87424

Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач

Доклад

Этика и деонтология

Однако соблюдение моральных обязательств периодически вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической политической или религиозной существа. Благодаря чувству морального долга в самосознании человека утверждается человеческое родовое начало которое претендует быть ее действительно человеческим Я ориентированным на высокие безусловные общечеловеческие ценности на идеал то есть на совершенное будущее. Это второе Я называют эгоистичным началом человека. pologi защита поскольку оно подвержено защищать все...

Русский

2015-04-19

25.74 KB

8 чел.

Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении служебных задач.

Моральная самовимогливисть свидетельствует, что моральная требование перестала быть внешней силой и интериоризувалась в моральный долг. Однако соблюдение моральных обязательств периодически вызывает сопротивление других сущностных сил человека как прагматической, политической или религиозной существа. И для этого всегда находятся аргументы, что порождает духовное раздвоение личности. Благодаря чувству морального долга в самосознании человека утверждается человеческое, родовое начало, которое претендует быть ее действительно человеческим «Я», ориентированным на высокие, безусловные общечеловеческие ценности, на идеал, то есть на совершенное будущее. Вместе человек отождествляет себя и со своей реальной жизнедеятельностью, постоянно готов защищать себя в этом статусе, то есть отстаивать правильность каждого своего поступка, обусловленное действием чувство самоуважения. Это второе «Я» называют эгоистичным началом человека. Более обоснованно было бы называть его «Я-апологет» (греч.. apologia - защита), поскольку оно подвержено защищать все поступки человека, не только аморальны, но и высоконравственные.

В полемике со своим антиподом «Я-апологет» проявляет незаурядную изобретательность. Его доказательства есть психологически убедительными, поскольку адресуются самому себе. Одним из сильных аргументов «Я-апологета» против требовательности, нравственного долга личности является мысль об отсутствии справедливости в обществе, мире в целом, прежде всего в сфере нравственных отношений. А потому, мол, человек, который руководствуется моральным долгом, оказывается в неравном положении по отношению к тем, кто игнорирует моральные требования и ориентируется на прагматические критерии деятельности. Анализируя эту проблему, этика пользуется категорией «моральная справедливость», которая характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми.

Только убедившись в том, что справедливость, в частности моральная, действительно существует, а ее самовимогливисть является не исключением, а принципом человеческой жизни, человек лишается сомнения, что ее моральная самовимогливисть оправдана.

В результате убежденности в наличии моральной справедливости первое «Я» человека существенно укрепляет свои позиции и приобретает статус ее совести (совесть). Ранее чувство совести могло возникать лишь эпизодически и сразу угасать, будучи загнанным в угол "Я-апологетом». Под влиянием совести в моральной практике человека обнаруживаются явления нравственного стыда (смущение, неловкости за недостойное поведение) и раскаяние - обусловленного работой совести акта глубокого пересмотра личностью основ собственного поведения и сознания. По своей сути раскаяния является исправлением духовной погрешности на основе внутренней переориентации человеческой личности, существенно корректирует ее развитие.

Сильное и постоянное чувство совести свидетельствует о том, что сложный и противоречивый процесс интериоризации морального требования в самовимогу, в моральный долг основном завершена, хотя фактически он продолжается на протяжении всей жизни. «Я-совесть», вступая в полемику с «Я-апологетом», способная в значительной мере опровергнуть его аргументы, однако никогда окончательно не побеждает. Эта борьба является источником нравственного самосовершенствования личности. Если в начале становления человека как личности существовала противоречие между обществом с его моральными требованиями и индивидом, для которого они были внешней принудительной силой, то впоследствии, во время становления человека как личности, эти требования утверждаются в ее сознании как моральный долг, защищен ее совестью. То есть внешняя противоречие перемещается в внутренний, духовный мир личности и становится движущей силой его духовного развития.

Наличие нравственного долга, совести еще не является гарантом жизнедеятельности человека согласно моральным требованиям, поскольку такая жизнедеятельность предусматривает соответствующее развитие свободы, которая зависит не только от сознания, но и от жизненного опыта, привычек поступать нравственного долга.

В понятии «моральный долг» моральные требования познаются, признаются и оцениваются якнайзагальнише и якнайабстрактнише, проявляющаяся в принципиальном признании человеком необходимости считаться с общественным мнением, в склонности к положительному оценки моральных норм и их принятие. Однако моральный долг реально проявляется в многочисленных обязанностях, а быть самовимогливим во всех сферах жизнедеятельности нелегко. Одни люди считают священными моральные обязанности по семье, но недооценивают или игнорируют моральные требования в других сферах жизни, например на производстве. Другие пренебрегают моральными требованиями в семейных отношениях, однако морально самовимогливимы в других сферах жизнедеятельности.

Приобретая жизненного опыта, человек имеет дело с многочисленными проявлениями моральных требований, их формами, сферами обнаружения (семья, производство, быт). Одни из них интериоризуються в соответствующие личностные задачи, требования к себе, т.е. приобретают статус конкретного нравственного долга (в частности, родительский долг), другие на время, а то и навсегда, остаются внешними и неприемлемыми. Например, мало кто может сказать, что эта заповедь стала его моральным долгом: «Любите врагов ваших, благотворить ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто обижает вас».

Реальным выражением нравственного долга является моральный поступок - добровольное действие, объективно отвечает моральной требованию. Она является следствием соответствующего морального выбора, в отличие от позаморального поступка, совершая который, человек руководствуется прагматическими, политическими, религиозными или другими мотивами.

В понятии «нравственный поступок» отражается своеобразная ячейка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческой действия через призму предыдущей и последующей работы нравственного сознания отражается в представлениях о структуре поступка. Элементами его является мотив, намерение, цель, действие, последствия, оценки человеком своего поступка и отношение ее к оценке окружения. Если положительными нравственными поступками не считают даже те, которые максимально соответствуют моральным требованиям, если человек руководствовалась позаморальнимы мотивами, то к негативным (аморальных) часто относят и те, при осуществлении которых человек руководствовалась позаморальнимы мотивами - прагматическими, политическими, религиозными и т.д.. Такой подход является оправданным, если моральным пороком считать игнорирование моральных требований. Это означает, что человек, который, удовлетворяя свои прагматические, политические или религиозные потребности, игнорирует критерии добра, фактически предпринимает злых мотивов.

Руководствуясь конкретным моральным долгом, человек может постепенно выработать привычку делать согласно ему, например, быть вежливым. Такое поведение, вызывая духовно-эмоциональное удовлетворение, начинает самостимулюватися и становится типичной чертой характера человека. Результатом осмысления этой и других аналогичных черт характера человека является понятие «моральное качество» - относительно устойчивые признаки его поведения, которые проявляются в однотипных поступках, отвечающих критериям добра (добродетели, добродетели) или противоречат им (моральные недостатки, пороки).

Если для одних людей моральная требование быть вежливым становится самовимогою, закрепляется как моральное качество, то для других может на всю жизнь остаться внешней, чужой, неприемлемой. Некоторые даже щеголяет своей грубостью. Парадоксально, но грубость, грубое поведение иногда возбуждают наслаждение, и такие люди начинают не просто щеголять своим поведением, но и своеобразно утверждаться, оказывая зло. Это касается и людей с другими моральными проблемами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31646. Мышление и воображение. Их роль в образовательном процессе 23.5 KB
  Виды воображения: по Немову Активное человек по собственнуму желанию усилием воли вызывает соответствующие образы; Пассивное образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека; Продуктивное дейчтвительность сознательно конструируется человеком а не просто механически копируется или воссоздается; Репродуктивное ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть такое воображение больше напоминает память чем творчество. Фантазия это определенное чувство желания чегото конкретного ради чего...
31647. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе 33.5 KB
  Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...
31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.
31650. Свойства личности младшего школьника 47 KB
  У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Характер индивидуально-психологические особенности личности которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в устойчивых формах поведения человека. Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру другим людям самому себе. По данному признаку можно делить основные черты характера на следующие группы: Черты характера проявляющиеся в отношении человека к другим людям:...
31651. Психологические причины неуспеваемости младших школьников 41 KB
  Дубровина: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова низкий уровень организации учебной деятельности недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Это явление имеет несколько причин низкий уровень развития фонематического слуха слабая концентрация внимания несформированность приемов самоконтроля. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности несформированность приемов учебной деятельности низкий уровень объема и распределения внимания низкий уровень развития кратковременной памяти слабое...
31652. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы 52.5 KB
  Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.
31653. Проблема возраста и периодизация возрастного развития 64 KB
  Понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
31654. Понятие деятельности 29 KB
  Понятие деятельности. Что может создать человек в деятельности: предметы материальной и духовной культуры сохраняет и совершенствует природу строит современное общество производит на свет новые предметы потребления Главные критерии деятельности человека: Деятельность человека носит продуктивный творческий созидательный характер. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: Органическими направлены на удовлетворение естественных потребностей организма ростом самосохранением и развитием организма...