87434

Культура речи – одно из требований морального облика сотрудников правоохранительных органов

Доклад

Этика и деонтология

Это происходит от того что словесный мусор небрежная и неопрятная речь превращается в привычку если от нее не избавиться вовремя. Неправильно также когда в повседневную речь в обычный разговор вставляют выражения и слова бытующие в профессиональной среде у людей определенных профессий. Употребляемые не в своем собственном смысле а как средство заполняющее паузы между словами они уродуют речь мешают ее воспринимать более того указывают на косноязычие говорящего. Недаром опытные ораторы на больших совещаниях начинают говорить...

Русский

2015-04-19

26.89 KB

25 чел.

Культура речи – одно из требований морального облика сотрудников правоохранительных органов.

Культура речи - это высокое смысловое качество и эмоциональное полнозвучие языка, наличие того вкуса к слову, который позволяет быстро и кстати выразить мысль в наиболее емкой и эффективной форме.

Культура речи обязывает человека придерживаться определенных норм и правил в разговоре с другими людьми. Эти нормы не представляют собой рецептов на все случаи жизни и не могут научить красиво и правильно говорить человека, который «двух слов связать не может». Однако знать и придерживаться их чрезвычайно важно, ибо ни в чем невозможно с такой легкостью достигнуть взаимности, как в неуважении, ничто не ведет к взаимным обидам так быстро, как грубое, неосторожно брошенное слово. Причем обидеть можно не только словом, но и интонацией.

От того, как произнесено самое, казалось бы невинное слово, зависит его смысл. Повелительное и нетерпимое «Проходите вперед!» за вашей спиной в автобусе может подействовать как грубый, бесцеремонный толчок; та же фраза, но произнесенная в вежливой форме прозвучит совершенно иначе.

В русском языке одно и то же понятие или предмет можно выразить разными словами. Это слова-синонимы. Например: здание - дом - строение. Понятие одно, а оттенок каждое из них имеет особый. Хорошо владея языком, вы всегда выберете именно то слово, которое в данном контексте окажется самым точным. Но дело, разумеется, не только в синонимах. У человека образованного, с большим кругозором и мысли, и чувства глубже, шире и тоньше, и язык, соответственно, богаче.

Недопустимо употребление грубых, вульгарных слов, бравирование жаргоном, которое встречается иногда и у толковых, думающих и тянущихся к культуре людей. Это происходит от того, что словесный мусор, небрежная и неопрятная речь превращается в привычку, если от нее не избавиться вовремя. Привычка же, как известно, давно и не без оснований претендует на роль второй натуры.

Полезно знать язык тех, против кого вы боретесь, жаргон воров, хулиганов, спекулянтов. Знать, чтобы понимать, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком - значит унизить себя, опуститься до их уровня. Как человека можно распознать по обществу, в котором он общается, так о нем можно судить по языку, которым он выражается, - заметил писатель Д. Свифт.

Неправильно также, когда в повседневную речь, в обычный разговор вставляют выражения и слова, бытующие в профессиональной среде, у людей определенных профессий. Так, например, вместо «приблизиться», «подойти» - «подгрести».

Когда в строю военные на приветствие начальника отвечают «Здравия желаю» - это понятно, так положено по Уставу, чтобы не было разнобоя, чтобы все отвечали дружно. Но вовсе не нужно говорить так, когда вы не в строю - здороваясь лучше сказать: «Здравствуйте», «добрый день» или что-либо в этом роде.

Не стоит также без особой надобности употреблять иностранные слова или узконаучные термины, если ваш собеседник, как вам, наверняка, известно, не поймет их. В этом случае ваша эрудиция будет выглядеть кокетством и ничего, кроме раздражения и насмешки не вызовет. Как говорит одна чеховская героиня: «Это они образованность свою хочут показать».

Постарайтесь избегать слов, не несущих никакой смысловой нагрузки, так называемых слов-паразитов: «значит», «так сказать», «понимаешь», «вот» и т.д. Употребляемые не в своем собственном смысле, а как средство, заполняющее паузы между словами, они уродуют речь, мешают ее воспринимать, более того - указывают на косноязычие говорящего.

Общение с людьми предполагает не только возможность высказаться, но и обязанность выслушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их.

Поэтому культура разговора предполагает еще и умение слушать, слушать внимательно и терпеливо, даже тогда, когда вам рассказывают не особенно интересные вещи.

Ни в коем случае нельзя прерывать собеседника грубыми фразами, такими, как «неправда», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день», «каждому ребенку это известно», «вы тут загибаете» и т. д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого, например: «простите, но я с вами не согласен», «мне кажется, что вы неправы», «я придерживаюсь иного мнения» и т. д.

Если же собеседник злоупотребляет вашим вниманием, вы можете прервать, разговор, извинившись и сославшись на занятость. Постарайтесь не дать почувствовать вашему собеседнику, что он допустил бестактность или его рассказ вам не интересен.

Не жестикулируйте во время разговора: нужно уметь привлечь внимание словами, а не чрезмерной жестикуляцией.

Совершенно безнадежно добиваться внимания, стараясь перекричать собеседника. Большая река течет спокойно, умный человек не повышает голоса, говорит восточная пословица. Недаром опытные ораторы на больших совещаниях начинают говорить подчеркнуто тихо - это заставляет вслушиваться в их речь.

Неплохо бы помнить еще одну восточную поговорку - в тех случаях, когда спор приобретает крайне острые формы или же при желании воздействовать словом. «Когда человек кричит – он смешон, когда же человек молчит – он страшен».

Невежливо о присутствующих говорить «он» или «она». В общем разговоре принято называть того, о ком идет речь, по имени.

Порядочный человек никогда не станет говорить насмешливо или скверно об отсутствующем товарище. Мало чести критиковать человека за его спиной - нужно иметь мужество высказать свое мнение в его присутствии.

Бывает, что вышестоящий по должности считает допустимым нижестоящему говорить «ты», а в ответ получать «уважительное «вы». Это - эхо старорежимных концепций и приказов, унизительное и недостойное нашего времени. Подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием, основанном на табели о рангах. Обращение на «ты» допустимо только между равными, да и то только в том случае, если их связывают приятельские отношения.

Речь человека является характеристикой не только его культурного уровня, но и нравственной благонадежности. Безудержная болтовня о вещах, не предназначенных для обсуждения в случайной компании, с расчетом снискать репутацию остроумного и общительного человека - не раз являлись причиной многих личных, а иногда и общественных бед. Как гласит народная мудрость - конденсатор жизненного опыта многих поколений - острый язык - дарование, а длинный - наказание.

Одной из важных характеристик степени воспитанности человека является то, какой он в споре, в дискуссии, когда сталкиваются взгляды и мнения. Не следует стремиться, во что бы то ни стало «поставить на своем». Культурный человек проявляет терпимость к точкам зрения своих коллег, старается понять их, спокойно и терпеливо защищает свои позиции.

Истина может родиться в споре лишь тогда, когда собеседники ищут ее, преодолевая свои и чужие ошибки, а не тогда, когда они с вздорным упрямством не желают и не умеют уловить здравого смысла в речи собеседника, а стремятся лишь «отстоять свое».

Особенно ответственны публичные выступления. Речь, обращенная ко многим слушателям, требует соблюдения особых правил.

Как говорил непревзойденный мастер диалогов греческий философ Платон: «Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и с ногами, а туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Задача завоевать внимание одновременно многих людей, сделать речь одинаково интересной для всей разнохарактерной и разномыслящей аудитории - непростая задача. Здесь большое значение имеет чувство такта, не позволяющее оратору выступать слишком долго, удерживающее его от назидательного тона и излишней сложности.

С другой стороны, нехорошо чрезмерно упрощать свою речь, недооценивая культурный уровень слушателей. К публичному выступлению нужно тщательно готовиться, отбирая не только нужные факты, но, заботясь и о той словесной форме, в которой они будут преподнесены.

Пустопорожние, неосмысленные слова, слова «вообще», - лазейка для бездельников и невежд, кривое зеркало, в котором отражается не только культурный уровень говорящего, но и его отношение к делу.

Публичная речь должна быть не только правильной и красивой, но она должна иметь главное - душу, быть доходчивой, захватывать своим внутренним содержанием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80542. СЕГМЕНТИ СФЕРИ ТУРИСТИЧНИХ ПОСЛУГ 63.5 KB
  Переважно це: Послуги по розміщенню туристів; Комунікативні послуги в т. по переміщенню туристів різними видами транспорту; Послуги по забезпеченню туристів харчуванням; Послуги спрямовані на задоволення рекреаційних і культурних потреб туристів; Послуги спрямовані на задоволення ділових інтересів туристів; Послуги торгових підприємств: продаж різних сувенірів та інше; Послуги по оформленню документації оформлення віз закордонних паспортів. Сутність туристичних послуг Послуги розміщення це конкретний готель який пропонується...
80543. Надходження (доходи) підприємств, формування і розподіл прибутку 162 KB
  Внутрішні грошові надходження згідно з чинною практикою обліку та звітності включають: виручку від реалізації продукції робіт і послуг; виручку від іншої реалізації; доходи від позареалізаційних операцій. Виручка від реалізації продукції робіт і послуг залежить від основної діяльності підприємства тому на неї припадає найбільша частка внутрішніх грошових надходжень. Відповідно грошові надходження підприємств тепер включають: Доходи від основної операційної діяльності – виручка від реалізації продукції товарів робіт послуг. На...
80544. Система оподаткування юридичних осіб в Україні 122 KB
  Податковими платежами вважаються наступні форми платежів: податок збір і плата дають наступні визначеня податкових платежів: податок – це обов’язковий платіж який стягується до бюджетів усіх рівнів з фізичних та юридичних осіб у безпірному порядку; збір – це платіж який стягується в основному до державних цільових фондів та місцевих бюджетів; плата – це сума коштів яка повертається державі в основному за тимчасове або постійне користуваня ресурсамиrdquo;.Податки 1податок на додану вартість 2акцизний збір 3податок на прибуток...
80545. Основи організації та нормування оборотних активів підприємства 76 KB
  У процесі виробництва беруть участь засоби праці предмети праці і власне праця. Залежно від характеру функціонування та способу перенесення вартості на готову продукцію засоби виробництва поділяють на необоротні і оборотні. Існують різні думки фінансистів щодо визначення сутності оборотного капіталу: Оборотні кошти – грошові ресурси вкладені у оборотні фонди і фонди обігу для забезпечення безперервності виробництва і реалізації продукції. ОК – кошти авансовані у оборотні фонди і фонди обігу обертання для безперервності виробництва...
80546. Необхідність кредитування підприємств 140.5 KB
  Кредитування підприємств ТЕМА: Необхідність кредитування підприємств. Суть функції і принципи кредитування. Одержання кредиту. Таким чином виникнення і функціонування кредиту повязане з необхідністю забезпечення безперервного процесу відтворення.
80547. Основний капітал, його утворення, оцінка і використання на підприємствах 178.5 KB
  Поняття класифікація і оцінка основних засобів підприємства. Фінансування ремонту та полліпшень основних засобів на підприємствах. Вартісний критерій віднесення матеріальних необоротних активів до основних засобів...
80548. Сутність і основи організації фінансів підприємств 189.5 KB
  У фінансовій системі держави головною, визначальною її ланкою виступають фінанси підприємств. Тому що вони функціонують у тій сфері суспільного виробництва, де створюються матеріальні блага, валовий внутрішній продукт і національний доход суспільства, а також формується основна частина фінансових ресурсів держави.
80549. Організація розрахунків на підприємстві 275 KB
  Організація зберігання і обігу грошових коштів. Суть безготівкових розрахунків полягає в тому що платежі здійснюють шляхом списання коштів із банківського рахунку платника і зарахування їх на банківський рахунок одержувача тобто проведенням відповідних записів на банківських рахунках обох учасників розрахунків. Розрахунковий документ це відповідно оформлений документ на переказ грошових коштів. За часів переходу до ринкових відносин організація безготівкових розрахунків повинна сприяти вирішенню таких завдань: удосконалення...
80550. Оцінка фінансового стану підприємства 178 KB
  Оцінка фінансового стану підприємства. Фінансова звітність як інформаційне забезпечення оцінки фінансового стану підприємства. Фінансовою звітністю є зведенням інформації про фінансовий стан на визначену звітну дату результати діяльності рух коштів підприємства та власного капіталу за визначений звітний період на підставі даних бухгалтерського обліку. У фінансовій звітності відображаються показники діяльності дочірніх підприємств філій представництв відділень та інших відокремлених підрозділів; підприємства що функціонують у...