8746

Древнегреческая цивилизация (морская)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Древнегреческая цивилизация (морская) Основные понятия: морские цивилизации, колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя. Особенности ра...

Русский

2013-02-17

52 KB

6 чел.

Древнегреческая цивилизация (морская)

Основные понятия: «морские цивилизации», колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя.

Особенности развития древнегреческой цивилизации

скудность земель => нет потребности в гигантских ирригационных системах => нет потребности в жесткой централизованной власти;

земледелие не обеспечивало население хлебом =>

колонизация средиземноморья и черноморского побережья => рассевание цивилизации (децентрализация); развитие торговли и товарно-денежных отношений (ТДО); знакомство с другими цивилизациями

ориентация ремесла и сельского хозяйства (оливки, виноделие) на внешний рынок  => развитие ТДО

Последствия колонизации

отток населения  => уменьшение недовольства граждан => уменьшение социальной напряженности;

огромные возможности для торговли => развитие судостроения и ремесел;

формирование особых качеств у колонистов при преодолении трудностей: смелости, инициативы, профессионализма, культа личности принципа соревновательности

Греческая община – полис

Полис – город (община) – государство на основе античной формы собственности (частная + государственная)

Форма правления – республиканская (Спарта – олигархия с элементами царской власти)

Особенности греческого полиса

полноправные граждане = собственники земли;

верховный собственник земли – полис (коллектив граждан);

гражданское ополчение (профессиональных воинов нет)

Социальная структура общины-полиса

жесткое деление на «своих» и «чужих» (гражданства лишены метеки (переселенцы), в Спарте периэки (местное население));

рабство в Греции (+ Риме) отличалось от «домашнего» патриархального рабства на Востоке особой жестокостью (кроме Спарты, где илоты имели некоторые права)

Категории рабов:

домашние рабы (формально члены семьи, могли стать вольноотпущенниками); 2-3 раба в семье среднего достатка;

рабы, занятые на строительстве, шахтах, рудниках;

рабы, занятые в сельском хозяйстве и ремесле;

государственные рабы (илоты в Спарте, клароты на Крите, пенесты в Фессалии) принадлежали всей общине

Полноправные: граждане полиса, земельные собственники.

Неполноправные: чужестранцы, малоимущие (не избирались на государственные должности), несовершеннолетние юноши, женщины, вольноотпущенники.

Бесправные: рабы.

«РАБСТВО ПО ПРИРОДЕ!» Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Афины и Спарта

Общее:

принципы самоуправления;

общинный демократизм;

коллективизм

Отличия:

Афины

Спарта

1. Основной производитель – свободный гражданин полиса.

1. Основные производители – рабы (илоты) и неполноправные периэки (неспартанцы)

2. Внешняя торговля, ТДО, ростовщичество

2. Замкнутая экономика, отсутствие ТДО и даже обмена

3. Ограниченная частная собственность

3. Частная собственность на землю запрещена

4. Цель законов Солона (640 (635) – 550 до н.э.) – поддержка рядовых общинников (основы войска и главных налогоплательщиков)

4. Цель законов Ликурга (VIII-IX вв. до н.э.) – сохранение патриархального рабства

5. Путь к демократии через борьбу с царской властью, тиранией, олигархией

5. Сохранение олигархии с элементами царской власти

6. Широкие возможности для развития личности

6. Надзор государства над личной жизнью граждан, подчинение личных интересов общинным

После воин с Персией 500-449 гг. до н.э. и Пелопонесской 431-404 гг. до н.э. начинается процесс разложения общины (появление несвойственных черт)

Признаки разложения полиса:

разорение земледельцев после войн, т.е. ослабла главная опора полиса – связь гражданства с земельной собственностью;

ополчение уступило место наёмному войску, => разрушена военная организация;

выявилось несовершенство правосудия: непрофессионализм, вымогательство, фальшивые обвинения (доносительство – доходный бизнес);

демагоги (народные избранники) ради популярности давали беспочвенные обещания, раздували социальные конфликты;

росла социальная напряженность:

Афины: союзники не платили дань, безработица, спекуляция

Спарта: поток военной добычи обострили противоречия между богатыми и бедными

Главное:

устарела и изжила себя сама структура полиса как форма государственности;

устарела общинное устройство (двуединая собственность, коллективизм, этническая замкнутость, автаркия (самообеспечение),  общинный демократизм

Эпоха эллинизма – последняя фаза цивилизации (323-30 гг. до н.э.)

338 г. до н.э. в битве при Херонеи греки потерпели от македонян поражение, через год Филипп II Македонский создаёт всегреческий союз полисов.

336 – 323 гг. до н.э. завоевания Александра Македонского

Особенности империи Македонского

первая империя, объединившая Восток и Запад;

непрочность как государства, но в образовавшихся на развалинах империи монархиях своеобразный сплав экономических, политических и культурных форм Восточно-Западного образца

Достижения эпохи эллинизма

города греческого типа + библиотеки и мусейоны (центры науки и культуры);

регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Индией, Причерноморьем, Римом и др.;

обмен хозяйственным опытом. Греция – оливки, вино, насосы Архимеда; Азия – финики, скотоводство, др. с/х культуры;

массовое производство старых и новых видов продукции: рельефная керамика, папирус, пергамент, узорные ткани, маяки, совершенствование кораблестроения;

прогресс в науке. Развитие математики (Архимед, Евклид), астрономии (каталог 805 звезд Гиппарха), геометрии («Начала» Евклида), медицины («История растений» Феосфата), истории («Всеобщая история» Полибия, 40 томов)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10916. Совершенствование организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих (на примере УФНС России по Пермскому краю) 105.17 KB
  Выявить отличительные особенности профессиональной подготовки, повышения квалификации как вида дополнительного профессионального образования. Определить проблемы, возникающие в ходе реализации профессиональной подготовки и повышения квалификации. Выяснить какие методы совершенствования дополнительного профессионального образования существуют на данный момент. Определить какие методики по совершенствованию профессиональной подготовки существуют на данный момент.
10917. Дріт як конструкційний матеріал. Інструменти і пристосування для роботи з дротом 45.5 KB
  Тема уроку: Дріт як конструкційний матеріал. Інструменти і пристосування для роботи з дротом. Мета уроку: Засвоєння знань про технологічний процес виготовлення дроту його види властивості та галузі його застосування; формування практичних вмінь визначати твердість...
10918. Економічна та екологічна оцінка виробу 71 KB
  Тема уроку: Мета уроку: Засвоєння знань про оцінку виробу його відповідність технічному малюнку. Формування вмінь користуватися вимірювальними пристроями. Розвивати увагу уяву світогляд. Виховувати акуратність допитливість точність. Об'єкт навчальної діяльност...
10919. Припуски на обробку та економне використання тонколистового металу та дроту 64.5 KB
  Тема уроку: Припуски на обробку та економне використання тонколистового металу та дроту Мета уроку: Засвоєння знань про прийоми розмічання. Формування знань про прийоми розмічання заготовки виробу на листовому металі та підготовчі роботи до розмічання та вмінь коре
10920. Процес різання тонколистового металу. Технологія різання листового металу ручними і важільними ножицями 53.5 KB
  Тема. Процес різання тонколистового металу. Технологія різання листового металу ручними і важільними ножицями. Мета: ознайомити учнів з видами слюсарних ножиць навчити різати слюсарними ножицями листовий метал ознайомити учнів з правилами безпечної роботи при різан...
10921. Організація робочого місця в слюсарній майстерні. Прийоми розмічання заготовок на листовому металі 41.5 KB
  Тема. Організація робочого місця в слюсарній майстерні. Прийоми розмічання заготовок на листовому металі. Мета: ознайомити учнів з основними моментами організації робочого місця в слюсарній майстерні навчити користуватися штангенциркулем для розмічання та контролю...
10922. Опорядження виробів. Призначення та способи опорядження виробів з тонколистового металу 35 KB
  Тема уроку: Опорядження виробів. Призначення та способи опорядження виробів з тонколистового металу. Практична робота: виготовлення проектної роботи. Мета уроку: Засвоєння знань учнями про види оздоблення виробів з тонколистового металу та дроту. Формування вмін
10923. Оцінка результатів проектної діяльності. Тематичне оцінювання. Аналіз допущених помилок 51.5 KB
  Тема: Оцінка результатів проектної діяльності. Тематичне оцінювання. Аналіз допущених помилок. Мета уроку: Засвоєння знань про оцінку виробу його відповідність технічному малюнку. Формування вмінь користуватися вимірювальними пристроями. Розвивати увагу уяву світ...
10924. Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота 57.5 KB
  Тема уроку: Проектування та виготовлення виробів з тонколистового металу або дроту. Проектна робота. Демонстрація готових проектів. Пошук необхідної інформації для проекту в інформаційних джерелах. Складання ескізу. Мета уроку: Формування умінь розробки нових ідей д