8742

Обществознание XX века

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Вариант 1 Обществознание XX века: Теория ценностей Макса Вебера (в происхождении капитализма решающая роль протестантизма) Технократизм Уолта Ростоу (теория стадий экономического развития: традиционная переходящая стадия сдвига...

Русский

2013-02-17

39.5 KB

7 чел.

Вариант 1

Обществознание XX века:

Теория ценностей Макса Вебера (в происхождении капитализма решающая роль протестантизма)

Технократизм Уолта Ростоу (теория «стадий экономического развития»: традиционная => переходящая => стадия сдвига => стадия зрелости => эра массового потребления);

Экзистенциализм (человеческое существование) Николая Александровича Бердяева и др. (противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости, т.е. рабству, злу, страданию)

Большевизм Владимира Ильича Ленина

Ревизионизм Эдуарда  Бернштейна (пересмотр марксизма)

Теория ценностей Макса Вебера 

(в происхождении капитализма решающая роль протестантизма)

Ввел понятие «отнесение к ценности»; ценности делятся на теоретические (истина), политические (справедливость), нравственные (добро), эстетические (красота) и другие. Они имеют значимость для всех изучаемых субъектов во все периоды развития общества, то есть являются надсубъективными.

Ценность - как норма, способ бытия, которая является значимой для субъекта, на основе ценностей основано и объяснение социального действия индивида

в происхождении капитализма  видел решающую роль  протестантизма  (бережливость, поощрение торговли и т.п.)

Социальный исследователь должен выделять не общее, а значимое, т.е. ЦЕННОСТИ (осознанные интересы)

«Ценности задаются эпохой»

Технократизм Уолта Ростоу 

(теория «стадий экономического развития»: традиционная => переходящая => стадия сдвига => стадия зрелости => эра массового потребления);

Предлагая свою теорию в качестве альтернативы марксовой концепции формационного развития, Ростоу выделил пять стадий экономического роста: 1) «традиционное общество»; 2) подготовка условий для «сдвига», или «переходное общество»; 3) «переход к самоподдерживающему росту»; 4) «движение к зрелости», 5) стадия «массового потребления». Природа и характер каждой стадии определяется многими факторами — от технико-экономических и производственных до политических, идеологических и психологических. «Хотя стадии экономического роста, — писал ученый, — представляют собой способ экономического исследования всего общества, он ни в коем случае не означает, что мир политики, социальной организации и культуры является лишь надстройкой, возведенной над экономикой и определяемой исключительно ею. Хотя мы признаем, что экономические изменения имеют политические и социальные последствия, экономические изменения сами по себе рассматриваются здесь в качестве результата воздействия как политических и социальных, так и чисто экономических сил».

Экзистенциализм Николая Александровича Бердяева и др. (противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости, т.е. рабству, злу, страданию)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование);

основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть;

человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

Видеоурок

http://teachpro.ru/source/Ob-znanie/course/player.html?ref=0/ob060119

Большевизм

Большевизм возник в 1903 при расколе Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальную (большевики) и умеренную (меньшевики) фракции. Лидером большевиков стал В. И. Ленин. Поводом для выделения фракций стала полемика между Лениным и Ю. О. Мартовым по вопросу о втором пункте устава РСДРП на ее II съезде в Лондоне (1903). Ленин настаивал на более сплоченной, централизованной организации и на постоянном участии членов партии в работе одной из организаций (вместо содействия РСДРП под руководством одной из организаций, как предлагал Мартов). Съезд поддержал формулировку Мартова, но при выборах центрального комитета победили сторонники Ленина и Г. В. Плеханова, со II съезда сторонники Ленина стали называться большевиками, Мартова — меньшевиками

В условиях меняющейся обстановки Ленин выступил за более радикальную трактовку марксизма, чем это было принято в международном социалистическом движении. Он доказывал, что лидирующей силой, гегемоном буржуазно-демократической революции становится пролетариат и его партия, которая может прийти к власти в союзе с крестьянством без буржуазии.

К 1912 большевизм выделился в отдельную партию РСДРП (б). Ее отличало от других социал-демократических организаций жесткая дисциплина, подчинение членов партии партийному руководству, стремление к скорейшему достижению социализма и коммунизма. Большевики были настроены непримиримо в отношении самодержавия, выступали за поражение своего правительства в Первой мировой войне и, по выражению Ленина, за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

Под социализмом большевики понимали общество без частной собственности и рынка, не разделенное на классы, управляемое из единого центра, которое развивается по единому плану. Несмотря на то, что вслед за Марксом формально большевики выступали за отмирание государства в будущем, стремление к созданию общества, управляемого из единого центра, на деле вело к усилению государственных структур вплоть до формирования тоталитарного режима. При этом большевики брали на вооружение радикальные лозунги, пользовавшиеся массовой поддержкой, даже если они расходились со стратегическим планами большевизма, такие как «Фабрики – рабочим!» и «Земля – крестьянам!». Большевики также выступали за отмену смертной казни и соблюдение гражданских свобод. Но после их прихода к власти выяснилось, что они защищали свободу для себя, а их политика ничего общего с демократией не имела.

Ревизионизм Бернштейна (пересмотр марксизма)

Бернштейн подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание катаклизма не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущей постепенно к социализации общественного строя (между прочим — через муниципализацию). Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации.

Фабричное законодательство, демократизация общинного самоуправления, освобождение коалиций от всяких законодательных стеснений — это все ступени общественного развития. Если в Германии думают не об освобождении, а о стеснении права коалиции, то это свидетельствует не о том, что она достигла высокого уровня развития, а только об её политической отсталости. Борьба классов существует, но она — не единственное содержание истории, так как рядом с ней есть и сотрудничество классов. Отсюда Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод, что вся практическая программа партии должна быть пересмотрена; в частности следует отказаться от тезиса, что пролетарий не имеет отечества — и, следовательно, от интернационализма. Этот тезис был верен раньше, нынче же он с каждым днем теряет значение; пролетарий все больше становится гражданином. «Полное уничтожение национальностей есть мечта, и притом некрасивая»; даже армия, поэтому, не является таким институтом, который безусловно и во что бы то ни стало подлежит уничтожению. «Пора наконец социал-демократии эмансипироваться от власти фразы и стать открыто тем, чем она уже является в действительности: демократическо-социалистическою партией реформы».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75010. Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе 59 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.
75011. Відкриття музею історії козацтва, виховний захід 193.08 KB
  Карабинівці понад двісті років. Визнала вона і знущання панів Карабінова та Мизгова, і лихоліття громадянської війни, і голодомор, і трагічні події Великої Вітчизняної війни та вистояла. Сьогодні Карабинівка - одне з найкращих сіл Павлоградщини...
75012. Веснянки, виховний захід 60 KB
  Янушкевич веснянка А вже весна з опери Зима і весна М.Лисенка Хор А вже весна з опери Зима і весна. Діалог Діти а якою ви собі уявляєте весну Та яка ж весна без квітів Які ви знаєте весняні квіти Але першою розпускається гілочка верби а її розквітлі бруньки як називаються Котики Чи бачили ви їх які вони...
75013. Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе 332.5 KB
  Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...
75014. Интонационное и исполнительское развитие музыки 152.5 KB
  Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки Игра в слова. Разные ребята Цели урока: Обучающие: дать понятие о развитии интонации с помощью каких средств выразительности она развивается введение понятий лад мажор минор работать над чистотой интонирования...
75015. Українські народні думи, Відкритий урок у 4-му класі 118.5 KB
  Українські народні думи. Сьогодні на уроці прозвучать особливі своєрідні вокальні фольклорні твори думи. Боротьба українського народу за свободу і незалежність зумовила виникнення дуже відомого нині жанру народної творчості думи.
75016. Народная песня в симфонической музыке 44 KB
  Углубить представления учащихся о народной песне, определить связь между народным и профессиональным творчеством; определить народно-песенные истоки Второй симфонии...
75017. Мусор – глобальная проблема человечества. Борьба первобытного человека с отходами 32.5 KB
  Борьба первобытных людей с отходами Эколог: На древней планете идиллия была Наша Земля раем слыла. Эколог: Но однажды в древний век Появился человек. Первобытный человек: Много тысячелетий назад Неандерталец чистой Земле был рад Экологически чистые плоды он собирал Прозрачную водицу из родника он брал. Эколог: Отходы синтетические у современного человека Они не перегнивают лежат в земле три века Пакеты по пятьсот лет планету загрязняют А стеклянные отходы за тысячу лет не исчезают Пещерный человек: Пещерный человек вам Землю чистой...
75018. Не будьте собі ворогом. Конспект уроку здорового способу життя 47 KB
  Мета заходу: Виховувати в учнів негативне ставлення до вживання наркотиків бажання і вміння вести здоровий спосіб життя критично ставитись до своїх негативних вчинків. Що стається з наркоманом а продовжує радіти життю; б постійно шукає де б дістати наркотик; в пригнічений; г життя муки. Втрачаєш радість життя. Можеш покінчити життя самогубством.