87375

Законодательные, нормативно-правовые основы муниципального планирования

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период.

Русский

2015-04-19

52.98 KB

29 чел.

Тема 1.2. Законодательные, нормативно-правовые основы муниципального планирования

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. распределяет полномочия, в том числе в сфере планирования между различными уровнями. В ведении РФ находятся установление основ федеральных программ в области государственного, социального и экономического развития РФ, Федеральные фонды регионального развития.

  1.  ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ. ФЗ определяет полномочия органов МСУ в сфере формирования и планирования СЭР территории, в том числе
  2.  принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;
  3.  разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  4.  доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры;
  5.  утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

3. ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 года № 172-ФЗ устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органов  местного  самоуправления  и  порядок  их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Закон включает 14 глав и 47 статей, включая

  1.  общие положения (глава 1),
  2.  полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и ОМСУ в сфере стратегического планирования (глава 2),
  3.  систему стратегического планирования (глава 3),
  4.  документы стратегического планирования, разрабатываемые на муниципальном уровне (глава 11),
  5.  мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования (гл. 12),
  6.  реализация документов стратегического планирования (гл. 13),
  7.  ответственность за нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования (гл.14).

Закон определяет горизонт планирования– от 6 лет и более (стратегическое), от 3 до 6 лет – среднесрочное.

Согласно 172-ФЗ стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, уровне субъекта РФ и муниципальном уровне.

Система документов, разрабатываемых на муниципальном уровне – на рис. 1.

Система документов стратегического планирования на муниципальном уровне

целеполагания

Стратегия СЭР МО (на долгосрочный период не превышающих прогноза)*

прогнозирования

Прогноз СЭР МО на долгосрочный период (каждые 6 лет на 12 и более лет)

Среднесрочный финансовый план

Прогноз СЭР МО на среднесрочный период (ежегодно на 3 года)

планирование и

программирование

План мероприятий по реализации стратегии СЭР МО (на период реализации стратегии)

Муниципальные программы

Схема территориального планирования муниципальных районов на 20 лет

мониторинг и

контроль

Ежегодный отчет о результатах деятельности главы местной администрации

Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ

Бюджетный прогноз МО на долгосрочный период

Рис. 1. Система документов стратегического планирования на муниципальном уровне

4. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (Бюджетный кодекс Российской Федерации) 

БК определяет полномочия участников бюджетного процесса, порядок составления бюджетов всех уровней, порядок утверждения бюджетов.

Полномочия по составлению бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований возлагаются на исполнительно-распорядительный орган. Проект бюджета составляется на трехлетний период.

Процедура утверждения проекта бюджета (ст. 184.2) предусматривает, что одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются наряду с основными направлениями бюджетной и налоговой политики; предварительными итогами социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год и др. документами прогноз социально-экономического развития соответствующей территории.

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок разработки Прогноза утверждается местной администрацией.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобряется местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» предусмотрено внедрение в практику бюджетного процесса применение программно-целевых методов бюджетного планирования. Т.о. расходная часть бюджета планируется с учетом долгосрочных целевых программ.

Таким образом, перечень документов бюджетного планирования включает:

  1.  Основные направления бюджетной и налоговой политики
  2.  Прогноз социально-экономического развития МО
  3.  Долгосрочные целевые программы (ДЦП)
  4.  Ведомственные целевые программы
  5.  Трехлетний бюджет
  6.  Трехлетний среднесрочный финансовый план
  7.  Бюджетный  прогноз  муниципального  образования  на долгосрочный период

5. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» №190-ФЗ от 29.12.2004 г. определяет основы градостроительной деятельности, полномочия ОМСУ в области градостроительной деятельности, виды документов и порядок разработки документов территориального планирования, нормативы градостроительного проектирования, основы зонирования и планировки территории.

Основными документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Кроме этого предусмотрена разработка и иных документов:

  1.  План реализации генплана (схемы)
  2.  Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты
  3.  Документы по планировке территории.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ».

Порядок определяет содержание термина «Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности».

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы). Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.

Включает требования к содержанию госпрограммы, основания и этапы разработки госпрограммы, условия финансирования, механизм организации управления и контроля, полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы при разработке и реализации государственных программ.

(!) Порядок включает формы текущего планирования, в частности предусматривается обязательное составление плана реализации государственной программы, разрабатываемым на очередной финансовый год и плановый период и содержащим перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий государственной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов. Порядок определяет механизм разработки плана реализации и порядок его утверждения.

Методическое обеспечение:

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ»

Методические рекомендации по заполнению формы и к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (форма 2п)

Приказ Минрегиона России от 19.04.2013 № 169 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации»

На региональном уровне правовую основу разработки программ СЭР МО образований составляют следующие акты:

Законы

  1.  Закон Псковской области от 06.06.2008 № 769-ОЗ «О бюджетном процессе в Псковской области»

Постановления

  1.  Постановление Администрации Псковской области от 27.09.2012 № 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области" (в ред. постановления Администрации Псковской области от 16.12.2013 № 592)
  2.  Постановление Администрации Псковской области от 19.03.2013 № 125 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Псковской области" (в ред. постановления Администрации Псковской области от 08.11.2013 № 519)

Таким образом, на федеральном уровне на сегодняшний день в основном создана система нормативно-правовых актов, регулирующих функцию планирования. Вместе с тем, следует отметить, что для обеспечения единообразного и системного подхода к социально-экономическому планированию и прогнозированию, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований, этих документов явно недостаточно. 172-ФЗ, принятый в июне 2014 года, предусматривает полномасштабную реализации своих положений начиная с 01.01.2017 года, что потребует приведения в соответствие с нормой закона структуры и содержания документов СЭР, принятых ранее на региональном и муниципальном уровнях.

Ст. 39 172-ФЗ широко трактует возможность применения системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне, ограничивая ее, в первую очередь, требованиями Бюджетного кодекса и добровольным решением органа местного самоуправления о разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования и Плана мероприятий по  реализации  Стратегии  социально-экономического развития муниципального образования.

Федеральный же закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает лишь на то, что принятию бюджета на любом уровне муниципального образования должно предшествовать формирование плана социально-экономического развития.

В этих условиях процесс формирования стратегических плановых документов муниципальных образований целесообразно осуществлять на основе единого подхода, закрепленного законодательством субъекта и муниципальными правовыми актами. Очевидно, что ряд положений, предусмотренных законом 172-ФЗ для уровня субъектов РФ, можно было бы распространить и на муниципальные образования.

В настоящее время разрабатывается закон псковской области «О системе документов стратегического планирования Псковской области».

Муниципальные правовые акты по вопросам социально-экономического планирования, обеспечению механизмов координации и взаимодействия

Наименование документа

Содержание

Кем утверждается

Регламенты социально-экономического планирования

Об определении уполномоченного органа  исполнительной власти муниципального образования

закрепляет полномочия по вопросам социально-экономического планирования

распоряжение главы местной администрации

Порядок формирования прогнозов СЭР МО

Порядок формирования прогнозов развития МО в планируемом периоде, порядок использования прогнозов при составлении планов, программ, бюджета

Местная администрация

Порядок принятия решений о разработке МЦП

Устанавливает порядок принятия решения о разработке МЦП

местной администрации

Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ

Установление требований к порядку применения МЦП

местная администрация

Макет муниципальной целевой программы

Устанавливает требования к содержанию разделов

местная администрация

Порядок и критерии оценки эффективности муниципальных целевых программ

Устанавливает порядок оценки МЦП

местная администрация

Положение о введение порядка разработки и реализации МЦП

Закрепляет полномочия по разработке долгосрочных целевых программ социально-экономического развития МО, а также полномочия по мониторингу, анализу и оценке результативности и эффективности МЦП

местная администрация

Регламенты обеспечения процессов планирования

Положение о формировании планов развития

документ содержит требования к системе планирования МО: процессу формирования, утверждения, мониторингу, контролю, реализации муниципальных планов; порядку выбора методов и инструментов планирования; определению уполномоченного органа, осуществляющего функции координации в процессе планирования; системе показателей муниципального плана и порядку определения их значений;

установлению регламентов взаимодействия в процессе планирования;

горизонтам и срокам муниципальных планов;

порядку отчетности по реализации планов

представительный орган МО

Распоряжение о распределении полномочий в процессе планирования

Уполномоченный орган, на который возложена ответственность и функции координации в процессе планирования

местная администрация

Регламент взаимодействия субъектов в процессе планирования

Порядок взаимодействия при формировании проектов планов

местная администрация

Положение о порядке согласования документов планирования

процедура согласования документов, определяющих параметры плана в планируемом периоде. Параметры плана основаны на ранее принятых документах (стратегии, программе, документах территориального планирования), программах развития коммунальной инфраструктуры, бюджете

местная администрация

Положение о системе муниципального мониторинга

Показатели, на основе которых будет осуществляться контроль исполнения планов, порядок формирования значений этих показателей, источники информации, определения субъекта мониторинга, порядок составления и предоставления результатов мониторинга, порядок использования результатов мониторинга для принятия управленческих решений

местная администрация

Порядок оценки муниципальных планов

критерии оценки муниципальных планов, уполномоченный орган, на которого возлагаются функции оценки, порядок использования результатов, порядок внесения изменений в планы

местная администрация

Порядок информационного сопровождения муниципальных планов

источники информации для составления планов, программ, проектов, порядок получения и предоставления информации

местная администрация


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34154. Равновесная цена 14.49 KB
  Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены. Равновесная цена это цена при которой объем спроса равен объему предложения и этот объем является соответственно равновесным. Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения: 1 возрастание спроса на товар кривая его двигается вправо; 2 уменьшение спроса на товар кривая его двигается влево; 3 возрастание предложения на товар кривая его двигается вправо; 4 уменьшение предложения на товар кривая его двигается влево.
34155. Главный фактор потребности выбора 16.57 KB
  Потребляя те или иные блага люди тем самым как бы оценивают их полезность для себя. Главный фактор потребности выбора полезность того или иного товара это категория применяемая для характеристики результатов эффективности экономических решений или деятельности. В более ограниченном смысле полезность определяется как субъективная польза извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. Полезность означает способность экономического блага товара услуги удовлетворять определенные потребности людей.
34156. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР 22.98 KB
  Изменение цены какоголибо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает поскольку изменение цены данного товара увеличивает при снижении цены или уменьшает при повышении цены реальный доход или покупательную способность потребителя. Эффект замещения замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение и сокращение потребления товара или быть...
34157. Инфраструктура рынка 15.91 KB
  Основные элементы инфраструктуры рынка. Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений баз субъектов инфраструктуры главная задача которых обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют: 1 организационные объединения рыночной инфраструктуры биржи оптовые брокерские дилерские и другие посреднические организации коммерческие структуры крупных промышленных объединений комбинатов концернов предприятия мелкооптовой и розничной торговли; 2 материальную базу рыночной инфраструктуры...
34158. Фирма 14.37 KB
  Фирма может быть огромной и небольшой но в любом объеме обладает определенными преимуществами: а сокращение трансакционных издержек; б сокращение средних издержек производства; в эффект организованного процесса. В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. издержки производства. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путем изменения интенсивности использования своих мощностей.
34159. Издержки производства в долгосрочном периоде 21.87 KB
  Особенность изменения затрат и издержек производства в долгосрочном периоде рождает необходимость анализа этих затрат и издержек на основе долгосрочных средних и предельных издержек. Закономерностью изменения долгосрочных средних издержек является их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако в итоге ввод все больших и больших мощностей приведет к увеличению долгосрочных средних издержек. Графическим выражением связи между издержками производства единицы продукции и объемом выпуска в...
34160. Монополистическая конкуренция 17.96 KB
  Понятие чистой монополии обычно является абстрактным. Цель монополии получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Основные черты чистой монополии: 1 единственный продавецпроизводитель; 2 товарная дифференциация отсутствует отсутствие товаровзаменителей; 3 продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4 очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. Искусственные монополии.
34161. Причины государственного регулирования 17.87 KB
  А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL потерь мёртвого груза . Поскольку цены на продукцию монополий велики то бывает так что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. Но чего государство может добиться управляя фирмами...
34162. Рынок капиталов 20.33 KB
  На спрос воздействуют рыночные факторы прежде всего цена на средства производства. Чем выше цена средств производства тем меньше спрос на них со стороны покупателя. Среди них важную роль играет цена на средства производства. Чем выше цена средств производства тем выше предложение на них со стороны продавцов.