8746

Древнегреческая цивилизация (морская)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Древнегреческая цивилизация (морская) Основные понятия: морские цивилизации, колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя. Особенности ра...

Русский

2013-02-17

52 KB

6 чел.

Древнегреческая цивилизация (морская)

Основные понятия: «морские цивилизации», колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя.

Особенности развития древнегреческой цивилизации

скудность земель => нет потребности в гигантских ирригационных системах => нет потребности в жесткой централизованной власти;

земледелие не обеспечивало население хлебом =>

колонизация средиземноморья и черноморского побережья => рассевание цивилизации (децентрализация); развитие торговли и товарно-денежных отношений (ТДО); знакомство с другими цивилизациями

ориентация ремесла и сельского хозяйства (оливки, виноделие) на внешний рынок  => развитие ТДО

Последствия колонизации

отток населения  => уменьшение недовольства граждан => уменьшение социальной напряженности;

огромные возможности для торговли => развитие судостроения и ремесел;

формирование особых качеств у колонистов при преодолении трудностей: смелости, инициативы, профессионализма, культа личности принципа соревновательности

Греческая община – полис

Полис – город (община) – государство на основе античной формы собственности (частная + государственная)

Форма правления – республиканская (Спарта – олигархия с элементами царской власти)

Особенности греческого полиса

полноправные граждане = собственники земли;

верховный собственник земли – полис (коллектив граждан);

гражданское ополчение (профессиональных воинов нет)

Социальная структура общины-полиса

жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишены метеки (переселенцы), в Спарте периэки (местное население));

рабство в Греции (+ Риме) отличалось от «домашнего» патриархального рабства на Востоке особой жестокостью (кроме Спарты, где илоты имели некоторые права)

Категории рабов:

домашние рабы (формально члены семьи, могли стать вольноотпущенниками); 2-3 раба в семье среднего достатка;

рабы, занятые на строительстве, шахтах, рудниках;

рабы, занятые в сельском хозяйстве и ремесле;

государственные рабы (илоты в Спарте, клароты на Крите, пенесты в Фессалии) принадлежали всей общине

Полноправные: граждане полиса, земельные собственники.

Неполноправные: чужестранцы, малоимущие (не избирались на государственные должности), несовершеннолетние юноши, женщины, вольноотпущенники.

Бесправные: рабы.

«РАБСТВО ПО ПРИРОДЕ!» Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Афины и Спарта

Общее:

принципы самоуправления;

общинный демократизм;

коллективизм

Отличия:

Афины

Спарта

1. Основной производитель – свободный гражданин полиса.

1. Основные производители – рабы (илоты) и неполноправные периэки (неспартанцы)

2. Внешняя торговля, ТДО, ростовщичество

2. Замкнутая экономика, отсутствие ТДО и даже обмена

3. Ограниченная частная собственность

3. Частная собственность на землю запрещена

4. Цель законов Солона (640 (635) – 550 до н.э.) – поддержка рядовых общинников (основы войска и главных налогоплательщиков)

4. Цель законов Ликурга (VIII-IX вв. до н.э.) – сохранение патриархального рабства

5. Путь к демократии через борьбу с царской властью, тиранией, олигархией

5. Сохранение олигархии с элементами царской власти

6. Широкие возможности для развития личности

6. Надзор государства над личной жизнью граждан, подчинение личных интересов общинным

После воин с Персией 500-449 гг. до н.э. и Пелопонесской 431-404 гг. до н.э. начинается процесс разложения общины (появление несвойственных черт)

Признаки разложения полиса:

разорение земледельцев после войн, т.е. ослабла главная опора полиса – связь гражданства с земельной собственностью;

ополчение уступило место наёмному войску, => разрушена военная организация;

выявилось несовершенство правосудия: непрофессионализм, вымогательство, фальшивые обвинения (доносительство – доходный бизнес);

демагоги (народные избранники) ради популярности давали беспочвенные обещания, раздували социальные конфликты;

росла социальная напряженность:

Афины: союзники не платили дань, безработица, спекуляция

Спарта: поток военной добычи обострили противоречия между богатыми и бедными

Главное:

устарела и изжила себя сама структура полиса как форма государственности;

устарела общинное устройство (двуединая собственность, коллективизм, этническая замкнутость, автаркия (самообеспечение),  общинный демократизм

Эпоха эллинизма – последняя фаза цивилизации (323-30 гг. до н.э.)

338 г. до н.э. в битве при Херонеи греки потерпели от македонян поражение, через год Филипп II Македонский создаёт всегреческий союз полисов.

336 – 323 гг. до н.э. завоевания Александра Македонского

Особенности империи Македонского

первая империя, объединившая Восток и Запад;

непрочность как государства, но в образовавшихся на развалинах империи монархиях своеобразный сплав экономических, политических и культурных форм Восточно-Западного образца

Достижения эпохи эллинизма

города греческого типа + библиотеки и мусейоны (центры науки и культуры);

регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Индией, Причерноморьем, Римом и др.;

обмен хозяйственным опытом. Греция – оливки, вино, насосы Архимеда; Азия – финики, скотоводство, др. с/х культуры;

массовое производство старых и новых видов продукции: рельефная керамика, папирус, пергамент, узорные ткани, маяки, совершенствование кораблестроения;

прогресс в науке. Развитие математики (Архимед, Евклид), астрономии (каталог 805 звезд Гиппарха), геометрии («Начала» Евклида), медицины («История растений» Феосфата), истории («Всеобщая история» Полибия, 40 томов)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18361. Цикл N-раз 110.5 KB
  8 урок Цикл Nраз ознакомительно Общий вид цикла N раз: нц N раз серия команд кц Здесь N целое выражение задающее число повторений. При выполнении алгоритма последовательность команд циклически повторяется указанное число раз. Вывести на экран 10
18362. Цикл и генератор случайных чисел 111 KB
  10 урок. Цикл и генератор случайных чисел. rndвещ х Случайное число от 0 до x : при последовательных вызовах этой функции получается последовательность случайных чисел равномерно распределенных на [0х]. После выполнения заменяйте число 1 внутри rnd1 на 23 и т.д. ...
18363. Цикл внутри цикла 273 KB
  11 урок Цикл внутри цикла. Рассмотрим поэтапное решение а выведем на экран ряд чисел 6 штук через пробел. Обратите внимание на вывод нс после кц тем самым курсор переводится на следующую строку. опечатка в примере надо
18364. Рекуррентное соотношение 184 KB
  12 урок. Рекуррентное соотношение. Рекуррентным называется соотношение при котором очередной элемент последовательности выражается через предыдущий или предыдущие. Вычислить n элемент последовательности n задается с клавиатуры : 235917 где ...
18365. Цикл «Пока» 109 KB
  13 урок цикл Пока Общий вид цикла пока: нц пока условие тело_цикла кц При выполнении цикла пока КУМИР циклически повторяет следующие действия: Проверяет записанное после служебного слова пока условие. Если условие не соблюдается то выполнение цикла...
18366. Массивы - заполнение и простые действия 63 KB
  14 урок. Массивы 1 урокзаполнение и простые действия. Массивы описываются следующим образом: цел таб а[1:50] вещ таб а[1:50] Заполнение массива из 5 чисел внутри алгоритма и нахождение среднего арифметического этих...
18367. Массивы. Обработка элементов 222.5 KB
  15 урок. Массивы. Обработка элементов. Дан массив из 10 элементов вывести их на экран и рассчитать квадратный корень из nэлемента n11 вводится с клавиатуры. Дан массив целых чисел выяснить является ли nэлемент n11 вводится с
18368. Массивы - поиск по условию 662 KB
  16 урок. Массивы поиск по условию. Дан массив из 20 элементовцелых. Вывести на экран первоначальное состояниет.е. сами элементы затем только нечетные и их кво. Дан массив из 10 элементов. Вывести на экран сам массив и номера вхо
18369. Массивы - изменение исходного массива 236 KB
  18 урок. Массивы изменение исходного массива. Массив из 5 элементов. Поменять местами 3 и 5 элементы. Часть а. Массив из 6 элементов. Часть б. Массив из 6 элементов. Удалить из массива 3 элемент. Т.е. 456 элеме