87469

Межличностные отношения. Социометрия

Курсовая

Психология и эзотерика

С этой точки зрения они включают социометрическое направление социометрия исходящее из необходимости количественного измерения тех межличностных отношений симпатии и антипатии которые образуют неформальную структуру отношений в малых группах; направление вытекающее из теории групповой динамики...

Русский

2015-04-21

426.5 KB

4 чел.

Кузбасская государственная педагогическая академия

Технолого-экономический факультет

Кафедра психологии

Курсовая работа

Межличностные отношения. Социометрия.

 

                                                                                                                                 Выполнил (а) -

студент 2 курса, ТЭФ ЗФО

А. А. Волошина

Научный руководитель –

Доцент кафедры психологии,

канд. наук Е. Т. Конюхова

 

Новокузнецк, 2012г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………    3

      Глава 1. Межличностные отношения в группе……………………….  5                  

  1.  Теория малых групп………………………………………………….  5
    1.  Психологическая характеристика группы и коллектива…………..  6 1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп……….  6 1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом           и группой……………………………………………………………… 14
    2.  Теория взаимоотношений личность – коллектив…………………... 19 1.3.1 Основной принцип человеческого общения………………….. 19 1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений……………. 20 1.3.3 Проблема общности в социальной психологии……………… 21

     Вывод……………………………………………………………………... 21  

     Глава 2. Экспериментально – психологические исследования.…...…. 23

2.1 Метод социометрического исследования……………………..... 23 2.1.1 История метода……………………………………………...….. 23 2.1.2 Гипотезы, цели, задачи……………………………………….... 24 2.1.3 Исследование межличностных отношений в группе методом    социометрии…………………………………………………………... 25 2.1.4 Анализ психологических исследований…………………….... 31

     Заключение………………………………………………………………. 37

     Список используемой литературы……………………………………… 38

Введение

       Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

       Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

       Вступая в межличностные отношения  самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

       Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в группах. В  группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между участниками.

       Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением человека в коллективе. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

   Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.   

Цель - выявить особенности межличностных отношений в группе, теоретическое и практическое обоснование межличностных отношений в группе.

           Объект – студенты второго курса КузГПА ТЭФ ЗФО – 10-01.

Предмет – межличностные отношения в группе

Задачи.

1. Дать характеристику феномена межличностных отношений в группе.

2. Рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в группе.

3. Обосновать выбор диагностических средств.

4. Провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты. 

Методы исследования.

  1.  Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
  2.  Эмпирические методы:

а) Методика социометрического измерения (Дж. Морено).

Курсовая работа состоит из двух частей: первая часть - теоретическая. В ней описывается актуальность выбранной темы, выдвигаются гипотезы. Вторая часть - эмпирическая, в ней проводится исследование, обрабатываются результаты, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.

  1.  Межличностные отношения в группе.

1.1 Теория малых групп.

    Теория малых групп – направление экспериментального анализа в рамках микросоциологии и социальной психологии. Основатели – Морено, Левин, Гурвич, Мэйо и д.р. Активные исследования малых групп начались в первые годы 20века и достигли наибольшего расцвета к 30-м годам. Основные теоретические предпосылки исследований малых групп сводились к тому, что малая группа является  главным объектом социологии; их изучение – единственной возможностью реализации собственного научного, экспериментального подхода в социологии, а результаты этих исследований могут экстраполироваться на все более крупные социальные общности.

    Исследования малых групп подразделяются по разным основаниям. Наиболее известная классификация – в соответствии с тем, какими методами проводятся исследования. С этой точки зрения, они включают социометрическое направление (социометрия), исходящее из необходимости количественного измерения тех межличностных отношений симпатии и антипатии, которые образуют неформальную структуру отношений в малых группах; направление, вытекающее из теории групповой динамики, ставящей акцент на качественном анализе и лабораторном моделировании отношений внутри группы, динамики власти и подчинения, стилей лидерства и т.д.; психотерапевтическое направление, исходящее из идеи игрового, «спонтанного» моделирования межличностных отношений (К. Роджерс).

    В последнее время деление исследований малых групп по традиционным методическим направлениям сменяется подразделением по тем функциональным процессам, которые в наибольшей степени интересуют исследователей: направление изучения лидерства; «самораскрытие» индивидов; общение с другими людьми; механизмов принятия решений в группе; коммуникативных (интерактивных) связей и процессов; социально-психологической перцепции и д.р.

   Исследования малых групп чрезвычайно развиты в современной прагматически ориентированной западной социальной психологии и социологии. Недостатки теории малых групп – слабость теоретического и методологического обоснования исследований, абсолютизация роли малых групп, некорректный перенос данных отдельных лабораторных и выборочных экспериментов на все социальное поведение и законы социального развития в целом.

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива.

    1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.

    Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

    Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

    «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

    С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

    Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».

    Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжение  своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

    Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Несмотря на то, что исследователи Р. Бейлз, Г.М. Андрева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский делают акцент на различных аспектах малой группы, все они определяют её как:

  •  собрание индивидов, которое вступает во взаимодействие друг с другом;
  •  число их ограничено;
  •  они идентифицируют себя как члены одной группы;
  •  вырабатывают общие нормы и специфическую культуру;
  •  у них есть цель, которую они оценивают как цель группы.

    Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

    Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

    Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности,  срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

    Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

    И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще - психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

   Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы, протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной  психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного  поведения.

   Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

    Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:

    Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии.

    Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по, совершенно, различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

    Иногда состав микро - группы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы -  триады представляют собой наиболее типичные микро - группы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

    Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

социальные классы;

различные этнические группы;

профессиональные группы;

возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

    Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура  коммуникаций, структура власти.

    “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

    Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.

    Непосредственно общие качества группы:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

    Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

    Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не  может претендовать на успех. По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения». Поэтому социально - психологический анализ больших групп можно рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

    Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

    От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

    Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

    Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).                                                                                                        1.2. 

Классификация межличностных отношений

1. По характеру взаимодействия

а) Деловые отношения

б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах

Могут быть непосредственными – общение с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с помощью других лиц (посредников) или технических средств

Направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек

2. По форме взаимодействия

а) психомоторные

б) интеллектуальные

в) перцептивные

г) коммуникативные

Осуществление практических совместных действий

При решении мыслительных задач (принятие решений и т.п.)

При решении задач на опознание и декодирование сигналов

Посредством речевых функций и других средств общения

Межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные. На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие.

Таким образом, межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, проявлениями которых служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая атмосфера, представляется достаточно сложным феноменом.

Учитывая их несомненную значимость в эффективности жизнедеятельности коллектива, необходимым представляется рассмотрение их регулирования.

Межличностные отношения в коллективе обладают определенной спецификой, которая требует их регуляции. И регулятором здесь выступают нормы. В данном случае различают нормы групповые и социальные.

    Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

    Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

   Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

   Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

   Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться  личные, коллективные и общественные цели и ценности.

    До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь отчасти. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми, кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с не членскими группами.

    Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой.

    Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

        Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу». Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

    Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

внегрупповые (физические и социальные)

внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

    Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив

1.3.1 Основной принцип человеческого общения

   Отношения в группах по мере их превращения в коллективы  закономерно  изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди,  не знающие или слабо знающие друг  друга, не  могут  определённо относится друг к другу),  затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться  в  коллективистские.  Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время,  в течение  которого  индивиды, составляющие  группу,  не  могут измениться как личности.  У каждого человека есть  свои  положительные  и  отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей   стороной,  положительной или отрицательной,  он выступит  во взаимоотношениях с людьми,  зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в  данный момент времени.

   Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне   относительно устойчивой в своих  базовых  свойствах,  внешне может  проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятные условия она создаёт для проявления  лучших  сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

1.3.2  Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

      В самом общем виде развитие личности можно представить  как  процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.  Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих  в общности  норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.  Принеся с собой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше,  чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами  деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем,  что субъект стал таким,  "как все" в   группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей  индивидуальности,  её фиксации.

3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе  стремлением  субъекта  быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности,  которые ей импонируют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.

     Для индивида,  входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется, прежде  всего,  через  принятие этих  характеристик,  т.е. через осознание факта некоторой психической общности с  другими  членами  данной  социальной группы.  Можно сказать,  что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности.  Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства".  Это означает, что универсальным принципом  психического  оформления общности является различение для индивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования   "мы",  в отличие от другого образования "они".  "Мы-чувство" выражает потребность  отдифференцировать  одну  общность  от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе.

   Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется:  рассматриваются выделенные средствами социологии реальные  социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической  общностью, т.е.  позволяют  каждому  её члену идентифицировать себя с группой.

Вывод

Личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макро - уровня, преломляя их через свою призму. В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д.

  1.  Экспериментально – психологические исследования.

2.1 Метод социометрических измерений

2.1.1 История метода.

    Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

    Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]

    Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

      Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях  проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

2.1.2 Гипотезы, цели, задачи.

    Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.

   Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического климата в группе влияет количество участников, имеющих благоприятный статус в группе.

   Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

   Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры

   Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.

   

    Социометрические данные об отношениях в группе могут быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических «звезд» (представители группы, выбираемые большинством ее членов), «пренебрегаемых» (представители группы, имеющие наименьшее количество выборов), «изолированных» (представители группы, не имеющие выборов вообще) и «парий» (представители группы, имеющие только отрицательные выборы).

   Социометрический метод является весьма оперативным, поскольку с его помощью может быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для определения которой другими методами исследования потребовалось бы значительно большее количество времени.

2.1.3 Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии.

Перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся на описании методики, используемой в нашем исследовании для изучения межличностных отношений:

   Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.

Среди существенных инструментов социометрического исследования наибольшей популярностью пользуются:

1. Социометрические тесты - один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе.

2. Социоматрицы - таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе.

3. Социограммы - дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах.

    Важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

   Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:

1)       вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2)       вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3)       вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

4)       формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

   Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы:

1.    Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свой досуг?  

2.     Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

Шаг 1. Инструкция

    В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся и вопросы-критерии.

   Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер.

   Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Следует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы.

   Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.

   При заполнении социометрической матрицы следует помнить, выбор в первую очередь — 3 балла, во вторую — 2 балла, в третью — 1 балл.

Социометрическая карточка

ФИО_________________

_группа_

Вопросы и задания

Фамилии членов группы и показатели оценки

1

С кем из членов группы Вы бы хотели провести свой досуг? Назовите в порядке предпочтения

1.

2.

3.

 

2

К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту? Назовите в порядке предпочтения

1.

2.

3.

 

Шаг 2. Обработка результатов

   Для анализа ответов на первый вопрос строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе.

   Микро - группы определяются по матрице исходя из количества взаимных выборов. При этом считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор: первым, вторым или третьим. В микро - группу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга.

   Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на вопрос, стоящий в социометрической карточке вторым, простым подсчетом количества полученных выборов для каждого члена группы. Дополнительным фактором является степень предпочтительности выбора, т.е. в какую очередь его выбирают: в первую, вторую или третью.

Шаг 3. Интерпретация результатов

   Наличие микро - групп, как и количество в них членов, не говорит однозначно о положении дел в группе. Однако если микро - группы велики, то следует особое внимание обратить на лидеров этих образований, на их социальную роль. Идеальный вариант — абсолютно взаимный выбор. Существование микро - группы свидетельствует о контактной сплоченности: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность группы.

  Лидер. Это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направления и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с предпочтениями, которые он получает от членов группы, выделяющих его среди всех по каким-либо признакам. Что же лежит в основе этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности, тем более вероятно, что появление лидера в группе происходит как реализация именно этих отношений. По существу, лидер — это наиболее референтное для группы лицо в плане совместной деятельности, оказывающее влияние на эффективность ее деятельности.

   Неправильно отождествлять понятия «лидер» и «руководитель». Между ними определены следующие различия:

 

Руководитель

Лидер

1

Назначается официально

Выбирается спонтанно, в результате межличностных отношений

2

Имеет определенные права и полномочия

Не обладает системой санкций, используя которые он мог бы воздействовать на членов группы

3

Представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами

Ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений

4

Несет ответственность за состояние дел в группе, за результаты ее деятельности

Не несет персональной ответственности за состояние дел в группе

   Социометрический статус. Указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, полученных от других. Высокий статус  является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет положительные психологические условия: положительную оценку окружающих, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку; интенсивность личных контактов и т. д. Низкий статус  тормозит или делает противоречивым развитие личности: повышается тревожность, складывается неадекватная самооценка, постепенно формируется отчужденный стиль отношений с окружающими.

   Если в группе преобладают высокие статусы, можно предположить, что большинство членов группы имеют благоприятные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие. Если же в группе преобладают низкие статусы — это говорит о неблагополучном социальном самочувствии большинства ее членов, которые лишены преимуществ активного общения.

   Коммуникативность. Этот термин в данном случае используется для характеристики структуры деловых и межличностных взаимосвязей (например, структуры внутри-группового общения).

   Коммуникативность включает в себя обмен представлениями, интересами, настроениями, чувствами в ходе совместной деятельности членов в группе. Чем ближе величина показателя коммуникативности к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа. Если он меньше или равен 0,2, то -можно предположить возможность коммуникативного барьера как следствие противоречивых отношений между членами группы, социальных, нравственных и других индивидуальных противоречий.

   Психологический климат. Это социально-психологическое понятие эмоционально-оценочного и социально-оценочного плана, характеризующее психологические явления в группе.

   Психологический климат — относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором отражаются настроения людей, их душевные волнения и переживания, отношение друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Он может быть благоприятным и неблагоприятным, здоровым и нездоровым. Если коэффициент благоприятности психологического климата больше 0,65, то можно говорить о преобладании атмосферы взаимного внимания, уважения, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины, принципиальности и ответственности, требовательности к себе и другим.

  1.  Анализ психологических исследований.

    Наше экспериментальное исследование мы проводили  в январе 2012года.

   Группа ТЭФ ЗФО 10-01 сложилась в 2010 году. На момент данного исследования в группе находятся 16 человек, 4 – мужского пола и 14 – женского.

   Членам группы была предложена следующая социометрическая карточка:

ФИО_________________

_группа_

Вопросы и задания

Фамилии членов группы и показатели оценки

1

С кем из членов группы Вы бы хотели провести свой досуг? Назовите в порядке предпочтения

1.

2.

3.

 

2

К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту? Назовите в порядке предпочтения

1.

2.

3.

  

Для анализа ответов на первый вопрос была построена социометрическая матрица, отражающая картину межличностных отношений и партнерства в группе.

Социоматрица -1

Учебное заведение Куз.ГПА, ТЭФ ЗФО, курс 2, группа 10 -01.  

Тест. С кем бы я провел свой досуг.

Кто выбирает.                                                                          

Кого выбирают.

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

количество взаимных выборов

1. Ашпина Е.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

0

2. Белов А.

 

 

3

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

3. Буторина Н.

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

3

4. Ввсева И.

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

0

5. Волошина А.

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

3

 

2

6. Иванова К.

 

1

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

0

7. Иванов Ю.

 

 

3

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

8. Колесникова К.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

2

9. Ляшева Л.

 

 

3

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

0

10. Перфильева Г.

2

 

 

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

 

 

 

0

11. Панкова А.

 

 

3

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

0

12. Пинжина А.

 

1

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

13. Соломенников Д.

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3

0

14. Хоснутдинова С.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

2

 

0

15. Шнейдер О.

 

 

2

 

3

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

16. Чупин В.

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

1

 

 

 

 

 

0

количество выборов

3

4

9

0

5

1

6

4

1

2

1

7

0

0

4

1

сумма выборов

4

7

22

0

12

3

9

8

1

3

1

13

0

0

8

3

Исходя из анализа социоматрицы 1, была построена социограмма.

Социограмма -1.  С кем бы я провел свой досуг.

Учебное заведение Куз.ГПА, ТЭФ ЗФО, курс 2, группа 10-01  

Тест. К кому бы я обратился в трудную минуту.

Кто выбирает.

Кого выбирают.

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

количество взаимных выборов

1. Ашпина Е.

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

0

2. Белов А.

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

3. Буторина Н.

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

3

4. Ввсева И.

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

0

5. Волошина А.

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

2

6. Иванова К.

3

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

0

7. Иванов Ю.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

3

2

8. Колесникова К.

 

 

3

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

9. Ляшева Л.

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0

10. Перфильева Г.

1

 

 

 

 

 

 

3

 

 

2

 

 

 

 

 

1

11. Панкова А.

3

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

12. Пинжина А.

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

13. Соломенников Д.

 

1

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2

0

14. Хоснутдинова С.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

1

 

1

15. Шнейдер О.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

1

16. Чупин В.

 

1

 

 

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

,

0

количество выборов

3

3

10

0

3

2

8

3

0

2

1

7

0

1

3

2

сумма выборов

7

4

19

0

6

5

19

8

0

2

2

11

0

2

5

5

Социоматрица -2

Социограмма -2.  К кому бы я обратился в трудную минуту.

 На основе суммирования числа полученных выборов и взаимовыборов мы определили социометрический статус членов группы (лидеры, популярные, менее популярные, отвергаемые).

   Социометрический статус группы:

Социометрический
статус

I

II

кол-во
испытуемых

% доля

кол-во
испытуемых

% доля

Лидеры

1

6.25%

2

12.25%

Популярные

3

18.75%

1

6.25%

Менее популярные

9

56.25%

10

62.5%

Изолированные

3

18.75%

3

18.75%

Всего

16

100%

16

100%

    В результате социометрического измерения были выявлены следующие особенности. В первой выборке группы, из сделанных 48 выборов – 16 взаимовыбора, а во второй, из сделанных 48 выборов – 15 взаимовыбора.

   1. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело.

   2. Необходимо изучить систему личных отношений в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого члена в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности тренера.

   3. Нельзя оставлять без внимания непопулярных участников коллектива. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений.

Заключение

  

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе была попытка решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между его участниками,  в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между одногруппниками, в совместной деятельности.

   Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений

Список используемой литературы:

1. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. / Под ред. А.Н. Елсукова. - Мн.: Высш. Шк., 1997.

2. Збровский Г.Е. История социологии: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. социология: курс лекций. 2-е изд., перер. и доп. М.:Центр,1997.

4. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.

5. С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. Учебное пособие «Основы современной социологии»

6. Андреева Г.М. Социальная психология, -М.: Издательство МосковскогоУниверситета, 1980г.

7. Донцов А.И. Психология коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.

8. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии, -Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1977г.

9. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1978г.

10. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1987г.

11. Робер М.-А., Ф. Тильман., Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.: "Прогресс", 1988г.

12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979г.

13. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.

14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

PAGE \*ARABIC 35


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72116. Базы данных. Основные понятия и определения 16.69 KB
  База данных -– совокупность связанных данных организованных по определенным правилам предусматривающих общие принципы описания хранения и манипулирования независимо от прикладных программ. Система управления базами данных СУБД – приложение обеспечивающее создание хранение обновление...
72117. Способы адресации ЭВМ в сети 14.08 KB
  Аппаратные адреса представляют собой шестнадцатеричные номера (12 цифр; например: 00-08-74-96-92-5C). Присвоение аппаратных адресов происходит автоматически: они встраиваются в аппаратуру (модемы, сетевые адаптеры и т. д.) на стадии производства или генерируются при каждом новом запуске оборудования.
72118. Реляционная модель данных с хранением в виде двумерных таблиц 22.79 KB
  Таблицы обладают следующими свойствами: каждая ячейка таблицы является одним элементом данных; каждый столбец содержит данные одного типа числа текст и т. Первичный ключ должен обладать следующими свойствами: уникальность: не должно существовать двух или более записей имеющих одинаковые...
72119. Сетевые протоколы. OSI 13.43 KB
  Протоколы – это соглашение о формате и правилах передачи данных по сети. Протоколы обладают следующими свойствами: протоколы работают на разных уровнях модели OSI, поэтому функции протокола определяются уровнем, на котором он работает; несколько протоколов могут работать совместно...
72120. Вычислительная сеть. Структура вычислительной сети 88.34 KB
  Компьютерные сети создаются для разделения ресурсов данных программных средств ресурсов процессора применения многопользовательского режима. Структура вычислительной сети Узел –- это любое устройство подключенное к передающей среде сети.
72121. Алгоритмизация. Базовые алгоритмические структуры 26.87 KB
  Алгоритм точный набор инструкций описывающих порядок действий исполнителя Процесс разработки конкретного алгоритма заключается в последовательном выполнении следующих пунктов: 1 разложении всего вычислительного процесса на отдельные шаги возможные составные части алгоритма что определяется...
72123. Система управления базой данных 13.08 KB
  К основным функциям СУБД относятся: непосредственность управления данными во внешней и оперативной памяти; поддержание целостности данных и управление транзакциями; обеспечение безопасности данных; обеспечение параллельного доступа к данным нескольких пользователей.