87400

Проектирование мостового крана

Курсовая

Производство и промышленные технологии

Производительность (рабочая скорость) крана должна обеспечивать выполнение работ по обслуживанию грузов в минимальное техническое время при допустимых перегрузках груза. Надежность конструкции, систем и аппаратуры должна быть порядком 0,996.

Русский

2015-04-19

262 KB

7 чел.

          

Московский Автомобильно-Дорожный Институт

                              (Технический Университет)

                                                                                    

 

                          КАФЕДРА ТРАНСПОРТНЫХ УСТАНОВОК .

Курсовой  проект  по  дисциплине: Грузоподъемные                 машины.

                                         

                                             Мостовой  кран.

          Расчетно – пояснительная  записка.

                           

                                                                            

                                                         Руководитель : Данилов Ю.И.

Студентка:    Ершова М.Н.

               Группа :                 4ТК1 .  

                                   МОСКВА 2002 .

Техническое задание на проектирование крана.

1.Основание: Задание на курсовой проект от 13.03.2002

2.Разработать:

- общий вид крана с необходимыми схемами 

- металлоконструкцию моста

- механизм подъема груза

-узел ходового оборудования тележки

3.Наименование: мостовой  кран

4.Цель и назначения разработки: разработка новой продукции

5.Технические характеристики:

- грузоподъемность Q=16т

- пролет моста  L=22,5м

- высота подъема груза L=10м

- скорость подъема груза V=6 м/мин  

- скорость передвижения тележки V=8м/мин

- скорость передвижения моста  V=70м/мин

- режим работы: Т (тяжелый)

- тип привода: электрический

6. Источники разработки: Казак С.А. «Курсовое проектирование грузоподъемных машин»

7. Стадии и этапы разработки:

 -  составление технического задания.

-  эскизное проектирование.

-  рабочий проект, разработка технологии испытаний.

-  изготовление опытных образцов.

-  коррекция технологии и рабочей документации

-  выполнение эксплуатационной документации

8. Экономические требования:

Обеспечить высокую степень технологичности конструкции: удобство сборки и регулировки, уменьшение ручных сборочных операций, экономное расходование материалов и металла, использование стандартных узлов и агрегатов.

9.  Порядок контроля и испытания:

Испытания производятся согласно разработанной документации. Приемка и контроль производятся согласно существующим правилам и  ГОСТам.

10. Технические требования:

- Срок использования 7-10 лет. Колебания температур в зоне эксплуатации от 0 до +50 С.

- Сборочные единицы, комплектующие краны должны соответствовать ГОСТам и обеспечивать подвижность, маневренность и устойчивость. ГОСТ 9314-59

- Производительность (рабочая скорость) крана должна обеспечивать выполнение работ по обслуживанию грузов в минимальное техническое время при допустимых перегрузках груза. Надежность конструкции, систем и аппаратуры должна быть порядком 0,996.

- Все механизмы должны иметь запас прочности при рабочих вибрационных, ударных и прочих нагрузках.

- Кран должен иметь покрытие или покраску, обеспечивающую защиту от коррозии в любых метеорологических условиях.

- Агрегаты должны иметь инструмент, контрольно-проверочную аппаратуру и запасные части в объеме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации и техническому обслуживанию.

- Применяемые на агрегатах крана смазки должны выбираться в соответствии с утвержденным перечнем

- Все узлы и детали выполняются в соответствии с ГОСТ с обеспечением максимальной унификацией, взаимозаменяемости и стандартизации (до 60% для отдельных типов деталей) должны максимально применяться стандартизованные и нормализованные узлы и детали. Максимальное количество узлов и деталей должно изготавливаться отечественным производителем из качественных материалов. Ассортимент применяемых материалов должен быть минимальным.

- Механические движущие части должны быть, где возможно, максимально защищены от попадания в них посторонних предметов, а также от попадание людей под воздействие этих механизмов. Должны иметься, там, где это необходимо подстерегающие надписи яркого заметного цвета.

- Все системы должны быть выполнены так, чтобы обеспечить возможность и удобство качественного использования и обслуживания. Ко всем важным узлам и деталям должен обеспечиваться свободный доступ. Органы управления должны быть выведены на отдельную панель управления в хорошо доступные места. Управление должно производиться с рабочего места оператора. При невозможности оператора визуально контролировать какой-либо процесс, должно быть оборудовано специальное рабочее место со своими органами управления

- Все органы управления и наладка должны сопровождаться пояснительными надписями на русском языке, пояснение их назначения и режима работы.

- Пульты управления должны иметь освещение для работы в ночное время, при этом должен обеспечиваться режим светомаскировки.

- Кабина оператора должна быть оборудована с тем, чтобы обеспечивать комфортные условия работы, должна иметься система кондиционирования и обогрева.

Введение.

       Краны  общего  назначения  состоят  из  двух  основных  узлов:

А) моста  с  механизмом  передвижения  крана;

Б)  тележки  с  механизмами  главного  подъема и  во многих  случаях   вспомогательного  подъема  и  передвижения  тележки.

Каждый  из  этих  узлов  представляет  собой  блочную , унифицированную  конструкцию. Мост  состоит  из  двух  продольных  и  двух  поперечных

( концевых ) балок, связанных  друг  с  другом  в единую  жесткую  раму. На одной  или  обеих  площадках, приваренных  к  продольным  балкам  моста, смонтирован  механизм  передвижения  крана , при  помощи  которого  кран  передвигается  вдоль  пролета. По  рельсам, уложенным  на  продольных  балках  моста, передвигается  тележка  со  смонтированными  на  ней  механизмами  и  грузом .

          Все  механизмы  кранов  имеют  самостоятельные  электродвигатели  и  приводятся  в  действие  независимо  друг  от  друга, при  этом  применяется  как  переменный,  так  и постоянный  ток. Общее  питание  электроэнергией  осуществляется  от  цеховых  троллеев,  расположенных  вдоль  подкранового  пути, а  для  механизмов  тележки  от  троллеев, расположенных  на  площадках  моста, управление  электродвигателями  осуществляется  при  помощи  контроллеров  из  кабины,  подвешенной  к  мосту  крана.

Все  механизмы  этих  кранов  смонтированы  на  подшипниках  качения; применение  цветных  металлов  для  подшипников  полностью  исключено.      

                                       Расчет  механизма  подъема.

Выбор крюковой подвески:

 Параметры:

 Qп = 16т – грузоподъемность;

 5М – режим работы;

 Zбл. п. = 3 – число блоков;

 Dбл.о. = 500мм – диаметр блока по дну канавок;

 Ввн. = 238мм – расстояние между осями крайних внутренних                  

                            блоков;

 Внар. = 422мм – расстояние между осями крайних наружных

                              блоков;

 bс = 92мм – расстояние между осями крайнего наружного и  

                      соседнего с ним внутреннего блока;

 mн = 308кг – масса подвески;

 Dк = 14 – 17мм;

 iп = 4 – кратность полиспаста;

 Схема системы полиспастов. ( На рис. показана  половина  сдвоенного  полиспаста ).                     

                                                 

                                           барабан

                                            балансир

 

                                      блок  

Выбор  каната: 

Вес  номинального  груза и крюковой  подвески  равен

G = (mгр + mп)g = (16*103 + 308)*9,8=159818 Н . По  справочным  данным  находим   hп  = 0,96 ; Zк.б = 2 . Направляющие  блоки  в  схеме  отсутствуют  поэтому  hн.бл = 1 .

Максимальное  статическое  усилие:

Smax = =

Выбираем  тип  каната, в виду  того, что  навивка  на  барабан  будет  осуществляться в два  слоя. ЛК-Р6Х19 (ГОСТ 2688-80 ),имеющий линейное касание проволок и разные диаметры проволок в верхнем слое пряди.

    По  справочным  данным  находим  

kзап = 6,0;

Smax  * kзап  = 20809*6,0 = 124854Н .

Из условия  Smax * kзап  <  Sраз  по таблице ГОСТа выбираем типоразмер каната:

dk = 15 мм , имеющий  параметры

Sраз = 131000 Н;

Fk = 86,28 мм2;

Назначение – грузовое;

Марка проволоки – высшая;

Маркировочная группа – 1862 Мпа;

Вид покрытия – оцинкованная для среднеагрессивных условий работы;

Вид свивки  элементов – одностороннее;

Способ свивки каната – нераскручивающийся:

Направление  свивки  для  одной  половины  полиспаста  - правое, для  другой  -  левое .  

  

По условию Dбл > dk*e  проверим  перегиб  каната на  блоках  подвески,      предварительно  найдя  по  табл. значение е = 30:

dk *e = 15*30 = 450 мм .

  Dбл. = Dбл.о + dk = 500 + 15 = 515 мм.  

  Dбл > dk e   следовательно , условие  проверки  выполняется .

Основные  размеры «Установки верхних блоков».

 

Конструкцию  узла  верхних  блоков принимаем  по  типу  конструкции, разработанной ПО «Сибтяжмаш». По формулам  определяем  Dбл = dk * e = 15*30 = 450 мм . В  первом  приближении Dбл.о = Dбл - dk  = 450 – 15 = 435 мм . Значение Dбл.max.  не должно быть меньше чем  Dбл.max. = Dбл.о + 2 * h2 = 435 + 2*5 = 445 мм . По ОСТ 24.191 05-72  находим ближайшее значение Dбл.max  = 450 мм . Окончательно Dбл.max  = 450 мм ; Dбл.о = Dбл.max  - 2 * h2 = 450-2*5 = 440мм ; Dбл = Dбл.о + dk  = 445мм.

Определяем остальные размеры  Lв.бл . = 1,15 * Dбл.о = 1,15*440 = 506 мм ; примем  Lв.бл .=  510 мм ; Bв.бл.= 1,3 Dбл.о = 1,3*440 = 572мм, примем Bв.бл = 575мм; Нв.бл. = 1,25 * Dбл.о  = 550 мм ; hв.бл. = 0,6 * Dбл.о = 265мм .Расстояние между осями крайних блоков определим по формуле : Lo = Внар  - bc  = 422 – 92 = 330 мм . Кроме того, значение Lo  должно быть в  пределах Lo = (0,6-0.7) Lв.бл = (0,6...0,7) * 510 = 306 – 357мм. Расстояния  между  осями  болтов  крепления  назначаем конструктивно : с1 = 310 мм ; с2 = 420 м .

 

Основные  размеры уравнительного балансира .

Значение  hmin.ур.б.=3 Dбл.о = 3*440 = 1320мм . Тогда  по  формуле : Ввн < Aур < Ввн + 2hmin.ур.б. tg[ Y] =>  238 <  Aур <238 + 2*1320*tg 6o  =>  238 <  Aур < 515 мм.

Примем  Aур = 380 мм . Используя соотношения , определим :

Lур.б = ( 1,2 …1,3 ) Aур = 470 мм ; 

Вур.б.= ( 0,6…0,7 ) Aур = 250 мм ; 

Нур.б = ( 0,45…0,55 ) Aур = 190 мм ;  

Lоп.ур.б = ( 0,65…0,75 ) Aур = 270 мм ;

hур.б = ( 0,25…0,35 ) Aур = 115 мм .

Основные  размеры «Установки  барабана ».

 Примем  диаметр  барабана  меньше, чем  диаметр  блока, на 15% . Вычислим: 0,85 dk e  = 0,85* 15*30 = 382,5 мм. Примем Dб = 385 мм. По формуле Lк.р. = H*uп = 10*4 = 40 м. По формуле zp = Lк.р.:( p Dб ) = 40 / (3,142 * 0,385) = 33 - число  рабочих  витков; Учитывая  то, что  навивку  будем  производить в  три  слоя    zp1 = zp/3 = 33/3 = 11 .

Принимая  Zнепр = l,5 и  Zкр = 3 , a  также t = 18 мм, по формуле определяем длину одного нарезного участка: lн = 18*(33 + 1,5+3) = 675 мм. Значение hmin.б. = 3 Dб = 3*385 = 1155 мм . Длину гладкого среднего участка определим по соотношению :  Внар < lo < Внар + 2hmin.б. tg [ Y] => 422 мм < lo <  422 мм + 2*1155 (tg 6°) мм, или

422 мм < lo < 664 мм. Примем  lo = 500 мм.

Длина  гладкого  концевого  участка  равна lk = (4...5) dk = (4...5) 15 =  60... 75 мм. Примем lk = 70 мм . Длина барабана будет равна Lб  = 2 lн + lo +2 lк = 2*675 + 500 + 2*70= 1990 мм . Данное значение Lб довольно велико. Оно превышает диаметр барабана в 5,2 раза. Это приведет к увеличению ширины тележки, ее колеи, а, следовательно, и  длины концевых балок моста. Кроме того, в стенке барабана будут действовать большие напряжения изгиба. С целью уменьшения длины барабана примем минимальное значение длины lo , равное 800 мм , диаметр барабана увеличим до значения Dб = 422 мм. Произведя аналогичный  расчет,  получим  Lб = 1912 мм  при lн = 675 мм. Теперь длина барабана превышает диаметр в 4,9 раза, что вполне приемлемо.

Определим другие размеры установки барабана, используя  ориентировочные соотношения. При  этом  принимаем  средние  или  близкие к ним значения  в соответствующих  диапазонах. Получим: Dmax = 462 мм; d = 45мм; d1 = 35 мм; Bоп = 150 мм; Bосн.оп  = 150 мм; Lб = 1912 мм ; Lосн.оп.  = 500 мм ; с1 =100 мм ; с2 = 450мм ; h = 100мм ; Lуст.б  = 2302 мм .

Выбор двигателя.

Предварительное значение КПД, механизма примем равным  hпр = 0,85. По формуле  Nст.max  = Gv/ hпр = 159,818 * 0,1 / 0,85 = 18,8 кВт . Выбираем серию МТК, отличающуюся высоким классом нагревостойкости  изоляции .

С учетом  коэффициента  использования  мощности  Nдв = k Nст.max  = (0,7...0,8) * 18,8 = 13,16... 15,04 кВт. Выбираем  двигатель типа МТК 42-8 ГОСТ 185-70 , имеющий параметры: N = 19,5 кВт; nд= 667 об/мин;     Jр.дв.= 2,6 кг м2; dв.дв. = 65 мм; mдв = 332 кг.

Выбор  передачи.  

Частота вращения барабана равна:

nб = vuп/p Dб = 0,1*60*4/3,142*0,385 = 19,85 об/мин .

Требуемое передаточное число редуктора:

 uр.тр.= nдв/ nб uот = 667/19,85* 4 = 8,4

Определим расчетный эквивалентный момент на тихоходном валу редуктора. Принимаем класс нагружения механизма В1. Ему при заданной группе режима работы 5М соответствует класс использования А6 (1.2 табл.). По таблице находим значение коэффициента нагружения  k = 0,25 . Значение коэффициента kQ вычисляем   по   формуле  kQ  = ( k)1/3 = 0,63 . По табличным значениям находим  tмаш = 12500 ч. Частота  вращения тихоходного  вала  редуктора  должна быть равна uт = nб uот = 79,4 об/мин . Число циклов  нагружения  на  тихоходном  валу  редуктора  Zт = 60 nт tмаш = 60 * 79,4 *12500 = 59550000 . Передаточное  число  тихоходной  ступени  редуктора  предполагаем  близким  к  значению uт = 5 . => Zр = 59,55 *106 *5 = 297,75 *106 .  Zо = 295000000 => k1 = 1,003 .

По формуле  вычислим значение kд = 0,63*1,003 = 0,63. Значения к.п.д , опор барабана  и  открытой  передачи примем равными : hб = 0,99 ;  hот = 0,97 . Расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора при подъеме номинального груза в период установившегося движения

Тр = Smax zк.б. rб / hб hот uот = 114871,25*2*0,45/0,99*0,97*4 = 26915 Н м .

По формуле  ТР.э. = kд Tр = 0,64 * 26915 = 17225 H м.

Для обеспечения выбранной кинематической схемы удобно использовать редуктор типа Ц2У, имеющий шестерню на конце тихоходного вала. Однако в нормали ПО «Сибтяжмаш» на редукторы данного типа не приводится номинальных крутящих моментов на тихоходных валах. Определим расчетом данный момент. Предварительно выберем редуктор типоразмера Ц2У-100, имеющий передаточное число uр = 10 . Разница между uр.тр и  uр составляет 3,9% , что допустимо . Частота вращения  быстроходного  вала nбыстр = 540 об/мин. К.п.д. данного редуктора , по расчетам завода-изготовителя , равен hр = 0,97 . Допускаемая угловая скорость быстроходного  вала  редуктора  равна w быстр = pnбыстр /30 = 3,142*540/30 = 56,556 рад/с . Номинальный крутящий момент на быстроходном валу равен  Тбыстр = Nр / w быстр = 250 * 103/ 56,556 = 4438 Н м . Номинальный крутящий момент на тихоходном валу :  Тр.н. = Тбыстр uр hр = 4438*10*0,94 = 41717,2  Н м , т. е. значительно больше расчетного эквивалентного момента,. Следовательно, редуктор Ц2У-100 соответствует требованиям прочности и кинематике механизма. Редуктор имеет параметры, кроме выше найденных : awc = 90 мм ; dв.быстр. = 20 мм ; bш = 4 мм ; mр = 35 кг . Схема сборки редуктора соответствует выбранной кинематической  схеме .

Определим  фактическую скорость подъема груза и  фактический  к.п.д. механизма . Передаточное число механизма равное uмех  = uр uот uп = 10*4*8 = 320 . Угловая скорость вала двигателя равна  w дв = pnдв / 30 = 3,142*667/30 = 70  рад/с. По формуле Vпод = 70*0,45/611,2 = 0,045 м/с. Данная скорость отличается от заданной на 2,3 % , что  допустимо . К.п.д.  муфты  на быстроходном  валу  примем  равным  h м.б = 0,99 . К.п.д. всего механизма равен  h мех = h п  h б h от h р h м.б = 0,90*0,99*0,97*0,94*0.99 = 0,83 . Данное значение мало отличается от значения h пр = 0,85, принятого выше . Поэтому перерасчет мощности не делаем .

Выбор соединительной муфты. 

Для соединения валов двигателя и редуктора выбираем тип муфты – зубчатая  с промежуточным валом. Такая муфта хорошо компенсирует возможные неточности монтажа и может  передавать  большие  крутящие  моменты . Диаметры концов : dв.быстр =120 мм , dв.дв = 100 мм . По таблице  выбираем  типоразмер  муфта 2-16000-100-2-120-2У2 ГОСТ 5006 – 83 . Данная муфта имеет  параметры: Тм.н = 16000 Н м ;   Jм = 1,15 кг м2 ;  dлев мах= dпр мах = 120 мм   mM = 62,5 кг . Расточки  в  полумуфтах  выполняют  по  заказу .

Выбор тормоза.

По  табличным  значениям  находим  kт = 1,5 . Определим максимальное  значение  к.п.д. механизма  h на  участке  кинематической  цепи  от  крюка  до  тормоза. Оно будет  отличаться  от значения  h мех  отсутствием  сомножителя  h м.б  , а  также  величиной  hр . В  качестве hр  возьмем  максимально возможное значение  к.п.д.  для  двухступенчатого   цилиндрического редуктора по табл. hр  =  0,97 . Тогда  h = h п  h б h от h р = 0,90*0,99*0,97*0,97 = 0,85 . По формуле Tст.т = G rб  h / uмех  = 1654146,69 *0,45*0,85 / 611,2 = 1035 Н м . Расчетный тормозной момент находим по формуле :  Ттр = kт Tст.т = 1,5 1035 = 1552,5 Н м . Данному значению тормозного момента не соответствует  типоразмера тормозов для ПВ = 15 % , поэтому  выбираем типоразмер с  большим  значением тормозного  момента  : тормоз ТКП-500 конструкции ПО «Сибтяжмаш» с номинальным тормозным моментом 2200 Н м . Тормоз  требует выпрямляющего устройства , но зато его надежность не зависит от такого фактора , как качество уплотнений в электрогидравлическом толкателе, в который заливается рабочая жидкость. Данный фактор является определяющим для механизма главного подъема – самого  ответственного механизма в проектируемом кране. Поэтому выбираем тормоз конструкции ПО «Сибтяжмаш» с параметрами : Tт.м = 2200 Н м ; ПВ = 15 %  ; Рэл = 12945 Н ; Lуст = 222 мм ; mтор = 400 кг ; Dт.ш = 500 мм ; Вк = 200 мм ; h як = 4 мм ;

Тормоз регулируется на расчетный тормозной момент 7^ .

Выбор муфты с тормозным шкивом. 

Учитывая требуемый диаметр тормозного шкива, ширину колодок и диаметр быстроходного вала редуктора, выбираем муфту, имеющую параметры:

Dт.ш = 500 мм ; Вт.ш = 205 мм ; dк. мах = 129,5 мм ; Jм.т.ш = 3,75 кг м2 ; m м.т.ш = 122 мм ;

Уточнение момента инерции муфт, расположенных на быстроходном  валу механизма. 

Ранее была  выбрана соединительная  зубчатая  муфта  с промежуточным  валом, момент инерции  которой  равен: Jм = 1,15 кг м2 .

Половину этой муфты, расположенную  ближе к редуктору  мы заменили муфтой с тормозящим  шкивом. Следовательно , момент  инерции  муфт на  быстроходном  валу  механизма  изменится  и  будет  равен : Jм.быстр = Jм / 2 + Jм.т.ш = 1,15/2 + 3,75 = 4,32  кг м2 .

Механизм  передвижения  тележки.

Выбираем  кинематическую  схему  с  центральным  приводом . Ее  достоинством  является  отсутствие  перекоса  колес  при  работе  двигателя  и  тормоза  во  время  пусков  и  торможения .

                                                                         редуктор

                                                                           двигатель

                                       

Статические  нагрузки  на  колеса .

Вес  номинального  груза  равен :  Gгр = 159,818 кН .

Вес  тележки  определяем  по  соотношению  Gт = 36,3  кН .

С  учетом  коэффициента  неравномерности  распределения  нагрузки  на  колеса, максимальная  статическая  нагрузка  на  одно  колесо  будет  равна: Pст.max = ( Gгр + Gт ) 1,1 / 8 = 26,96 кН .

Pст.min=  Gт  0,9 / 8 = 4 кН .

  

Выбор  колес .

Используя  значение  Pст.max ,  выбираем  колесо диаметром  D = 200 мм;[Pk.max ] = 50 кН .

Выбор  колесных  установок.

По  диаметру  колеса  выбираем  стандартные  колесные  установки:                        - приводную  колесную  установку  К2РП – 200 и   не приводную  колесную  установку  К2РН – 200 . Имеющие  размеры :  

   D = 200 мм ; d =40 мм ; dy =45 мм ; B =50 мм ;  mк.у.пр = 38,14 кг ; mк.у.непр = 36,3 кг ; zреб = 2 .

Форма  поверхности  катания  -  цилиндрическая. Тип  подшипника  роликовой  радиальный  сферический  двухрядный  с  симметричными  роликами .

Выбор  подтележечного  рельса .

Выбираем  рельс  Р24, ГОСТ 6368 – 82  с выпуклой  головкой  . Значение  b = 35 мм . Проверим  соотношение  ширины  дорожки  катания  колеса  В  и  головки  рельса  b :  В – b = 50 – 35 = 15 ( соответствует  норме  15…20 – для колес  двухребордных , тележечных ) .

Другие  параметры  рельса : R = 450 мм , bосн = 50 мм , y = 7,6 см , F = 11,32 см2 ,  Jx = 1864,73 см4 ; mпог = 8,96 кг , материал : Сталь М62 .

Сопротивление  передвижению  тележки .

Определяем  значение  сопротивления , создаваемое трением . По  табличным  значениям  определяем : m = 0,80 , f = 0,015 .

При  гибком  токопроводе  тележки  kдоп = 2,0 .

Wтр = ( Gтр + Gт ) (2 m + f*dy) kдоп / D = 2080 (2*0,8 + 0,015*45 ) 2 / 200 = 20,8 кН .

Сопротивление  создаваемое  уклоном  a = 0,002 .

Wy = a(Gт +Gгр ) =0,002 *2080 = 4,16 кН .

Сопротивление  создаваемое  силами  тележки :

 d = 1,25 ( т.к. скорость  тележки  меньше  1 м/с ) .

 mпост = mт + mп = 48 – 8,57 = 39,43 .

[a] = 0,1 м/с2  ( Рекомендуемое  значение ) .  

Wин = d*mпост*а = 1,25 * 39,43 * 0,05 = 2,46 кН .

Сопротивление  от  раскачивания  подвески : 

Wгиб = ( 160 + 8,57 ) 0,05 = 8,428 кН .

Учитывая, что  кран  работает  в  помещении:

 W = 20,8 + 4,16 + 2,46 + 8,42 = 35,84 кН .

Выбор  двигателя .

Предварительное  значение  к.п.д.  механизма  примем   h пред = 0,85 .

Из  табличных  значений  Y = 1,6 – кратность  средне пускового  момента  двигателя  по  отклонению  к  номинальному .

N = W * V /h пред * Y = 35,84 * 0,3833 / 0,85 * 1,6 = 10,1 кВт .

Выбираем  двигатель  :  МТF – 211- 6  ( Nдв = 20,5 кВт ) , ПВ = 15 % , nдв = 895 об/мин  ,  mдв = 120 кг .

  Выбор  передачи .

Частота  вращения  колес  nк = V / p D  =  8*1000/ 3,1415*200 = 12,74 об/мин ,

- где  Vскорость  передвижения  тележки .

Требуемое  передаточное  число  механизма  равно  u = nдв / nк = 895 / 12,74 = 70,25 . Выбираем  тип  редуктора  ВКУ – 965М, с передаточным  числом, равным  7025. Вертикальный  крановый  редуктор модернизированный.

 Определяем  эквивалентный  момент  на  тихоходном  валу  редуктора  Тр.э. .

Для режима работы 5М, класс нагружения В1 и класс использования А6.

К = 0,25; КQ= 0,63 ; tмаш = 12500 ч.

Частота вращения тихоходного вала редуктора равна 12,74 об/мин.

Число циклов нагружения на тихоходном валу редуктора по формуле:

ZT = 30*nT*tмаш = 30*12,74*12500 = 4,77 * 106

Передаточное число тихоходной ступени uT = 5.

Суммарное число циклов контактных напряжений зуба шестерни тихоходной ступени.

Zp = ZT * uT = 4,77*106*5 = 23,88*106

Базовое  число  циклов  контактных  напряжений  Z0 = 125*106

Коэффициент срока службы.

Кt = 3√(Zp/Z0) = 3√(23,88*106)/(125*106) = 0,57

Kд = КQt = 0,63*0,57 = 0,36

Принимаю Kд = 0,63

Определяем расчетный крутящий момент Тр на тихоходном валу редуктора.

Ориентировочно ВКУ – 965М .

up = 70 .

(70,25 – 70)/70,25 = 3,5*10-3 % - значения  передаточных  чисел расходятся  на  допустимую  величину .

КПД редуктора по данным завода изготовителя.

ηр = 0,94

ωдв = π*nдв/30 = 3,14*895/30 = 93,67 рад/с.

Тдв н = Nдв/ ωдв = 20,5*103/93,67 = 218,85 Нм

Примем Ψп макс = 2  

Тдв макс = Тдв н * Ψп макс = 437,7 Нм

Примем Тдв макс = 440 Нм

Тр = Тдв макс * Up* ηр = 440*80*0,94 = 33088 Нм

Расчетный эквивалентный момент

Тр э = Тр* Kд = 0,63*33088 = 20845,44 Нм.

Редуктор ВКУ – 610М имеет Тн = 19750 – 27200 Нм, следовательно нам подходит. Схема сборки редуктора 13 или 23 – в зависимости от того, где он расположен. Условное обозначение ВКУ – 965М – 65 – 23 – 42 ТУ 24.013673 - 79

awc = 965 мм; dв быстр = 65 мм; dв тих = 125 мм; mp = 1500 кг.

Определение фактической скорости и КПД механизма

Vпредв тел = ωдв*rш/uмех = 93,67*0,315/80 = 0,368 м/с

Отличие от заданной скорости 4 % - что допустимо.

КПД одной зубчатой муфты ηм = 0,99

ηмех = 0,99*0,94*0,99 = 0,92

  Выбор муфт

Для быстроходного вала – зубчатая муфта 2-4000-40-2-65-2-2У2 ГОСТ 5006 – 83.

dдв = 40 мм; dред быстр = 65 мм.

Для тихоходного вала – зубчатая муфта 2 - 25000 -125-1-125-1-2У2 ГОСТ 5006 –83

Параметры муфты на быстроходном валу:

Тм н = 4000 Нм ; Jм = 0,06 кгм2 ; dлев =40 мм , dправ = 65 мм ; mм = 15,2 кг.

Параметры муфты на тихоходном валу:

Тм н = 25000 Нм ; Jм = 2,25 кгм2 ; dлев = dправ = 125 мм ; mм = 100 кг.

  Выбор тормоза

Wу о = α*Gт = 0,002*420 = 0,82 kH

Wтр о = GT*(2*μ+ƒ*dц)*Ктрол /D = 420*(2*1+0,015*130)*1/710 = 1,15 кН

Wин.0 = d*mт*a = 1,25*42*0,05 = 2,625

Крутящие моменты, приведенные к первому валу механизма:

Ту о = Wу о *rkк-т/uмех = 0,82*103*0,4*0,92/80 = 3,772 Нм

Ттр о = Wтр о*rk/(Uмех* ηк-т) = 1,15*103*0,4/(80*0,92) = 6,25 Нм

Тин.0 = Wин.0* rkк-т / uмех = 2,625*103*0,4*0,92/80 = 12,075 Нм

Расчетный тормозной момент механизма:

Тт р мех = Кзап*(Ту о + Тин.0 – Ттр о)

Кзап = 1,2 – коэффициент запаса торможения согласно правилам ГГТН.

Тт р мех = 1,2*( 3,772+12,075-6,25 ) = 11,51 Нм

Расчетный тормозной момент

Тт р = Тт р мех т.к. тормоз в механизме один.

Выбираем тормоз типа ТКГ, так как электрогидравлический толкатель, являющийся приводом тормоза, служит одновременно своеобразным демпфером, снижая динамику замыкания тормоза. Это благоприятно скажется на сцеплении колес тележки с рельсами при торможении.

Выбираю типоразмер тормоза – тормоз ТКГ – 200 ОСТ 24.290.08-82.

Тт н = 245 Нм ; Dт м = 200 мм ; mтор = 50 кг ; Вк = 90 мм ; Ршт = 390 Н ; Lуст = 613 мм ;  hшт макс = 32 мм . Тип  толкателя – ТГМ25 .

Для  расчета  балки  моста  нам  понадобится  определить  нагрузки  на  колеса  тележки    Pст.max = ( Gгр + Gт ) 1,1 / 8 = 26,96кН .

                 Pст.min=  Gт  0,9 / 8 = 54 кН .

 

  Система токоподвода

Для подвода тока к грузовой тележке используется система со шторной подвеской кабеля, достаточно надежная в работе и обладающая относительно небольшой массой.

Для обеспечения эксплуатационной надежности системы токоподвода кабель поддерживается каретками, снабженными роликами.

Расчет  металлической конструкции моста.

 Материал балки.

Опыт эксплуатации показал, что достаточная надежность обеспечивается при применение стали Ст3псп3 и Ст3сп по ГОСТ 380-71 (для металлических конструкций ).

Для изготовления несущих элементов металлических конструкций используют листовую, профильную и фасонную сталь, а также холодногнутые профили.

При назначении сортамента металла для конструкций с плоскими стенками толщину листов рекомендуется принимать не менее 4 мм.

Защита от коррозии

У конструкции коробчатого сечения скорость коррозионно-механического изнашивания в 1,5-2 раза ниже, чем у прокатных или гнутых профилей. Чтобы не задерживать влагу, все карманы должны иметь дно с уклоном не менее 1/20; диаметр дренажных отверстий должен быть не менее 20 мм.

 Двухбалочный мост .

Т.к. кран предназначен для длительного использования на одном объекте без перебазирования, можно использовать листовые конструкции.

Применим коробчатое сечение, т к коробчатая конструкция обладает меньшей трудоемкостью изготовления, высокой усталостной прочность и меньшей общей высотой моста.

 

Металлическая  конструкция  моста .

Мост выполнен сварным, в качестве материала принята углеродистая сталь марки Ст3псп3 . Необходимую высоту балки в среднем сечении определяем из условия :

H = ( 1/12 – 1/18 ) L = ( 1/12 – 1/18 ) 22500 = 1875 – 1250 мм .

Принимаем Н = 1700 мм.

Высота сечения балки у опоры Н1 = (0,540,6)*Н =   800 мм .

Для обеспечения достаточной жесткости при кручении ширина балки по осям вертикальных листов выбирается из условий :

 

В > L /50 = 25500 / 50 = 450 мм ;

В > H / 3 = 600 мм .

Принято В = 600 мм .

Принятые  размеры  изменим  по  конструктивным  соображениям:

Ширину  балки  до  740  мм,  для  обеспечения  установки  поручней, а также  для  удобства  подхода к  тележке. Т. к. мы  изменили  ширину  балки, то  можно уменьшить  высоту  моста, принимаем  1700 мм , следовательно  высота  сечения  балки у  опоры  будет  равняться  800 мм .

Из  зависимостей , используемых  при  проектировании  балок  переменного  сечения  получим :

Схема  сечения :

       X                                    X           H

     dп                    ’’                       b

                                                                         

                             B

1 . B / dп = 24…30 , => dп = 740/24…30 = 30,83…24,67 мм  .  Принимаем  dп =          28 мм

2 . b= dп / 1,4   =>  b =  20 мм .

3 . b’’ >  300 мм , это  условие  выполняется ( b’’ = 700 мм ) .

 

Определяем  площади  сечения  поясов и  стенок :

Пояс 1 …………………………………  2,8*74 =  207, 2 см2 .

Пояс 2 ……………………………………………  207, 2 см2 .

Стенок ……………………  2*2,0*(170 – 2*2,8) = 657,6 см2 .

Площадь  всего  сечения:   F = 1072 см2 .

Определяем статический момент элементов сечения относительно оси  Х1 – Х1  и  у  его  основания:  

Пояс 1 …………………………………  207, 2 ( 170 – 2,8 / 2 ) = 34933,92 см3 .

Пояс 2 …………………………………  207, 2 (  2,8 / 2 ) = 290,08 см3 .

Стенок ………………………………...  657,6 ( 85 ) = 55896 см3 .

Статический  момент  всего  сечения  :  S = 91120   см3 .

Положение  центра  тяжести  сечения  относительно  оси  Х1 - Х1 :

Zo = S / F = 63172 / 743,2 = 85 см .

 

Моменты  инерции  относительно  горизонтальной  оси  х – х :

Пояс 1 … ( 74*2,83 / 12 ) + 207,2 ( 170 – 85 – 1,4 )2 = 1448247,8 см4 .

Пояс 2 … ( 74*2,83 / 12 ) + 207,2 ( 170 – 85 – 1,4 )2 = 1448247,8 см4 .

Стенок … 2( 2,0*164,43 / 12) + 657,6 ( 85 – 82,2 )2 = 1486254,9 см4 .

Общий  момент  инерции  сечения  Jx = 4382750,5 см4 .

Моменты  сопротивления  сечения  относительно  оси  х – х :

Wx = Jx / H – Z0 = 5156,1 см3 .

Моменты  инерции  элементов  рассматриваемого  сечения  относительно  вертикальной  оси  У – У :

Пояс 1 … 2,8*743 / 12 = 94552,2 см4 .

Пояс 2 …  94552,2  см4 .

Стенок … 2*( 165,2 * 23 / 12 ) + 657,6*69,62 = 3185739,8 см4 .

 

Общий  момент  инерции  сечения  Jу = 3374844,2 см4 .

 

Моменты  сопротивления  сечения  относительно  оси   У – У :

Wу = 2Jу / В = 91212 см3 .

 

Из  аналогичного  расчета  определены  и  основные  характеристики  концевых  сечений  балки  : F = 3792 см2 .

                             Z0 = 42,5 см .

                             Jx = 803377,2 см4 .

Дальнейший  расчет  производим  на  статическую  прочность  исходя  из  двух  основных  расчетных  случаев :

  1.  подъем  с  земли  свободно  лежащего груза ( подъем  с  подхватом ) или  резкое  торможение  груза  при  неподвижном  кране  ;
  2.  Резкое  торможение  крана  ( или  тележки ) , передвигающегося  с  поднятым  грузом .   

Расчет  главных  балок  моста .

Нагрузками  на  рассчитываемую  балку  в  данном  случае  являются  масса  поднимаемого  груза , масса  тележки , собственная  масса  балки  и  дополнительные  силы  инерции  при  подъеме  или  торможении  груза . Для  последующих  расчетов  примем  массу  моста  Gм = 150 т ,  массу  главной  балки G1 = 42 т , массу  механизма  передвижения  G2 = 30 т .

Последующий  расчет  производим  для  наиболее  нагруженной  балки  со  стороны  механизма  передвижения . Нагрузка  от  собственной  массы  и  массы  механизма  передвижения  ,  приходящаяся  на  1 м  этой  балки , таким  образом , будет  равна :

gв = (G1 + G2 ) / L = (30000 + 42000) / 25,5 = 2323,5 Н/м .

Ранее  принятая  масса  тележки  Gт = 40000 кг . Балка  также  будет  нагружена  крутящим  моментом  из-за  внецентренного  приложения  нагрузки  от  массы  механизма  передвижения  моста , в  данном  случае  этой  нагрузкой  можно  пренебречь .

Для  определения  динамического  коэффициента  предварительно  определяем  массы  моста  и  поднимаемого  груза :

mм = ( 0,5Gм + Gт ) / g  = ( 0,5*150000 + 42000 ) / 981 = 119,3 кН  ;

mг = Q / g = 160000 / 981 = 163,1 кН  ;

Скорость  подъема  груза :

V = 4,67 см /с .

Статический  прогиб  балки  от  массы  поднимаемого  груза  приближенно  определяем  из  условия  ( P = Q ) :

yст = Q L3 / 2*48 E Jx = 160000*25503 / 2*48*2,1*106*4382750,5 = 3 см

Коэффициент  жесткости  моста :

см = Q / yст = 160000 / 3 = 53333,3  МПа .

Статическое  удлинение  канатов  при   подъеме  номинального  груза  Q =160000  кгс :

lст = Q H / i f Eк  = 160000*3200 / 8*5,3856*1*106 = 11,8 см .

  •  где  i – кратность  полиспаста , f – площадь  поперечного  сечения  каната  см2 , Ек – модуль  упругости  каната , Н – высота  подъема  груза .

Динамический   коэффициент  по  формуле :

yд = 1 + а e v = 1,058 ,

  •  где  e - поправочный  коэффициент , равный  1,5 .

v – скорость  поднимаемого  груза  .

а –  величина , учитывающая  вид  нагрузки .

Для  случая  подъема  груза :

a = [ 1 / ( yст  +  lст ) ] * [ ( mг + mм ) / см ]0,5 = 0,0049

Для  случая  экстренного  торможения  :

а = 1 / ( g (  yст + lст ) )0,5 = 0,00829

за  расчетную  принимаем  а = 0,00829 .

Нагрузки  на  колеса  тележки :  

Pmin/c = Pmin*yд + Gт/4 = 54000*1,058 + 42000/4 = 67632  Н ;

                   Pmax/d = 286000*1,058 + 42000/4 = 313088 Н ;

Максимальная  нагрузка  на балку  действует со  стороны тележки , где  установлен двигатель , редуктор , тормоз ( а -  расстояние  от равнодействующей  до  наиболее  нагруженной  колесной  установки  тележки ) .

Нагрузка  на опору  А  от  массы  тележки  с  грузом  в этом  случае :

RA = Pmax/d( L + a ) / 2L + Pmin/c[ L – ( 2Lo – a )] / 2L = 313088 ( 25,5 + 2,0 ) / 51 + 67632[ 25,5 – ( 2*4,0 – 2,0 )] / 51 = 168821 + 25859 = 194680 Н .

Изгибающий  момент  в  рассматриваемом  сечении  от  подвижной  нагрузки  

Ми1 = RA ( L – a ) / 2 = 194680 ( 25,5 – 2,0 ) / 2 = 2676850 Нм .

Нагрузка  на  опору  А от  массы  балки  и  механизма  передвижения

RA1 = gв*L / 2 = 2323,5*25,5 / 2 = 29624,5 Н .

Изгибающий  момент  от  этой  нагрузки  

Ми11 = ( RA1 ( L – a ) / 2 ) – ( gв ( L – a )2 /8*100) = (29624,5( 25,5 – 2,0 ) / 2) – (2323,5( 25,5 – 2 )2 / 800) = 348087 – 1603 = 346484  Нм .

Суммарный  изгибающий  момент :

Ми = Ми1 + Ми11 =  3023334 Нм .

Напряжения  в  рассчитываемом  сечении :

sи = ( Ми / Wx ) * kзап = ( 3023334 / 5156,1 )*1,7 = 996,81 МПа .

[ sи ] / sи  => 1700 /996,81 – выполняется  ( 1700 МПа – для  крановых  конструкций  легкого  и  среднего  режимов  работы ) .

Для  обеспечения  устойчивости  стенок  балки  между  ними  установлены  поперечные  листы  ( диафрагмы ) . Принятое  наибольшее  расстояние  между  диафрагмами 3000 мм . Наименьшее  расстояние  между  ребрами  1000 мм .

 

Напряжения  смятия  торца  диафрагмы  при  толщине d = 2,0 мм .

sсм = Pmax/d / bo* d = 313088 / 104 * 2,0 = 1505,3 МПа

- где  bo = b2 + 2 d = 100 + 2*2,0 = 104 мм – ширина площадки  диафрагмы , воспринимающей  нагрузку  на  колесо  тележки , b2 ширина  подошвы  рельса . 

 Допустимо  [ sсм ] = 1,5 [ sp ]  =  1,5 *1700 = 2550 МПа .

Расчет  опорного  сечения  главной  балки .

Это  сечение  проверяем  при  положении  тележки  у  опоры  моста . Кручение  от  внецентренного  приложения  нагрузки  от  массы  механизма   передвижения  моста  не  учитываем .     

Динамический   коэффициент  по  формуле :

yд = 1 + а e v = 1,0534 ,

  •  где  e - поправочный  коэффициент , равный  1,5 .

v – скорость  поднимаемого  груза  ( см / с ) .

а –  величина , учитывающая  вид  нагрузки .

    yст = 0 , в данном  случае . 

Для  случая  подъема  груза :

a = [ 1 / ( yст  +  lст ) ] * [ ( mг + mм ) / см ]0,5 = 0,0061

Для  случая  экстренного  торможения  :

а = 1 / ( g (  yст + lст ) )0,5 = 0,0929

за  расчетную  принимаем  а = 0,0929 .

       Pmin/c = Pmin*yд + Gт/4 = 54000*1,0534 + 42000/4 = 67383  МПа ;

                   Pmax/d = 286000*1,0534 + 42000/4 = 311772 МПа ;

Наибольшая  перерезывающая  сила :

Qп = [Pmax/d (( L – L1 )/ L ] + [Pmin/c (L – ( Lo+ L1)) /L] + gвL / 2 =

= [ 311772((25,5 – 2,5)/25,5] + [67383 (25,5 – (4,0 + 2,5)/25,5 )] + 2323,5*25,5/2  = =281206 + 50206 + 29624 = 361036 МПа .

Статический  момент  половины  сечения  относительно оси Х- Х :

So = 74*2,8*42,36 + 2*42,22*2,0*20,2 = 3411,4    см3 .

Касательные  напряжения  по  формуле :

t = Qп*So / 2 Jx*d = 361036*3411,4 / 2*788138*2,0 = 390 МПа .

Допускаемые  напряжения :

[t] = 0,6 [s] = 0,6 * 1700 = 1020 МПа .

Устойчивость  стенки  балки  в  концевом  сечении  проверяем  по  касательным  напряжениям . За  расчетную  принимаем  наибольшую  для  этого  участка  высоту  h = 1350 мм . Принятое  расстояние  между  диафрагмами  на  этом  участке  ар = 1500 мм . Критические  напряжения  определяем  по  формуле , с  учетом  защемления  стенок  у  поясов .  Lск =  3 м .  

 

                            ар           

                                            H

                  Lск

 

tкр =  [ 1250 + 950 ( h / ар)2 *( d / h )2  104] = [1250 + 950 ( 135/150)2 * ( 2,0 / /135)*104] = 1685 МПа .

Запас устойчивости  k2 = tкр / t =1685/390=4,3.Допустимая  величина [k]2= 1,3 . 

Расчет  сварных  швов .  

Расчет  проведем  для  верхнего  пояса  и  вертикальных  стенок балки . Для  наиболее  нагруженного  участка  шва , расположенного  у  опоры  балки , усилие , приходящееся  на  1 см  длины , определяется  по  формуле :

P = Qп So / Jx  = 361036*9033 / 788138 = 4138 МПа .

где  So = 74*2,8*( 45 – 1,4 ) = 9033,92 см2 , статический  момент  верхнего  пояса  относительно  горизонтальной  оси  х- х ,  Qп  - наибольшая  перерезывающая  сила .

Исходя  из  среднего  предела  прочности  основного  материала  балки ( sв = 440 МПа ) , по  табличным  значениям  выбираем  электрод  марки  Э42 .

Допускаемые  напряжения  в  шве  на  срез :

[t] = 0,6 [s] = 0,6 * 1700 = 1020 МПа .

Принимаем  катет  шва d = 10 мм . Необходимая   длина  швов  на  1 м  длины  балки :

l = ( P / 0,7*h [t] )10 = (4138 / 0,7*1,0*1020)*10 = 57,9 см .

Приварку  выполняем  прерывистыми  швами  длиной  80 мм  ( с  учетом  коэффициента  запаса  1,4 ) и  шагом  t = 200 мм .

Расчет  концевых  балок .

Расчет  производим  при  положении  тележки  у опоры  моста  при  нагрузках  на  колеса  тележки , подсчитанных  выше .

Схема  нагрузок  действующих  на  опоры :    

 RA     P1       P2       RB     

          L1         L2         L1         

Нагрузка  на  опору  правой  балки  P1 = 183800 Н , со стороны    и  троллей  P2 = 189300 Н .

Нагрузка  на  левую  опору  рассчитываемой  концевой  балки  согласно  расчетной  схеме :

RA = ( P1* L1) / L + ( P2*(L1 + L2)) / L   = ( 183800*3,15 ) / 12 + (189300(3,15+ +5,7)) / 12 = 48247 + 139608 = 187855 Н .

На  правую  опору :

RВ =  P1 + P2 - RA   = 183800 + 189300 – 187855 = 185245 Н .

Схема  сечения :

               У  

Х                                  Х

               У

Изгибающий  момент  в  сечении :

Мизг = RВ * L1 = 185245*3,15 = 583521,75 МПа .

Момент сопротивления  этого  сечения , подсчитанный  аналогично  приведенному  выше  Wx = 5156,1 см3 .

Напряжения  в  расчитываемом  сечении :

sи =  Ми / Wx = 583521 / 5156 = 113,7 МПа .

Для  обеспечения  достаточной  жесткости  эти  напряжения  должны  быть  не  более 800 – 1000 МПа .

 

  Ребра жесткости.

Фактическая гибкость стенки пролетной балки в ее средней части Sc=1590/8=198,8<200,т.е. стенка может укрепляться только поперечными основными и дополнительными ребрами жесткости (большими и малыми диафрагмами). Диафрагмы будем выполнять из листового проката; в больших диафрагмах выполним вырезы в средней части. Ширину выступающей части ребра определяем по условию bр 1590/30+40=93 мм; толщина ребра должна быть не менее 93/15=6,2 мм. Момент инерции ребра относительно плоскости стенки в соответствии с формулой должен быть не менее Jр3*1,59*0,0083=2,442*10-6м4.

      Принимаем bр=0,1м; р=0,008м. Тогда его момент инерции относительно плоскости стенки

Jр=

    Проверку прочности ребра по условиям работы его верхней кромки на сжатие по формулам:

  Jп=

  Jрс=2805,88см4=28,0588*10-6м4;

  С0=8,45

 

При m3=0,9; m0=0,81 и Rр= m0*R=0,81*210=170Мпа

   : следовательно, прочность верхней кромки диафрагмы обеспечена.

   Шаг ребер.

Из условия прочности рельса  

Список используемой литературы

  1.  А. И. Дукельский  

''Справочник по кранам . Том 1,2,3''.

  1.  А. Б. Верник

''Мостовые краны большой  грузоподъемности ''.

  1.  Н. Г. Павлов

''Примеры расчетов кранов''.

  1.  К. К. Муханов

''Металлические конструкции''.

  1.  С. А. Казак

''Курсовое проектирование грузоподъемных машин''.

  1.  В. К. Новиков; М. Ф. Самусенко

''Конструирование и расчет механического оборудования. Часть 1,2,3''.

  1.  А. П. Парницкий  

   ''Мостовые  краны  общего  назначения '' .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57988. З чого починається дружба 82.5 KB
  Мета: з’ясувати кого називають другом що означає уміти дружити і за що цінують друзів. Кого ми називаємо другом 2. Проблемне питаня: Чи кожна людина може бути справжнім другом і чи стала Герда справжнім другом для Кая 4.
57989. Мій друг. Спілкування з товаришами. Моделювання дружніх стосунків 76.5 KB
  Мета: розкрити значення дружби в житті кожної людини; вчити висловлюватися іноземною мовою про свого друга; удосконалювати навички читання та усного мовлення використовуючи зорові опори; розвивати уміння дітей спілкуватися і підтримувати товариські стосунки розвивати в учнів усне мовлення...
57990. Людина: дух, душа, тіло 212 KB
  Термін яким переважно релігія ідеалістична філософія та донаукова психологія позначали психіку внутрішній світ людини. Душа у релігії Душа це людина або тварина чи життя людини або тварини.
57991. Environmental Problems on the Planet Earth 81 KB
  One half of it is habitable. The rest of the land is the mountains, deserts, ice and other places where people cannot live in. And now I’m cutting this half into 4 parts. It’s impossible to believe but only 1/4 gives us food and shelter.
57992. Епоха Катерини ІІ 87.5 KB
  Мета: з’ясувати велич і трагедію народів Російської імперії за часів Катерини ІІ підтвердити або спростувати ім’я російської імператриці як Катерини Великої. Задачі: дати оцінку історичному періоду який передував епосі Катерини ІІ...
57993. Дії з десятковими дробами 69 KB
  Мета: Узагальнити та систематизувати уміння та навички учнів виконувати дії з десятковими дробами. Ознайомити учнів із сучасною екологічною ситуацією в світі та в Україні. Формувати вміння переносити набуті знання у нові ситуації...
57994. Електронні таблиці. Побудова діаграм. Стратегія успіху або Як обрати професію 130.5 KB
  Мета уроку: сформувати: навики створювати діаграми; вміння аналізувати їх; вміння застосовувати діаграми на практиці; розвивати та вдосконалювати: навики роботи з ЕТ Excel; навики роботи на ПК; вміння працювати в групі...
57995. Емоції та почуття в житті людини 41 KB
  Мета уроку: надати загальне уявлення про емоції почуття та моральні почуття їх роль у житті людини; вчити наводити приклади емоцій та почуттів познайомити учнів про силу моральних почуттів; розвивати навички опанування термінів та роботи в групах...
57996. Учимся речевому этикету. Уроки вежливости 56.5 KB
  Цель урока: ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха...