8743

Цивилизации и формации

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Вариант 1 Цивилизации и формации Наиболее разработанные в исторической и философской науках подходы к объяснению сущности исторического процесса - формационный и цивилизационный подходы. Первый из них принадлежит к марксистской (коммунистическо...

Русский

2013-02-17

32.5 KB

23 чел.

Вариант 1

Цивилизации и формации

Наиболее разработанные в исторической и философской науках подходы к объяснению сущности исторического процесса – формационный и цивилизационный подходы. Первый из них принадлежит к марксистской (коммунистической) школе обществознания

Общественно-экономическая формация – это исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон о сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

Структура формации:

Базис (производственные отношения) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным является отношения собственности на средства производства).

Надстройка совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Базис определяет тип надстройки, дает название формации.

Производственные отношения - отношения людей в процессе производства

Производственные отношения (базис) и производительные силы составляют способ производства, синоним общественно-экономической формации.

Производительные силы средства производства (предмет труда и орудия труда) + рабочая сила (люди с их умениями и навыками).
Производительные силы являются постоянно развивающимся элементом способа производства, а производственные отношения не меняются веками. На определенном этапе они вступают в конфликт, который завершается социальной революцией, в ходе которой осуществляется переход от одной формации к другой.

Согласно формационному подходу в изучении исторических процессов, все народы проходят в своем развитии пять формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Основные постулаты (суждения, утверждения) формационного подхода:

  1.  история – закономерный, внутренне-обусловленный, прогрессивно-поступательный, всемирно-исторический процесс;
  2.  решающая роль материального производства в жизни общества;
  3.  необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
  4.  неизбежность перехода от одной формации к другой.

Цивилизация - (1) уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью

Цивилизация(2) качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни), той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

« Цивилизация – это способ, которым данное общество решает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы» - российский историк М.А. Барг.

Историками выделяется до 21 цивилизации. Все цивилизации проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – восточные и западные.

Вывод: формация концентрирует внимание на общем, повторяющемся, а цивилизация – на локальном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. Идет поиск синтеза этих подходов.

Вариант 2

Цивилизации и формации

В истории социально-философской мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия истории выделяются и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный.

Формационный подход к пониманию развития общества предполагает признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории и выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество. Таким образом, единство исторического процесса выражается в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности.

Наиболее ярким представителем данного подхода является К. Маркс. С его точки зрения развитие общества определено процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении. Маркс выделял пять формаций, порядок расположения которых отражает этапы развития любого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Смена формаций обязательно характеризуется открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы. Многие идеи К. Маркса и его последователей, безусловно, находят свое подтверждение в процессе анализа развития различных обществ, и прежде всего стран Европы. Однако как целостный подход к интерпретации исторического процесса теория К. Маркса имеет ряд недостатков и ограничений. В настоящее время ряд ученых-обществоведов ставят под сомнение идею существования универсальных стадий, а также конечной кульминационной точки развития социальной системы и, таким образом, склоняются к цивилизационному подходу в объяснении общественного развития.

Цивилизационный подход трактует общественное развитие как постоянную смену цивилизаций, каждая из которых обладает собственной спецификой, уникальностью духовной, социальной и материальной жизни. В данном случае акцент делается на исследовании именно специфического, самобытного в истории того или иного общества, народа, «непохожести» на других, а также констатируется несоизмеримость и несопоставимость развития отдельных регионов (например, Востока и Запада).

В первой половине XX века в рамках этой парадигмы наибольшую известность приобрели теория «локальных культур» О. Шпенглера и концепция множественности цивилизаций А. Тойнби. Оба ученых не признавали существования единой истории человечества, опираясь в своих теоретических построениях на глубокие различия между культурами и цивилизациями.

В настоящее время обществоведы чаще занимают позицию золотой середины между двумя крайностями в исследовании исторического процесса. Они признают и существование различий между культурами и цивилизациями, и наличие существенных общих черт в их развитии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32905. Фрейдизм 14.38 KB
  Первый: создание концепции бессознательного конец XIX века до 1920 года когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований которые характеризуются как сознание предсознание и бессознательное. Наиболее существенная разработка этого периода динамическая концепция психики человека включающей такие структуры как Оно Я и сверхЯ. Оно кипящий котел инстинктов рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я...
32906. Религия 12.49 KB
  religio благочестие набожность святыня предмет культа это мировоззрение и мироощущение а также соответствующее поведение и специфические действия культ которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира. отображения мира в сознании человечества.
32907. Русская философия 11.7 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма рационализма идеализма и др.Характерными чертами русской философии являются:сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству;специфическая форма выражения философских мыслей художественное творчество литературная критика публицистика искусство;целостность...
32908. Философия средневековой Руси 10-17вв 12.88 KB
  Философия средневековой Руси 1017вв В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: первый философская мысль Древней Руси X XVII вв. Первый период в истории отечественной философской мысли характеризуется полным преобладанием религиозной мысли. На формирование мысли средневековой Руси заметное влияние оказала патристика особенно учения представителей Каппадокийской школы: В. Формирование и развитие отечественной философской мысли не прерывалось в годы монгольского ига а в XV XVII веках философская мысль...
32909. Философские дискуссии западников и славянофилов 15.17 KB
  Философские дискуссии западников и славянофилов Первыми представителями органической русской философии были Западники и Славянофилы. Славянофилы противопоставляли Восток Западу оставаясь в философских религиозных историкофилософских воззрениях на русской почве признавая и высоко ценя западноевропейскую культуру философию. Истинное противостояние славянофильства Западу заключено в различном подходе к пониманию основ русской и западноевропейской жизни. Западничество и славянофильство две противоположные но и вместе с тем взаимосвязанные...