87427

Причины возникновения профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов

Доклад

Этика и деонтология

Буданова профессиональная деформация изменение профессиональных возможностей и личных качеств сотрудника органов внутренних дел в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности при наличии искаженного опыта или искаженного осмысления профессионального опыта сотрудником. Явление профессиональной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников ОВД имеет широкий спектр проявлений в нравственной интеллектуальной профессиональной и эмоциональной сферах в том числе...

Русский

2015-04-19

25.83 KB

8 чел.

Причины возникновения профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.

Согласно работам А. В. Буданова, профессиональная деформация - изменение профессиональных возможностей и личных качеств сотрудника органов внутренних дел в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности при наличии искаженного опыта или искаженного осмысления профессионального опыта сотрудником.

Профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник органа внутренних дел «утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии. Притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям...»

Явление профессиональной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников ОВД, имеет широкий спектр проявлений (в нравственной, интеллектуальной, профессиональной и эмоциональной сферах), в том числе изменение отношения к объекту деятельности: от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до всепрощения, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, взятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению, правовым конфликтам.

Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей профессионально-нравственной деформации сотрудников милиции имеют исключительно важное значение, прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторе» нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины):

- негативный пример руководства;

- перегруженность работой;

- низкая нравственная воспитанность коллектива;

- низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм», низкий уровень

- низкий социальный престиж правоохранительных органов;

- воспитательной работы;

- негативное воздействие семьи (там, где это есть);

- изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов.

Проявления профессиональной деформации личности сотрудника ОВД обусловлены воздействием комплекса детерминант (личностных, деятельно-стных, социально-психологических) и, в частности, содержащихся в них морально-психологических факторов, усугубляющих данный процесс и оказывающих значимое негативное влияние на успешность решения сотрудниками милиции профессиональных задач.

Служба в ОВД относится к тем видам профессионального труда, условия и характер которых могут оказать травмирующее воздействие на психику (психическая напряженность труда, возможность получения физической травмы или гибели, большая ответственность). Длительное многолетнее выполнение подобной профессиональной деятельности может привести к профессиональным деформациям. Одним из действующих психологических механизмов профессиональной деформации в этом случае является конфликт, борьба или согласование нормативных регуляторов поведения, противоречивых по своей сути: (этических, нравственных и специфических профессиональных (служебных).

В процессе выполнения своих служебных обязанностей работник ОВД усовершенствует повторяющиеся действия и операции. Формирование профессиональных привычек и стереотипов, автоматизмы в профессиональной деятельности экономят время специалиста, снижают уровень ошибок, ускоряют процесс вхождения в профессию - профадаптацию и профессионализацию. Но профессиональная деятельность сотрудника ОВД связана с большим количеством нестандартных ситуаций, т.е. в этом случае стереотипные, привычные действия не будут эффективными. Решать профессиональные задачи сотруднику ОВД часто приходится в условиях жесткого дефицита времени, что создает «легкость перехода» на привычный путь решений. Регламентированность содержания профессиональной деятельности, неизменность процесса, жесткая алгоритмизация создают своеобразное «прокрустово ложе», деформирующее профессионала. Как правило, выделяют:

- общепрофессиональные деформации (типичные): синдром асоциальной перцепции, при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель, эмоциональная индеферентность, холодность к страданиям других; поведенческий трансфер, характеризующий формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих лицам, нарушающим закон, усвоение и употребление их жаргона;

- специальные профессиональные деформации, связанные с внутрипрофессиональной специализацией: у следователя - правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность и т.п.;

- профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру деятельности: комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, доминантность, обусловленные реализацией работником властных функций;

- индивидуализированные деформации, обусловленные индивидуальными психологическими особенностями работников: профессиональные акцентуации, сверхкачества, сверхответственность, трудоголизм, трудовой фанатизм, сверхчестность.

Среди основных психологических детерминант профессиональных деформаций сотрудника ОВД главной является сама профессиональная деятельность, а также:

1) неадекватность мотива выбора профессии конкретного человека целям профессиональной деятельности (корыстные мотивы, стремление к власти, доминированию, самоутверждению);

2) несовпадение ожиданий молодого работника профессиональной реальности, трудности и неудачи на пути профессионализации;

3) стереотипизация, образование автоматизированных профессиональных умений;

4) действие механизмов психологической защиты в связи с повышенной эмоциональной напряженностью, насыщенностью, ответственностью, опасностью для жизни и здоровья, приводящих к синдрому «эмоционального выгорания» (эмоциональной холодности), рационализации, вытеснению, проекции, регрессии;

5) акцентуации характера, переходящие в профессиональные акцентуации, в сверхкачества;

6) задержки профессионального развития, (стагнации);

7) старение и снижение уровня интеллекта.

В систему основных показателей профессиональной деформации можно также включить.

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности - гражданам или группе граждан (различных субъектов правоотношений), для него характерны:

- обвинительный уклон (установка) или презумпция первичной вины объекта;

- абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность;

- психологические барьеры в общении.

2. Субъективное толкование законопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности. Это приводит к:

- злоупотреблению властью или неприменению властных полномочий в случаях, предусматривающих их применение;

- личное установление недозволенных связей или их поощрение;

- использование запрещенных способов и приемов деятельности;

- употребление алкоголя в служебное время и злоупотребление им в застольях;

- перенесение особенностей служебного общения и отдельных профессиональных способов и приемов деятельности на внеслужебные сферы - властно-командный тон, тотальное использование жаргона (профессионального и уголовного), речевых штампов, ненормативной лексики, неуместное обращение к профессиональному юмору.

3. Профессиональное огрубление личности, которое проявляется:

- в сверхнормированном пребывании на службе без серьезных служебных причин;

- в стойком интересе к служебным делам вне службы (по выходным дням, в отпуске);

- в преимущественном пребывании в профессиональной среде (с постоянным ношением форменной одежды) по сравнению с внеслужебным окружением, социо-профессиональная самоизоляция.

4. Изменения в образе «Я» (представление о самом себе), показателями которых служат: стойкая завышенная профессиональная самооценка, вызывающая пренебрежительное отношение к представителям других профессий, снисходительность в оценках коллег по службе; болезненная реакция на критику или контроль, проверку своей деятельности; фиксированная ориентация на собственный опыт, включающая презумпцию своей непогрешимости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72001. Таблиці додавання і віднімання числа 4. Додавання і віднімання за допомогою числового відрізка. Складання і розв’язування задач за коротким записом 42 KB
  Мета: Скласти таблицю додавання і віднімання 4; вправляти учнів у розв’язуванні прикладів на додавання й віднімання чисел 3 і 4; вдосконалювати навички усної лічби; розвивати мислення. Обладнання: таблиця «Додавання і віднімання числа 4»; предметні малюнки; картки для роботи в парах...
72002. Урок-сказка «Новые приключения Красной Шапочки» 67 KB
  Цели: совершенствовать вычислительные навыки детей и умения решать задачи; развивать внимание, логическое мышление и воображение детей; воспитывать интерес к предмету. Оборудование: картонные фигурки главных героев сказки, полоски из бумаги, таблицы, часы.
72003. Нахождение неизвестной части по целому и известной части 64 KB
  Цели урока. Выделить и зафиксировать неизвестную величину. Сконструировать способ нахождения части по известному целому и другой части. Обучать учащихся составлению моделей различных видов. Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах.
72004. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини і товщини предметів 64 KB
  МЕТА. Розкрити зміст поняття число і цифра 3;ознайомити учнів з утворенням числа 3, учити писати цифру 3, порівнювати числа в межах трьох; порівнювати предмети за товщиною, користуючись словами: «товстий», «тонкий», «товщий», «тонший», «однакові».
72005. Узагальнення навичок розв’язувати приклади в межах 10. Задачі на знаходження суми 41.5 KB
  Мета: узагальнювати вміння учнів розв’язувати приклади в межах 10, порівнювати число і вираз, знаходити невідомий доданок, зменшуване, від’ємник; розв’язувати задачі на знаходження суми, порівнювати числа та вираз, визначати одиниці виміру рідини, довжини, маси...
72006. Составление и решение выражений на сложение 122.5 KB
  Цель: закрепить умение составлять и вычислять выражения на сложение; упражнять в написании цифр, счете в пределах 9, сравнении чисел, распознавании многоугольников; развивать наблюдательность, зри тельную память, сообразительность, формировать познавательный интерес...
72007. Прибавление числа 9 с переходом через десяток 85.5 KB
  Цель. Познакомить с прибавлением числа 9 с переходом через десяток; продолжать формировать вычислительные навыки; повторить решение задач на нахождение уменьшаемого; повторить геометрические фигуры, правила дорожного движения; развивать логическое мышление; прививать любовь к математике.
72008. Вправи і задачі на застосування таблиць додавання і віднімання числа 1. Вимірювання довжин відрізків. Повторення складу чисел 9 і 10 50 KB
  Доброго дня діти Я прийшов запросити Вас на Новорічне свято яке відбудеться в нашому лісі Чаклунка: Свята не буде Ніколи твоя ялинка не засяє Хіба виконаєш всі мої завдання за 35 хвилин тут же без підготовки. дає завдання Зайчикові Заєць: Що робити...