8746

Древнегреческая цивилизация (морская)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Древнегреческая цивилизация (морская) Основные понятия: морские цивилизации, колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя. Особенности ра...

Русский

2013-02-17

52 KB

6 чел.

Древнегреческая цивилизация (морская)

Основные понятия: «морские цивилизации», колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя.

Особенности развития древнегреческой цивилизации

скудность земель => нет потребности в гигантских ирригационных системах => нет потребности в жесткой централизованной власти;

земледелие не обеспечивало население хлебом =>

колонизация средиземноморья и черноморского побережья => рассевание цивилизации (децентрализация); развитие торговли и товарно-денежных отношений (ТДО); знакомство с другими цивилизациями

ориентация ремесла и сельского хозяйства (оливки, виноделие) на внешний рынок  => развитие ТДО

Последствия колонизации

отток населения  => уменьшение недовольства граждан => уменьшение социальной напряженности;

огромные возможности для торговли => развитие судостроения и ремесел;

формирование особых качеств у колонистов при преодолении трудностей: смелости, инициативы, профессионализма, культа личности принципа соревновательности

Греческая община – полис

Полис – город (община) – государство на основе античной формы собственности (частная + государственная)

Форма правления – республиканская (Спарта – олигархия с элементами царской власти)

Особенности греческого полиса

полноправные граждане = собственники земли;

верховный собственник земли – полис (коллектив граждан);

гражданское ополчение (профессиональных воинов нет)

Социальная структура общины-полиса

жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишены метеки (переселенцы), в Спарте периэки (местное население));

рабство в Греции (+ Риме) отличалось от «домашнего» патриархального рабства на Востоке особой жестокостью (кроме Спарты, где илоты имели некоторые права)

Категории рабов:

домашние рабы (формально члены семьи, могли стать вольноотпущенниками); 2-3 раба в семье среднего достатка;

рабы, занятые на строительстве, шахтах, рудниках;

рабы, занятые в сельском хозяйстве и ремесле;

государственные рабы (илоты в Спарте, клароты на Крите, пенесты в Фессалии) принадлежали всей общине

Полноправные: граждане полиса, земельные собственники.

Неполноправные: чужестранцы, малоимущие (не избирались на государственные должности), несовершеннолетние юноши, женщины, вольноотпущенники.

Бесправные: рабы.

«РАБСТВО ПО ПРИРОДЕ!» Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Афины и Спарта

Общее:

принципы самоуправления;

общинный демократизм;

коллективизм

Отличия:

Афины

Спарта

1. Основной производитель – свободный гражданин полиса.

1. Основные производители – рабы (илоты) и неполноправные периэки (неспартанцы)

2. Внешняя торговля, ТДО, ростовщичество

2. Замкнутая экономика, отсутствие ТДО и даже обмена

3. Ограниченная частная собственность

3. Частная собственность на землю запрещена

4. Цель законов Солона (640 (635) – 550 до н.э.) – поддержка рядовых общинников (основы войска и главных налогоплательщиков)

4. Цель законов Ликурга (VIII-IX вв. до н.э.) – сохранение патриархального рабства

5. Путь к демократии через борьбу с царской властью, тиранией, олигархией

5. Сохранение олигархии с элементами царской власти

6. Широкие возможности для развития личности

6. Надзор государства над личной жизнью граждан, подчинение личных интересов общинным

После воин с Персией 500-449 гг. до н.э. и Пелопонесской 431-404 гг. до н.э. начинается процесс разложения общины (появление несвойственных черт)

Признаки разложения полиса:

разорение земледельцев после войн, т.е. ослабла главная опора полиса – связь гражданства с земельной собственностью;

ополчение уступило место наёмному войску, => разрушена военная организация;

выявилось несовершенство правосудия: непрофессионализм, вымогательство, фальшивые обвинения (доносительство – доходный бизнес);

демагоги (народные избранники) ради популярности давали беспочвенные обещания, раздували социальные конфликты;

росла социальная напряженность:

Афины: союзники не платили дань, безработица, спекуляция

Спарта: поток военной добычи обострили противоречия между богатыми и бедными

Главное:

устарела и изжила себя сама структура полиса как форма государственности;

устарела общинное устройство (двуединая собственность, коллективизм, этническая замкнутость, автаркия (самообеспечение),  общинный демократизм

Эпоха эллинизма – последняя фаза цивилизации (323-30 гг. до н.э.)

338 г. до н.э. в битве при Херонеи греки потерпели от македонян поражение, через год Филипп II Македонский создаёт всегреческий союз полисов.

336 – 323 гг. до н.э. завоевания Александра Македонского

Особенности империи Македонского

первая империя, объединившая Восток и Запад;

непрочность как государства, но в образовавшихся на развалинах империи монархиях своеобразный сплав экономических, политических и культурных форм Восточно-Западного образца

Достижения эпохи эллинизма

города греческого типа + библиотеки и мусейоны (центры науки и культуры);

регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Индией, Причерноморьем, Римом и др.;

обмен хозяйственным опытом. Греция – оливки, вино, насосы Архимеда; Азия – финики, скотоводство, др. с/х культуры;

массовое производство старых и новых видов продукции: рельефная керамика, папирус, пергамент, узорные ткани, маяки, совершенствование кораблестроения;

прогресс в науке. Развитие математики (Архимед, Евклид), астрономии (каталог 805 звезд Гиппарха), геометрии («Начала» Евклида), медицины («История растений» Феосфата), истории («Всеобщая история» Полибия, 40 томов)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78736. Андріївські вечорниці 73 KB
  Андрія Первозванного або, як у народі називають, свято Калити. Народні традиції міцно переплелися з релігійними та отак і дійшли до наших днів. Вечір напередодні молодь святкувала як «андріївські вечорниці». Готувались до них у складчину. До однієї господині зносили борошно, крупу, сушені яблука та груші й готували пісну вечерю.
78737. ВИХОВНИЙ ЗАХІД «СВЯТО БУКВАРЯ» 42.5 KB
  Сценарій заходу Свято Букваря Вчитель. Увага увага Любі гості мами й тата В нас Букварикове свято Добре що прийшли до нас Ви у перший клас. Ось і дзвіночок веселий кличе завзято Першокласників на свято.
78738. Свято Книги 53.5 KB
  Сухомлинський Свято Книги. Запрошую Під оплески у костюмах заходять книги: художня книга підручник словник енциклопедія довідник. Шлях розвитку книги був тривалим і дуже складним.
78739. Свято мами 49 KB
  У травні, коли розцвітають весняні квіти і дзвенить пташиний спів, теплий весняний вітер приносить до нас свято Матері. Ще у 1914 році Конгрес США прийняв Постанову про введення нового державного свята – Дня матері. А причетна до цього молода американка Анна Джарвіс. Вона втратила матір.
78740. Свято Миколая 53 KB
  Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколаю служить Тому святий Миколай На всякий час помагай Миколаю Ой глянь глянь на Вкраїну рідну. Іде до нас крізь ниви й гори Святий угодник Миколай. Історія свідчить що Миколай жив за часів імператора Костянтина у ІУ ст.
78741. СВЯТО ОСЕНІ 67.5 KB
  Щедра осінь давно у дорозі І добра принесла і краси. Але осінь у жовтому листі В цьому році найкраща у нас. Осінь осінь В гості тебе просимо З щедрими хлібами високими снопами З листопадом і дощем з перелітнім журавлем.
78742. Сценарій позакласного мистецтвознавчого заходу «Світ як велика симфонія» 503 KB
  Обладнання: мультимедійний проектор та екран, ноутбук чи системний блок ком’ютера, активні колонки, тематичні стіннівки, присвячені творчості М.К.Чюрльоніса, публікації «Музичний» живопис Чюрльоніса для подарунку гостям і учасникам проекту, роздатковий матеріал – кросворди на кожен учнівський стіл...
78743. Сценарій урочистої лінійки, присвяченої святу Першого дзвоника і Дню знань 56.5 KB
  В зеленім лісі побував якийсь художник і поволі Дерева перефарбував У золотисто-жовтий колір. Ведучий - Ти хто такий? – всі здивувались. Тебе не бачили ми досі. То придивіться, - хтось озвавсь. І всі побачили – це осінь. Ведучий А з нею в кожен дім прийшло радісне свято – День знань.
78744. БУДЬ ОБЕРЕЖНИМ НА ДОРОЗІ! 69 KB
  Навчальна: Поглибити знання учнів про правила дорожнього руху; повторити основні правила пішоходів та автомобілістів. Розвиваюча: сприяти розвитку мислення, мовлення, пам’яті, навичок поведінки на дорозі. Виховна: виховувати повагу до оточуючих, увагу, ввічливість.