8742

Обществознание XX века

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Вариант 1 Обществознание XX века: Теория ценностей Макса Вебера (в происхождении капитализма решающая роль протестантизма) Технократизм Уолта Ростоу (теория стадий экономического развития: традиционная переходящая стадия сдвига...

Русский

2013-02-17

39.5 KB

7 чел.

Вариант 1

Обществознание XX века:

Теория ценностей Макса Вебера (в происхождении капитализма решающая роль протестантизма)

Технократизм Уолта Ростоу (теория «стадий экономического развития»: традиционная => переходящая => стадия сдвига => стадия зрелости => эра массового потребления);

Экзистенциализм (человеческое существование) Николая Александровича Бердяева и др. (противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости, т.е. рабству, злу, страданию)

Большевизм Владимира Ильича Ленина

Ревизионизм Эдуарда  Бернштейна (пересмотр марксизма)

Теория ценностей Макса Вебера 

(в происхождении капитализма решающая роль протестантизма)

Ввел понятие «отнесение к ценности»; ценности делятся на теоретические (истина), политические (справедливость), нравственные (добро), эстетические (красота) и другие. Они имеют значимость для всех изучаемых субъектов во все периоды развития общества, то есть являются надсубъективными.

Ценность - как норма, способ бытия, которая является значимой для субъекта, на основе ценностей основано и объяснение социального действия индивида

в происхождении капитализма  видел решающую роль  протестантизма  (бережливость, поощрение торговли и т.п.)

Социальный исследователь должен выделять не общее, а значимое, т.е. ЦЕННОСТИ (осознанные интересы)

«Ценности задаются эпохой»

Технократизм Уолта Ростоу 

(теория «стадий экономического развития»: традиционная => переходящая => стадия сдвига => стадия зрелости => эра массового потребления);

Предлагая свою теорию в качестве альтернативы марксовой концепции формационного развития, Ростоу выделил пять стадий экономического роста: 1) «традиционное общество»; 2) подготовка условий для «сдвига», или «переходное общество»; 3) «переход к самоподдерживающему росту»; 4) «движение к зрелости», 5) стадия «массового потребления». Природа и характер каждой стадии определяется многими факторами — от технико-экономических и производственных до политических, идеологических и психологических. «Хотя стадии экономического роста, — писал ученый, — представляют собой способ экономического исследования всего общества, он ни в коем случае не означает, что мир политики, социальной организации и культуры является лишь надстройкой, возведенной над экономикой и определяемой исключительно ею. Хотя мы признаем, что экономические изменения имеют политические и социальные последствия, экономические изменения сами по себе рассматриваются здесь в качестве результата воздействия как политических и социальных, так и чисто экономических сил».

Экзистенциализм Николая Александровича Бердяева и др. (противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости, т.е. рабству, злу, страданию)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование);

основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть;

человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).

Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

Видеоурок

http://teachpro.ru/source/Ob-znanie/course/player.html?ref=0/ob060119

Большевизм

Большевизм возник в 1903 при расколе Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальную (большевики) и умеренную (меньшевики) фракции. Лидером большевиков стал В. И. Ленин. Поводом для выделения фракций стала полемика между Лениным и Ю. О. Мартовым по вопросу о втором пункте устава РСДРП на ее II съезде в Лондоне (1903). Ленин настаивал на более сплоченной, централизованной организации и на постоянном участии членов партии в работе одной из организаций (вместо содействия РСДРП под руководством одной из организаций, как предлагал Мартов). Съезд поддержал формулировку Мартова, но при выборах центрального комитета победили сторонники Ленина и Г. В. Плеханова, со II съезда сторонники Ленина стали называться большевиками, Мартова — меньшевиками

В условиях меняющейся обстановки Ленин выступил за более радикальную трактовку марксизма, чем это было принято в международном социалистическом движении. Он доказывал, что лидирующей силой, гегемоном буржуазно-демократической революции становится пролетариат и его партия, которая может прийти к власти в союзе с крестьянством без буржуазии.

К 1912 большевизм выделился в отдельную партию РСДРП (б). Ее отличало от других социал-демократических организаций жесткая дисциплина, подчинение членов партии партийному руководству, стремление к скорейшему достижению социализма и коммунизма. Большевики были настроены непримиримо в отношении самодержавия, выступали за поражение своего правительства в Первой мировой войне и, по выражению Ленина, за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

Под социализмом большевики понимали общество без частной собственности и рынка, не разделенное на классы, управляемое из единого центра, которое развивается по единому плану. Несмотря на то, что вслед за Марксом формально большевики выступали за отмирание государства в будущем, стремление к созданию общества, управляемого из единого центра, на деле вело к усилению государственных структур вплоть до формирования тоталитарного режима. При этом большевики брали на вооружение радикальные лозунги, пользовавшиеся массовой поддержкой, даже если они расходились со стратегическим планами большевизма, такие как «Фабрики – рабочим!» и «Земля – крестьянам!». Большевики также выступали за отмену смертной казни и соблюдение гражданских свобод. Но после их прихода к власти выяснилось, что они защищали свободу для себя, а их политика ничего общего с демократией не имела.

Ревизионизм Бернштейна (пересмотр марксизма)

Бернштейн подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание катаклизма не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущей постепенно к социализации общественного строя (между прочим — через муниципализацию). Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации.

Фабричное законодательство, демократизация общинного самоуправления, освобождение коалиций от всяких законодательных стеснений — это все ступени общественного развития. Если в Германии думают не об освобождении, а о стеснении права коалиции, то это свидетельствует не о том, что она достигла высокого уровня развития, а только об её политической отсталости. Борьба классов существует, но она — не единственное содержание истории, так как рядом с ней есть и сотрудничество классов. Отсюда Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод, что вся практическая программа партии должна быть пересмотрена; в частности следует отказаться от тезиса, что пролетарий не имеет отечества — и, следовательно, от интернационализма. Этот тезис был верен раньше, нынче же он с каждым днем теряет значение; пролетарий все больше становится гражданином. «Полное уничтожение национальностей есть мечта, и притом некрасивая»; даже армия, поэтому, не является таким институтом, который безусловно и во что бы то ни стало подлежит уничтожению. «Пора наконец социал-демократии эмансипироваться от власти фразы и стать открыто тем, чем она уже является в действительности: демократическо-социалистическою партией реформы».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56021. Дерева та їхнє символічне значення у поезіях Тараса Григоровича Шевченка (за шкільною програмою) 153.5 KB
  Термін символ поняття надзвичайно складне неоднозначне тому його сутність завжди залишалася й залишається для вчених дискусійним питанням. Критичний огляд різноманітних концепцій символу свідчить про те що цей термін зберіг протягом тисячоліть ясність і прозорість свого вихідного значення.
56022. Музичні символи України 107.5 KB
  Мета: показати учням та допомогти їм усвідомити важливе значення музичних творів-пісень, що стали державними та духовними символами українського народу; на прикладі пісень «Молитва за Україну» музика Лисенка...
56023. Going to the cinema. My favourite film 211.5 KB
  Objectives: - to systematize lexical materials on the topic; to practice the active vocabulary of the topic; to develop speaking, reading, listening skills through various activities; to develop students’ thinking, memory, imagination, attention and creativeness.
56024. Синергетичний підхід до викладання предметів суспільно-політичних наук 123.5 KB
  Водночас духовне відродження суспільства вимагає конкретних змін у діяльності загальноосвітніх шкіл які викликані необхідністю формування суспільно активної творчої особистості що на відміну від людинивиконавця здатна самостійно мислити генерувати нові ідеї приймати сміливі нестандарті рішення. Відомо що реформа освіти одним із завдань має формування творчо мислячої особистості а не стисненої рамками приписів циркулярів наказів тощо. Існує протиріччя між обсягом інформації та можливістю особистості її засвоїти. І тому головною...
56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
56026. Іван Сірко 2.93 MB
  Література: історичні пісні перекази про Івана Сірка повість М. Мотивація навчальної діяльності учнів Загудів степ запорозький Як Чорнеє море Понеслися запорожці Облавою в поле Ой не вітер в полі грає Не орел літає Ото ж Сірко з товариством...
56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани зявлялися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...