87434

Культура речи – одно из требований морального облика сотрудников правоохранительных органов

Доклад

Этика и деонтология

Это происходит от того что словесный мусор небрежная и неопрятная речь превращается в привычку если от нее не избавиться вовремя. Неправильно также когда в повседневную речь в обычный разговор вставляют выражения и слова бытующие в профессиональной среде у людей определенных профессий. Употребляемые не в своем собственном смысле а как средство заполняющее паузы между словами они уродуют речь мешают ее воспринимать более того указывают на косноязычие говорящего. Недаром опытные ораторы на больших совещаниях начинают говорить...

Русский

2015-04-19

26.89 KB

28 чел.

Культура речи – одно из требований морального облика сотрудников правоохранительных органов.

Культура речи - это высокое смысловое качество и эмоциональное полнозвучие языка, наличие того вкуса к слову, который позволяет быстро и кстати выразить мысль в наиболее емкой и эффективной форме.

Культура речи обязывает человека придерживаться определенных норм и правил в разговоре с другими людьми. Эти нормы не представляют собой рецептов на все случаи жизни и не могут научить красиво и правильно говорить человека, который «двух слов связать не может». Однако знать и придерживаться их чрезвычайно важно, ибо ни в чем невозможно с такой легкостью достигнуть взаимности, как в неуважении, ничто не ведет к взаимным обидам так быстро, как грубое, неосторожно брошенное слово. Причем обидеть можно не только словом, но и интонацией.

От того, как произнесено самое, казалось бы невинное слово, зависит его смысл. Повелительное и нетерпимое «Проходите вперед!» за вашей спиной в автобусе может подействовать как грубый, бесцеремонный толчок; та же фраза, но произнесенная в вежливой форме прозвучит совершенно иначе.

В русском языке одно и то же понятие или предмет можно выразить разными словами. Это слова-синонимы. Например: здание - дом - строение. Понятие одно, а оттенок каждое из них имеет особый. Хорошо владея языком, вы всегда выберете именно то слово, которое в данном контексте окажется самым точным. Но дело, разумеется, не только в синонимах. У человека образованного, с большим кругозором и мысли, и чувства глубже, шире и тоньше, и язык, соответственно, богаче.

Недопустимо употребление грубых, вульгарных слов, бравирование жаргоном, которое встречается иногда и у толковых, думающих и тянущихся к культуре людей. Это происходит от того, что словесный мусор, небрежная и неопрятная речь превращается в привычку, если от нее не избавиться вовремя. Привычка же, как известно, давно и не без оснований претендует на роль второй натуры.

Полезно знать язык тех, против кого вы боретесь, жаргон воров, хулиганов, спекулянтов. Знать, чтобы понимать, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком - значит унизить себя, опуститься до их уровня. Как человека можно распознать по обществу, в котором он общается, так о нем можно судить по языку, которым он выражается, - заметил писатель Д. Свифт.

Неправильно также, когда в повседневную речь, в обычный разговор вставляют выражения и слова, бытующие в профессиональной среде, у людей определенных профессий. Так, например, вместо «приблизиться», «подойти» - «подгрести».

Когда в строю военные на приветствие начальника отвечают «Здравия желаю» - это понятно, так положено по Уставу, чтобы не было разнобоя, чтобы все отвечали дружно. Но вовсе не нужно говорить так, когда вы не в строю - здороваясь лучше сказать: «Здравствуйте», «добрый день» или что-либо в этом роде.

Не стоит также без особой надобности употреблять иностранные слова или узконаучные термины, если ваш собеседник, как вам, наверняка, известно, не поймет их. В этом случае ваша эрудиция будет выглядеть кокетством и ничего, кроме раздражения и насмешки не вызовет. Как говорит одна чеховская героиня: «Это они образованность свою хочут показать».

Постарайтесь избегать слов, не несущих никакой смысловой нагрузки, так называемых слов-паразитов: «значит», «так сказать», «понимаешь», «вот» и т.д. Употребляемые не в своем собственном смысле, а как средство, заполняющее паузы между словами, они уродуют речь, мешают ее воспринимать, более того - указывают на косноязычие говорящего.

Общение с людьми предполагает не только возможность высказаться, но и обязанность выслушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их.

Поэтому культура разговора предполагает еще и умение слушать, слушать внимательно и терпеливо, даже тогда, когда вам рассказывают не особенно интересные вещи.

Ни в коем случае нельзя прерывать собеседника грубыми фразами, такими, как «неправда», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день», «каждому ребенку это известно», «вы тут загибаете» и т. д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого, например: «простите, но я с вами не согласен», «мне кажется, что вы неправы», «я придерживаюсь иного мнения» и т. д.

Если же собеседник злоупотребляет вашим вниманием, вы можете прервать, разговор, извинившись и сославшись на занятость. Постарайтесь не дать почувствовать вашему собеседнику, что он допустил бестактность или его рассказ вам не интересен.

Не жестикулируйте во время разговора: нужно уметь привлечь внимание словами, а не чрезмерной жестикуляцией.

Совершенно безнадежно добиваться внимания, стараясь перекричать собеседника. Большая река течет спокойно, умный человек не повышает голоса, говорит восточная пословица. Недаром опытные ораторы на больших совещаниях начинают говорить подчеркнуто тихо - это заставляет вслушиваться в их речь.

Неплохо бы помнить еще одну восточную поговорку - в тех случаях, когда спор приобретает крайне острые формы или же при желании воздействовать словом. «Когда человек кричит – он смешон, когда же человек молчит – он страшен».

Невежливо о присутствующих говорить «он» или «она». В общем разговоре принято называть того, о ком идет речь, по имени.

Порядочный человек никогда не станет говорить насмешливо или скверно об отсутствующем товарище. Мало чести критиковать человека за его спиной - нужно иметь мужество высказать свое мнение в его присутствии.

Бывает, что вышестоящий по должности считает допустимым нижестоящему говорить «ты», а в ответ получать «уважительное «вы». Это - эхо старорежимных концепций и приказов, унизительное и недостойное нашего времени. Подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием, основанном на табели о рангах. Обращение на «ты» допустимо только между равными, да и то только в том случае, если их связывают приятельские отношения.

Речь человека является характеристикой не только его культурного уровня, но и нравственной благонадежности. Безудержная болтовня о вещах, не предназначенных для обсуждения в случайной компании, с расчетом снискать репутацию остроумного и общительного человека - не раз являлись причиной многих личных, а иногда и общественных бед. Как гласит народная мудрость - конденсатор жизненного опыта многих поколений - острый язык - дарование, а длинный - наказание.

Одной из важных характеристик степени воспитанности человека является то, какой он в споре, в дискуссии, когда сталкиваются взгляды и мнения. Не следует стремиться, во что бы то ни стало «поставить на своем». Культурный человек проявляет терпимость к точкам зрения своих коллег, старается понять их, спокойно и терпеливо защищает свои позиции.

Истина может родиться в споре лишь тогда, когда собеседники ищут ее, преодолевая свои и чужие ошибки, а не тогда, когда они с вздорным упрямством не желают и не умеют уловить здравого смысла в речи собеседника, а стремятся лишь «отстоять свое».

Особенно ответственны публичные выступления. Речь, обращенная ко многим слушателям, требует соблюдения особых правил.

Как говорил непревзойденный мастер диалогов греческий философ Платон: «Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и с ногами, а туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Задача завоевать внимание одновременно многих людей, сделать речь одинаково интересной для всей разнохарактерной и разномыслящей аудитории - непростая задача. Здесь большое значение имеет чувство такта, не позволяющее оратору выступать слишком долго, удерживающее его от назидательного тона и излишней сложности.

С другой стороны, нехорошо чрезмерно упрощать свою речь, недооценивая культурный уровень слушателей. К публичному выступлению нужно тщательно готовиться, отбирая не только нужные факты, но, заботясь и о той словесной форме, в которой они будут преподнесены.

Пустопорожние, неосмысленные слова, слова «вообще», - лазейка для бездельников и невежд, кривое зеркало, в котором отражается не только культурный уровень говорящего, но и его отношение к делу.

Публичная речь должна быть не только правильной и красивой, но она должна иметь главное - душу, быть доходчивой, захватывать своим внутренним содержанием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45336. Подходы к построению систем искусственного интеллекта 33 KB
  Структурный подход Под структурным подходом подразумевается попытки построить искусственный интеллект путём моделирования структуры человеческого мозга. Основной моделируемой структурной единицей в персептронах как и в большинстве других вариантов моделирования мозга является нейрон. Позднее возникли и другие модели которые обычно называют нейронные сети . Эти модели различаются по строению отдельных нейронов по топологии связей между ними и по алгоритмам обучения.
45337. Понятие дерева возможностей 36.5 KB
  Дерево быстро разрастается рис.1 Дерево возможных продолжений шахматной игры Все вершины могут быть двух типов. Таким образом дерево возможностей представляет собой чередующиеся слои альфа и бетавершин. Если бы дерево можно было обследовать полностью т.
45338. Основные понятия искусственного интеллекта 40 KB
  Интеллектом называется способность мозга решать задачи путём приобретения запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам. Искусственный интеллект это одно из направлений информатики целью которого является разработка аппаратнопрограммных средств позволяющих пользователюнепрограммисту ставить и решать свои традиционно считающиеся интеллектуальными задачи общаясь с компьютером на ограниченном подмножестве естественного языка. Понятие интеллектуальной задачи...
45339. Знания как часть любой интеллектуальной системы 38 KB
  При этом возникает естественный вопрос что такое знания и чем они отличаются от обычных данных обрабатываемых компьютером. Знания являются более сложной категорией информации по сравнению с данными. Они описывают не только отдельные факты но и взаимосвязи между ними поэтому знания иногда называют структурированными данными.
45340. Проблемная область искусственного интеллекта 35 KB
  Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языки для описания знаний выделяются различные типы знаний. Изучаются источники из которых система может брать знания и создаются процедуры и приёмы с помощью которых возможно приобретение знаний интеллектуальными системами. Проблема представления знаний в системах искусственного интеллекта чрезвычайно актуальна поскольку функционирование данных систем опирается на знания о проблемной области хранящиеся на компьютере.
45341. Проблема распознавания образов 67.5 KB
  В своей повседневной жизни человек настолько легко справляется с задачами распознавания что это считается само собой разумеющимся. В целом проблема распознавания образов состоит из двух частей: обучения и распознавания. За обучением следует процесс распознавания новых объектов который характеризует действия уже обученной системы.
45342. Проблемы и перспективы нейронных сетей 48 KB
  Проблемы интерпретируемости приводят к снижению ценности полученных результатов работы сети а проблема размерности к очень жестким ограничениям на количество выходных нейронов в сети на количество рецепторов и на сложность структуры взаимосвязей нейронов с сети. уже сегодня искусственные нейронные сети используются во многих областях но прежде чем их можно будет применять там где на карту поставлены человеческие жизни или значительные материальные ресурсы должны быть решены важные вопросы касающиеся надежности их работы. Некоторые...
45343. Процедурные модели предоставления знаний 74.5 KB
  Здесь имя или порядковый номер продукции во множестве продукций хранящихся в памяти системы. Q сфера применения продукции описывающая предметную область или ситуацию. Это позволяет систематизировать продукции что облегчает работу с системой продукций. Р условие применимости ядра продукции.
45344. Технология разработки экспертных систем 36 KB
  К разработке экспертных систем привлекаются специалисты из разных предметных областей а именно: эксперты той проблемной области к которой относятся задачи решаемые системой; инженеры по знаниям являющиеся специалистами по разработке систем искусственного интеллекта; программисты осуществляющие реализацию экспертной системы. Инженеры по знаниям помогают экспертам выявить и структурировать знания необходимые для работы экспертной системы выполняют работу по представлению знаний выбирают методы обработки знаний проводят выбор...