87462

ИС «Коммунальные платежи»

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Курсовой проект состоит из введения, двух глав, и заключения. В качестве средств проектирования будут использоваться следующие программные продукты: Software Ideas Modeler, BPWin. Результатом данного курсового проекта является проект информационной системы.

Русский

2015-04-21

1.5 MB

63 чел.

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва» (СибГАУ)

Аэрокосмический колледж

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине Методы и средства проектирования информационных систем

         

на тему: ИС «Коммунальные платежи »

                                                          

Выполнил(а) студент(ка)  группы ИС-2-11

                                                                 Очной    формы обучения

                                                                Потявина С.А.

                                                                                                                                          (Ф.И.О.)

      Руководитель:

                                                                   преподаватель,   Вертунова Г.Н.

                                                                              (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

Дата сдачи:    «_____»________2014 г.

Дата защиты: «____»_________2015 г.

Оценка:__________________           

                  _____________________

                                                                                                                                                            (подпись руководителя)

Красноярск 2014 г.

АК СибГАУ. 230401.31418..

24.

Изм.

Лист

№  докум.

 

Подпись

Дата

Р Разраб

  Ткаченко Т.С.

ИС «Коммунальные платежи»

Пояснительная записка

 

Лист

Листов

  Провер.

  Вертунова Г.Н.

2

28

Т. Контр.

ИС-2-11

Н. Контр.

Утверд.

Аннотация 

Темой курсового проекта является ИС коммунальные платежи.

Объем курсового проекта 39 страниц, он содержит 1 приложение.

Ключевые слова: модель, информационная система, требования.

Объектом исследования проекта является: ЖКХ.

Предмет исследования: информационная система.

Цель проведенных работ: проектирование ИС.

Курсовой проект состоит из введения, двух глав, и заключения.

В качестве средств проектирования будут использоваться следующие программные продукты: Software Ideas Modeler, BPWin. Результатом данного курсового проекта является проект информационной системы.

Во введении формулируются цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования.

Первая глава посвящена характеристике, описанию организационной структуры и анализу существующего программного обеспечения.

Во второй главе спроектированы концептуальная и логическая модели ИС, диаграмма вариантов использования,  диаграмма классов для модуля сметных расчетов,  диаграмма активности "Создание объекта".

Заключение содержит результат курсового проектирования.

АК СибГАУ. 230401. 31418..

24.

ист

3

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Аналитическая часть 5

1.1. Характеристика предприятия 5

1.2. Организационная структура  предприятия 8

1.3. Анализ существующего программного обеспечения 10

Глава 2. Проектная часть 15

2.1  Описание предметной области 15

2.2  Концептуальная модель предметной области 20

2.3  Проблемы предметной области и концепция информационной системы 21

2.3.1 Проблемы предметной области 21

2.3.2 Концепция информационной системы 21

2.3.2.1 Основные понятия 21

2.3.2.2 Функциональные требования 21

2.3.2.3 Нефункциональные требования 22

2.4  Концептуальная модель ПО ИС 24

2.5  Логическая модель ПО ИС 27

2.6 Реализация модели в среде CASE-средств Ошибка! Закладка не определена.

Заключение Ошибка! Закладка не определена.

Список литературы Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 1. Техническое задание на разработку ИС Ошибка! Закладка не определена.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

3

 

 

 

 

 

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Сегодня перед жилищно-коммунальным комплексом стоит множество проблем, связанных как с физическим и моральным износом оборудования и городских сетей, так и с несовершенством системы управления многоквартирными домами. Следствием многочисленных реформ жилищно-коммунальной сферы, является постоянное изменение норм, правил учета и расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Новые формы управления совместным комплексом имущества граждан и периодически меняющиеся условия требуют моделирования и реализации соответствующих информационных систем (ИС), ориентированных на использование компаниями, работающими в сфере ЖКХ.

Таким образом, разработка и исследование информационных систем для расчетов коммунальных платежей - это актуальная задача для жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время огромное внимание уделяется исследованию системы управления городским коммунальным хозяйством и вопросам управления многоквартирными жилыми домами.

Сейчас просто невозможно представить деятельность многих предприятий, организаций, фирм и учреждений без хранения информации. Для обработки и хранения информации начали использовать информационные системы, обязательной составляющей которых являются компьютерные базы данных. Они позволяют в удобной форме осуществлять хранение, обработку информации, что является очень удобным.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

АК СибГАУ. 230401. 31418.24.

ист

4

 

 

 

 

 

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ. Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

 Информационные системы ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ).

Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ

При проектировании информационной системы используются диаграммы UML.

Унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language) – это преемник того поколения методов объектно-ориентированного анализа и проектирования, которые появились в конце 80-х и начале 90-х гг.  Создатели  UML представляют его как язык для определения, представления, проектирования и документирования программных систем, организационно-экономических, технических и др. UML содержит стандартный набор диаграмм и нотаций самых разнообразных видов.

Целью проекта является проектирование информационной системы учета коммунальных платежей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: 

  1.  предоставить характеристику предприятия;
  2.  рассмотреть организационную характеристику предприятия;
  3.  провести анализ существующего программного обеспечения;
  4.  провести описание предметной области;
  5.  разработать концептуальную модель предметной области;
  6.  

АК СибГАУ. 230401. 31418.24

ист

5

 

 

 

 

 

рассмотреть проблемы предметной области и концепцию информационной системы;

  1.  разработать концептуальную модель ПО ИС;
  2.  построить логическою модель ПО ИС;
  3.  выполнить реализацию модели в среде CASE-средств.

Объект исследования. Коммунальные услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Предмет исследования. Информационная система учета и расчета коммунальных услуг.


АК СибГАУ. 230401. 31421.24

ист

6

 

 

 

 

 

Глава 1. Аналитическая часть

1.1. Характеристика предприятия

Единый Информационный Расчетный Центр (ЕИРЦ) был создан в связи с необходимостью в общей службе, где хранились бы сведения обо всех объектах недвижимости, собственниках жилья и жильцах, а также история коммунальных платежей. Создание такой инстанции значительно облегчило процесс оплаты коммунальных и жилищных услуг и расчет задолженностей по платежам.

Главная цель работы ЕИРЦ – обеспечить информационного сопровождения мероприятий, которые касаются начисления и сбора коммунальных платежей за жилые и нежилые площади, прочие коммунальные услуги и их распределения. По замыслу создателей данная организация призвана обеспечить максимальные удобства гражданам при расчете и перерасчете жилищно-коммунальных платежей и получении справок.

ЕИРЦ были созданы с целью совершенствования системы обслуживания жильцов в сфере жилищно-коммунальных услуг и начисления оплаты за них. Кроме того, появление данного учреждения должно было способствовать отработке механизмов действенного управления жилищным фондом. Данный орган должен был обеспечить положительные экономические предпосылки для проведения комплексной жилищной реформы (адресную поддержку и информатизацию городского жилищного комплекса).

На них были возложены следующие задачи:

  1.  создание и организация доставки собственникам жилья одного платежного документа, который должен был сводить воедино жилищно-коммунальные начисления. При этом должны были учитываться действующие субсидии и льготы;
  2.  организация приема граждан, позволяющего им получать информацию обо всех начислениях и оплате за услуги;
  3.  оформление документации, запрашиваемой посетителями, а также формирование комплекта документов для субсидирования.

Сейчас абонентский отдел данного отдела осуществляет расчеты по всем видам жилищно-коммунальных услуг. В его ведение не входит только оплата телефонной связи и электроэнергии. Он присылает собственникам и арендаторам жилья квитанцию — «Счет по сбору платежей за ЖКУ». В эту квитанцию входит оплата найма квартиры, техническое обслуживание здания, вывоз мусора, оплата отопления, горячей и холодной воды, радио, телевизионной антенны и газа. Поэтому теперь достаточно оплачивать единственную квитанцию, которая называется Единым платежным документом (ЕПД). Эту квитанцию каждый месяц приносят работники почты. Паспортный стол данной организации создан для регистрации граждан и выдачи документации, связанной с регистрационным учетом. Служба «Одного окна» данной структуры выдает Единый жилищный документ, который заменяет тринадцать других документов.   

АК СибГАУ. 230401. 31421.24

ст

7

 

 

 

 

 

Одна из задач - выпуск не просто квитанций на оплату за жилищные и коммунальные услуги, а Единый платежный документ. Он включает услуги предоставляемые жителям, как управляющей компанией, так и поставщиками. В следствие чего, информация о тарифах и начислениях максимально прозрачна и понятна каждому жителю. Формат единого платежного документа (ЕПД) соответствует постановлению Правительства МО от 27.12.2013 N 1161/57 "Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставление коммунальных услуг".

ЕИРЦ осуществляет следующие операции:

  1.  обслуживание жилищно-коммунальных платежей предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
  2.  расчет сумм, предъявленных к оплате населению и юридическим лицам за потребленные жилищно-коммунальные услуги;
  3.  формирование, распечатку и доставку платежных документов плательщикам жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот в зависимости от качества и количества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
  4.  информирование населения об изменении ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг через единый платежный документ и средства массовой информации в соответствии с действующим законодательством;
  5.  осуществление обработки и расщепления по видам и поставщикам услуг поступающих платежей от граждан и юридических лиц;
  6.  организацию через пункты приема платежей системы сбора денежных средств, оплачиваемых гражданами и юридическими лицами;
  7.  учет и своевременное перечисление поступающих от населения и юридических лиц платежей за жилищно-коммунальные услуги в адрес предприятий и поставщиков услуг в соответствии с заключенными договорами;
  8.  обеспечение полноты сбора платежей населения и юридических лиц в соответствии с заключенными договорами между Предприятием и организациями, обслуживающими жилищный фонд, поставщиками услуг;
  9.  создание, ведение и поддерживание в рабочем состоянии единой базы данных жилищно-коммунального хозяйства города;
  10.  участие в процессе принятия мер по взысканию с потребителей жилищно-коммунальных услуг задолженности и пени в соответствии с заключенным договором.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ст

8

 

 

 

 

 

1.2. Организационная структура  предприятия

Организационная структур предприятия представлена на рис. 1.1.

        Директор компании

Первый заместитель директора

Заместитель

директора

Отдел контроля

Отдел по учету и распределению платы за ЖКУ

Отдел информационных технологий

Общий отдел

Департамент по начисленню платы  и отчетности

Департамент по работе с клиентами

Абонентские отделы

Юридический отдел

Отдел кадров

Рис.1.1. Организационная структура компании

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

9

 

 

 

 

 

1.3. Анализ существующего программного обеспечения

Программный комплекс «Автоматизация расчетов за коммунальные услуги» включает в себя следующие подзадачи:

  1.  Единый расчетный центр за коммунальные услуги.
  2.  Формирование финансовой отчетности по предприятию.
  3.  Работа с должниками: формирование реестров для юридического отдела, формирование пакета документов для подачи в суд.

«Единый расчетный центр за коммунальные услуги» позволяет осуществлять следующие функции:

  1.  начисления по всем коммунальным услугам;
  2.  перерасчет за недополученные услуги;
  3.  начисления льгот и субсидий;
  4.  электронный обмен с отделом социальной защиты населения;
  5.  централизованный прием платежей;
  6.  распределение платежей между предприятиями;
  7.  формирование финансовой отчетности по предприятию;
  8.  создание единого платежного документа.

«Автоматизированная работа отдела по работе с населением» позволяет осуществлять следующие функции:

  1.  формирование справки на получение субсидии;
  2.  работа с должниками: формирование реестров для юридического отдела, формирование пакета документов для подачи в суд.

«1С:Бухгалтерия 8», «1С:Управление торговым предприятием 8» предоставляют возможность автоматизации учетной и финансовой деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, оперативного учета ведения расчетов с квартиросъемщиками и организациями-поставщиками услуг.

Программа позволяет решать сле6дующие задачи:

  1.  автоматический расчет начислений за коммунальные услуги с учетом показаний по индивидуальным и групповым счетчикам;
  2.  расчет выпадающих доходов по всем категориям льгот и ведение отчетности во всевозможных разрезах – по источникам финансирования, наименованиям льгот, лицевым счетам, льготникам, поставщикам услуг;
  3.  автоматизированный перерасчет по услугам;
  4.  массовая печать счет-извещений;
  5.  автоматическая разноска платежей по лицевым счетам;
  6.  ведение истории по лицевым счетам по начислениям, проживающим, счетчикам, льготам;
  7.  автоматизирована работа паспортной службы;
  8.  начисления по коммунальным услугам автоматически представляются на бухгалтерских счетах предприятия.

Результаты внедрения программного обеспечения следующие:

  1.  

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

10

 

 

 

 

 

работа с лицевыми счетами квартиросъемщиков и владельцев помещения;

  1.  корректировка данных о квартирах, помещениях;
  2.  прописка/выписка проживающих, изменение статусов проживания;
  3.  регистрация льгот;
  4.  печать счетов-извещений;
  5.  разнесение оплат по базе данных;
  6.  формирование отчетности для поставщиков услуг, финансовых служб по возмещению льготных недоплат;
  7.  регистрация/снятие с регистрации граждан по месту проживания/пребывания.

Компания «НОРВИКС ТЕХНОЛОДЖИ» предлагает разработку и реализацию проектов Автоматизированной Системы Комплексного Контроля ЖКХ (АСКК) предназначенных для создания единого информационного пространства, охватывающего всю коммунальную инфраструктуру в рамках района, города или региона.

Основные участники и пользователи услуг Системы автоматизации ЖКХ:

  1.  собственники жилья, потребители коммунальных услуг и энергоресурсов; 
  2.  поставщики коммунальных услуг, лифтовое хозяйство; 
  3.  ресурсоснабжающие организации; 
  4.  службы МЧС, Аварийно-диспетчерские службы коммунальных предприятий;  
  5.  администрация муниципального образования.

Создание Автоматизированной Системы Комплексного Контроля ЖКХ (АСКК) позволит обеспечить участников и пользователей системы инструментами для решения проблем типичных для ЖКХ и повышения качества деятельности.

  1.  снабжение всех участников АСКК ЖКХ оперативной, достоверной и согласованной по времени информацией о состоянии коммунальных сетей и процессов поставки и потребления энергоресурсов; 
  2.  увеличения эффективности использования энергоресурсов участниками проекта; 
  3.  снижения совокупных затрат на обслуживание коммунальной инфраструктуры и инженерного оборудования ЖКХ; 
  4.  создания условий для привлечения бюджетных и внебюджетных средств в инвестиционные проекты развития ЖКХ.

РАИС «Биллинг Онлайн» компании «Расчетный центр  «Онлайн» - это не только специализированное программное обеспечение для ЖКХ, энергетиков, ресурсоснабжающих организаций.

Расчетно-аналитическая информационная система «Биллинг Онлайн»:

  1.  как программное решение для автоматизации ЖКХ, проста и эффективна в работе;
  2.  

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

Лист

11

 

 

 

 

 

как специализированный программный комплекс для ЖКХ позволяет поддерживать в актуальном состоянии базу данных по жилому фонду, делать необходимые выборки;

  1.  как расчетная программа для ЖКХ обладает широким функционалом по начислениям жилищных и коммунальных услуг, соблюдает Законодательство по начислениям ЖКХ;
  2.  как расчетно-аналитическая информационная система позволяет оперативно делать различные аналитики, формировать в онлайн-режиме различную сводную отчетность (по дому, району, муниципалитету, региону);
  3.  как инновационное технологическое решение для ЖКХ позволяет организовать децентрализованную работу с данными при централизованном хранении и контроле;
  4.  как SaaS-решение для ЖКХ (сервер по расчету квартплаты) – доступна в любое время суток с любого компьютера, при наличии выхода во всемирную паутину Интернет;
  5.  как интернет-система для расчетов в ЖКХ имеет оперативную Службу сопровождения.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

12

 

 

 

 

 

Глава 2. Проектная часть

2.1  Описание предметной области

Жилищно-коммунальные услуги - это услуги, предоставляемые  потребителям, проживающим в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Данное понятие определяет комплекс взаимоотношений, связанных с вопросами осуществления эксплуатации жилища с наполнением его коммунальными услугами. Другими словами, что, сколько и в какой момент времени получит тот или иной человек, проживающий в том или ином жилом помещении. В соответствии со ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Соответственно жилые помещения подразделяются по видам:

  1.  Жилой дом, часть жилого дома;
  2.  Квартира, часть квартиры;
  3.  Комната.

Рассматривая весь комплект жилых помещений, можно сказать, что они собой предоставляют жилищный фонд, другими словами это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

  1.  Частный жилищный фонд;
  2.  Государственный жилищный фонд;
  3.  Муниципальный жилищный фонд.

Коммунальные услуги - это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

  1.  холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
  2.  горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  3.  

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

13

 

 

 

 

 

водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

  1.  электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  2.  газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;
  3.  отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети комфортных условий.

Оплата коммунальных услуг является важной и неотъемлемой частью финансовых расходов собственников недвижимого имущества. Поэтому потребители коммунальных услуг заинтересованы в том, чтобы регулярно находиться в курсе дел и быть осведомленными о состоянии лицевого счета, иметь доступ к информации о задолженности и внесенных показаниях приборов учета.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы. Контекстная диаграмма информационной системы «Оплата коммунальных услуг» представлена на рисунке 2.1.

 

Рис.2.1. Структурно - функциональная диаграмма IDEF0. Оплата коммунальных услуг.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24

ист

14

 

 

 

 

 

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа («Информация о клиенте» и «Площадь»), выхода (основной результат процесса – «Квитанция об оплате»), управления («Сведения об оплате» и «Сведения о  должниках») и механизмов («Кассир», «Система анализа платежей»).

После описания структурно-функциональной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (рис. 2.2).

Рис.2.2. Диаграмма декомпозиции IDEF0. Оплата коммунальных услуг.

Процесс «Оплата коммунальных услуг» состоит из 4 частей. Основными процессами оплаты коммунальных услуг являются:

  1.  выставить счет;
  2.  заполнить квитанцию;
  3.  принять оплату;
  4.  анализировать платежи.

На первом этапе процесса формируется счет. После заполнения квитанции она предоставляется владельцу квартиры. Владелец квартиры приходит в отделение, где принимаются платежи по данному виду услуги. Работник отделения принимает платёж по квитанции, анализирует его и в случае, когда все данные верны, выдаёт плательщику чек об оплате.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

15

 

 

 

 

 

АК СибГАУ. 230401. 31421.24

ист

16

 

 

 

 

 

2.2  Концептуальная модель предметной области

Диаграмма вариантов использования показана на рис. 2.3.

Рис.2.3. Диаграмма вариантов использования оплаты коммунальных услуг.

Диаграмма деятельности клиента после входа на персональную часть сайта представлена на рис.2.4.

Рис. 2.4. Диаграмма деятельности клиента после входа на персональную часть сайта.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24

ист

17

 

 

 

 

 

2.3  Проблемы предметной области и концепция информационной системы

2.3.1 Проблемы предметной области

После проведения исследования предметной области было выявлено, что крупным недостатком существующего метода оплаты состоит в том, что:

  1.  один оператор единовременно может принять только одного плательщика, что существенно замедляет процесс приёма платежей и приносит некоторые неудобства;
  2.  тратится время на подготовку и поиск необходимых данных;
  3.  большой документооборот, создает большую нагрузку персоналу и вызывает ошибки.

2.3.2 Концепция информационной системы

2.3.2.1 Основные понятия

Пользователь -  жилец жилого помещения, осуществляющий платеж за использованные коммунальные услуги.

Система оплаты – система электронных платежей коммунальных услуг посредством Интернет.

Договор -  документ, содержащий условия пользования системой оплаты коммунальных услуг.

Квитанция- документ содержащий данные об оплате использованных услуг.

Регистрация -  процесс регистрации клиента на  сайте собственной страницы на которой формируются данные о пользователе и информация о платежах.

Авторизация -  процесс входа в систему оплаты при помощи ввода индивидуального логина или пароля.

 

2.3.2.2 Функциональные требования

Информационная система коммунальных платежей должна:

  1.  иметь оперативную связь между всеми пользователями системы коммунальных платежей;
  2.  содержать все необходимые данные для формирования и учёта платежей клиентов системы;
  3.  

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

18

 

 

 

 

 

иметь удобную систему поиска (фильтрацию данных);

  1.  обеспечивать проверку на правильность вводимых данных;
  2.  формировать отчеты по платежам за указанный период.

2.3.2.3 Нефункциональные требования

Для осуществления платежей коммунальных услуг в информационной системе необходимо:

  1.  современное программное обеспечение, позволяющее максимально упростить процедуры подачи и обработки информации;
  2.  начальные навыки работы на компьютере в операционной системе Windows;
  3.  наглядный пользовательский интерфейс для простоты и удобства работы пользователя;
  4.  возможность хранения большого объема электронных документов;
  5.  средства, обеспечивающие конфиденциальность информации и защиту от несанкционированного доступа (логин и пароль);
  6.  наличие консультанта по работе в системе коммунальных платежей.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

19

 

 

 

 

 

2.4  Концептуальная модель ПО ИС

В данной модели для создания диаграммы последовательности был использован вариант взаимодействия «Пользователя с модулями регистрации и авторизации» (рис.2.5).

Для входа в систему оплаты пользователю необходимо пройти процесс авторизации. Для этого нужно ввести логин и пароль пользователя. После их ввода проводится проверка подлинности данных.

При правильном вводе логина и пароля система оплаты разрешает доступ пользователя к его странице. При неудачном вводе запрашиваемых данных для аутентификации пользователя система направляет клиента для повторного ввода логина и пароля.

Для подключения к системе оплаты нового клиента необходимо пройти регистрацию нового пользователя. После успешной регистрации пользователю присваивается личный логин и пароль для входа на страницу пользователя.

Рис. 2.5. Диаграмма последовательности (взаимодействия) пользователя с модулями регистрации и авторизации

На рис.2.6. представлена диаграмма последовательности с использованием варианта взаимодействия «Пользователя и системы оплаты услуг».

Для работы с системой оплаты коммунальных услуг пользователь выполняет вход на свою страницу. Затем осуществляется запрос квитанции. После получения квитанции пользователь проводит  оплату коммунальных услуг, используя интерфейс платы.

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ст

20

 

 

 

 

 

После удачного проведения оплаты данные об уплаченной сумме поступают в кабинет пользователя.

При вводе неверных данных для оплаты производится запрос на повторный ввод необходимой информации.

Рис. 2.6. Диаграмма взаимодействия пользователя и системы оплаты услуг

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ст

21

 

 

 

 

 

2.5  Логическая модель ПО ИС

Cоздадим диаграмму классов для сценария «Оформление квитанции пользователя», на которой отображаются все классы, атрибуты и связи между ними (рис.2.7).

Рис. 2.7. Диаграмма классов оформления квитанции пользователя

Диаграмма состояний системы представлена на рис. 2.8. Система может находится в одном из следующих состояний : процесс регистрации, процесс авторизации, переход на страницу пользователя, получение квитанции, процесс оплаты квитанции.

Рис.2.8. Диаграмма состояний системы

АК СибГАУ. 230401. 31421.24.

ист

22

 

 

 

 

 

При входе в систему для нового пользователя требуется регистрация. Регистрация пользователя проводится на странице регистрации. При входе на страницу пользователя необходимо ввести данные для идентификации пользователя. При вводе верных данных система переходит на страницу пользователя. В противном случае запрашивается повторный ввод данных. При неверной идентификации пользователя система завершается работа с сайтом.

На странице пользователя запрашивается квитанция. После просмотра квитанции пользователь системы осуществляет переход на страницу оплаты коммунальных услуг. После чего осуществляется платеж. Система посылает пользователю запрос на подтверждение осуществления оплаты квитанции. При неуспешном проведении оплаты система возвращает пользователя на страницу оплаты для проведения повторной операции.

После подтверждения оплаты пользователь возвращается на свою страницу и при нажатии кнопки «выход» завершает работу с сайтом.

АК СибГАУ. 230401. 31418..

24.

Лист

3

 

 

 

 

 

2.6 Реализация модели в среде CASE-средств

Разработка диаграммы вариантов использования

Для создания главной диаграммы вариантов использования в программе SoftwareIdeasModeler необходимо выполнить следующие действия:

Дважды щелкнуть по пункту Main (Главная диаграмма) в разделе Use Case View (Представление прецедентов) в списке браузера, чтобы открыть диаграмму.

В списке браузера выбрать актера или требуемый прецедент и перетащить его на диаграмму с помощью мыши.

Актеры и прецеденты могут быть получены прямо на диаграмме с использованием панели инструментов.

Чтобы создать коммуникативные ассоциации в программе SoftwareIdeasModeler необходимо: на панели инструментов щелкнуть по кнопке Association (Ассоциативная связь) или по кнопке Unidirectional Association (Однонаправленная ассоциативная связь). Если нужная кнопка отсутствует нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на панели инструментов, в появившемся контекстно-зависимом меню выбрать команду Customize (Настройка), чтобы добавить кнопку.

Щелкнуть по актеру – инициатору связи – и перетащить возникшую линию связи на нужный прецедент.

Разработка диаграммы действий

Диаграммы действий в SoftwareIdeasModeler создаются следующим образом:

Щелкнуть правой кнопкой мыши по разделу Use Case View (Представление прецедентов) в списке браузера.

В появившемся контекстно-зависимом меню выбрать команду New → Activity Diagram (Создать →Диаграмма действий). В список будет добавлена новая диаграмма, которой нужно дать имя.

Для того, чтобы открыть диаграмму необходимо дважды щелкнуть по ней мышью в браузере.

Действием называется исполнение определенного поведения в потоке управления системы.

Создание действий:

  1.  Щелкнуть по кнопке Activity (Действие) на панели инструментов.
  2.  Щелкнуть по диаграмме действий, чтобы переместить элемент, изображающий действие, на диаграмму.
  3.  Ввести имя нового действия.

АК СибГАУ. 230401. 31418..

24.

Лист

3

 

 

 

 

 

Переходы используются для изображения пути потока управления от действия к действию.

Создание переходов:

  1.  Щелкнуть по кнопке State Transition (Переход) на панели инструментов.
  2.  Щелкнуть по начальному действию на диаграмме и переместить стрелку перехода на последующее действие.

При моделировании управляющих потоков системы часто требуется показать места их разделения на основе условного выбора. Переходы из элемента выбора содержат ограничительные условия, определяющие, какое направление перехода будет выбрано. Элементы выбора и условия позволяют задавать альтернативные пути потока управления.

Создание элементов выбора

  1.  Щелкнуть по кнопке Decision (Элемент выбора) на панели инструментов.
  2.  Щелкнуть по диаграмме действий, чтобы переместить на нее элемент выбора.
  3.  Ввести имя нового элемента.

Секции делят диаграммы действий на несколько участков. Это нужно для того, чтобы показать, кто отвечает за выполнение действий на каждом участке.

Алгоритм создания секции:

  1.  Щелкнуть по кнопке Swimlane (Секция) на панели инструментов.
  2.  Щелкнуть по диаграмме действий, чтобы создать на ней новую секцию.
  3.  Дважды щелкнуть по названию новой секции, чтобы открыть диалоговое окно Specification (Параметры) и в поле Name ввести нужное название секции. Нажать кнопку ОК.

Для обозначения начального и конечного состояний в потоке управления системы используются специальные символы.

Последовательность создания начального и конечного состояний:

  1.  Щелкнуть по кнопке Start State (Начальное состояние) или End State (Конечное состояние) на панели инструментов.
  2.  

АК СибГАУ. 230401. 31418..

24.

Лист

3

 

 

 

 

 

Щелкнуть по диаграмме действия, чтобы поместить не нее символ конечного или начального состояния.

Разработка диаграммы классов

Главная диаграмма классов в логическом представлении модели обычно отображает пакеты системы. Каждый пакет также имеет свою главную диаграмму классов, которая обычно содержит общедоступные классы пакета. Другие диаграммы создаются по необходимости.

Программа SoftwareIdeasModeler автоматически создает главную диаграмму классов в логическом представлении модели.

Чтобы добавить пакеты к главной диаграмме классов нужно дважды щелкнуть по пункту списка Main Diagram (Главная диаграмма) в браузере, чтобы открыть диаграмму, а затем, выбрав нужный пакет, перетащить его на диаграмму.

Для создания главной диаграммы класса пакета в программе SoftwareIdeasModeler необходимо дважды щелкнуть по изображению пакета на диаграмме классов. После того, как пакет откроется, появится главная диаграмма классов. Для добавления классов, необходимо выбрать нужный класс и перетащить его с помощью мыши на диаграмму. Для отображения стереотипа класса на диаграмме можно воспользоваться командой Format → Stereotype Display (Формат → Показать стереотип).

Для установки/сброса видимости класса нужно установить/сбросить флажок Show Visibility (Показать видимость) на вкладке Diagram контекстно-зависимого меню Options (для конкретного класса) или меню Tools → Options (для отображения всех классов).

Модель классов разрабатывается аналогично, но более подробно.

Разработка модели поведения

Для создания диаграммы последовательности действий в программе SoftwareIdeasModeler необходимо добавить в список браузера новую диаграмму. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по папке Logical View (Логическое представление) и в появившемся контекстно-зависимом меню выбрать команду New → Sequence Diagram (Создать → Диаграмма последовательности действий).

Для создания объектов и сообщений на диаграмме последовательности действий, прежде всего, нужно ее открыть, затем выбрать на панели инструментов сообщение или объект и перетащить его на диаграмму.

АК СибГАУ. 230401. 31418..

24.

Лист

3

 

 

 

 

 

Заключение

В результате курсового проектирования была спроектирована  информационная система учета кадров предприятия. Основой для создания информационной системы послужили проблемы предметной области. В качестве среды разработки были выбраны CASE-средство SoftwareIdeasModeler и ERWin, предназначенные для автоматизации этапов анализа и проектирования предметной области.

После изучения универсального языка моделирования UML и принципов использования среды SoftwareIdeasModeler и ERWin, были построены концептуальная и логическая модели информационной системы.

Результаты проектирования могут являться основой для разработки конечного продукта информационной системы учета кадров предприятия.

АК СибГАУ. 230401. 31418..

24.

Лист

3

 

 

 

 

 

Литература

  1.  Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002.
  2.   Автоматизация управления предприятием / Баронов В.В. и др. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  3.    Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов / под ред. Н.И. Архиповой. – М.: ПРИОР, 2002.
  4.   Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. – М.: ДМК Пресс, 2003.
  5.  Петров В.Н. Информационные системы: Учебник. – СПб.: Питер, 2002.
  6.   Родкина Т.А. Информационная логистика. – М.: Экзамен, 2001.
  7.  Емельянова Н.З.: Проектирование информационных систем. - М: Форум, 2011
  8.  Ромаш Э.М.: Электронные устройства информационных систем и автоматики. - М.: Дашков и К, 2011
  9.  Голенищев Э.П.: Информационное обеспечение систем управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
  10.  Душин В.К.: Теоритические основы информационных процессов и систем. - М.: Дашков и К, 2010
  11.  Кравец О.Я.: Практикум по проектированию информационных систем. - Воронеж: Научная книга, 2009
  12.  http://5fan.ru/wievjob.php?id=8939 -создание логическую модель ERWIN.
  13.  http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/ITIS/PROEK_INF_SIS/METOD/UMK_DO/frame/UMK_DO/M4/L7.HTM - построение связей в ERWIN.
  14.  bourabai.kz›cm/bpwin.htm - компьютерное моделирование BPwin.

Приложение 1

Техническое задание на разработку ИС

  1.  Общие сведения
  2.  Полное наименование системы: информационная система для учета коммунальных платежей
  3.  Краткое наименование системы: ИС Коммунальные платежи
  4.  Наименование организаций: заказчик разработчик

1.3.1.Заказчик: ЖКХ «Альянс»

1.3.2Разработчик: Потявина Светлана Алексеевна студент 4 курса АК СибГАУ группы ИС 2-11;

  1.  Назначение и цели создания систем

2.1 Назначение системы - предназначена для уменьшения временных, трудовых и финансовых ресурсов по учету коммунальных платежей, повышения качества учета коммунальных платежей.

2.2 Цели создания системы являются: оперативности в обработке документов, повышения качества (полноты, точности, достоверности, своевременности, согласованности) информации, упрощению поступления документов из других отделов, отслеживания состояния учета продаж, обеспечения сбора и первичной обработки исходной информации, необходимой для подготовки отчетности по показателям деятельности отдела.

  1.  Характеристика объектов автоматизации

Основной задачей деятельности информационной системы для поддержки продаж в сети Книжного магазина является повышение экономической эффективности производства, и получение максимально возможной прибыли.

В отделе продаж выполняются следующие основные операции: поиск товара в магазине, выбор нужного товара, заполнение чека продажи, формирование отчётов о продаж за конкретный период.

Руководитель предприятия утверждает список должностных лиц, которые помогают отслеживать систему продаж в сетях Книжного магазина  .

Для учета продаж применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету продаж товаров и приспособленная для автоматической обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливается в зависимости от характера технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным; при использовании ЭВМ – один экземпляр, а при ручной обработке – не более двух.

4.Требование к системе

4.1Требование к системе в целом: ИС должна быть надежной, устойчива к сбоям, безопасной, т.е. должно быть ограничение доступа, чтобы исключить НСД к конфиденциальной информации о клиентах.

4.2 Требование к функциям выполняемой системы

  1.  Система должна поддерживать следующие режимы функционирования:

- основной режим, в котором ИС учета продаж в сетях Книжного магазина выполняют все свои основные функции;

 - профилактический режим, в котором ИС учета продаж товара не выполняют своих функций.

4.2.2 Система должна обеспечивать:

– работу пользователей в режиме – 24 часов в день, 7 дней в неделю (24х7);

– выполнение своих функций – поиск, заполнение и обновление реестра, предоставление отчетности.

В профилактическом режиме ИС учета кадрового предприятия должна обеспечивать возможность проведения следующих работ:

– техническое обслуживание;

– модернизацию аппаратно-программного комплекса;

– устранение аварийных ситуаций.

4.2.3 Полная конфиденциальность информации о сотрудниках;

4.2.4 Поиск необходимой информации должен быть удобным и понятным каждому сотруднику. И предоставления информации о данном товаре.

4.3 Требование к видам обеспечения

  1.  Информационная система должна быть понятна пользователям и легка в использовании;
  2.   Время загрузки информации не должно превышать 9 секунд;
  3.   Пользовательский интерфейс должен быть простым, не ярким и максимально удобным для использования;
  4.   Для внесения новой записи предоставляется готовая форма для заполнения;
  5.   Сообщение об ошибке выводится посередине экрана, выделенная красной рамкой;
  6.   Система не должна выдавать больше 3-х сбоев в год; 
  7.   Время восстановления после сбоя не более 2-х минут.  
  8.  Порядок контроля и приемки системы

5.1 Сроки начала проектирования ИС: 5.09.2014;

5.2 Сроки защиты КП: 28-29.12.2014;

5.3 Сроки сдачи первого варианта проекта: 24.12.2014;

5.4 Руководитель проекта: Вертунова Г.Н. АК СибГАУ.

  1.  Требование к составу и содержанию работы по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

6.1Технические мероприятия

  1.  осуществлена подготовка помещения для размещения электронного оборудования системы в соответствии с требованиями;
  2.  осуществлена закупка и установка необходимого электронного оборудования;
  3.  организовано необходимое сетевое взаимодействие.

6.2Организационные мероприятия

  1.  организация доступа к базам данных;
  2.  информирование об изменениях данных;
  3.  выделение ответственных специалистов со стороны Заказчика для взаимодействия с проектной командой по вопросам взаимодействия с данными.
  4.  Требование к документированию

Вся документация подготовлена и передана как в печатном, так и в электронном виде (в формате Microsoft Word).

Работа с Базой данных 1С.Книжного магазина.

  1.  Источник разработки

Настоящее Техническое Задание разработано на основе следующих документов и информационных материалов:
- ГОСТ 24.701-86 «Надежность автоматизированных систем управления».
- ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».
ГОСТ 21958-76 «Система "Человек-машина". Зал и кабины операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования».
- ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».
- ГОСТ Р 50571.22-2000 «Электроустановки зданий».
- и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43608. Развитие внешнеэкономической деятельности в новосибирском транспортно – логистическом узле 1001.06 KB
  По суммарным показателям научно-промышленного, образовательного и культурного потенциала Новосибирск прочно занимает лидирующее положение в Сибири и третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
43610. Финансовое прогнозирование как инструмент улучшения финансового состояния организации на примере ОАО «НМЗ «Искра» 337.83 KB
  Сущность планирования и прогнозирования деятельности организации. Применение показателей финансового состояния в прогнозировании финансово – хозяйственной деятельности организации. Анализ ликвидности платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
43611. Основные направления оптимизации денежного обращения в Российской Федерации на примере ОАО «Газпромбанк» 108.11 KB
  Денежное обращение является важнейшей составляющей экономики любого государства, в том числе и России. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, вложение капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению
43612. разработка механизмапреодоления дискриминации при найме на работу на примере предприятий г.Сургута 740.01 KB
  Проблема дискриминации в настоящее время является наиболее актуальной проблемой которая не только в социальной жизни занижает его человеческие права при совершении обыденных дел но и в трудовой сфере где ущемляются права не только в связи с плохой профессиональной подготовкой но и в связи с внешними и личностными качествами человека. Правовой подход к изучению дискриминации прав в сфере труда присутствует в работах С.Беккер в своей работе Экономика дискриминациирассматривал различные аспекты дискриминации с целью определения её...
43614. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЯРМАРОК И ВЫСТАВОК НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНО - ВЫСТАВОЧНОЙ КОМПАНИИ «ДОМИНАНТА» 133.05 KB
  Особенно эффективны выставки и ярмарки в сочетании с комплексом сопутствующих мероприятий рекламной кампанией в прессе проведением презентаций прессконференций круглых столов встреч со специалистами и т. В эти годы стали проводиться всемирные выставки. Ярмарки и выставки пользуются большой популярностью и в Северной Америке и в частности в США; достаточно сказать что в 80е годы суммарная выставочная площадь увеличилась на 43. Наиболее крупными международными ярмарками и выставками проводимыми в развивающихся странах являются...
43615. Введение в геодезию 582 KB
  Геодезия - это наука, изучающая форму и гравитационное поле Земли, планет солнечной системы, методы и способы определения положения точек в принятой системе координат и занимающаяся точными измерениями на местности, необходимыми для создания карт и планов земной поверхности
43616. Технология производства мягкой дидактической игрушки 84.57 KB
  Поэтому детские игрушки это не просто способ занять малыша но и важный момент в воспитании маленького человека. Типы характер содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративноприкладного искусства игрушки особенно национальнотрадиционные используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. Игрушки позволяют также более естественно организовать общение ребёнка с родителями что является в...