87464

Использование современных методов оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики

Курсовая

Педагогика и дидактика

Разработка оперативной системы контроля позволяющей объективно оценивать знания учащихся выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации одно из условий совершенствования процесса обучения. Как показала практика несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций...

Русский

2015-04-21

81 KB

26 чел.

49

Министерство образования Саратовской области

Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова

Тужилина Дарья Алексеевна

студентка  группы 3и1

специальность 050202  «Информатика»

Использование современных методов оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики

Курсовая работа

                                                   Научный руководитель:

Труфякова Нина Вячеславовна

                                                К.п.н., преподаватель

Вольск 2011

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..  3

  1.  Педагогическая диагностика в учебном процессе  …………………..5
  2.  Функции педагогической оценки,  требования к ней ……………….11
  3.  Современные методы оценивания на уроках информатики …..…… 25

Заключение .......................................................................................  36

Список использованной литературы ………………………………….   40

Приложение ……………………………………………………………......  44

Введение

С процессом развития информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всего знания, накопленного человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т. е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися.  Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки. Учащиеся не достаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля  снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки.

В настоящее время проверке, контролю стараются придавать деловое содержание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учитель проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используются различные формы и методы проверки и оценки.

На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается несоизмеримым  в сравнении с потребностями. Актуальность  педагогической проблемы оценивания успехов школьников и стала основой обращения в своем исследовании к теме: «Использование современных методов оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики».

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

              Предметом исследования являются использование современных методов оценивания учебных достижений школьников на уроках информатики

      Цель исследования: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию современных методов оценивания учебных достижений школьников в учебном процессе средней общеобразовательной школы при освоении информатики.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

  1.  Рассмотреть сущность педагогической диагностики в учебном процессе общеобразовательной школы, её функции.
  2.  Изучить традиционные и нетрадиционные методы оценивания учебных достижений школьников.
  3.  Проанализировать практический опыт по применению современных методов оценивания на уроках информатики.

1.Педагогическая диагностика в учебном процессе, её функции

Глобальная информатизация общества вызвала изменение социального заказа образованию. В настоящее время обществу требуется не исполнитель чужих деректив, а человек, способный сам принимать решения, обладающий критическим мышлением, навыками работы с большими объемами информации, способный быстро ориентироваться в информационном пространстве, быстро перестраиваться и переучиваться, а это означает совершенно другие умения и навыки, отличные от тех, которые формировала школа прошлых столетий.

В Стратегии модернизации образования  Министерство образования Российской Федерации рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В связи с этим важными целями образования должны стать: [37]

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не системная сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, информационной и прочих сферах. [37]

Школьное образование в настоящее время развивается в направлении большей активности самих учащихся, развития методов и средств обучения, умелого и гибкого применения педагогического контроля, позволяющих школьникам самостоятельно добывать знания, используя новейшие педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное образование. По определению Е.С. Полат, «личностно-ориентированное образование – такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность умения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель – ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник – ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике». [18]

Процесс осуществления педагогического контроля тогда соответствует всем требованиям, когда он создает условия для коррекции педагогом своей деятельности. На основании результатов опроса педагог принимает решение о том, есть ли необходимость изменять свою деятельность. Если ученики работают в меру своих сил и получают хорошие отметки – значит, подход правильный. Когда ученики работают спустя рукава и получают хорошие отметки, то необходимо усилить требовательность. Если же ученики работают с полной отдачей и не могут получить отличные отметки, то нет ли необходимости снизить требовательность? Таким образом, благодаря грамотному и методически выверенному педагогическому контролю можно сделать процесс обучения более эффективным и результативным.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Таким образом, структура педагогического контроля выглядит так, как представлено на схеме 1.

Структура педагогического контроля

Схема 1

Оценка

Проверка

Учет

процесс

выявление

фиксирование

результат

сохранение

измерение

Очень важным в процессе педагогической диагностики является вопрос о содержании понятия учебной успешности. Из общей концепции развивающего обучения следует, что характеристика эталона должна включать не только требования к овладению знаниями, развитию умений и навыков, но и показатели развития, что довольно трудно определить как эталон. Поэтому на практике, по мнению В.И. Загвязинского, Н.Д. Талызиной, В.К. Дьяченко, В.А. Якунина, проверку и оценку сводят, к сожалению, к диагностике ЗУНов. [14]  И еще один очень важный воспитательный аспект той же проблемы: принять ли за основу внешние по отношению ученику требования (содержание стандартов, программ, критериев, оценок, сформулированных в методических рекомендациях), или же учитывать степень личного продвижения, т.е. успехи конкретного ученика по отношению к уровню его достижений на предшествующем этапе обучения? В доказательство последней позиции В.И. Загвязинский приводит немного утрированный пример. «В класс пришел ученик, который сделал в диктанте 100 ошибок и, естественно, получил за него самый низкий оценочный балл. В результате настойчивой работы учителя и ученика он стал делать в диктантах такого же уровня сложности только по 10 ошибок. Как оценить его работу? Можно ли здесь руководствоваться только официальной нормой? Ведь тогда оценка никак не зафиксирует громадное продвижение ученика, его явные успехи. Но нельзя ему ставить и положительную отметку. А как быть, если перегрузка, возникающая на пути к положительной оценке, вредит здоровью учащегося?». [14]

Важнейшим интегративным показателем успешности обучения выступает обучаемость, или способность к дальнейшему обучению.

Контроль – это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия школьника и педагога.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учеников. Система проверки их знаний и умений – органическая часть учебного процесса, и её функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Вопрос о выделении функций педагогического контроля рассматривался в трудах В.С. Кукушина, А.В. Хуторского, П.И. Пидкасистого, О.А. Абдуллиной, Н.А. Сорокина и других ученых. Названные ими функции во многом сходны, поэтому можно выделить следующие функции педагогического контроля. [22,24,39]

Контролирующая функция заключается в установлении обратной связи (внешней: ученик-преподаватель и внутренней: ученик-ученик), а также учет результатов контроля. Данная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствие нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.

Диагностическая функцияполучение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используются для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Контроль, по утверждению В.С. Кукушина может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие. [22]

Таким образом, можно сказать, что все функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются формы контроля, в которых превалирует одна, ведущая функция. Например, такая форма, как семинар, характеризуется, в первую очередь, обучающей функцией, а зачеты, экзамены, коллоквиумы – диагностирующей и т.д.

Итак, в настоящее время существует еще очень много спорных, нерешенных вопросов относительно сущности и назначения педагогического контроля. Но в общем и целом можно сказать, что контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по её ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной  основой для правильного решения учебной задачи.

2.Традиционные и нетрадиционные методы оценивания учебных достижений школьников

В педагогической литературе используются понятия формы и методы контроля как тождественные, равнозначные. Такие авторы, как П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской, Г.И. Щукина, В. Оконь и другие указывают, что в дидактике сами понятия «метод и формы контроля знаний» не имеют четкого разграничения. [24,39,18]

Понятию «метод контроля» известные ученые дают следующие определения.

А.С. Агафонова: «Методы проверки – способы диагностического взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения». [23]

П.И. Пидкасистый: «Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения». [24]

С.А. Пуйман: «Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса». [18]

В.А. Сластенин: «Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя». [23]

А.В. Хуторской: «Выявление и измерение результатов обучения называют проверкой. В состав диагностики входят различные формы контроля: тестирование, анкетирование, контрольная работа, зачет, экзамен, комплексный проект, образовательные ситуации и др.». [39]

Данные дефиниции во многом перекликаются, отражают истинную сущность понятия методы (формы) контроля, признанные современной наукой.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь). В настоящее время осуществляется активный поиск и разработка нестандартных форм педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся. [23]

Охарактеризуем основные методы и формы проверки результатов обучения, которые можно отнести к традиционным.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:

- диктант;

- краткая самостоятельная работа;

- письменная контрольная работа;

- контрольная лабораторная работа;

- устный зачет по изученной теме;

- классический устный опрос у доски.

Диктантформа письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы.

Таким образом, быстрота проведения диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, так как ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Самостоятельной работой могут быть охвачены все виды деятельности, кроме создания понятий, так как это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущая форма контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

Письменная контрольная работанаиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: способность решать задачи по теме, применять знания при решении экспериментальных задач. А.И. Кочетова, В.М. Полонский, А.А. Кузнецова считают, что понятие «контрольная работа» следует расширить и включить в неё различные типы заданий, если она используется учителем как форма контроля знаний и умений учащихся в конце изучения темы. Из различных вариантов разработок контрольных работ по информатике можно выделить несколько конкретных принципов:

- задачи – задания могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом информации по этой теме или на каком уровне он усвоил материалы темы;

- задания также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель – возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;

Контрольная лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная приведенным в учебнике к изучаемой теме, или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительность. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, так как от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в младших классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, её целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.

Зачет же ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, по мнению В.С. Кукушина, И.П. Подласова, Т. Харисова, зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседу учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме: [22]

- на зачет отводится не более двух уроков;

- подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

- теоретических вопросов должно быть не более 20%;

- принимая во внимание сложность такой формы контроля, рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.

Классический устный опрос у доски организуется по-разному, в зависимости от его цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки выделяются следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания он проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса. Методика устной проверки включает в себя  две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание;

б) ответы учащихся на поставленные вопросы.

Составление проверочных вопросов и заданий – важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

Качество устной проверки зависит от подбора, последовательности и постановки вопросов, которые предлагаются, во-первых, каждый вопрос должен быть целенаправленным и логически завершенным, а во-вторых, должен быть предельно сжатым лаконичным и точным.

Второй частью устной проверки является ответ учащегося на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного выявления знаний ученика:

- ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ потом);

- создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

Приемы устной проверки используются на различных этапах урока. Выбор тех или иных приемов во многом предопределяется целью и логикой урока.

Далее рассмотрим нетрадиционные формы педагогического контроля, разработанные и внедренные в учебный процесс в последние десятилетия.

Матричный контроль – первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляются произвольно.

Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя его знаком «Х» или «+». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.

За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем.

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс. Образец карточки заданий (рабочей матрицы) содержится в ПРИЛОЖЕНИИ 1

Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства и недостатки матричного контроля знаний:

  1.  достоинства экономия времени при проверке ответов учащихся,

       безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя.

  1.  недостаткибольшие затраты времени на подготовку матриц, карточек;

       большие материальные издержки (расход бумаги и краски на     тиражирование карточек).

Тестовый контроль. Практически во всех странах мира в любом типе образовательных учреждений обучаемым выставляются оценки знаний. Традиционные методы контроля знаний и выставления оценок по мнению А.И. Кочетова, В.М. Полонского, М.Н. Лазутовой, С.Е. Шишова, имеют следующие недостатки: [24]

- оценка полностью субъективна (и выбор вопросов и их количество, и оценка ответа на каждый вопрос, и оценка совокупности ответов на экзамене проводятся преподавателем практически полностью по своему усмотрению);

- оценка является весьма неточной как по объективным так и субъективным причинам.

Официально термин «тест» ввел в научный оборот американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Он предложил серию из 50 тестов для определения примитивных психо-физиологических характеристик, например скорости реакции на звук. В России тесты привлекли внимание педагогической общественности в 20-х годах ХХ века. В 1926 году был даже опубликован сборник тестов для школ, но спустя 10 лет они были запрещены постановлением ЦК ВКП (б).

В школах развитых стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости.

Оценка выполнения теста производится путем сравнения ответа ученика с эталоном: если его ответ совпадает с эталоном, тест засчитывается; если же ответ не совпадает с эталоном, он не засчитывается. Наличие эталона обеспечивает объективность выставляемой оценки.

Требования к тестам:

- задание должно соответствовать изученному материалу;

- задание должно соответствовать достигнутому уровню деятельности;

- задание должно соответствовать эталону ответа.

Различают два вида тестов на выборку:

- альтернативные;

- избирательные.

Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только 2 варианта ответа: «да» или «нет». Например:

- Является ли эта формула правильной?

- Согласны ли вы с тем, что … ?

- Верно ли, что … ?

Против вопроса стоит клетка, которую ученик затушевывает, если «да», и оставляет пустой, если он считает, что «нет».

Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько (обычно 4-5) вариантов ответа, из которых ученик должен выбрать правильный.

Конструкция вопроса может быть такой:

Какой … ; Какая … ; Где …; Когда …; Кто …; Что …   .

Эталон ответа записывается только в виде номера вопроса в билете. Англичане предложили использовать в тестировании более конкретные вопросы, провоцирующие учащихся на аналитическое мышление: Зачем ? … Почему? … Отчего? …

Такие формулировки вопросов требуют более глубокого погружения в учебный материал и этим компенсируются одноплановость текста.

Кроме тестов на выборку (альтернативных и избирательных) существует 2 типа тестов на воспроизведение:

Конструктивный тест представляет собой обычный теоретический вопрос, четко сформулированный, но без вариантов ответа: В каком веке…; Перечислите …; Назовите …; Когда …; Зачем …  .

При использовании конструктивных тестов должен быть эталон ответа, что обеспечивает объективность оценки знаний.

Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено либо какое-то слово (число, цифра или конструктивная деталь). Практикуются в случаях, когда ответ на вопрос должен быть развернутым, многословным.

Тесты-задачи тоже бывают двух видов:

- типовые, когда ход и метод ученику известен;

- нетиповые, когда ход и метод ученику не известен, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала.

Таким образом, тестовый контроль является базой для совершенствования учебного процесса и привлекателен многим:

- обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний ученика;

- экономит время учителя;

- улучшает психологический климат на экзамене или зачете;

- позволяет администрации учебного заведения оценивать работу преподавателей.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться выделенных В.С. Кукушиным следующих основных правил: [22]

  1.  Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
  2.  Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
  3.  Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
  4.  Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
  5.  Ответы на одни вопросы не должны служить подсказкой для других.
  6.  Вопросы не должны содержать «ловушек».

Надежность тестов обученности в значительной степени зависит от трудности их выполнения, считают многие опытные педагоги. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Все запланированные в течение семестра контрольные мероприятия по учебной дисциплине оцениваются в очках по многобалльной шкале. Контрольные мероприятия засчитываются, если оценка за них меньше зачетной (около половины или больше от максимума). За несвоевременное выполнение студент штрафуется. Рейтинг по дисциплине есть сумма двух рейтингов: текущего и экзаменационного (зачетного). Текущий рейтинг (точнее, рейтинг текущей успеваемости) равен сумме оценок за все контрольные мероприятия минус штрафы. Если этот рейтинг меньше определенного порогового уровня или же одно из контрольных мероприятий не зачтено, то ученик не допускается к экзамену (зачету).

За экзамен или зачет оценка (рейтинг) ставится отдельно и тоже по многобалльной шкале. Экзамен не засчитывается, если оценка за него меньше зачетной (половины от максимума). Если текущий рейтинг не меньше некоторого порогового уровня, то студент получает так называемый «автомат», т.е. право не сдавать экзамен (зачет), за который ему автоматически ставится минимальное зачетное число очков. Уровень выбирается так, чтобы итоговый рейтинг студента по дисциплине был, по крайней мере, 70, что соответствует оценке «4»..

Портфолио целеустремленное собрание работ, которые показывают усилия ученика, его развитие и достижения в одной или более областях учебного плана. Собрание должно включать:

- участие самих учащихся в разработке курса;

- критерии отбора;

- критерии оценки достоинств;

- свидетельство (очевидность) самовосприятия ученика.

В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

- ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

- поддерживать учебные цели;

- фиксировать изменения и рост за определенный период времени;

- поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

- обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.

Преподаватели могут использовать их для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретного класса, включая:

- поощрение самообучения;

- расширение возможностей обучения;

- расширить изучение процесса обучения;

- демонстрация развития по отношению к выявленным результатам;

- создание общего подхода для инструкций и оценки;

- обеспечение подхода, при котором учащиеся будут оценивать своё обучение;

- возможность одинаковой поддержки развития учащихся.

Оценивание с помощью портфолио предполагает системность и систематичность.

Области наиболее удачного применения:

- при работе с детьми, имеющими трудности в общении;

- вовлечение (учёт вклада каждого) в общий процесс изменения;

- обеспечение информацией для глубинного анализа достижений;

- возможность оценки большого количества сложных структур.

Области ограниченного применения:

- программы с четкими конкретными целями;

- программы, где требуется четкое разделение участников в соответствии со стандартом;

- сравнение участников стандартными методами.

Использование портфолио при оценивании

Как только портфолио организован, преподаватель может оценивать достижения ребенка. Соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребенка с более ранней.

Портфолио предлагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы. Они могут фиксировать как конечные результаты так и продолжающееся развитие мышления учащихся при занятости в работе над программой.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что достижение целей обучения, развития и воспитания будет более успешным, если педагогами делается правильный выбор необходимых форм контроля знаний, умений и навыков учащихся. Грамотное владение традиционными и новыми технологиями педагогического контроля дает возможность объективно и разносторонне оценить уровень знаний, умений и навыков каждого школьника, обеспечить личностно-ориентированный подход, учесть специфику контингента учеников, их возможностей, а также предусмотреть особенности определенного типа образовательных учреждений.

             3.Современные методы оценивания на уроках информатики

Согласно Концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением,

развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия. [34]

 Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.

Работая в данном направлении, важнейшими задачами Малько И.А. определила для себя:[44]

  1.  Стимулировать познавательный интерес к предмету, учитывая различные способы подготовки обучающихся к уроку (использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии,словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных...)   
  2.  Придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер. А для этого нужно учитывать создание обучающимися собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать...   
  3.  Способствовать обновлению содержательной стороны предмета.  
  4.  Индивидуализировать процесс обучения.   
  5.  Развивать самостоятельную деятельность школьников.  

Главными составляющими педагогического процесса становится

личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и

личностно - деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии «Педагогика сотрудничества».

Модуль Малько И.А. рассматривает как программу обучения, индивидуализированную по: содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Задача учителя, считает Малько И.А., состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников.

Реализацию использования модульной технологии с использованием учебных элементов можно увидеть в разработках к урокам, сопроводительным или технологическим картам учащихся. Оцениваются практически все виды деятельности учащегося. Для оценки, пишет Малько И.А. в своих работах, мною создан алгоритм распределения баллов по контрольным точкам с учётом дифференцированного подхода.

Для учета набранных баллов, по которым автоматически выставляется рейтинг каждого обучаемого, мной создан электронный журнал в Microsoft Excel. В данном журнале баллы автоматически переводятся в оценку и просчитывается рейтинг каждого учащегося.

Применяя технологию модульно-рейтингового обучения в течение 3-х лет, Малько И.А. пришла к следующим выводам: Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже «двойки» играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не

сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.

Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.

Во время тренировочных и небольших практических работ разрешается обращаться за помощью к товарищам, но помогать можно только словами, иначе могут быть начислены штрафные очки (часть баллов снята). В ситуации, когда компьютеры есть не у всех ребят, этот метод взаимопомощи позволяет скорректировать уровень умений учащихся.

Основная трудность, на которую указывает Малько И.А., при организации – недостаток времени для дополнительной работы учащихся при достаточно большой загруженности кабинета. Ребята приглашаются в

свободное от занятий время.

В результате работы преподаватель информатики и ИКТ Малько И.А.пришла к выводу, что прежде чем приступить к обучению по модульной технологии с балльно-рейтинговой системой оценивая знаний обучающихся, нужно создать определенные условия:

  1.  мотивировать учителей;   
  2.  подготовить школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности;    
  3.  размножить модули, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.    

Результаты применения модульно-рейтинговой технологии отражают повышенную мотивацию учащихся к предмету, к выполнению заданий и системе оценивания.

Модульная технология обучения с бально-рейтинговой системой оценивания знаний может быть применена не только на уроках информатики, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении: расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины; снижается стрессовая ситуация во время контроля; обучение становится личностно-ориентированным; повышается эффективность обучающего процесса, качество образования (2005 - 2008 с 75% по 87%); обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

Данная технология позволяет:

   -   развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление;   

   -   коммуникативные способности;   

   -   ответственность за результаты своей работы;   

   -   чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;   

   -   умение рационально распределять своё время;   

   -  формирует чувство самоуважения.   

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы – значит, и всего общества.

 Предлагаемый учителем Лузиной Т.И. дидактический материал включает в себя разноуровневые задания по многим  темам базового регионального курса информатики (8-9 классы). Разноуровневые задания составлены таким образом, что выполняя их учащиеся смогут овладеть всеми умениями и навыками данного курса.      

Предлагаемые разноуровневые задания соответствуют работе по внутрипредметной дифференциации, так как есть:

  1.  наличие вариантов (3 уровня);
  2.  отличаются глубиной и объемом материала.   

    Все задания даны на разных уровнях сложности и разделены на три группы.

   Задания I уровня – базовые. Они должны быть выполнены всеми учащимися.

   Задания II и III уровней – повышенной сложности.

Лузиной Т.И. разработаны и опробованы различные разноуровневые задания: тесты, контрольные работы, зачеты, практические задания. Все они были проведены на уроках информатики в 8-9 классах.

     Процесс подбора заданий и разработка разноуровневых заданий трудоемкий, сложный. Но разработав и проведя несколько разноуровневых заданий, видно преимущество дифференцированного подхода к обучению:

  1.  повышение уровень мотивации;
  2.  реализация желания учащихся быстрее и глубже продвигаться в образование;
  3.  повышение уровня  «Я» - концепция ученика.

Таким образом, применение на уроках информатики и ИКТ разноуровневых заданий позволяет учителю более объективно подходить к оценке личностных достижений каждого ученика, отмечать положительную динамику в учебе, учитывать его личностные приращения. Такой метод педагогического контроля связан с дополнительной нагрузкой на учителя, связанной с разработкой таких заданий, но ради достижения современных образовательных целей эти интеллектуальные, душевные затраты оправданы.

Рассмотрим педагогический опыт учителя информатики и ИКТ МОУ «Ординской общеобразовательной школы» Кочневой Людмилы Андреевны по использованию заданий компетентностного характера на уроках информатики.

     Пример заданий по теме «Электронные таблицы Microsoft Excel».
       Задание 1 «Полив грядок». 20 июня 2010 г. в результате аварии в системе водоснабжения в школе на 4 часа была прекращена подача воды. В это время необходимо было произвести полив цветника вокруг школы. Снабжать водой цветник из соседнего здания взялись спортивный лагерь старшеклассников и технический персонал школы. Для этого был организован подвоз воды в бочках разной емкостью и разлив воды на грядки.
Для подвоза воды были задействованы 5 бочек: бочка №1 - емкостью 3 ведра, бочка №2 - емкостью 5 ведер, бочка №3 - емкостью 10 ведер, бочка №4 - емкостью 15 ведер и бочка №5 - емкостью 5 ведер.
За 1 час бочка №1 совершила 6 поездок, бочка №2 совершили 5 поездок, бочки №3и №4 – по 4 поездки, бочка №5 – 6 поездок.
За 2-ой час бочка №1 совершила 5 поездок, бочка №2 совершили 6 поездок, бочка №3 - 5 поездок, бочка №4 - 4 поездки, бочка №5 - 6 поездок.
За 3-ий час бочка №1 совершила 6 поездок, бочка №2 совершили 5 поездок, бочка №3 - 6 поездок, бочка №4 - 5 поездок, бочка №5 - 5 поездок.
За 4-ый час бочка №1 совершила 5 поездок, бочка №2 совершили 4 поездки, бочка №3 - 5 поездок, бочка №4 - 6 поездок, бочка №5 - 6 поездок.
Через 4 часа водопровод в школе был починен.
Простройте таблицу, из которой будет видно:

  1.  сколько поездок сделал каждая бочка в каждый час и сколько воды она при этом привезла?
  2.  Сколько воды выливалось на грядки каждый час из всех бочек?
  3.  Сколько воды перевезла каждая цистерна за все 4 часа аварии?
  4.  Сколько всего воды было перевезено всеми лочками за все часы аварии?
    Критерии оценивания:
     Критерий Балл Пояснение
    1 вопрос: Постройте таблицу, из которой будет видно: сколько поездок сделала каждая бочка в каждый час и сколько воды она при этом перевезла (максимум баллов - 2)
    1 Таблица построена верно. 2 
    2 Таблица построена с ошибками. 1 
    3 Таблица вообще не построена. 0 
    2 вопрос: Сколько воды выливалось на грядки каждый час из всех бочек? (максимум баллов – 2)
    5 Выполнено верно 2 Использована функция, при этом понятно оформлен ответ в таблице.
    6 Выполнено верно 1 Не использованы функции, при этом может ученик просто вычислить в уме и внести значение в ячейку.
    7 Выполнено не верно 0 Ребенок не справился с этой задачей.
    Вопрос 3: Сколько воды перевезла каждая цистерна за все 4 часа аварии? (максимум баллов – 2)
    8 Выполнено верно 2 Использована функция, при этом понятно оформлен ответ в таблице.
    9 Выполнено верно 1 Не использованы функции, при этом может ученик просто вычислить в уме и внести значение в ячейку.
    10 Выполнено не верно 0 Ребенок не справился с этой задачей.
    Вопрос 4 Сколько всего воды было перевезено всеми бочками за все часы аварии? (максимум баллов – 2)
    11 Выполнено верно 2 Использована функция, при этом понятно оформлен ответ в таблице.
    12 Выполнено верно 1 Не использованы функции, при этом может ученик просто вычислить в уме и внести значение в ячейку.
    13 Выполнено не верно 0 Ребенок не справился с этой задачей.
    Оценка выставляется следующим образом: 90%-100% от максимально возможных баллов – 5, 89% - 75% от максимально возможных баллов – 4, от 74% до 50% - 3, <50% - 2.
    В этой задаче ученик может набрать максимальное число баллов – 8. Отсюда – оценка «5» ставиться за 7-8 баллов; «4» - 6-5 баллов; «3» - 4 балла, «2» - за менее 4 баллов.
    Правильное решение:
    Подвоз воды на цветник 20 июня 2009 года
    Бочка Емкость, куб.м. Часы Всего
      1 час 2 час 3 час 4 час Кол-во поездок, шт. Объем, ведро.
      Кол-во поездок, шт. Объем, ведро Кол-во поездок, в Объем, ведро. Кол-во поездок, шт. Объем, ведро. Количествово поездок, шт. Объем, ведро.  
    1 3 6 18 5 15 6 18 5 15 22 66
    3 10 4 40 5 50 6 60 5 50 20 200
    4 15 4 60 4 60 5 75 6 90 19 285
    5 5 6 30 6 30 5 25 6 30 23 115
    2 5 5 25 6 30 5 25 4 20 20 100
    Всего 173 185 203 205 766
             

Анализируя представлены опыт можно сказать, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам учитель, разработав  задачи  следующих  видов:

  1.  Задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  2.  Задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
  3.  Задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;
  4.  Задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
  5.  Задачи на оптимизацию решений.

Применяя на уроках разработанные задачи автор рекомендует учителю использовать и другие формы работы:

  1.  Работа с видео и звуком;
  2.  Работа с программами  - переводчиками;
  3.  Создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;
  4.  Использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы КВН и т.д.

Таким образом, компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала ученика, формирование самооценки, самоконтроля учеников и рефлексии учителя, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном  процессе.

Заключение

В результате предпринятого исследования выявлено основное содержание педагогического контроля, его значение для достижения современных задач в области образования молодого поколения. В итоге можно сделать некоторые выводы и обобщения, касающиеся организации педагогической диагностики учебных достижений школьников при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Основные требования к уровню знаний:

  1.  При текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
  2.  При тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);
  3.  Итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Как ни в каком другом учебном предмете в предмете «Информатика» необходимо различать теоретические знания и практические навыки работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (это эвристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся.

Лабораторная работа используется для закрепления определённых навыков работы с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании ученик вправе получать необходимые консультации со стороны учителя. Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т.е. является формой контроля усвоения знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, может быть дано задание построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала, для теста из пяти вопросов:

  1.  нет ошибок – оценка «5»
  2.  одна ошибка – оценка «4»
  3.  две ошибки – оценка «3»
  4.  три ошибки – оценка «2»

Для теста из 30 вопросов:

  1.  25-30 правильных ответов – оценка «5»
  2.  19-24 правильных ответов – оценка «4»
  3.  13-18 правильных ответов – оценка «3»
  4.  меньше 12 правильных ответов – оценка «2»

Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда учебный материал осваивается в рамках базисного учебного плана. Для гимназических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики данные критерии не подходят, требования к ученикам подобных учебных заведений должны быть намного выше. Их можно вычислить по критериям, заложенным в тестах Единого государственного экзамена.

При оценивании знаний учащихся с помощью устного опроса, контрольных работ и выполнения практических заданий выставляется оценка:

  1.  «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  2.  «4» - при наличии 1-2 недочётов;
  3.  «3» - 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей;
  4.  «2» - незнание основного программного материала;
  5.  «1» - отказ от выполнения учебного задания.
  6.  Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
  7.  Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  8.  Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
  9.  Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

При выполнении творческих проектов оцениваются следующие этапы работы:

  1.  оформление проекта.
  2.  соблюдение технологии изготовления.
  3.  качество доклада.
  4.  раскрытие содержания темы.

При оценивании лабораторных компьютерных работ выставляется оценка:

  1.  «5», если выполнены все этапы лабораторной работы и сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;
  2.  «4», если выполнены все этапы лабораторной работы, но не сделаны выводы, учащийся уложился во временные рамки;
  3.  «3», если выполнены не все этапы лабораторной работы, нет выводов, учащийся не уложился во временные рамки;
  4.  «2», если работа не выполнена.

При оценивании работ по программированию выставляется оценка:

  1.  «5», если составлена программа для решения задачи (допускаются 1-2 синтаксические ошибки), логических ошибок в программе нет;
  2.  «4», если составлена программа для решения задачи (допускаются 3-4 синтаксические ошибки), логических ошибок в программе нет, получены не все верные результаты тестирования программы;
  3.  «3», если составлена программа для решения задачи (допускаются 3-4 синтаксические ошибки), есть логическая ошибка в программе или при тестировании получены неверные результаты;
  4.  «2» - программа не составлена или составлена неправильно.

Список литературы

  1.  Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006
  2.  Босова Л. Л. Использование печатных наглядных пособий на уроках информатики в V—IV классах // Информатика и образование. 2006. № 7.
  3.  Босова Л. Л. Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным технологиям для V—IV классов // Информатика и образование. 2004. № 10.
  4.  Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  5.  Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3. с. 57
  6.  Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006
  7.  Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006
  8.  Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1989 с. 52
  9.  Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –Т.6 – М., 1984. с. 369
  10.  Грамолин В.В. Обучающие  компьютерные игры. // Информатика и образование. – 1994 . - №4. с. 48
  11.  Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997 с. 254
  12.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер, 1999 с. 312
  13.  Загвязинский В.И.  Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособи для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2006
  14.  Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебник. – М. 2007
  15.  Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2. с. 187
  16.  Зиновкина М.М. Многоуровневое креативное образование и школа. М.: Приоритет – МВ, 2002 с. 278
  17.  Информатика.Базовый курс 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  18.  Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М. КноРус. 2010. 740 с.  
  19.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2005.
  20.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с. с. 9
  21.  Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.
  22.  Кукушин В.С., Болдырева – Вараксина А.В. Педагогика начального образования /Под общ. Ред. В.С. Кукушина. – М,: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005
  23.  Педагогика /Под ред. Сластенина В.А.: изд. 3-е – М.: Владос, 2006
  24.  Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И. Пидкасистого, - М.: Высшее образование, 2007
  25.  Лернер И.Я. Программы развития общих умений и навыков школьников (1-11  классы) М. 2002
  26.  Горбачевская М.В. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. М. 2000
  27.  Самылкина Н. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. М. БИНОМ.  Лаборатория  знаний. 2003
  28.  Залогова Л., Русаков С., Семакин И. Основы информатики и вычислительной техники в базовой школе. – М.: Глобус, 2007
  29.  Молодцов В., Рыжикова Н. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. - Ростов-на Дону. Феникс, 2002
  30.  Н.Н. Самылкина. Современные средства оценивания результатов. М.:БИНОМ. 2006
  31.  Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005
  32.  Пономарева С. А. Контрольные работы по информатике. –  М.: Информатика и       образование, 2002
  33.  Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.
  34.  Фадеева О. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся.8-9 классы. –
  35.  Фатеев А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008. – 120с.
  36.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
  37.  Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова А.М. Кондакова — М.: Просвещение.— 2009.  
  38.  Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003.
  39.  Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. – М.: 2007
  40.  Чернов А. А, Чернов А.Ф. Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов. – Волгоград: Учитель,2006
  41.  Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие. – М., 2008
  42.   http://www.bryansk.fio.ru/vipusk/00016/bakulotv/index.htm
  43.  Система оценивания на уроках информатики. PdfSTDU Viewer
  44.  www.school44.perm.ru

Приложение 1

Образец карточки заданий (рабочей матрицы), выдаваемой учащимся:

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

5

…………

………….

…………

…………

Карточки ответов:

Вопросы

Варианты ответов

1

2

3

4

5

…………

+

………….

+

………….

+

Контрольная

матрица (ключ):

ХХХХХХ

ХХХХХХ

ХХХХХХ

                        

ХХХХХХ

                       - отверстия, прорезанные в матрице для контроля правильных ответов.

Таблица 2. Оценка ответа на теоретические вопросы (письменно)

Предметная составляющая.

  1. Системность и целостность знаний по теме( сформированность  единой информационной картины мира).
  2.  Уровень усвоения понятия, терминов  информатики.
  3.  Личностная освоенность  знаний, креативность мышления(Свободное оперирование знаниями,представленность личной позиции).

Деятельностно-коммуникативная составляющая.

  1.  Сформированность письменной речи.
  2.  Умение пользоваться моделями ( схемами, таблицами).
  3.  Умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие изучаемый материал.

Ценностно-ориентационная составляющая.

  1.  Готовность к  поиску рациональных творческих выводов, решений.
  2.  Понимание ценности информатики.

Поскольку в письменном ответе на вопрос обычно не прослеживаются все указанные компоненты предметной и деятельностно-коммуникативной составляющей, а ценностноориентационная составляющая обычно не прослеживается совсем, то баллы за письменные ответы выставляются по следующему  принципу:
    - максимальное количество – 3 по каждому вопросу (4 ставится в особых случаях);
    - количество баллов может снижаться на 1 за те параметры, которые должны быть отражены в ответе на данный вопрос, но реально отсутствуют в ответе (в итоге количество баллов может быть снижено до 0).

Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов (например, если вопросов в контрольной работе 5, то максимальное количество баллов: 3·5 = 15).
90–100% этой суммы соответствует отметке «5»; 70–89% – «4»;
50–69% – «3»; менее 50% – «2».

Таблица 3. Оценка практической работы

Предметная составляющая

1.Понимание темы , цели практической работы.

2.Уровень усвоения понятий, терминов.

3.Знание правил работы с компьютером, свобода оперирование с компьютером, осмысленность действий.

4.Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения выводов, обобщений.

Деятельностно -коммуникативная составляющая.

1.Владение приемами работы с информацией( умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)

2.Владение приемами работы с компьютером.

3.Интенсивность и качество самостоятельной работы.

4.Умение проводить анализ полученных результатов.

5.Коммуникативность, умение обратиться за помощью.

Ценностно-ориентационная составляющая.

1.Готовность  к поиску рациональных, творческих выводов, решений.

2.Развитость самооценки.

3 балла – проявлено на творческом уровне            20–22 баллов – «5»
2 балла – проявлено полностью                            15–19 баллов – «4»
1 балл – проявлено частично                                11–14 баллов – «3»
0 баллов – не проявлено                                      менее 11 баллов – «2»

Таблица 4. Оценка защиты реферата

Предметная составляющая

1.Понимание темы реферата, цели его практической части.

2.Системность и целостность знаний  по заявленной теме.

3.Уровень усвоения понятий, терминов.

4.Логичность, доказательность, убедительность защиты, уровень анализа причинно- следственных связей, обобщений, выводов, уровень логического мышления.

Деятельностно-коммуникативная составляющая

1.Ориентация в различных  источниках информации.

2.Сформированноть монологической речи, владение приемами свертывания и развертывания речи.

3.Владение приемами работы с информацией( умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.).

4.Владение приемами работы с компьютером.

5.Оформление реферата. Самостоятельность, оригинальность, полнота раскрытия темы. 6.Грамотность изложения.

7.Коммуникативность, умение установить контакт с аудиторией, включиться в диалог.

Ценностно-ориентационная составляющая

1.Развитость ценностных ориентаций.

2.Понимание ценности информации.

3.Развитость самооценки.

3 балла – проявлено на творческом уровне            23–26 баллов – «5»
2 балла – проявлено полностью                            18–22 баллов – «4»
1 балл – проявлено частично                                13–17 баллов – «3»
0 баллов – не проявлено                                      менее 13 баллов – «2»

Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: максимальное количество – 2 по каждому параметру (3 ставится в особых случаях) дает определенную сумму баллов.
90–100% этой суммы соответствует отметке «5»;
70–89% – «4»;
50–69% – «3»;
менее 50% – «2».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42615. Подсчитать количество цифр целого десятичного числа 49 KB
  Инициализация переменной начальным значением x=6. Задаем условный оператор ifelse: если выполняется условие 2x2 то переменной y присваивается значение x2; если условие не выполняется то переменной y присваивается значение 4. Вывод результата или переменной x на экран.
42616. ЛОГИЧЕСКИЕ И АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ 84.5 KB
  Тогда можно утверждать что дождь начался в time1 = h1 60 m1 минут а закончился в time2 = h2 60 m2 минут. Разность между началом и концом дождя составляет timeRes = time2 – time1 24 60 24 60 минут. Выделяем количество часов и минут из timeRes и выводим их на экран.h int h1 h2 m1 m2 time1 time2 timeRes hres mres; void minvoid { h1 = 23; m1 = 50; h2 = 13; m2 = 20; time1 = h1 60 m1; time2 = h2 60 m2; timeRes = time2 time1 24 60 24 60; hres = timeRes 60; mres =...
42617. Получить сумму тех элементов последовательности 49 KB
  Получить b1bn где bi это значение первого по порядку положительного элемента iой строки если таких элементов нет то принять bi =1 2. Присвоим переменной а1 значение равное остатку от деления iтого элемента массива на 5 а переменной а2 значение равное остатку от деления iтого элемента массива на 2. Если значение переменной а1 будет равно нулю т. iый элемент массива нацело поделился на 5 а значит он кратен 5 то прибавим к значению переменной sum1 значение iтого элемента массива.
42618. Системы счисления. Десятичная система счисления 100 KB
  Для задачи Rounder функция min имеет вид: void minvoid { Rounder s; int res = s.round1234567; printf d n res; } Калькулятор зарплаты SlryClcultor Работая в компании за первые 200 часов работник получает зарплату в размере p1 долларов в час каждый месяц. void minvoid { SlryClcultor s; double res = s.clcHours82812140; printf lf n res; } Убежать из прямоугольника EscpeFromRectngle Вы находитесь в точке x y внутри прямоугольника нижний левый угол которого имеет координаты 0 0 а правый верхний w...
42619. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЁРДОСТИ МАТЕРИАЛОВ 1.45 MB
  Изучить методы определения твердости материалов устройство и работу твердомеров. Для оценки качества азотированных и цементированных деталей знание твердости является основным. По твердости можно судить о некоторых других механических характеристиках материала – модуле упругости Е пределе пропорциональности ПР пределе текучести y пределе прочности Вударной вязкости и др. Например для конструкционных углеродистых сталей при твердости по Бринеллю НВ 1500 4500 МПа можно определить величину предела прочности В из...
42621. ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ 494 KB
  Продолжительность капитальных вложений в создание нового производства (новой технологической линии) составляет 3 года с распределением по годам 50% : 25% : 25%. Необходимые объемы капитальных вложений в здания, сооружения и оборудование соответственно равны: $250,000; $240,000; $1,700,000.
42622. Вивчення елементів середовища СУБД MS Access 69.5 KB
  Створити порожнью базу даних СУБД СУБД MS ccess. Вивчити склад та призначення об’єктів бази даних СУБД MS ccess. Вивчити функції та призначення командних кнопок вікна управління базою даних СУБД MS ccess.
42623. ДОСЛІДЖЕННЯ ПРОГРАМНИХ ОБ'ЄКТІВ НАПЕРЕДВИЗНАЧЕНИХ ТИПІВ ТА ОПЕРАЦІЙ НАД НИМИ 215.5 KB
  Декларація об’єкта включає його ідентифікатор та індикатор типу. Опис програмних обєктів Паскаль: опис константи ::=const ідентифікатор = статичний вираз опис змінної ::= vr ідентифікатор : індикатор типу { базування }01 індикатор типу ::= ідентифікатор індикатор напередвизначеного типу базування ::=bsolute зображення значення вказівного типу bse ідентифікатор Наприклад: const PI = 3.14; опис константи PI vr sum : integer; опис змінної sum опис змінної mult розташованої в тому місті памяті що і sum vr mult: longint bse sum; опис...