8747

Политическое развитие Западной Европы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Политическое развитие Западной Европы Особенности феодальной иерархии король - верховный сюзерен (господин) всех феодалов, первый среди равных в период раздробленности крупные светские и духовные феодалы - вассалы (военные слуги) к...

Русский

2013-02-17

37 KB

15 чел.

Политическое развитие Западной Европы

Особенности феодальной иерархии

  1.  король - верховный сюзерен (господин) всех феодалов, первый среди равных в период раздробленности;
    1.  крупные светские и духовные феодалы – вассалы (военные слуги) короля: князья и графы, архиепископы и епископы; получая землю от короля, приносили ему присягу верности за выполнение определенных обязательств;
    2.  средние и мелкие феодалы - вассалы (слуги) короля, князей и графов: герцоги, бароны, рыцари: получая землю от короля и крупных феодалов, приносили им присягу верности за выполнение определенных обязательств;
    3.  горожане – вассалы феодалов, т.к. города располагались на их землях;
    4.  крестьяне – собственники орудий труда, скота, земля в пользовании за ренту (барщину, оброк (натуральный или денежный)

V-XI вв. – поземельная зависимость и усиление личной зависимости (ущемление личных и политических прав, суд феодала, брачная пошлина и т.д.)

XII-XIII вв. – личная зависимость смягчается, барщина сменилась оброком

Средневековые общности, их роль в формировании корпоративизма

Сословия – большие группы людей с определенными правами и обязанностями, которые передавались по наследству.

I -е сословие – духовенство; II -е сословие – дворянство; III -е сословие – горожане, крестьяне

Особенности сословного строя:

  1.  низкая социальная мобильность;
  2.  высокий уровень групповых (горизонтальных) связей, т.е. корпоративизм;
    •  групповая солидарность;
    •  совместные деятельность и собственность;
    •  особое право и ритуалы;
    •  демократизм

Корпорации: сельская община, ремесленный цех, торговая гильдия, религиозные и военные братства (ордены) и т.д.

Условия формирования западной демократии:

  1.  борьба короля и церкви за власть;
  2.  борьба между королём и феодалами;
  3.  борьба между королём и городами;
  4.  борьба между феодалами и городами;

Итоги:

  1.  сословное представительство (феодалы и горожане);
  2.  демократия не для всех (крестьяне участвовали в представительных органах Швеции, Испании, России);
  3.  депутаты избирались узким кругом влиятельных лиц или назначались мэром, игуменом;
  4.  деятельность сословно-представительных органов не регулярная, как правило, в серьёзных ситуациях;

Главное – ограничение произвола власти

Города получили привилегии:

  1.  самоуправление;
  2.  автономное (самостоятельное) право;
  3.  автономный суд;
  4.  право распоряжаться налогами;
  5.  монополию в торговле и в ряде ремесел;
  6.  право на прилегающие угодья в радиусе трёх миль, т.е. права сеньора на эту сельскую местность

Последствия этого:

  1.  республиканские формы правления;
  2.  города – центры ТДО;
  3.  укрепление мелкое и средней частной собственности;
  4.  города – центры наемного труда и новых категорий труда - административного, интеллектуального, обслуживающего и т.д.;
  5.  города – центры вольнодумства и формирования предпринимателя (буржуа)

Вывод: города придали неповторимое своеобразие цивилизации

Особенности средневекового сознания:

  1.  Идея конечности истории и Страшного суда;
  2.  Вера в посмертную судьбу человека;
  3.  Теоцентрическая модель мира. «Бог – центр мира, присутствует во всех своих творениях»;
  4.  Человек унаследовал от Адама греховное начало => изначально заложено зло;
  5.  Мир прекрасен, т.к. создан Богом, вместе с тем материален => греховен;
  6.  Символизм: в природе пытались увидеть иную, высшую ценность

Главная особенность сознания – дуализм (раздвоение): небесное противостоит земному, Бог – дьяволу, тело – душе, хотя церковь полностью не отвергала материальное.

Истоки экономического «европейского чуда»:

  1.  Западная Европа была прямой наследницей античного мира с развитыми ТДО, с правом собственности, с поощрением активной созидательной личности;
  2.  Завершившаяся победой борьба горожан с феодалами;
  3.  Активные, отстаивающие свои права сословия  => государство было вынуждено с ними сотрудничать;
  4.  Церковь в конечном итоге стала поощрять коммерцию и предпринимательство

Исламская цивилизация

Особенность возникновения: цивилизация и государственность появились одновременно и на основе только что зародившейся религии спасения, тогда как остальные религии формировались на базе сложившихся цивилизаций.

Особенности религиозно-культурных традиций ислама

  1.  Слияние политической и религиозной власти. Халифы и эмиры были одновременно и политическими, и религиозными вождями. Это сковывало произвол чиновников, т.к. бюрократия должна была руководствоваться Кораном и считаться с духовенством  => политика и религия не стали конкурирующими идеологиями.
  2.  Идея предопределения судьбы. Волей Бога все заранее обдумано и предрешено, следовательно, сопротивляться ей бесполезно. Это сковывало инициативу и предприимчивость человека.
  3.  Большое значение придаётся обрядности. Это приучает к повиновению и дисциплине. Регламентируется даже повседневная жизнь мусульманина, а христианин руководствуется 10 заповедями.
  4.  Ислам, подобно христианству, осуждает социальную несправедливость, однако для христианина помощь бедным – сугубо личное дело, а для мусульманина – священный долг.
  5.  Неравенство мужчины и женщины закреплено в Коране, христианская этика отвергает это неравенство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54135. ВІДНІМАННЯ ТРИЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ У ВИПАДКУ КОЛИ В ЗАПИСУ ЗМЕНШУВАНОГО Є НУЛЬ 88 KB
  Уявіть що ми з вами на мить стали чарівниками у кожного з вас у долонях чарівна посмішка подаруйте її своєму товаришу по парті Прошепотіть один одному на вушко комплімент і почнемо працювати з гарним настроєм Актуалізація опорних знань учнів Цей урок нас навчить: зрозуміти особливість письмового віднімання з переходом через розряд; творчо розвязати задачу; виконувати логічні завдання. Розвязування прикладів № 691 частину коментовано частину самостійно. За...
54136. Решение логических, занимательных задач 43 KB
  Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; способствовать развитию внимания, мышления, памяти, смекалки, познавательной и творческой активности учащихся; воспитывать трудолюбие, ответственность, интерес к изучению математики.
54137. Розв'язування вправ на всі дії з десятковими дробами. Урок-подорож сторінками Червоної книги України 36 KB
  Розповідь вчителя про Міжнародну Червону книгу та Червону книгу України слайд 12 ІІ. На мультимедійну дошку проектуються завдання: Сполучити між собою звичайні дроби та рівні їм десяткові слайд 3: 125 02 0013 05 002 2. Виконати запропоновані дії слайд 4 Кожна дія супроводжується формулюванням відповідного правила. Розгадати кросворд і у виділеному стовпці прочитати назву рослини занесеної до Червоної книги слайд 5 1.
54139. Разработка диверсификационной стратегии компании ООО «Гем» на рынках лабораторных расходных материалов 1.85 MB
  Подавляющее большинство компаний, вне зависимости от выбранной стратегии и масштаба деятельности рано или поздно ставит перед собой задачу роста. Эта задача может быть связана, как со стремлением бизнеса постоянно повышать свою капитализацию или увеличивать денежный поток, с целью генерирования прибыли, так и с возможным желанием владельцев удовлетворять свои амбиции
54140. З досвіду організації самостійної роботи студентів 85.5 KB
  Самостійна робота студентів є важливим фактором підвищення ефективності пізнавального процесу під час підготовки майбутніх фахівців. Це пов`язано з тим що тільки в процесі самостійної роботи студент одержує міцні знання розвиває вміння творчого мислення та використання знань у практичній діяльності. Форми самостійної роботи студентів та проблеми її організації дуже різноманітні. Основні напрями рішення цієї проблеми:...
54141. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 35.5 KB
  Мета: освітня: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розвязувати неповні квадратні рівняння; розвиваюча: розвивати вміння вільно висловлюватися з теми відпрацьовувати вміння говорити коротко але по суті й переконливо; виховна: виховувати активність увагу...
54142. Загальна схема дослідження функції та побудова її графіка 624 KB
  Узагальнити та систематизувати знання студентів з теми Дослідження функції і побудова її графіка за допомогою похідної. Знайдемо стаціонарні точки функції. За допомогою другої похідної знаходимо напрямки опуклості і точки перегину графіка функції: критична точка другого роду.
54143. Додавання і віднімання десяткових дробів 44.5 KB
  Перевіримо чи всі документи готові для експедиції перевірка готовності робочих місць наявність домашнього завдання. Підготовка до експедиції. При виконанні завдань експедиції необхідно вміння перевіряти себе. До експедиції готові то ж у путь ІІІ.