87424

Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач

Доклад

Этика и деонтология

Однако соблюдение моральных обязательств периодически вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической политической или религиозной существа. Благодаря чувству морального долга в самосознании человека утверждается человеческое родовое начало которое претендует быть ее действительно человеческим Я ориентированным на высокие безусловные общечеловеческие ценности на идеал то есть на совершенное будущее. Это второе Я называют эгоистичным началом человека. pologi защита поскольку оно подвержено защищать все...

Русский

2015-04-19

25.74 KB

8 чел.

Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач.

Моральная самовимогливисть свидетельствует, что моральная требование перестала быть внешней силой и интериоризувалась в моральный долг. Однако соблюдение моральных обязательств периодически вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической, политической или религиозной существа. И для этого всегда находятся аргументы, что порождает духовное раздвоение личности. Благодаря чувству морального долга в самосознании человека утверждается человеческое, родовое начало, которое претендует быть ее действительно человеческим «Я», ориентированным на высокие, безусловные общечеловеческие ценности, на идеал, то есть на совершенное будущее. Вместе человек отождествляет себя и со своей реальной жизнедеятельностью, постоянно готов защищать себя в этом статусе, то есть отстаивать правильность каждого своего поступка, обусловленное действием чувство самоуважения. Это второе «Я» называют эгоистичным началом человека. Более обоснованно было бы называть его «Я-апологет» (греч.. apologia - защита), поскольку оно подвержено защищать все поступки человека, не только аморальны, но и высоконравственные.

В полемике со своим антиподом «Я-апологет» проявляет незаурядную изобретательность. Его доказательства есть психологически убедительными, поскольку адресуются самому себе. Одним из сильных аргументов «Я-апологета» против требовательности, нравственного долга личности является мысль об отсутствии справедливости в обществе, мире в целом, прежде всего в сфере нравственных отношений. А потому, мол, человек, который руководствуется моральным долгом, оказывается в неравном положении по отношению к тем, кто игнорирует моральные требования и ориентируется на прагматические критерии деятельности. Анализируя эту проблему, этика пользуется категорией «моральная справедливость», которая характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми.

Только убедившись в том, что справедливость, в частности моральная, действительно существует, а ее самовимогливисть является не исключением, а принципом человеческой жизни, человек лишается сомнения, что ее моральная самовимогливисть оправдана.

В результате убежденности в наличии моральной справедливости первое «Я» человека существенно укрепляет свои позиции и приобретает статус ее совести (совесть). Ранее чувство совести могло возникать лишь эпизодически и сразу угасать, будучи загнанным в угол "Я-апологетом». Под влиянием совести в моральной практике человека обнаруживаются явления нравственного стыда (смущение, неловкости за недостойное поведение) и раскаяние - обусловленного работой совести акта глубокого пересмотра личностью основ собственного поведения и сознания. По своей сути раскаяния является исправлением духовной погрешности на основе внутренней переориентации человеческой личности, существенно корректирует ее развитие.

Сильное и постоянное чувство совести свидетельствует о том, что сложный и противоречивый процесс интериоризации морального требования в самовимогу, в моральный долг основном завершена, хотя фактически он продолжается на протяжении всей жизни. «Я-совесть», вступая в полемику с «Я-апологетом», способная в значительной мере опровергнуть его аргументы, однако никогда окончательно не побеждает. Эта борьба является источником нравственного самосовершенствования личности. Если в начале становления человека как личности существовала противоречие между обществом с его моральными требованиями и индивидом, для которого они были внешней принудительной силой, то впоследствии, во время становления человека как личности, эти требования утверждаются в ее сознании как моральный долг, защищен ее совестью. То есть внешняя противоречие перемещается в внутренний, духовный мир личности и становится движущей силой его духовного развития.

Наличие нравственного долга, совести еще не является гарантом жизнедеятельности человека согласно моральным требованиям, поскольку такая жизнедеятельность предусматривает соответствующее развитие свободы, которая зависит не только от сознания, но и от жизненного опыта, привычек поступать нравственного долга.

В понятии «моральный долг» моральные требования познаются, признаются и оцениваются якнайзагальнише и якнайабстрактнише, проявляющаяся в принципиальном признании человеком необходимости считаться с общественным мнением, в склонности к положительному оценки моральных норм и их принятие. Однако моральный долг реально проявляется в многочисленных обязанностях, а быть самовимогливим во всех сферах жизнедеятельности нелегко. Одни люди считают священными моральные обязанности по семье, но недооценивают или игнорируют моральные требования в других сферах жизни, например на производстве. Другие пренебрегают моральными требованиями в семейных отношениях, однако морально самовимогливимы в других сферах жизнедеятельности.

Приобретая жизненного опыта, человек имеет дело с многочисленными проявлениями моральных требований, их формами, сферами обнаружения (семья, производство, быт). Одни из них интериоризуються в соответствующие личностные задачи, требования к себе, т.е. приобретают статус конкретного нравственного долга (в частности, родительский долг), другие на время, а то и навсегда, остаются внешними и неприемлемыми. Например, мало кто может сказать, что эта заповедь стала его моральным долгом: «Любите врагов ваших, благотворить ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто обижает вас».

Реальным выражением нравственного долга является моральный поступок - добровольное действие, объективно отвечает моральной требованию. Она является следствием соответствующего морального выбора, в отличие от позаморального поступка, совершая который, человек руководствуется прагматическими, политическими, религиозными или другими мотивами.

В понятии «нравственный поступок» отражается своеобразная ячейка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческой действия через призму предыдущей и последующей работы нравственного сознания отражается в представлениях о структуре поступка. Элементами его является мотив, намерение, цель, действие, последствия, оценки человеком своего поступка и отношение ее к оценке окружения. Если положительными нравственными поступками не считают даже те, которые максимально соответствуют моральным требованиям, если человек руководствовалась позаморальнимы мотивами, то к негативным (аморальных) часто относят и те, при осуществлении которых человек руководствовалась позаморальнимы мотивами - прагматическими, политическими, религиозными и т.д.. Такой подход является оправданным, если моральным пороком считать игнорирование моральных требований. Это означает, что человек, который, удовлетворяя свои прагматические, политические или религиозные потребности, игнорирует критерии добра, фактически предпринимает злых мотивов.

Руководствуясь конкретным моральным долгом, человек может постепенно выработать привычку делать согласно ему, например, быть вежливым. Такое поведение, вызывая духовно-эмоциональное удовлетворение, начинает самостимулюватися и становится типичной чертой характера человека. Результатом осмысления этой и других аналогичных черт характера человека является понятие «моральное качество» - относительно устойчивые признаки его поведения, которые проявляются в однотипных поступках, отвечающих критериям добра (добродетели, добродетели) или противоречат им (моральные недостатки, пороки).

Если для одних людей моральная требование быть вежливым становится самовимогою, закрепляется как моральное качество, то для других может на всю жизнь остаться внешней, чужой, неприемлемой. Некоторые даже щеголяет своей грубостью. Парадоксально, но грубость, грубое поведение иногда возбуждают наслаждение, и такие люди начинают не просто щеголять своим поведением, но и своеобразно утверждаться, оказывая зло. Это касается и людей с другими моральными проблемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора – это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – “одного из самых великих творений человечестваâ€. Лингвистический анализ художественного текста – это фундамент его...
30265. Образный уровень текста. Поэтическая лексика, её художественные функции 23 KB
  Поэтическая лексика её художественные функции Слова образность образный используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова как живость наглядность красочность изображения неотъемлемый признак всякого вида искусства форма осознания действительности с позиций какогото эстетического идеала образность речи частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы.
30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...
30272. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология 33.5 KB
  Понятие метода литературоведения. Метод методика методология Все методы сформировались достаточно поздно в 19в.явля применяя методы определяемые как материалами исследования так и задачами стоящими перед исследователем. лит явления рассматривались как производные от соцх процессов ж психологический зформальный метод разработанный отечественными литературоведами Ю.