87463

Практический аспект использования проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

В современном обществе ключевым словом педагогического процесса, сущностным понятием обучения становится развитие. Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования.

Русский

2015-04-21

55.73 KB

8 чел.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы метода проектов в обучении английскому языку

1.1. Понятие метода проектов

1.2. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках иностранного языка в начальной школе

1.3. Классификация проектов

Глава II. Практический аспект использования проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе

2.1.Метод проектов в обучении иностранным языкам в начальной школе

2.2.  Методические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном обществе ключевым словом педагогического процесса, сущностным понятием обучения становится развитие. Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. Проведенные независимые международные исследования показали не только недостатки общего среднего образования в разных странах мира, но и пути преодоления этих недостатков. Главный из них – интеллектуальное развитие учащихся. Взгляды многочисленных педагогов на развитие систем образования близки: постиндустриальному обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации. Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, так как обучение ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков не может отвечать сложившейся ситуации. При личностно-ориентированном подходе личность ученика находится в центре внимания педагога, а познавательная деятельность становится ведущей. Поэтому только внедрение новых педагогических информационных технологий поможет наилучшим образом реализовать данный подход и решить основную задачу образования - формирование личности, способной самостоятельно принимать решения и гибко адаптироваться к имеющимся условиям жизни.

 Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

 В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата в обучении языку.

Из вышесказанного видно, какие преимущества имеет проектная методика при изучении иностранных языков. При работе с проектами у школьников повышается мотивация к владению языком, развивается активность, самостоятельность и креативные способности.

Актуальность данного исследования состоит в том, что целенаправленное использование проектной методики поможет развивающейся личности находить и реализовывать свою индивидуальность, творческий потенциал, активность.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку на основе проектной методики.

Предмет исследования – формы, методы и средства использования методов проектов при обучении иностранному языку.

Цель исследования – раскрыть содержание и специфику применения проектной методики при обучении иностранному языку на начальном этапе.

 Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1) изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме применения проектного метода в обучении иностранному языку;

2) рассмотреть виды проектов;

3) выявить требования к использованию проектной методики;

4) рассмотреть этапы проектной деятельности;

Методологической основой курсовой работы послужили труды таких педагогов и методистов как Е.С. Полат, Березиной Т.В., Гальсковой Н.Д., Сиденко А.С.

Практическая значимость состоит в том, что данные методические рекомендации, задания и упражнения могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы метода проектов в обучении английскому языку

1.1. Понятие метода проектов

      В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов.

Е.С. Полат полагает,  что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов –это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом[22,с.4-5].

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Е.С. Полат также отмечает, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени[22,с.5-6].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути[22,с.5-6].

В определении Е.С. Полат делается акцент на самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.

В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А.А.Хромовым, как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя.

В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов  выделим его характерные черты:

– сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

– использование комплекса знаний и навыков из различных областей;

– соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;

– четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

– творческая направленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;

– ориентация на практический, социально-значимый результат.

Таким образом, можно сделать вывод, что методом проектов является способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение  этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, которое организовано проектным методом.

1.2. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках иностранного языка в начальной школе

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания ценности своих национальных традиций в сочетании с толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях поликультурного мира с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя –выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из методик, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках логопедии, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и межпредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Чтобы разобраться в вопросе формировании умений посредством проектной методики, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи. Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

1. Обучение планированию (учащийся должен уметь определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели);

2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

3. Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

4. Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);

5. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

–повышение мотивации учащихся при решении задач;

–развитие творческих способностей;

–смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

–формирование чувства ответственности;

–создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

–умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

–умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

–умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

–умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Подводя итоги можно сказать, что проектная форма работы является одной из актуальных методик, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

1.3. Классификация проектов

Для более глубокого проникновения в предмет исследования считаем целесообразным рассмотреть классификацию проектов.Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов, согласно которой выделяют:

1. Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности.

2.Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

3.Повествовательные проекты, цель которых –получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной.

4. Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление декораций для школьного театра и т.п.[12,с.12-13].

Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям. Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными. Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные)[22,с.6].

Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е.С. Полат выделяет:

– исследовательские проекты, которые имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования;

– творческие проекты, которые имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.);

– приключенческие (игровые) проекты, которые  предполагают, что участники принимают на себя определенные роли,  обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть  имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д.  Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью;

– информационные проекты. Этот тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее  обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад,  публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях);

– практико-ориентрованные проекты, которые четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный  социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна хорошо продуманная структура проекта и организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта[2, c.71-76].

Наиболее оптимальной является классификацияЕ.С. Полат, так как она предлагает наиболее подробную типологию проектов. Е.С. Полат выделает несколько классификаций проектов по различным критериям, а именно: монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты, внутренние  и международные и др.

Таким образом, такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов.

Глава II . Практический аспект использования проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе

2.1.Метод проектов в обучении иностранным языкам в начальной школе

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта[]. 

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения немецким языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов: 

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

             2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

     3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

     4.Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. 

             Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

             1)тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;

             2) проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

             3) необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

             Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, целесообразно применять на уроке данную методик, в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

             В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

             1.Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.),и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

             2.Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

             3.Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Ребенок учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

             Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

             В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

             Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

             В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

             В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

             С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

             Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

             – во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

             – во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал;

             – в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Итак, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.

Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.

Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты были ориентированы только на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.

2.3. Методические рекомендации

Рассматривая специфику использования метода проектов на уроках иностранного языка, прежде всего, необходимо рассмотреть требования к данному методу.

     Особую трудность для педагогов представляет требование опоры на опыт учащихся и выдвижение значимых для них проблем. Опыт учащихся часто слишком ограничен, чтобы служить отправным пунктом при постановке задач учебного проекта. Однако этим требованием нельзя пренебрегать. Отсюда следует вывод, что необходимо специально изучать проблемы, связанные с жизненными потребностями и интересами учащихся. Кроме того необходимо соблюдение целого рада других требований:

             –учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем, в разработке плана действий и способов их решения;

     –проблема должна допускать выбор способов решения;

     –проблема должна быть достаточно серьезной, массовой или повторяющейся, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса в ее решении;

     –проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся;

     –при выборе проблем необходимо учитывать наличие и доступность источников информации;

     –проблема должна быть меж предметной[7, с. 15].

             Но стоит обратиться и к мнению Е.С. Полат, которая выделяет следующие требования к методу проектов:

     1.Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

     2.Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

     3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

     4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Некоторые методисты предполагают, что проектный метод чреват немалыми трудностями не только для ученика, но и для учителя. Несмотря на все трудности, этот метод весьма эффективен. Он повышает общую мотивацию учащихся, так как это личностно-ориентированный вид работы. Проект повышает значимость английского языка как средства общения. Проектная деятельность опирается на меж предметные связи, что способствует развитию у учеников познавательной активности, воображения, навыков работе в команде.

      Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Все это способствует изменениям показателей качественной успеваемости учащихся по английскому языку.

      Применяя данную методику на уроках иностранного языка необходимо следовать следующим этапам работы над проектами:

  1.Определение темы проекта.

  2.Определение проблемы и цели проекта.  

  3.Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

  4.Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

  5.Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

  6.Работа в группах.

  7.Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, учитель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

  8.Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

  9.Подготовка презентации проекта – выставки, театрального представления, школьного праздника и т.д.

  10.Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

  11.Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

Особенности практической реализации различных видов проектов на уроке иностранного языка.

     Проект осуществляется по определенной схеме:

     1. Подготовка к проекту.

     Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

     – предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

     – выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

     2. Организация участников проекта.

     Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

     3. Выполнение проекта.

     Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

     4. Презентация проекта.

     Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

     5. Подведение итогов проектной работы.

     Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Моя семья», «Экскурсия по школе», « Мой дом» и другие.

     В практике учителя могут планировать также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

     – составление и комментирование расписания уроков;

     – мини-исследовательские проекты (рейтинг любимых каналов и многие другие).

     Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

     В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

     При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу.

Итак, данная методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.     Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации.

Заключение

Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме сделаем  вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

– сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

– шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

– стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

– усилить степень автономии учащихся;

– пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Однако решение  данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых  умений.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается  взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем,  что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности,  развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной  и межкультурной компетенции школьников в целом.

                                                               

Список использованной литературы

1.   Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2002.– №1, с.5-11.

2.   Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc.

3.   Бухаркина М. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2005. –№ 3. с. 24-29.

4.  Гаврилова М.А., Павкина Е.А. Метод проектов в теории и практике современного обучения: учебно-методическое пособие – Пенза, 2005. – 64 с.

5.  Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 336 с.

6. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.

7.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2000. 272 с.

8.  Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологии – 2004. - № 4.

9.  Полат Е.С. Использование метода проектов на уроке иностранного языка. - 2002. 2. с.10-12.

10. Полат Е.С. Кабинет иностранного языка, при использовании метода проектов. Академа. М.: 2004. с. 12.

11.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2000.   № 2. с.15.

12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2000. №3. с.20.

13.Полат Е.С. Новые информационные и педагогические технологии в обучении иностранным языкам. // М.: Просвещение. - 2002. с. 24 .

14. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 2000.   № 1.

15. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. 2003, № 6, с.96-111.

16.   Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //Иностранные языки в школе. –2002.– № 3. – C.41-46.

17. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. [Текст] //Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. № 3. – с. 46-48.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55082. Створення, відкриття, збереження файлів книг. Введення й редагування діапазонів 775 KB
  Для запуску програми виконайте такі дії: Натисніть на кнопку Пуск. Відшукайте в ньому програму Microsoft Excel і натисніть на ній. Щоб покинути Excel і повернутися до робочого столу Windows 95 виконайте будьяку з цих операцій: Відкрийте меню Файл і натисніть на Вихід. Натисніть на кнопку Закрити в правому кутку заголовка вікна Excel.
55083. Налоговая система и ее элементы 20.05 KB
  Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
55084. Налоги и их функции 19.75 KB
  Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
55085. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования 32.98 KB
  Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному
55088. Розрахунки по сепаруванню і нормалізації молока 236.5 KB
  Мета: Набути практичні навики при проведенні розрахунків по сепаруванню і нормалізації молока. Розрахунки по сепаруванню молока. Під час сепарування молока його розподіляють на дві фракції: вершки і знежирене молоко.
55089. Розрахунки різних видів питного молока та вершків 144.5 KB
  Мета: Набути практичні навики при проведенні розрахунків різних видів питного молока та вешків. Пастеризоване молоко Масу вершків Мв одержаних під час нормалізації незбираного молока в потоці розраховують за формулою...
55090. Розрахунок і перерахунок рецептур, розрахунки витрат сировини і виходу готового продукту у виробництві плавлених сирів 209.5 KB
  Рецептури розраховують на основі рівнянь матеріального балансу з метою отримання готового продукту із нормативними фізикохімічними показниками масові частки жиру сухих речовин та вологи. Далі з урахуванням хімічного складу сировини розраховують масу сухих речовин і масу жиру в кожному виді сировини...