8745

Цивилизации Древнего Востока (речные)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Цивилизации Древнего Востока (речные) Египет - IV тыс. до н.э. (империя - 3200-525г. до н.э.) Месопотамия - III тыс. до н.э. (Вавилонская империя - 3000 – 538 г. до н.э.) Индия - III - II тыс. до н.э. (XVIII век д...

Русский

2013-02-17

46 KB

13 чел.

Цивилизации Древнего Востока (речные)

Египет – IV тыс. до н.э. (империя – 3200-525г.  до н.э.)

Месопотамия – III тыс. до н.э. (Вавилонская империя – 3000 – 538 г. до н.э.)

Индия – III - II тыс. до н.э. (XVIII век до н.э. – 415 г.)

Китай II тыс. до н.э. (Китайская империя 1765 до н.э. – 220 г.)

Тип государства – деспотия (форма самодержавной неограниченной власти)

Признаки деспотии

неограниченная наследственная власть правителя;

правитель – собственник всей земли + царское хозяйство;

ирригационные (оросительные) работы – важнейшая функция власти;

осуществление власти через разветвленный бюрократический аппарат (налоги, с/х работы, строительство, каналы, рекруты, суд);

обожествление личности правителя, придание ей магической силы, от которой зависит благополучие народа;

государство отделено от общества, противопоставлено ему, господствует над ним

Правитель

неограниченная власть;

собственник всей земли;

божественное происхождение (с I-го тыс. несправедливого правителя можно было сместить);

обладание магической силой (от него зависит благополучие народа => не называть его по имени, не смотреть на него и т.п.)

Социальная структура

строгая иерархичность (царь => вельможи => жрецы => военачальники => чиновники => купцы => воины => ремесленники (городские, храмовые, царские, знати) => свободные общинники =>  рабы (домашние, владельческие, храмовые, дворцовые и др.));

низкая социальная мобильность;

страты (касты, сословия) – замкнутые наследственные сообщества;

образ жизни и сознание определяются иерархией

Община

хозяйственная единица – большая патриархальная семья;

земля – собственность общины, а не семьи;

круговая порука («один за всех и все за одного»);

обязанности: поддерживать работу ирригационной системы, поставлять рекрутов, платить налоги государству;

натуральное хозяйство;

самоуправление;

особые религиозные культы;

коллективистская психология;

медленный процесс расслоения

Правовая система

переход от обычного права к письменному;

закон = справедливости;

обязанность царя заботиться обо всех подданных;

дифференциация наказаний для различных категорий населения;

самые суровые наказания против власти, жрецов и храмов, против собственности знати;

строгая иерархия в семье, бесправие детей и женщин (кроме Египта);

гарантии (обеспечение) собственных прав всем, даже рабам

Обычное право

Кодифицированное (систематизированное по отраслям) письменное право

1. Возникло в первобытном обществе на основе обычаев, передавалось устно

1. Возникло на этапах формирования государства

2. Обвиняемого судила община

2. Осуществляется специализированными судебными органами

3. Не производилось расследование (клятва, суд водой и огнём)

3. Существует предварительное расследование

4. Оно не было единым, нормы варьировались (видоизменялись) в каждой общине

4. Нормы имеют всеобщий характер, распространяются на все общество

Цивилизации Древнего Востока. От мифа к религиям спасения.

Миф – сказание, в образной форме передающее представления о мире, его происхождении, о богах и героях.

Особенности мифологического сознания

образность (восприятие чисто внешних сторон явления);

отсутствие причинно-следственных связей;

единство человека и природы;

единство потустороннего и земного миров

Ступени развития мифологического познания

тотемизм – вера в родство коллектива с тем или иным растением или животным;

анимизм – приписывание сверхъестественных возможностей тем или иным духам, силам природы, животным или растениям;

магия – ритуальные обряды для воздействия на природу;

фетишизм – приписывание магической силы предметам (идолам, амулетам, талисманом) – с эпохи ЭНЕОЛИТА;

культ плодородия и земледелия;

формирование религиозных систем с разветвленным пантеоном во главе с главным богом;

С возникновением новых представлений (ступеней) старые полностью не исчезали

Особенности религий спасения (возникли с VIII по II века до н.э.).

Буддизм, индуизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм.

центральное место в учении – понятие греха и праведности (этика поведения);

определение системы ценностей в восприятии себя и окружающего мира;

формирование у человека личной ответственности перед Богом, контроль и оценка своих поступков и даже мыслей;

цели жизни: самосовершенствование (без магии), следование заповедям (праведность), спасение души;

впервые человек поставлен перед выбором веры и норм поведения, часто не совпадающих с общепринятыми;

идеал справедливости и добра переносится в загробный мир

Причины перехода к религиям спасения:

неравенство, несправедливость, дисгармония окружающего мира;

человек перестал чувствовать себя частью мира, осознал свою беспомощность и одиночество;

попытки создать образ идеального мира, выработать отношение к реальной жизни

Таблицы

http://obhis.ru/lekc/obsh/civil.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29228. Искусство как феномен культуры 36.5 KB
  Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество в процессе функционирования которого создаются произведения искусства имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый узкий смысл в понимании искусства. Специфика искусства заключается в том что искусство осваивает и выражает действительность в художественнообразной форме. Художественный образ это суть искусства это чувственное воссоздание жизни сделанное с субъективных авторских позиций.
29229. Исламский тип культуры 27.5 KB
  К странам этого типа культуры относятся: Иран Ирак Сирия и др. У стран исламского типа культуры общие язык письменность и т.
29230. Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность 42.5 KB
  существовавший к тому времени термин €œсоциализация€ не охватывал процессов усвоения когнитивных познавательных аспектов культуры знаний верований ценностей и т. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин €œсоциализация€ а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных...
29231. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия как базовые формы культуры 37.5 KB
  Отсюда магические обряды размножения тотема ритуальное поедание его мяса в обычных условиях запрещенного рассказывание мифов пляски маскированных танцоров подражающих тотему. magéia колдовство чародейство волшебство обряды связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей животных явления природы а также на воображаемых духов и богов. Магические обряды распространённые у всех народов мира чрезвычайно разнообразны. Широко были распространены магические обряды при начале пахоты сева...
29232. СЛОВО об АНТИЧНОСТИ 40.5 KB
  Три вещи связывали древних с их землей: храмы могилы и предки. Слово родина у древних было прилагательным и сочеталось со словом земля то была отцовская земля это слово доходило до сердца. Слово свобода к примеру имело для древних тот же глубинный смысл что и ответственность . Свобода теперь имеет моральный смысл у древних же совершенно политический Древние которых все их государственное устройство заставляло быть рационалистами были одухотворены поэзией.
29233. Синкретизм первобытной культуры 62 KB
  Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм основное качество культуры характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности нерасчленённости. С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм с языка индейского племени оджибве его род вера в первопредка которым может быть...
29234. Проблема «Восток-Запад» в культуре 38.5 KB
  Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.
29235. Культура и глобальные проблемы современности 36 KB
  Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся третьим тысячелетиями столкновение процессов и движений получивших название глобализма и антиглобализма. Вообще говоря само противостояние позиций обозначенных этими новыми понятиями отнюдь не ново оно пронизывает всю историю человечества. Речь идет о едином для всего человечества техникотехнологическом уровне производства о...
29236. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) 44.5 KB
  В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурноисторических типов египетский китайский ассировавилонский индийский иранский и др. Арнольд Джозеф Тойнби 1889 1975 английский историк и социолог автор 12томного Исследования истории 1934 1961 труда в котором он стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота цивилизаций употребляя этот термин в...