8745

Цивилизации Древнего Востока (речные)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Цивилизации Древнего Востока (речные) Египет - IV тыс. до н.э. (империя - 3200-525г. до н.э.) Месопотамия - III тыс. до н.э. (Вавилонская империя - 3000 – 538 г. до н.э.) Индия - III - II тыс. до н.э. (XVIII век д...

Русский

2013-02-17

46 KB

13 чел.

Цивилизации Древнего Востока (речные)

Египет – IV тыс. до н.э. (империя – 3200-525г.  до н.э.)

Месопотамия – III тыс. до н.э. (Вавилонская империя – 3000 – 538 г. до н.э.)

Индия – III - II тыс. до н.э. (XVIII век до н.э. – 415 г.)

Китай II тыс. до н.э. (Китайская империя 1765 до н.э. – 220 г.)

Тип государства – деспотия (форма самодержавной неограниченной власти)

Признаки деспотии

неограниченная наследственная власть правителя;

правитель – собственник всей земли + царское хозяйство;

ирригационные (оросительные) работы – важнейшая функция власти;

осуществление власти через разветвленный бюрократический аппарат (налоги, с/х работы, строительство, каналы, рекруты, суд);

обожествление личности правителя, придание ей магической силы, от которой зависит благополучие народа;

государство отделено от общества, противопоставлено ему, господствует над ним

Правитель

неограниченная власть;

собственник всей земли;

божественное происхождение (с I-го тыс. несправедливого правителя можно было сместить);

обладание магической силой (от него зависит благополучие народа => не называть его по имени, не смотреть на него и т.п.)

Социальная структура

строгая иерархичность (царь => вельможи => жрецы => военачальники => чиновники => купцы => воины => ремесленники (городские, храмовые, царские, знати) => свободные общинники =>  рабы (домашние, владельческие, храмовые, дворцовые и др.));

низкая социальная мобильность;

страты (касты, сословия) – замкнутые наследственные сообщества;

образ жизни и сознание определяются иерархией

Община

хозяйственная единица – большая патриархальная семья;

земля – собственность общины, а не семьи;

круговая порука («один за всех и все за одного»);

обязанности: поддерживать работу ирригационной системы, поставлять рекрутов, платить налоги государству;

натуральное хозяйство;

самоуправление;

особые религиозные культы;

коллективистская психология;

медленный процесс расслоения

Правовая система

переход от обычного права к письменному;

закон = справедливости;

обязанность царя заботиться обо всех подданных;

дифференциация наказаний для различных категорий населения;

самые суровые наказания против власти, жрецов и храмов, против собственности знати;

строгая иерархия в семье, бесправие детей и женщин (кроме Египта);

гарантии (обеспечение) собственных прав всем, даже рабам

Обычное право

Кодифицированное (систематизированное по отраслям) письменное право

1. Возникло в первобытном обществе на основе обычаев, передавалось устно

1. Возникло на этапах формирования государства

2. Обвиняемого судила община

2. Осуществляется специализированными судебными органами

3. Не производилось расследование (клятва, суд водой и огнём)

3. Существует предварительное расследование

4. Оно не было единым, нормы варьировались (видоизменялись) в каждой общине

4. Нормы имеют всеобщий характер, распространяются на все общество

Цивилизации Древнего Востока. От мифа к религиям спасения.

Миф – сказание, в образной форме передающее представления о мире, его происхождении, о богах и героях.

Особенности мифологического сознания

образность (восприятие чисто внешних сторон явления);

отсутствие причинно-следственных связей;

единство человека и природы;

единство потустороннего и земного миров

Ступени развития мифологического познания

тотемизм – вера в родство коллектива с тем или иным растением или животным;

анимизм – приписывание сверхъестественных возможностей тем или иным духам, силам природы, животным или растениям;

магия – ритуальные обряды для воздействия на природу;

фетишизм – приписывание магической силы предметам (идолам, амулетам, талисманом) – с эпохи ЭНЕОЛИТА;

культ плодородия и земледелия;

формирование религиозных систем с разветвленным пантеоном во главе с главным богом;

С возникновением новых представлений (ступеней) старые полностью не исчезали

Особенности религий спасения (возникли с VIII по II века до н.э.).

Буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм.

центральное место в учении – понятие греха и праведности (этика поведения);

определение системы ценностей в восприятии себя и окружающего мира;

формирование у человека личной ответственности перед Богом, контроль и оценка своих поступков и даже мыслей;

цели жизни: самосовершенствование (без магии), следование заповедям (праведность), спасение души;

впервые человек поставлен перед выбором веры и норм поведения, часто не совпадающих с общепринятыми;

идеал справедливости и добра переносится в загробный мир

Причины перехода к религиям спасения:

неравенство, несправедливость, дисгармония окружающего мира;

человек перестал чувствовать себя частью мира, осознал свою беспомощность и одиночество;

попытки создать образ идеального мира, выработать отношение к реальной жизни

Таблицы

http://obhis.ru/lekc/obsh/civil.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52611. Действия с десятичными дробями (запись, округление, сложение, вычитание) 27 KB
  Предметом усвоения являются общие способы действия способы решения класса задач. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. На каждом последующем уроке конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.