87384

Инфекции, передающиеся половым путем. Гельминтозы и кишечные протозоозы. Лабораторная диагностика малярии

Лекция

Медицина и ветеринария

В свою очередь все существующие в настоящее время серологические тесты на сифилис подразделяются на две основные группы: нетрепонемные: реакция связывания комплемента с кардиолипиновым АГ РСКк реакция микропреципитации РМП тест быстрых плазменных реагинов...

Русский

2015-04-19

26.19 KB

0 чел.

    Лекция 4

  Инфекции, передающиеся половым путем. 

  Гельминтозы и кишечные протозоозы.

   Лабораторная диагностика малярии.

1.Си́филис (устар.: люэс) - хроническое системное венерическое инфекционное заболевание с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы с последовательной сменой стадий болезни, вызываемое бактериями вида Treponema pallidum (бледная трепонема).

В целом все случаи заболевания сифилисом можно разделить на следующие группы:

  1.  Первичный сифилис
  2.  Вторичный сифилис
  3.  Третичный сифилис
  4.  Врождённый сифилис

Сифилис передаётся в основном половым путём, в связи с чем относится к группе венерических заболеваний, или ИППП (инфекций, передаваемых половым путём). Однако возможна передача сифилиса и через кровь, например, при переливании крови заражённого сифилисом донора, или у инъекционных наркоманов при пользовании общими шприцами и/или общими ёмкостями для растворов наркотиков, или в быту при пользовании общим «кровавым» инструментом типа зубных щёток или бритв.

Инкубационный период первичной стадии сифилиса составляет в среднем 3 недели (интервал от нескольких суток до 6 недель) с момента заражения. По окончании инкубационного периода в случае полового или бытового заражения в месте проникновения микроба обычно развивается первичный аффект.

Патогенез сифилиса обусловлен реакцией организма на внедрение в организм больного бледной трепонемы. Особенностями возбудителя обусловливается полиморфность протекающих в зараженном организме процессов, в зависимости от стадии заболевания патологические изменения отличаются довольно значительно.

В классическом течении сифилитической инфекции принято выделять 4 периода:

  1.  Инкубационный;
  2.  Первичный;
  3.  Вторичный;
  4.  Третичный.

Последние три периода обнаруживаются характерной симптоматикой, инкубационный период никак себя не проявляет, и его сроки определяются лишь косвенно после появления клиники.

Материалом для исследования от больных сифилисом служит кровь, отделяемое твердого шанкра, пунктат регионарных лимфатических узлов, ликвор. Выбор материала для исследования и метода микробиологической диагностики определяется стадией патогенеза болезни.

Лабораторная диагностика включает бактериоскопический (в начальной стадии) и серологический методы. Бактериологическое исследование обычно не проводят, так как доступные методы выделения чистой культуры возбудителя не разработаны.

В связи с тем, что возбудитель сифилиса (Treponema pallidum) в отличие от других микроорганизмов плохо культивируется на питательных средах in vitro, а также слабо воспринимает анилиновые красители, все существующие методы ее детекции можно подразделить на прямые и непрямые:

• прямые тесты основаны на непосредственном выявлении возбудителей в очагах поражения; ним относятся: (1) темнопольная микроскопия (в том числе прямой тест на Т. pallidum с флюоресцентными антителами - DFA-TP), (2) RIT (rabbit infektivity test) – заражение материалом от больных кроликов, и (3) ПЦР (пролимеразная цепная реакция - метод, базирующиеся на амплификации нуклеиновых кислот).

• непрямые тесты основаны на выявлении АТ к возбудителю сифилиса в сыворотке крови - серологическая диагностика (лабораторный анализ плазмы каппилярной или венозной крови основанный на иммунологической реакции антиген-антитело (АГ-АТ)), а также редко используемые гистологические исследования.

В свою очередь, все существующие в настоящее время серологические тесты на сифилис подразделяются на две основные группы:

• нетрепонемные: реакция связывания комплемента с кардиолипиновым АГ (РСКк), реакция микропреципитации (РМП), тест быстрых плазменных реагинов - Rapid Plasma Reagins (RPR), Veneral Disease Research Laboratory (VDRL), тест с толуидиновым красным – Toluidin Red Unheated Serum Test (TRUST);

• трепонемные - ракция связывания комплемента с трепонемным АГ (РСКт), реакция иммобилизации бледных трепонем (РИБТ или РИТ), реакция иммунофлюоресценции (РИФ) (за рубежом – FTAFluorescent Treponemal anibody) с вариантами: РИФ-200 (FTA-200), РИФ-абс (FTA-abs), реакция пассивной гемагглютинации (РПГА) – за рубежом – Treponema pafluidum haemagglutination assay (TPHA), иммуноферментный анализ (ИФА) – за рубежом – Enzymelynked immunosorbent asay (ELISA), иммуноблоттинг (Western Blot).

Диагностика гонореи основывается на следующих данных: анамнез заболевания, клиническая картина, обнаружение возбудителя.

Решающее значение имеют лабораторные методы исследования. При подозрении на наличие гонококковой инфекции исследуют отделяемое мочеиспускательного канала, парауретральных протоков, большой железы преддверия влагалища, канала шейки матки, стенок влагалища, секрет предстательной железы, семенных пузырьков, желёз и лакун мочеиспускательного канала, промывные воды прямой кишки.

Гонорея — инфекционное венерическое заболевание, проявляющееся воспалением слизистых оболочек преимущественно мочеполовых путей. Гонококк — возбудитель гонореи, инфекционного венерического заболевания, проявляющегося воспалением слизистых преимущественно мочеполовых путей.   В настоящее время гонорея — одно из наиболее распространённых инфекционных заболеваний. Возбудитель гонореи — Neisseria gonorrhoeae (гонококк) — впервые обнаружен Найссером в 1879.
Источник гонореи — больной человек. Основной путь заражения гонореей — половой, возможно инфицирование плода при прохождении через родовые пути матери. Врождённая невосприимчивость отсутствует. После перенесённого заболевания невосприимчивость к вторичным заражениям не вырабатывается; возможны супер- и ре инфекции. 
Характерен полиморфизм гонококков — в мазках встречают относительно мелкие или крупные клетки, а также палочковидные формы. Хорошо окрашиваются анилиновыми красителями (метиленовым синим, бриллиантовым зелёным и др.). Образуют L-формы, в том числе под действием пенициллина. Под влиянием химиопрепаратов быстро меняют свойства и образуют грамположительные формы.  Гонококки неустойчивы во внешней среде, поэтому посев следует проводить сразу после забора материала от больного.  

В клинической практике для диагностики гонореи чаще применяют бактериоскопический и бактериологический методы, реже – иммунофлюоресцентный, серологический, иммуноферментный. Новыми и перспективными для диагностики гонореи являются молекулярно-биологические методы: ПЦР (полимеразная цепная реакция) и ЛЦР (лигазная цепная реакция).

Для установления диагноза гонореи решающее значение имеет обнаружение в организме возбудителя заболевания – гонококка.

Основной материал лабораторного исследования – отделяемое мочеполовых органов. Врач берет отделяемое из всех возможных очагов инфекции. Перед этим в течение 4-5 дней больной (больная) не должны принимать антибиотики. Не менее чем за 3-4 ч до забора материала из мочеиспускательного канала больной должен воздерживаться от мочеиспускания. Наружные половые органы предварительно протирают сухим или смоченным стерильным физиологическим раствором ватным тампоном. Дезинфицирующие растворы для этой цели применять нельзя. Исследуют отделяемое мочеиспускательного канала, парауретральных протоков, большой железы преддверия, канала шейки матки, влагалища, сок предстательной железы, семенных пузырьков, желез и лакун мочеиспускательного канала, промывные воды прямой кишки. По показаниям исследуют соскобы и мазки конъюнктивы, других слизистых оболочек, синовиальной оболочки и синовиальной жидкости и др.

У мужчин отделяемое слизистой оболочки берут петлёй из глубины уретры, предварительно очистив её отверстие тампоном, смоченным изотоническим раствором хлорида натрия. При малом количестве выделений до взятия материала производят массаж уретры в дистальном направлении.

У женщин патологическое отделяемое из уретры, бартолиновых желёз и парауретральных ходов берут ложкой Фолькмана или петлёй, из шейки матки-влагалищным пинцетом или петлёй.

Влагалищный мазок — мазок отделяемого влагалища, взятый для бактериологического, цитологического (эндокринологического) или другого исследования. Влагалищный мазок, взятый с заднего свода стерильным тампоном (для бактериологических исследований) или с боковых частей свода верх, трети влагалища (для эндокринологических исследований), наносится на стекло, фиксируется и окрашивается специальными методами, после чего исследуется под микроскопом. В некоторых случаях (например, для обнаружения трихомонад) можно использовать неокрашенный влагалищный мазок. Чаще всего влагалищный мазок используется для определения степени чистоты влагалища, для обнаружения возбудителя гонореи (Neisseria gonorrhoeae) у девочек (у женщин с этой целью мазки берутся с шейки матки), простейших — Trichomonas vaginalis, а также для определения функции яичников.

Трихомониаз - инфекционное воспалительное заболевание, передаваемое половым путем, вызывается простейшим Trichomonas vaginalis.

Основными очагами поражения при урогенитальном трихомониазе являются мочеиспускательный канал у мужчин, влагалище и уретра у женщин. В связи с многоочаговостью трихомонадной инфекции при постановке диагноза указывается локализация поражения.

У женщин в воспалительный процесс могут вовлекаться большие вестибулярные и парауретральные железы, шейка матки. Трихомонады обнаруживаются в полости матки, в сактосальпинксах, кистах яичников. Имеются сообщения о связи урогенитального трихомониаза с осложнениями беременности (преждевременные роды, ранний разрыв плодного пузыря и др.). Клиническая картина неосложненного урогенитального трихомониаза у женщин характеризуется наличием воспалительного процесса во влагалище и влагалищной части шейки матки. В дальнейшем может присоединиться вестибулит, парауретрит, эндоцервицит, эндометрит и др., что рассматривается, как осложненное течение заболевания.

У мужчин трихомонады могут вызывать поражение предстательной железы, семенных пузырьков, придатков яичек, куперовых желез.

Может развиваться восходящая инфекция мочевыводящих путей и почек (цистит, пиелит, пиелонефрит). Осложнения при трихомонадных уретритах у мужчин встречаются чаще, чем при гонорее. Клиническая картина трихомонадных простатитов, везикулитов, эпидидимитов отличается от таковой гонорейной этиологии, протекающей, как правило, более бурно. При затяжном течении возможно образование одиночных или множественных стриктур уретры.

Степени чистоты влагалища

Различают 4 степени чистоты влагалища:

Первая степень — в мазке присутствуют только клетки эпителия и крупные грамположительные неподвижные ацидофильные, не образующие спор палочки, относящиеся к роду Lactobacillus - L. acidophilus, L. casei, L. fermentum и др., представляющие основной компонент нормальной микрофлоры влагалища и носящие общее название палочек Дёдерлейна. Реакция содержимого кислая (рН 4,0—4,5).

Вторая степень — кроме палочек Дёдерлейна, которых меньше, чем при первой степени, присутствуют единичные лейкоциты, грамположительные диплококки; в мазке много эпителиальных клеток; реакция содержимого кислая (рН 5,0—5,5).

Третья степень — в мазке мало палочек Дёдерлейна, увеличено количество лейкоцитов; присутствует разнообразная микрофлора; реакция слабокислая или слабощелочная (рН 6,0-7,2).

Четвёртая степень — палочки Дёдерлейна отсутствуют; всё поле зрения микроскопа покрыто отторгнувшимися клетками эпителия, лейкоцитами и различными формами микроорганизмов (например, стрептококки, кишечные палочки, трихомонады и др.); реакция щелочная (рН св. 7,2). Третья и четвёртая степени чистоты влагалища свидетельствуют о патологических процессах в половых органах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53420. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики 54.5 KB
  Цю розробку можна також використовувати під час проведення вхідного інструктажу на початку навчального року. Інструктаж з безпеки життєдіяльності під час проведення лабораторногопрактикуму з фізики. Мета: Повторити основні правила техніки безпеки під час проведення лабораторних робіт та правила поведінки в надзвичайних ситуаціях.
53421. Современный урок с позиции интерактивного обучения 88.5 KB
  Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными общаться с другими критически мыслить принимать продуманные решения. Обсуждение вопросов будет проходить путём коллективного обдумывания мозгового штурма которые проводится так: 1 условие задания записывается на доске чтобы видно было всем; 2 все участники штурма имеют право высказать свои идеи для решения задания; 3 когда участники группы выясняют что идей достаточно их предложение останавливается; 4 поданные идеи анализируются обговариваются в группах;...
53422. Важливість упровадження в навчальний процес інтерактивних технологій як одного із засобів особистісно-зорієнтованого навчання 43 KB
  Сучасна школа стоїть перед прикрим фактом: в умовах традиційних форм та методів навчання школярі пасивно отримуючи інформацію не вміють здобувати її самостійно і застосовувати те що знають. Особистіснозорієнтоване навчання у цьому плані є досить перспективним оскільки воно виходить із самоцінності особистості її духовності та суверенності. Визначальним для особистіснозорієнтованого навчання має бути соціокультурний діалог у системі â€œпедагог дитина†на основі її розуміння прийняття і визнання.
53423. Зимова подорож до святого Миколая. Виготовлення листівки бажань 41.5 KB
  Зимова подорож до святого Миколая. Мета: розширити знання учнів про святого Миколая; вчити учнів правильно виразно читати поетичні твори; збагачувати словниковий запас учнів; виготовити листівку бажань; сприяти вихованню міцної внутрішньої опори людини що знаходить свій прояв у доброті чуйності лагідності. Сьогодні на уроці ми завітаємо у гості до святого Миколая. Я знаю що день святого Миколая улюблене свято українських дітей.
53424. Інтегроване заняття з використанням наочного моделювання 31 KB
  На основі знайомої казки Колосок за допомогою схемсимволів вчити дітей сприймати зміст казки. Хіба зможемо прожити ми без них Діти вам подобаються казки Що вам подобається в казках Так всі люблять казки кони ведуть нас у світ пригод вчать розпізнавати добро зло. 1 коробка Діти підійдіть до коробки з літерою А в коробці захована схема з гудзиків за казкою Колосок З якої казки герої Який був півник Якими були мишенята Як звали Півника мишенят Чому вчить ця казочка Хто не працює той не їсть Потрібно...
53425. Формування ключових компетентностей молодшого школяра шляхом впровадження інтегрованих уроків 299 KB
  Предметних компетентностей: ознайомити дітей з усіма варіантами числа 7; вчити учнів складати розвязувати читати вирази на додавання в межах 7; вивчити назви днів тижня; розвивати мислення память; розширити знання про фрукти їх користь для людей; збагатити словниковий запас поняттями екзотика екзотичні фрукти; виховувати бережливе ставлення до природи зокрема садупрагнення до здорового харчування. Обладнання: мультимедійний проектор компютер аудіозаписи мікрофон демонстраційний матеріалкартки із...
53426. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба». Виготовлення курочки з солоного тіста 209 KB
  Мета Формувати у дітей поняття про казку як художній твір,Розвивати навички слухання та інтонування почутого, мовлення, уяву, фантазію, логічне раціональне мислення, використовуючи методи інтерактивного навчання; закріплювати вміння читати слова, речення та тексти з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів;
53427. Таблицы сложения и вычитания числа 9. Периметр четырехугольника. Изготовление кораблика способом оригами 180.5 KB
  Трудовое обучение: продолжать знакомить учеников с оригами как видом искусства; учить изготавливать кораблик способом складывания и перегибания бумаги; развивать внимание усидчивость умение работать по технологической карте; воспитывать усидчивость старательность. Как называется эта геометрическая фигура четырехугольник Работа по таблице четырехугольники.
53428. Весна прийшла. Вірш Л.Українки «Вишеньки». Виготовлення сувеніру для мами 76.5 KB
  Мета: вчити учнів виготовляти сувеніри і розвивати вміння самостійно добирати розмір колір матеріал працювати з поролоном і картоном; формувати емоційно-позитивне ставлення до художнього образу вишні; поглибити кявлення про народні звичаї та повіря; розвивати звязне мовлення творчість мислення естетичний смак; виховувати любов до мами почуття вдячності і шанобливе ставлення повагу гордість за рідну матусю бажання...