обеспечение эффективного использования экономических ресурсов и защиту интересов потребителей.

         Конкурентная политика имеет дело с такими явлениями, как монополизация рынка отдельной фирмой, достижение монопольного положения путем слияния и поглощения, сговор между продавцами и антиконкурентная практика.

PAGE   \* MERGEFORMAT 13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66497. Механизмы сетевого взаимодействия 39.5 KB
  Цель работы – изучить программный интерфейс сетевых сокетов, получить навыки организации взаимодействия программ при помощи протоколов Internet и разработки прикладных сетевых сервисов.
66499. Автоматическое управление в функции времени. Реле времени 248.5 KB
  Наряду с автоматизацией технологических процессов реле времени широко применяют для автоматизации процесса пуска мощных электродвигателей посредством пусковых реостатов в металлорежущих станках бытовых машинах и пр.
66501. Программирование и использование программных модулей 83 KB
  Разработать программный модуль (ПМ), в котором содержится не менее 4 подпрограмм (таблица 1) Задание 2 Составить Паскаль-программу, в которой используется не менее 4 подпрограмм программного модуля, разработанного в задании 1. Отчет должен содержать: -название лабораторной работы и номер варианта...
66502. Вибір та тестування оперативної пам’яті ПК 319 KB
  Мета: Набути вмінь та навиків при виборі та тестуванні оперативної пам’яті. ХІД РОБОТИ 1. Отримати від викладача материнську плату. 2. Визначити кількість роз’ємів для оперативної пам’яті. 3. Визначити тип модулів пам’яті, які встановлюються в дану материнську плату...
66503. Исследование датчика линейных ускорений 806 KB
  Датчик линейных ускорений (ДЛУ) предназначен для измерения линейных ускорений летательных аппаратов и выдачи электрического сигнала, величина которого пропорциональна линейному ускорению, действующему вдоль оси чувствительности.