87424

Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач

Доклад

Этика и деонтология

Однако соблюдение моральных обязательств периодически вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической политической или религиозной существа. Благодаря чувству морального долга в самосознании человека утверждается человеческое родовое начало которое претендует быть ее действительно человеческим Я ориентированным на высокие безусловные общечеловеческие ценности на идеал то есть на совершенное будущее. Это второе Я называют эгоистичным началом человека. pologi защита поскольку оно подвержено защищать все...

Русский

2015-04-19

25.74 KB

8 чел.

Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач.

Моральная самовимогливисть свидетельствует, что моральная требование перестала быть внешней силой и интериоризувалась в моральный долг. Однако соблюдение моральных обязательств периодически вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической, политической или религиозной существа. И для этого всегда находятся аргументы, что порождает духовное раздвоение личности. Благодаря чувству морального долга в самосознании человека утверждается человеческое, родовое начало, которое претендует быть ее действительно человеческим «Я», ориентированным на высокие, безусловные общечеловеческие ценности, на идеал, то есть на совершенное будущее. Вместе человек отождествляет себя и со своей реальной жизнедеятельностью, постоянно готов защищать себя в этом статусе, то есть отстаивать правильность каждого своего поступка, обусловленное действием чувство самоуважения. Это второе «Я» называют эгоистичным началом человека. Более обоснованно было бы называть его «Я-апологет» (греч.. apologia - защита), поскольку оно подвержено защищать все поступки человека, не только аморальны, но и высоконравственные.

В полемике со своим антиподом «Я-апологет» проявляет незаурядную изобретательность. Его доказательства есть психологически убедительными, поскольку адресуются самому себе. Одним из сильных аргументов «Я-апологета» против требовательности, нравственного долга личности является мысль об отсутствии справедливости в обществе, мире в целом, прежде всего в сфере нравственных отношений. А потому, мол, человек, который руководствуется моральным долгом, оказывается в неравном положении по отношению к тем, кто игнорирует моральные требования и ориентируется на прагматические критерии деятельности. Анализируя эту проблему, этика пользуется категорией «моральная справедливость», которая характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми.

Только убедившись в том, что справедливость, в частности моральная, действительно существует, а ее самовимогливисть является не исключением, а принципом человеческой жизни, человек лишается сомнения, что ее моральная самовимогливисть оправдана.

В результате убежденности в наличии моральной справедливости первое «Я» человека существенно укрепляет свои позиции и приобретает статус ее совести (совесть). Ранее чувство совести могло возникать лишь эпизодически и сразу угасать, будучи загнанным в угол "Я-апологетом». Под влиянием совести в моральной практике человека обнаруживаются явления нравственного стыда (смущение, неловкости за недостойное поведение) и раскаяние - обусловленного работой совести акта глубокого пересмотра личностью основ собственного поведения и сознания. По своей сути раскаяния является исправлением духовной погрешности на основе внутренней переориентации человеческой личности, существенно корректирует ее развитие.

Сильное и постоянное чувство совести свидетельствует о том, что сложный и противоречивый процесс интериоризации морального требования в самовимогу, в моральный долг основном завершена, хотя фактически он продолжается на протяжении всей жизни. «Я-совесть», вступая в полемику с «Я-апологетом», способная в значительной мере опровергнуть его аргументы, однако никогда окончательно не побеждает. Эта борьба является источником нравственного самосовершенствования личности. Если в начале становления человека как личности существовала противоречие между обществом с его моральными требованиями и индивидом, для которого они были внешней принудительной силой, то впоследствии, во время становления человека как личности, эти требования утверждаются в ее сознании как моральный долг, защищен ее совестью. То есть внешняя противоречие перемещается в внутренний, духовный мир личности и становится движущей силой его духовного развития.

Наличие нравственного долга, совести еще не является гарантом жизнедеятельности человека согласно моральным требованиям, поскольку такая жизнедеятельность предусматривает соответствующее развитие свободы, которая зависит не только от сознания, но и от жизненного опыта, привычек поступать нравственного долга.

В понятии «моральный долг» моральные требования познаются, признаются и оцениваются якнайзагальнише и якнайабстрактнише, проявляющаяся в принципиальном признании человеком необходимости считаться с общественным мнением, в склонности к положительному оценки моральных норм и их принятие. Однако моральный долг реально проявляется в многочисленных обязанностях, а быть самовимогливим во всех сферах жизнедеятельности нелегко. Одни люди считают священными моральные обязанности по семье, но недооценивают или игнорируют моральные требования в других сферах жизни, например на производстве. Другие пренебрегают моральными требованиями в семейных отношениях, однако морально самовимогливимы в других сферах жизнедеятельности.

Приобретая жизненного опыта, человек имеет дело с многочисленными проявлениями моральных требований, их формами, сферами обнаружения (семья, производство, быт). Одни из них интериоризуються в соответствующие личностные задачи, требования к себе, т.е. приобретают статус конкретного нравственного долга (в частности, родительский долг), другие на время, а то и навсегда, остаются внешними и неприемлемыми. Например, мало кто может сказать, что эта заповедь стала его моральным долгом: «Любите врагов ваших, благотворить ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто обижает вас».

Реальным выражением нравственного долга является моральный поступок - добровольное действие, объективно отвечает моральной требованию. Она является следствием соответствующего морального выбора, в отличие от позаморального поступка, совершая который, человек руководствуется прагматическими, политическими, религиозными или другими мотивами.

В понятии «нравственный поступок» отражается своеобразная ячейка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческой действия через призму предыдущей и последующей работы нравственного сознания отражается в представлениях о структуре поступка. Элементами его является мотив, намерение, цель, действие, последствия, оценки человеком своего поступка и отношение ее к оценке окружения. Если положительными нравственными поступками не считают даже те, которые максимально соответствуют моральным требованиям, если человек руководствовалась позаморальнимы мотивами, то к негативным (аморальных) часто относят и те, при осуществлении которых человек руководствовалась позаморальнимы мотивами - прагматическими, политическими, религиозными и т.д.. Такой подход является оправданным, если моральным пороком считать игнорирование моральных требований. Это означает, что человек, который, удовлетворяя свои прагматические, политические или религиозные потребности, игнорирует критерии добра, фактически предпринимает злых мотивов.

Руководствуясь конкретным моральным долгом, человек может постепенно выработать привычку делать согласно ему, например, быть вежливым. Такое поведение, вызывая духовно-эмоциональное удовлетворение, начинает самостимулюватися и становится типичной чертой характера человека. Результатом осмысления этой и других аналогичных черт характера человека является понятие «моральное качество» - относительно устойчивые признаки его поведения, которые проявляются в однотипных поступках, отвечающих критериям добра (добродетели, добродетели) или противоречат им (моральные недостатки, пороки).

Если для одних людей моральная требование быть вежливым становится самовимогою, закрепляется как моральное качество, то для других может на всю жизнь остаться внешней, чужой, неприемлемой. Некоторые даже щеголяет своей грубостью. Парадоксально, но грубость, грубое поведение иногда возбуждают наслаждение, и такие люди начинают не просто щеголять своим поведением, но и своеобразно утверждаться, оказывая зло. Это касается и людей с другими моральными проблемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25560. Общие черты в развитии психологии Нового времени 26 KB
  : Рост производства Переход к капитализму Мануфактуры Тенденции характерные для философов: Отделение науки от религии: отказ от веры светский характер науки для того чтобы ускорить прогресс Источник познания: Сенсуализм родоначальник – Ф.Бэкон Источник познания – чувственный опыт. Источник познания – мышление разум. Способы научного познания: Индуктивный: от частногоопыта к общему правилу Дедуктивный: от общего теории к частному частным ситуациям Что первично: психика или телесный мир Сенсуализм: сначала...
25561. Ф. Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии 41.5 KB
  Бэкон и оформление эмпирического принципа в философии и психологии Ф. Бэкон 1561 1626 английский философ историк политический деятель основоположник эмпиризма. Бэкон – родоначальник английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Человек: Чувственная часть души проявляется в теле – занимается наука Разум божественный – занимается теология Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона – эмпиризма – в том что в основе познания лежит исключительно опыт.
25562. Р. Декарт о «страстях души» 34 KB
  Декарт о страстях души Рене Декарт 15961650 лат. В трактате Страсти души 1649 представлена вся система философскопсихологических взглядов Декарта Картезианский дуализм: существует 2 субстанции: Протяженная телесная физика – материализм в учении Мыслящая духовная – метафизика – светский идеализм в учении осн. Страсти – тип или уровень деятельности который является продуктом взаимодействия тела и души. Состояния души кот.
25563. Детерминистическое учение Б. Спинозы о психике 31.5 KB
  Учение о единой субстанции ее атрибутах и модусах Стремился объяснить природу из самой себя. Ее сущность раскрывается в атрибутах Атрибуты – такие существенные и всеобщие аспекты субстанции которые ей не тождественны и по отношению к которой они вторичные и производные. конкретные фундаментальные свойства субстанции Человеку доступны только 2 атрибута: мышления и протяжения Кстати Декарт Модусы – частные состояния и видоизменения субстанции все многообразие мира различные явления и события По отношению к атрибуту протяжения каждый...
25564. Г. Лейбниц и его монадология 29 KB
  Монады – истинные атомы природы душеподобные единицы. Они просты неделимы вечны автономны не влияют друг на друга Свойства монад: Активность стремление Изначально заданное содержание врожденные представления Жизнь монады – стремление и переход от смутных представлений Перцепций к более ясным представлениям апперцепции Иерархия монад: Земные: Чистые монады есть активность нет представлений – неживая вечно движущаяся материя Монадыдуши смутные представления низкая степень стремления к ясности – растения животные...
25565. Т. Гоббс и его представления о природе психического 33.5 KB
  Состояния Чувственные эффекты внутренних противодвижений – призраки или образы: Противодвижения в мозге – возникновение образов вещей и представлений Противодвижения в сердце – вызывают усиление торможение и следовательно удовлетворение неудовлетворение Исходная форма психического – чувственный опыт Крайняя форма сенсуализма: в основе всего лежат ощущения и все психические состояния – производные от них и все проходит через ощущение. Мышление – целенаправленное оперирование образами представлений. Операции: Сложение – соединение...
25566. Психологическая система взглядов Дж. Локка 33.5 KB
  от рождения идеи бога души добра и зла не даны. Сны по Локку это идеи бодрствующего человека соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают пока органы чувств не снабдят нас ими. Идеи – содержание опыта ощущения образы восприятия представления памяти общие понятия аффективноволевые состояния Первоначально душа – чистый лист на который при жизни внешний мир наносит воздействия.
25567. Учение И. Канта об априорных формах сознания 32 KB
  Группы связей в априорных формах мышления: Категории рассудка: Категории количества: единство множество цельность Категории качества: реальность отрицание ограничение Категории отношения: субстанция и принадлежность причина и следствие взаимодействие Категории модальности: возможность и невозможность существование и несуществование предопределенность и случайность Идеи чистого разума: Идея абсолютного субъекта предмет рациональной психологии Идея мира предмет рациональной космологии Идея бога предмет рациональной...
25568. Наброс нагрузки на асинхронный двигатель 482.5 KB
  Если при этом механический момент Ммех окажется больше максимального Ммех Мm то двигатель будет увеличивать свое скольжение до s= 1 т. Пусть при этом моменте двигатель находится в установившемся состоянии точка а на рис. Электромагнитныи момент двигателя упадет при этом в Уравнение движения будет иметь вид: При уменьшении электромагнитного момента с М0 до M1 двигатель будет тормозиться и остановится.